Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности промышленного предприятия

Работа №53636

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретико-методические аспекты функционирования особых 9
экономических зон
1.1. Исторические аспекты формирования промышленно- 9 производственных экономических зон
1.2. Сущность и классификация особых экономических зон 21
1.3. Эффективность функционирования особых экономических зон 32
2. Анализ преимуществ предприятий в особых экономических зонах 40
2.1. Анализ конкурентных преимуществ предприятий в ОЭЗ в разрезе 40 стран
2.2. Анализ эффективности функционирования ОЭЗ в России 49
2.3. Исследование конкурентоспособности ОЭЗ 56
3. Обоснование конкурентных преимуществ промышленных 64 предприятий-резидентов
3.1. Конкурентные преимущества резидентов ТОСЭР 64
3.2. Расчет налоговых льгот инвестиционных проектов 69
Заключение 78
Список использованной литературы 82

Актуальность темы исследования определяется тем, что уровень развития экономики страны во многом зависит от того, каковы позиции на мировом рынке занимают ее компании, насколько быстро и с помощью каких средств она способна осуществить инновационные преобразования.
Зависимость развития стран и регионов от уровня развития компаний и глобальных тенденций, меняющихся рыночных условий существенно возрастает, что создает определенные закономерности развития экономических процессов. Поэтому научно обоснованное решение методологических и методических проблем управления конкурентоспособностью промышленными компаниями с помощью различных инструментов, и, в частности, особой экономической зоны, выступает важной задачей экономической теории и практики.
Вместе с тем, как показала практика, для реализации этого инструмента в целях повышения конкурентоспособности необходим ряд условий, что, в свою очередь, требует совершенствования и дальнейшей разработки соответствующего методического обеспечения. Следует учесть, что экономически и социально оправданные шаги по формированию особой экономической зоны могут осуществляться и давать эффект лишь в процессе реализации целенаправленной управленческой стратегии на макро- и микроуровнях, комплексного рассмотрения этих вопросов во взаимосвязи с общей целью повышения региональной конкурентоспособности и отдельного предприятия на основе оптимизации использования ресурсов, особенно инновационных. Несмотря на растущий интерес к указанным вопросам, имеет место недостаточная изученность проблемы управления
конкурентоспособностью предприятия с помощью такого инструмента, как особая экономическая зона, что и предопределило выбор темы настоящего исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Для раскрытия сущности и закономерностей управления конкурентоспособностью в диссертации использованы концепции классиков организационной и экономической науки, таких как П. Кругман, П. Линдерт, Р. Нельсон, М. Портер, К. Фриман. В работе проанализированы также труды отечественных ученых по проблемам управления в особых экономических зонах, таких как И. Вистбакка, А. Гранберг, С. Куприянов, О. Ломовцева, А. Новоселов, О. Овчинникова, А. Плякин, И. Рисин, А. Шишкин, Р. Шнипер, Е. Щетинина и др.
Среди отечественных ученых и специалистов, в той или иной мере касавшихся вопросов сущности, структуры и особенностей управления особой экономической зоной, необходимо отметить Е. Авдокушина, В. Андрианова, Т. Данько, Я. Друзика, Р. Зименкова, В. Ивченко, А. Капустина, О. Климовец, Э. Кочетова, П. Линдерта, З. Окрут, Л. Самойлову, Г. Семенова, Б. Синецкого, Н. Смородинскую.
Вместе с тем, несмотря на значительное число релевантных работ и исследований, многие аспекты проблемы далеки от своего решения, и прежде всего, вопросы, связанные с классификацией и идентификацией особых экономических зон, оценкой издержек и рисков резидентов, исследованием факторов эффективности особой экономической зоны, ее роли в конкурентоспособности и инновационных процессах конкретного промышленного предприятия.
Теория управления конкурентоспособностью с учетом факторов, в частности, связанных с особой экономической зоной, как целостная система взглядов и методический аппарат управления еще не сформированы; нуждаются в разработке вопросы анализа, организации, планирования и оценки эффективности ОЭЗ, что и предопределило выбор темы, цель и логику настоящего исследования.
Целью диссертационного исследования явилось развитие теоретических и методических положений по управлению конкурентоспособностью промышленного предприятия - резидента особой экономической зоной как инструментом повышения его конкурентоспособности.
