Введение 3
Глава I. Предпроектное исследование
1.1 Современные тенденции проектирования ландшафтной
архитектуры 7
1.2 Культурный ландшафт как часть формирования объектов
наследия 23
Выводы по I главе 29
Глава II. Художественно-проектный раздел
2.1 Методы и технологии создания памятников
33
2.2 Этапы работы над дизайн-проектом обустройства территории Дома
культуры в г.Мензелинск 45
Выводы по II главе 49
Заключение 51
Литература 53
Приложения 55
Любой город имеет свою собственную уникальную историю, которая отражается в каждой его улице, в каждом камне старой мостовой и в каждом жителе. Это то, что связывает всех нас, что делает единым целым, поэтому так необходимо хранить память о событиях тех давних лет.
С давних времён люди придают большое значение созданию и развитию монументального искусства, видя в нём одно из могучих средств идеологического воспитания народа, реальный путь приобщения народа к искусству и сохранения памяти о подвигах, свершениях людей.
Последние десятилетия характеризовались ростом внимания к созданию объектов историко-культурного наследия. Во многом это определяется тем, что городская среда постоянно эволюционирует. Процессы урбанизации захватывают традиционное культурное пространство, актуализируя проблему сохранения объектов историко-культурного наследия и национально-культурной идентичности. Перестраиваются архитектурные ансамбли города, дворянские и помещичьи усадьбы, храмы и монастыри; нередко объекты историко-культурного наследия полностью или частично исчезают в результате войн и политики властей. Особенно ярко выражен процесс урбанизации в XX веке, ставшем для России эпохой крупных политических и экономических изменений. Исторические районы ряда городов, кварталы, состоящие из деревянных и каменных строений XVIII - XIX вв., нередко подвергались полной или частичной перестройке, что приводило не только к изменению архитектуры города, но и к изменению его «культурного ландшафта». Процессы глобализации и урбанизации
способствовали не только росту внимания к изучению историко-культурного наследия, но и к разработке методик и технологий их создания, увековечивания известных личностей в дань памяти. Овладение технологиями трёхмерного моделирования, выявление их возможностей в
изучении и реконструкции историко-культурного наследия - актуальная задача современных исторических исследований.
Современный подход к рассмотрению художественного значения памятника базируется на положении, что памятник всегда осуществляет свое эмоционально - эстетическое воздействие в определенном контексте. Прежде всего, это контекст современной культуры, в который входит выработанное отношение к искусству вообще и к искусству прошлого в частности. Свойственный сознанию людей нашего века историзм мышления, позволяет нам гораздо более широко и гибко, чем это было в прошлом, воспринимать явления, относящиеся к художественным различным системам.
Исследования и анализ истории развития и особенностей памятников и их значение в ландшафтном проектировании территорий позволяют судить о художественном образовании и формировании национального самосознания личности любого возраста.
Целью выпускной квалификационной работы является создание дизайн-проекта обустройства территории Дома культуры в г. Мензелинск.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить тенденции проектирования ландшафтной архитектуры
2. Раскрыть понятие «культурный ландшафт»
3. Проанализировать материалы по созданию памятников
4. Предложить варианты обустройства территории Дома культуры
Использование историко-архитектурных ресурсов городской местности предполагает рассмотрение памятников в единстве с процессами развития территориальной системы, элементами которой они являются и историю развития которой воплощают и отражают. В этом случае возникает задача рассмотрения памятников во взаимосвязи с окружающей территорией, историческими и социально-экономическими особенностями его бытования. В результате все, что прямо или косвенно воздействует на территориальную систему - будь то развитие городских центров или изменение структуры землепользования, может быть рассмотрено как отдельные факторы, воздействующие на памятники, влияя на их сохранение и использование.
Объект исследования - процесс создания проекта территории Дома культуры.
Предмет исследования является мемориальный комплекс, как смысловой элемент на территории Дома культуры.
Гипотеза исследования заключается в том, что мемориальный комплекс, разрабатываемый нами в концепции обустройства территории Дома культуры, носит в себе смысловой элемент садово-паркового комплекса, а также культурный образ и национальную ценность для потенциальных потребителей культурных услуг.
Методы исследования: теоретико-аналитические (анализ литературы по теме исследования, учебной литературы); обобщающие (описание, синтез); интерпретации (объяснение); практические (макетирование,
иллюстрирование).
Новизна исследования состоит в том, чтобы изучить историческое развитие и особенности создания памятников и мемориалов, современные тенденции ландшафтного проектирования. В каждом городе, селе, деревне есть свои герои, чьи имена и деяния являются примером из покон веков, работы писателей и поэтов издаются и пересказываются, а музыкальные произведения звучат из разных уголков земли. Как произведения искусства, так и подвиги с каждым годом все больше уходят в прошлое, именно поэтому наша задача - сохранить и передать ценности будущему поколению.
В выпускной квалификационной работе описывается процесс того, как необходимо подходить к созданию мемориального комплекса на территории Дома культуры. Просматриваются аналоги, составляется краткое описание, отмечаются особенности.
