Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление качеством продукции в системе "Бережливое производство"

Работа №54049

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление качеством

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
434
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции
1.1. Экономическая сущность и процессы управления качеством
продукции 10
1.2. Методы и инструменты управления качеством продукции 16
1.3. Встроенное качество в системе «Бережливое производство» 22
Глава 2. Изучение организации производства анализируемого предприятия
2.1. Общая характеристика предприятия и анализ производственноэкономической деятельности АО «Ремдизель» 32
2.2. Организация производственных процессов на основе принципов
бережливого производства 39
2.3. Анализ методов и инструментов управления качеством, применяемых
на предприятии 46
Глава 3. Практические аспекты применения инструментов обеспечения качества продукции в системе «Бережливое производство»
3.1. Статистическое управление процессами 56
3.2. Анализ видов и последствий потенциальных отказов и процесс
согласования производства 71
3.3. Расчет эффективности предложенных мероприятий 80
Заключение 85
Список использованной литературы 90


Актуальность темы исследования объясняется ее недостаточной научной разработанностью и настоятельной потребностью выработать в современных условиях новые представления об управлении качеством продукции в организации.
В любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей конкурентоспособность, степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.
Планирование, обеспечение и контроль качества продукции возможен при организации производственного процесса на принципах «Бережливого производства». Система «Бережливое производство» позволяет взглянуть на эти проблемы с призмы рациональности и увидеть потенциал для развития производственной системы. Некоторые предприятия начинают с внедрения отдельных инструментов на всем предприятии, некоторые реализуют весь комплекс методов «Бережливого производства» на отдельных участках и процессах, другие преобразовывают всю производственную систему. Локальное внедрение отдельных инструментов и принципов характерно для большинства российских предприятий. Связано это с тем, что при локальных проектах намного легче решать небольшие проблемы, контролировать малочисленный состав рабочей группы и рассчитывать эффект от внедрения «Бережливого производства». Обычно в основу доходной части включаются высвобожденные площади, оборудование, запасы и персонал. Организация труда не изменяется, прибыль не увеличивается, показатели деятельности предприятия и отдельных подразделений не растут. Связано это с тем, что точечные проекты не решают глобальных проблем и не устраняют основные потери предприятия. Среди недостатков в организации производства на российских предприятиях можно выделить систему планирования, основанную на советских принципах, когда заказ выполнялся большими партиями; отсутствие эффективного учета, когда невозможно проследить стоимость крупных деталей и сборочных единиц, все затраты списываются на один счет, который уже невозможно разделить на отдельные составляющие; систему мотивации, которая мотивирует к выпуску большого количества «дорогих» деталей и игнорированию системы наставничества; систему нормирования, которая уже давно является только инструментом оплаты труда и неспособна дать представление о длительности производственных процессов. Именно такие проблемы организационного характера необходимо решать в первую очередь, но в вопросе оценки эффективности таких мероприятий существует множество разногласий. В связи с легкостью внедрения и простотой оценки самым распространенным инструментом «Бережливого производства» является 5С (организация рабочих мест). Но развитие производственной системы заключается далеко не только в инструменте 5С, мало разложить все предметы по метам, необходимо выстроить гибкую и саморазвивающуюся организацию. В итоге получается, что предприятие, ориентированное на активное внедрение 5С гордится своими достижениями и рассказывает о высоком экономическом эффекте, а предприятия, занимающиеся выстраиванием поточного производства, развитием персонала не могут объяснить эффективность данных мероприятий.
Степени научной разработанности темы исследования уделяли внимание многие исследователи: Оно Т., Вумек Дж., Джонс Д., Детмер У., Джордж М., Имаи М., Лайкер Дж., Коленсо М., Монден Я., Рамперсад X., Эль-Хомси А., Синго С., Хоббс Д.П., Сибакава Р., Миллер У., Шенк В., Николайчук В.Е., Окрепилов В.В., Огвоздин В.Ю., Головко И. И. и другие авторы. Проблема совершенствования экономических методов управления качеством включает в себя большой круг вопросов. Их решению посвящены работы целого ряда отечественных экономистов. К их числу следует, в первую очередь, отнести работы А.Аганбегяна, Л.Барташева, Р.Белоусова, В.Богачева, Л.Ваага, К.Вальтуха, М.Виленского, Л.Гатовского, С.Глазьева, А.Гличева, Ю.Сухотина, Н.Федоренко, Т.Хачатурова, А.Шустера, и др.
