Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическая реабилитация подростков, подвергшихся психологическому насилию в семье

Работа №96057

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы276
Год сдачи2018
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методологический анализ социально-психологической реабилитации подростков, переживших психологическое насилие в
семье 13
1.1. Психологическое насилия в семье как феномен 13
1.2. Научные исследования, которые рассматривают психологические особенностей жертв домашнего насилия 32
1.3. Анализ подходов в отечественной и зарубежной практике как основа для
программ реабилитации подростков-жертв насилия в семье 42
Выводы к первой главе 61
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей подростков-
жертв, психологического насилия в семье 64
2.1. Организация и методы исследования 64
2.2. Анализ результатов исследования 67
Выводы по второй главе 113
3. Программа реабилитации подростков, подвергшихся психологическому
насилию в семье 125
3.1 Организация и содержание программы 131
3.2 Анализ результатов апробации 137
Заключение 157
Список литературы 160
Приложения 163


Семья является основанием для процветания будущего России, «золотым звеном нации», от того насколько стабильна, эффективна и успешна семейная структура зависит будущее всей Страны.
Поэтом, благополучие и надежность семьи как системы можно считать условием внутренней безопасности любого государства.
Однако, на сегодняшний момент семья прибывает в состоянии внутреннего кризиса, о чем свидетельствуют различные факторы и признаки.
Так данными показателями кризиса можно считать рост числа жестокого обращения и насилия в семье.
Насилие в семье можно разделить на такие формы как:
1) физическое,
2) сексуальное,
3) духовное,
4) экономическое,
5) эмоциональное,
6) психологическое[2].
Каждая форма насилия в семье затрагивает различные уровни психологической безопасности личности, наносит определенный вред и ущерб человеческому здоровью.
Существует многочисленные определениям различных форм насилия, однако в целом можно сделать вывод о том, что насилие объединяет в себе дискриминацию личности, угнетает и ущемляет права человека, влияет на развитие личности в целом.
Тема насилия в семье в России становится наиболее злободневной и обсуждаемой в течение последних 15 лет: психологи, врачи, юристы и специалисты других отраслей объединились вокруг данной темы, ищут различные пути, методы и приемы для решения назревшей проблематики.
Однако, проблема семейного насилия во многих странах стала приниматься к обсуждению только во второй половине ХХ века.
Неоценимый вклад в изучение данной проблематики внесли ученые различных сфер и областей знаний, ученые, которые занимались такой наукой как юриспруденция Е.И. Холостова Э.Ф. Побегайло, М.А. Гулина, Ф.Н. Аббасов, Г.Г. Мошак, среди представителей социальной психологии, а именно среди зарубежных социальных психологов - Л. Лерман,Б. Крэйхи, М. Страус, Л. Шерман, Л. Берковица, Р Берк и другие представители[1].
В современной России, к сожалению, на сегодняшний момент в Уголовном кодексе отсутствуют статьи, которые подразумевают юридическую ответственность за насилие в семье.
Однако, официальная реальность такова, согласно статистике, ежегодно от насилия в семье и рукоприкладства в мире погибает более 1,5 людей, и примерно такая же часть людей получают телесные повреждения от близких людей.
15% детей ежедневно подвергаются насилию, 32 тыс. детей умирают от насилия в семье в возрасте до 15 лет и 2,5 млн. избиваются родителями, из них 11% погибают от различных побоев и драк, а 2 тыс. заканчивают жизнь самоубийством, у подростков возрастают суицидальные мысли и намерения.
Данная статистика еще раз подчеркивает, насколько проблема насилия в семье является злободневной и актуальной проблемой в современном обществе. [4]
Чаще всего жертвы домашнего насилия склонны скрывать правду, там самым мы можем сделать вывод о том, что официальная статистика может очень сильно расходиться с реальной действительностью, а число жертв насилия может приближаться к критическому значению.
Около 95% дел, которые связанны с семейным насилием и жертвами насилия в семье очень часто не доходят до суда, остаются лишь внутри семьи, умалчиваются и игнорируются.
Жертвы насилия чаще бывают запуганы и переживают стресс, поэтому они не в силах обратиться в государственные службы за помощью, они переживают, что за обращение с такой просьбой их ждет еще более тяжелая расплата.
Насилие можно зарегистрировать и установить почти в каждой третьей семье российских граждан.
