Введение 4
Глава 1 Теоретические и организационно-правовые основы деятельности пресс-служб в государственных структурах РФ
1.1 Пресс-служба: цели, задачи, направления деятельности 8
1.2 Организационно-правовые основы функционирования пресс-службы
органа власти 20
Глава 2 Анализ функционирования пресс-службы органа власти как института реализации государственной политики (на примере пресс-службы МВД по РТ) 29
2.1 Организационно-функциональная специфика деятельности пресс-службы
МВД по РТ 29
2.2 Анализ основных форм и методов коммуникативной деятельности пресс- службы МВД по РТ в контексте реализации государственной политики 34
Глава 3 Основные направления совершенствования деятельности пресс- службы МВД по РТ 48
3.1 Актуальные проблемы в информационно-медийной деятельности пресс-
службы МВД по РТ и основные рекомендации по их решению 48
3.2 Разработка ПР-программы по формированию имиджа сотрудника
полиции в РТ 52
Заключение 65
Библиографический список 68
В системе связей с общественностью выступающей в качестве одного из институтов социальной коммуникации, ключевое место занимают пресс- службы. В отличие от зарубежной практики, где преобладающей организационной формой связей с общественностью являются PR-агентства и фирмы, в российской действительности наибольшее распространение получили именно пресс-службы, за короткое время прошедшие путь от первых форм их организации в высших структурах государственной власти до массового распространения, практически, во всех сферах жизни общества.
Пресс-службы играют основополагающую роль в государственной ин-формационной и коммуникационной политике, в органах местного само-управления, в коммерческих структурах и общественных организациях. В условиях глобализации информационного пространства владение информацией приобретает особое экономическое и политическое значение. Удовлетворение потребности общества в достоверной информации теоретически обосновывают роль и место современных пресс-служб в жизни общества.
Актуальность исследования обосновывается также тем, что в современной России пресс-службы, в силу разных причин, все больше влияют на политические, экономические и социальные процессы, являясь механизмом и идеологической составляющей социальной коммуникации. Это влечет за собой необходимость научно-теоретического анализа проблем институциализации пресс-служб в системе связей с общественностью и осмысления их функционирования на практике.
С начала XX века теоретические вопросы изучения связей с общественностью получили разработку в трудах зарубежных У. Аги, Э. Бернейза, С. Блэка и др., а также отечественных Е. А. Блажнова, Э. А. Капитонова, Е. Ф. Коханова и др. исследователей.
С начала 90-х годов XX века теоретической разработке подвергались проблемы организации связей органов внутренних дел с населением, общественными объединениями, религиозными организациями и средствами массовой информации Ю. Ю. Комлев, Н. С. Малушкина, Ю. В. Наумкин и др. Однако при несомненной значимости исследований указанных авторов для разработки теории связей с общественностью они не могли отразить целостной картины включения органов внутренних дел в процесс социального взаимодействия посредствам осуществления данного вида деятельности. Исследования проводились в основном в рамках теории управления, юриспруденции, социальной психологии и были посвящены отдельным вопросам организации конкретных направлений связей с общественностью, что позволяло сформировать о связях с общественностью органов внутренних дел лишь мозаичное представление.
Определенные шаги в направлении решения этой теоретической проблемы были сделаны только в последние годы. Предмет связей органов внутренних дел с общественностью рассматривали А. Н. Роша и B. C. Чернявский. Формированию целостного теоретического построения, отражающего всю многогранную сущность связей с общественностью органов внутренних дел, посвящены исследования A. A. Благоразумного и В. Б. Коробова.
Несмотря на большое количество работ по теме исследования, стоит отметить нехватку аналитических данных по работе пресс-служб правоохранительных органов власти, а также перспективных направлениях развития.
Объект - пресс-службы в государственных структурах РФ.
Предмет - функционирование пресс-службы органа государственной власти (на примере МВД по РТ).
Цель - выявить специфику функционирования пресс-службы органа власти в контексте реализации государственной политики на примере МВД по РТ.