При оценке же эффективности мероприятий в России часто прибегают к методикам оценки инвестиционных и инновационных проектов, описанным в трудах Беренса В., Хавранека П., Завлина П.Н., Васильева А.В., Проскурина
В.К., Хомкина К.А., Мыльцева О.П., Бендикова М.А., Савчук В.П., Виленского
А.А., Лившиц В.Н. Проблема расчета экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию производственной системы возникла в России не так давно, отечественные авторы с научной точки зрения данные концепции не рассматривали. При изучении мнений различных авторов, были использованы данные всемирной сети Internet, статьи известных экспертов в данной области и печатные материалы с семинаров и тренингов. Среди зарубежных экспертов в рассматриваемой области можно выделить авторов книги «Практика бережливого учета» Маскелла Б. и Баггали Б. В своем труде они описывают недостатки в современных системах учета, не позволяющих предприятиям оценить эффективность мероприятий по внедрению «Бережливого производства». Классиком среди зарубежных авторов в данной области является Э. Г олдратт, основатель теории ограничений, также описывающий на примере предприятия несогласованность существующей системы учета и мероприятий, направленных на развитие производственной системы. Зарубежные предприятия не скрывают, что обычно пренебрегают расчетом экономического эффекта от постоянного и непрерывного совершенствования своих процессов. Для них ориентиром являются показатели деятельности предприятия, рост которых ведет к постоянному развитию предприятия.
Цель исследования: изучение теоретических и практических аспектов управления качеством продукции в системе «Бережливое производство».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность, методы и инструменты управления качеством продукции;
- изучить и проанализировать процесс организации производства на АО «Ремдизель»;
- экономически обосновать применение инструментов контроля качества продукции в системе «Бережливое производство» на анализе промышленного предприятия.
Объектом исследования является система «Бережливого производства» АО «Ремдизель».
Предметом исследования является процесс управления качеством продукции.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные положения и концепции экономической теории, научные труды отечественных и зарубежных экономистов в области управлению качеством продукции и «Бережливого производства», нормативные документы предприятий направленные на развитие производственной системы.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания правовой действительности:
- метод теоретического анализа: диалектический общенаучный метод, специальные методы исследования: анализ, синтез и обобщение учебной литературы, анализ законодательных и нормативно-правовых актов регламентирующих процессы управления качеством продукции;
- метод анализа специальной литературы;
- частные научные методы: метод системного анализа, сравнительноправовой, формально-юридический, историко-правовой.
Научная новизна исследования заключается в разработке мероприятий по развитию системы «Бережливого производства» на АО «Ремдизель», которую можно разделить на следующие составляющие:
- на основе анализа отечественных и зарубежных источников дано авторское понятие управления качеством продукции в системе «Бережливое производство» как процесса планирования и контроля качества продукции в условиях непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранения всех видов потерь.
- обоснована необходимость применения статистических контрольных карт при управлении процессами в условиях непрерывного потока создания ценности на АО «Ремдизель».
- в целях повышения качества продукции в системе «Бережливое производство» экономически обосновано применение анализа видов и последствий потенциальных отказов на АО «Ремдизель» на основе мнений и опыта различных экспертов в области развития производственных систем.
Теоретическая значимость исследования заключается в экономической оценке мероприятий направленных на развитие управления качеством продукции в системе «Бережливое производство» и в выявлении показателей деятельности предприятия, динамику которых необходимо учитывать при реализации данных мероприятий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при управлении качеством продукции в системе «Бережливое производство» на предприятии, нацеленного на повышение эффективности функционирования предприятия, повышения качества продукции и конкурентоспособности.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены, обсуждены и получили одобрение на экономическом форуме «Экономика в меняющемся мире» (Казань, 2017). Имеются 2 публикаций по теме диссертации.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав содержащих девять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность данной темы, указываются объект, предмет, цели, задачи, методологическая база, использованная при написании работы.
В первой главе диссертационного исследования проанализированы понятие и сущность управления качеством продукции.
Вторая глава диссертационного исследования посвящена исследованию процессов управления качеством продукции в системе «Бережливое производство».
Третья глава диссертационного исследования раскрывает перспективы и эффективность управления качеством продукции в системе «Бережливое производство».
В заключение подведены итоги исследования, имеющие практическую и теоретическую значимость.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Система управления качеством является важной и неотъемлемой частью общей системы менеджмента предприятия, главная цель которой улучшить качество производимой продукции или услуг, удовлетворяя при этом требования и желания потребителей.
На рынке присутствуют множество товаров как высокого так и низкого качества. Защитить потребителя от недобросовестности производителя и продавца некачественной или фальсифицированной продукции призвана сертификация. В тех случаях, когда продукция может представлять опасность для жизни и здоровья человека, его имуществу или окружающей среде, сертификация регулируется и контролируется исключительно государством.
