Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности общения со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением зрения (Общая психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №44880

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы30
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Практическая часть работы построена на эксперименте, который проводился на базе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений «Детский сад №50» и «Детский сад №53» города Барнаула в декабре 2017 года. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 3-4 лет - 10 детей с нарушениями зрения и 10 детей с нормальным зрением
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы общения со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением зрения 6
1.1 Понятие общения в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Развитие общения в онтогенезе 9
1.3 Особенности развития общения дошкольников с нарушением зрения 12
Выводы по 1 главе 17
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей общения со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением зрения 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 19
Выводы по 2 главе 26
Заключение 27
Список использованных источников 29


Человек не способен жить, работать, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение представляет собой необходимое условие существования человека и, вместе с тем, один из важнейших факторов и основной источник его психического развития в онтогенезе. Актуальность исследования обусловлена тем, что общение является необходимым фактором развития личности ребенка, поэтому при формировании способов речевого и неречевого общения у детей с нарушением зрения необходимо определить, каким образом нарушение зрения влияет на их общение со сверстниками, взрослыми, предметным и животным миром.
В последние годы отечественные исследователи уделяли большое внимание проблеме общения нормально развивающихся дошкольников (З.М. Богуславская, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.). Хотя большинством исследователей, таких как Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, Г.В. Григорьева, В.П. Гудонис, М.И. Земцова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др. подтвержден тот факт, что зрительный дефект, имеющий разнообразные причины и различные проявления, негативно отражается на развитии психики ребенка и формировании межличностных отношений со сверстниками, но до сих пор, несмотря на значимость проблемы, недостаточно изучены особенности общения детей дошкольного возраста с нарушением зрения, не разработана система работы по развитию общения.
Целью исследования является изучение особенностей общения детей с нарушениями зрения в дошкольном возрасте со своими сверстниками.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
- дать определение общению;
- описать развитие общения в онтогенезе;
- выявить особенности развития общения у детей с нарушениями зрения;
- провести диагностику по выявлению особенностей общения детей с нарушениями зрения со своими сверстниками;
- сравнить уровни развития навыков общения у детей с нарушением речи и у их здоровых ровесников;
- проанализировать полученные результаты исследования.
Объект исследования: общение детей дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования: особенности общения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения со своими сверстниками.
Гипотеза исследования: предполагается, что имеются особенности общения у детей с нарушением зрения, в отличие от детей, не имеющих данного нарушения.
Методологическая основа исследования: положение о единстве возрастных закономерностей при нормальном и аномальном развитии, о своеобразии психического развития при зрительной депривации, прикладные исследования проблемы коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения.
Методы и методики исследования:
1. Библиографический (теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования).
2. Констатирующий эксперимент.
3. Психодиагностический инструментарий (методика «Рукавички»).
4. Математико-статистический (количественный и качественный анализ данных, полученных в результате работы).
5. Интерпретационный (качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов).
В качестве теоретической базы исследования были использованы работы В.З. Денискиной, А.А. Левиной, М.И. Лисиной, Н.А. Одиноковой и др.
Констатирующий эксперимент проводился на базе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений «Детский сад №50» и «Детский сад №53» города Барнаула в декабре 2017 года. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 3-4 лет - 10 детей с нарушениями зрения и 10 детей с нормальным зрением.
Это исследование демонстрирует важность проблемы общения у детей с нарушениями зрения, что дает возможность реализовать наиболее дифференцированный подход в целях комплексного коррекционно-педагогического влияния на детей дошкольного возраста с данной патологией.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов для своевременного выявления и коррекции деформаций в отношениях детей дошкольного возраста к сверстникам. Предложенная в работе методика может быть использована практическими психологами и воспитателями для диагностики отношения ребенка к сверстнику.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, выводов по каждой главе, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Общение связано и с общественными и с личными отношениями человека. Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть, включены в общение. Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.
В настоящее время нет единой классификации этапов развития общения в онтогенезе. Одни авторы выделяют доязыковый этап, этап первоначального овладения языком и этап овладения грамматической структурой языка. Другие авторы делят онтогенез на этапы развития общения со взрослым и со сверстниками. В любом случае психологически развитого человека отличает выраженная потребность в общении с различными людьми, богатство содержания, многообразие целей и широкий спектр средств общения.
Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста организуется и протекает благодаря связям нарушенного зрительного анализатора с сохранными. Они включаются в структуру стадий компенсации зрительного дефекта. В дошкольном возрасте одним из средств компенсации является речь и развитие сигнификативной функции речи посредством абстрагирующей и обобщающей работы мысли. Зрение и речь представляют собой механизм овладения коммуникацией, так как их тесная взаимосвязь является основой перевода всех образов любой модальности на зрительные схемы.
Проведенное констатирующее исследование имело своей целью установление того, умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют, как относятся к результату деятельности, своему и партнера, осуществляют ли взаимопомощь по ходу работы, умеют ли рационально использовать средства деятельности.
По результатам констатирующего эксперимента у большинства детей исследуемой группы с нарушением зрения были выявлены специфические особенности развития навыков общения: неспособность договориться с партнером, уход от общения, от контакта с окружающими; появление трудностей в установлении контактов с окружающими, поддержании процесса общения; неумение привлечь к себе внимание партнера и обратиться с просьбой к окружающим; непродолжительность совместной деятельности с другими детьми.
Таким образом, гипотеза о том, что имеются особенности общения у детей с нарушением зрения, в отличие от детей, не имеющих данного нарушения, полностью подтверждена.
Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта. Поэтому тема общения детей с нарушением слуха со своими сверстниками будет оставаться актуальной для дальнейших исследований.



1. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями [Текст] / В.З. Денискина // Дефектология. - 2012. – № 5. - С. 3-12.
2. Зубкова, В.П. К проблеме изучения представлений об эмоциях у детей в условиях зрительной недостаточности [Текст] / В.П. Зубкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. – № 1. - С. 30-34.
3. Курс лекций по специальной психологии [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шиповой. - Саратов, 2014. - 402 с.
4. Левина, А.А. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / А.А. Левина, М.В. Бут-Гусаим // Инновационная наука. - 2016. – №3. - С.214-215.
5. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2012. – 270 с.
6. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] - 3-е изд. / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
7. Мельникова, Н.А. Социальная психология [Текст]: курс лекций / Н.А. Мельникова. - М.: Научная книга, 2017. - 160 с.
8. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2014. - 639 с.
9. Одинокова, Н.А. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями [Текст]: учебное пособие / Н.А. Одинокова. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – 159 с.
10. Панфилова, А.П. Психология общения [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.
11. Почебут, Л.Г. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Л.Г. Почебут. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
12. Руденко, А.М. Социальная психология для бакалавров [Текст] / А.М. Руденко, Д.С. Загутин, С.И. Самыгин. - М.: Феникс, 2016. - 332 с.
13. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология общения [Текст]: Монография / А.Л. Свенцицкий. - М.: Инфра-М, 2017. - 256 с.
14. Столяренко, Л.Д. Психология общения [Текст] - изд. 3-е / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, - 2015. - 317 с.
15. Шаповал, И.А. Проблемы развития навыков общения дошкольников с нарушениями зрения в игре [Текст] / И.А. Шаповал, Н.М. Орлова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9. – С. 6-10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