Практическая значимость работы определяется тем, что разработанный дизайн-проект обустройства территории Дома культуры будет реализован и может быть применен на любой территории как городской, так и сельской местности. Разработанные материалы научного исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов художественных специальностей. Данная работа может оказать практическую помощь исследователям, занимающимся проблемами теории и истории.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Так же к работе прилагается дизайн - проект обустройства территории Дома культуры в городе Мензелинск.
Задачи и методы исследования раскрывают теоретическую и
практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются основные теоретические понятия памятников, история, виды и современные тенденции в оформлении ландшафтного ансамбля. Во второй главе - этапы создания проекта, обоснование выбора материалов. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Дом культуры - это творческий союз клубов и объединений для всех возрастов, для самых разных интересов. В каждом городе, селе, деревне есть свой Дом культуры. Их строительство началось еще в 20х годах прошлого столетия.
Ландшафтная архитектура современных парков и скверов сегодня более многолика, чем когда-либо. Разнообразие материалов и технологий для проектирования монументов, влияние различных культур с многообразием национальных традиций и архитектурных решений дает все новые идеи для проектирования и строительства подобных мемориалов и скверов. Качественно продуманные зонирования и стилистические решения, малые архитектурные формы, применение современных материалов и энергосберегающих технологий строительства способствуют высокому уровню комфорта и привлекательности для посетителей.
В ходе исследования при выполнении выпускной квалификационной работы были рассмотрены: история создания, виды, принципы проектирования ландшафтной архитектуры, стилистические и конструктивные особенности проектирования мемориалов, понятие культурный ландшафт.
В проекте использованы методы современного дизайнерского проектирования. Различные методики исследования: (визуально¬
графические, фиксационный, сравнительный, аналитический).
В результате были решены поставленные задачи:
1. Изучить тенденции проектирования ландшафтной архитектуры
2. Раскрыть понятие «культурный ландшафт»
3. Проанализировать материалы по созданию памятников
4. Предложить варианты обустройства территории Дома культуры
Наш проект обустройства территории Дома культуры в городе Мензелинск - самобытный и достаточно индивидуальный. Его строительство и реализация обойдется в немаленькую сумму, это связано не только с оригинальной конструкцией, но и использованием и применением исключительно природных материалов. Однако разработанный нами проект может быть использован в любом регионе (с доработкой бюстов известных деятелей), так как он достаточно универсален и исходя из используемых материалов - долговечен.
1. Александрова М.М., Тарусина О.В. Музейное дело и охрана памятников. М., Грета, 2001
2. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. - М.,1982.
3. Веревкин, А.В. Новый проект. Идея, реализация, проблемы и перспективы / А.В. Веревкин // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2008. -№ 1.- 37с.
4. Гнедовский М.Б.Современные тенденции развития музейной коммуникации//Проблема культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб.науч.Тр./ НИИ. Культура.М.,1989.С. 16-34
5. Горбачев, В.Н. Архитектурно-художественные компоненты озеленения городов: учеб. пособие для худож.-пром. вузов и архит. фак. / В.Н. Горбачев.
- М.: Высшая школа, 1983. - 207 с.
6. Долженкова, М.И.Реализация технологии проектирования и моделирования в региональном развитии культуры/ М.И.Долженкова // Культура: управление, экономика, право.- 2007.-№4.- 31-33 с.
7. Ермолова Е.В. Садово-парковое искусство.- Издательство: Ин-Фолио, 2010.
- 235 с.
8. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры : учеб. пособие для студентов вузов культуры и училищ культуры / Л.С. Жаркова ; М-во культуры Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : МГУКИ,- 2008. - 233 с.
9. Залеская, Л.С. Ландшафтная архитектура : учеб. для вузов / Л.С. Залеская, Е.М. Микулина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Стройиздат, 1979. - 240 с.
10. Ильина В.В. Новое направление ландшафтного дизайна. Уроки садового дизайна. - Фитон, 2009. - 320 с.
11. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна. - Феникс, Ростов-на- Дону, 2005. - 190 с.
12. Козлова, Т. В. Основы проектной деятельности в сфере культуры / Т.В.Козлова // Дом культуры,- 2010.-№4.-14-21 с.
13. Кочережко О.И. Ландшафтный дизайн вашего приусадебного участка. Советы дизайнера / О.И. Кочережко, Н.В. Кочережко. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 272 с. - ( Все обо всем).
14.Ожегов С. История ландшафтной архитектуры / С. Ожегов. - М.:
Архитектура-С, 2003. - 232 с. - (Приусадебное цветоводство, сад и огород).
15. Павленко Л.Г. Ландшафтное проектирование. Дизайн сада / Л.Г. Павленко. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 192 с. - (Строительство и дизайн).
16. Полякова М.А. Некоторые вопросы изучения, реставрации и использования историко-мемориальных памятников // Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе. М., 1983. С. 83-95. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры; № 126).
17. Попова Н.А. Реконструкция и реставрация историко-архитектурного наследия.
Изд-во - Саратов: изд-во «Аквариус», 2003.
18. Шимко В.Т. - Основы дизайна и средовое проектирование: Учебное пособие.
- М.: Издательство "Архитектура-С", 2004. - 160 с.