Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования социальных способностей младших школьников 7
1.1. Сущность, содержание и структура социальных способностей младших
школьников 7
1.2. Психолого-педагогические условия формирования социальных
способностей младших школьников 14
1.3. Методы и приёмы формирования социальных способностей младших школьников 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы формирования и развития социальных способностей младших школьников 30
2.1. Диагностика начального уровня сформированности социальных
способностей младших школьников 30
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию и развитию
социальных способностей младших школьников 42
2.3. Вторичная диагностика и сравнительный анализ экспериментальной работы 49
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения
Серьёзные социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, отражаются на российской системе образования, которая регулярно претерпевает изменения для повышения эффективности обучения школьников.
Актуальность исследования обуславливается тем, что в настоящее время цели и содержание общего образования направлены не только на передачу фиксированного уровня знаний, умений и навыков по основным наукам, но и на формирование способностей и умений жить в современном, постоянно меняющемся, сложнейшем социуме, решать жизненные проблемы и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Поэтому одной из основных задач школы является создание специально организованных психолого-педагогических условий для формирования социальных способностей, необходимых для успешной социализации подрастающего поколения.
Младший школьный возраст (6/7 - 10/11 лет) - важнейший этап в развитии личности, в котором наиболее активно накапливается социальный опыт, происходит дальнейшая социализация, накапливается адаптационный потенциал, необходимый для интеграции в общество. Именно перед начальной школой стоит задача помочь учащимся в формировании социальных способностей и способов поведения, определённых и заданных в конкретном обществе.
В Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 года) говорится, что «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (п. 2, ст. 2) [1].
Согласно ФЗ № 273 «Об образовании», одной из важных задач учебно-воспитательного процесса является формирование способностей к духовно-нравственному развитию, саморазвитию и социализации обучающегося, что ещё раз указывает на актуальность данного научного исследования.
Изучением проблемы способностей человека занимались психологи (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Р. Кеттл, Д. Майерс и др.), философы (И.В. Бунакова, В.С. Барулин и др.), педагоги (А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев и др.). Однако проблема формирования социальных способностей младших школьников в педагогической деятельности до сих пор остаётся недостаточно разработанной.
Вместе с тем обнаруживается противоречие между современными требованиями к модели выпускника начальной школы и отсутствием методических пособий, программ по формированию социальных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
На основе актуальности проблемы и данного противоречия была определена тема выпускной квалификационной работы: «Особенности формирования социальных способностей младших школьников».
Объект исследования: особенности социальных способностей младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социальных способностей младших школьников.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования социальных способностей младших школьников.
Цель исследования: осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности программы формирования и развития социальных способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование социальных способностей младших школьников будет эффективно, если:
- выявлены содержание и структура социальных способностей младших школьников;
- теоретически обоснованы и реализованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования и развития социальных способностей младших школьников;
- разработана и экспериментально проверена программа формирования и развития социальных способностей младших школьников.
В соответствии с поставленной целю и выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие исследовательские задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия «социальные способности младших школьников»;
2) Выявить содержание и структуру социальных способностей младших школьников;
3) Теоретически обосновать и реализовать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования и развития социальных способностей младших школьников;
4) Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу формирования и развития социальных умений младших школьников.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы;
- диагностические: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, сравнительный анализ результатов.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных в области изучения проблемы и сущности способностей человека (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Р. Кеттл, Д. Майерс, И.В. Бунакова, В.С. Барулин, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев и др.), специфики развития младших школьников (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, М.Р. Даурова и др.), теоретические положения об организации коллективной учебной деятельности (З.И. Смородинова, А.С. Макаренко, Г.А. Цукерман и др.).
Методологическую основу исследования составили концепции социально-педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, Л.В. Мардахаев, А.Д. Сергеева, А.В. Хуторской и др.), концепции способностей (С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, А.В. Мудрик и др.).
Научная новизна исследования:
- уточнено и дополнено понятие «социальные способности младших школьников»;
- предложена программа формирования и развития социальных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении теоретических основ проблемы формирования социальных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования в учебно-воспитательном процессе школы экспериментально проверенную программу формирования и развития социальных способностей младших школьников.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско- русская школа №113 с углублённым изучением отдельных предметов им. Героя России М.Р. Ахметшина» Ново-Савиновского района г. Казани.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Работа содержит 10 графиков, 6 таблиц и 1 схему.
Объём работы 63 страницы.
