Социально-психологические проблемы насилия в семье над детьми со стороны родителей (Социально- психологические проблемы насилия в семье, Сибирский государственный медицинский университет)
Есть приложение
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения социально-психологических проблем насилия в семье над детьми со стороны родителей 6
1.1 Феномен понятия домашнего насилия в семье в отношении детей 6
1.2 Психологические особенности детей и подростков с опытом домашнего насилия 10
Глава 2 Методологические аспекты технология социально-психологической работы со случаями насилия над детьми в семье 17
2.1 Распространенность проблемы насилья над детьми в семье 17
2.2 Технология социально-психологической работы со случаями насилия над детьми в семье 19
Глава 3 Эмпирическое исследование представлений о домашнем насилии у подростков с опытом физического наказания в родительской семье 29
3.1 Организация и методика исследования 29
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение 40
Актуальность исследования. Актуальность изучения и решения проблемы насилия в семье определяется ее масштабами, о которых свидетельствуют не только цифры официальной статистики, но и ставшие известными в последние годы из средств массовой информации многочисленные факты насилия и жестокого обращения с женщинами и детьми дома в собственной семье, а также целым комплексом социальных и психологических последствий для личности, вызванных данным негативным явлением. Домашнее насилие является одним из главных дестабилизирующих факторов, который мешает нормальной жизнедеятельности семьи и успешному выполнению ею социально значимых функций. Однако, отсутствие в России развитой, учитывающей международный опыт, законодательной базы, регламентирующей правовые отношения между членами семьи, не позволяет в полной мере обеспечить безопасность всех членов семьи, защитить их законные права и интересы.
Домашнее насилие в отношении детей – это процесс активного взаимодействия ребёнка-жертвы со взрослым-насильником. Жестокое обращение с ребёнком в подавляющем большинстве случаев не ограничивается одним эпизодом, а представляет собой длительно сохраняющуюся неблагоприятную ситуацию. Домашнее насилие в форме физических наказаний наносит детям серьезные психологические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости, в их стремлении к разрушительным действиям. Несовершеннолетние усваивают родительскую модель решения проблем с помощью силы и подавления, что влечет за собой в детском коллективе злоупотребление властью одних детей для унижения и оскорбления других.
Одним из психологических последствий насилия в семье в форме физических наказаний является нарушение социальных представлений детей, подростков и лиц юношеского возраста, которые закрепляются по мере взросления и переносятся во взрослую жизнь. Достаточно частым является то, что впоследствии по отношению к своим детям личность, пережившая домашнее насилие, переносит такой тип взаимоотношений на своих детей, что является следствием нарушений социальных представлений. Поэтому изучение социально-психологических проблем насилия в семье над детьми со стороны родителей особенно остро звучит на современном этапе, что обуславливает актуальность данной темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности социально-психологических проблем насилия в семье над детьми со стороны родителей.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения социально-психологических проблем насилия в семье над детьми со стороны родителей.
2. Проанализировать технологию социально-психологической работы со случаями насилия над детьми в семье.
3. Выявить особенности представлений о домашнем насилииподростков с опытом физического наказания в родительской семье в эмпирическом исследовании.
Объект исследования – жесткое обращение с детьми.
Предмет исследования – социально-психологические проблемы насилия в семье над детьми со стороны родителей.
Гипотеза: мы предполагаем, что представления представлений о домашнем насилии подростков с опытом физического наказания в родительской семье, будут иметь существенные различия от представлений о домашнем насилии подростков без опыта физического наказания в родительской семье.
Методы исследования. Теоретический анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа, эмпирическое исследование, количественная и качественная обработка результатов эмпирического исследования.
Методологическая основа исследования. Особый интерес для исследования в рамках теории социальных представлений представляют работы С. Московичи. Подход, разработанный С. Московичи, видится наиболее применимым и плодотворным для данного исследования. Социальные представления как феномен социальной психологии широко представлен в работах отечественных ученых Р.Ю. Вербицкого, М.И. Еникеева, В.Г. Крысько, А.Н. Сухова и др. В трудах А.И. Зыриной, Т.Л. Индейкиной и др. раскрыта проблема домашнего насилия по отношению к детям. А.И. Красило, И.А. Переверзевой, Н.М. Платоновой, Ю.П. Платоновым и др. исследованы психологические особенности детей, подростков и лиц юношеского возраста, переживших домашнее насилие. В научных исследованиях Е.В. Руденского, Е.К. Соколовой, Ю.В. Терентьевой и др. изучены причины домашнего насилия в отношении детей. Особый интерес представляют исследования о конкретных признаках осуществления насильственных действий по отношению к детям разных возрастов, а также – сведения о глубоких деструктивных последствиях, искажающих последующее развитие личности и её социализацию (Ю.Б. Цыганова, О.И. Фомина, И.А. Фурманов, Ю.Р. Яркова и др.). Однако, несмотря на большое количество исследований, изучение социально-психологических проблем насилия в семье над детьми со стороны родителей изучена недостаточно и требует дополнительных исследований.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Актуальность темы исследования продиктована последствиями для психического развития детей, в отношении которых применялось домашнее насилие.
Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно. Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков. Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно. 2 млн. детей избиваются родителями, более 10 тыс. из них становятся инвалидами, 1 тыс. погибают в результате побоев, более 2 тыс. заканчивают жизнь суицидом.
