Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование и оценивание профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога

Работа №23192

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
798
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования профессиональной
компетентности бакалавра - будущего педагога в практико-ориентированном подходе 5
1.1 Профессиональная компетентность: определение, виды,
специфика у педагогов 5
1.2 Обзор моделей формирования профессиональной компетентности
педагога: структура и практика применения 15
1.3 Практико-ориентированный подход формирования
профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога 27
2 Опытно - экспериментальная работа по формированию
профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога в практико-ориентированном подходе 35
2.1 Новый модульный подход к построению учебного процесса
бакалавров для формирования профессиональных компетенций 35
2.2 Анализ результатов исследования сформированное™ 40
профессиональной компетентности бакалавров - будущих педагогов СФУ ИППС 40
2.3 Методические рекомендации формирования профессиональной
компетентности бакалавров педагогического направления в
условиях практико-ориентированной среды университета 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61


Актуальность. Новейшими тенденциями модернизации отечественного высшего педагогического образования являются академическая мобильность, углубление практической направленности подготовки, поиск новых подходов к оценке образовательных результатов будущих педагогов, готовность педагогов
- бакалавров к профессиональной деятельности, сформированность комплекса профессиональных компетенций в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Инновационный путь развития современного общества неразрывно связан с запросом на формирование профессиональной компетентности. Формирование профессиональной компетентности бакалавра
- будущего педагога в высшем образовании - требование времени, важно подготовить такого специалиста, который способен и готов к продуктивным инновациям в своей сфере профессиональной деятельности. В современном мире компетентность является желаемым результатом профессионального образования, показателем его качества. Компетентность рассматривается как качественная характеристика эффективности деятельности человека, мера успешности достижения цели, связанной с инновационными процессами в разных сферах жизни современного человека.
Актуальность формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде вуза определяется тем, что с внедрением стандартов ФГОС третьего поколения [43] осуществляется изменение в высшем педагогическом профессиональном образовании. Согласно стандартам высшего образования нового поколения процесс обучения будущего педагога должен быть практико-ориентированным, направленным на формирование профессиональных умений и навыков для дальнейшего использования в профессиональной сфере будущего учителя: обучении, воспитании и развитии учащихся. Обучение будущих педагогов построению учебной деятельности предполагает существенно иную модель практической подготовки. Целью становится формирование
высококвалифицированных специалистов в области преподавания, способных быстро и успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации в образовательной среде и продолжать постоянно свое самообразование, саморазвитие, профессиональный рост.
За новыми требованиями к педагогу возникают и новые требования к процессу подготовки педагога и вузам, обеспечивающим такую подготовку. Сегодня на вузы ложатся задачи необходимости кардинального переустройства профессиональной подготовки будущих педагогов, обеспечение формирования педагога новой формации, владеющего современными образовательными технологиями, способного организовать учебный процесс с учётом требований новых стандартов. Кроме этого сегодня вузы сами должны быть источниками педагогических инноваций. Поиск путей совершенствования качества профессионального педагогического образования требует разработки новых образовательных моделей подготовки бакалавров.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность практики формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета.
Объектом исследования выступает процесс формирования профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога в практико-ориентированном подходе.
Предметом исследования являются практики развития профессиональной компетентности бакалавров - будущих педагогов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что практики формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета будут результативны, если:
1) будут выявлены теоретические и научно-методические предпосылки формирования профессиональной компетентности в образовательной среде Сибирского федерального университета;
2) исследованы и систематизированы образовательные события в практико-ориентированном подходе, способствующие ее насыщению и реализации профессиональных проб;
3) разработана модель оценивания сформированное™ профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета.
Исходя из целей, объекта и предмета исследования, а также гипотезы, были определены следующие задачи:
1) раскрыть понятие профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования;
2) проанализировать процесс профессиональной подготовки бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета;
3) разработать и апробировать модель оценивания сформированное™ профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
теоретические: изучение и анализ литературы по проблемам исследования, программно-методического обеспечения, разработанного для подготовки учителей, нормативно-правовых документов Министерства образования и науки РФ.
эмпирические: анкетирование, экспертная оценка, беседы со специалистами в области образования, студентами педагогических направлений вузов, контент-анализ дневников по педпрактике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения диссертационной работы были решены все поставленные задачи.
