Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Работа №70829

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 9
СЕМЕЙ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
1.1. Социально-психологическое консультирование: понятие, 9
сущность, принципы
1.2. Семья в ситуации развода как объект социально-психологического 20 консультирования
2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО 35
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЕЙ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Этапы социально-психологического консультирования лиц, 35
переживающих ситуацию развода
2.2. Социально-психологические проблемы семей в ситуации развода 46 (на примере МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального района «город Валуйки и Валуйский район»)
2.3. Рекомендации по совершенствованию социально- 63
психологического консультирования семей в ситуации развода в условиях комплексного центра социального обслуживания населения ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 85


Актуальность исследования. Роль и значение семьи в жизни человека нельзя переоценить, потому, что именно семья является основой для формирования наиболее значимых социальных функций.
Радикальные перемены, происходящие в нашей стране, затрагивают все, без исключения, сферы жизни человека. Им неизбежно сопутствует целый ряд негативных социально-психологических проблем, являющихся характерным признаком российской действительности, в том числе семьи. Среди них такие, как снижение рождаемости, увеличение числа разводов, рост алкоголизма и наркомании, падение педагогического потенциала семьи и многие другие.
Проблемы семьи на протяжении длительного времени изучаются отечественными и зарубежными психологами. Развиваются уже существующие и разрабатываются новые методы и подходы в работе с семьей. Интерес к этому вопросу объясняется трудностями, которые испытывает огромное количество семей, так как с проблемами семьи и брака сталкивается в своей жизни практически каждый человек.
Отсюда вытекают и новые требования к семье, невыполнение которых может привести к неудовлетворенности семейными отношениями, повышению риска подверженности неврозам, проблемностью ряда вопросов семейной жизни, следствием которой зачастую является развод. Увеличение количества разводов в нашей стране - это серьезная проблема для общества в целом, для его социальной стабилизации.
Развод представляет собой длительный психологический процесс, который начинается с принятия решения о разводе и заканчивается тогда, когда эмоциональные, юридические, экономические отношения полностью завершены. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров), обусловленный продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи, а также его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему, требует организации социально-психологической поддержки членов семьи, которая может быть эффективно реализована через социально-психологическое консультирование.
Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях, ЗАГСах, учреждениях системы социальной защиты населения. Консультативная модель социально-психологической помощи семье в ситуации развода предполагает работу с семьями, которые не только объективно, но и субъективно испытывают трудности в семейном общении и семейном воспитании, т.е. мотивированы на принятие психологической помощи и добровольно обратились в социальную службу. Практика обращения к специалисту во многих странах давно уже стала нормой, для нашей же страны пока еще характерно для многих людей стремление самостоятельно справляться с возникающими трудностями.
Сложившаяся ситуация требует интенсивного поиска всевозможных видов помощи, в том числе использования в работе с семьей, находящейся в ситуации развода, технологий социального консультирования. Сегодня, несмотря на то, что адекватное общественное мнение о задачах и возможностях консультирования еще не сформировано, постепенно исчезает недоверие к деятельности специалистов социальных служб, и семьи все чаще обращаются за помощью к специалисту.
Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени создан общетеоретический фундамент осуществления социальной работы с семьей. Его составляют труды, раскрывающие социальную сущность семьи и важнейшие аспекты ее жизнедеятельности (А.И. Антонов, В.Г. Афанасьев, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, Э.К. Васильева, С.И. Голод, В.Б. Голофаст, П.А. Гурко, М.С. Мацковский, В.А. Рясенцев, Ю.И. Семенов,
А.Г. Харчев и др.); психологические особенности семьи и психологию семейных отношений (Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин,
Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Э.Г. Эйдемиллер и др.); психологическую теорию личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.О. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев,
А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.).
Особое значение имеют труды ученых, посвященные непосредственно социальной работе с семьей в современных условиях. Это Л.С. Алексеева, Е.Ф. Ачильдиева, М.А. Гулина, О.Н. Дудченко, Ю.Н. Заборовский, И.Е. Калабихина, В.П. Малыхин, А.В. Мытиль, С.А. Папочкин,
А.Б. Синельников, М.С. Сурков, В.В. Хухлина, Е.И. Холостова,
Б.Ю. Шапиро и др.
