Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ознакомление с русскими народными сказками детей младшего дошкольного возраста (Дошкольная (специальная) педагогика, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №43510

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы36
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть много приложений.
Введение 3
1 Характер и значение русской народной сказки 5
1.1 Своеобразие русской народной сказки 5
1.2 Значение русской народной сказки для всестороннего развития ребенка 8
2 Задачи и содержание работы со сказкой 11
2.1 Особенности восприятия сказок детьми младшего дошкольного возраста 11
2.2 Специфика работы по ознакомлению со сказкой 13
3 Методика ознакомления с русской народной сказкой младшего дошкольного возраста 16
3.1 Методы, приемы и средства ознакомления младших дошкольников со сказками 16
3.2 Практическое применение методов и приемов ознакомления сказками 19
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложение 1 28


Для современного мира характерно ускорение и увеличение информационной емкости научных открытий, событий социальной и обыденной жизни. Все перечисленное предъявляет особые требования к образованию. В Концепции дошкольного воспитания, одной из главных задач указывается становление базиса личностной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни, ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, то есть к тем, что заложены в представлениях об истине, добре и красоте. В жизни детей должно быть что-то особенное, что поможет им, даст нужные ориентиры – это может быть и должна быть народная культура. Национальное своеобразие народа, его культурные ценности лучше всего познавать через русские народные сказки.
Все вышесказанное обуславливает необходимость подробного изучения темы исследования.
Основополагающих трудов по вопросу ознакомления с русскими народными сказками почти нет. Однако на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.).
Данная тема затрагивается в работах по нравственному воспитанию дошкольников. Вопросу роли сказки в нравственном воспитании дошкольников посвящены публикации таких авторов как, Кондрашова Н. В, Кнутарева Н. Е.
Объектом исследования являются русские народные сказки в дошкольной педагогике.
Предметом – ознакомление с русскими народными сказками детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы: изучить методику и содержание работы по ознакомлению с русскими народными сказками детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – реализация психолого-педагогических условий и грамотное использование методик ознакомления со сказками, будет способствовать всестороннему развитию младших дошкольников.
Базой исследования было выбрано дошкольное учреждение МБДОУ детский ясли-сад «Улыбка» села Шипуново.
Цель конкретизируется в задачах:
1. Рассмотреть характер и содержание русских народных сказок;
2. Определить задачи и содержание работы по ознакомлению со сказкой
детей младшего дошкольного возраста;
3. Изучить методику ознакомления с русской народной сказкой детей младшего дошкольного возраста.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, метод обобщения, изучение педагогической литературы.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения. списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для развития ребенка важное значение имеет сказка. Именно в сказках содержится народная мудрость, особенности национального характера, нравственные ценности и идеалы. Воздействие народной сказки на ребенка велико. Этот жанр несет в себе не только развлекательный, но и познавательный, воспитательный характер, учит сопереживать героям и верить в силы добра.
Теоретический анализ трудов отечественных исследователей показал, что история сказки насчитывает не одну сотню лет. Точных данных о том, когда появилась первая сказка нет. В основе всегда лежат фантастические истории о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Сказка имеет строгую литературную форму: в ней всегда есть зачин и концовка.
Главным отличием русских народных сказок от сказок других народов является: особенность русского характера, сильная вера в чудеса и в значение сказанного слова.
Был сделан вывод о важности русской народной сказки в процессе формирования личности ребенка. Это объясняется тем, что с помощью сказок создается фундамент для формирования духовно-нравственной сферы. Кроме нравственного начала, сказочные истории способствуют развитию речевых и мыслительных навыков. Благодаря простоте повествования, прослушивая сказки дети получают уроки доброты, милосердия, трудолюбия.
В процессе ознакомления с этим видом устного народного творчества, педагогу необходимо решить образовательные, развивающие и воспитательные задачи. При подготовке и проведении занятий с детьми младшего дошкольного возраста, необходимо учитывать особенности восприятия произведений этого жанра. В качестве особенностей восприятия были отмечены следующие качества:
обязательное изображение сказочной истории, эмоциональное отношение к героям, тяга к ритмичной речи.
В результате анализа изученной и проанализированной литературы, нами были выделены приемы, которые можно применять на занятиях по ознакомлению со сказками. К таким приемам относятся: анализ сказки, постановка сказок при помощи кукол, сочинение сказки, инсценировка сказок, действенное соучастие, акцент на фрагментах текста, усиление зрительных впечатлений. Отбирая приемы и средства для проведения занятия, необходимо придерживаться принципов активности и самостоятельности, познавательной выразительности, наглядности.
