ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава I. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке бакалавров дизайнеров в высшем учебном заведении 8
1.1. Специфика использования ИКТ в системе дизайнерского образования 8
1.2. Графические программы как средство повышения профессиональной
компетентности будущих дизайнеров в высшем учебном заведении 21
1.3. Особенности использования графических программ на практических
занятиях по компьютерному дизайну 31
Выводы по I главе 42
Глава II. Результаты экспериментальной работы по выявлению педагогических условий эффективного использования ИКТ в обучении бакалавров- дизайнеров 44
2.1. ИКТ в условиях профессиональной подготовки будущих дизайнеров
на современном этапе 44
2.2. Авторская модель использования ИКТ в обучении бакалавров- дизайнеров и педагогические условия её эффективного внедрения в педагогическом эксперименте 50
2.3. Опытно-экспериментальная работа по использованию ИКТ в обучении бакалавров-дизайнеров и её результаты 78
Выводы по II главе 88
Заключение 90
Список литературы 92
Приложение
Глава I. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке бакалавров дизайнеров в высшем учебном заведении 8
1.1. Специфика использования ИКТ в системе дизайнерского образования 8
1.2. Графические программы как средство повышения профессиональной
компетентности будущих дизайнеров в высшем учебном заведении 21
1.3. Особенности использования графических программ на практических
занятиях по компьютерному дизайну 31
Выводы по I главе 42
Глава II. Результаты экспериментальной работы по выявлению педагогических условий эффективного использования ИКТ в обучении бакалавров- дизайнеров 44
2.1. ИКТ в условиях профессиональной подготовки будущих дизайнеров
на современном этапе 44
2.2. Авторская модель использования ИКТ в обучении бакалавров- дизайнеров и педагогические условия её эффективного внедрения в педагогическом эксперименте 50
2.3. Опытно-экспериментальная работа по использованию ИКТ в обучении бакалавров-дизайнеров и её результаты 78
Выводы по II главе 88
Заключение 90
Список литературы 92
Приложение
Уровень развития современного производства, технологий и общества в нашей стране все чаще приводит к тому, что необходимо переосмыслить основные направления современной российской педагогической науки, а также необходимый минимум требований в подготовке бакалавров дизайна. Современный дизайнер уже не должен владеть каким-либо одним узким рядом знаний и навыков. Современное общество требует познания неординарных, персональных качеств личности человека. Дизайн-образование, в свою очередь, должно быть направлено на поддержание и последующий личностный рост человека, способности к творческой самореализации, овладения профессиональными навыками, самообразованием и саморазвитием в современных условиях образования.
Дизайн-образование на современном этапе развития должно обеспечить возможность для творческой коммуникации вне барьеров, способной включать множество сфер деятельности человека. Развитие и последующее использование новейших информационных разработок послужили, в свою очередь, возникновению серьезных изменений в системе обучения дизайнеров, наряду с другими сферами жизни человека. Данные технологии породили активную потребность в специалистах, разбирающихся в новых средствах визуализации. Сегодня художественное творчество продолжает активно развиваться с учетом новых направлений, связанных с информационно-коммуникационными технологиями в области дизайна предметов, интерьера, рекламы, архитектуры, проектирование. К примеру, компьютерная графика, видео-анимация, web-дизайн. Важным аспектом в данных специализациях является анализ социального, культурного, исторического, пространственного контекстов, создание специализированных проектных решений, которые включают методы художественного и научного творчества. Данный вид художественной деятельности, основанный на синтезе науки, искусства и технологии, служит в качестве необходимого элемента в процессе профессионального обучения дизайнера. Он имеет возможность решать проблемы внедрения знаний из разных сфер деятельности человека.
Можно сказать, что профессиональное образование дизайнера на современном этапе развития непосредственно зависит от применения информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучающий процесс в учебных заведениях происходит уже в течение нескольких десятилетий. Сегодня можно с уверенностью сказать, что информационно-коммуникационные технологии являются необходимым компонентом образования. Во многих образовательных учреждениях количественные вопросы компьютеризации уже решены. Однако следует отметить, что на практических занятиях возможности компьютерных технологий для развития творческого потенциала обучающихся используются не в полном объеме, ограничиваясь лишь узкими задачами обучения.
Это способствует возникновению необходимости создания и реализации новых методических материалов, использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения дизайнеров-бакалавров.
Актуальность исследования обусловлена потребностью современного образования к формированию и приобретению бакалаврами-дизайнерами навыков грамотного применения средств информационно-коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Приобретение знаний и навыков использования информационно-коммуникационных технологий у студентов является наиболее перспективным и содержательным для образования. Это вызвано потребностями рынка труда. Современный работодатель имеет определенные потребности к специалисту в сфере дизайна, и одной из них является готовность работника использовать информационно-коммуникационные технологии в последующей деятельности.
