Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Работа №53551

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2016
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 12
1.1 Феномен лидерства и «образ лидера» в научной литературе 12
1.2 Основные теоретические подходы изучения лидерского потенциала руководителя 26
1.3 Проектирование модели лидерского потенциала
руководителя хореографического коллектива 36
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 50
2.1 Разработка содержания программы развития лидерского
потенциала руководителя хореографического коллектива 50
2.2 Ход и результаты экспериментальной работы по проверке
эффективности модели развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива 58
Выводы по второй главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. В сегодняшнем чрезвычайно насыщенном конкуренцией и переменами мире, чтобы стать эффективным руководителем, необходимо быть также успешным лидером. Зачастую феномен лидерства рассматривается через систему потенциала (личностного, профессионального, акмеологического), составляющих его содержание.
Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства, отношения лидерства проявляются всегда и везде, где коллектив людей стремится к какому-то общему результату, достижению общей цели. Такое происходит во всех сферах общественной жизни (политике, экономике, науке, культуре и т.д.), во время формальных и неформальных уровнях взаимодействия людей.
Лидерство многопланово. Различные подходы выделяют ту или иную сторону достаточно сложного комплекса отношений, в которые вступают люди в процессе решения общих задач, но во всех ситуациях взаимодействия возникает нечто общее: отношение между лидером и последователями. Когда достижение целей происходит без явных принудительных процессов, речь идет о проявлении лидерства - умении повести людей за собой.
Наличие лидера еще не говорит об успехе организации. Для положительного результата лидер должен уметь взаимодействовать с каждым отдельным членом коллектива, с небольшими группами внутри организации и со всеми сразу. Всем давно известна фраза, что лидерами не рождаются, а становятся. Развить такого лидера в себе может каждый.
Значимость создания подобных условий, способствующих самообразованию молодежи, создания условий для самореализации молодежи, а также поддержки проектов по популяризации образа гармонично развитого молодого человека, его профессиональных и творческих достижений подчеркивается в одном из приоритетных направлений «Основ государственной молодежной политики РФ» на период до 2025 года.
Отдельным пунктом стоит отметить позицию лидера в творческих коллективах. Ансамбли, хоры, оркестры, театральные труппы - это всегда отдельный мир, в котором работают и творят эмоционально заряженные личности. Такие люди всегда требуют к себе особенного подхода. На сегодняшний день грамотный руководитель в области хореографии, нацеленный на продвижение и развитие своего коллектива должен быть управленцем-профессионалом, что подразумевает обладание особыми качествами.
Наш интерес вызывает роль лидера в танцевальном коллективе, а он состоит из многих слагаемых: это, прежде всего, отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять разнообразные танцевальные композиции, а также знание балетной режиссуры, основ музыкальной драматургии, разносторонней эрудиции в отраслях искусства, литературы, изобразительного искусства, драматического театра, психологии, педагогики, знаний анатомии и физиологии.
В своем исследовании мы раскрываем проблему развития лидерского потенциала руководителя в среде хореографического коллектива, поскольку данный вопрос, на наш взгляд, очень интересен и до сих пор недостаточно изучен. К тому же лидерство, являясь компонентом руководства, отличается от него, а это вызывает еще больший интерес.
Степень изученности проблемы исследования. Большой вклад в изучении лидерства внесли такие ученые как И.Адизес, У.Беннис, Р.Ликерт, Р.Манн, Т.Митчелл, Р.Стогдилл, Ф.Фидлер, Р.Хаус, П.Херсей, Э. Хэлпин, и др.
Проблема развития лидерского потенциала была отражена в различных исследованиях отечественных авторов: М. Ананченко, Т. Грабницкой, И. Дрыгиной, О. Евтихова, М. Емельяновой, А. Ивановой, М. Кирсаного, В.Лоскутниковой, П.Овсянкина, О.Павловой, А. Уманского и др.
Среди ученых, изучавших лидерство как социальный феномен стоит отметить О. Виханского, Р. Кричевского, А. Наумова, Б. Парыгина, М.Ярошевского, а также ведущих бизнес-тренеров Р.Гандапаса,
А.Парабеллума и др.
Изучив исследования вышеприведенных авторов, проанализировав их научные работы, модели развития лидерского потенциала руководителя, нами было выявлено ряд противоречий:
- между объективной потребностью современного общества в руководителях хореографических коллективов с развитым лидерским потенциалом и отсутствием моделей, технологий и программ по его развитию;
- между наличием научных знаний в области менеджмента и психологии о лидерстве и недостаточном исследованием влияния лидерства в хореографических коллективах;
- между возросшими требованиями, предъявляемыми к руководителям хореографических коллективов и консервативными методами их подготовки в образовательных учреждениях.