В отечественной литературе консультирование семьи, выделяясь в самостоятельную отрасль психологической практики или выступая в качестве дополнения к различным ее видам, рассматривалось как в теоретическом, так и в практическом плане (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, A.A. Бодалев, А.Ф. Бондаренко, Г.В. Бурменская, Ф.Е. Василюк,
C.B. Васьковская, П.П. Горностай, В.В. Добров, А.Н. Елизаров,
С.А. Капустин, O.A. Карабанова, А.Ф. Копьев, А.Г. Лидере, Б.М. Мастеров,
A. Н. Моховиков, H.H. Обозов, A.B. Скворцов, A.C. Спиваковская,
B. В. Столин, И.С. Якиманская).
Хотя семейное консультирование по проблемам супружеских отношений достаточно активно практикуется в последние годы, целостное, системное представление о дисфункциональных отношениях супругов в ситуации развода, способов и путей их профилактики и коррекции в рамках социально-психологического консультирования в условиях социальных служб еще не сложилось. Ряд аспектов остается еще недостаточно изученным.
Таким образом, актуальность исследования и степень научной разработанности позволяет сформулировать научный аппарат исследования.
Объектом исследования является социально-психологическое консультирование семьи в ситуации развода.
Предмет - специфика социально-психологического консультирования семьи в ситуации развода в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
Цель - раскрыть содержание социально-психологического консультирования семьи в ситуации развода в условиях комплексного центра социального обслуживания населения и разработать рекомендации по его совершенствованию.
Задачи:
- изучить теоретические основы социально-психологического консультирования семьи в ситуации развода;
- раскрыть специфику социально-психологического консультирования семьи в ситуации развода в условиях комплексного центра социального обслуживания населения;
- выявить социально-психологические проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию социально-психологического консультирования семьи в ситуации развода в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
Теоретико-методологическую базу исследования составили деятельностный подход, принятый в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др.); теория комплексного изучения человека как субъекта деятельности (А.А. Деркач, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, Ю.М. Забродин, А.В. Запорожец, А.А. Крылов, Е.А. Климов, И.С. Кон, Е.А. Милерян, Н.Н. Обозов, Н.Ф. Талызина, и др.); работы зарубежных семейных психологов и психотерапевтов (М. Боуэн, Д. Хейли, В. Сатир, К. Витакер, С. Минухин, Л. Хофманн, Н. Аккерман и др.); исследования отечественных психологов в области семейного и супружеского консультирования (Ю.Е. Алешина, И.В. Гребенников,
С.И. Голод, И.В. Дубровина, С.В. Ковалев, А.С. Спиваковская, В.А. Сысенко, А.З. Шапиро. Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, В.Н. Дружинин, И.Н. Обозов и др).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили периодические издания, труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, вторичный анализ социологических исследований по проблеме, данные о работе с семьями, находящимися в ситуации развода, в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального района «город Валуйки и Валуйский район».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы социологического исследования «Изучение социально-психологических проблем семей, находящихся в ситуации развода», проведенного автором в 2016 г. на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального района «город Валуйки и Валуйский район».
Методы исследования: изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования; массовый опрос (анкетирование), экспертный опрос; анализ статистических материалов, методы математической обработки данных.
Теоретико-практическая значимость: анализ теоретических основ социально-психологического консультирования семей, находящихся в ситуации развода, позволил выявить сущность и основные направления консультирования; раскрыть формы, методы и содержание социально-психологического консультирования семей, находящихся в ситуации развода, в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
Выводы и рекомендации выпускной квалификационной работы могут быть использованы в практике работы социальных служб с семьями, находящимися в ситуации развода. Также выводы и рекомендации могут быть полезны для последующего изучения проблемы и проведения исследований по данной проблеме.