Изучение научных трудов помогло выявить тот факт, что вопросы профессионального развития бакалавров дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий недостаточно изучены. Большее внимание уделяется в подготовке студентов с применением информационно-коммуникационных технологий к решению художественных и проектных задач дизайн-деятельности. Однако в реальной практической работе дизайнер выполняет сложные и многообразные действия. Их все можно разделить на несколько групп: эргономические, исследовательские, конструктивные, проектные, экономические, организационные. Все эти группы требуют систематизации для подготовки будущих дизайнеров к решению вышеизложенных задач средствами информационно-коммуникационных технологий.
Проблема нашего исследования заключается в создании необходимой для обучения бакалавров-дизайнеров комплексной структуры, способствующей развитию профессиональных навыков с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Выявленная актуальность нашего исследования и недостаточная теоретическая разработанность сформулированной проблемы позволили определить тему нашего исследования: «Профессиональное развитие бакалавров-дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий».
Цель исследования: на основе изучения культурных, социальных, экономических потребностей рынка труда к бакалавру в области дизайна создать модель подготовки бакалавров-дизайнеров к решению профессиональных задач средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: информационно-коммуникационные технологии как средство профессионального развития бакалавров-дизайнеров.
Предмет исследования: структура и методы профессионального развития бакалавров-дизайнеров с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональная подготовка бакалавров-дизайнеров будет наиболее эффективной, если:
в основу подготовки бакалавров-дизайнеров принять двухуровневую форму организации обучения, которая позволит получить многоуровневую и непрерывную профессиональную подготовку бакалавра-дизайнера.
Задачи исследования:
1. Изучить специфику использования ИКТ дизайнерами-бакалаврами с целью решения профессиональных задач.
2. Выявить наиболее эффективные методы применения графических программ, способных развить у студентов креативность, пространственное мышление, укрепить теоретические знания.
3. Опираясь на предыдущий опыт совместно с проведенным исследованием разработать модель профессионального развития бакалавров-дизайнеров с использованием средств ИКТ.
4. Апробировать разработанную модель на практике и проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: в диссертации в комплексе применены теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы: анализ и синтез информации по проблемам дизайн-образования, метод структурно-функционального моделирования, необходимый для создания концептуальной модели системы дизайн-образования, способы обобщения и конкретизации.
Эмпирические методы: констатирующий и формирующий эксперимент, наблюдение, сравнение, измерение, интервьюирование, тестирование.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в 3 публикациях, и были представлены на научно-практических конференциях и конкурсах:
- конкурс «Кооперация талантов 2015» (Казань, 2015);
- IV международной научно-практической конференции «Искусство и художественной образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2015);
- II международной научно-практической конференции «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (Казань, 2016);
- The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication (2016);
- IV Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, 2017).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст диссертации содержит 7 таблиц и 2 рисунка. В приложении представлены материалы методического и иллюстративного характера.
Дизайн-образование на современном этапе развития должно обеспечить возможность для творческой коммуникации вне барьеров, способной включать множество сфер деятельности человека. Развитие и последующее использование новейших информационных разработок послужили, в свою очередь, возникновению серьезных изменений в системе обучения дизайнеров, наряду с другими сферами жизни человека. Данные технологии породили активную потребность в специалистах, разбирающихся в новых средствах визуализации. Сегодня художественное творчество продолжает активно развиваться с учетом новых направлений, связанных с информационно-коммуникационными технологиями в области дизайна предметов, интерьера, рекламы, архитектуры, проектирование. К примеру, компьютерная графика, видео-анимация, web-дизайн. Важным аспектом в данных специализациях является анализ социального, культурного, исторического, пространственного контекстов, создание специализированных проектных решений, которые включают методы художественного и научного творчества. Данный вид художественной деятельности, основанный на синтезе науки, искусства и технологии, служит в качестве необходимого элемента в процессе профессионального обучения дизайнера. Он имеет возможность решать проблемы внедрения знаний из разных сфер деятельности человека.
Можно сказать, что профессиональное образование дизайнера на современном этапе развития непосредственно зависит от применения информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучающий процесс в учебных заведениях происходит уже в течение нескольких десятилетий. Сегодня можно с уверенностью сказать, что информационно-коммуникационные технологии являются необходимым компонентом образования. Во многих образовательных учреждениях количественные вопросы компьютеризации уже решены. Однако следует отметить, что на практических занятиях возможности компьютерных технологий для развития творческого потенциала обучающихся используются не в полном объеме, ограничиваясь лишь узкими задачами обучения.