Указанная цель предопределила постановку и последовательность решения следующих задач:
- систематизировать исторические аспекты формирования промышленно- производственных экономических зон;
- уточнить сущность и содержание понятия, классификации особых экономических зон;
- проанализировать подходы к эффективности функционирования особых экономических зон;
- провести анализ преимуществ предприятий - резидентов особых экономических зонах.
Объектом исследования выступает процесс управления
конкурентоспособностью промышленного предприятия с помощью такого инструмента укрепления конкурентных позиций, как особая экономическая зона.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и управления особыми экономическими зонами как инструментом повышения конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности промышленного предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции и подходы, содержащиеся в фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных ученых в области конкурентоспособности особых экономических зон, научные публикации, представленные в монографических трудах, в материалах научных конференций, специализированных изданий по проблемам эффективного использования условий особых экономических зон и повышения конкурентоспособности, а также аналитические материалы практики использования особых экономических зон.
В диссертации использованы общенаучные методы исследования, основанные на теории познания и принципах диалектики, системной методологии, а также специфические методы исследования в области региональной экономики, менеджмента, маркетинга, в том числе территориального, стратегического управления.
Информационную и эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные документы президента и правительства Российской Федерации, данные официальной статистики, материалы Министерства регионального развития Российской Федерации, ведомственные инструкции и методики, прогнозы социально-экономического развития России и ее субъектов, публикации периодической печати и интернет-ресурсы, аналитические материалы государственных органов управления и специальных комиссий, рейтинговые оценки, результаты собственных исследований автора.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
- систематизированы исторические аспекты формирования промышленно-производственных экономических зонах, что позволило выявить страновые особенности формирования таких территорий;
- представлена сравнительная характеристика функционирования свободных экономических зон, таких как ЗАТО, ОЭЗ, ЗТР, ТОСЭР, позволяющая выделить особенности в рамках следующих критериев: единая нормативная база на момент создания, наличие управляющей компании, бюджетное финансирование, создание новых рабочих мест, четкие системы критериев отбора резидентов, не жестко фиксированные сроки, льготные налоговые условия, льготные таможенные условия, промышленное производство. В процессе анализа сделан вывод, что на территории свободных экономических зон действует льготный налоговый и таможенный режим, отсутствует единая нормативная баз на момент создания и функционирования зоны, а также каждая из этих видом зон имеет, в том числе бюджетное финансирование. На данный момент конечной точкой эволюции свободных экономических зон являются ТОСЭР, которые учитывают и предотвращают ошибки ранее созданных зон;
- уточнено понятие особой (свободной) экономической зоны как относительно обособленной части территории государства (региона), на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, позволяющий изначально иметь конкурентные преимущества в виде налоговых таможенных, административных и гражданско-правовых льгот и гарантий;
- выявлены особенности формирования особых экономических зон в практике стран Азии, Африки, странах Латинской Америки.
- выявлен уровень налоговых преференций резидентов ТОСЭР.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и методологические подходы, предложенные в работе, доведены до уровня конкретных практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий особой экономической зоны и могут быть использованы как для дальнейших научно-теоретических исследований, так и в практике менеджмента.
Теоретические положения и практические рекомендации по проведенному исследованию докладывались на всероссийских научно-практических конференциях по проблемам экономики и управления.
Основные положения диссертации опубликованы в 3 научных публикациях общим объёмом 18 п.л., в том числе авторских - 6 п.л.
Структура и объем диссертации отражают общий замысел и логику исследования и включают введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В России формирование и развитие особых экономических зон обусловлено как общемировыми тенденциями, так и необходимостью привлечения инвестиций в развитие новых форм экономических отношений. Кроме того, создание и развитие особых экономических зон на территории Российской Федерации служит мощным фактором улучшения социальной среды населения, развития инфраструктуры внутри самой страны, а также налаживания внешнеэкономических связей с зарубежными странами.
Российский опыт функционирования ОЭЗ показал, что заполнение их контрагентами происходит несистемно и не удовлетворяет критерию оптимальности. Это приводит к снижению возможного эффекта от функционирования предпринимательских структур в ОЭЗ, что, в свою очередь, не позволяет решить поставленных перед этим проектом социально-экономических проблем.
