Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История изучения кушнаренковской археологической культуры

Работа №54202

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Проблема периодизации кушнаренковской культуры 8
ГЛАВА II. Изучение материальной культуры кушнаренковских памятников . 21
ГЛАВА III. Проблема этнической принадлежности носителей кушнаренковской культуры 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63


Тема нашей дипломной работы - история изучения кушнаренковской археологической культуры. Кушнаренковская культура — археологическая культура железного века, локализованная в Южном Приуралье, а именно в бассейнах рек Белая, Кама и Ик. Первые исследователи - А.П.Шокуров и В.Ф.Генинг. Названа культура по названию села Кушнаренково в Башкортостане, где распологались выявленные в 1955-1959 годах названными исследователями памятники.
Актуальность. Кушнаренковская культура является одной из самых запутанных и в то же время ключевых тем, касающихся проблематики археологического исследования Волго-Уральского региона эпохи раннего средневековья. Причиной этому, конечно, массовое её распространение на указанной территории. Это обуславливает значимость культуры. Однако, неоднозначный её характер в виде расхождений исследователей данной темы в интерпретации материалов и, соответственно, отсутствие абсолютной её идентификации ставят массу вопросов перед исследователями. В частности примечательна данная тема также тем, что в виду дискуссии касательно этнического аспекта кушнаренковской культуры её изучение вызывает интерес также и у представителей других наук - этнологов и лингвистов. Придаёт актуальности теме также и факт, что основной версией в вопросе об этническом происхождении является версия угорского происхождения кушнаренковцев. Это имеет перспективу совместного сотрудничества российских и венгерских исследователей в данном направлении.
Чтобы иметь полноценное представление о теме с такой характеристикой, нужно быть осведомлённым о основных положениях и тезисах, которые были высказаны на протяжении её изучения. То есть данная тема требует особого подхода именно к истории изучения. Ведь ознакомленность с мыслями предыдущих исследователей и знание общих аспектов изучения культуры даёт основу для дальнейшей работы над ней.
В настоящей работе будут представлены основные труды, освещавшие тему кушнаренковской культуры на протяжении всех 50-60 лет её изучения. Это, например, труды В.Ф. Генинга , с которого изучение и началось. Также стоит отметить и вклад Н.А. Мажитова, в изучение кушнаренковской культуры. Не признавая её как самостоятельную, тем не менее во многих своих работах он описывал в том числе и те признаки материальной и этнической культуры Южного Урала эпохи раннего средневековья, которые принято относить к кушнаренковской культуре. Забегая вперёд, нужно отметить, что на протяжении всей своей научной деятельности, Н.А. Мажитов придерживался «оппозиционного» взгляда на тему этнического происхождения кушнаренковцев. Если в конечном итоге, сформировалось наиболее популярное мнение об угорской принадлежности носителей данных групп, то Н.А. Мажитов всегда был сторонником тюркского происхождения кушнаренковцев. Собственно, с расхождений взглядов В.Ф. Генинга и Н.А. Мажитова и началась полемика, сопровождающая изучение данной темы и по сей день. Как уже отмечалось выше, тема имеет весьма запутанный характер изучения. На начальной стадии изучения это выражалось отсутствием какой-либо группы или блока исследователей, которые были бы более-менее солидарны во взгляде на данную проблематику. В частности большие споры вызывала проблема датирования культуры. И только к середине 1970 - х годов ряд исследователей (В.Ф. Генинг, В.Б. Ковалевская, Г.И. Матвеева) пришли к некоторому компромиссу по проблеме датировки. С.М. Васюткин также исследовал данную тему. Он, в частности, является автором весьма конструктивной статьи в журнале . Выше были упомянуты исследователи В.Б. Ковалевская и Г.И. Матвеева, которые являются авторами статей по материальной культуре Южного Урала рассматриваемого периода.