В ходе исследования было определено, что понятие «социальное представление» относится к «спонтанному», «наивному» знанию, к знанию, которое часто называют естественным мышлением в противоположность научному. Это знание основывается на опыте, информации, обучении, традиционных способах мышления, воспитании и социальном общении. Социальные представления динамичны. Индивиды сами для себя принимают решение о восприятии той или иной информации, согласно своим социальным представлениям. Следует отметить, что реальность формируется на основе представлений, которые выступают в роли индикаторов при ответе на вопрос о реальности происходящего. Здравый смысл и обыденные знания помогают зафиксировать социальные представления.
Домашнее насилие в отношении детей – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Единого определения понятия «домашнее насилие» не существует.
В процессе развития у детей формируются два относительно самостоятельных понятийных блока представлений о насилии в семье. Первый возникает на базе абстрактных содержательных характеристик, описывающих насилие в терминах, отстраненных от реального опыта семейных отношений («убийство», «драки бандитов», «изнасилование»), что связано с усвоением социальных стереотипов и общекультурных представлений о подобном виде поведения. Второй блок представлений о семейном насилии формируется на основе конкретного опыта семейных отношений и усвоения детьми доступных их непосредственному наблюдению паттернов инструментального использования отдельных элементов поведения насилия, известных детям по абстрактным понятиям из первого блока.
С целью определения представлений о домашнем насилии у подростков с опытом физического наказания в родительской семье было проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 подростков в возрасте от 11 до 13 лет: 20 подростков с опытом физического наказания в родительской семье – экспериментальная группа; 20 подростков, которые не имели опыт физического наказания в родительской семье, – контрольная группа.
По проективной методике незаконченных предложений, модифицированной Е.Н. Волковой были выявлены существенные различия в представлениях о домашнем насилии в испытуемых группах подростков с опытом и без опыта физического наказания в родительской семье по таким шкалам, как «когнитивный компонент», «поведенческий компонент». Представления о домашнем насилии по такой шкале, как «эмоциональный компонент» в обеих группах респондентов совпадают.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Бебчук, М.А. Домашнее (семейное) сексуальное насилие в отношении детей / М.А. Бебчук // Научно-практическая конференция «Оказание психологической помощи жителям мегаполиса: актуальные проблемы, новый опыт». – 2017. – №4. – С. 52-55.
2. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2017. – 301 с.
3. Вербицкий, Р.Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии / Р.Ю. Вербицкий // Вестник Университета ГУУ. – 2015. – №11. – С. 311-315.
4. Григович, И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение / И.Н. Григорович. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2016. – 245 с.
5. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 640 c.
6. Зырина, А.И. Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье / А.И. Зырина, Т.Л. Индейкина. – Пермь: «Ресурс», 2015. – 523 с.
7. Киселев, С. Количество преступлений против детей увеличилось / . Киселев // Известия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/news/628372. (Дата обращения: 16.05.2018 г.)
8. Кайдаш, С.Н. Психокоррекция эмоциональных нарушений / С.Н. Кайдаш // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 112-116.
9. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – СПб.: Питер, 2013. – 357 с.
10. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 256 c.
11. Кузьмина, З.Г. Справочник по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и пренебрежения их нуждами / З.Г. Кузьмина. – СПб.: Врачи детям, 2017. – 225 с.
12. Левин, П. Понимание детской травмы / П. Левин // Московский психотерапевтический журнал. – 2017. – №1. – С. 63-66.
13. Макушкин, Е.В. Комплексная оценка последствий сексуального насилия у детей и подростков: Аналитический обзор / Е.В. Макушкин. – М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2013. – 241 с.
14. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012. – 752 с.
15. Официальный сайт Общероссийской ассоциации женских общественных организаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wcons.net (Дата обращения: 16.05.2018 г.)
16. Переверзева, И.А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией / И.А. Переверзева // Вопросы психологии. – 2011. – №1. – С. 113-117.
17. Платонова, Н.М. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации: учебное пособие / Н.М. Платонова, Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2014. – 154 с.
18. Полякова, О.Н. Стресс. Причины, последствия, преодоление / Под ред. А.С. Батуева. – СПб.: Речь, 2013. – 144 с.
19. Ромек, В.Г. Психологическая по¬мощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2015. – 452 с.
20. Руденский, Е.В. Психология отклоняющегося развития личности подростка / Е.В. Руденский. – М.: АСТ, 2015. – 471 с.
21. Соколова, Е.К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения / Е.К. Соколова // Вопросы психологии. – 2012. – №4. – С. 113-116.
22. Статика МВД РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics (Дата обращения: 16.05.2018 г.)
23. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 240 c
24. Терентьева, Ю.В. Психология противоправного поведения / Ю.В. Терентьева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 455 с.
25. Фомина, О.И. Личностные особенности подростков с отклоняющимся противоправным поведением и с поведением в норме / О.И. Фомина // Мир психологии. – 2015. – №1. – С. 87-89.
26. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов. – СПб.: Речь, 2017. – 321 с.
27. Цыганова, Ю.Б. Социально-психологическая работа со случаями насилия над детьми в семье / Ю.Б. Цыганова // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 41-45.
28. Ходякова, Б.Ю. Психокоррекция эмоциональных нарушений в ситуации девиации / Б.Ю. Ходякова // Мир психологии. – 2017. – №4. – С. 74-78.
29. Яркова, Ю.Р. Эмоциональный стресс в ситуации противоправного поведения на примере детей младшего подросткового возраста / Ю.Р. Яркова // Психологические исследования. – 2016. – №6. – С. 51-55.
30. Moscovici S. La psychoanalyse, son image et son public. – Paris: Presses Universitaires de France, 1961. – 650 p.