Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС

Работа №55311

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1060
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Понятие о педагогической технологии 9
1.2 История развития игровой деятельности, её особенности, структура и
функции 16
1.3 Игровые технологии как вид педагогических технологий 25
ГЛАВА 2 . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
2.1 Структура организации игры 30
2.2. Основные требование к игре на уроках биологии 33
2.3 Методические рекомендации по проведению игр на различных этапах
урока 38
2.4. Игровые технологии в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта 41
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
3.1 Педагогический эксперимент 44
3.2 Результаты педагогического исследования 47
3.3. Статистический анализ экспериментальных данных 57
ВЫВОДЫ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ


Формирование мировоззрения человека - одна из главных задач воспитания. Во многом представления человека об окружающем мире, о его собственной природе зависят от полноценности процесса школьного обучения. Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них навыков самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание узнавать новое, проявлять творческую инициативу.
Трудно добиться прочных знаний, если нет у учащихся интереса к учебному труду и изучаемому материалу. Важно не только передать учащимся определенную сумму знаний, а развивать у них самих желание искать, находить и использовать необходимую информацию. Творческая деятельность учащихся связана с особым напряжением их сил и способностей. Необходимыми предпосылками творческой деятельности являются познавательный интерес, использование знаний, конструктивное воображение и инициатива. А «изменение целевой ориентации и содержания школьного образования требует совершенствования подходов к оптимальному отбору методов и технологий обучения» [36].
Тщательный подбор формы урока необходим и зависит от изучаемого материала, от возможностей детского коллектива, от сложившихся взаимоотношений между учителем и учениками, а также от ряда мелких нюансов, которые, как правило, сугубо индивидуальны в конкретных условиях учебного процесса. Вариативность сочетания различных форм уроков очень велика, что обеспечивает возможность к творческому моделированию учебного процесса.
Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К последним можно отнести игровые технологии. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному занятию: сотрудничество между учителем и учащимися, формирование социальных компетенций, изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В процессе игры совершенствуются все психические процессы. Игры стимулируют развитие детей.
«В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая часть досуга, учения, культуры в целом.» [45].
Поскольку игровой момент присутствует во всех популярных явлениях культуры, то наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является игра. Игра для детей является не только средством коммуникации, она — символический язык для самовыражения и может открыть нам, что пережил ребенок, какие желания, мечты и потребности возникают у него и особенно его Я - концепции.
Актуальность: Каждого из нас, где бы мы не находились, окружают то, что связано с биологией. Биология достаточно сложный предмет, где изучаются не только флора и фауна, но и не малое количество понятий и законов. Задача современного учителя, показать высокий результат по качеству и успеваемости. Вопросы, касающиеся проблемы не из легких, так как в настоящее время в школах наблюдается большая информационная
загруженность и нежелание детей учится. Но в процессе игры даже самый пассивный ученик погружается в урок.
Биология является одной из важнейших наук, и именно с ней человек сталкивается повседневно. Поэтому учителя стараются делать уроки насыщенными и интересными и рассматривают разные технологии, стараясь найти лучшее.
Цель исследования :Изучение игровых технологий в обучении биологии.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы игровой технологии;
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- выявить сущность и классификацию игровых технологий;
- разработать уроки и внеклассные мероприятия с применением игровых технологий в процессе преподавания биологии;
- определить влияние использования игровых технологий на мотивацию и успеваемость учащихся по биологии.
Объект работы: Процесс обучения школьников на уроках биологии. Предмет исследования: Различные типы игровых технологий в обучении биологии.
Гипотеза: Мы предполагаем, что систематическое применение игровых технологий на уроках биологии будет способствовать повышению уровня знаний по биологии и развитию познавательного интереса.
Теоретическая значимость заключается в попытке обобщить теоретический материал, касающихся методов, типов и правил игровых технологий, используемых при обучении биологии.
Практическая значимость данной работы заключается в подтверждении продуктивности при использовании игровых технологий в обучении биологии.
Методы исследования:
а) анализ;
б) наблюдение;
в) эксперимент;
г) сравнение.
Этапы проведения опытно-экспериментальной деятельности:
а) постановочный (02.09.16 - 09.11.16) - выбор и осмысление
темы,изучение психолого-педагогической литературы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы;
б) собственно-исследовательский (10.11.16 - 17.12.16) - разработка
комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы;
в) интерпретационно -оформительский (05.03.17 - 30.04.17) -проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Апробация результатов исследования проводилась непосредственно через проведение уроков и внеклассных мероприятий по биологии.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №165 с углубленным изучением английского языка» Ново - Савиновского района г. Казани.
Достоверность полученных данных обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий активизации учебно - познавательной деятельности в обучении, апробацией результатов исследования, вариативным психолого-педагогическим экспериментом.
Результаты исследования. Квалификационная работа посвящена актуальной проблеме внедрения развивающих технологий, формирующих элементы научной деятельности и творческого поиска на уроках биологии. Рассмотрена игровая технология. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению игровой технологии в процессе преподавания биологии в школе. Все полученные результаты были статистически обработаны и отражены в рисунках.
Объем и структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, и приложений. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет говорить о том, что в настоящее время усиливается внимание исследователей к разработке сущности феномена «педагогическая технология», выявлению основополагающих его характеристик и типов. Таким образом, на основании теоретического анализа литературы мы можем сделать выводы:
1. Выделены особенности, функции и возможности использования игровых технологий, определены правила и требования, на основе которых они разрабатываются;
