Введение 3
1. Понятие зрительного восприятия 5
2. Развитие зрительного восприятия у дошкольников 8
3. Особенности зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями речи 11
Заключение 16
Список использованных источников 18
Дошкольный возраст представляет собой период интенсивного освоения детьми разговорного языка, формирования и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте представляет собой необходимое условие решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Данное положение было подтверждено разнообразными исследованиями, которые проводились в сфере развития речи детей дошкольного возраста психологами, педагогами, лингвистами, такими как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский.
Зрительное восприятие и восприятие в целом является сложнейшим процессом, происходящим в психике человека, тем более дошкольника. Ученые всего мира, такие как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, В.И. Голод и другие, проводили и продолжают проводить разнообразные эксперименты, исследования, позволяющие в максимальной степени понять процесс зрительного восприятия и попытаться разрешить проблему его нарушения.
Такие исследователи, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и другие подчеркивают, что все психические процессы имеют взаимное влияние. Так, к примеру, речь связана с мышлением, восприятие с ощущением. Некоторые психические процессы не имеют непосредственной и очевидной связи, но все же имеют связь опосредованную через другой психический процесс и при ее видении уже не кажутся несвязанными.
Проблема адаптации полноценной жизни ребенка с нарушениями речи в обществе неразрывно связана с проблемами восприятия им окружающего мира, одну из первых ролей в восприятии окружающего играет зрительное восприятие. Поэтому проблема изучения зрительного восприятия у детей с нарушениями речи является актуальной.
Цель исследования: изучить особенности зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями речи.
Задачи исследования:
- дать определение зрительного восприятия;
- описать развитие зрительного восприятия дошкольников;
- рассмотреть особенности зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями речи.
Объект исследования: зрительное восприятие дошкольников.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями речи.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение литературных источников.
В качестве теоретической базы исследования были использованы работы таких ученых как Т.В. Башаева, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, М.Т. Яхина и др.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. В старшем дошкольном возрасте под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, в том числе и восприятия. Ребенок овладевает восприятием формы, цвета, картинки, пространства, сказки, человека.
Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит тем полнее и точнее они отражают раздражители.
Особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста заключаются в восприятии и представлении процессов о предметах и явлениях окружающего мира, что предполагает сенсорное развитие, которое необходимо для усвоения детьми сенсорных эталонов. Овладев такого рода системой, ребенок получает набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.
Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов с другой, формируются и развиваются под влиянием слова. Так, зрительное восприятие у дошкольников с речевой патологией отличается недостаточностью сформированности целостного образа предмета, при этом, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы.
Для детей дошкольного возраста с нарушением речи характерно нарушение зрительной сферы, которая проявляется в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.
Дети старшего дошкольного возраста с такой формой речевой патологии как общее недоразвитие речи, обладают низким уровнем развития буквенного гнозиса: у них возникают трудности при дифференцировании нормального и зеркального написания букв, они могут не узнавать буквы, которые наложены друг на друга, затрудняются в назывании и сравнении букв, которые похожи графически, в назывании букв печатного шрифта, которые предъявляются непоследовательно. По этой причине большинство детей с данной формой речевой патологии оказываются не готовыми к освоению письменной речи. Помимо этого, они затрудняются в дифференцировании понятий «справа» и «слева», не могут ориентироваться в собственном теле. Поэтому при планировании мероприятий по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, в программу занятий необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия.
Таким образом, у детей с нарушением речи, а именно общим недоразвитием речи, наблюдается нарушение таких свойств зрительного восприятия как: переключаемость зрительного внимания, константность зрительного восприятия, целостность, антиципация, апперцепция, осмысленность, предметность и избирательность. Это диктует необходимость целенаправленного обучения детей.
1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология: Учебник / Г.С. Абрамова. - М.: Прометей, 2017. - 708 с.
2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
3. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2013. – 37 с.
3. Белоусова, А.К. Возрастная психология: Учебник / А.К. Белоусова. - М.: Феникс, 2013. - 591 с.
4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ГУ ВШЭ, 2013. - 528 с.
5. Веракса, Н.Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 446 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 359 с.
7. Волков, Б.С. Психология дошкольного возраста (для бакалавров): Учебник / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: КноРус, 2017. - 270 с.
8. Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н.Леонтьева. - М.: МГУ, 2013. – 227 с.
9. Выготский, Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 2014. – 28 с.
10. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с.
11. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 313 с.
12. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 377 с.
13. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / О.О. Гонина. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 465 с.
14. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Н.С. Ежкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 182 с.
15. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. – 312 с.
16. Жукова, Н.С. Логопедия: основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; под ред. Кондрашовой Л.В. - М.: Эксмо, 2013. - 288 с.
17. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2013. - 320 с.
18. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Юрайт, 2014. – 164 с.
19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи – 4-е изд. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: «Сфера», 2014. - 256 с.
20. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2013. – 680 с.
21. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
22. Немов, Р.С. Общая психология в 3 Т. Книга 1. Ощущение и восприятие. - 6-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Юрайт. - 2016. - 302 с.
23. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. - 5-е изд. - СПб: Питер, 2013. - 420 с.
24. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.И. Изотова и др.; под ред. Е.И. Изотовой. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 240 с.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
26. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие. - М.: Феникс, 2016. - 287 с.
27. Современное образование: сб. учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
28. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др.; под ред. Карповой В.Н. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.
29. Хрянин, А.В. Психофизиологическая структура взаимосвязи компонентов зрительного восприятия и речи у детей 5-6 и 7 лет / А.В. Хрянин, С.К. Хромова, Н.Н. Теребова // Новые исследования. - 2013. – №1. - С. 28-41.
30. Яхина, М.Т. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи / М.Т. Яхина // Молодой ученый. - 2013. – №2. - С. 139-142.