Введение 3
1. Понятие зрительного восприятия 5
2. Развитие зрительного восприятия у дошкольников 8
3. Особенности зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями речи 11
Заключение 16
Список использованных источников 18
Дошкольный возраст представляет собой период интенсивного освоения детьми разговорного языка, формирования и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте представляет собой необходимое условие решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Данное положение было подтверждено разнообразными исследованиями, которые проводились в сфере развития речи детей дошкольного возраста психологами, педагогами, лингвистами, такими как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский.
Зрительное восприятие и восприятие в целом является сложнейшим процессом, происходящим в психике человека, тем более дошкольника. Ученые всего мира, такие как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, В.И. Голод и другие, проводили и продолжают проводить разнообразные эксперименты, исследования, позволяющие в максимальной степени понять процесс зрительного восприятия и попытаться разрешить проблему его нарушения.
Такие исследователи, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и другие подчеркивают, что все психические процессы имеют взаимное влияние. Так, к примеру, речь связана с мышлением, восприятие с ощущением. Некоторые психические процессы не имеют непосредственной и очевидной связи, но все же имеют связь опосредованную через другой психический процесс и при ее видении уже не кажутся несвязанными.
Проблема адаптации полноценной жизни ребенка с нарушениями речи в обществе неразрывно связана с проблемами восприятия им окружающего мира, одну из первых ролей в восприятии окружающего играет зрительное восприятие. Поэтому проблема изучения зрительного восприятия у детей с нарушениями речи является актуальной.
Цель исследования: изучить особенности зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями речи.
Задачи исследования:
- дать определение зрительного восприятия;
- описать развитие зрительного восприятия дошкольников;
- рассмотреть особенности зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями речи.
Объект исследования: зрительное восприятие дошкольников.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями речи.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение литературных источников.
В качестве теоретической базы исследования были использованы работы таких ученых как Т.В. Башаева, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, М.Т. Яхина и др.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. В старшем дошкольном возрасте под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, в том числе и восприятия. Ребенок овладевает восприятием формы, цвета, картинки, пространства, сказки, человека.
Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит тем полнее и точнее они отражают раздражители.
Особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста заключаются в восприятии и представлении процессов о предметах и явлениях окружающего мира, что предполагает сенсорное развитие, которое необходимо для усвоения детьми сенсорных эталонов. Овладев такого рода системой, ребенок получает набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.
Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов с другой, формируются и развиваются под влиянием слова. Так, зрительное восприятие у дошкольников с речевой патологией отличается недостаточностью сформированности целостного образа предмета, при этом, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы.
Для детей дошкольного возраста с нарушением речи характерно нарушение зрительной сферы, которая проявляется в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.
Дети старшего дошкольного возраста с такой формой речевой патологии как общее недоразвитие речи, обладают низким уровнем развития буквенного гнозиса: у них возникают трудности при дифференцировании нормального и зеркального написания букв, они могут не узнавать буквы, которые наложены друг на друга, затрудняются в назывании и сравнении букв, которые похожи графически, в назывании букв печатного шрифта, которые предъявляются непоследовательно. По этой причине большинство детей с данной формой речевой патологии оказываются не готовыми к освоению письменной речи. Помимо этого, они затрудняются в дифференцировании понятий «справа» и «слева», не могут ориентироваться в собственном теле. Поэтому при планировании мероприятий по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, в программу занятий необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия.
Таким образом, у детей с нарушением речи, а именно общим недоразвитием речи, наблюдается нарушение таких свойств зрительного восприятия как: переключаемость зрительного внимания, константность зрительного восприятия, целостность, антиципация, апперцепция, осмысленность, предметность и избирательность. Это диктует необходимость целенаправленного обучения детей.