Ежегодно более 38 тыс. российских женщин закрывают глаза на побои и насилие со стороны мужей, около 13 тыс. умирают от насильственных действий.
В русском менталитете на сегодняшний момент существует огромное множество пословиц и поговорок, которые могут оправдать насилие в семье и раскрывают данный феномен как полезный для семейной жизни, приведем несколько вариантов: «Без ремня ребенок человеком не вырастет», «Милые бранятся - только тешатся», «Бьет, значит любит», «Добро только с кулаками» и другие.
Данные пословицы еще раз оправдывают существование такого феномена как домашнее насилие.
«Согласно исследованиям, проведенным в различное время учеными, мы склоны утверждать, что лица, которые совершают насильственные действия по отношению к другим людям имеют общие психологические особенности, такие как повышенный уровень агрессии и базовая жестокость, отсутствие эмпатии, сочувствия и сопереживания, высокий уровень тревожности, наличие страхов, неумение контролировать свое поведение и регулировать свой эмоциональный фон, наличие травматических переживаний в детстве в собственной семье, эмоциональная холодность и бесчувственность и др.»[5]
Актуальность данного исследования можно обозначить тем, что насилие в семье или домашнее насилие с точки зрения современной реалии занимает передовую позицию в психологии, можно сказать, что проблема семейного насилия - это проблема номер один, которая требует дальнейшего разрешения.
Специфика исследования данной проблематики заключается в том, что тема является трудной для исследования, в связи с ее закрытостью интимностью.
Все виды нарушений, которые появляются как следствие насилия, чаще всего могут повлиять на разные сферы развития личности человека: когнитивную, поведенческую, эмоционально-волевую, подросток, взрослый или ребенок начнет испытывать трудности при межличностном общении, чаще будет испытывать апатию, одиночество и депрессию.
Ключевая трудность для исследователя заключается в том, что пострадавшие от насилия имеют трудности с установлением контакта, с трудом отвечают на вопросы, до конца не могут признать факт наличия насилия в семье или всячески оправдывают человека, который совершал насильственные действия, чаще всего у них высокий уровень тревожности, они попадают в зависимые отношения, редко высказывают свою точку зрения, данная категория жертв насилия очень редко обращается за специализированной помощью в специальные психолого-педагогические службы.
Следующей специфической особенностью можно считать то, что в современной психологической науке существует множество определений и толкований насилия в семье, но в данный момент нет однозначного определения феномена психологического насилия в семье, несмотря на это мы можем в своем исследовании опираться на специальные психологические особенности, которыми обладают жертвы психологического насилия в семье.
Нами была поставлена задача, в том, чтобы наиболее эффективно выявить подростков, которые по ряду причин стали жертвами психологического насилия в семье, а также дальнейшая социально-психологическая реабилитация и сопровождение и проведение коррекционных занятий для преодоления трудностей и проблем, которые возникли в результате столкновения с домашним насилием.
Также в наши задачи включена система психолого-педагогического информирования и просвещения подростков о таком явление как психологическое насилие в семье, ведь тот, кто поставлен в известность, тот вооружен.
При работе с данной группой лиц, мы можем заметить такое явление как отрицание или непонимание, часто подросток может и не подозревать, что стал жертвой психологического насилия в семье, но при этом все симптомы на лицо: боязнь вступать в межличностные и интимно-личностные отношение, одиночество, угрюмость, низкая самооценка, частые мысли о суициде, нежелание общаться с родителями, страх наказания, синяки и признаки телесных повреждений, зависимость, страх высказывать свою точку зрения, частые приступы страха или агрессии, тревожность, плохой сон и аппетит, ощущает себя каждый раз словно не в своей тарелке.
Анализ программ по реабилитации подростков-жертв насилия в семье показал, что существует огромное количество разработанных программ для подростков, которые подверглись сексуальному или физическому насилию в семье, программы для женщин, жертв домашнего насилия, однако программы по социально-психологической реабилитации жертв психологического насилия в семье являются плохо разработанными, редко встречаются, и главное не включают в себя основные психологические особенности, которые характеры для жертв психологического насилия в семье.
Нами была поставлена задача разработать данную программу, включив в нее все компоненты, которые требуют социально-психологической реабилитации подростков, которые были подвержены психологическому насилию в семье.
