ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1 История формирования культуры здоровья школьников в
отечественной и зарубежной педагогике 7
1.2 Правовые основы управления здоровьесберегающим пространством
современной школы 14
1.2.1 Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации
Федерального государственного образовательного стандарта 19
1.3 Система формирования культуры здоровья учащихся в курсе
предмета «Биология» 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАОУ «СОШ № 39» г.КАЗАНИ 27
2.1 Визитная карточка МАОУ «СОШ № 39 с углубленным изучением
английского языка» 27
2.2 Исследование организации учебной деятельности учащихся 8-х
классов при изучении биологии 29
2.2.1 Анализ условий проведения учебных занятий по биологии 34
2.2.2. Анализ успеваемости учащихся по биологии 36
2.2.3. Анализ мотивации познавательной деятельности учащихся при
изучении биологии 38
2.2.4. Выявление степени сформированности культуры здорового
образа жизни учащихся 42
2.2.5. Анализ состояния здоровья учащихся 44
2.3 Мониторинг реализации здоровьесберегающих технологий в МАОУ
«СОШ № 39 с углубленным изучением английского языка» 47
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 57
3.1 Создание модели здоровьесберегающего образовательного пространства МАОУ «СОШ № 39 с углубленным изучением
английского языка» 57
3.2 Статистическая обработка результатов исследования 68
ВЫВОДЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1 История формирования культуры здоровья школьников в
отечественной и зарубежной педагогике 7
1.2 Правовые основы управления здоровьесберегающим пространством
современной школы 14
1.2.1 Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации
Федерального государственного образовательного стандарта 19
1.3 Система формирования культуры здоровья учащихся в курсе
предмета «Биология» 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАОУ «СОШ № 39» г.КАЗАНИ 27
2.1 Визитная карточка МАОУ «СОШ № 39 с углубленным изучением
английского языка» 27
2.2 Исследование организации учебной деятельности учащихся 8-х
классов при изучении биологии 29
2.2.1 Анализ условий проведения учебных занятий по биологии 34
2.2.2. Анализ успеваемости учащихся по биологии 36
2.2.3. Анализ мотивации познавательной деятельности учащихся при
изучении биологии 38
2.2.4. Выявление степени сформированности культуры здорового
образа жизни учащихся 42
2.2.5. Анализ состояния здоровья учащихся 44
2.3 Мониторинг реализации здоровьесберегающих технологий в МАОУ
«СОШ № 39 с углубленным изучением английского языка» 47
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 57
3.1 Создание модели здоровьесберегающего образовательного пространства МАОУ «СОШ № 39 с углубленным изучением
английского языка» 57
3.2 Статистическая обработка результатов исследования 68
ВЫВОДЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложение
В последние годы негативное влияние современной школьной среды на здоровье ребёнка становится всё более очевидным. Учебные перегрузки, которые испытывают обучающиеся, способны нанести серьёзный вред их здоровью, поэтому внимание медиков и педагогов привлечено к здоровью школьников [54]. В связи с этим возникла необходимость изменения содержания и структуры образования, обобщения опыта использования здоровьесберегающих технологий обучения, направленных на оптимизацию учебной нагрузки учащихся, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связаны со школой. Именно в школьные годы дети утрачивают здоровье под воздействием условий проведения учебно-воспитательного процесса, а сама система образования является здоровьеразрушающей и здоровьезатратной. Это означает, что современная школа должна взять на себя долю ответственности не только за образование детей, но и за их здоровье. Следовательно, все, от кого зависит здоровье школьников, пока они растут и формируются, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим их здоровью и развитию, а получение образования происходило без ущерба здоровью детей. В связи с этим как никогда остро встаёт проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время. Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями, поскольку многие вопросы по сохранению и улучшению здоровья детей становятся всё актуальней [58].
Идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, как пока это делается в нашей стране, и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало самой науки о здоровье.
Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство [31].
Целью данной работы является выявление основных направлений реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения учащихся 8-х классов.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить и проанализировать научно-теоретическую литературу и передовую педагогическую практику по здоровьесбережению обучающихся.
2. Определить место здоровьесберегающих технологий в содержании школьного курса биологии.
3. Изучить состояние здоровья учащихся, выявить степень сформированности культуры здорового образа жизни среди школьников средних классов, уровень мотивации познавательной деятельности.
4. Провести статистический анализ результатов исследования.
5. Проектирование модели здоровьесберегающего образовательного пространства школы.
Объект исследования - процесс обучения школьников на уроках
биологии.
Предмет исследования: использование здоровьесберегающих
технологий в процессе обучения биологии учащихся 8-х классов.
Гипотеза исследования: если педагогами школы будут систематически использоваться здоровьесберегающие технологии, учтены все факторы способствующие здоровью учащихся, то это позволит создать среду, способствующую сохранению и укреплению здоровья учащихся и более эффективное владение учебным материалом.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования и разработанная модель, могут быть использованы администрацией и педагогическими работниками образовательных учреждений при организации работы по здоровьесбережению в общеобразовательной школе.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ «СОШ № 39» Вахитовского района города Казани.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении поставленной проблемы в различных аспектах. Были исследованы научные труды педагогов и психологов в данной области, а также современные подходы в реализации вопросов здоровьесбережения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение методических разработок по данной проблеме, наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.
Структура работы. Работа состоит из введения; основной части, состоящей из 3 глав; заключения; списка использованной литературы и приложений.
Идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, как пока это делается в нашей стране, и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало самой науки о здоровье.
Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство [31].