В настоящее время особые экономические зоны являются экономическими элементами, реплицирующие передовой опыт и инвестиции на территорию страны как компоненты глобальной мировой экономики.
Хотя такие зоны могут носить различные названия - особые, специальные и т.д., наиболее распространенным понятием является «особая экономическая зона».
Целью диссертационного исследования стало развитие теоретических и методических положений по управлению особой экономической зоной как инструментом повышения региональной конкурентоспособности.
В диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
- уточнены сущность и содержание понятия, классификации особых экономических зон;
- проанализированы подходы к эффективности функционирования особых экономических зон;
- проведен анализ преимуществ предприятий - резидентов особых экономических зон.
Создание особых экономических зон экономически оправдано для государства и выгодно предпринимателям и инвесторам. В России каждый такой проект должен решать важнейшие стратегические задачи. Привлечение инвестиций в конкретный регион способствует его развитию. Кроме того, делается ставка на какую-либо отрасль и направление услуг, от успешной работы которых ожидается пополнение бюджета, расширение возможностей внешней торговли.
Создавая ОЭЗ, государство решает следующие задачи:
- Обеспечивает приток частного отечественного и
иностранного капиталов.
- Способствует увеличению числа рабочих мест, в особенности для сотрудников высокой квалификации, что необходимо для мотивации лучших умов страны оставаться в её пределах.
- Реализует курс импортозамещения, делает возможным восстановление и создание отечественного производства.
В свою очередь, резиденты, компании, зарегистрированные на территории ОЭЗ, могут:
- Уменьшить свои расходы на производство и решение административных вопросов, благодаря сниженным ставкам по таможенным пошлинам, по налогам и т.д. Это дает большую свободу в обозначении цены продукта, что повышает его конкурентоспособность.
- Пользоваться созданной государством инфраструктурой, в большинстве случаев на начальном этапе эти расходы осуществляются за счет бюджета.
- Иметь преимущество при выборе квалифицированных специалистов.
В зависимости от конкретной зоны и поставленных в связи с этим задач, резидентам предоставляется соответствующий набор льгот и послаблений.
Налоговые. Инвесторы освобождаются от уплаты некоторых налогов на фиксированный процент или в полном объеме. Возможны льготы по налогам на НДС, собственность, имущество. Компании, зарегистрированные в промышленно-производственной зоне и, занимающиеся соответствующей деятельностью, имеют право на частичное освобождение от уплаты налогов на землю, имущество и транспорт, уменьшение процента по налогу на прибыль. В технико-внедренческих зонах вдвое снижается Единый социальный налог.
Таможенные. Для организаций, которые в производственных целях закупают иностранное сырье или полуфабрикаты, применяются более низкие тарифы таможенных сборов или отменяется пошлина. Товары, произведенные на территории ОЭЗ частично или полностью освобождаются от экспортных пошлин. На самих предприятиях могут быть максимально упрощены процедуры таможенной регистрации и получения разрешений.
Административные. Упрощение процесса регистрации организаций. Сведение к минимуму списка требований по вопросам охраны труда. Открытие привилегированного доступа к соответствующим отечественным и близко расположенным зарубежным рынкам. Предоставление больших прав и возможностей представителям зарубежных компаний и частным иностранным инвесторам.
Финансовые. Со стороны государства оказывается финансовая помощь в виде субсидий, кредитов, дотаций на оплату аренды и покупку земельных участков или производственных помещений. Предоставление льготных тарифов на коммунальные услуги, обеспечение необходимой инфраструктурой.
Присутствие организации на территории особой экономической зоны еще не означает право получения льгот. В полной мере на них могут претендовать резиденты. Для получения этого статуса необходимо, чтобы компания соответствовала ряду требований:
В промышленно-производственной и портовой ОЭЗ резидентами могут быть только юридические лица, ведущие коммерческую деятельность и не относящиеся к унитарным. В остальных случаях допустимы и ИП.
Компания должна быть зарегистрирована в том муниципальном объекте, в котором действует особая экономическая зона, и не иметь филиалов и представительств вне нее.
Организация располагает достаточными финансовыми средствами для осуществления капиталовложений необходимого объема. В промышленно-производственных ОЭЗ минимальный порог составляет 3 000 000 евро, в портовых — от 2 000 000 до 30 000 000 евро.