Внедрение бережливого производства на предприятиях предполагает активизацию усилий по применению все новых и новых инструментов, что связано с необходимостью повышения уровня конкурентоспособности.
При написании диссертации автором был произведен анализ процесса управления качеством в системе «Бережливое производство», являющий собой эмпирическую базу диссертационного исследования.
Целью исследования было изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции.
Предметом исследования послужила система управления качеством и процесс управления качеством на АО «Ремдизель», ориентированный на повышение конкурентоспособности предприятия.
По результатам проведенного технико-экономического анализа видно, что в 2015 году АО «Ремдизель» существенно снизил все свои показатели. Произошло сущесвенное снижение выручки. При этом на предприятии отмечается наращивание основных средств и увеличение количества работников. На наш взгляд, руководству предприятия следут уделить внимание причинам такого серьезного уменьшения заказов. Следует провести маркетинговое исследование и срочно предпринять меры по устранению кризисных явлений. В структуре текущих активов произошло увеличение
запасов на 214 269 тыс. руб. (почти на 20 %). Данный факт не является положительным, т.к. происходит замедление оборачиваемости оборотных средств. Можно сделать вывод, что руководство предприятия стремится устранить кризисные явления 2015 года, но не совсем успешно. Главенствующее значение оборотных активов негативно сказывается на структуре активов организации в целом. С другой стороны, это сможет быть связано со спецификой деятельности предприятия и необходимости поддержания такого большого количества запасов.
Однако следует на сегодняшний день для АО «Ремдизель», порекомендовать обратить внимание на привлечение клиентской базы с целью увеличения доли рынка.
В апреле 2008 года началось внедрение бережливого производства на АО «Ремдизель». Целями были повышение эффективности через сокращение потерь, повышение уровня культуры производства, удовлетворение требований заказчиков.
Для АО «Ремдизель» была применена стратегия 5S.
Были проведены следующие мероприятия по внедрению ТРМ:
- издан приказ о создании Совета ТРМ и начале внедрения ТРМ.
- организовано каскадное обучение персонала основам ТРМ.
- открыты пилотные проекты, в рамках которых созданы малые рабочие группы с привлечением работников ОАО «КАМАЗ», организована чистка оборудования до первоначального состояния, определены и устранены источники загрязнений и неисправности, организован учет всех видов простоев и расчет Overall Equipment Effectiveness (OEE) - общей эффективности оборудования.
- ведется анализ простоев и определены коренные причины поломок для их устранения.
- ведется анализ эффективности обслуживания.
- введена в действие инструкция по проверке, уборке и ТО оборудования операторами.
- систематизировано взаимодействие технологического и обслуживающего персонала путем разработки регламента, цепочки помощи и т.д.
- проводятся аудиты внедрения ТРМ на предприятии.
Для создания условий и обеспечения функционирования СМК с учетом требований всех заинтересованных сторон, в АО «Ремдизель»:
- определены процессы, необходимые для СМК, управление которыми осуществляется согласно требованиям нормативной документации, внедренной в АО «Ремдизель»;
- определена последовательность и взаимодействие процессов;
- определены критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности при осуществлении и управлении процессами;
- обеспечено наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания процессов СМК и проведения их мониторинга;
- проводится мониторинг, измерение (там, где это возможно) и анализ процессов СМК;
- принимаются меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Высшее руководство несет ответственность за общую организацию работ по разработке и внедрению СМК, ее соответствие установленным требованиям, а также за обеспечение повышения результативности СМК.
Особой заботой АО «Ремдизель» всегда было повышение качества оказываемых услуг. Поэтому предметом особой гордости стал сертификат, подтверждающий, что система менеджмента качества на предприятии соответствует международному стандарту качества ИСО 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015).
Для достижения целей в области качества, в АО «Ремдизель» ежегодно разрабатывается и утверждается приказом генерального директора программа «Качество», в которой определены мероприятия, ресурсы, ответственность и сроки исполнения.
После утверждения руководства по качеству и программы «Качество» в АО «Ремдизель», количество рекламаций снизилось в 1,5 раза, так же в 1,5 раза снизился уровень производственных дефектов продукции. Повышение уровня качества продукции также привело к снижению издержек. Затраты на качество продукции были снижены на 30%.
Сбор информации о степени удовлетворенности потребителей осуществляется путем проведения опроса посредством анкетирования. Проанализировав информацию, полученную в ходе оценки удовлетворенности потребителей, определяющим факторов является ценовая политика.
