Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активные методы обучения в развитии алгоритмической культуры учащихся в базовом курсе информатики

Работа №16646

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы68
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
894
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. Сущность активных методов обучения 7
1.2. Классификация активных методов обучения 9
1.3. Алгоритмическая культура учащихся 12
1.4. Алгоритм как модель алгоритмического процесса 14
1.5. Психологические, возрастные особенности учащихся школьного
возраста 23
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 32
2.1 Структура и содержание алгоритмической линии в школьном курсе
информатики 32
2.2 Учебно-методические материалы по применению активных методов в
обучении информатики 40
2.3 Использование активных методов на уроках
информатики 51
Заключение 64
Список использованной литературы 65


Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся. Увеличение объёма информации наблюдается во всех дисциплинах: в химии, физике, литературе и конечно же в информатике. Это влечёт за собой изменение объёмов знаний и замену одних - другими более важными для формирования компетентного человека.
Переход от обучения "знаниям, умениям и навыкам" к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу является использование активных методов обучения в учебном процессе и способов их контроля.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями.
Одной из дидактических задач образовательного учреждения является формирование способностей учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Наибольшим потенциалом для формирования алгоритмических способностей школьников среди естественнонаучных дисциплин обладает информатика. Анализ развития стандарта образования по информатике позволяет сделать вывод: формирование алгоритмических способностей школьников - важная цель школьного образования на разных ступенях изучения информатики. Решение задачи на компьютере невозможно без создания алгоритма. Умение решать задачи, разрабатывать стратегию ее решения, выдвигать и доказывать гипотезы опытным путем, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные
способы решения задачи путем оптимизации, детализации созданного алгоритма, представлять алгоритм в формализованном виде на языке исполнителя позволяют судить об уровне развития алгоритмических способностей школьников.
Поэтому необходимо особое внимание уделять развитию алгоритмической культуры подрастающего поколения.
Поскольку алгоритмические способности в течение жизни развиваются под воздействием внешних факторов, то в процессе дополнительного воздействия возможно повышение уровень их развития. Необходимость поиска новых эффективных средств развития алгоритмических культуры у школьников обусловлена его значимостью для дальнейшей самореализации личности в информационном обществе.
Эффективным способом формирования алгоритмических способностей школьников в курсе информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является обучение построению алгоритмов и их использованию при решении большого класса задач из раздела алгоритмизации и программирования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в активных гражданах сообщества, с другой стороны, традиционным репродуктивным типом в массовом обучении и неопределенностью научных подходов к решению данной проблемы в изменившихся социально-экономических условиях.
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому школьный курс информатики, развивающий алгоритмическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.
Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носит деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Повышение эффективности и качества обучения учёбы является также главной проблемой активизации учения учащихся в школах
- Необходимость исследования проблемы активизации учебной деятельности, обусловлена противоречием между возрастной социальной потребностью
-Понятие алгоритма является одним из основных при формировании начальной компьютерной грамотности. Алгоритмические способности являются необходимой частью научного взгляда на мир.
-Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение правильно решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Задача учителя на уроке информатики - сформировать у ученика алгоритмическую культуру- один из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на
понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, и преобразование в практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий.
Развитие алгоритмической культуры - это путь действительного развития интеллектуальных возможностей человека. Разумеется, реальное обучение должно сочетать в себе известные подходы, но вопрос доминирования той или иной тенденции является ключевым в обучении информатике. Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформулировать интеллектуальные качества выпускника школы, они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения ученик может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя.
Объектом исследования процесс обучения информатике в школе.
Предметом исследования является процесс формирования алгоритмической культуры у учеников на основе использования активных методов в обучении в базовом курсе информатики.
Цель исследования: разработка учебно-методических материалов для развития алгоритмической культуры учеников в базовом курсе информатики на основе использования активных методов обучения.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования;
2. Анализ школьной учебной литературы по развитию алгоритмической культуры;
3. учебно-методические материалы по развитию алгоритмической культуры у учеников на уроках информатики с использованием активных методов обучения.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика может быть использована учителями информатики в практике преподавания школьного курса информатики.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, список использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе был рассмотрена тема: «активные методы обучения в развитии алгоритмической культуры учащихся в базовом курсе информатике»
В первой главе данной работы рассмотрены сущность активных методов обучения, классификация активных методов обучения, алгоритмическая культура учащихся, алгоритм как модель алгоритмического процесса, структура и содержание алгоритмической линии в школьном курсе информатики и психологические и возрастные особенности школьного возраста и алгоритмическая способность.
Во второй главе рассмотрены учебно-методические материалы по применению активных методов в обучении информатики, способствующей развитию познавательной активности обучения на основе алгоритмической культуры учащихся. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе.