Указанные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы условия развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива.
Необходимость решения данной проблемы имеет своим следствием выбор темы исследования: «Развитие лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива».
Объектом исследования является лидерство как процесс управления коллективом.
Предметом исследования являются возможности развития лидерского потенциала и лидерского поведения руководителя в хореографическом коллективе.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что решение проблемы развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива будет более эффективно, если:
• выявлены содержательные признаки и структурные элементы лидерского потенциала применительно к руководителям хореографического коллектива;
• разработана модель развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива;
• опытно-экспериментальным путем проверена эффективность данной модели.
Цель исследования: выявить и обосновать условия развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива; разработать модель развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива и экспериментальным путем апробировать ее.
Представленная цель была раскрыта путем поэтапного решения следующих задач:
1. Проанализировать литературные и электронные источники, позволяющие проследить историю научного изучения лидерства.
2. Рассмотреть теоретические подходы изучения лидерского потенциала руководителя.
3. Спроектировать модель развития лидерского потенциала
руководителя хореографического коллектива.
4. Разработать содержание программы развития лидерского
потенциала руководителя хореографического коллектива.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности модели развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- социально-философские аспекты изучения потенциала личности
(Т.Г.Браже, В.Е.Кемеров, О.Л.Краева, Е.В.Кудряшова, А.В.Петровский, A. Л. Уманский и др.);
- труды в области управленческой и социальной психологии (О.Ю.Афанасьева, О.С.Виханский, Л.П.Калининский, И.Д.Ладанов, Б.Д.Парыгин, Л.Г.Почебут и др.);
- теории научного моделирования (С.И.Архангельский, B. П. Введенский, В.В.Лихолетов, В.Н.Худяков, В.А.Штофф и др.);
- зарубежные концепции лидерства (Е.Богардус, Р.Блейк, Р.Лайкерт, Д.Грегор, С.Кови, А.Менагетти, Р.Танненбаум, М.Тичи, Ф.Фидлер, Р.Хаус и др.);
- исследования по различным аспектам проявления феномена лидерства (Н.П.Беляцкий, Т.А.Грабницкая, О.В.Евтихов, P.Л.Кричевский, Б.Д.Парыгин, А.Л.Уманский и др.).
В процессе исследования в соответствии с его целями использовались следующие методы:
теоретические - теоретический анализ предмета проблемы исследования, изучение исторической, психолого-педагогической, экономической литературы по данной теме, анализ документального потока, моделирование;
эмпирические - изучение и обобщение менеджерского опыта, наблюдение, анализ деятельности руководителей хореографических коллективов, сбор информации путем анкетирования, экспериментальная работа; планирование и организация, обработка экспериментальных данных; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования: исследование проводилось с 2014 по 2016 гг. и осуществлялась в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2014-2015 гг.) изучалась научная и методическая литература, определялись теоретико-методологические подходы к данной проблеме, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводилось пилотажное исследование.
На втором этапе (2015-2016 гг.) осуществлялась экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза, проводилась апробация модели развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива, участвующей в процессе формирования, лидерского потенциала у участников эксперимента.
На третьем этапе (2016 г.) проводился анализ, обобщение и оформление результатов проведенного исследования.
Экспериментальная база исследования. В исследовании приняло участие 10 руководителей хореографических коллективов из г.Казани («Казаным», «Экшн», «Dance Mix») и г.Альметьевска («Арабеск», «Бисер», «Задорная компания», «Настроение», «Ручеек», «Чак-чак», «Энергия»), а также 175 участников данных хореографических коллективов.
Новизна исследования заключается в том, что:
1. Определены и раскрыты следующие структурные компоненты лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива как лидерские качества руководителя хореографического коллектива (личностные; интеллектуальные, физические, профессиональные), условия проявления лидерского поведения руководителя хореографического коллектива (наличие последователей в хореографическом коллективе; групповое восприятие лидерства руководителя в хореографическом коллективе; реализация желаний и интересов членов хореографического коллектива; развитие неформальных отношений между лидером руководителем и членами хореографического коллектива), принятие последователями руководителя хореографического коллектива в качестве лидера (формирование образа лидера в сознании членов хореографического коллектива, эффективное лидерское поведение руководителя по отношению к общим целям, формирование «Великой цели», уход от «критической ситуации); выявлены и обоснованы их возможности.