Апробация результатов исследования. Положения и выводы выпускной квалификационной работы апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального района «город Валуйки и Валуйский район».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развод - это юридическое расторжение супружеских отношений. Но чаще всего юридическому разводу предшествует психологический, который квалифицируется как система нарушенных супружеских отношений. Развод не происходит внезапно. Ему, как правило, предшествует период напряженных или конфликтных отношений между супругами.
В настоящее время развод - это неоднозначное явление. С одной стороны, это ненормативный кризис семьи, результат накопившихся семейных дисфункций, которые делают совместную жизнь супругов невозможной. С другой, - ни один человек не вступает в брак для того, чтобы развестись, оставить детей без родителей, обречь себя на одиночество. Развод - это кризис, который затрагивает всю семейную систему и тяжело переживается не только супругами, но и детьми.
Когда рушится семья, разваливаются семейные отношения, то жизнь бывших мужа и жены меняется полностью. Часто человеку приходится фактически начинать жить заново, адаптироваться к новой реальности. И не каждый способен самостоятельно справиться с этой ситуацией.
В связи с этим, в социальных службах необходима организация социально-психологического консультирования семьи, находящейся в ситуации развода.
Социально-психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть социально-психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач.
С целью выявления социально-психологических проблемы семей в ситуации развода и осознания перспектив социально-психологического консультирования семей в ситуации развода нами проведено социологическое исследование на базе примере МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального района «город Валуйки и Валуйский район».
Анализ полученных результатов позволил выявить некоторые характерные проблемы и закономерности:
1. Семья в ситуации развода характеризуется наличием большого количества социально-психологических проблем (нарушение средовой адаптации, низкий уровень социальной активности членов, дезадаптация детей, депрессия, агрессивность, фрустрация родителей и др.).
2. Супруги в ситуации развода в большинстве случаев не в состоянии без внешней поддержки справиться со своими трудностями.
3. Среди инструментов профилактики и компенсации отрицательных переживаний в ситуации развода, поиска возможностей для сохранения и восстановления семьи важное место принадлежит социальным службам, в частности, комплексным центрам социального обслуживания населения.
4. В настоящее время в России традиционные технологии, формы и методы социальной помощи семье в ситуации развода не приносят желаемого эффекта.
С целью совершенствования деятельности МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального района «город Валуйки и Валуйский район», направленной на оказание социально-консультационных услуг семье в ситуации развода, мы предлагаем создать ресурсно-консультативной службы «Со-Участие», деятельность которого будет непосредственно связана с организацией социально-психологического консультирования семей, имеющих социально-психологические проблемы, требующие вмешательства специалиста для их разрешения.
На наш взгляд, создание ресурсно-консультативной службы «Со-Участие» и реализация разработанных нами рекомендаций создаст условия для совершенствования предоставляемых семьям, находящимся в ситуации развода, социально-психологических услуг, их успешной социально-психологической адаптации к ситуации развода, преодоления социальной дезадаптации и депрессивных состояний, вызванных изменением качества и условий жизни, связанных с разводом.



1. Абабков В.А., Перре М. Новый подход к анализу семейных процессов в стрессогенных условиях // Социальная и клиническая психиатрия. - 1997 - № 2 - с. 31 - 47.
2. Агапова И.А. Рушим брак - строим семью. Новая семья из старых отношений / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Дрофа - Плюс, 2005. - 211 с.
3. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. 2-е изд. М.: Класс, 2000. 208 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. 364 с.
5. Андреева Т.В. Психология семьи: учеб. пособие. 3-е изд. СПб.: Питер, 2014. 336 с.
6. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов // Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. С. 182—198.
7. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. - М., 1995. - 6-7 с.
8. Большой толковый социологический словарь (Collins): в 2-х т. Т. 2 (ПЯ) / Джери Д., Джери Дж; пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. 528 с.
9. Браки и разводы: официальная статистика [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: (http: //www.gks .ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/(дата обращения: 22.04. 2017).