В соответствии с названной целью были определены задачи:
1. рассмотреть цели, задачи и направления деятельности пресс-службы;
2. изучить организационно-правовые основы деятельности пресс-служб в государственных структурах РФ;
3. проанализировать организационно-функциональную специфику
деятельности пресс-службы МВД по РТ
4. проанализировать основные формы и методы коммуникативной деятельности пресс-службы МВД по РТ в контексте реализации государственной политики
5. исследовать актуальные проблемы в информационно-медийной деятельности пресс-службы МВД по РТ;
6. разработать ПР-программу по формированию имиджа сотрудника полиции в РТ
В ВКР были использованы следующие общенаучные методы исследования, а также ПР-проектирование.
Законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность пресс-службы в РФ, РТ, среди которых: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; О связи, О рекламе; Об информации, информационных технологиях и о защите информации; Положение об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации; Об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью; О мерах по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой информации; Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности.
Также в работе были использованы вторичные данные социологического исследования отношения населения к сотрудникам полиции, а также статистические материалы и отчеты пресс-служб правоохранительных органов власти за 2014-2015 гг.
Также материалы социологического исследования, проведенного на сайте МВД по РТ на тему оценки информационного обеспечения работы правоохранительных органов в 2015 году.
ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений.
В наше время пресс-службы имеются в штатах всех государственных структур, финансово-промышленных групп, банков, коммерческих и некоммерческих организаций, политических партий, общественных движений, религиозных конфессий, развлекательных центров, спортивных клубов и.т.д. Если юридическое лицо не имеет пресс-службы, то ее функции, как правило, выполняет пресс-секретарь, пресс-атташе, специалист по связям с общественностью, наделенный правами подготовки и распространения информации о своем ведомстве и его руководителе.
В зависимости от объема работы обязанности службы по связям с общественностью могут выполнять:
■ пресс-секретарь;
■ пресс-бюро;
■ отдел по работе с прессой:
■ пресс-служба или пресс-центр;
■ служба PR (непосредственно ее руководитель);
■ внештатные работники или внешняя консультативная фирма.
Пресс-службы при любой организации решают две задачи:
1) обеспечивают полноту и оперативность информации о деятельности представляемой ими организации;
2) создают оптимальные условия для работы аккредитованных журналистов.
Законодательная база пресс-служб государственных органов власти состоит из законов Российской Федерации, подзаконных актов: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений коллегий министерств и ведомств, приказов министров, председателей комитетов и государственных ведомств. В частности, ст. 4 Федерального закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» устанавливает, что такие пресс-службы ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента РФ, заседаний Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и его президиума. Для таких записей устанавливается бессрочный режим хранения. Записи закрытых мероприятий производятся и хранятся в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В современных условиях под взаимодействием органов внутренних дел со средствами массовой информации следует понимать постоянный двухуровневый управленческий процесс, осуществляемый через отделы информации (пресс-службы либо специально выделенные для данной деятельности сотрудники), с учреждениями средств массовой информации и их сотрудниками на взаимовыгодных условиях для достижения собственных целей.
Изложенный анализ показывает, что зафиксированный в Федеральном законе «О полиции» принцип открытости и публичности деятельности полиции реализуется в достаточной мере. Жителям РТ предоставляется право получать от полиции достоверные данные о ее деятельности, информацию, непосредственно затрагивающую их права. Полиция регулярно информирует население о своей работе через СМИ и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, предоставляет сведения о своей работе средствам массовой информации по официальным запросам редакций и в иных формах.
Однако, несмотря на это, представляется целесообразным активнее освещать вопросы, касающиеся обучения граждан возможностям правомерной защиты от противоправных посягательств и поведению в критических ситуациях, а также примеров самопожертвования сотрудников ОВД при исполнении служебного долга (согласно статистике, еже- годно около 150 сотрудников погибают на службе, а более двух тысяч получают ранения). Учет указанных направлений позволит сделать работу по информационному сопровождению полицейской деятельности более цельной, системной, целенаправленной.
1. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]:
Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 // Справочно-правовая
система «Гарант». - Версия Проф. - Последнее обновление 2016.
2. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия Проф. - Последнее обновление 2016.
3. Об общественных объединениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия Проф. - Последнее обновление 2016.