Там в частности упоминалась и кушнаренковская культура. А.К, Амброз является автором статьи о Бирском могильнике , где на примере его материала А.К. Амброз предлагает свою датировку культур Башкирии рассматриваемого периода. В том числе и кушнаренковской. Видное место в истории изучения кушнаренковской культуры занимают казанские археологи - Е.А. Халикова и Е. П. Казаков, которые начали свои работы в данном направлении в конце 1960 - начале 1970 х. Е.А. Халикова занималась раскопками и публикацией материала Больше-Тиганского могильника. Его материалы и их интерпретация Е.А. Халиковой придали новый импульс дискусии о этническом происхождении носителей кушнаренковской культуры. Е. П. Казаков занимался в частности раскопками Танкеевского могильника. Также ему принадлежит статья о кушнаренковских памятниках на территории Татарии . Из исследователей, не являющихся археологами, в первую очередь стоит отметить работу Р.Г. Кузеева. В частности «О происхождении башкир» , где кушнаренковская культура упоминается в свете угорской проблемы. В число наиболее крупных специалистов по кушнаренковской культуре входит уфимский археолог В.А. Иванов. Ему принадлежит ряд статей по данной проблеме, и в частности в 1999 году была опубликована его работа «Древние угры и мадьяры в Восточной Европе», где появляется очень детальный разбор всех аспектов изучения и историографии кушнаренковской культуры . Весьма интереснной мы нашли также диссертационную работу Г.Т. Обыденновой , которая посвящена истории археологического изучения Южного Урала. Упоминается там и кушнаренковская культура. Отметим также относительно недавние работы А.С. Зеленкова , где предложен анализ керамики кушнаренковского типа городища Уфа II, и С.Г. Боталова, который написал в 2013 году статью о угро-мадьярской проблеме и в этом свете рассматривал кушнаренковскую культуру.
Конечно, все вышеперечисленные труды внесли достаточно немалый вклад в изучение данной темы. Однако, вследствие малого количества публикаций, касающихся непосредственно кушнаренковской культуры затрудняется процесс унификации представления основных её аспектов. Хотя, этому предшествовало достаточное количество публикаций. Таким образом, нужно констатировать недостаточную степень изученности данной темы. Даже учитывая тот факт, что обстоятельные работы на данную тематику были.
Что касается методики обзора литературы, то здесь нужно сказать, что было бы крайне затруднительно и, наверное, не совсем обосновано, так как развитие темы во временном контексте происходило весьма рванно. Т.е нельзя проследить последовательность этапов. Теоретически, можно было бы выделить первый, начальный этап. Возможно также второй, но далее возникали бы промежутки в виде «безвременья», что нарушило бы порядок работы. Более уместным в данной ситуации считаем проблемный подход. Так как в общем контеске изучения темы можно выделить конкретные проблемы. В данном случае - это проблема периодизации, проблема идентификации в плане материальной культуры и проблема определений этничности её носителей.
Новизна и практическая значимость работы. Конкретный обзор истории изучения кушнаренковской археологической культуры может помочь обобщению данной проблематики. Так как проблема весьма дискуссиона, то в этом случае создание подобной работы может быть очень кстати. Также важно отметить, что автор данной работы не вступает в дискуссию, а лишь отражает основные существующие мнения по теме кушнаренковской культуры. Предыдущие работы по данной теме всё же носили более субъективный характер. Таким образом, данная работа может помочь потенциальному исследователю ознакомится с основными проблемными аспектами кушнаренковской культуры, и исследователь, исходя из этого сможет начать формирование своего видения проблемы. Этим обуславливается новизна и практическая значимость настоящей работы.
Цель работы. Исследование развития концепций и предположений, касающихся изучения данной культуры.
Задачи - освящение дискуссии вокруг проблемы периодизации культуры; рассмотрение развития основных элементов материальной культуры в трудах исследователей; рассмотрение основных концепций этничности носителей данной культуры.
Объект исследования - изучение археологических памятников Вол го - Уральского региона эпохи раннего Средневековья.
Предмет исследования - изучение кушнаренковской культуры.
Структура работы предопределена логикой решения поставленных целей и задач. Настоящая работа состоит из введения; трёх глав; заключения; списка использованной литературы. Первая глава - «Проблемы периодизации кушнаренковской культуры» посвящена дискуссии вокруг определения периода кушнаренковской культуры. Вторая глава «Изучение материальной культуры». В ней говорится об основных её аспектах и проблеме интерпретации. В третьей главе «Проблема этнической принадлежности носителей кушнаренковской культуры» говорится о дискуссии вокруг этногенеза групп населения, связанных с данной культурой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе были рассмотрены основные проблемные аспекты изучения кушнаренковской культуры. В их рамках были отражены версии специалистов, которые занимались изучением данной темы и оказали влияние на дальнейшее развитие взглядов касательно исследуемой проблемы. Благодаря этому на примере настоящей работы можно проследить принципиальные моменты каждой проблемы и то, как на протяжение всего изучения культуры они решались.
В работе было отмечено, что каждая из рассмотренных проблем остаётся актуальной. Этому способствует недостаточно чёткая систематизация имеющегося в науном обороте материала в виде различных публикаций. При этом нужно сказать, что степень актуальности проблем разная. Например, проблему периодизации с некоторыми оговорками можно считать решённой, а проблема определения этнической принадлежности носителей культуры остаётся весьма и весьма актуальной ввиду существования двух основных точек зрения на этот счёт. Несмотря на то, что одна из них имеет больше сторонников.