1. Раскрыто содержание понятия профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования. Под компетентностью вслед за А. В. Хуторским мы понимаем уже состоявшееся у обучающегося качество (или их совокупность) и минимальный опыт деятельности в той или иной сфере; обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность обозначает приобретение, преобразование и использование необходимых знаний, которые предполагают активную познавательную деятельность и личностную активность индивида, а также способность реализации на практике конкретных сформированных компетенций. Разница между традиционно признаваемой моделью профессионального образования (знаниево-ориентированной) и моделью нетрадиционной (компетентностно-ориентированной) состоит в личностно- и практико-ориентированной направленности последней. Рассмотренная структурно-функциональная модель профессиональной практико-ориентированной подготовки бакалавра-педагога представляет завершенную и построенную логически структуру, которая состоит из теоретико-методологического, целевого, содержательно-технологического, структурного, результативно-оценочного блоков. В литературных источниках при разработке практико-ориентированного подхода в профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога раскрыт потенциал педагогической практики, профессиональных проб, самостоятельной работы, кейс-метода, практических и лабораторных занятий с использованием инновационных педагогических технологий, ситуаций моделирования, проектирования, творческих заданий, тренингов, деловых и ролевых игр, педагогических мастерских, интерактивных форм семинарских и практических занятий, тесной связи с будущими работодателями.
2. Проанализирован процесс профессиональной подготовки бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета. Апробирована модель формирования профессиональных компетенций бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета. Обучение по программе прикладного бакалавриата отличается от обучения по программе академического (обычного) бакалавриата. В данном случае обучение состоит из базовой части, вариативной части, практики и Государственной итоговой аттестации. На прохождение всех учебных дисциплин в программе прикладного бакалавриата приходится 189 зачетных единиц, на практику - 45 зачетных единиц, на ГИА - 93 зачетные единицы. Модульная система обучения в обычном (академическом) и прикладном бакалавриате существенно отличается. В системе обучения в прикладном бакалавриате модули пересекаются между собой и, что самое главное, модуль «Практики» пронизывает все остальные модули, тесно с ними взаимосвязан. Практика распределяется равномерно в течение всего периода обучения. Рекомендовано разнообразие распределенных и концентрированных практик (которые встроены в учебные дисциплины модельной практики, практики- пробы, проектной практики, практики-погружения). Программа практик всех модулей включает их разные виды, реализуемые на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня. Сетевая форма организации практики обеспечивает освоение студентами различных видов профессиональной деятельности педагога в соответствии с ФГОС третьего поколения. Подобное интенсивное распределение практики в модульной системе обучения в прикладном бакалавриате создает оптимальные условия для получения учащимися практических умений и опыта.
3. Проведено исследование на оценку сформированности двух профессиональных компетенций и выявление общего уровня профессиональной компетентности бакалавров - будущих педагогов в готовности реализовывать образовательные программы по учебной дисциплине в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) и способности проектировать образовательные программы (ПК-8) с применением адаптированной для студентов Сибирского федерального университета модели «Критериальной карты оценивания уровня сформированности компетенции» Л. В. Шкериной профессора Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (КГПУ им. Астафьева). Со студентами прикладного бакалавриата СФУ ПИПС была апробирована модель формирования профессиональных компетенций бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета. Полученные данные позволяют говорить о том, что практики формирования профессиональных компетенций бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета более эффективны, чем условия бакалавриата академического (обычного). У студентов прикладного бакалавриата профессиональные компетенции сформированы преимущественно на высоком креативном и продуктивном уровне, тогда как у студентов академического бакалавриата преимущественно на более низком базовом уровне, или на продуктивном уровне. Все три компонента профессиональных компетенций (когнитивный, праксиологический, аксиологический) у студентов прикладного бакалавриата СФУ ПИПС сформированы на более высоком уровне по сравнению со студентами академического (обычного) бакалавриата КГПУ им. Астафьева.



1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19 - 27.
2. Арановская И. В. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. - 2002. - № 4.
3. Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогического вуза и образовательных организаций / Л.В. Байбородова // Педагогическое образование в системе гуманитарного знания: сборник статей Всероссийского научного конгресса // Приложение № 1 к журналу «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета». Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. С. 150-155.
4. Байбородова Л. В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 1. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 47 - 52.
5. Барышникова И. Е. Профессиональная компетентность: виды, структура и современные подходы / И. Е. Барышникова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012.
6. Бекоева М.П. Формирование профессиональной компетентности магистранта - будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода / М. И. Бекоева // Nauka-rastudent.ru. 2015. No. 3 (15)
7. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Организация учебного процесса студентов на
основе модульного обучения // Вестник Северо-Осетинского
государственного университета имени К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2013. № 3. С. 64-69.
8. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
9. Боровикова А. В. Компетентностная модель профессионального развития педагога / А. В. Боровикова, Е. В. Васильева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014.