4. О связи [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.07.2003
№ 126-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия Проф. -
Последнее обновление 2016.
5. О рекламе [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия Проф. - Последнее обновление 2016.
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149- ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия Проф. - Последнее обновление 2016.
7. О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». Версия Проф. - Последнее обновление 2016.
8. Положение об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 14.05.2004 № 613 // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия Проф. - Последнее обновление 2016.
9. Об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 18. 06.2012 № 876 // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия Проф. - Последнее обновление 2016.
10. Постановления - в О мерах по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой информации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 03.05.1995 № 448 // Справочно¬правовая система «Гарант». - Версия Проф. - Последнее обновление 2016.
11. Правила отнесения сведений, составляющих государственную
тайну, к различным степеням секретности [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 // Справочно¬
правовая система «Гарант». - Версия Проф. - Последнее обновление 2016.
Специальная литература
12. Аги У. Самое главное в PR / У. Аги [и др.]; пер. с англ. - СПб.: Питер, 2014. - 500 с.
13. Арсеньев Ю. Н. Управление общественными отношениями: Учебное пособие / Ю. Н. Арсеньев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 292 с.
14. Анникова В.А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания / В.А. Анникова // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2015. - №4. - С. 12-20.
15. Барков С. А. Управление общественными отношениями: Учебное пособие / С. А. Барков. - М.: РГОТУПС, 2014. - 200 с.
16. Бернейз Э. Кристаллизация общественного мнения / Э. Бернейз; пер. с англ. - М.: Прогресс, 2001. - 470 с.
17. Благоразумный А. А. Организация общественных связей органов внутренних дел: Учебное пособие / А. А. Благоразумный, В. Б. Коробов - М.: АУ МВД РФ, 2014. - 202 с.
18. Блажнов Е. А. Паблик рилейшнз: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений: Учебное пособие. - М.: Прогресс, 1994. - 157 с.
19. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз / С. Блэк; пер. с англ. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 137 с.
20. Блэк, С. Паблик рилейшнз: Что это такое? / С. Блэк; пер. с англ. - М.: Прогресс,1990, - 239 с.
21. Блэк, С. Паблик рилейшнз / С. Блэк; пер. с англ. - М.: Сирин, 2002. - 201 с.
22. Бурмистров В. Л. Взаимодействие МВД, УВД с государственными организациями и коллективами трудящихся. Лекция / В. Л. Бурмистров, Ю. К. Коротаев. - М.: Академия МВД СССР, 1976. - 151 с.
23. Воронина М.С. Цели и задачи деятельности органов внутренних дел по связям с общественностью / М.С. Воронина // Вестник ВЭГУ. - 2016. - №4. С. 15-23.
24. Грачев А. С. PR-служба компании. Учебное пособие / А. С. Грачев, С. А. Грачева, Е. Г. Спирина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Дашков и К, 2012. - 160 с.
25. Гуслякова Л. Г. Особенности формирования региональной системы информационных потоков / Л. Г. Гуслякова. - М.: РАГС, 2014. - 299 с.
26. Дербичева С.А. Проблемы позиционирования и восприятия полиции/милиции в современном обществе / С.А. Дробичеава // Закон и право. - 2015. - № 2. - С. 100-125.
27. Егоршин А. П. Управление общественными отношениями:
Учебник / А. П. Егоршин. - Нижний Новгород: НИМБ, 2014. - 720 с.
28. Журавлев П. В. Управление общественными отношениями:
Учебник / П. В. Журавлев. - М.: А-Приор, 2015. - 390 с.
29. Капитонов Э. А. Корпоративная культура и PR / Э. А. Капитонов, А. Э. Капитонов. - M.: Март, 2013. - 416 с.
30. Керова А. Сравнительный анализ ФЗ № 1026-I от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и проекта ФЗ «О полиции» / А. Керова // Городское управление. - 2015. - № 10. - С. 22-28.
31. Комлев Ю. Ю. Оптимизация взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации в современном российском обществе: дис. ... д.с.н. / Ю. Ю. Комлев. - Уфа, 2016. - 372 с.
