Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности программы формирования
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования социальных способностей младших школьников 7
1.1. Сущность, содержание и структура социальных способностей младших
школьников 7
1.2. Психолого-педагогические условия формирования социальных
способностей младших школьников 14
1.3. Методы и приёмы формирования социальных способностей младших школьников 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы формирования и развития социальных способностей младших школьников 30
2.1. Диагностика начального уровня сформированности социальных
способностей младших школьников 30
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию и развитию
социальных способностей младших школьников 42
2.3. Вторичная диагностика и сравнительный анализ экспериментальной работы 49
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования социальных способностей младших школьников 7
1.1. Сущность, содержание и структура социальных способностей младших
школьников 7
1.2. Психолого-педагогические условия формирования социальных
способностей младших школьников 14
1.3. Методы и приёмы формирования социальных способностей младших школьников 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы формирования и развития социальных способностей младших школьников 30
2.1. Диагностика начального уровня сформированности социальных
способностей младших школьников 30
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию и развитию
социальных способностей младших школьников 42
2.3. Вторичная диагностика и сравнительный анализ экспериментальной работы 49
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения
Серьёзные социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, отражаются на российской системе образования, которая регулярно претерпевает изменения для повышения эффективности обучения школьников.
Актуальность исследования обуславливается тем, что в настоящее время цели и содержание общего образования направлены не только на передачу фиксированного уровня знаний, умений и навыков по основным наукам, но и на формирование способностей и умений жить в современном, постоянно меняющемся, сложнейшем социуме, решать жизненные проблемы и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Поэтому одной из основных задач школы является создание специально организованных психолого-педагогических условий для формирования социальных способностей, необходимых для успешной социализации подрастающего поколения.
Младший школьный возраст (6/7 - 10/11 лет) - важнейший этап в развитии личности, в котором наиболее активно накапливается социальный опыт, происходит дальнейшая социализация, накапливается адаптационный потенциал, необходимый для интеграции в общество. Именно перед начальной школой стоит задача помочь учащимся в формировании социальных способностей и способов поведения, определённых и заданных в конкретном обществе.
В Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 года) говорится, что «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (п. 2, ст. 2) [1].
Согласно ФЗ № 273 «Об образовании», одной из важных задач учебно-воспитательного процесса является формирование способностей к духовно-нравственному развитию, саморазвитию и социализации обучающегося, что ещё раз указывает на актуальность данного научного исследования.
Изучением проблемы способностей человека занимались психологи (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Р. Кеттл, Д. Майерс и др.), философы (И.В. Бунакова, В.С. Барулин и др.), педагоги (А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев и др.). Однако проблема формирования социальных способностей младших школьников в педагогической деятельности до сих пор остаётся недостаточно разработанной.
Вместе с тем обнаруживается противоречие между современными требованиями к модели выпускника начальной школы и отсутствием методических пособий, программ по формированию социальных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
На основе актуальности проблемы и данного противоречия была определена тема выпускной квалификационной работы: «Особенности формирования социальных способностей младших школьников».
Объект исследования: особенности социальных способностей младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социальных способностей младших школьников.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования социальных способностей младших школьников.
Цель исследования: осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности программы формирования и развития социальных способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование социальных способностей младших школьников будет эффективно, если:
- выявлены содержание и структура социальных способностей младших школьников;
- теоретически обоснованы и реализованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования и развития социальных способностей младших школьников;
- разработана и экспериментально проверена программа формирования и развития социальных способностей младших школьников.
В соответствии с поставленной целю и выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие исследовательские задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия «социальные способности младших школьников»;
2) Выявить содержание и структуру социальных способностей младших школьников;
3) Теоретически обосновать и реализовать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования и развития социальных способностей младших школьников;
4) Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу формирования и развития социальных умений младших школьников.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы;
- диагностические: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, сравнительный анализ результатов.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных в области изучения проблемы и сущности способностей человека (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Р. Кеттл, Д. Майерс, И.В. Бунакова, В.С. Барулин, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев и др.), специфики развития младших школьников (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, М.Р. Даурова и др.), теоретические положения об организации коллективной учебной деятельности (З.И. Смородинова, А.С. Макаренко, Г.А. Цукерман и др.).
