Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения (Психолого-педагогическая диагностика, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №39186

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психодиагностика

Объем работы44
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
509
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 126 компенсирующего вида г.Барнаула.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было выявить уровень развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения. В работе приняли участие 10 детей, 5-6 лет с нарушением зрения
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения 6
1.1.Внимание как познавательный процесс 6
1.2. Онтогенетические аспекты развития внимания 11
1.3. Особенности развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа особенностей развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения 19
2.1.Организация, методы исследования развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения 19
2.2. Результаты исследования особенностей развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения 25
Заключение 34
Список использованных источников 37
Приложения 41


Актуальность исследования. Под влиянием новых социокультурных факторов возникла необходимость преобразовать отечественную систему обучения детей. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие психических процессов, свойств и состояний. Среди указанных характеристик одним из важных свойств психики ребенка является внимание. Проблема внимания является разработанной как в общей, так и в детской психологии. Внимание продолжает привлекать к себе интерес исследователей как сложная многоуровневая деятельность, которая реализуется в единстве нескольких связанных между собой звеньев: мотивационного, индивидуально-психологического, операционного и других. С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители детей, начавших обучение в образовательной среде. Это очевидно, так как учебная деятельность предъявляет к ребёнку новые, более высокие формы произвольного поведения, способность управления психическими процессами. «Невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» отмечаются у многих нормально развивающихся дошкольников и представляют особо острую проблему. Поэтому уже в старшем дошкольном возрасте ребенок должен научиться сознательно управлять своим вниманием.
Для любого ребёнка, особенно с нарушением зрения, чрезвычайно важно развивать внимание. У слабовидящих и частично видящих детей внимание развито недостаточно, поскольку существенно пониженным зрением ограничивается возможности восприятия объектов, могущих вызвать интерес и соответствующие эмоциональные реакции. Дети с нарушением зрения быстрее утомляются, медленнее переключаются на какой-либо иной деятельности, не сразу включаются в работу. Неумение быстро переключать своё внимание ведёт к затруднениям, если необходимо от игры перейти к занятию, в таких идёт речь о рассеянности детей, им необходимо сделать паузу, для того, чтобы переключить своё внимание с одного на другое. Благодаря специальной тренировке, можно значительно развить произвольное внимание, что даёт ребёнку возможность самым активным образом, избирательно «извлекать» из своей памяти требуемую в данный момент информацию и выделять в ней важное.
Необходимо своевременно оказывать помощь детям с нарушением зрения, уже в рамках дошкольных образовательных организаций, для того чтобы при поступлении в школу, и дальнейшем обучении в ней, избежать большого напряжения и стресса, при овладении школьными навыками и социализации в обществе. Итак, проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения актуальна, в силу того, что большинство рекомендаций по указанному вопросу, имеют отношение преимущественно к начальной школе, а наработанный опыт организации работы в рамках дошкольных образовательных организаций недостаточно систематизирован.
Ряд ученых (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, В.П. Мусина, Э.Я. Пекелис, Л.И. Переслени, Г.М. Понарядова, У.В. Ульенкова), обращают внимание, что обязательным условием для беспрепятственного вхождения детей в образовательный процесс, служит определённый и достаточно высокий уровень развития внимания. Поэтому развивать и совершенствовать произвольное внимание в период старшего дошкольного возраста не менее важно, чем обучать письму, учить счёту, чтению.
Цель исследования: изучить особенности развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения.
Объект исследования: развитие внимания у старших дошкольников с нарушением зрения.
Предмет исследования: особенности развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: особенности развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения характеризуется: малым объёмом внимания; малой концентрацией внимания, с частыми отвлечениями на посторонние предметы и звуки; большим количеством ошибок.
Задачи исследования:
 изучить внимание как познавательный процесс;
 рассмотреть онтогенетические аспекты развития внимания;
 выявить особенности развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения;
 провести опытно-экспериментальную работу особенностей развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения.