Информационную и эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные документы президента и правительства Российской Федерации, данные официальной статистики, материалы Министерства регионального развития Российской Федерации, ведомственные инструкции и методики, прогнозы социально-экономического развития России и ее субъектов, публикации периодической печати и интернет-ресурсы, аналитические материалы государственных органов управления и специальных комиссий, рейтинговые оценки, результаты собственных исследований автора.



1. Федеральный закон от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 491 «Об утверждении Правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон».
3. Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 N 643 "О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон".
Монографии, диссертации
4. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис; Издание 3-е, перераб. и доп., 2014. - 272 с.
5. Алтынов, Сергей Зона особого внимания / Сергей Алтынов. - М.: "Издательство "Эксмо", 2014. - 352 с.
6. Амосов А.И. О сценариях модернизации и инновационного развития промышленности России. М. ИЭ РАН. - 2012. - С. 25.
7. Аникин, А.В. Золото. Международный экономический аспект / А.В. Аникин. - М.: Международные отношения; Издание 2-е, перераб. и доп., 2016. - 331 с.
8. Банцерова, О. Л. Архитектура деловых центров специальных экономических зон промышленно-производственного типа. Учебное пособие / О.Л. Банцерова, А.А. Коста. - М.: МГСУ, 2015. - 205 с.
9. Баранова, Е.П. Инфляция и международные экономические отношения капиталистических стран / Е.П. Баранова. - М.: Финансы и статистика, 2015.
10. Богданов И. Г., Пушкин А. В. «Особые экономические зоны в Росеии. Правовое регулирование». Альпина Бизнес Букс; Москва; 2009.
11. Глазьев С.Ю. Возможности инновационного развития Росси в контексте глобальных перемен. В монографии «Инновационное развитие экономики: международный опыт и проблемы России» М. СПб: Нестористория. 2012.- С. 19.
12. Горелов Д.Ю. В зоне особого внимания (+ DVD-ROM) / Денис Горелов. - М.: Комсомольская правда, 2015. - С. 943.
13. Данько Т.Л. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. ИНФРА-М., 1998. - С.168.
14. Евстратов С.Ю., Козлов Н.Б., Кузнецов А.И. Иностранные инвестиции в СССР: вопросы финансового регулирования. - М.: Финансы и статистика, 1991. - С. 104.
15. Зельднер А., Козлова С. Система показателей для оценки функционирования и мониторинга особых экономических зон. //Вопросы экономики и права. 2013. №2.
16. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. - М.:Зерцало-М, 2004. - С.58
17. Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в мире и в России: монография М.:МГИМО-Университет, 2013. - 139 с.
18. Крецу Н.С. Особенности регулирования инвестиционных процессов в свободных экономических зонах (На примере СЭЗ «Находка»): дис. ... канд. экон. наук. - Владивосток, 2000. - 162 с.
19. Кузьминский, А.Н. Организация бухгалтерского учета и экономического анализа в промышленности: практическое руководство / А.Н. Кузьминский, В.В. Сопко. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 200 с.
20. Линдерт П.Х. «Экономика мирохозяйственных связей» - М.: Прогресс - Универс, 2002.
21. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Эксмо, 2015. - 320 с.
22. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. - М.: «Альпина Паблишер». 2008.
23. Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны. Москва - М. : ИЭПП, 2007. - 268 с.
24. Седегов, Р.С. Оптимизация информационно-экономической системы
предприятия / Р.С. Седегов, Н.М. Орлова, Ю.И. Сидоров. - М.:
Экономика, 2014. - 320 с.
25. Смородинская Н.В., Белова Г.Ю., Богачева О.В., Капус-тин Ф.К., Малыгин В.Е., Мостовая Н.С., Студенцов В.Б. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики. - Административный комитет СЭЗ «Находка», 1993.
26. Цяньшэн, Пи Опыт китайских зон технико-экономического развития / Пи
Цяньшэн, Ван Кай. - М.: Издательский дом Санкт-Петербургского
государственного университета, 2014. - 488 с.
27. Шимко, П.Д. Оптимальное управление экономическими системами / П.Д. Шимко. - М., 2014. -912 с.
