Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подходы к изучению значения слова (Русский язык, лексикология, Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №54889

Тип работы

Рефераты

Предмет

лексикология

Объем работы20
Год сдачи2020
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
319
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Проблема значения слова в науке 4
2. Основные подходы к изучению значения слова 7
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Исследование значения слова всегда находилось и находится в центре внимания лингвистов, при этом за весь период существования лингвистических наук не был выработан единый подход к определению и описанию этого явления, а предложенные концепции во многом отличались и отличаются друг от друга. На сегодняшний день в лингвистике не существует ни одного универсального подхода к значению слова, что свидетельствует о сложности и многозначности данного явления, с одной стороны, и различиями во взглядах исследователей, представляющих разные лингвистические направления, с другой. Несмотря на большое количество научных работ по указанной проблематике, сложность и неоднозначность значения слова обусловливает актуальность дальнейших исследований в области подходов к изучению значения слова.
Цель настоящего доклада - описать основные подходы к изучению значения слова.
Для достижения поставленной цели были последовательно решены следующие задачи:
1. Обозначить проблематику изучения значения слова в современной науке.
2. Описать основные подходы к изучению значения слова.
Объектом исследования является семасиология как раздел науки о значении лексических единиц.
Предмет исследования - подходы к изучению значения слова.
Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных исследователей: П.П. Дашинимаевой,
А. А. Залевской, И.М. Кобозевой, А. А. Леонтьева, Г. Фреге и других.
Методы исследования: анализ, синтез, сопоставление.
Структура доклада состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведеное нами сопоставление различных лингвистических подходов к изучению значения слова позволяет сделать ряд выводов.
Проблема значения слова - одна из классических проблем языкознания. Несмотря на многовековую историю изучения значения слова, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о точном определении этого феномена.
Интегральный подход к значению слова концентрируется на изучении соотношения понятий «значение слова» и «знание о мире». В лингвистике по данному вопросу существуют противоположные мнения. По мнению одних исследователей, значение слова находится за пределами знания индивидуума о мире, по мнению других, – целиком совпадает с ним. Этот подход является наиболее старым.
Лингвистическая семантика определила объектом исследования слово как единицу лексикона, речи человека, и исследует слово строго в рамках контекста, устанавливаемых носителями языка, то есть задачей является изучение и анализ внутриязыковых отношений и особенностей сочетаемости или ограничений тех или иных языковых выражений в употреблении.
В отличие от традиционных лингвистических подходов в когнитивной лингвистике исследуются взаимоотношения языка и мышления, то есть рассматривается язык и его роль в познавательной деятельности человека, исследуются общие принципы организации когнитивных способностей человека в единый ментальный механизм, их взаимосвязи и взаимодействия. Материал исследования в данном случае – языковые средства как средства материализации языкового сознания.
Впервые термин «психологически реальное значение слова» был употреблен И. А. Стерниным. В большинстве работ этот термин заменяется синонимичным, но более коротким - «психолингвистическое значение», как более определенным и отражающим способ его выявления — с помощью психолингвистических методик. Содержание психолингвистического значения намного ближе лексикографического к содержанию концепта.
Таким образом, можно заключить, что в настоящее время в лингвистике большое распространение получили подходы, рассматривающие значение слова не только как языковое явление, но и как отражение психологии индивидуума.



1. Анисимова Н.П. Проблема категоризации: теория прототипов или модель необходимых и достаточных условий? // Семантика слова и текста: психолингвистические исследования. –1998. – С.31-37.
2. Бубнова И. А. Структура субъективного значения слова (психолингвистический аспект): дис. д-ра филол. наук / И. А. Бубнова. – М., 2008. – 471 с.
3. Варпахович Л. В. Лингвистика в таблицах и схемах. – М.: Новое знание, 2007. – 128 с.
4. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов/Отв. ред. Г. А. Золотова. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1986. – 640 с.
5. Волковинская, Н. А. Лексикографическое и психолингвистическое значения слов / Н. А. Волковинская // Молодой ученый. – 2016. – № 17 (121). – С. 518-521.
6. Дашинимаева П.П. Теория значения как значимости: «осветим чертог теней» / П. П. Дашинимаева // Вестник Тверского государственного университета. – 2011. – № 4 (Филология). – С. 21-28.
7. Динсмор Дж. Ментальные пространства с функциональной точки зрения // Язык и интеллект / Пер. с анг. и нем. – М., 1996. – С.385-411.
8. Залевская А.А. Психолингвистическое портретирование лексики: опыт экспериментального исследования // Психолингвистические исследования: слово и текст. – 1995. – С.38-46.
9. Звегинцев В. А. Зарубежная лингвистическая семантика последних десятилетий // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. X. Лингвистическаясемантика. – М.: Прогресс, 1981. – С. 21–23.
10. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь. – М., 1994. – Кн. 1. – С.190-218.
11. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учеб. – 2-е изд. - М.: Едиториал УРСС, 2000. – 43 с.
12. Кубрякова Е.С. Слово в дискурсе (новые подходы к его анализу) //Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.А. Манерко. – Рязань: Ряз. гос. пед.ин-т им. С.А. Есенина, 2002. – 236 с.
13. Лакофф Дж . Когнитивнаясемантика // Язык и интеллект / Пер. с англ. и нем. - М., 1996. – С.143-184.
14. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова Психолингвистические исследования. / Отв. ред. д.ф.н. А.А. Леонтьев. - М.: Изд-во «Наука», 1971. – 248 с.
15. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к исследованию сознания и личности // Психологическое обозрение. – 1996. – № 2(3). – С.12-17.
16. Пешковский А. М. Избранные труды. – М.: Просвещение, 1959. – 350 с.
17. Попова И.Г., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007 – 199 с.
18. Стернберг Р. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. – 1996. – № 6. – С.54-61.
19. Стернин И. А, Рудакова А. В. Психолингвистическое значение слова и его описание. Теоретические проблемы. LAP Lambert Academic Publishing: Saarbrücken, 2011. – 192 с.
20. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях // Вопросы языкознания. – 1996. – №2. – С.68-78.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