Методы исследования:
 теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ);
 эмпирические (наблюдение, тестирование, количественный и качественный анализ данных)
Теоретико-методологическая база. В психологической науке присутствуют многочисленные теории и концепции по развитию внимания и его составляющим (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, Т. Рибо и др.). Современная зарубежная и отечественная психология, проблему внимания рассматривает с различных позиций: достаточно большая группа исследователей, при разработке вопросов теории внимания, рассматривают его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), другими специалистами приоритетное внимание уделяется физиологическим механизмам (А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, Т. Рибо). Некоторые авторы проблему внимания рассматривают исходя из психолого-педагогического аспекта, то есть обращаются к условиям и закономерностям его формирования (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Н.В. Дубровинская и др.).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 126 компенсирующего вида г. Барнаула.
Структура работы сформирована согласно целям и задачам исследования и состоит из: введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и библиографического списка использованных в работе источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, автором ставилась цель изучить особенности развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения. В процессе выполнения были решены задачи и сформулированы выводы.
Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа.
Проблема внимания была впервые разработана в рамках психологии сознания. Основной задачей считалось исследование внутреннего опыта человека. Но пока основным методом исследования оставалась интроспекция, проблема внимания ускользала от психологов. Внимание служило лишь «подставкой», инструментом для их ментальных опытов. В последующем вниманию уделяли в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученные, каждый автор подходил к исследованию особенностей внимания с различной точки зрения. Изучением внимания, как психического процесса занимались такие психологи как В. Вундт, Э.Б.Титченер, В. Джеймс, Т.Рибо, Н.Н. Ланге; их работы называют работами классиков экспериментальнойй психологии конца XIX начала XX вв. Вопросу развития внимания уделяли много в своих исследованиях С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и многие другие. По активности человека в организации внимания психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Внимание характеризуется различными качествами и свойствами, имеет сложную функциональную структуру, основанную взаимосвязями его важнейших свойств, которые делятся на первичные (объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение) и вторичные (переключаемость).
На этапе дошкольного детства возникновение и развитие у ребёнка внимания является одним из важнейших приобретений личности. Будучи связанным с формирование у ребёнка волевых качеств, оно так же находится в тесном взаимодействии с его умственным развитием. Необходимо своевременно оказывать помощь детям с нарушением зрения, уже в рамках дошкольных образовательных организаций, для того чтобы при поступлении в школу, и дальнейшем обучении в ней, избежать большого напряжения и стресса, при овладении школьными навыками и социализации в обществе.
Особенностью детей с нарушением зрения являются быстрое утомление на занятиях, медленное переключение на другой вид деятельности, не могут сразу включится в работу. Увеличение времени восприятия информации, замедленность в выполнении заданий, приводит к трудностям, связанным с концентрацией внимания на задании, переключении с одного задания на другое, распределением своего внимания на отдельные части задания, что ведет к рассеянности и несобранности. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая, к-7 годам она увеличивается, но всё же остаётся ещё слаборазвитой. У ребёнка нужно постепенно развивать способность делать волевые усилия и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. Устойчивость существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с предметом (изучает, рассматривает). Неумение быстро переключить внимание приводит к затруднениям, когда нужно от игры перейти к занятию, в таких случаях говорят, что дети рассеяны, им нужна пауза, чтобы переключить своё внимание на другое. Дети с нарушением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира.
В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента мы выявили следующие особенности внимания у детей с нарушением зрения: непроизвольный характер - ребенок легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. У детей с нарушением зрения отмечаются трудности в сосредоточении внимания на непонятном, трудном. Дети быстро отвлекаются и очень плохо умеют управлять своим вниманием. Им трудно искать какой-нибудь предмет, произвольно сосредотачиваясь на нём. Формы произвольного, послепроизвольного и привычного внимания дошкольников с нарушением зрения слабо развиты.
На этапе дошкольного детства возникновение и развитие у ребёнка внимания является одним из важнейших приобретений личности. Будучи связанным с формирование у ребёнка волевых качеств, оно так же находится в тесном взаимодействии с его умственным развитием.
Гипотеза: особенности развития внимания у старших дошкольников с нарушением зрения характеризуется: малым объёмом внимания; малой концентрацией внимания, с частыми отвлечениями на посторонние предметы и звуки; большим количеством ошибок - подтвердилась. Цель достигнута, задачи решены.



