Введение 3
1. Теоретические основы налогового администрирования 5
1.1. Понятие налогового администрирования 5
1.2. Принципы и функции налогового администрирования 13
1.3. Налоговый контроль как основной элемент налогового администрирования 18
2. Организация налогового администрирования в России 22
2.1. Анализ деятельности органов налогового администрирования 22
2.2. Организация и результативность налоговых проверок в России 34
3. Совершенствование налогового администрирования и его организации
в России 53
3.1. Зарубежный опыт налогового администрирования 53
3.2. Перспективы развития налогового администрирования и его организации
в России 67
Заключение 78
Список использованных источников 83
Приложение
Среди экономических механизмов, при помощи которых государство влияет на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночной экономики абсолютно все государства используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить активную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных производств.
Налогообложение является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи государственных интересов с коммерческими предпринимателями, предприятиями. При помощи налогов определяются взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственными и местными бюджетами, с банками и с вышестоящими организациями, также налогами регулируется внешнеэкономическая деятельность, привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.
Особое определение анализ поступлений налогов и сборов приобретает при осуществлении налогового планирования, тесным образом связанного с задачами обеспечения доходной части бюджетов различных уровней. Формирование эффективной налоговой системы является одной из центральных задач экономической политики любого государства. Особенно остро эта проблема стоит в развивающихся и переходных экономических системах, где приходится в условиях дефицита бюджета решать вопросы стимулирования развития экономики.
Однако анализ только налоговой отчетности не даёт полной и развернутой картины. Налоговая система не является изолированной, самостоятельно существующей и развивающейся системой. Все экономические процессы, происходящие в экономике государства, в той или иной мере воздействуют на нее.
Анализ налоговых поступлений с использованием экономико-статистических методов позволяет выявить характерные особенности структуры поступлений и задолженности по налогам и сборам, тенденции и закономерности происходящих изменений, а также связь явлений, происходящих в экономике, с процессами формирования поступлений налогов и сборов.
Актуальность темы налогового администрирования в РФ и путей повышения его эффективности заключается в том, что налоговое администрирование оказывает значительное влияние на экономику страны. Неэффективное налоговое администрирование негативно влияет на экономику страны, тормозя экономическое развитие и ложиться тяжким бременем на налогоплательщиков, а эффективное налоговое администрирование соответственно положительно влияет на экономику.
Целью данной выпускной квалификационной работы является определение особенностей налогового администрирования в России, а так же исследование зарубежного опыта и выявление возможных путей его совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в данной работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и значение налогового администрирования;
- рассмотреть принципы и функции налогового администрирования;
- проанализировать деятельность органов налогового администрирования;
- провести анализ результативности налоговых проверок в России;
- изучить зарубежный опыт налогового администрирования;
- выявить перспективы развития налогового администрирования и его организации в России.
В конце, хотелось бы выделить тот факт, что теория и практика исследования термина «налоговое администрирование» говорит о том, что до настоящего времени экономисты не сходились в едином мнении понимания налогового администрирования. Собрав все имеющиеся у нас знания, мы считаем, что налоговое администрирование - это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и мероприятия, определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства. На современном этапе экономического развития налоговое администрирование, рассматривается в качестве потенциального резерва снижения налоговой нагрузки, основы повышения собираемости налогов, а также основы развития международных экономических процессов.
Для более точного понимания сущности налогового администрирования нужно проанализировать принципы налогового администрирования и изучить их функции. Под принципами налогового администрирования нужно понимать, что это основные требования для разработки системы налогового администрирования, реализация которых даст возможность осуществить мероприятия по эффективному планированию, регулированию и надзору, следовательно, также будет способствовать росту сбора налоговых поступлений. Принципы налогового администрирования вытекают из общих принципов налогообложения.
Налоговое администрирование - это комплекс мер по реализации важнейшей задачи налоговых органов - обеспечению поступлений налоговых платежей в бюджет в том объеме, который необходим для финансирования государственных расходов. Для решения этой задачи необходима четко отлаженная и эффективно действующая организация налогового контроля. Право осуществлять налоговый контроль закреплено НК РФ за уполномоченным органом в лице налогового органа. В соответствии со ст. 82 НК РФ «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах». Обеспечение исполнения налогового законодательства субъектами налоговых правоотношений, такими как: налогоплательщики, налоговые агенты и другие субъекты, является основной целью налогового контроля в сфере налогового администрирования.
Налоговый контроль, осуществляемый в форме налоговых проверок, делится на такие виды: камеральные и выездные. Любая форма налогового контроля предполагает применение определенного набора конкретных контрольных действий, включая состав должностных лиц, участвующих в проводимых проверках, наделение их соответствующими правами и обязанностями, последовательность совершения операций налогового контроля и др. Виды налогового контроля отражают сходства и различия между процедурами налогового контроля. С 1 января 2015 года для повышения эффективности системы налогового администрирования в РФ введена новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг.
