Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС

Работа №53571
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметбиология
Объем работы120
Год сдачи2017
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1 История формирования культуры здоровья школьников в
отечественной и зарубежной педагогике 7
1.2 Правовые основы управления здоровьесберегающим пространством
современной школы 14
1.2.1 Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации
Федерального государственного образовательного стандарта 19
1.3 Система формирования культуры здоровья учащихся в курсе
предмета «Биология» 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАОУ «СОШ № 39» г.КАЗАНИ 27
2.1 Визитная карточка МАОУ «СОШ № 39 с углубленным изучением
английского языка» 27
2.2 Исследование организации учебной деятельности учащихся 8-х
классов при изучении биологии 29
2.2.1 Анализ условий проведения учебных занятий по биологии 34
2.2.2. Анализ успеваемости учащихся по биологии 36
2.2.3. Анализ мотивации познавательной деятельности учащихся при
изучении биологии 38
2.2.4. Выявление степени сформированности культуры здорового
образа жизни учащихся 42
2.2.5. Анализ состояния здоровья учащихся 44
2.3 Мониторинг реализации здоровьесберегающих технологий в МАОУ
«СОШ № 39 с углубленным изучением английского языка» 47
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 57
3.1 Создание модели здоровьесберегающего образовательного пространства МАОУ «СОШ № 39 с углубленным изучением
английского языка» 57
3.2 Статистическая обработка результатов исследования 68
ВЫВОДЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложение

В последние годы негативное влияние современной школьной среды на здоровье ребёнка становится всё более очевидным. Учебные перегрузки, которые испытывают обучающиеся, способны нанести серьёзный вред их здоровью, поэтому внимание медиков и педагогов привлечено к здоровью школьников [54]. В связи с этим возникла необходимость изменения содержания и структуры образования, обобщения опыта использования здоровьесберегающих технологий обучения, направленных на оптимизацию учебной нагрузки учащихся, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связаны со школой. Именно в школьные годы дети утрачивают здоровье под воздействием условий проведения учебно-воспитательного процесса, а сама система образования является здоровьеразрушающей и здоровьезатратной. Это означает, что современная школа должна взять на себя долю ответственности не только за образование детей, но и за их здоровье. Следовательно, все, от кого зависит здоровье школьников, пока они растут и формируются, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим их здоровью и развитию, а получение образования происходило без ущерба здоровью детей. В связи с этим как никогда остро встаёт проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время. Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями, поскольку многие вопросы по сохранению и улучшению здоровья детей становятся всё актуальней [58].
Идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, как пока это делается в нашей стране, и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало самой науки о здоровье.
Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство [31].
Целью данной работы является выявление основных направлений реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения учащихся 8-х классов.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить и проанализировать научно-теоретическую литературу и передовую педагогическую практику по здоровьесбережению обучающихся.
2. Определить место здоровьесберегающих технологий в содержании школьного курса биологии.
3. Изучить состояние здоровья учащихся, выявить степень сформированности культуры здорового образа жизни среди школьников средних классов, уровень мотивации познавательной деятельности.
4. Провести статистический анализ результатов исследования.
5. Проектирование модели здоровьесберегающего образовательного пространства школы.
Объект исследования - процесс обучения школьников на уроках
биологии.
Предмет исследования: использование здоровьесберегающих
технологий в процессе обучения биологии учащихся 8-х классов.
Гипотеза исследования: если педагогами школы будут систематически использоваться здоровьесберегающие технологии, учтены все факторы способствующие здоровью учащихся, то это позволит создать среду, способствующую сохранению и укреплению здоровья учащихся и более эффективное владение учебным материалом.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования и разработанная модель, могут быть использованы администрацией и педагогическими работниками образовательных учреждений при организации работы по здоровьесбережению в общеобразовательной школе.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ «СОШ № 39» Вахитовского района города Казани.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении поставленной проблемы в различных аспектах. Были исследованы научные труды педагогов и психологов в данной области, а также современные подходы в реализации вопросов здоровьесбережения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение методических разработок по данной проблеме, наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.
Структура работы. Работа состоит из введения; основной части, состоящей из 3 глав; заключения; списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Здоровье участников образовательного процесса - это результат стратегического управления, эффективность которого зависит от того, насколько правильно определены приоритеты, идея, осознана миссия, четко заданы цели. В соответствии с ними далее определяются направления, содержание, формы и средства здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. В динамично меняющихся условиях жизни с социальной точки зрения для современной школы актуальна не просто развивающая образовательная среда, но и среда здоровьесберегающая.
Проведенное нами педагогическое исследование показало, что стратегия и технологии развития современной школы должны быть направлены на сохранение здоровья учащихся и развитие навыков здорового образа жизни. Необходима многоплановая работа по созданию и реализации системы обучения основам здоровья и гигиенического воспитания. Для этого должна быть разработана четкая схема последовательных действий:
1. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.
2. Система коррекции нарушений систематического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.
3. Система медико-психологического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития учащихся.
4. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса и нормирования учебной нагрузки.
5. Разработка и реализация обучающих программ по формирования культуры здоровья.
6. Организация и контроль обеспечения сбалансированного
питания в школе.
7. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, создание условий для их гармоничного развития.
Планируя и проведя эксперимент с использованием технологий здоровьесбережения, мы пришли к выводу, что их применение действительно необходимо в ходе учебно-воспитательного процесса. В результате значительно повышается мотивация учащихся к обучению, их грамотность в области основ здорового образа жизни; формируются доброжелательные и справедливые отношения в коллективе.
Таким образом, в процессе исследования решены все поставленные задачи. Были изучены работы ведущих учёных и методистов по данной теме; проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература. Определена роль здоровьесберегающего компонента в процессе обучения биологии; выявлена степень сформированности культуры здорового образа жизни среди учащихся 8-х классов, реализована система уроков с применением технологий здоровьесбережения.
В заключении был проведен сравнительный эксперимент, анализ результатов которого подтвердил выдвинутую гипотезу, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет добиться улучшении состояния физического и психического здоровья учащихся и повышения их грамотности в вопросах ведения здорового образа жизни.