1. Аксенова, Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики [Текст] / Л.И. Аксенова // Дефектология. №3. 2012. - С. 5-69.
2. Аксенова, М.Н. Об уровне развития устойчивости произвольного внимания у детей, поступающих из детского сада в школу [Текст] / М.Н. Аксенова, К.А.Некрасова // Вопросы психологии. - 2014. - №5. - С.5-32.
3. Выготский, Л.С. История развития высших психологических функций. [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2013. - 420 с.
4. Венгер, Л.А. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Л.А.Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 4-61.
5. Гайдукевич, С.Е. Обучение незрячих и слабовидящих детей раннего возрастов умениям и навыкам самостоятельного приема пищи [Текст] / С.Е. Гайдукевич // Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Сб. статей. - Минск, 2014. -159 с.
6. Григорьева, Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсомоторными нарушениями [Текст] / Л.П. Григорьева // Дефектология, 2012, № 1. С.4-26.
7. Добрынин, Н. Ф. О теории и воспитании внимания / Н. Ф. Добрынин // Вопросы психологии. - 2013. - № 8. - С. 5-32.
8. Джеймс, У. Психология [Текст] / У. Джеймс; пер. с англ.; ред. Л.А. Петровская; отв. ред. М. Г. Ярошевский. - М.: Педагогика, 2013. - 368 с.
9. Денискина, В.З. Зрительные возможности слепых с остаточным форменным зрением [Текст] / В.З. Денискина// Дефектология. - 2011. - № 6. - с. 61-71.
10. Денискина, В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение [Текст] / В.З. Денискина // Дефектология. - 2011. - № 5. - с. 56-64.
11. Денискина, В.З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - № 5. - С. 2- 28.
12. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе [Текст] / Н.В. Дубровинская // Психологический журнал. - 2012. - №5. - С. 44-55.
13. Дробинский, А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания [Текст] / А.О. Дробинский // Дефектология. - 2012. - № 1. - С. 3-36.
14. Зорина, С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения [Текст] / С.С. Зорина // Специальное образование. - 2014. -№ 4. - С. 2-66.
15. Зубкова, В.П. Изучение представлений об экспрессивном компоненте эмоций у детей с нарушением зрения [Текст] / В.П. Зубкова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 98.С.5-24.
16. Литвак, А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих [Текст]/ А.Г. Литвак.- СПб, 2012. - 280 с
17. Матюгина, И.Ю. Как развивать внимание [Текст]/ И.Ю. Матюгина // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 4. - С. 2-47.
18. Марьянович. А.Т. Методика исследования динамики внимания [Текст]/ А.Т. Марьянович // Вопросы психологии. - 2013. - №2. - С. 1-24.
19. Менделевич, В.Д. Психологическая и патопсихологическая характеристика познавательных процессов // Клиническая психология / В.Д Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2013. - 131 с.
20. Назарова, Т.П. Некоторые особенности мыслительной деятельности слабовидящих младших школьников [Текст] / Т.П. Назарова. // Дефектология. - №2. - 2017. С.4-43.
21. Овчинникова, Г.В. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Г.В. Овчинникова // Вестник КемГУ. - 2012. - № 3. - С. 8-50.
22. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология. - 2013. - №2. - С.8-58.
23. Подколзина, Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Вестник тифлологии.- 2016. - №2. С.4-35.
24. Подколзина, Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология, 2012 №6. С.5-25.
25. Подколзина, Е.Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология. - 2011. - №2. - С. 4 - 52.
26. Рототаева, Н.А. Организационно-педагогическая концепция школы социального успеха [Текст] / Н.А. Рототаева // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2014. - № 5. - С. 13-21
27. Рубинштейн, С.Я. Особенности памяти умственно отсталых школьников. Методы исследования памяти // Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2011. - 338 с.
28. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ Л.Ф. Тихомирова - Ярославль: « Академия развития», 2011. - 150 с.
29. Чевычелова, Е.А. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Старшая группа [Текст] / Е.А. Чевычелова. - Волгоград, 2013. - 94 с.
30. Якобсон, С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у школьников [Текст]/ С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 3-10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