Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История изучения петроглифов Тувы

Работа №17051

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

археология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
980
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Изучение наскальных рисунков в конце XIX в. в начале XX в. 7
1.1 Изучение наскальных рисунков в конце XIX века и начала XX века 7
1.2 Исследование наскального искусства во второй половине XX века 22
1.3 Научное описание памятников наскального изображения в первой половине ХХІ в 26
Глава 2. Роль М.А Дэвлет в истории исследования наскального искусства Тувы 35
2.1 Вклад М.А. Дэвлет в истории изучения наскальных изображений 35
2.2 Петроглифы бассейна Верхнего Енисея 50
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 75

Актуальность исследования. Памятники наскального искусства являются ценнейшим источником наших знаний о жизни людей в бесписьменные времена. Для изобразительного искусства каждой эпохи и каждого региона характерны художественные особенности и специфический свой набор образов, обусловленные как хозяйственной деятельностью, так и мировоззрением их создателей. В настоящее время проблемы сохранения и использования памятников древнего наскального искусства привлекают все больший интерес.Памятники наскального искусства - настенные росписи пещер и наскальные рисунки - изучаются уже более двух столетий. Созданные в бесписьменный период истории человечества, они содержат информацию бытового и мировоззренческо-религиозного характера, являясь исключительно важными свидетельствами первобытности.
История открытия и изучения петроглифов Северной и Центральной Азии богата и многообразна. Здесь работало несколько поколений исследователей. Среди них были иностранцы - участники академических экспедиций, путешественники, описывавшие петроглифы наряду с другими достопримечательностями. Были местные любители древностей и лица,случайно посещавшие сибирские писаницы. Были и те, чьи наблюдения легли в основу истинно научного подхода к исследованию подобных исторических памятников. История исследования насчитывает более трех столетий, и ее начальный этап связан с освоением Сибири русскими землепроходцами. Вполне закономерно, что последовательность в изучении отдельных регионов наскального искусства находилась в зависимости от их удаленности от исторического ядра Российского государства, от близости памятников к путям, прокладываемым землепроходцами. Не удивительно в этой связи, что самая западная из сибирских писаниц - Томская, имеет едва ли не самую богатую и красочную историю изучения сравнительно с другими памятниками Северной и Центральной Азии.
Степень изученности темы. Что касается исторических изысканий, то результатом целенаправленных коллективных, усилий историков явился капитальный труд «История Тувы». Большим вкладом в изучение прошлого народов Сибири стали монографии и частные исследования Л.Р. Кызласова,С.И. Вайнштейна, В.И. Дулова, Л.П. Потапова, Ю.Л. Аранчына, Н.А. Сердобова, Л.В. Гребнева, М.Х. Маннай-оола, А.Д. Грача и других советских учёных. В них на основе привлечения комплексных источников обобщён богатейший фактический материал, сделаны важные исторические выводы.
Первым ученым, осуществившим научное исследование Сибири, был Даниил Готлиб Мессершмидт (1685-1735). Его работами открывается период академических экспедиций в истории археологического изучения Сибири.
Пионером археологических исследований в Туве был, как известно,выдающийся советский археолог С.А. Теплоухов, которому мировая наука обязана фундаментальной периодизацией археологических памятников Южной Сибири, являющейся и до настоящего времени основой всех дальнейших работ.
С.А. Теплоухов в своих раскопках и разведочных поисках впервые приоткрыл завесу над загадочной в то время археологией Тувы. Он не только установил факт наличия в Туве памятников скифо-сибирского облика, ввёл их в общую систему истории культуры степных племён Евразии, но и первым обнаружил здесь следы деятельности человека несравненно более раннего времени - нашёл каменные орудия. Так началась уже в 20-х гг. нашего века научная, на уровне самых высоких мировых стандартов,археологическая работа в Туве. 
В период 1959-1963 гг. значительный объем работ по изучению древнего металлургического производства Тувы и разработке рудных месторождений провел Я.И. Сунчугашев. Исследователем были открыты и обследованы несколько центров древней металлургии и месторождений руд,которые интенсивно разрабатывались в древности и являлись мощной сырьевой базой для развития металлургического производства.
В 1957 г. начала свою работу Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция Института этнографии АН СССР под руководством Л.П. Потапова. Исследования велись несколькими отрядами,которыми руководили С.И. Вайнштейн, В.П. Дьяконова и А.Д. Грач.
Наиболее масштабные археологические исследования проводились в Туве в 60-90-е гг. XX в. Саяно-Тувинской экспедицией Ленинградского отделения Института археологии (ЛО ИА) АН СССР под руководством А.Д. Грача.
В 1980-е годы была сделана попытка проведения учета и паспортизации памятников археологии Тувы. Первоначально этот заказ был сделан профессору Кемеровского университета Я.А. Шеру. Затем он был передан в ТНИИЯЛИ и далее этой программой занимался к.и.н. И.У. Самбу.
Работы по паспортизации проводились сотрудником Ленинградского отделения Института археологии АН ССР (ЛОИА, ныне ИИМК РАН) Вл.А. Семеновым, сотрудниками Ленинградского научно-исследовательского археологического объединения (ЛНИАО) М.Е. Килуновской, К.В.Чугуновым, С.В. Хавриным, сотрудниками Кемеровского Государственного университета под руководством Я.А. Шера - А.Н. Герасимовым, Е.А.Рабинович, А.М. Ильюшиным.
Объектом исследования являются петроглифы Тувы.
Предмет исследования - история изучения петроглифов Тувы.
Основная цель работы - обобщить накопленный материал по наскальному искусству Тувы. 
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исследования наскальных рисунков в конце XIX века и начала XX века;
2. Определить исследование наскального искусства во второй половине XX века;
3. Показать исследование памятников наскального изображения в первой половине ХХІ в;
4. Выявить роль М.А. Дэвлет в истории исследования наскального искусства Тувы
Методология и методы исследования. Основные методологические принципы, это принцип историзма, а также использование системного подхода. Помимо традиционных в археологии методов - анализа изображений, типологии, датировки и интерпретации необходимо привлечение и искусствознания, которое оценивает эстетическую сторону рисунков.
Источниковой базой исследования явились материалы, опубликованные материалы результатов полевых исследований А.В. Адрианова, М.А. Дэвлет, А.Д. Грача, С.И. Вайнштейна и М.Е. Килуновской и др.
Новизна работы заключается в попытке в одной работе исследовать историю изучения петроглифов Тувы.
Практическая значимость. Работа может быть использована для подготовки лекций и семинаров по археологии и историографии, при изучения истории Тувы.
Структура работы. Работа состоит из введения двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Памятники наскального искусства - настенные росписи пещер и наскальные рисунки - изучаются уже более двух столетий. Созданные в бесписьменный период истории человечества, они содержат информацию бытового и мировоззренческо-религиозного характера, являясь исключительно важными свидетельствами первобытности.
История открытия и изучения петроглифов Северной и Центральной Азии богата и многообразна. Здесь работало несколько поколений исследователей. Среди них были иностранцы - участники академических экспедиций, путешественники, описывавшие петроглифы наряду с другими достопримечательностями. Были местные любители древностей и лица,случайно посещавшие сибирские писаницы. Были и те, чьи наблюдения легли в основу истинно научного подхода к исследованию подобных исторических памятников. История исследования насчитывает более трех столетий, и ее начальный этап связан с освоением Сибири русскими землепроходцами. Вполне закономерно, что последовательность в изучении отдельных регионов наскального искусства находилась в зависимости от их удаленности от исторического ядра Российского государства, от близости памятников к путям, прокладываемым землепроходцами. Не удивительно в этой связи, что самая западная из сибирских писаниц - Томская, имеет едва ли не самую богатую и красочную историю изучения сравнительно с другими памятниками Северной и Центральной Азии.
Таким образом, за всю историю изучения наскальных изображений на памятниках Тувы целенаправленного исследования петроглифов эпохи раннего средневековья не осуществлялось. На рисунки этого хронологического пласта археологи обращали внимание лишь тогда, когда они встречались в контексте более ранних изображений, на поминальных или погребальных памятниках, а также при решении специальных вопросов. Тем не менее, начиная со второй половины ХХ в. на основе стилистического анализа и аналогий с сопредельных территорий исследователями были выделены раннесредневековые наскальные изображения.
Несмотря на то, что к настоящему времени в научный оборот введена лишь малая часть раннесредневековых рисунков, их ценность очевидна и дальнейшая фиксация и изучение таких изображений позволит лучше понять мировоззрение раннесредневекового населения региона.



2.(1921-1944 годы) Оп. 1. Д. 2795. ЛЛ. 3-4. - Центр архивных документов партий и общественных организаций
3.(1921-1944 годы) Оп. 1. Д. 2785. Л. 2. - Центр архивных документов партий и общественных организаций
4.(1921-1944 годы) Оп. 1. Д. 2907 - Центр архивных документов партий и общественных организаций
5.(1921-1944 годы) Оп. 1. Д. 2795. ЛЛ. 3-4 - Центр архивных документов партий и общественных организаций
6.(1921-1944 годы) Оп. 1. Д. 2795. ЛЛ. 3-4. - Центр архивных документов партий и общественных организаций
ІІ.Периодические издания
7. Адрианов А.В. Дневник археологических исследований 1915-1916 гг. в Урянхайском крае (Тува) / Подготовка к публикации О.Б. Беликовой;Отв. ред. В.И. Молодин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. 146 с.
8. Адрианов А.В. Томская старина // Фонды МАЭС: архив. Д. 54. 165 л.
Документ опубликован Н.А. Мироненко, см.: Адрианов А.В. Томская старина // Тр. МАЭС им. В.М. Флоринского ТГУ. Т. 1. Томск, 2002. С.287-392.
9. Азадовский М. Этнография Сибири: Обзор этнографических исследований в Сибири за 1918-1925 гг. // Северная Азия: Общественно-научный журнал. 1926. Кн. 5-6. С. 111, 131; Решетов A.M.
Репрессированная этнография. С. 190; Он же. Руденко Сергей Иванович //Профессора Томского университета: Биографический словарь. 1 9 1 7-1945.Томск, 1998. Т. 2. С. 379.
10. Беликова О.Б. Археологические исследования А.В. Адрианова 1915-1916
гг. в Урянхайском крае // Современные проблемы археологии России:Материалы Всероссийского археологического съезда (23-28 октября 2006
г., Новосибирск). Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2006. Т. 2. С. 394-396.
11. Дэвлет М.А. К истории изучения петроглифов Енисея. Работы
А.В.Адрианова// Археология Южной Сибири. - Кемерово, 1985. - С.88-99.
12. Дэвлет М.А. К истории изучения петроглифов Енисея. Начало - третья четверть ХІХ в./ Скифо-сибирский мир. - Новосибирск, 1987. - С.80-88.
13. Дэвлет М.А. И.Т.Савенков как исследователь петроглифов Енисея// СА. -1989, №3. - С.241-253.
14. Дэвлет М.А. Иван Савенков// Вопросы истории. - 1987, №1. - С.180-184. 
15. Дэвлет М.А. И.Т.Савенков как исследователь петроглифов// Проблемы
исследования каменного века Евразии. К 100-летию открытия палеолита на Енисее. - Красноярск, 1984. - С.193-195.
16. Дэвлет М.А. О последней археологической экспедиции А В. Адрианова
(1915-1916 гг.) // Методология и историография археологии Сибири: Сб. науч. тр. Кемерово, 1994. С. 80-90.
a. Дэвлет М.А. А.В. Адрианов как этнограф // Репрессированные этнографы.М., 1999. С. 9-56.
17. Дневник археологических раскопок А.В. Адрианова в Урянхайском крае
в 1915-1916 гг. / Подготовлен к печати В.И. Матющенко и Л.Г. Игольниковой // Фонды МАЭС: архив. Д. 194. 130 л.
18. Дрёмов В.А. Исторический очерк накопления краниологических материалов в Томском университете // Краниологические коллекции Кабинета антропологии Томского университета. Томск, 1979. С. 6. Своё заключение В.А. Дрёмов подтвердил ссылками на документы архива МАЭС: Д. 112а. JI. 1-2, 9 об., 12, 32, 42,90 об., 344-345.
19. Казаркин Т.А., Топчий Р.А. К истории Института исследования Сибири //
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. Т. 4. С. 495-499.
20. Матющенко В.И., Яковлева Л.С., Гусев С.П., Скрипкина Л.М. Музей истории материальной культуры [при Томском государственном университете]. Описание фондов: Вып. 1. Археологический отдел // Фонды МАЭС: архив. Д. 157. Л. 2-3, 222.
21. Малашев В.Ю. Археологические памятники южноуральских степей второй половины II - IV в. н.э.: позднесарматская или гунно-сарматская культуры (вещевой комплекс) // РА. 2007. № 3. С. 111-121. 
22. Матренин С.С. Комплексный анализ поясных пряжек кочевников Алтая сяньбийско-жужанского времени (по материалам могильника Степушка-
I) // Изв. Алтайского гос. ун-та. 2013. № 4/1 (80). С. 228-237.
23. Медведев А.П. Периодизация и хронология сарматских памятников на Среднем и Верхнем Дону // Сарматские культуры Евразии: Проблемы региональной хронологии. Краснодар: Фирма НСС, 2004. С. 86-94.
24. Могильник Саньдаовань в аймаке Чаюхоуци // Открытие и исследование
сяньбэйских могильников во Внутренней Монголии. Пекин, 2004. С. 16-54 (на кит. яз.).
25. Рудковская М.А. Томский период жизни С.И. Руденко // Тр. Томского
областного краеведческого музея. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Т. 13.С. 60-91.
26. Решетов A.M. Репрессированная этнография: люди и судьбы //
Кунсткамера: Этнографические тетради. СПб., 1994. Вып. 4. С. 189-190.
27. Решетов А.М. Репрессированная этнография // Кунсткамера:
Этнографические тетради. СПб., 1994. Вып. 4. С. 185-222.
28. Симоненко А.В. Хронология и периодизация сарматских памятников Северного Причерноморья // Сарматские культуры Евразии: Проблемы региональной хронологии. Краснодар: Фирма НСС, 2004. С. 134-173.
29. Сорокин С.С. Погребения эпохи «великого переселения народов» в
районе Пазырыка // Археологический сб. Гос. Эрмитажа. Вып. 18. Л.:Аврора, 1977. С. 57-67.
30. Тетерин Ю.В. Поясные наборы гунно-сарматской эпохи Горного Алтая //
Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1995. С. 131-135.
31. Тетерин Ю.В. Центрально-азиатские элементы таштыкского костюма (по
материалам грунтовых могил) // Евразия: культурное наследие древних
цивилизаций. Вып. 2: Горизонты Евразии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. С. 56-65. 
32. Шишкин В.И. К истории государственного переворота в Омске (18-19 ноября 1918 г.) // Вестник Новосибирского государственного
университета. Сер. История, филология. Т. 1, вып. 3: История.Новосибирск, 2002. C. 88-97.
3 3 . Чвырь Л. А. Сравнительный очерк традиционных украшений уйгуров и соседних народов Центральной и Средней Азии // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. М.:Наука, 1986. С. 211-250.
Ш.Научная литература
34. Дэвлет М.А. Петроглифы Енисея: История изучения (XVIII - начало XX в.). М., 1996. 249 с.
a. Дэвлет М.А. Александр Васильевич Адрианов (к 150-летию со дня рождения). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 68 с.
35. Дэвлет М.А. А.В. Адрианов и изучение петроглифов... С. 58-62; Она же.
Петроглифы Енисея... С. 213-214; Она же. А.В. Адрианов как этнограф. С. 45- 48; и др.
36. Дмитриенко Н.М. Томск: история города от основания до наших дней.Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 432 с.
37. Краниологические коллекции кабинета антропологии Томского
университета / Сост. В.А. Дрёмов, А.Р. Ким. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. 119 с.
38. Каталог этнографических коллекций Музея археологии и этнографии
Сибири Томского университета. Ч. 1: Народы Сибири. Томск: Изд- во Том. ун-та, 1979. 343 с.
39. Матющенко В.И. 300 лет истории сибирской археологии. Омск, 2001. Т.1. 179 с. 
40. Правила издания исторических документов СССР. М., 1980. 188 с. 18.
Профессора Томского университета: Биографический словарь. Томск:Изд-во Том. ун-та, 1998. Т. 2. 544 с.
41. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969, с. 156 -157,159.
42. Сагалаев А.М., Крюков В.М. Г.Н. Потанин: Опыт осмысления личности.
Новосибирск: Наука, 1991. 231 с. 12. Крюков В.М. Александр Адрианов.Последние годы. Томск: Изд-во НТЛ, 2004. 80 с.
43.Знамя революции (Томск). 1920. № 42. 9 марта. 4 с.
44. Журнал заседаний совета Института исследования Сибири (13 ноября 1919 г. - 16 сентября 1920 г.) / Отв. ред. С.Ф. Фоминых. Томск: Изд- во Том. ун-та, 2008. 264 с.
45. Шевцов В.В. Историческая метрология России. Томск: TMJI-Пресс, 2007.С. 176, 277-278.
ІѴ.Интернет источники
46. Грач А.Д. Вопросы изучения петроглифов Тувы./
http://kronk.spb.ru/library/grach-ad-1980c.htm
47. Елтышева И.В. Изучение раннесредневековых петроглифов Тувы во второй половине XX в./ https://elibrarv.ru/item.asp?id=26079319
48. О петроглифах, о традициях/https://www.tuva.asia/news/tuva/8211 -
petroglify.html
49. Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев/
http: //kronk.spb .ru/library/1980-kvzyl-niatet.htm
50. Могильник скифского времени в Енисейском каньоне./
http://kronk.spb.ru/library/sambu-iu-1980.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