Целью данной работы является выявление основных направлений реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения учащихся 8-х классов.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить и проанализировать научно-теоретическую литературу и передовую педагогическую практику по здоровьесбережению обучающихся.
2. Определить место здоровьесберегающих технологий в содержании школьного курса биологии.
3. Изучить состояние здоровья учащихся, выявить степень сформированности культуры здорового образа жизни среди школьников средних классов, уровень мотивации познавательной деятельности.
4. Провести статистический анализ результатов исследования.
5. Проектирование модели здоровьесберегающего образовательного пространства школы.
Объект исследования - процесс обучения школьников на уроках
биологии.
Предмет исследования: использование здоровьесберегающих
технологий в процессе обучения биологии учащихся 8-х классов.
Гипотеза исследования: если педагогами школы будут систематически использоваться здоровьесберегающие технологии, учтены все факторы способствующие здоровью учащихся, то это позволит создать среду, способствующую сохранению и укреплению здоровья учащихся и более эффективное владение учебным материалом.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования и разработанная модель, могут быть использованы администрацией и педагогическими работниками образовательных учреждений при организации работы по здоровьесбережению в общеобразовательной школе.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ «СОШ № 39» Вахитовского района города Казани.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении поставленной проблемы в различных аспектах. Были исследованы научные труды педагогов и психологов в данной области, а также современные подходы в реализации вопросов здоровьесбережения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение методических разработок по данной проблеме, наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.
Структура работы. Работа состоит из введения; основной части, состоящей из 3 глав; заключения; списка использованной литературы и приложений.
Здоровье участников образовательного процесса - это результат стратегического управления, эффективность которого зависит от того, насколько правильно определены приоритеты, идея, осознана миссия, четко заданы цели. В соответствии с ними далее определяются направления, содержание, формы и средства здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. В динамично меняющихся условиях жизни с социальной точки зрения для современной школы актуальна не просто развивающая образовательная среда, но и среда здоровьесберегающая.
Проведенное нами педагогическое исследование показало, что стратегия и технологии развития современной школы должны быть направлены на сохранение здоровья учащихся и развитие навыков здорового образа жизни. Необходима многоплановая работа по созданию и реализации системы обучения основам здоровья и гигиенического воспитания. Для этого должна быть разработана четкая схема последовательных действий:
1. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.
2. Система коррекции нарушений систематического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.
3. Система медико-психологического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития учащихся.
4. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса и нормирования учебной нагрузки.
5. Разработка и реализация обучающих программ по формирования культуры здоровья.
6. Организация и контроль обеспечения сбалансированного
питания в школе.
7. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, создание условий для их гармоничного развития.
Планируя и проведя эксперимент с использованием технологий здоровьесбережения, мы пришли к выводу, что их применение действительно необходимо в ходе учебно-воспитательного процесса. В результате значительно повышается мотивация учащихся к обучению, их грамотность в области основ здорового образа жизни; формируются доброжелательные и справедливые отношения в коллективе.
Таким образом, в процессе исследования решены все поставленные задачи. Были изучены работы ведущих учёных и методистов по данной теме; проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература. Определена роль здоровьесберегающего компонента в процессе обучения биологии; выявлена степень сформированности культуры здорового образа жизни среди учащихся 8-х классов, реализована система уроков с применением технологий здоровьесбережения.
В заключении был проведен сравнительный эксперимент, анализ результатов которого подтвердил выдвинутую гипотезу, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет добиться улучшении состояния физического и психического здоровья учащихся и повышения их грамотности в вопросах ведения здорового образа жизни.
Проведенное нами педагогическое исследование показало, что стратегия и технологии развития современной школы должны быть направлены на сохранение здоровья учащихся и развитие навыков здорового образа жизни. Необходима многоплановая работа по созданию и реализации системы обучения основам здоровья и гигиенического воспитания. Для этого должна быть разработана четкая схема последовательных действий:
1. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.
2. Система коррекции нарушений систематического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.
3. Система медико-психологического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития учащихся.
4. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса и нормирования учебной нагрузки.
5. Разработка и реализация обучающих программ по формирования культуры здоровья.
6. Организация и контроль обеспечения сбалансированного
питания в школе.
7. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, создание условий для их гармоничного развития.
Планируя и проведя эксперимент с использованием технологий здоровьесбережения, мы пришли к выводу, что их применение действительно необходимо в ходе учебно-воспитательного процесса. В результате значительно повышается мотивация учащихся к обучению, их грамотность в области основ здорового образа жизни; формируются доброжелательные и справедливые отношения в коллективе.
Таким образом, в процессе исследования решены все поставленные задачи. Были изучены работы ведущих учёных и методистов по данной теме; проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература. Определена роль здоровьесберегающего компонента в процессе обучения биологии; выявлена степень сформированности культуры здорового образа жизни среди учащихся 8-х классов, реализована система уроков с применением технологий здоровьесбережения.
В заключении был проведен сравнительный эксперимент, анализ результатов которого подтвердил выдвинутую гипотезу, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет добиться улучшении состояния физического и психического здоровья учащихся и повышения их грамотности в вопросах ведения здорового образа жизни.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие мотивации к формированию здорового образа жизни обучающихся на уроках биологии
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия изучения локальной флоры и фауны в школьном курсе биологии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование санитарно-гигиенических понятий в школьном курсе биологии на основе универсальных учебных действий в 8 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Интерактивная лекция как средство пропаганды здорового образа жизни
при обучении биологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ В 7 КЛАССЕ»
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Краеведческий компонент при формировании ботанических понятий в начальной школе (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