2. Экспериментальная проверка и практическое использование разработанных игр показало, что в ходе исследования наблюдается положительная динамика успеваемости и мотивации у школьников экспериментального класса по биологии;
3. Результаты педагогического исследования свидетельствуют о том, что игры как элементы игровых технологий, создают определенную мотивацию-
интерес к самой деятельности, её содержательно-операционной стороне;
4. Полученные в ходе проведения исследования данные подтвердили гипотезу о том, что применение в процессе обучения биологии игровых технологий является эффективным средством формирования познавательной активности учащихся. Это проявилось в росте устойчивой положительной мотивации к изучению предмета;
5. Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование игровых технологий дает наибольший эффект в тех классах, где доминируют ученики с пониженным интересом к учебе.
Результаты проведенного нами исследования позволили выявить эффективность применения игровых технологий в учебной и внеучебной деятельности, как способа повышения у школьников успеваемости и мотивации.
Игровая ситуация оказывает более быстрое и доступное освоение знаний и умений. Это является необходимым по причине того, что условия современные характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка. Реализация данной задачи несомненно требует нового подхода как обучению в целом ,так и к организации всего познавательного процесса. Помимо этого, современная школа требует научить каждого учащегося самостоятельного получения знаний и применения их в обыденной жизни, находить правильные решения, адаптироваться к новым условиям, а для этого мыслительные процессы должны быть очень быстрыми и разнообразными. Все это будет развиваться у учителя с учащимися в процессе освоения учебного материала посредством использования игры.
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б. Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе, А.В. Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А. Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке биологии.
Исследование показало, что ученические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение биологии.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - URL:
http: //минобрнауки.рф/документы/1909.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., Просвещение, 1989. - 224 с.
3. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве - М., Форум, 2009. - 155 с.
4. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе - М., Педагогика, 1981. - 176 с.
5. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1985. - 208 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989. - 190 с.
7. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия.- СПб., 1992.- 200 с.
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб., Питер, 2000. - 304 с.
9. Волков И.П. Педагогические технологии. - М., Просвещение ,1990. -381 с.
10. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». //Психология развития. СПб, Питер, 2011. С.56-79.
11. Граничина О.А. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИ-ЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2002. - с.48; ил.
12. Гросс К.Душевная жизнь ребенка. - Киев.,1996.- 242 с.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.,ИНТОР,1996.-544 с.
14. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. - М., Педагогика, 1991. - 224 с
15. Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. - Волгоград, Панорама, 2006. - 64с.
16. Иванова Н.Г. Материалы курса «Использование игр на уроках биологии»: лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. - 72
17. Ильина Т.А., Педагогика. - М., Просвещение, 1984. - 496 с.
18. Камахина Р.С. Урок-конкурс как нетрадиционный метод проверки знаний
по биологии в общеобразовательной школе / Р.С. Камахина // Современное естественнонаучное образование:достижения и инновации:У! Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция.Красноярск,14-15 ноября 2013 года /отв.ред.
Т.В.Голикова;ред.кол.;Краснояр.гос.пед.ун-т им.В.П.Астафьева.- Красноярск,2013.- С.120-122.
19. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб, КАРО, 2002.- 368 с
20. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // «Советская педагогика» 1985. - 57¬61с.
21. Крюкова Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. - Волгоград., Перемена, 1999. - 195с.
22. Кукушкина В.С. « Педагогические технологии» Ростов н/Д., Март, 2002. - 336 с.
23. Кукушин В.С., Теория и методика обучения . - М., Феникс, 2006. -202с.
24. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие. - М., Прометей, 1992. - 528 с.
25. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А.Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
26. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград., Перемена, 1995. - 152с.
27. Новиков Д.А. « Статистические методы в педагогический исследованиях
( типовые случаи)». М.:МЗ- Пресс, 2004. - 67с.
28. Пидкасистый. П.И. Педагогика/ Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.,
Роспедагентство, 1996, - 440с.
29. Пидкасистый П.И., Педагогика, Учебник, 2006.
30. Плеханов Г. В. Письма без адреса, искусство и общественная жизнь. М., 1956.-247 с.
31. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.С. 44-53.,
32. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины./ Прутченков А.С. //ПЕДАГОГИКА. - 1999. - N3. - С. С.121-126
33. Прутченков А.С. Учимся и учим, играя. - М., МПА, 1997. - 320 с.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии . - СПб., Питер, 2000.- 712с.
35. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998. - 256 с.
36. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства (текст): моногр. / М.И. Ситникова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 320 с.
37. Степановой О. А. «Профилактика школьных трудностей у детей» Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. пособие/ О.А. Степанова.- М. : Сфера, 2003.
38. Усманова С.Х. Применение игровых технологий на различных этапах урока
информатики [Электронный ресурс]/ - С.Х. Усманова//Интернет и образование.-2016.-Т.2016,№2.- Режим доступа: openclass/io/2/igrovye,
свободный. - Загл. с экрана.
39. Усова А.П. «Об организации обучения дошкольников» - раздел Педагогика,
- 2005.
40. Ушинский К.Д.Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том II / К.Д. Ушинский - М.: Книга по Требованию, 2014. -
769 с.
41. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2001.
42. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992 - 464 с.
43. Шайхетдинова Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельностии учащихся [Электронный ресурс]/ -Л.Р. Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .-Режим доступа:1^Йуа1.Пер1етЬег/агйс^/522077, свободный.- Загл. с экрана.
44. Шепель В.М. Особенности педагогической технологии. - М., ЮНИТИ, 1994.
- 194 с.
45. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии (текст) под ред Н.Е. Щурковой - М.: Новая шк., 1998.- 207
46.Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М., Педагогика, 1978. - 269 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