Методологическую основу исследования составили концепции социально-педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, Л.В. Мардахаев, А.Д. Сергеева, А.В. Хуторской и др.), концепции способностей (С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, А.В. Мудрик и др.).
Научная новизна исследования:
- уточнено и дополнено понятие «социальные способности младших школьников»;
- предложена программа формирования и развития социальных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении теоретических основ проблемы формирования социальных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования в учебно-воспитательном процессе школы экспериментально проверенную программу формирования и развития социальных способностей младших школьников.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско- русская школа №113 с углублённым изучением отдельных предметов им. Героя России М.Р. Ахметшина» Ново-Савиновского района г. Казани.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Работа содержит 10 графиков, 6 таблиц и 1 схему.
Объём работы 63 страницы.
Актуальность исследования обуславливается тем, что в настоящее время цели и содержание общего образования направлены не только на передачу фиксированного уровня знаний, умений и навыков по основным наукам, но и на формирование способностей и умений жить в современном, постоянно меняющемся, сложнейшем социуме, решать жизненные проблемы и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Поэтому одной из основных задач школы является создание специально организованных психолого-педагогических условий для формирования социальных способностей, необходимых для успешной социализации подрастающего поколения.
Младший школьный возраст (6/7 - 10/11 лет) - важнейший этап в развитии личности, в котором наиболее активно накапливается социальный опыт, происходит дальнейшая социализация, накапливается адаптационный потенциал, необходимый для интеграции в общество. Именно перед начальной школой стоит задача помочь учащимся в формировании социальных способностей и способов поведения, определённых и заданных в конкретном обществе.
В Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 года) говорится, что «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (п. 2, ст. 2) [1].
Согласно ФЗ № 273 «Об образовании», одной из важных задач учебно-воспитательного процесса является формирование способностей к духовно-нравственному развитию, саморазвитию и социализации обучающегося, что ещё раз указывает на актуальность данного научного исследования.
Изучением проблемы способностей человека занимались психологи (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Р. Кеттл, Д. Майерс и др.), философы (И.В. Бунакова, В.С. Барулин и др.), педагоги (А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев и др.). Однако проблема формирования социальных способностей младших школьников в педагогической деятельности до сих пор остаётся недостаточно разработанной.
Вместе с тем обнаруживается противоречие между современными требованиями к модели выпускника начальной школы и отсутствием методических пособий, программ по формированию социальных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
На основе актуальности проблемы и данного противоречия была определена тема выпускной квалификационной работы: «Особенности формирования социальных способностей младших школьников».
Объект исследования: особенности социальных способностей младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социальных способностей младших школьников.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования социальных способностей младших школьников.
Цель исследования: осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности программы формирования и развития социальных способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование социальных способностей младших школьников будет эффективно, если:
- выявлены содержание и структура социальных способностей младших школьников;
- теоретически обоснованы и реализованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования и развития социальных способностей младших школьников;
- разработана и экспериментально проверена программа формирования и развития социальных способностей младших школьников.
В соответствии с поставленной целю и выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие исследовательские задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия «социальные способности младших школьников»;
2) Выявить содержание и структуру социальных способностей младших школьников;
3) Теоретически обосновать и реализовать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования и развития социальных способностей младших школьников;
4) Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу формирования и развития социальных умений младших школьников.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы;
- диагностические: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, сравнительный анализ результатов.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных в области изучения проблемы и сущности способностей человека (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Р. Кеттл, Д. Майерс, И.В. Бунакова, В.С. Барулин, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев и др.), специфики развития младших школьников (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, М.Р. Даурова и др.), теоретические положения об организации коллективной учебной деятельности (З.И. Смородинова, А.С. Макаренко, Г.А. Цукерман и др.).
Методологическую основу исследования составили концепции социально-педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, Л.В. Мардахаев, А.Д. Сергеева, А.В. Хуторской и др.), концепции способностей (С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, А.В. Мудрик и др.).