Организация занятий по сказкам была рассмотрена на базе дошкольного учреждения ясли-сад «Улыбка» села Шипуново Алтайского края. В данном учреждении реализована программа дополнительного образования «Самоцветы». В рамках которой проводятся занятия по знакомству с народным творчеством. Был приведен пример комплекса занятий по сказке «Курочка Ряба». В рамках данных занятий было отмечено применение различных заданий и игр, способствующих развитию речи, лексики, мышления и кругозора.
В заключении, необходимо отметить, что для успешного проведения занятий по знакомству с русскими народными сказками, педагогом должны применяться различные методы и приемы рассказывания; индивидуальный и дифференцированный подход.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – с. 9-14.
2. Аблитарова А. Р., Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста/ А.Р. Аблитаров, Э. Ванеев // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - С. 8-10
3. Баранова какой С.П., формироваПедагогика / С.П. Баранова, В.А. Сластенина - М.: Просвещение, 2013. С. 256 – 277
4. Большунова Н.Я. Технология организации занятий в детском саду в формах игры средствами сказки/ Н.Я. Большунова// Сибирский педагогический журнала.- 2013.- №3.- С. 45-48.
5. Боровенская И. Ю. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста/ И.Ю. Боровенская // Молодой ученый. - 2017. - №41. - С. 154-160.
6. Бутенко Н. В. Художественно-эстетическое развитие личности в
период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании / Н.В. Бутенко// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2014.- Вып. 4.- С. 56 – 60.
7. Виноградова С. А. Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста/ С.А. Виноградова, Ф. Е. Баймухамбетова // Педагогика и современность. - 2014.- № 3. - С. 39-42.
8. Денисова О.А. Конспект интегрированного занятия по сказке «Колобок» для детей второй младшей группы// Теория и практика дошкольного образования.- 2014.- №2.- С.27-30.
9. Ежова Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Н.С. Ежова.- М: Юрайт, 2017.- 183 с.
10. Кондрашова Н.В. Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок [Электронный ресурс]/ Н.В. Кондрашова, М.О. Шорчева// Концепт: электронный научно-методический журнал.- 2014.- №4.- Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/45, свободный.- Загл. с экрана.- (дата обращения 09.02.2018)
11. Кондрашова Н.В. Использование народной педагогики в современных ДОУ/ Н.В. Кондрашова// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2013.- №7.- С. 152-155.
12. Кнутарева Н.Е. Развивающий потенциал народных сказок в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи/ Н.Е. Кнутарева// Теория и практика дошкольного образования.- 2013.- №3.- С.43-49.
13. Кудрина Л. В., Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР/ Л.В. Кудрина// Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 58 – 63.
14. Макаров А.В. Влияние русской народной сказки на формирование ценностных ориентаций дошкольников/ А.В. Макаров// Общество: Социология, психология, педагогика.- 2013.- №4.- С. 67- 69.
15. Микляева Н.В. Теоретические основы дошкольного образования: учебник/ Н.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2015. – 119 с.
16. Мустафаева С.Т.Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок/ С.Т. Мустафаева// Теория и практика дошкольного образования.- 2017.- №1.- С.63-69.
17. Сабодаш О.А. Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников/ О.А. Сабодаш// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2013.- №1.- С. 23-30.
18. Смердова Т.Н. Сказка в концептуальном пространстве детства/ Т.Н. Смердова // Вестник Тюменского Государственного университета.- 2012.-№1.- с. 67
19. Снегирева О.Ф. Сказка как метод развития речевого творчества у детей дошкольного возраста/ О.Ф. Снегирева// Теория и практика дошкольного образования.- 2014.- №1.- С.56-60.
20. Тарасова М.Н. Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками/ М.Н. Тарасова//Теория и практика дошкольного образования.- 2014.- с.121
21. Терашкович А. И. Роль сказки в жизни дошкольника [Электронный ресурс]/ А.И. Терашкович// Дошколенок .ру.- Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/stati/6299-rol-skazki-v-zhizni-doshkolnika.html, свободный.- Загл. с экрана
22. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov, свободный.- Загл. с экрана.- (дата обращения)
23. Трофимова Г.А. Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит/ Г.А. Трофимов// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.- №3.- С. 56-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