Современное общество и система российского образования ставят приоритетные задачи в обучении и воспитании детей, которые ориентированы на формирование целостной личности, способной успешно взаимодействовать с социальным окружением. Одним из критериев эффективности социального взаимодействия мы считаем социальные способности, т.к. они имеют особое значение в младшем школьном возрасте в связи с их вхождением в новое социальное пространство - школу, где им нужно адаптироваться и успешно контактировать со сверстниками и учителями. Чтобы помочь детям избежать трудности в школьной адаптации и негативные моменты в процессе социализации - необходимо осуществлять работу по формированию и развитию их социальных способностей.
Проблема изучения социальных способностей является в настоящее время крайне актуальной и заслуживает особого внимания специалистов. Так, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что нет единого подхода к определению понятия «социальные способности младших школьников», поэтому нами было сформулировано авторское толкование, основанное на анализе теоретического материала. Под социальными способностями младших школьников мы понимаем приобретаемые свойства личности, отражающие готовность к социальной деятельности, проявляющиеся во взаимодействии с обществом, соответствующие социальным нормам и изменяющиеся под влиянием воспитания и социальной среды.
Также, в процессе исследования, были определены содержание и структура социальных способностей младших школьников, куда мы отнесли: мотивационную готовность во взаимодействии с окружающими людьми; применение знаний, умений и навыков для эффективного социального взаимодействия и социальную рефлексию, выражающуюся в самооценке, самоанализе и в понимании себя глазами других людей.
Было выявлено, что на эффективность процесса формирования социальных способностей младших школьников влияют специально организованные психолого-педагогические условия, куда относятся: учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в младшем школьном возрасте; использование педагогических технологий, построенных на субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося; непрерывность и преемственность развития социальных способностей; создание ситуации успеха на уроках; оказание психологической поддержки; преподавание уроков с учётом ведущей модальности восприятия обучающихся и с учётом их темперамента; разработка специальных методик по формированию социальных способностей.
Также при формировании и развитии социальных способностей младших школьников необходимо использовать специальные методы и приёмы, которые способствуют формированию и развитию социальных способностей. К таким методам и приёмам относятся: мотивация к учебной деятельности; создание комфортной атмосферы, вызывающей положительные эмоции; создание ситуаций успеха; групповые виды работ; метод проектов; организация мероприятий, где будет осуществляться связь с детьми из параллельных классов, со старшеклассниками, с родителями и с учителями.
Полученные данные позволили нам разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу формирования и развития социальных способностей младших школьников. Проверка эффективности разработанной программы проводилась посредством первичной и вторичной диагностики, проведённых в контрольной и экспериментальной группе. Авторская программа, рассчитанная на три месяца и состоящая из трёх направлений, представляет собой совокупность разнообразных мероприятий, методов и приёмов, направленных на формирование и развитие мотивационной готовности детей к социальному взаимодействию; на развитие мотивации к учебной и внеучебной деятельности; на развитие умения анализировать собственные поступки и поступки других; на умение придерживаться норм и правил поведения в группе и в обществе; умение сопереживать окружающим; на формирование и развитие социальной рефлексии учащихся.
Во время реализации программы использовались фронтальные, парные и групповые формы работы в обучении младших школьников, проводились внеклассные мероприятия с использованием игровых методов, на уроках литературного чтения ученики обсуждали поступки героев, их положительные и отрицательные качества, также были организованы походы в музей и театр.
Эффективность проведённой работы оценивалась на контрольном этапе, где осуществилась вторичная диагностика уровня сформированности социальных способностей младших школьников. Сравнительный анализ первичной и вторичной диагностики показал, что в экспериментальной группе показатели критериев сформированности социальных способностей значительно улучшились, а в экспериментальной группе остались практически без изменения.
На основе сравнительного анализа результатов первичной и вторичной диагностики мы пришли к выводу, что разработанная авторская программа является эффективной.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась, задачи решены.
1. Об образовании в РФ: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273- fz-zakon-ob-obrazovanii-2012/
2. Андриади, И.П. Педагогический словарь / И.П. Андриади, С.Ю. Темина. - М.: НИЦ ИНФРА - М.: Инфра-м. - 2016. - 224 с.
3. Барулин В.С. «Социальная философия» учебник для вузов / В.С. Барулин.
- М.: Фаир-пресс. - 2014. - 560 с.
4. Белицкая, Г.Э. Социальная компетентность личности / Г.Э. Белицкая. - М.: ИП РАН. - 2009. - 245 с.
5. Белова, С.С. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований / С.С. Белова, А.Л. Журавлёв, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная. - М.: Институт психологии РАН. - 2015. - 243 с.
6. Бунакова, И.В. Социальные способности личности как объект философского анализа : автореф. дис. ... канд. филос.наук: 09.00.05 / И.В. Бунакова. - Днепропетровск. - 1996. - 26 с.
7. Галакова, О.В. Социальная компетентность младших школьников. Развитие во внеурочной деятельности. Монография / О.В. Галакова. - Германия: LAP LABERT. - 2013. - 213 с.
