Исследование значения слова всегда находилось и находится в центре внимания лингвистов, при этом за весь период существования лингвистических наук не был выработан единый подход к определению и описанию этого явления, а предложенные концепции во многом отличались и отличаются друг от друга. На сегодняшний день в лингвистике не существует ни одного универсального подхода к значению слова, что свидетельствует о сложности и многозначности данного явления, с одной стороны, и различиями во взглядах исследователей, представляющих разные лингвистические направления, с другой. Несмотря на большое количество научных работ по указанной проблематике, сложность и неоднозначность значения слова обусловливает актуальность дальнейших исследований в области подходов к изучению значения слова.
Цель настоящего доклада - описать основные подходы к изучению значения слова.
Для достижения поставленной цели были последовательно решены следующие задачи:
1. Обозначить проблематику изучения значения слова в современной науке.
2. Описать основные подходы к изучению значения слова.
Объектом исследования является семасиология как раздел науки о значении лексических единиц.
Предмет исследования - подходы к изучению значения слова.
Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных исследователей: П.П. Дашинимаевой,
А. А. Залевской, И.М. Кобозевой, А. А. Леонтьева, Г. Фреге и других.
Методы исследования: анализ, синтез, сопоставление.
Структура доклада состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Проведеное нами сопоставление различных лингвистических подходов к изучению значения слова позволяет сделать ряд выводов.
Проблема значения слова - одна из классических проблем языкознания. Несмотря на многовековую историю изучения значения слова, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о точном определении этого феномена.
Интегральный подход к значению слова концентрируется на изучении соотношения понятий «значение слова» и «знание о мире». В лингвистике по данному вопросу существуют противоположные мнения. По мнению одних исследователей, значение слова находится за пределами знания индивидуума о мире, по мнению других, – целиком совпадает с ним. Этот подход является наиболее старым.
Лингвистическая семантика определила объектом исследования слово как единицу лексикона, речи человека, и исследует слово строго в рамках контекста, устанавливаемых носителями языка, то есть задачей является изучение и анализ внутриязыковых отношений и особенностей сочетаемости или ограничений тех или иных языковых выражений в употреблении.
В отличие от традиционных лингвистических подходов в когнитивной лингвистике исследуются взаимоотношения языка и мышления, то есть рассматривается язык и его роль в познавательной деятельности человека, исследуются общие принципы организации когнитивных способностей человека в единый ментальный механизм, их взаимосвязи и взаимодействия. Материал исследования в данном случае – языковые средства как средства материализации языкового сознания.
Впервые термин «психологически реальное значение слова» был употреблен И. А. Стерниным. В большинстве работ этот термин заменяется синонимичным, но более коротким - «психолингвистическое значение», как более определенным и отражающим способ его выявления — с помощью психолингвистических методик. Содержание психолингвистического значения намного ближе лексикографического к содержанию концепта.
Таким образом, можно заключить, что в настоящее время в лингвистике большое распространение получили подходы, рассматривающие значение слова не только как языковое явление, но и как отражение психологии индивидуума.