Научная новизна исследования:
- уточнено и дополнено понятие «социальные способности младших школьников»;
- предложена программа формирования и развития социальных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении теоретических основ проблемы формирования социальных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования в учебно-воспитательном процессе школы экспериментально проверенную программу формирования и развития социальных способностей младших школьников.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско- русская школа №113 с углублённым изучением отдельных предметов им. Героя России М.Р. Ахметшина» Ново-Савиновского района г. Казани.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Работа содержит 10 графиков, 6 таблиц и 1 схему.
Объём работы 63 страницы.
Современное общество и система российского образования ставят приоритетные задачи в обучении и воспитании детей, которые ориентированы на формирование целостной личности, способной успешно взаимодействовать с социальным окружением. Одним из критериев эффективности социального взаимодействия мы считаем социальные способности, т.к. они имеют особое значение в младшем школьном возрасте в связи с их вхождением в новое социальное пространство - школу, где им нужно адаптироваться и успешно контактировать со сверстниками и учителями. Чтобы помочь детям избежать трудности в школьной адаптации и негативные моменты в процессе социализации - необходимо осуществлять работу по формированию и развитию их социальных способностей.
Проблема изучения социальных способностей является в настоящее время крайне актуальной и заслуживает особого внимания специалистов. Так, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что нет единого подхода к определению понятия «социальные способности младших школьников», поэтому нами было сформулировано авторское толкование, основанное на анализе теоретического материала. Под социальными способностями младших школьников мы понимаем приобретаемые свойства личности, отражающие готовность к социальной деятельности, проявляющиеся во взаимодействии с обществом, соответствующие социальным нормам и изменяющиеся под влиянием воспитания и социальной среды.
Также, в процессе исследования, были определены содержание и структура социальных способностей младших школьников, куда мы отнесли: мотивационную готовность во взаимодействии с окружающими людьми; применение знаний, умений и навыков для эффективного социального взаимодействия и социальную рефлексию, выражающуюся в самооценке, самоанализе и в понимании себя глазами других людей.
Было выявлено, что на эффективность процесса формирования социальных способностей младших школьников влияют специально организованные психолого-педагогические условия, куда относятся: учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в младшем школьном возрасте; использование педагогических технологий, построенных на субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося; непрерывность и преемственность развития социальных способностей; создание ситуации успеха на уроках; оказание психологической поддержки; преподавание уроков с учётом ведущей модальности восприятия обучающихся и с учётом их темперамента; разработка специальных методик по формированию социальных способностей.
Также при формировании и развитии социальных способностей младших школьников необходимо использовать специальные методы и приёмы, которые способствуют формированию и развитию социальных способностей. К таким методам и приёмам относятся: мотивация к учебной деятельности; создание комфортной атмосферы, вызывающей положительные эмоции; создание ситуаций успеха; групповые виды работ; метод проектов; организация мероприятий, где будет осуществляться связь с детьми из параллельных классов, со старшеклассниками, с родителями и с учителями.
Полученные данные позволили нам разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу формирования и развития социальных способностей младших школьников. Проверка эффективности разработанной программы проводилась посредством первичной и вторичной диагностики, проведённых в контрольной и экспериментальной группе. Авторская программа, рассчитанная на три месяца и состоящая из трёх направлений, представляет собой совокупность разнообразных мероприятий, методов и приёмов, направленных на формирование и развитие мотивационной готовности детей к социальному взаимодействию; на развитие мотивации к учебной и внеучебной деятельности; на развитие умения анализировать собственные поступки и поступки других; на умение придерживаться норм и правил поведения в группе и в обществе; умение сопереживать окружающим; на формирование и развитие социальной рефлексии учащихся.
Во время реализации программы использовались фронтальные, парные и групповые формы работы в обучении младших школьников, проводились внеклассные мероприятия с использованием игровых методов, на уроках литературного чтения ученики обсуждали поступки героев, их положительные и отрицательные качества, также были организованы походы в музей и театр.