8. Галакова, О.В. Модель развития социальной компетентности младших школьников. / О.В. Галакова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - № 10-2. - 121-127 с.
9. Голышева, И.А. К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников / И.А. Галакова, Е.С. Сбитнева // Молодой ученый.
- 2016. - №3. - 802-805 с.
10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ОПЦ «ИНТОР». - 1996. - 541 с.
11. Даурова, М.Р. Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: / М.Р. Даурова. - Майкоп. - 2012. - 43 с.
12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. - СПБ: 2007. - 77 с.
13. Ефимов, В.Ф. Компетентность как новое качество личности школьника / В.Ф. Ефимов // Начальная школа. - 2012. - № 2. - 11-18 с.
14. Загвязинский, В.И. Социальная педагогика / В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова. - М.: Юрайт. - 2012. - 405 с.
15. Каменская, Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий / Е.В. Каменская // Современные проблемы науки и образования. -2012. - №1.
16. Кеттел, Р.Б. Наследование личности и способностей / Р.Б. Кеттел - New York: Academic Press. - 1982. - 461 с.
17. Киреева, Т.С. Социальная компетентность как интегративная личностная характеристика младшего школьника [Электронный ресурс] / Т.С. Киреева, Е.В. Гайнулина. - ГБОУ СПО «Троицкий педагогический колледж», Россия, Челябинская область, г. Троицк. - 2012. - Режим доступа: http://www. scienceforum.ru/2014/pdf/1341.pdf
18. Коняева, Е.А. «Краткий словарь педагогических понятий» / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. - Изд-во Челяб. гос.пед. ун-та. - Челябинск. - 2012. - 132 с.
19. Кузьменко, И.В. Развитие социальной компетентности школьников как показатель качества образования в условиях введения ФГОС. / И.В. Кузьменко // Научный поиск. - 2015. - № 3.6. - 28-31 с.
20. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клин. психология» / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.
21. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс - 7-е изд., - СПб.: Питер.
- 2012. - 800 с.
22. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса: Педагогические сочинения т. I / А.С. Макаренко - М.: Педагогика. - 1983.
- 385 c.
23. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. / Л.В. Мардахаев. - М.: Омега-Л, РГСУ, - 2013. - 500 с.
24. Маслоу, А. Мотивация и личность. - пер. с англ. Гутман Т., Мухина Н. - 3-е издание. / А. Маслоу. - М.: Питер, - 2013. - 351 с.
25. Матвеева, Л.Г. Лаборатория социальных способностей - часть курса «О том, что было давным-давно...» / Л.Г. Матвеева, Е.В. Садритдинова. - Челябинск: Умница, 2013. - 46 с.
26. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. Учебник для студ. учреждений высш. Образования / А.В. Мудрик. - 9-е изд., - М.: Академия. - 2014. - 246 с.
27. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. - 2-е изд., - М.: КНОРУС. - 2016. - 720 с.
28. Новиков, А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий. / А.М. Новиков. - М.: - 2013. - 275 с.
29. Новикова, А.А. Социальная компетентность: критерии и методики определения [Электронный ресурс] / А.А. Новикова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-kriterii-i-metodiki- opredeleniya
30. Огородова, Л.Н. Содержание и структура социальных компетентностей подростков-школьников / Л.Н. Огородова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - 156-162 с.
31. Петрова, И.В. Развитие социальной компетентности младших школьников / И.В. Петров // Поволжский педагогический поиск. - 2015. - № 2. - 57-59 с.
32. Рубинштейн, С.Л. «Основы общей психологии» / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер. - 2015. - 718 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. - СПБ: Питер, - 2013. - 720 с.
34. Сергеева А.Д. Особенности формирования социальных способностей детей при переходе от дошкольной ступени к нач. образованию / А.Д. Сергеева, А.А. Бражник // Молодой учёный. - 2017. - №7. - 471-473 с.
35. Смородинова, З.И. Развитие социальной компетентности младшего школьника / З.И. Смородинова // Научный альманах. - 2016. - № 6-1(19).
- 390-393 с.
36. Токарева, Н.Г. Развитие социальной компетентности младших школьников / Н.Г. Токарева, Р.А. Петров // Проблемы и перспективы развития образования: V междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, - 2014. - 139-141 с.
37. Филоненко, А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста / А.А. Филоненко // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 892-894.
38. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2.- 58 с.
39. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. - М.: Эйдос, - 2013. - 73 с.
40. Цукерман, Г.А. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе / Г.А. Цукерман, Н.Э. Фокина // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - 63 с.
41. Шуматова, Р.А. Игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций младших школьников / Р.А. Шуматова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 38.
- 113-118 с.
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия. - 2011. - 384 с.