10. Варга А.Я., Будинайте В.Г. Современный брак: новые тенденции. Вып. 5. Системная терапия супружеских пар. / Сост. А.Я. Варга; под общ. ред. К. Ягнюк; науч. ред. А.Я. Варга. М.: Когито-Центр, 2012. С. 9—26.
11. Варламова Е.П. ТЫ и СЕМЬЯ - проблемы решаются! Как жить долго, счастливо и не умереть? Как жить после развода? - М.: Институт Политического и Военного Анализа, 2001. - 101 с.
12. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 385 с.
13. Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка
специалистов // Высшее образование для XXI века. - 2005. - №4. - С. 36-39.
14. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. М.: Изд-во института психотерапии, 2000. 400 с.
15. Вильямский В. Основы организации деятельности социальных систем. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 526 с.
16. Всероссийский опрос ВЦИОМ, 25 февраля 2007 года: Вопрос 31: «Что, по Вашему мнению, чаще всего вынуждает людей к разводам?» [Электронный ресурс] // База данных исследований ВЦИОМ. URL: http: //wciom.ru/zh/print_q.php?s_id= 418&q_id=33581 &date=25.02.2007 (дата обращения: 07.02. 2017).
17. Всероссийский опрос ВЦИОМ, 6 марта 2013 года: Вопрос 33: «Что, по Вашему мнению, чаще всего вынуждает людей к разводам?» [Электронный ресурс] // База данных исследований ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id= 916&q_id=63412&date=30.06.2013 (дата обращения: 07.02. 2017).
18. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения. - М.: Академия, 2008. - 176 с.
19. Галустова О. В. Психологическое консультирование: конспект лекций. М.: А - Приор, 2007. 240 с.
20. Геращенко Л.Л. Семья в круговороте развода, или Как избежать конфликтов. - М.: Мир книги, 2004. - 250 с.
21. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. 176 с. 11.
22. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998. 272 с.
23. Голод С.И. Стабильность семьи. Социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984. 158 с.
24. Гришунина Е.В. Когнитивно-эмоциональная структура
переживаний сложных жизненных ситуаций на примере миграции и развода // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 4. С. 130—152.
25. Дармодехин С.В. Социальный институт семьи: проблемы и направления модернизации // Семья в России. - 2008. - №1. - С.21-25.
26. Дружинин В.Н. Психология семьи: Учеб. пособие для вузов по спец. и напр. «Психология». - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 199 с.
27. Елизаров А.Н. Анализ предразводной ситуации в психологическом консультировании // Вестник психосоциальной и коррекционно¬реабилитационной работы. - 2008. - №1. - С. 36 - 44.
28. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Ось-89", 2005. - 205 с.
29. Заикина Г.А., Фотеева Е.В., Доэрти У., Хоган М.Дж. Развод в России и США // Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. С. 67—85.
30. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы
семейного консультирования. - М.: Дело и сервис, 2007. - 365 с.
31. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы
семейного консультирования: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2007. - 319 с.
32. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. - Самара:
СИОКПП, 2001. - 122 с.
33. Клёцина И.С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия Психология. 2011. Т. 5. № 4. С. 107—119.
34. Клёцина И.С. Ситуация развода как предмет отечественных социологических и социально-психологических исследований семейных отношений // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 30-45. doi: 10.17759/sps.2015060303
35. Ключников С. Семейные конфликты. - СПб.: Питер, 2002. - 160 с.
36. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности: учеб. пособие. Минск: Тетра Системс, 2000. 432 с.
37. Кон И.С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. №1 (54). С. 51—65.
38. Корчагина И.И., Прокофьева Л.М., Фести П. Влияние распада брака на профессиональную карьеру мужчин и женщин // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. С.В. Захарова, Т.М. Малевой, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики. М.: НИСП, 2009. С. 291—322.
39. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний [пер. с чеш.]. М.: Медицина, 1991. 101 с.
40. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
41. Лидерс А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. Москва; Обнинск: ИГСОЦИН, 2004. 296 с.
42. Малкина- Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Эксмо, 2010. 928 с.
43. Маслоу А. Стадии развода [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gimenespsihologija.files.wordpress.eom/2010/11/4180й0(дата обращения 12.04.13).