Среди замечаний и предложений респондентов следует отметить рассмотрение возможности предоставления дополнительных скидок дилерам. По данному предложению руководством АО «Ремдизель» в 2017 году принято решение о проведении мониторинга ситуации на рынке оказываемых услуг и анализ необходимости введения данных мер с целью удержания заказчиков.
Для обеспечения ценовой привлекательности продукции АО «Ремдизель» также рекомендуется провести анализ конкурентоспособности цен между автомобилями КАМАЗ с внесенными изменениями в конструкцию и автомобилями-аналогами.
В настоящее время система менеджмента качества АО «Ремдизель» совершенствуется путем внедрения требований IATF 16949 и его руководств: APQP, FMEA, MSA, SPC, PPAP.
Таким образом, в целях улучшения работы АО «Ремдизель» нами были предложены следующие мероприятия:
- внедрение контрольных карт с помощью программы STATISTICA на этапах уже запущенных работ;
- наладить взаимодействие с поставщиками путем введения стандарта по обеспечению качества для поставщиков;
- внедрение принципов ZQC при разработке новых услуг или продукции.
Стоит отметить, что внедрение статистических методов является
процессом достаточно трудоемким и затратным. Все вышеперчисленные
мероприятия в совокупности дают затраты около 7 миллионов рублей. Конечно, за один год данные затраты не окупятся. Но, прогнозируя положительную динамику по качеству, следует предусмотреть каждое из мероприятий, с целью в дальнейшем улучшить рассматриваемые показатели. Оптимальным решением мы видим реализацию всех мероприятий, в течение трех лет, планомерно внедряя каждое из них.



1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) // ПБД Гарант Эксперт 2014 [Электронный ресурс]: еженед. Пополнение / ООО НПП «Гарант-Сервис». - Загл. с экрана.
2. Межгосударственный стандарт ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» (утв. постановлением Госкомстандарта СССР от 26 января 1979 г. № 244)
3. ГОСТ Р 56404-2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента
Монографии, диссертации
1. Агарков А.П. Управление качеством. - М.: Дашков и К, 2014. - 208 с.
2. Амирджанянц Ф.А., Мигачев Б.С., Назаров Н.Г., Сычев Е.И. методы оценки эффективности сертификации: Учеб. Пособие. М.: Логос, 2011. - 498 с.
3. Анисимов С.Н., Анисимова. Е.В. Управление проектами. Российский опыт. Санкт-Петербург: Вектор, 2012. - 518 с.
4. Аристов О.В. Управление качеством. - М.: Инфра-М, 2014. - 224 с.
5. Аристов О.Л. Управление качеством: Учебник. М.: Издательский Дом «ИНФА-М», 2014. - 240 с.
6. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА М, 2014. - 212 с.
7. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. - М.: Инфора- М, 2014. - 253 с.
8. Березовский Э. Э. диссертация на тему «Инструменты и методы управления промышленным предприятием на основе LEAN-концепции» / Краснодар, 2014. - 366 с.
9. Берновский Ю.Н. Стандарты и качество продукции. - М.: Форум, 2014.
256 с.
10. Богатырев, JI.A. Стандартизация статистических методов управления качеством/ Бендерский A.M., Богатырев JI.A., Баумгартен JI.B; под ред. Л.А. Богатырева. - Москва: Издательство стандартов, 2013. - 456 с.
11. Варакута С.А. Управление качеством продукции. М.: ИНФРА, Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА М, 2012. - 128 с.
12. Васин С.Г. Управление качеством. Всеобщий подход. - М.: Юрайт,
2014. - 404 с.
13. Вдовин С.М., Бирюкова Л.И., Салимова Т.А. Система менеджмента организации. - М.: Инфра-М, 2014. - 299 с.
14. Виноградов Л.В., Семенов В.П., Бурылов В.С. Средства и методы управления качеством. - М.: Инфра-М, 2014. - 220 с.
15. Воронцова А.Н., Полянчиков Ю.Н., Схиртладзе А.Г. Управление контролем в системе менеджмента качества. - М.: ООО ТНТ, 2012. - 300 с.
16. Герасимов Б.И., Герасимова Е.Б., Сизикин А.Ю. Управление качеством: резервы и механизмы. - М.: Инфра-М, 2014. - 240 с.
17. Герасимова Г.Е. Статистические методы контроля и управления. Сборник статей. Выпуск №65.- М.: НТК Трек, 2010. -144 с.
18. Гличев А. В. Нововведения, маркетинг и управление качеством// Стандарты и качество, 2014. - 159 с.