1. Анисимов А. В. Информатика. Творчество. Рекурсия. - К.: Наукова думка, 2008.
2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. Вопрос психологии. - 2009.
3. Белошапка В. О языках, моделях и информатике // Информатика и образование. - 2011
4. Волкова Р.А. Программирование в среде "Лого Миры". Часть 6. Программирование списков // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 2004.
5. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010 (серия «Мир психологии»).
6. Василенко Л., Мишка - программишка в стране Информатики. - М.,
2008.
7. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. М.: БАЛЛАС, 2009.
8. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. - 2012.
9. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика - 2007.
10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М: Педагогическое общество России, 2000.
11. Дьяконов В.П. Язык программирования Лого. Москва, 2011.
12. Зинченко Г.П. ЭВМ в начальной школе. // Информатика и образование -2008.
13. Интеллектуальное развитие общества. // Информатика и образования -
14. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. - 336 с.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. - М.:ВЛАДОС, 2004. -352 с
16. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.
17.Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. - 281с.
18. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
19. Информатика: учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / А.Е. Пупцев. Н.П. Макарова, А.И. Лапо. - Минск: Народная асвета, 2008.
20. Информатика в 6 классе: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / Н.П. Макарова, А.Е. Пупцев, А.И. Лапо. - Минск: Издательский центр БГУ, 2010.
21. Информатика: учебное пособие для 7-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Г.А. Заборовский, А.А. Козинский, А.Е. Пупцев, Н.В. Якунина / под редакцией Г.А. Заборовского. - Минск: Народная асвета, 2009.
22 .Информатика: учебное пособие для 8-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Е.Л. Миняйлова, Д.А. Вербовиков, Н.Р. Коледа, Н.В. Якунина. - Минск: Народная асвета, 2010.
23 .Информатика: учебное пособие для 9-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Г.А. Заборовский, А.И. Лапо, А.Е. Пупцев. -Минск: Народная асвета, 2009.
24.Информатика: учебное пособие для 9-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / А.Е. Пупцев, А.И. Лапо, Л.А. Вишневская. - Минск: Народная асвета, 2005, 2006, 2008.
25 . Информатика: учебное пособие для 11-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Г.А. Заборовский, А.Е. Пупцев. - Минск: Народная асвета, 2010.
26. Фролов М. И. Windows 95 для детей и их родителей: Учебное пособие. издание второе - М.: Издательский отдел "Русская редакция" ТОО "Channel Trading Ltd.", 1998. - 120 с.
27. Лапчик М.П., Лучко О.Н., Глебов В.М. Архитектура учебной ЭВМ: Методические рекомендации по курсу "Методика преподавания информатики" / Омск: Изд-во ОГПИ, 1987. 26 с.
28. Скаткин М.Н., Батурина Г.И. Межпредметные связи, их роль и место в процессе обучения // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе: Тез. докл. Всесоюз, конф., ч. 1. М. : Йзд-во НИИ ОП АПН СССР, 1973. -С. 18—23.
29. Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. -208 с.
30. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Зайдельман Я.Н. Программа курса информатики // Информатика и образование.1997. № 5. - С. 69-74.
31. Яковлева Е.И. Сопрунов С.Ф. Проекты по информатике в школе // Информатика и образование 1998.- №7. с.10-15
32. Тихомирова А.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, 1995.
33 . Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей. Москва, "СЛОГ-ПРЕСС-СПОРТ", 1999. 80 и 64 стр.
34. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие - М
1990.
35. Кабаков Е. Радость сотворчества. // Компьютер в школе. - 1999. - №8(12) - октябрь - с.12-14
36. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и моде¬ли: Анализ
зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.
37. Клейна Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. - М, Радио и связь, 1997.
38. Кузнецова И.Н. Моделирование в среде Лого. От объектов и алгоритмов - к моей модели мира // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 2004, N10
39. 00008641 Мир информатики 3-4 год обучения (8-11лет) (ОЕМ) CD-ROM
40. Цветков А.С. Язык программирования PASCAL. Система программирования ABC Pascal. Учебное пособие для школьников 7-9 классов 2012-2013
41. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М.: Педагогика, 1972


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