2. Разработана и экспериментально апробирована авторская модель развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявленные классификации лидерства и специфика различий между руководством и лидерством дополняет теорию управленческой деятельности систематизированной информацией о возможностях ее применения, а также материал данной работы может быть использован в дальнейших исследованиях по теме лидерского поведения руководителем в хореографическом коллективе.
Практическая значимость представленного в исследовании научно-методического обеспечения может быть использовано при разработке педагогических программ по развитию лидерских качеств руководителей в хореографических коллективах. Результаты работы могут служить основой для руководителей-хореографов в разработке и реализации новых методических подходов к данной проблеме исследования, а также могут быть полезны студентам средних специальных и высших учебных заведений, аспирантам, преподавателям, ведущим лекции по предмету менеджмента и т.д.
Достоверность результатов исследования и обоснованность научных выводов была обеспечена корректными методологическими позициями, использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, комплексным характером опытно-экспериментальной работы; непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.
В рамках приоритетных направлений КФУ «Квадратура трансформации педагогического образования» - 4Т» исследование раскрывает значение одного из педагогических понятий «лидерский потенциал» в условиях руководства хореографическим коллективом.
На защиту выносятся:
1. Структурные компоненты лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива (лидерские качества руководителя хореографического коллектива, условия проявления лидерского поведения руководителя хореографического коллектива, принятие лидерства последователями руководителя хореографического коллектива.
2. Авторская модель развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений, включающих:
a) выступления на научно-практических конференциях:
международных - «Музыкальное искусство и образование: теория, методология, практика» (Казань, 2016 г.), «Дополнительное профессиональное образование как стратегический ресурс развития культуры регионов РФ» (Казань, 2016 г.), «Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских перспектив» (Казань, 2016 г.), «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2016 г.).
b) научные публикации:
1. Лидерские качества менеджера / Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских перспектив: материалы Международной научно-практической конференции, 15 апреля 2016 г. КазГИК; науч.ред. П.П.Терехов, Д.В. Шамсутдинова, Л.Ф. Мустафина. - Казань: изд-во «Бриг», 2016. - С. 220-222;
2. К изучению лидерского потенциала менеджера: теоретический аспект / Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы V Международной научно-практической конференции (Казань, 16 ноября 2016 г.) / под ред. З.М.Явгильдиной. - Казань: Издательство Казанского университета, 2016. - С. 307-311;
3. Традиционные методы обучения трюковым элементам в русском народном танце на примере боевого пляса / Дополнительное профессиональное образование как стратегический ресурс развития культуры регионов РФ: материалы II Международной научно-практической конференции. - Казань: Медицина, 2016. - С.129-136.
Структура и объем магистерской диссертации включает в себя: введение, две главы, включающие 5 параграфов, заключение и список литературы, включающий 63 источника, 13 таблиц, 2 гистограммы и 6 приложений. Общий объем 112 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время - время высокой конкуренции на рынке труда, непрерывного изменения всех сторон жизни общества, как никогда становятся востребованными компетентные, энергичные, инициативные лидеры, способные вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к действиям для достижения поставленных целей, готовые самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести ответственность за судьбу коллектива.
Для определения ключевого понятия исследования «лидерский потенциал руководителя хореографического коллектива» мы рассмотрели понятия «лидер», «лидерство», «лидерский потенциал», что позволило выявить особенности лидерского поведения, компоненты лидерского потенциала руководителя, отличительные особенности творческого коллектива как группы людей.
На основе анализа многочисленных определений ключевых понятий, мы пришли к выводу, что наиболее верными следует рассматривать следующие: лидер - член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, - решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы; лидерство - это способность влияния на людей в данной ситуации, их поведение, мышление, чувства, исключая при этом методы агрессивного, насильственного и запугивающего воздействия; лидерский потенциал руководителя в социальной группе, включающий в себя совокупность его лидерских качеств, условий проявления лидерства, а также особенности его восприятия данной группой, которые определяют возможности руководителя занять лидерское положение и успешно использовать лидерский ресурс в практике управления (О.В.Евтихов).
В рассмотрении основных теоретических подходов изучения лидерского потенциала, одна из которых является теория лидерских качеств.
Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Далее следовала концепция, основывающаяся на изучении поведения лидера, а вслед за ней, теория ситуационного лидерства, изучающая ситуации, в которой лидер выбирал необходимый ему на данный момент стиль поведения.
В результате комплексного исследования феномена лидерства и многочисленных подходов его изучения, проявления лидерского поведения в коллективе, лидерского потенциала удалось:
■ охарактеризовать условия развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива;
■ разработать авторскую модель развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива.
Для организации эффективного развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива мы выделили совокупность следующих взаимосвязанных условий:
• наличие последователей в хореографическом коллективе;
• групповое восприятие лидерства руководителя в хореографическом коллективе;
• реализация желаний и интересов членов хореографического коллектива;
• развитие неформальных отношений между лидером руководителем и членами хореографического коллектива
На основе анализа исследований по менеджменту и социальной психологии нами была разработана модель лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива на основе параметров лидерского потенциала менеджера, представленных О.В.Евтиховым.
Данная модель включает в себя перечень лидерских качеств руководителя хореографического коллектива (личностные; интеллектуальные, физические, профессиональные), обладание которыми стимулирует руководителя к лидерскому поведению, условия проявления лидерства в хореографическом коллективе, соблюдение которых является залогом эффективного лидерства, а также признание членами хореографического коллектива руководителя в качестве их общего лидера (формирование образа лидера в сознании членов хореографического коллектива, эффективное лидерское поведение руководителя по отношению к общим целям, формирование «Великой цели», уход от «критической ситуации).
Проводимая нами экспериментальная работа по проверке эффективности модели развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива осуществлялась в три последовательных этапа:
1. Констатирующий этап - проведение начальной диагностики уровня развития лидерского потенциала у руководителей хореографических коллективов, обработка и обобщение результатов начальной диагностики экспериментальной и контрольной групп.
2. Формирующий этап - реализация и апробирование модели развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива на участниках экспериментальной группы.
3. Контрольный этап - осуществление контрольной диагностики уровня развития лидерского потенциала у руководителей хореографических коллективов, анализ и обобщение результатов, подведение итогов экспериментальной работы и теоретическое осмысление полученных эмпирических данных.
Для каждого компонента модели развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива нами был определен диагностический инструментарий.
Экспериментальная работа, организованная для определения результативности модели развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива, проходила в условиях организации и управления хореографической деятельности в самодеятельных хореографических коллективах с 2015 по 2016 гг. В экспериментальной работе принимали участие 10 руководителей хореографических коллективов, занимающиеся руководством коллектива не более трех лет.
Эксперимент научного исследования был организован в условиях организаций: МОУ СОШ №11, МОУ СОШ №21, ДК «Нефтче», ДК Нижняя Мактама (г.Альметьевск), МОУ СОШ №33, ЦДТ Советского района (г.Казань). В исследовании приняло участие 10 руководителей самодеятельных хореографических коллективов из г.Казани («Казаным», «Экшн», «Dance Mix») и г.Альметьевска («Арабеск», «Бисер», «Задорная компания», «Настроение», «Ручеек», «Чак-чак», «Энергия»), а также 175 участников данных хореографических коллективов.
В качестве основного критерия эффективности развития лидерского потенциала мы принимали продвижение руководителя хореографического коллектива на более высокий уровень развития лидерского потенциала, который определяется исходя из основных показателей:
1. Перечень лидерских качеств руководителя хореографического коллектива, обладание которыми стимулирует руководителя к лидерскому поведению - компетентностно-поведенческий показатель.
2. Условия проявления лидерства в хореографическом коллективе, соблюдение которых является залогом эффективного лидерства - организационно-управленческий показатель.
3. Признание членами хореографического коллектива руководителя в качестве их общего лидера - когнитивный показатель.
Каждый из указанных показателей проявлялся на том или ином уровне (в соответствии с полученными значениями Срлп, участнику эксперимента, т.е. руководителю хореографического коллектива, присваивался уровень развития лидерского потенциала: критический, достаточный, повышенный), который представлял собой относительную его характеристику, основанную на сравнении значений показателей качества оцениваемого объекта с базовыми значениями соответствующих показателей.
В основе формирующего этапа экспериментальной работы является программа развития лидерского потенциала у руководителей хореографических коллективов экспериментальной группы. На данном этапе экспериментальным руководителям подробно объяснялись значения ключевых понятий, характеристики лидерских качеств и векторы их применения, условия, необходимые для успешного проявления лидерского поведения, способы создания данных условий в хореографическом коллективе, инструменты формирования образа лидера в сознании участников ансамбля и группового восприятия лидерства, возможные варианты «великой цели» и «критической ситуации» в хореографическом коллективе.