Это способствует возникновению необходимости создания и реализации новых методических материалов, использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения дизайнеров-бакалавров.
Актуальность исследования обусловлена потребностью современного образования к формированию и приобретению бакалаврами-дизайнерами навыков грамотного применения средств информационно-коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Приобретение знаний и навыков использования информационно-коммуникационных технологий у студентов является наиболее перспективным и содержательным для образования. Это вызвано потребностями рынка труда. Современный работодатель имеет определенные потребности к специалисту в сфере дизайна, и одной из них является готовность работника использовать информационно-коммуникационные технологии в последующей деятельности.
Изучение научных трудов помогло выявить тот факт, что вопросы профессионального развития бакалавров дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий недостаточно изучены. Большее внимание уделяется в подготовке студентов с применением информационно-коммуникационных технологий к решению художественных и проектных задач дизайн-деятельности. Однако в реальной практической работе дизайнер выполняет сложные и многообразные действия. Их все можно разделить на несколько групп: эргономические, исследовательские, конструктивные, проектные, экономические, организационные. Все эти группы требуют систематизации для подготовки будущих дизайнеров к решению вышеизложенных задач средствами информационно-коммуникационных технологий.
Проблема нашего исследования заключается в создании необходимой для обучения бакалавров-дизайнеров комплексной структуры, способствующей развитию профессиональных навыков с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Выявленная актуальность нашего исследования и недостаточная теоретическая разработанность сформулированной проблемы позволили определить тему нашего исследования: «Профессиональное развитие бакалавров-дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий».
Цель исследования: на основе изучения культурных, социальных, экономических потребностей рынка труда к бакалавру в области дизайна создать модель подготовки бакалавров-дизайнеров к решению профессиональных задач средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: информационно-коммуникационные технологии как средство профессионального развития бакалавров-дизайнеров.
Предмет исследования: структура и методы профессионального развития бакалавров-дизайнеров с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональная подготовка бакалавров-дизайнеров будет наиболее эффективной, если:
в основу подготовки бакалавров-дизайнеров принять двухуровневую форму организации обучения, которая позволит получить многоуровневую и непрерывную профессиональную подготовку бакалавра-дизайнера.
Задачи исследования:
1. Изучить специфику использования ИКТ дизайнерами-бакалаврами с целью решения профессиональных задач.
2. Выявить наиболее эффективные методы применения графических программ, способных развить у студентов креативность, пространственное мышление, укрепить теоретические знания.
3. Опираясь на предыдущий опыт совместно с проведенным исследованием разработать модель профессионального развития бакалавров-дизайнеров с использованием средств ИКТ.
4. Апробировать разработанную модель на практике и проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: в диссертации в комплексе применены теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы: анализ и синтез информации по проблемам дизайн-образования, метод структурно-функционального моделирования, необходимый для создания концептуальной модели системы дизайн-образования, способы обобщения и конкретизации.
Эмпирические методы: констатирующий и формирующий эксперимент, наблюдение, сравнение, измерение, интервьюирование, тестирование.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в 3 публикациях, и были представлены на научно-практических конференциях и конкурсах:
- конкурс «Кооперация талантов 2015» (Казань, 2015);
- IV международной научно-практической конференции «Искусство и художественной образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2015);
- II международной научно-практической конференции «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (Казань, 2016);
- The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication (2016);
- IV Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, 2017).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст диссертации содержит 7 таблиц и 2 рисунка. В приложении представлены материалы методического и иллюстративного характера.
Непрерывное развитие системы современного образования позволяет активно внедрять информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс. В профессиональном образовании дизайнеров-бакалавров они служат хорошей базой для освоения учебных дисциплин, а также для реализации творческих идей. Возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в решении профессиональных задач позволяет сформировать у бакалавров-дизайнеров наиболее эффективные навыки достижения поставленных задач.
Перечень программ, созданных непосредственно для дизайнеров, с каждым годом увеличивается. Но наиболее часто на рынке труда востребованы такие программные продукты, как Adobe Photoshop, Coral Draw, Adobe Illustrator, Autodesk 3d Max, Autodesk AutoCAD. Данные продукты, каждый на определенном этапе, помогают дизайнеру выполнять необходимые процессы для выполнения дизайн-проекта. Изучив зарубежный опыт внедрения новых технологий в образовательный процесс дизайнера, мы пришли к выводу, что информационно-коммуникационные технологии выступают в качестве основной дисциплины для дизайнеров во многих ВУЗах. Использование возможности визуальных и коммуникативных средств, способствует развитию у студентов способностей к самостоятельному проектированию. Многие учебные заведения предпочитают построить учебный процесс в непрерывной, экспериментальной и поисковой форме, а самостоятельная работа и проектирование объектов студентами используется в качестве контроля знаний.