Можно заметить, что подростки оказываются наиболее уязвимой категорией к насилию в семье, так как они переживают кризисный период. Происходит физическая и гормональная перестройках в их организме, у мальчиков меняется голос, у девочек появляются первые половые признаки, меняется характер и личность подрастающего еще вчера ребенка, у подростков меняется круг общения, привычки, интересы, часто они сами не готовы к этим изменениям.
Подростки пока еще обладают психической, социальной, эмоциональной и физической незрелостью, и как бы они не стремились быть и казаться взрослыми, они все равно оказываются в подчиненном положении и зависимом положении от взрослых: родители обеспечивают их финансово, часто принимают за них решения, потому что обладают большей властью по отношению к подростку. Именно ситуация зависимости подростка от взрослых создает наиболее уязвимую почву при наличие психологического насилия в семье.
В современной психологической литературе можно обраться к статьям, диссертациями, научным сборникам и журналам, а также взять на вооружение научные публикации в смежных областях науки: юриспруденция, медицина, экономика, педагогика, антропология, которые ставят своей задачей раскрыть такой феномен как психологическое насилие в семье, домашнее насилие, насилие, жертвами которого являются подростки.
Ключевыми для нас станут такие имена известных ученых таких как: Т.А. Сидоренкова, С. Хассен, Б.Ю. Шапиро и другие.
Зарубежные ученые могут представить другой взгляд на проблематику, и среди них стоит выделить таких представителей:
М. Чафин Б. Боннер, С. Шмидт задачами их научного знания стала апробация и разработка программ терапии, которые помогают в реабилитации жертв насилия в семье, а также могут искоренить насилие в семье как феномен.
Другие зарубежные исследователи-практики Е. Бровн, С.Ф. Аллен CM. Симпсон, свои усилия направили на разработку программ ранней профилактики насилия.
В отечественной науке проблема насилия в семье является сравнительно молодой, однако мы можем выделить таких ученых как Е.Т Соколова, Т.Я. Сафронова, Е.И. Цимбал, и многие другие.
В ходе работы над исследовательской работой отдельное внимание было уделено статьям и монографиям, которые рассматривали проблемы психологического насилия в семье, проблематике социально¬психологической реабилитации подростков, подвергшихся психологическому насилию в семье, а также мы рассматривали вопросы психологических особенностей подростков-жертв насилия в семье.
Среди таких работ можно выделить: статьи «Насилие над детьми: сходство и различие психологических последствий» (И.А. Фурманов, 2012), Насилие в семье» (Р.И. Ерусланова, К.В. Милюхин, 2011),
Социально-психологическая реабилитация подростков, подвергшихся психологическому насилию была рассмотрена в трудах как Н. Ю Ярыгиной («Семья как объект работы междисциплинарной команды специалистов», 2011).
Объект исследования: психологическое насилие в семье
Предмет: психологические особенности жертв-подростков, подвергшихся насилию в семье как основа для создания и апробации социально-психологической программы реабилитации.
Цель: рассмотреть и изучить психологические особенности субъектов подросткового возраста жертв психологического насилия в семье и разработать программу реабилитации.
Гипотеза исследования предполагает, что при учете психологических особенностей подростков-жертв, подвергшихся насилию в семье реабилитация будет осуществляться наиболее эффективно.
Цель и гипотеза данного исследования ставит перед собой постановку следующих задач:
1. Систематизировать, проанализировать и обобщить теоретический материал и результаты исследований, связанных с социально-психологической реабилитацией подростков, которые были подвержены психологическому насилию в семье.
2. Исследовать психологические особенности подростков-жертв насилия в семье.
3. Разработать, осуществить и апробировать социально-психологическую программу реабилитации подростков, подвергшихся психологическому насилию в семье, с учетом их основных психологических особенностей.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении семьи как ячейки общества, функций семьи, видов семейного насилия, изучении понятий «жертва», «потерпевший», анализе психологических особенностей жертв психологического насилия в семье, изучении исследований психологических особенностей жертв психологического насилия в семье, рассмотрении различных подходов к социально-психологической реабилитации подростков жертв насилия в семье в зарубежной и отечественной практике.
Практическая значимость исследования предполагает использование результатов исследования для групповой работы в формате тренинга или занятий для осуществления социально-психологической реабилитации подростков-жертв психологического насилия в семье, в психологической диагностике, в групповом и индивидуальном семейном консультировании, для коррекции отношений с детьми и подростками и профилактики межличностных отношений.
