Введение 3
Глава I. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке бакалавров дизайнеров в высшем учебном заведении 8
1.1. Специфика использования ИКТ в системе дизайнерского образования 8
1.2. Графические программы как средство повышения профессиональной
компетентности будущих дизайнеров в высшем учебном заведении 21
1.3. Особенности использования графических программ на практических
занятиях по компьютерному дизайну 31
Выводы по I главе 42
Глава II. Результаты экспериментальной работы по выявлению педагогических условий эффективного использования ИКТ в обучении бакалавров- дизайнеров 44
2.1. ИКТ в условиях профессиональной подготовки будущих дизайнеров
на современном этапе 44
2.2. Авторская модель использования ИКТ в обучении бакалавров- дизайнеров и педагогические условия её эффективного внедрения в педагогическом эксперименте 50
2.3. Опытно-экспериментальная работа по использованию ИКТ в обучении бакалавров-дизайнеров и её результаты 78
Выводы по II главе 88
Заключение 90
Список литературы 92
Приложение
Уровень развития современного производства, технологий и общества в нашей стране все чаще приводит к тому, что необходимо переосмыслить основные направления современной российской педагогической науки, а также необходимый минимум требований в подготовке бакалавров дизайна. Современный дизайнер уже не должен владеть каким-либо одним узким рядом знаний и навыков. Современное общество требует познания неординарных, персональных качеств личности человека. Дизайн-образование, в свою очередь, должно быть направлено на поддержание и последующий личностный рост человека, способности к творческой самореализации, овладения профессиональными навыками, самообразованием и саморазвитием в современных условиях образования.
Дизайн-образование на современном этапе развития должно обеспечить возможность для творческой коммуникации вне барьеров, способной включать множество сфер деятельности человека. Развитие и последующее использование новейших информационных разработок послужили, в свою очередь, возникновению серьезных изменений в системе обучения дизайнеров, наряду с другими сферами жизни человека. Данные технологии породили активную потребность в специалистах, разбирающихся в новых средствах визуализации. Сегодня художественное творчество продолжает активно развиваться с учетом новых направлений, связанных с информационно-коммуникационными технологиями в области дизайна предметов, интерьера, рекламы, архитектуры, проектирование. К примеру, компьютерная графика, видео-анимация, web-дизайн. Важным аспектом в данных специализациях является анализ социального, культурного, исторического, пространственного контекстов, создание специализированных проектных решений, которые включают методы художественного и научного творчества. Данный вид художественной деятельности, основанный на синтезе науки, искусства и технологии, служит в качестве необходимого элемента в процессе профессионального обучения дизайнера. Он имеет возможность решать проблемы внедрения знаний из разных сфер деятельности человека.
Можно сказать, что профессиональное образование дизайнера на современном этапе развития непосредственно зависит от применения информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучающий процесс в учебных заведениях происходит уже в течение нескольких десятилетий. Сегодня можно с уверенностью сказать, что информационно-коммуникационные технологии являются необходимым компонентом образования. Во многих образовательных учреждениях количественные вопросы компьютеризации уже решены. Однако следует отметить, что на практических занятиях возможности компьютерных технологий для развития творческого потенциала обучающихся используются не в полном объеме, ограничиваясь лишь узкими задачами обучения.
Это способствует возникновению необходимости создания и реализации новых методических материалов, использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения дизайнеров-бакалавров.
Актуальность исследования обусловлена потребностью современного образования к формированию и приобретению бакалаврами-дизайнерами навыков грамотного применения средств информационно-коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Приобретение знаний и навыков использования информационно-коммуникационных технологий у студентов является наиболее перспективным и содержательным для образования. Это вызвано потребностями рынка труда. Современный работодатель имеет определенные потребности к специалисту в сфере дизайна, и одной из них является готовность работника использовать информационно-коммуникационные технологии в последующей деятельности.