Эффективность проведённой работы оценивалась на контрольном этапе, где осуществилась вторичная диагностика уровня сформированности социальных способностей младших школьников. Сравнительный анализ первичной и вторичной диагностики показал, что в экспериментальной группе показатели критериев сформированности социальных способностей значительно улучшились, а в экспериментальной группе остались практически без изменения.
На основе сравнительного анализа результатов первичной и вторичной диагностики мы пришли к выводу, что разработанная авторская программа является эффективной.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась, задачи решены.
Проблема изучения социальных способностей является в настоящее время крайне актуальной и заслуживает особого внимания специалистов. Так, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что нет единого подхода к определению понятия «социальные способности младших школьников», поэтому нами было сформулировано авторское толкование, основанное на анализе теоретического материала. Под социальными способностями младших школьников мы понимаем приобретаемые свойства личности, отражающие готовность к социальной деятельности, проявляющиеся во взаимодействии с обществом, соответствующие социальным нормам и изменяющиеся под влиянием воспитания и социальной среды.
Также, в процессе исследования, были определены содержание и структура социальных способностей младших школьников, куда мы отнесли: мотивационную готовность во взаимодействии с окружающими людьми; применение знаний, умений и навыков для эффективного социального взаимодействия и социальную рефлексию, выражающуюся в самооценке, самоанализе и в понимании себя глазами других людей.
Было выявлено, что на эффективность процесса формирования социальных способностей младших школьников влияют специально организованные психолого-педагогические условия, куда относятся: учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в младшем школьном возрасте; использование педагогических технологий, построенных на субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося; непрерывность и преемственность развития социальных способностей; создание ситуации успеха на уроках; оказание психологической поддержки; преподавание уроков с учётом ведущей модальности восприятия обучающихся и с учётом их темперамента; разработка специальных методик по формированию социальных способностей.
Также при формировании и развитии социальных способностей младших школьников необходимо использовать специальные методы и приёмы, которые способствуют формированию и развитию социальных способностей. К таким методам и приёмам относятся: мотивация к учебной деятельности; создание комфортной атмосферы, вызывающей положительные эмоции; создание ситуаций успеха; групповые виды работ; метод проектов; организация мероприятий, где будет осуществляться связь с детьми из параллельных классов, со старшеклассниками, с родителями и с учителями.
Полученные данные позволили нам разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу формирования и развития социальных способностей младших школьников. Проверка эффективности разработанной программы проводилась посредством первичной и вторичной диагностики, проведённых в контрольной и экспериментальной группе. Авторская программа, рассчитанная на три месяца и состоящая из трёх направлений, представляет собой совокупность разнообразных мероприятий, методов и приёмов, направленных на формирование и развитие мотивационной готовности детей к социальному взаимодействию; на развитие мотивации к учебной и внеучебной деятельности; на развитие умения анализировать собственные поступки и поступки других; на умение придерживаться норм и правил поведения в группе и в обществе; умение сопереживать окружающим; на формирование и развитие социальной рефлексии учащихся.
Во время реализации программы использовались фронтальные, парные и групповые формы работы в обучении младших школьников, проводились внеклассные мероприятия с использованием игровых методов, на уроках литературного чтения ученики обсуждали поступки героев, их положительные и отрицательные качества, также были организованы походы в музей и театр.
Эффективность проведённой работы оценивалась на контрольном этапе, где осуществилась вторичная диагностика уровня сформированности социальных способностей младших школьников. Сравнительный анализ первичной и вторичной диагностики показал, что в экспериментальной группе показатели критериев сформированности социальных способностей значительно улучшились, а в экспериментальной группе остались практически без изменения.
На основе сравнительного анализа результатов первичной и вторичной диагностики мы пришли к выводу, что разработанная авторская программа является эффективной.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась, задачи решены.
Подобные работы
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТРАЕКТОРИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ
И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование аналитических умений школьников на уроках иностранного языка в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ К САМООБРАЗОВАНИЮ КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2023 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (на примере 6-х классов)
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Развитие социокультурной компетенции у обучающихся 8 класса на
уроках иностранного языка средствами технологии предметно-
языкового интегрированного обучения (CLIL)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024