Методологическая основа исследования:
Виктимологический подход изучался учеными И.Г. Малкиной-Пых, В.С. Мухиной, И.А. Фурмановым Ю.В. Быстровой и другими.
Наиболее эффективным является при разборе преступлений, которые были совершены в ходе семейного насилия.
Рассматривается взаимосвязь между виновным и потерпевшим, находящихся в зависимых отношениях, рассматривается характер отношений между данными личностями, причинно-следственные связи и другие параметры.
Данный подход включает в себя такие понятия как: «жертва», «потерпевший», «пострадавший», «агрессор», «тиран», виктимность личности.
Субъектно-деятельностный подход связан с такими именами ученых как В.П. Зинченко, А.А. Гостьев, С.Л. Рубинштейн и предполагает понимание человека как субъекта многообразных форм активности.
Для человека характерно воля и целенаправленность, а все процессы развития разворачиваются непосредственно в процессе деятельности.
Сущность данного подхода предполагает стремление человека к саморазвитию и самопознанию, нацеленность на результат, активность человека прямо обуславливается воздействиями окружающей среды.
Метод исследования:
Для проверки гипотезы и решения задач и использовался комплекс методов:
• Теоретические и обзорно-аналитические и (анализ литературы и различных исследований);
• психологические (психолого-педагогические методики и психодиагностические):
• опрос и анкетирование;
• проективный метод «Кинестетический рисунок семьи» и «Человек под дождём»;
• математико-статистические методы (факторный, анализ, корреляционный, критерий оценки нормальности распределения).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в ходе нашего исследования была рассмотрена проблема социально- психологической реабилитации подростков, которые были подвержены психологическому насилию в семье.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит библиографию из 35 наименований, 18 приложений. Объем работы составляет 277 страницу. В работе результаты исследования отражены в 18 диаграммах,11 таблицах, 7 рисунках.
В первой главе было раскрыто теоретико-методологические обоснование реабилитации подростков подвергшихся психологическому насилию в семье, а именно: история развития семьи как системы, анализ понятия насилия и разных форм насилия, домашнее насилие, психологического насилия в семье как феномен, исследования психологических особенностей жертв психологического насилия в семье, а также анализ подходов в отечественной и зарубежной практике как основа для программ социально-психологической реабилитации.
Во второй главе нами было представлено эмпирическое исследование психологических особенностей подростков, подвергшихся психологическому насилию в семье с помощью различных методов и методик.
В третьей главе была разработана и апробирована программа социально-психологической реабилитации подростков, подвергшихся психологическому насилию в семье.
Входная и выходная диагностика, подкрепленная математической статистикой, свидетельствуют об эффективности и результативности программы по реабилитации подростков, подвергшихся психологическому насилию в семье.
В ходе исследовательской работы мы опирались на определение психологического насилия в семье А.Ю. Егорова и О.Г. Фрейдмана, которые рассматривали данное определение как влияние на Я-концепцию человека, изменяющее её в негативную сторону, результатом которого являются нарушения развития его индивидуальных, личностных качеств, эмоционального и интеллектуального развития, адаптация в социуме, психические заболевания [27].
Нами было рассмотрено определение жертв насилия следующим образом, В.Е. Христенко предлагает, как сторона взаимодействия, которая утратила значимые для себя ценности и возможность высказывать собственное мнение. В процессе воздействия на него другого человека или группы людей, определенного обстоятельства или события [34].
В ходе исследования был соблюден объект и предмет исследования:
Объект исследования: психологическое насилие в семье
Предмет: психологические особенности жертв-подростков, подвергшихся насилию в семье как основа для создания и апробации социально-психологической программы реабилитации.
Была учтена и достигнута цель исследования:
Рассмотреть и изучить психологические особенности субъектов подросткового возраста жертв психологического насилия в семье и разработать программу реабилитации.
Была подтверждена гипотеза:
При учете психологических особенностей подростков-жертв, подвергшихся насилию в семье, социально-психологическая реабилитация будет осуществляться наиболее эффективно.
А также нами был достигнуты следующие задачи:
1. Систематизирован, проанализирован и обобщен теоретический материал и результаты исследований, связанных с социально-психологической реабилитацией подростков, которые были подвержены психологическому насилию в семье.
2. Исследованы психологические особенности подростков-жертв насилия в семье.