Изучение научных трудов помогло выявить тот факт, что вопросы профессионального развития бакалавров дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий недостаточно изучены. Большее внимание уделяется в подготовке студентов с применением информационно-коммуникационных технологий к решению художественных и проектных задач дизайн-деятельности. Однако в реальной практической работе дизайнер выполняет сложные и многообразные действия. Их все можно разделить на несколько групп: эргономические, исследовательские, конструктивные, проектные, экономические, организационные. Все эти группы требуют систематизации для подготовки будущих дизайнеров к решению вышеизложенных задач средствами информационно-коммуникационных технологий.
Проблема нашего исследования заключается в создании необходимой для обучения бакалавров-дизайнеров комплексной структуры, способствующей развитию профессиональных навыков с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Выявленная актуальность нашего исследования и недостаточная теоретическая разработанность сформулированной проблемы позволили определить тему нашего исследования: «Профессиональное развитие бакалавров-дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий».
Цель исследования: на основе изучения культурных, социальных, экономических потребностей рынка труда к бакалавру в области дизайна создать модель подготовки бакалавров-дизайнеров к решению профессиональных задач средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: информационно-коммуникационные технологии как средство профессионального развития бакалавров-дизайнеров.
Предмет исследования: структура и методы профессионального развития бакалавров-дизайнеров с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональная подготовка бакалавров-дизайнеров будет наиболее эффективной, если:
в основу подготовки бакалавров-дизайнеров принять двухуровневую форму организации обучения, которая позволит получить многоуровневую и непрерывную профессиональную подготовку бакалавра-дизайнера.
Задачи исследования:
1. Изучить специфику использования ИКТ дизайнерами-бакалаврами с целью решения профессиональных задач.
2. Выявить наиболее эффективные методы применения графических программ, способных развить у студентов креативность, пространственное мышление, укрепить теоретические знания.
3. Опираясь на предыдущий опыт совместно с проведенным исследованием разработать модель профессионального развития бакалавров-дизайнеров с использованием средств ИКТ.
4. Апробировать разработанную модель на практике и проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: в диссертации в комплексе применены теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы: анализ и синтез информации по проблемам дизайн-образования, метод структурно-функционального моделирования, необходимый для создания концептуальной модели системы дизайн-образования, способы обобщения и конкретизации.
Эмпирические методы: констатирующий и формирующий эксперимент, наблюдение, сравнение, измерение, интервьюирование, тестирование.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в 3 публикациях, и были представлены на научно-практических конференциях и конкурсах:
- конкурс «Кооперация талантов 2015» (Казань, 2015);
- IV международной научно-практической конференции «Искусство и художественной образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2015);
- II международной научно-практической конференции «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (Казань, 2016);
- The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication (2016);
- IV Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, 2017).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст диссертации содержит 7 таблиц и 2 рисунка. В приложении представлены материалы методического и иллюстративного характера.
Непрерывное развитие системы современного образования позволяет активно внедрять информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс. В профессиональном образовании дизайнеров-бакалавров они служат хорошей базой для освоения учебных дисциплин, а также для реализации творческих идей. Возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в решении профессиональных задач позволяет сформировать у бакалавров-дизайнеров наиболее эффективные навыки достижения поставленных задач.
Перечень программ, созданных непосредственно для дизайнеров, с каждым годом увеличивается. Но наиболее часто на рынке труда востребованы такие программные продукты, как Adobe Photoshop, Coral Draw, Adobe Illustrator, Autodesk 3d Max, Autodesk AutoCAD. Данные продукты, каждый на определенном этапе, помогают дизайнеру выполнять необходимые процессы для выполнения дизайн-проекта. Изучив зарубежный опыт внедрения новых технологий в образовательный процесс дизайнера, мы пришли к выводу, что информационно-коммуникационные технологии выступают в качестве основной дисциплины для дизайнеров во многих ВУЗах. Использование возможности визуальных и коммуникативных средств, способствует развитию у студентов способностей к самостоятельному проектированию. Многие учебные заведения предпочитают построить учебный процесс в непрерывной, экспериментальной и поисковой форме, а самостоятельная работа и проектирование объектов студентами используется в качестве контроля знаний.