Активное применение различных информационных ресурсов и способов обработки информации способствуют раскрытию мышления студентов, развитию способностей улавливать необычный ассоциативный ряд,
способствующий вырабатывать нестандартные идеи. Работа с интерактивным оборудованием реализует электронное обучение будущих дизайнеров. Ощущение реальной обстановки профессионального труда дизайнера студенты получают благодаря применению информационно-коммуникационных технологий. На производстве дизайнер разрабатывает и моделирует будущее изделие с использованием компьютера. Информационные технологии автоматизируют рутинные операции, развивая гибкость мышления, развивая, тем самым, творческое мышление.
Показатели степени профессионального развития бакалавров дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий до и после проведения эксперимента в обеих группах отличаются друг от друга, но в экспериментальной группе отличия более существенные. Можно сказать, что профессиональное развитие бакалавров-дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий сформировались под воздействием эксперимента. Наиболее эффективными показателями модели являются показатели того, что снизилось количество студентов c критическим уровнем в пользу повышения общего процента студентов c высоким уровнем в экспериментальной группе.
В процессе наблюдения за учебно-познавательной деятельностью студентов было выявлено, что обучающихся в значительной степени повысился интерес к профессиональному развитию средствами информационно-коммуникационных технологий, а также изменился уровень самоконтроля и самооценки. Многие из них научились разбираться в спецификации деятельности дизайнера и применять информационно-коммуникационные технологии в решении поставленных нами задач профессионального характера.
Перечень программ, созданных непосредственно для дизайнеров, с каждым годом увеличивается. Но наиболее часто на рынке труда востребованы такие программные продукты, как Adobe Photoshop, Coral Draw, Adobe Illustrator, Autodesk 3d Max, Autodesk AutoCAD. Данные продукты, каждый на определенном этапе, помогают дизайнеру выполнять необходимые процессы для выполнения дизайн-проекта. Изучив зарубежный опыт внедрения новых технологий в образовательный процесс дизайнера, мы пришли к выводу, что информационно-коммуникационные технологии выступают в качестве основной дисциплины для дизайнеров во многих ВУЗах. Использование возможности визуальных и коммуникативных средств, способствует развитию у студентов способностей к самостоятельному проектированию. Многие учебные заведения предпочитают построить учебный процесс в непрерывной, экспериментальной и поисковой форме, а самостоятельная работа и проектирование объектов студентами используется в качестве контроля знаний.
Активное применение различных информационных ресурсов и способов обработки информации способствуют раскрытию мышления студентов, развитию способностей улавливать необычный ассоциативный ряд,
способствующий вырабатывать нестандартные идеи. Работа с интерактивным оборудованием реализует электронное обучение будущих дизайнеров. Ощущение реальной обстановки профессионального труда дизайнера студенты получают благодаря применению информационно-коммуникационных технологий. На производстве дизайнер разрабатывает и моделирует будущее изделие с использованием компьютера. Информационные технологии автоматизируют рутинные операции, развивая гибкость мышления, развивая, тем самым, творческое мышление.
Показатели степени профессионального развития бакалавров дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий до и после проведения эксперимента в обеих группах отличаются друг от друга, но в экспериментальной группе отличия более существенные. Можно сказать, что профессиональное развитие бакалавров-дизайнеров средствами информационно-коммуникационных технологий сформировались под воздействием эксперимента. Наиболее эффективными показателями модели являются показатели того, что снизилось количество студентов c критическим уровнем в пользу повышения общего процента студентов c высоким уровнем в экспериментальной группе.
В процессе наблюдения за учебно-познавательной деятельностью студентов было выявлено, что обучающихся в значительной степени повысился интерес к профессиональному развитию средствами информационно-коммуникационных технологий, а также изменился уровень самоконтроля и самооценки. Многие из них научились разбираться в спецификации деятельности дизайнера и применять информационно-коммуникационные технологии в решении поставленных нами задач профессионального характера.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
ССУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
(в процессе освоения ДПИ)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016 - Условия организации самостоятельной работы студентов средствами электронной информационно-образовательной среды
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Условия организации самостоятельной работы студентов средствами электронной информационно-образовательной среды
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование визуальной информационной культуры
студенческой молодежи в процессе проектной деятельности
Курсовые работы, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ FASHION-ИНДУСТРИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Авторский принт в интерьере как средство развития графических компетенций у студентов – дизайнеров
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Информационный буклет как средство формирования коммуникационной культуры студентов
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ НА
ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРЬЕРА СВАДЕБНОГО
САЛОНА
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