В результате проделанной работы мы пришли к следующему выводу:
Возникшие в результате изучения кушнаренковской культуры проблемы имеют разносторонний характер. То есть некоторые проблемы имеют вполне естественное происхождение ввиду наличия множества моментов, характерных для всей территории Южного Урала изучаемого времени. И в тоже время существуют проблемы, возникшие из-за не совсем последовательной позиции некоторых авторов. То есть, не всегда можно легко проследить изменение мысли автора. Это происходит вследствие отсутствия чёткой последовательности и зачастую отсутствия конкретики.
Однако, на наш взгляд, эти проблемы вполне решаемы. Посредством накопления материала и, даже в первую очередь, его публикации можно пролить свет на многие аспекты вышеуказанных проблем. В принципе, на
примере последних работ можно проследить некую положительную динамику. Она стала возможна во многом из-за исполнения вышеназванных пожеланий. Будем надеялся, что настоящая работа будет продолжением этой положительной линии. Так как работа выполнена на основании накопленного материала и имеет более узкую направленность, нежели предыдущие, то она может иметь перспективу быть полезной для изучения кушнаренковской культуры.



1. Акимова М.С. Антропология древнего населения Приуралья. М.: Наука, 1968. 120 с.
2. Амброз А.К. Бирский могильник и проблемы хронологии Приуралья в IV-VII вв. // Средневековые древности евразийских степей. М., 1980. С.
3- 56.
3. Амброз А.К. J. Erdelyi, Е. Ojtozi, W. Gening. Das Graberfeld von Nevolino. Budapest. 1969 // Советская археология. 1973. № 2. С. 280-289.
4. Антонов И.В. Раиль Гумерович Кузеев об этнической истории Волго-Уральского региона в эпоху средневековья / ФГБУН Ин-т этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УНЦ РАН. СПб.: Своё издательство, 2015. 248 с.
5. Ахмеров Р.Б. Могильник близ г. Стерлитамака // Советская археология. 1955. № 22. С. 153 - 176.
6. Барта А. Истоки венгерской культуры X в. // Проблемы археологии и древней истории угров. 1972. С. 97-99.
7. Боталов С.Г. Некоторые аспекты угро-уральской мадьярской проблемы // II Международный Мадьярский симпозиум. Челябинск. 2013. С.139¬166.
8. Васюткин С.М. Некоторые спорные вопросы археологии Башкирии I тысячелетия нашей эры // Советская археология. 1968. №1. С.56-73.
9. Васюткин С.М. О периодизации этнической истории населения Башкирии эпохи средневековья (III-XIII вв.). // Археология и этнография Башкирии. 1971. Т. 4. С. 135-138.
10. Генинг В.Ф. К вопросу о продвижении сибирского населения в западное Приуралье в I тыс. н. э. // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1961. С. 329-336.
11. Генинг В.Ф. Памятники у с. Кушнаренково на р. Белой // Исследования по археологии Южного Урала. Уфа, 1977. С. 93-107.
12. Генинг В.Ф. Проблемы изучения железного века Урала // Вопросы археологии Урала. Свердловск, 1961. № 1. С. 23-47.
13. Генинг В.Ф. Проблема происхождения венгров (IV Международный конгресс финноугроведов в Будапеште, 1975 г.) // Советская археология. 1977. № 1. С. 317-322.
14. Генинг В.Ф. Этнический субстрат в составе башкир и его происхождение // АЭБ. 1971. Т. 4. С. 44-54.
15. Генинг В.Ф. Южное Приуралье в III - VII вв. н.э.: проблема этноса и его происхождения // Проблемы археологии и древней истории угров. М.: Наука, 1972. С. 221 -295.
16. Закиев М.З. История татарского народа. Этнические корни, формирование и развитие. М.: ПИСАН, 2008. 560 с.
17. Зеленков А.С. Керамика кушнаренковского типа городища Уфа-П // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Том 1. № 4(4). С.192-201.
18. Иванов В. А. Древние угро-мадьяры в Восточной Европе. Уфа: Гилем,
1999. 123 с.
19. Иванов В.А. Новые памятники кушнаренковского типа в низовьях реки Белой // Советская археология. 1974. № 1. С. 231 - 233.
20. Казаков Е.П. Кушнаренковские памятники нижнего Прикамья. // Об исторических памятниках по долинам и Камы и Белой. Казань, 1981. С. 115-135.