Активное применение различных информационных ресурсов и способов обработки информации способствуют раскрытию мышления студентов, развитию способностей улавливать необычный ассоциативный ряд,
способствующий вырабатывать нестандартные идеи. Работа с интерактивным оборудованием реализует электронное обучение будущих дизайнеров. Ощущение реальной обстановки профессионального труда дизайнера студенты получают благодаря применению информационно-коммуникационных технологий. На производстве дизайнер разрабатывает и моделирует будущее изделие с использованием компьютера. Информационные технологии автоматизируют рутинные операции, развивая гибкость мышления, развивая, тем самым, творческое мышление.
Показатели степени профессионального развития бакалавров дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий до и после проведения эксперимента в обеих группах отличаются друг от друга, но в экспериментальной группе отличия более существенные. Можно сказать, что профессиональное развитие бакалавров-дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий сформировались под воздействием эксперимента. Наиболее эффективными показателями модели являются показатели того, что снизилось количество студентов c критическим уровнем в пользу повышения общего процента студентов c высоким уровнем в экспериментальной группе.
В процессе наблюдения за учебно-познавательной деятельностью студентов было выявлено, что обучающихся в значительной степени повысился интерес к профессиональному развитию средствами информационно-коммуникационных технологий, а также изменился уровень самоконтроля и самооценки. Многие из них научились разбираться в спецификации деятельности дизайнера и применять информационно-коммуникационные технологии в решении поставленных нами задач профессионального характера.
1. Абоимова И.С. Дизайн-образование: инновации в методике обучения в ВУЗе / И.С. Абоимова // Paradigmata poznam. - 2014. - №1.
2. Андреева О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера: дис.... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2011.
3. Атанасян С. Л. Особенности информатизации образовательной деятельности в педагогических ВУЗах / С.Л. Атанасян // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2009. - №2. - с. 5-16.
4. Ажгихин С.Г. Формирование технологических знаний студентов ВУЗов в процессе обучения проектированию в графическом дизайне / С.Г. Ажгихин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - №3 (8). - с. 39-43.
5. Бадарч Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: ИИТО ЮНЕСКО, - 2013. - 320с.
6. Баланд, Т.В. Аксиологические аспекты дизайна: дисс. д-ра филос. наук: 09.00.04 / Т. В. Баланд. - М., 2004. - 117 с.
7. Батышев С.Я., Новикова А.М. Профессиональная педагогика. М.: ЭГВЕС, 2009.
8. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2007. 416с.
9. Кидрук М. И. ArCon. Дизайн интерьеров и архитектурное моделирование. СПб.: Питер, 2010. 299 с.
10. Ковешникова Н.А. Актуальные проблемы дизайн-образования в контесте современной теории и практики дизайна // Вестник ТГУ. - 2011. - выпуск 4 (96). - с. 151 - 155.
11. Королев А.П. Компьютерное моделирование. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. 232с.
12. Королева Л.Ю., Хайруллина Э.Р. Роль информационных технологий в развитии креативности будущего дизайнера // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9. - с. 658-662.
13. Кохановская Д.Р. Развитие креативности студентов при изучении дисциплинв «Информационные технологии» / Д. Р. Кохановская // Вестник ОГУ. - 2013. - №2 (151). - с. 140-146.
14. Краснянский М.Н., Радченко И.М. Основы педагогического дизайна и создание мультимедийных обучающих аудио/видео материалов. Учебно методическое пособие. Тамбов, 2006.
15. Ларина О.В. Активизация художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий / О.В. Ларина // Труды Нижегородского государственного технического университета им Р.Е. Алексеева. - 2013. - №1 (98). - с. 292-298.
16. Ларина О.В. Информационно-коммуникационные технологии в дизайн-образовании / О.В. Ларина // Среднее профессиональное образование. - 2013. - №3. - с. 50-51.