10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М. Высшая школа, 1999. - 538 с.
11. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.
12. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной
деятельности: Учеб. пос. для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 415 с.
13. Гуружапов В.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования / В. А. Гуружапов,
А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. №3. C. 143-159.
14. Деркач А.А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / А.А. Деркач, О.В. Москаленко. - Астрахань, 2000 - 328 с.
15. Ермаков Д. С. Компетентностный подход в образовании / Д.С. Ермаков // Педагогика. - 2011. - № 4. - С.12.
16. Ермаков Д. С. Компетентностный подход к формированию содержания образования / Д.С. Ермаков, Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М., 2007.
17. Ефремова, Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: Учебное пособие. / Н.Ф. Ефремова. - М.: Логос, 2007. - 386 с.
18.3анина Л. В. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 288 с.
19.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пос. для студентов вузов. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.
20.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.:
Исследовательский цент проблем качества подготовки специалистов. 2004. - 42 с.
21. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе
современных подходов к проблемам образования?: (теоретико¬
методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20 - 26.
22. Клеветова Т. В. Реализация практико-ориентированной направленности научно-методической подготовки будущих учителей физики /
Т. В. Клеветова // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №7(34). Декабрь, 2014.
23. Костюнина А. А. Структурно-функциональная модель и технология практико-ориентированной профессиональной подготовки будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования /
А. А. Костюнина // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1.
24. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. - М.: Русский язык,2012.- 848 с.
25. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. - 1982. - № 3. - С.63 - 66.
26. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании / А. В. Купаевцев // Педагогика. 2005. № 10. С. 27-33.
27. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1.
28. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
29. Образование в XXI веке. Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании. Сборник научных трудов / Под ред. В.П. Симонова. - М.: Международная педагогическая академия, 2009. - 128 с.
30. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
31. Патрушева И. В. Практико-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза /
И. В. Патрушева // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Том 7, №4.
32. Практико-ориентированная подготовка бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Учитель начальных классов»: практико-ориентированная монография / отв. ред.
О.Г. Смолянинова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. - 224 с.
33. Савельева С. С. Педагогические условия формирования
профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография / С. С. Савельева. - Воскресенск, 2012. - 200 с.
34. Сластенин В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании / В.А. Сластенин // Народное образование. - 1994 - №9. - С.124-126.
35. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.
В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 432 с.
36. Смирнова Г.С. Коллективная творческая деятельность педагогов как фактор развития их профессиональной компетентности: Дисс...к.п.н. Сиб., 2000. - 198 с.
37. Смородинова М. В. К вопросу о семантике понятий «компетенция» и «компетентность» в педагогической науке / М. В. Смородинова // Молодой ученый. - 2010. - №6. - С. 324-326.
38. Солянкина Л. Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. 2011. № 1.
39. Солянкина Л. Е. Практико-ориентированная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста / Л.Е. Солянкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010.
40. Спенсер Л.М. (мл.) Компетенции на работе: модели максимальной эффективности работы / Л. М. Спенсер-мл., С. М. Спенсер; [пер с англ.]. - М.: HIPPO, 2005. - 371 с.
41. Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы (дескрипторная характеристика как база оценивания) / Под науч. ред. профессора И. А. Зимней: Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16-17 марта 2006 года. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 82 с.
42. Степанова В.Е. В пространстве Мышления и Деятельности
(Саморазвитие педагогического коллектива) / В.Е.Степанова. - Якутск: Изд-во ИПКРО, 2007. - 164 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 1426
44. Харитонова Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка: дне. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2002. - 191 с.
45. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. / М.А. Холодная. - СПб.: «Питер», 2002.
46. Хуторский А. В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторский // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 60.
47. Хуторской А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А. В. Хуторский,
Л. Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С.117-137.
48. Шадриков В. Д. Новая модель как основа оценки качества подготовки специалистов / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-34.
49. Шкерина Л. В. Об измерении и оценивании компетенций студентов / Л. В. Шкерина.
50. Шкерина Л. В. Теоретические основы и технологии измерения и оценивания профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики: монография. / Л.В. Шкерина, А. В. Багачук,
М.А. Кейв, М.Б. Шашкина. - Красноярск: Красноярский
государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2013. -312 с.
51. Щукин А. Н. Компетенция или компетентность / А. Н. Щукин // Русский язык за рубежом. - 2008. - № 8. - С. 14-20.
52. Энциклопедический словарь / Под ред. Б.А. Введенского. - М.: Большая российская энциклопедия, 2014. - Том 2. - 719 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