44. Миллер А. Вначале было воспитание: Пер. с англ. - М.:
Академический Проект, 2003. - 111 с.
45. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник. - М.: Академия, 2007. - 632 с.
46. Нарицын Н.Н. Свадьба - развод и наоборот. - М.: Махаон, 2001.-301 с.
47. Николаева Я.Г. Реализация прав и обязанностей отцов после развода // Актуальные проблемы семей в России / Ред. Т.А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 183—193.
48. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - К.: Лыбидь, 1990. - 192 с.
49. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. - М., 2004. - 526 с.
50. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для вузов по спец. 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Соц. педагогика» / Л.Г. Жедунова, И.А. Можаровская, Н.Н. Посысоев и др.; Под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.
51. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993. 336 с.
52. Пономарева И. М. Различные аспекты проявления психической травмы// Ученые записки СПбГИПСР. 2011. Вып. 1, т. 15. С. 65 - 69.
53. Пономарева И.М. Специфика и этапы психологического консультирования лиц, переживающих кризисную ситуацию развода// Ученые записки СПбГИПСР. - Выпуск 2014 №1(21).
54. Пономарева И.М. Специфика и этапы психологического консультирования лиц, переживающих кризисную ситуацию развода// Ученые записки СПбГИПСР. - Выпуск 2014 №1(21)
55. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под. ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
56. Психология семейных отношений: конспект лекций / Сост. С.А. Векилова. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. 127 с
57. Психология семьи: хрестоматия / Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2002. - 745 с.
58. Райгородский Д.Я. Психология семьи: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издат. Дом «БАХРАХ-М», 2002. - 752 с.
59. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб.: Питер. 2010. 816 с.
60. Руперт Ф. Травма, связь и семейные расстановки. М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. 272 с.
61. Сабитова Г.В. Профессионализация социально-педагогической поддержки семей с детьми // Семья в России. - 2008. - №2. - С.38-42.
62. Садикова И.В. Опыт психологической работы в центре социального обслуживания // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.371-377.
63. Семенова А. Если развод неизбежен... пройди через него правильно. - СПб: Невский проспект, 2002.
64. Синельников А.Б. Развод — революция в семье // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2010. № 2. С. 130—146.
65. Солодников В.В. Дети развода // Социологические исследования. 1988. № 4. С. 58—62.
66. Солодников В.В. Социальная психология семьи // Социальная психология: учеб. пособие / Под ред. А.Н.Сухова, А.А. Деркача. М.: Издательский ценр «Академия», 2001. С. 145—157.
67. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб.: Директ. 2007. 384 с. 30. Социология семьи: учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. 640 с.
68. Социальная психология и общество. 2015 г. Том 6. № 3 42 23. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. Москва; Обнинск: ИГСОЦИН, 2005. 356 с.
69. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 526 с.
70. Социальная работа с семьей и детьми. Сборник статей. - СПб.: Изд- во С.-Петерб. Ун-та, 2002. - 290 с.
71. Технологии социальной работы: Учебник / Пол общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 425 с.
72. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 632 с.
73. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2004. - 364 с.
74. Хрестоматия: Семейная психотерапия. - СПб: Речь, 2000. - 508 с.
75. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 287 с.
76. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник. - Ростов- на-Дону, Феникс, 2006. - 365 с.
77. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2007. - 394 с.
78. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. - М.: МГСУ, 2004. - 327 с.
79. Шех О. И., Сергеев С. С. Теория и практика психологической помощи при травматическом стрессе: Метод. рекомендации. СПб.: Санкт - Петербургский государственный университет путей сообщения, 2007. 68 с.
80. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 512 с.
81. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. - 739 с.
82. Шнейдер Л.Б. Семья: оглядываясь вперед. СПб.: Питер, 2013. 368 с.
83. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1998. 656 с.
84. Энциклопедический социологический словарь / Под общей ред. академика РАН Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. 939 с.
85. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя / Под. ред. И.В. Гребенникова.- М.: Просвещение, 2003. - 283 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