17. Ларченко Д., Келле-Пелле А. Интерьер. Дизайн и компьютерное моделирование. СПб.: Питер, 2011. 496с.
18. Макарова Т.В. Структура и содержание ИКТ-компетентности инженеров специальности «Информационные технологии в дизайне» / Т.В. Макарова // Омский научный вестник. - 2007. - №2 (56). - с. 175-178.
19. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. М.: «Архитектура-С», 2004. 312с.
20. Миронов Д. Ф. Компьютерная графика в дизайне. СПБ.: БХВ- Петербург, 2008. 560с.
21. Рочегова Н. А. Основы архитектурной композиции. Курс виртуального моделирования : учеб. пособие для студ. Вузов. М. : Академия, 2010,2011. 319с.
22. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Концепция дизайн-образования в современных условиях // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2007. - № 2. - с. 5-50.
23. Трускова М.А. Использование Информационных технологий в формировании проектной культуры будущих педагогов дизайна // Профессиональное образование в развитие региона и общества: традиции,
творчество, технологии: материалы международной научно-практической
конференции, посвященной 35-летию ФГБОУ ВПО «ОГИС». - 2012. - с. 73-76.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по направлению 072500 «Дизайн». М., 2009.
25. Хворостов Д.А. 3D Studio Max + VRay. Проектирование дизайна среды. Учебное пособие. М.: Инфа-М, Форум, 2017. 272с.
26. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 3-8.
27. Шкиль О.С. Организационно-педагогические условия подготовки дизайнеров к решению педагогических задач средствами информационно-коммуникационных технологий // Педагогическое образование в России. - 2014. - №7. - с. 132-137.
28. Шкиль О.С. Модель подготовки бакалавров дизайна в ВУЗе к решению профессиональных задач средствами информационно-коммуникационных технологий // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 10. - с. 247-249.
29. Яцюк О. Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект: автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. иск- ведения (17.00.06) / Яцюк Ольга Григорьевна. - Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики. - Москва, 2009. - 45с.
Электронные ресурсы:
30. Бессарабова Е.В. Трехмерное моделирование промышленных и архитектурных объектов // Научный журнал «Современные наукоемкие технологии». URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35807
31. Герасимова А.Т., Фадеева К.Н. Формирование компонентов готовности будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности // art-education.ru.: Институт художественного образования и
культурологии российской академии образования. URL: http://www.art-
education.ru/electronic-iournal/formirovanie-komponentov-gotovnosti-budushchih-
uchiteley-izobrazitelnogo
32. Григорьев, С.Г. Возможности применения информационных и коммуникационных технологий в открытом образовании [Электронный ресурс] / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун URL.: http://www.ido.rudn.ru/Open/ikt/3.htm (дата обращения: 8.01.2013)
33. Ившин К.С., Башарова А.Ф. Принципы современного трехмерного моделирования в промышленном дизайне // Архитектон: известия ВУЗов. -
2012. - № 39. - с. 101-113. URL: http://archvuz.ru/2012_3/11
34. Попинако М.Ю., Саланкова С.Е. Формирование навыков работы
использования графических программ у студентов вуза по дисциплине «Компьютерная графика» // sibac.info. : Научно-практические конференции ученых и студентов. URL: https:// sibac.info/studconf/hum/ix/31943 (дата обращения: 28.04.2017)
35. Селиванова Т. В. Значение проектной культуры для художественного образования в контексте развития новых информационных коммуникационных технологий // art-education.ru.: Институт художественного образования и культурологии российской академии образования. URL: http://www.art- education.ru/ electronic-i ournal/znachenie-proektnov-kultury-dlva- hudozhestvennogo-obrazovaniya-v-kontekste
36. Сапуглецев И.Н Педагогический дизайн в условиях ИКТ-
инфраструктуры образовательной среды // http://econf.rae.ru.: Заочные
электронные конференции. URL: http://econf.rae.ru/article/4871