3. Разработана, осуществлена и апробирована социально - психологическая программа реабилитации подростков, подвергшихся психологическому насилию в семье, с учетом их основных психологических особенностей.
Таким образом, мы можем говорить о том, что данное исследование было проведено на достойном уровне.



1. Алексеева И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2010. 256 с.
2. Барановский Н.А. Введение в виктимологию: учебно-методическое пособие / Н.А. Барановский. - Мн.: «БИП-С», 2002. - 120 с.
3. Белов В.Г., Парфенов Ю.А., Дробышевская Г.В., Коротенкова Р.Г. Психологические особенности подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье // Учёные записки. 2011. №12(82).
4. Борисов П. «Я не могу дышать» Премьера англоязычной песни
PussyRiot, посвященной полицейскому насилию // Медуза: сетевая газета, 2015. URL: https://meduza.io/feature/2015/02/18/ya-ne-mogu-dyshat(дата
обращения: 20.02.2015).
5. Бумаженко Н.И. Виктимология: учебно-методическое пособие. Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010.
6. Основы социально-педагогической виктимологии: учебное пособие для студентов факультета социальной педагогики и психологии / сост. Н.И. Бумаженко. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010 - 135 с.
7. Бурлакова Н.С., Самойлова Т.Г. Особенности самосознания мальчиков дошкольного возраста с опытом длительного внутрисемейного насилия. МГУ им. М.В.Ломоносова, 2010.
8. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социологические исследования. 2010. №1. С. 102-104.
9. Гомжина Е.А. О психологических механизмах противоправного поведениянесовершеннолетних // Вестник Рос. Воен.-мед. акад. - 2008. №4.
10. Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие над жёнами в российских семьях, М.: 2010.
11. Грэхем X., Гур Т., Психология насилия в семье, М., 2010.
12. Даудова Д.М. О проблеме насилия над подростками в семье в современной отечественной психологии // Армия и общество. 2013. №3(35).
13. Денисов В.В. Марксистская теория насилия в интерпретации
современной философской мысли // Библиотека Коммари: сайт. 1997. URL: http://aleksandr-kommari.narod.ru/denisov_marksizm_i_nasilije.htm (дата
обращения: 23.02.2015)
14. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы семейного насилия // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х частях. Часть 2. М., 2010.
15. Ерусланова Р.И., Милюхин К.В. Насилие в семье. М.: Дашков и К°,
2010.
16. Женский институт «Энвила: Женщина. Общество. Образование» // Материалы 13 международной научно-практической конференции 17 декабря 2010 г. Минск, 2010.
17. Забелина Т. Ю. Домашнее насилие в отношении женщин: государственная проблема или «личное дело»? // Женщина в российском обществе. 2008. №4. С. 77-85.
18. Зиновьева Н.О., Михайлова Е.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. СПб, 2010.
19. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. - М.: Эксмо, 2010 - 1008 с.
20. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие /А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
21. Одинцова М.А. Психологические особенности виктимной личности // Вопросы психологии, 2012. С. 59-68.
22. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5-89285-003-X.
23. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов педагогических институтов; под ред. А.В.Петровского. - М., 1973.
24. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: уч. пособие.— Самара: Летопись, 2010. — 458 с.
25. Рысев А., Артеменко Г. Насилие в семье: статистика и
проблематика//Cogita!ru:сайт, 2010. URL:
http://www.cogita.ru/news/otchety/nasilie-v-seme-problematika-i-statistika(дата обращения: 07.02.2015).
26. Солодников В.В. Социально-психологическая и социологическая парадигмы в исследовании семьи // Социологические исследования. 1994. №4.
27. Сошникова И.В. Насилие в семье как социальная проблема. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2011. С. 118-123.
28. Сошникова И.В. Насилие в семье в современной России: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург,
2011.
29. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010 - 256 с.
30. И.А. Фурманов. Насилие над детьми: сходство и различие психологических последствий // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии: Сб. науч.трудов. - Мн.: НИО, 2011.
31. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 400 с.
32. ХельвеКазе. Насилие в близких отношениях. Таллин, 2010.
33. Хиббард Р. Э., Сандерс Дж. Б. Невнимательное и жестокое обращение с детьми. // Стоматология детей и подростков. М., 2003.
34. Христенко, В.Е. Психология поведения жертвы. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010 - 416 с.
35. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты. — М.: РОССПЭН, 2004. — 292 с. — С. 223.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