Г осударственное управление в налоговой сфере осуществляется субъектами налогового администрирования. Их целью является создание эффективной системы налогообложения и обеспечение должного уровня исполнительности налогоплательщиков. К числу субъектов налогового администрирования относят: налоговые, таможенные, финансовые органы, органы внутренних дел и следственный комитет. Органы налоговой администрации действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговое администрирование следует рассматривать как часть администрирования доходов. При этом администраторами доходов являются не только налоговые органы, которые занимаются администрированием налоговых доходов, но и другие министерства и ведомства. Всех их можно назвать институтами администрирования доходов бюджетов. Из структурно-динамического анализа объема поступлений по доходам федерального бюджета РФ по главным администраторам доходов за 2013-2015 гг. можно сказать, что в настоящее время главными администраторами доходов федерального бюджета Российской Федерации является Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба. Анализ исполнения доходов федерального бюджета за 2013 и 2015 гг. свидетельствует, что более 90% доходов федерального бюджета администрируется ФНС России и ФТС России. Благодаря налоговым и таможенным органам в 2015 г. из 13 659,2 млрд.р. в федеральный бюджет от этих органов поступило порядка 12 372,3 млрд. р., что составляет 90,5 % от общей суммы доходов федерального бюджета.
Налоговые органы имеют право реализовать свои контрольные полномочия только в формах и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Среди прочих форм контроля основополагающее место занимают налоговые проверки. Налоговые проверки - это основа налогового контроля. Обязанность по проведению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и контроля за правильностью исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов закреплена за Федеральной налоговой службой Российской Федерации. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации существуют камеральные и выездные налоговые проверки. В настоящее время собираемость бюджета страны в немалой степени зависит от оценки эффективности налогового контроля и от качественной организации контрольной работы налоговых органов. Для целей оценки эффективности налогового контроля была рассмотрена результативность налогового контроля по Российской Федерации за 2011 - 2015 гг., по Приволжскому Федеральному округу и по Республике Татарстан за 2013 - 2015 гг.
В системе управления и контроля над сферой налогообложения в Россий - ской Федерации присутствуют некоторые проблемы. Существует необходимость совершенствования налогового администрирования. Для этого необходимо исследовать зарубежный опыт. Опыт зарубежных стран заключается в развитии перспективных направлений информационного обслуживания налогоплательщиков со стороны налоговых органов. Использование зарубежного опыта развитых стран дает возможность налоговым органам России более грамотно реформировать отечественную налоговую систему и управление в ней. Повышение эффективности налогового администрирования, в целях улучшения системы налогового контроля в стране, достигается путем совершенствования налогового законодательства, так и путем заимствования некоторых зарубежных технологий. Зарубежная практика налогового контроля предполагает различные способы его осуществления. К примеру, для организации налогового администрирования в различных странах созданы специальные органы управления налоговым администрированием. В одних странах они обладают самостоятельным статусом (Япония), а в других являются структурными подразделениями финансовых органов (США, Г ермания, Франция). Неожиданный характер проведения налоговых проверок присущ для таких стран как: Г ермания, Испания, Италия. В то время как в США, Японии и Франции налоговые проверки без предварительного уведомления осуществлять запрещено. Отбор деклараций для проведения проверок во Франции, Японии, осуществляется в случайном порядке, а, примеру, в США используют метод «отличительного параметра». Вид налоговых проверок зависит от комплекса и сложности поставленных задач. В США, Франции и Японии существуют камеральные и выездные налоговые проверки, а в Германии существуют только документальные проверки (выездные). Одной из распространенных форм налогового контроля за рубежом является институт предварительного налогового контроля. Его смысл заключается в согласовании налогоплательщиком с налоговым органом налоговых последствий сделок, до их фактического совершения, данные отношения оформляются в форме заключения налоговых соглашений и получения индивидуальных консультаций.
Улучшение налогового администрирования реализуется путем использования всех методов налоговой политики, проведения налоговых реформ, разработки мероприятий по улучшению налогового администрирования. На сегодняшний день в налоговом администрировании существует ряд нерешенных проблем. К таковым можно отнести:
- введение института предварительного налогового контроля;
- невозможность получения наиболее полной информации связанной с контрагентами;
- развитие сферы налогового консультирования;
- совершенствование обмена финансовой информацией между Российскими и зарубежными налоговыми органами.
С учетом вышеназванных проблем, нужно отметить, что некоторые пути решения данных проблем уже отмечены в налоговой политике. В качестве перспектив развития налогового администрирования, нами были выделены следующие предложения:
1. Следует развивать институт налогового консультирования, который в свою очередь, предоставит возможность выстроить систему партнерских взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.
2. Целесообразно внедрить электронное межведомственное взаимодействие между налоговыми органами и иными государственными органами. Также рекомендуется создать единую информационную базу, которая будет аккумулировать всю информацию о налогоплательщиках с целью повышения качества обмена информацией о налогоплательщиках между органами власти и налоговыми органами.
3. Для того, чтобы повысить качество обмена информацией о налогоплательщиках между зарубежными налоговыми органами необходимо на уже имеющейся базе межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных образовать отдел, функциями которого были бы обработка и хранение всей информации о налогоплательщиках.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.). - Информационноправовая система «Консультант Плюс». - Версия от 24.03.16 г.