32. Коханов Е. Ф. Паблик рилейшнз в сфере групповых взаимоотношений социума: монография / Е. Ф. Коханов. - М.: Просвещение,
2012. - 305 с.
33. Коханов Е. Ф. Теоретические и методологические основы PR- деятельности / Е. Ф. Коханов. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
34. Коробова В. Б. Основы Паблик рилейшнз / В. Б. Коробова. - М.: Прогресс, 2013. - 528 с.
35. Крашенинников К. А. Имидж сотрудника милиции: Учебное пособие / К. А. Крашенинников, А. Г. Кузнецов. - Саратов: Арбис, 2016. - 230 с.
36. Кривельская Н. В. Общественное мнение и его учет в управлении ОВД: дис. ... к.ю.н. / Н. В. Кривельская. - М., 2013. - 236 с.
37. Кротова Н. В. Управление общественными отношениями: Учебник / Н. В. Кротова, Е. В. Клеппер. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 320 с.
38. Лукашенко М. А. Паблик рилейшнз: Учебное пособие / М. А. Лукашенко. - М.: ЕОИ, 2013. - 134 с.
39. Лукичев Л. И. Управление общественными отношениями: учебное пособие / Л. И. Лукичев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Омега-Л, 2015. - 263 с.
40. Малушкина Н. С. Теоретико-правовые основы взаимодействия руководителя органа внутренних дел с общественными объединениями сотрудников: дис. ... к.ю.н. / Н. С. Малушкина. - М., 1997. - 224 с.
41. Мамедова Н. А. Управление общественными отношениями. Учебное пособие / Н. А. Мамедова, Т. А. Кривова. - М.: ЕОИ, 2014. - 390 с.
42. Маслов Е. В. Управление общественными отношениями: учебное пособие / Е. В. Маслов. - М.: Дашков и К, 2013. - 404 с.
43. Минаева Л. В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. Теория и практика: Учебное пособие / Л. В. Минаева. - М.: Аспект Пресс,
2013. - 287 с.
44. Минаева Л. В. Связи с общественностью. Составление документов. Теория и практика: Учебное пособие / Л. В. Минаева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 320 с.
45. Пылев С. С. Формирование образа сотрудника милиции в общественном мнении средствами массовой информации: Лекция / С. С. Пылев. - М.: МА МВД России, 2015. - 234 с.
46. Роша А. Н. Связи с общественностью и ОВД в РФ / А. Н. Роша, В. С. Чернявский. - М.: Просвещение, 2013. - 255 с.
47. Старикова Ю. А. Связи с общественностью. Паблик рилейшнз. Учебное пособие / Ю. А. Старикова. - М.: А-Приор, 2013. - 296 с.
48. Томин В. Т. Взаимодействие ОВД с населением в борьбе с преступностью / В. Т. Томин. - Омск, 1975. - 200 с.
49. Четвертков Н. В. Современная пресс-служба. Учебное пособие / Н. В. Четвертков. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 191 с.
50. Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд: Учебное пособие / А. Н. Чумиков. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 159 с.
51. Шарков Ф. И. Интегрированные коммуникации. Реклама, паблик рилейшнз, брендинг: Учебное пособие / Ф. И. Шарков. - М.: Дашков и К,
2014. - 324 с.
Интернет-источники
52. Общественное доверие и поддержка граждан. Татарстан [Электронный ресурс]. - URL:http://tatzakon.ru/statya-9-obshhestvennoe-doverie/(дата обращения: 20.05.2016)
53. О полиции. Данные опроса [Электронный ресурс]. - URL: vid- 1.rian.ru>ig/osguvd/O_policii.pdf (дата обращения: 20.05.2016)
54. Полиция изнутри. Самоанализ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vnii-mvd.ru/files/%BC.pdf(дата обращения: 20.05.2016)
55. Полиция и население: кто кого? [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.narcom.ru/publ/info/449(дата обращения: 20.05.2016)
56. Социологическое исследование население РТ о полиции [Электронный ресурс]. - URL:http://fom-tatarstan.ru/service01 .html (дата обращения: 20.05.2016)