На контрольном этапе экспериментальной работы было проведено итоговое оценивание степени проявления по всем показателям и степени развития лидерского потенциала у участников эксперимента, которое показало прогрессивные изменения у участников экспериментальной группы, и по некоторым показателям у участников контрольной группы.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила эффективность модели развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива. Экспериментальная работа показала, что уровень развития компетентностно-поведенческого, организационно-управленческого и когнитивного показателей у участников экспериментальной группы значительно выше, чем контрольной.
Данные, полученные на каждом этапе экспериментальной работы по применению модели развития лидерского потенциала руководителя хореографического коллектива, отражают определенную тенденцию к повышению уровня развития лидерского потенциала у руководителей хореографического коллектива, что подтверждает эффективность разработанной модели и позволяет считать проведенное исследование успешным.



1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие /
Е.В.Андриенко. - М.: Академия, 2002. - 264 с.
2. Беляцкий, Н.П. Менеджмент: основы лидерства / Н.П.Беляцкий. - Минск: Интерпрессервис, 2002. - 246 с.
3. Беликов, В.А. Философия образования личности / В.А.Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
4. Бендас, Т.В. Тендерная психология: исследования лидерства: учебное пособие для студентов вузов / Т.В.Бендас. - СПб.: Питер, 2006. - 430 с.
5. Берн, Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп / Э.Берн. - Екатеринбург: Литур, 2000. - 319 с.
6. Берн, Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп / Э.Берн. - М.: ЭКСМО, 2006. - 287 с.
7. Болотов, В.А. Становление личности и профессиональное развитие учителя / В.А.Болотов. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 119 с.
8. Большаков, А.С. Менеджмент: учебное пособие / А.С.Большаков. - СПб.: «Питер», 2000. - 160 с.
9. Буянова, Н.Б. Проблема лидерства в художественно-творческом
коллективе: структура, мотивация, направленность: психолого¬
педагогические аспекты / Н.Б.Буянова. - М.: ГОУ ВПО, 2011. - 335 с.
10. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга: учебное пособие/ И.В.Вачков. - М.: Издательство «Ось-89», 1999. - 176 с.
11. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р.Веснин. - М.: Издательство «Проспект», 2006. - 504 с.
12. Виноградова, Т.В. Технологии продаж турпродукта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.В.Виноградова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 240 с.
13. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.
14. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2008. - 135 с.
15. Гапоненко, А.Л. Общий и специальный менеджмент: учебник /
A. Л.Гапоненко, А.П.Панкрухин. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 568 с.
16. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.
17. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие /
B. В.Давыдов. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
18. Дрыгина, И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе ВУЗа: дис. канд. пед. наук / И.В.Дрыгина. - Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2004. - 198 с.
19. Евтихов, О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития: монография / О.В.Евтихов. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. - 288 с.
20. Евтихов, О.В. Тренинг лидерства: монография / О.В.Евтихов. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.
21. Евтихов, О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика / О.В.Евтихов. - СПб.: Речь, 2007. - 237 с.
22. Зарецкий, А.Д. Менеджмент: учебник / А.Д.Зарецкий, Т.Е.Иванова. - М.: КНОРУС, 2016. — 268 с.
23. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С.И.Змеев. - М.: Академия, 2003. - 127 с.
24. Каменская, В.К. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Учебное пособие / В.К.Каменская. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
25. Карделл, Ф.Д. Из тени в свет: обретение лидерства и судьбы / Ф.Д.Карделл. - СПб.: Невский проспект, 2001. - 180 с.
26. Кирсанов, М.В. Лидерский потенциал антикризисных управляющих: дис. канд. экон. наук / М.В.Кирсанов. - М.: гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, 2003. - 212 с.
27. Климова, Т.Е. Педагогический эксперимент: учебное пособие / Т.Е.Климова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 158 с.
28. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления /
В.И.Кнорринг. - М.: Издательская группа ИНФРА-М, 2001. - 438 с.
29. Кови, С.Р. Лидерство, основанное на принципах / С.Р.Кови. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 300 с.
30. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства / Р.Л.Кричевский. - М.: Статут, 2007. - 280 с.
31. Кудряшова, Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа / Е.В.Кудряшова. - М.: Дело, 1996. - 359 с.