21. Казаков Е.П. О некоторых венгерских аналогиях в вещевом материале Танкеевского могильника // Проблемы археологии и древней истории угров. М., 1972. С.161-167.
22. Ковалевская В.Б. Башкирия и евразийские степи IV-IX вв. (по материалам поясных наборов) // Проблемы археологии и древней истории угров, М., 1972. С. 95-117.
23. Ковалевская В.Б. Поясные наборы Евразии IV-IX вв. Пряжки // Археология СССР. Свод археологических источников. El-2. М,. 1979. 112 с.
24. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа: Башкнигоиздат, 1978. 263 с.
25. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М.: Наука, 1974. 571 с.
26. Кузеев Р.Г. Этническая история башкирского народа (гипотезы, источники, теории) // Научный архив Института этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук. Уфа, 1984. С. 227-236.
27. Мажитов Н.А. Бахмутинская культура: Автореф. дис. канд. ист. наук. М„ 1963. С.11-12.
28. Мажитов Н.А. Бахмутинская культура: Этническая история населения Северной Башкирии середины I тысячелетия н.э.М.: Наука, 1968. 162 с.
29. Мажитов Н.А. Еще раз о мадьярской проблеме в средневековой истории Южного Урала // II Международный Мадьярский симпозиум. Челябинск. 2013. С. 84-88.
30. Мажитов Н.А. К изучению археологии Башкирии I тысячелетия нашей эры// АЭБ. Уфа, 1964. Т. II. С. 101-110.
31. Мажитов Н.А. Керамика памятников VIII-X вв. на Южном Урале // V Уральское археологическое совещание. Сыктывкар. 1967. С.57-60.
32. Мажитов Н.А. Новые материалы о ранней истории башкир И АЭБ. Уфа.1964. Т. 2. С. 104-108.
33. Мажитов Н.А. Поселение Ново-Турбаслинское - II // Археология и этнография Башкирии. Уфа. 1962. Т. 1. С. 151-162.
34. Мажитов Н.А. Южный Урал в VI-VIII вв. // Археология СССР: Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981. С. 23-28.
35. Мажитов Н.А. Южный Урал в VII-XIV вв. (Данные археологии к вопросу о происхождении башкир). Автореф. дисс. док. ист. наук. Новосибирск. 1988. С. 53.
36. Мажитов Н.А. Южный Урал в VII-XIV вв. М.: Наука, 1977. 240 с.
37. Матвеева Г.И. Население лесной и лесостепной Башкирии в III-VIII вв. н.э. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М.,1969. С. 17.
38. Матвеева Г.И. Лесная и лесостепная Башкирия во второй половине I тысячелетия н.э. // Археология и этнология Башкирии. Уфа, 1971.Т.4. С.129-134.
39. Могильников В.А. К вопросу о связях населения Башкирии и Зауралья в конце I тысячелетия до н.э. - 1 тысячелетии н.э. // Археология и этнология Башкирии. Уфа. 1971. Т. 4. С. 151-157.
40. Мольнар Эрик. Проблемы этногенеза и древней истории венгерского народа // Studia Historica Academieae Scientiazum Hungaricae. 1955. № 13. C.127.
41. Обыденнова Г.Т. История развития археологических исследований в урало-поволжье (XVIII в.- конец XX в.). Дисс. док. ист. наук. Уфа. 2002. 334 с.
42. Сальников К.В. Итоги и задачи изучения археологии Башкирии И АЭБ. Т.Н. Уфа, 1974. С. 7-15.
43. Фодор И. Еще раз о путешествиях Юлиана на Среднюю Волгу // УАВ. Уфа, 2010. Вып. 10. С.139.
44. Халиков А.Х. Узловые проблемы средневековой археологии Среднего Поволжья и Прикамья И Проблемы средневековой археологии Урала и Поволжья. Уфа, 1987. С. 19-25.
45. Халикова Е.А. Больше-Тиганский могильник // Советская археология. 1976. №2. С.158-178.
46. Халикова Е.А. Ещё раз о проблеме происхождения венгров // Советская археология. 1978. № 4. С. 294-298.
47. Халикова Е. А. Ранневенгерские памятники Нижнего Прикамья и Приуралья//Советская археология. 1976. № 3. С. 141-156.
48. Чернецов В.Н. Нижнее Приобье в I тыс. н.э. // МИА. 1957. № 58. С.138-245.
49. Chalikowa Е.А. Osmagyar temeto a Kama menten Magna Hungaria kerdesehez//AE 1976. V.103. C.77.
50. Fodor I. Vorbericht uber die Ausgrabungen am Szabolcs-Vontatopart und in Scabolcs-Kisfalud // AAH. 1976. V.28. C.105.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