2. О налоговых органах Российской Федерации: закон РФ от 21.03.1991 г., № 943-1 (ред. от 02.04.2014 г.). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 24.03.16 г.
3. О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок: письмо ФНС России от 16.07.2013 г., № АС-4-2/12705 (ред. от 07.04.2015 г.). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 24.03.16 г.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: федеральный закон от 28.06.2013 г., № 134-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 24.03.16 г.
5. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 г, № 314 (ред. от 22.06.2010). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 24.03.16 г.
6. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г., № 506 (ред. от 05.02.2016 г.). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 24.03.16 г.
7. Анисимов А.Л. Проблема толкования и применения основных принципов налогового законодательства Российской Федерации: экономико-правовой аспект // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2014. - № 3.
8. Анисимов А.Л. Эффективность налогового администрирования в налоговой системе Российской Федерации // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2015. - № 1. - С. 24-30.
9. Артеменко Д.А. Механизм налогового администрирования: теория, методология, направления трансформации. - Ростов н/Д: Содействие - XXI век,
2010. - 351 с.
10. Грищенко А.В. Роль налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе реформирования системы // Некоммерческие организации в России. - 2013. - № 2. - С. 24-30.
11. Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие. - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2012. - 490 с.
12. Дубинский А.М. Налоговые органы России: теория и практика финансового контроля: монография. - М.: КОНТРАКТ, 2014. - 112 с.
13. Душева Я.В., Мурзина Е.А. Анализ результативности выездных налоговых проверок при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля // Вестник международных научных конференций. - 2014. - № 1. - С. 66-78.
14. Ефремова Т.А. Направления совершенствования налогового администрирования. - Пенза, 2013. - 145 с.
15. Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.
16. Королева Т.Н. Формы налогового контроля // Актуальные проблемы современной науки. - 2014. - № 6. - С. 101-107.
17. Кузьменко В.В. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 186 с.
18. Куликов Н.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013.
19. Курбатов Т.Ю. О формах и методах налогового контроля // Финансовое право. - 2013. - № 4. - С. 46-48.
20. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. - М: БЕК, 2013.
21. Мамиек Л.А. Выездные налоговые проверки и их роль в системе налогового контроля // Экономическая наука и практика: материалы III международной научной конференции (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Молодой ученый, 2014. - С. 161-165.
22. Майбурова И.А. Налоговая политика. Теория и практика: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012 - 519 с.
23. Малис Н.И., Горский И.В., Анисимов С.А. Теория и практика налогообложения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 432 с.
24. Митттенина. М.С., Максимов Л.В. Налоговое администрирование в системе мер повышения уровня экономической безопасности // Электронный научный журнал «Вестник-экономист ЗабГУ». - 2012. - № 5.
25. Найденова Т.А. Колегова А.И. Зарубежный опыт налогового администрирования // Экономика и социум. - 2015. - № 5. - С. 1-25.
26. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. В.Ф. Тарасовой. - М.: КноРус, 2012.
27. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Юрайт, 2013.
28. Налоговое право. Общая часть: учебник и практикум / Под ред. И.И. Кучерова. - М.: Юрайт, 2014. - 760 с.
29. Налоговое право. Особенная часть: учебник и практикум / Под ред. И.И. Кучерова. - М.: Юрайт, 2014. - 309 с.
30. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие / Под ред. В.В. Кузьменко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 186 с.
31. Пепеляева С.Г. Налоговое право: учебное пособие. - М.: ИД ФБК- ПРЕСС, 2012. - 283 с.
32. Перов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: ИН- ФРА-М, 2013.
33. Понамарева А.И. Актуальные проблемы налогового администрирования: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Мини Тайп. - 2011. - 304 с.
34. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно
методическое пособие. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 368 с.
35. Проскура Е.П. Эффективность налогового администрирования: понятие и содержание // Современные технологии управления. - 2013. - № 7.
36. Романов А.Н. Организация и методы налоговых проверок: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012. - 294 с.
37. Сафонова Е.Д. Солодникова У.Н. Сравнительный анализ эффективности камеральных и выездных налоговых проверок // Экономика и социум. - 2015. - № 2. - С. 1-7.
38. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М: ИН- ФРА-М, 2013.
39. Шувалова Е.Б. Теория и практика государственного налогового контроля на этапе инновационного развития экономики Российской Федерации. - М.: МЭСИ, 2011.
40. Щербакова Н.В., Смирнов А.А. Тенденции и перспективы развития налогового администрирования в Российской Федерации // Экономика и право. - 2015. - № 6. - С. 36-38.
41. Эриашвили Н.Д. Налоговый процесс: Учебное пособие. - М.: Юнити- Дана, 2012. - 375 с.
42. Юрченкова Н.В. Налоговое администрирование в условиях нестабильной экономической ситуации // Проблемы учета и финансов. - 2012. - № 6. - С. 39-43.
43. Яковлева Е.А. Налоги и налогообложение: Курс лекций. - СПб, 2013.
44. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Сведения об исполнении федерального бюджета по расходам Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа: www.nalog.ru.
45. Федеральное казначейство Российской Федерации [Электронный ресурс]: Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2015 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу. - Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации, 2016. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru.