Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты межличностных отношений подростков, занимающихся творческой деятельностью 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика межличностных
отношений в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Особенности межличностных отношений подростков,
занимающихся творческой деятельностью 19
1.3. Формы и методы формирования межличностных отношений
подростков, занимающихся творческой деятельностью 30
Выводы по I главе 40
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности программы межличностных отношений подростков, занимающихся творческой деятельностью 42
2.1 Организация эксперимента и методы исследования 42
2.2. Исследование исходного уровня межличностных отношений
подростков, занимающихся творческой деятельностью 45
2.3. Апробация программы развития межличностных отношений
подростков, занимающихся творческой деятельностью 55
2.4. Анализ результатов проверки эффективности экспериментальной
работы 59
Выводы 72
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения
Актуальность исследования. В современном обществе все большую актуальность принимает тема межличностных отношений, поскольку является необходимым условием жизни людей. В межличностных отношениях у человека формируются психические функции, процессы, свойства, иными словами личности в целом. Не уступают по своей сложности и проблемы подросткового возраста. Это один из наиболее трудных, переломных моментов, значительно влияющий на процесс становления личности, в котором одну из главных ролей играет межличностное общение.
Подростковый возраст является сенситивным периодом жизни человека, поскольку именно в этот период происходит потеря детского мироощущения, появляется чувство взрослости и вместе с тем, это период тревожных сомнений в себе и других, в прежних взглядах и ориентирах. Этот момент, переход от детства к взрослости, полон различных трудностей и кризисов, драматических переживаний, где складываются, новые устойчивые формы поведения, черты характера, что дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, в том числе, социальную, личностную зрелость и способность вступать в межличностные отношения.
И без того непростая ситуация данного периода, усложняется еще и тем, что подростку сложно расслабиться и получить то, что так сильно необходимо - быть частью группы и одновременно выделяться в ней. Одним из наиболее эффективным способом решения данной проблемы, являются кружки, внеурочные занятия по интересам, где преимущественно творческая деятельность, поскольку они дают возможность проявить себя в кругу ровесников, объединённых общими интересами.
На творческих занятиях подростки получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. При осуществлении процесса творчества, появляется возможность испытать целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность позволяет расширить границы мышления и выйти за рамки типичного восприятия.
Не случайно с ранних лет творческая деятельность играет одну из важных ролей в жизни каждого человека. Развитая фантазия и воображение помогают в работе, благодаря своей индивидуальности, человек обретает свое «Я» и достигает успехов, налаживает социальные контакты, а как известно, невозможно рассматривать становление личности индивида в отрыве от общества, в котором он живет, от той системы отношений, в которую он постепенно включается.
Межличностные отношения выступают фактором формирования самооценки, с их помощью развиваются психические функции, процессы, свойства и личность в целом и поэтому их роль в жизни человека трудно недооценивать. Ежедневно вступая в межличностные взаимоотношения, мы способны оценить себя, соотнести нас с окружающими, получить новые эмоции и знания. новые эмоции и знания. Отграничения от общения с другими людьми могут привести к психологическим и иного рода проблемам. Формирование межличностных отношений подростков, занимающихся творческой деятельностью, является актуальной темой исследования, поскольку подросток, занимаясь творчеством пытается найти себя и в то же время друзей, людей со схожими интересами, взглядами на вещи и восприимчивым внутренним мире, что так необходимо на данном этапе взросления.
Степень научной изученности: В педагогической науке тему межличностных отношений рассматривали с разных точек зрения: как субъективно переживаемые взаимосвязи между двумя людьми (А. В. Петровский [23]); как целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности (А. Ю. и Г. М. Коджаспировы [12]); как отношения между людьми, входящими в общую для них группу (Сухов А.Н[17]); как составную часть взаимодействия (В.Н. Дружинин [3]); как складывающиеся между отдельными людьми отношениями (Е.П. Ильин [8]).
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между необходимостью развития у подростков умения выстраивать конструктивные взаимоотношения в школьной сфере, с одной стороны, и недостаточной разработанностью форм и методов формирования межличностных отношений подростков, занимающихся творческой деятельностью, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования межличностных отношений у подростков занимающихся творческой деятельностью?
Тема исследования: «Формирование межличностных отношений подростков, занимающихся творческой деятельностью».
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования межличностных отношений подростков, занимающихся творческой деятельностью.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования межличностных отношений подростков, занимающихся творческой деятельностью.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования межличностных отношений у подростков занимающихся творческой деятельностью повысится, если:
• опираться на сущностные характеристики понятия «межличностные отношения»;
• учитывать особенности формирования межличностных отношений в подростковом возрасте у детей, занимающихся творческой деятельностью;
• изучить возможности форм и методов формирования
межличностных отношений у творческой деятельностью; подростков, занимающихся
• разработать и апробировать программу формирования
межличностных отношений у подростков, занимающихся творческой деятельностью.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущностную характеристику понятия межличностные отношения.
2) Раскрыть возрастные особенности формирования межличностных отношений у подростков, занимающихся творческой деятельностью.
3) Определить содержание, формы и методы формирования межличностных отношений, у подростков занимающихся творческой деятельностью.
4) Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе программу формирования межличностных отношений, у подростков, занимающихся творческой деятельностью.
Методологическая основа исследования. В основу исследовательской работы легли фундаментальные труды по изучению межличностных отношений в подростковом возрасте таких учёных как: А. С. Макаренко [18], И. А. Зимняя [7], А. Е. Личко [16], А. В. Мудрик [20], И. С. Кон [14], Л.В. Мардахаев [19], Р.П.Ефимкина [5],В. Н. Дружинин [3], Е. П. Ильин [8].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической и
психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с участниками эксперимента; диагностическое тестирование с использованием таких методик как: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, где в исследовании приняли участие 22 подростка.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводились: проверка гипотезы исследования, тестирование;
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены особенности формирования межличностных отношений у подростков занимающихся творческой деятельностью; разработана программа по формированию межличностных отношений подростков, занимающихся творческой деятельностью.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты данной программы могут быть применены педагогами, психологами, родителями, в школах, творческих студиях и различных структурах дополнительного образования для анализа межличностных отношений подростков и грамотной организации групповой деятельности.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема межличностных отношений в подростковом возрасте одна из важнейших в психолого-педагогической практике.
Межличностные отношения являются фактором формирования самооценки, с их помощью развиваются психические функции, процессы, свойства и личность в целом.
Отграничения от общения с другими людьми, которое предполагается в индивидуалистичной творческой деятельности, могут привести к психологическим и иного рода проблемам, и поэтому формирование межличностных отношений подростков, занимающихся творческой деятельностью, является актуальным.
По результатам исследования особенностей межличностных отношений подростков, занимающихся творческой деятельностью, можно сделать следующие выводы:
1. Констатирующий этап эксперимента показал, что межличностные отношения подростков, занимающихся творческой деятельностью, характеризуются следующим образом. В когнитивном компоненте присутствует размытость понимания понятия личность и межличностные отношения, отсутствие представлений о структуре межличностных отношений, знание ограниченного числа типов межличностных отношений при понимании значимости умения строить межличностные отношения.
Эмоциональный компонент характеризуется заниженной эмпатией с преобладанием установок, ей препятствующих.
Поведенческий компонент межличностных отношений характеризуется несформированностью типа межличностных отношений с преобладанием тенденции к дружелюбию.
Выявленные особенности эмпатии и межличностных отношений подростков, занимающихся творческой деятельностью, согласуются с характером творческой деятельности, которая является индивидуалистической по своей сущности и не предполагает построения межличностных отношений.
2. На формирующем этапе исследования была разработана и проведена программа, направленная на развитие межличностных отношений.
3. Контрольный этап эксперимента показал, что после проведения занятий у подростков, занимающихся творческой деятельностью, произошли изменения в когнитивном, поведенческом и эмоциональном компонентах межличностных отношений.
Качественный анализ анкет для выявления изменений в когнитивном компоненте показал, что у подростков сформировалось понимание того, что означает быть личностью, понимание, что каждый человек является личностью, понимание важности построения межличностных отношений. Подростки стали информированными в отношении типов межличностных отношений.
Сравнительный анализ с помощью критерия Стьюдента показал наличие следующих изменений: в поведенческом компоненте повысилась выраженность дружелюбного типа межличностных отношений; в эмоциональном компоненте повысились уровень общей эмпатии, а так же рационального канала эмпатии, эмоционального канала эмпатии, интуитивного канала эмпатии, идентификации, проникающей способности в эмпатии, снизилось число установок, препятствующих эмпатии .
В итоге мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась.
Перспективой исследования может быть изучение особенностей межличностных отношений подростков, занимающихся творческой деятельностью, на расширенных выборках испытуемых.
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. - 346 с.
2. Галигузова Л. Н., - Проблемы социальной изоляции детей // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С.83- 101.
3. Дружинин В. Н., Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-еизд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.
4. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. 2-е изд., стер.
- М.: Академия, 2003. - 464 с.
5. Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. - 47с.
6. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2006. — 416 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
8. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с
9. Качалова Л.П. Педагогические технологии. - Шадринск, 2001.- 149 с.
10. Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / Михаил Кипнис. —СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 249 с.
11. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 176 с.
13. Коган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных
отношений. - М.: Политиздат, 1998. - 135 с.
14. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Издательство «Просвещение», 1989. - 256с
15. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М.: "Академический проект", 1999 — 240 с.
16. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. -2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1985. - 416 с.
17. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с
англ./Предисл. А. Я. Варга. - М.: Международная педагогическая
академия, 1994. — 368 с.
18. Макаренко А.С. Педагогическая поэма: Учебное пособие. - М.: Слово, 1976. - 624с.
19. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. - 358 с.
20. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1994. -303 с.
21. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
22. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.
23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. — 2¬е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
24. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Гл.6. Сознание человека. - М.: Владос, 2005 - 700с.
26. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.
27. Сидоров С.В. Педагогика. Теория и методика воспитания: Учебно-методич. пособие для студентов пед. вуза. - Шадринск: Изд-во «Исеть», 2006. - 59 с.
28. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. — 158 с.
29. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. - 2005. — №1. - С. 34-36.
30. Чучина Н. Н. Социализация подростков в сфере досуга // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 465-475.