19. Горбашко Е.А. Управление качеством. - М.: Юрайт, 2014. - 463 с.
20. Горленко О.А., Канне М.М., Суслов А.Г. Управление качеством продукции машиностроения. - М.: Машиностроение, 2010. - 416 с.
21. Джесси Рассел. Ассоциированная система менеджмента качества. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 124 с
22. Джесси Рассел. Система менеджмента качества. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 100 с
23. Дорофеев В.Д., Шестопал Н.Ю., Шестопал Ю.Т., Андреева Э.А. Управление качеством. - М.: Инфра-М, 2014. - 331 с.
24. Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством. - М.: КноРус, 2014. - 232 с.
25. Ефимов В.В., Барт Т.В. Статистические методы в управлении качеством продукции. - М.: КноРус, 2012. - 240 с.
26. Заика И.Т., Гительсон Н.И. Документирование системы менеджмента качества. - М.: КноРус, 2010. - 192 с.
27. Зайцев Г.Н. Управление качеством. Технологические методы управления качеством изделий. - М.: Питер, 2014. - 272 с.
28. Зекунов А.Г. Управление качеством. - М.: - Юрайт, 2013. - 480 с.
29. Ильенкова, С.Д. Управление качеством / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Мхитаряна; под ред. С Д. Ильенковой. - Москва, 2011. - 354 с.
30. Кане М, Иванов Б., Корешков В., Схиртладзе А. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. - Спб: Питер, 2011. - 576 с.
31. Кириллов В.И. Квалиметрия и системный анализ. - М.: Инфра-М, 2011 - 440 с.
32. Коган Б.И., Мирошин И.В., Малышкин Д.А. Интегрированная система управления качеством продукции в машиностроении. - М.: КноРус, 2012. - 112 с.
33. Коноплев С.П. Управление качеством. - М: Инфра-М, 2014. - 252 с.
34. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 72 с.
35. Лифиц, И. М. Стандартизация, метрология и сертификация/ И.М. Лифиц. - Москва: Юрайт-Издат, 2014. - 330 с.
36. Логанина В.И., Федосеев А.А. Системы качества. - М.: Книжный Дом Университет, 2008. - 358 с.
37. Майкл Дж.Л. Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Пер. c англ. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2011. - 464 с.
38. Минько Э.В. Менеджмент качества. - М.: Питер, 2013. - 272 с.
39. Миронов М. Г. Управление качеством: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2013. - 288 с.
40. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 518 с.
41. Недбайлюк Б.Е. Аудит качества. - М.: КноРус, 2014. - 200 с.
42. Николайчук, В.Е. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / В.Е. Николайчук, М. И. Белявцев; под ред. М.И. Белявцева. - Донецк : ООО ПКФ «БАО», 2013. - 500 с.
43. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Дело и Сервис»,
2011. - 498с.
44. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: Экономика, 2012. - 204 с.
45. Рожков В.Н. Управление качеством. - М.: Форум. - 2014. - 336 с.
46. Сажин Ю.В., Плетнева Н.П. Аудит качества для постоянного улучшения. - М.: Инфра-М, 2014. - 112 с.
47. Салимова Т.А. Управление качеством. - М.: Омега-Л, 2014. - 376 с.
48. Свен Гембрис, Йохам Герман. Управление качеством. - М.: SmartBook, 2012. - 128 с.
49. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегея В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учеб. Пособие. Изд. 2-е, перераб. И доп. М.: Логос, 2014. - 46 с.
50. Сизикин А.Ю., Герасимова Е.Б. Управление качеством. - М.: Инфра- М, 2014. - 216 с.
51. Федюкин В.К. Квалиметрия. Измерение качества промышленной продукции. - М.: КноРус, 2013. - 316 с.
52. Федюкин В.К. Управление качеством производственных процессов. - М.: КноРус, 2012. - 232 с.
53. Фрейдина Е.В. Управление качеством. - М.: Омега-Л, 2012. - 192 с.
54. Халафян А.А. Промышленная статистика. Контроль качества, анализ процессов, планирование экспериментов в пакете Statistica. - М.: Либроком, 2013. - 384 с.
55. Шапиро В.Д., Беляев С.Ю. Управление качеством. - М.: Омега-Л, 2014. - 381 с.
56. Шкаруба Н.Ж., Темасова Г.Н. Экономика качества, стандартизация и сертификация. - М.: Инфра-М, 2014. - 251 с.
57. Янова В.В., Щепакин М.Б., Басюк А.С. Управление качеством. - М.: Феникс, 2014. - 256 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