32. Кулаков, П.А. Политология: энциклопедический словарь /
Ю.И.Аверьянова, П.А.Кулаков. - М.: МОП НГАСУ, 1993. - 43 с.
33. Ландсберг, М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия / М.Ландсберг. - М.: ЭКСМО, 2004. - 215 с.
34. Литвак, Р.А. Словарь по социальной педагогике и социальной работе / Р.А.Литвак. - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. - 154 с.
35. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие / В.Г.Маралов. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
36. Мескон, М. Основы менеджмента / М.Мескон, М.Альфред, Ф.Хедоури.
- М.: Дело, 1997. - 704 с.
37. Нефф, Т.Д. Уроки лидеров / Т.Д.Нефф. - М.: АСТ, 2003. - 492 с.
38. Осипов, Г.В. Социологический словарь / Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев, О.Е.Чернощек. - М.: «Норма», 2008. - 608 с.
39. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю. ШведоваИздательство: ИТИ Технологии, 2008 - 994 с.
40. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д.Парыгин. - Спб.: ИГУП, 1999. - 592 с.
41. Петрушин, В.И Психология и педагогика художественного творчества / В.И.Петрушин. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2006. - 490 с.
42. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов / В.П.Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 285 с.
43. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 480 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2011. - 720 с.
45. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К.Рудестам. - М.: Прогресс, 1993. - 368 с.
46. Руэ, Д. Подлинное лидерство / Д.Руэ. - М.: ГРАНД: Фаир-Пресс, 2006.
- 349 с.
47. Селиванова, Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство - эффективные механизмы воспитания личности / Н.Л.Селиванова. - М.: Вентана-Графф, 2012. - 189 с.
48. Сластенин, В.А. Социальная психология: Учебное пособие /
В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 263 с.
49. Сластенин, В.А. Педагогика. Учебник для студ. высших пед.
учеб.заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.:
Издательский центр «Академия», 2011 - 380 с.
50. Статкевич, Е.Е. Формирование лидерских качеств у студенческой молодежи в процессе театрального творчества: дис. канд. пед. наук / Е.Е.Статкевич. - Казань: КГУКИ, 2015. - 213 с.
51. Смирнов, В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В.И.Смирнов. - М.: Логос, 2002. - 304 с.
52. Степанов, Д. Монарх: Как стать лидером, победить и не потерять: стратегия, тактика и психология, универсальная для всех времен и народов / Д.Степанов. - СПб.: Крылов, 2002. - 190 с.
53. Фридман, М. Искусство и наука стратегии лидерства. Новый подход к корпоративному управлению / М.Фридман. - М.: ГРАНД: Фаир-Пресс, 2004.
- 271 с.
54. Хузиахметов, А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание /
А.Н.Хузиахметов, Л.Ю.Сироткин. - К.: «Полиграфическо-издательский
комбинат», 1998. - 213 с.
55. Челдышова, Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии / Н.Б.Челдышова. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 48 с.
56. Эдэйр, Д. Не боссы, но лидеры. Лестница успеха / Д.Эдрэйр. - М.: Фаир-пресс: Гранд, 2004. - 181 с.
57. Bensimon, Е.М. Redesigning Collegiate Leadership. Teams and Teamwork in Higher Education. / E.M.Bensimon, A.Neuman. The Johns Hopkins University Press, 1993. - 182 p.
58. Birnbaum, R. How colleges work. The Cybernetics of Academic Organization and Leadership. / R.Birnbaum. Jossey-Bass Inc., Publishers 350 Sansome Street San Francisco, California, 1988. - 253 p.
59. Raven, J. On the Components of Competence and development in Education / J.Raven. Teachers College Record, 1977. - 475 р.
60. Stogdill, R.M. Handbook of leadership / R.M.Stogdill. N.Y., 1974. - 316 p.
Электронные источники
61. Адизес, И. Идеальный лидер [Электронный ресурс]. URL:
http://rideo.tv/video/496/ (дата обращения 06.05.2015).
62. Гандапас, Р. 10 уроков от Радислава Гандапаса [Электронный ресурс]. URL: http://elizavetababanova.com/10urokov/gandapas.html (дата обращения 17.05.2015).
63. Парабелум, А. Гуру инфобизнеса Рунета. [Электронный ресурс]. URL: http://ingenerhvostov.ru/istorii-uspexa/parabellum-andrej-guru-infobiznesa.html(дата обращения 10.05.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