Статьи и материалы периодической печати
28. Аганбегян А.Г. Об уроках финансово-экономического и социального
кризиса в России. Ж. Проблемы теории и практики управления. - №3, 2013. -
С.14.
29. Аузан А., Сатаров Г. «Приоритеты институциональных преобразований в условиях экономической модернизации» // Вопросы экономики. - №6, 2012. - С. 65.
30. Верещагин С.Г. Порто-франко в России // Известия Владивостокского института международных отношений ДВГУ. Владивосток, 1997. № 1.
31. Громова А.С., Кускова С.В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации // Вестник науки Сибири.
2013. - № 3 (9). - С. 132-137.
32. Зубарев А. Е., Федорова В. А. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в российской федерации// ВЕСТНИК ТОГУ - №4,
2014. - С. 35.
33. Кархова И.Ю., Кунаков Д.А. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - № 9.
34. Клим И.В. «Свободная экономическая зона как инструмент инновационного развития экономики». «Российский внешнеэкономический вестник», №4, 2008.
35. Матусевич А.П. Офшор по-русски. Бизнесс-адвокат. №17, 2001. - С.5.
36. Меньшикова, М.А. Английские экономические термины / М.А.
Меньшикова. - М.: Новосибирск: Наука, 2015. - 264 с.
37. Сидоренко В. И. Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в России. Международный сельскохозяйственный журнал. 2005. № 5.- С. 20-22.
38. Суворова М.Е. Создание и управление особыми экономическими зонами в регионах России // Стратегия устойчивого развития регионов России, №13,
2013. - С. 28-35.
39. Тазутдинов И.Р. Анализ рисков особой экономической зоны на основе методологии SWOT// Страховое дело. №10, 2014. - С.14-19.
40. Тазутдинов И.Р. Особые экономические зоны как механизм государственно-частного партнерства // Финансовый бизнес. № 3, 2014. - С.74-80.
41. Тазутдинов И.Р., Райнхардт Р.О. Полуостров сокровищ: перспективы создания особой экономической зоны в Крыму // Финансовый бизнес. № 2,
2014. - С.3-9.
42. Филатов Ю.Н., Горчакова Е.А. Роль особых экономических зон в социально-экономическом развитии регионов // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы, № 3, 2012. - С. 338-340.
43. Шевцова С.Н. Влияние особой экономической зоны (ОЭЗ) на региональную конкурентоспособность / С.В. Куприянов, С.Н. Шевцова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2012. - № 1 (120). - Вып. 21/1. - С. 26-35.
44. Шевцова С.Н. Влияние различных форм территориальных образований на формирование инновационной среды [Текст] / С.Н. Шевцова // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия «Экономика». - 2012. - Вып. 1(52). - С. 489-492.
Электронные ресурсы
45. Арапова Е.Я. В Шанхае открыта свободная экономическая зона URL: http://www.mgimo.ru/news/experts/document242197.phtml (Дата обращения 19.08.2017).
46. Воронова Е.А. Современное состояние особых экономических зон в
России URL: http://scientificmagazine.ru/images/PDF/2017/20/sovremennoe-
sostoyanie-osobykh.pdf (Дата обращения 9.07.2017).
47. Лешина И.Е. Предпосылки и цели создания СЭЗ. Проблемы и перспективы развития / Электронный журнал «Проблемы местного самоуправления» // URL: http: //www.samoupravl enie.ru/16-02. htm (Дата обращения 14.09.2017).
48. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных
процедур. Заключена в г. Киото 18 мая 1973 г. Приложение F1 «О свободных зонах». URL: http://law.rufox.ru/view/21/1901082.htm (Дата обращения
11.08.2017).
49. Министерство экономического развития Российской Федерации, официальный сайт, URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/ (Дата обращения 19.09.2017).
50. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2016 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс]. URL: http: //economy.gov.ru/wps/wcm/connect/760efdea- 088e-4a8a-8db7-
28b51c9097fa/oez2016otchet.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=760efdea-088e- 4a8a-8db7-28b51c9097fa/ (дата обращения: 12.07.2017).
51. Официальный сайт ОЭЗ ППТ «Алабуга» URL: http://www.alabuga.ru// (дата обращения: 12.07.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