1. Г игиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02 // Официальные документы в образовании. - 2003. - № 3 - С 18-59.
2. Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» [Электронный ресурс] - URL:
http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf_file/0020/132932/E91655R.pdf
3. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г. (ратифицирована СССР 13.06.1990г.) [Электронный ресурс] -
URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
4. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/2565085/
5. Конституции Российской Федерации http://www.constitution.ru
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 октября 2003 года №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/902245172
7. Постановление об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи от 29 декабря 2001 г. № 916 // Официальные документы в образовании.-2002. -№ 4- С. 66-69.
8. Приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010 №2106 «Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-28122010-n-2106/
9. Стратегические направления улучшения здоровья и развития детей и
подростков [Электронный ресурс] - URL:
http: //www.portal. pmnch.org/maternal_child_adolescent/documents/92415910 64/ru/
10. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId = 2588.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http: //минобрнауки.рф/документы/1909.
13. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" https://duma.consultant.ru/page.aspx?1062895
14. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon- ot-24071998-n-124-fz-ob/
15. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-29122010-n-436-fz-o/
16. Айзман Р.И. Педагогическая и медицинская валеология - цели и задачи // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). Вып. 2. Липецк, Изд-во ЛПГУ, 1998, с.4-9
17. Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. и др. Обща валеология: конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.
18. Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. 6-9 классы. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 208 с.
19. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. Академия пед. наук СССР. - Москва: Просвещение, 1968. - 251с.
20. Багнетова Е.А., Корчин В.И., Кавеева И.А. особенности образа жизни и отношения к здоровью подростков ХМАО-Югры // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8 (часть 3). - стр. 500-503
21. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. Монография. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216 с.
22. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с.
23. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Диагностика психофизического и физического здоровья школьников. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2004. - 64 с.
24. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа - М.: МГПИ, 2008 г. - 222 с.
25. Безруких М.М, Сонькин В.Д., Фарбер Д.А.Возрастная физиология (физиология развития). Учебное пособие для студентов педагогических и психолого-педагогических вузов. - М.: Академия, 2001 г.
26. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения- М., 2002. - 181с.
27. Васильева И.Н. Формирование эколого-валеологической компетенции обучающихся // Справочник заместителя директора школы. №7.2010.
28. Васильева Н.Ю. Развитие представления о здоровье и здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 125.- С. 13-17.
29. Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч., вступ. ст. В.П. Карпова. М., 1936.- 736 с.
30. Гунн Г.Е. Современные технологии и проблемы охраны здоровья - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 142 с.
31. Дерябо С. Д., Ясвин В. А., Панов В. И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология. 2000. № 4.
С. 52-66.
32. Елисеев, В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы / В.В. Елисеев //Практика административной работы в школе. -
2010. - №8.- С.68-69.
33.Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования / Автореф. дисс. докт. пед. наук. -СПб., 1998. - 48 с.
34.Зайнеев М.М., Лохотская Л.А., Гайнуллин А.А. Лабораторные работы с анатомическим, физиологическим и гигиеническим содержанием. Биология, 8 класс общеобразовательной школы. КГПУ, 2011 - 28 с.
35.Зуев В. Ф. Педагогические труды. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1956. - 147 с.
36. Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков. Автореферат дисс. канд.псих.наук. - М, 2002.-234 с.
37. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
38. Лохотская Л.А., Камахина Р.С. Руководство к лабораторно-практическим занятиям по теории и методике обучения биологии (раздел «Человек). - КГПУ, 2004 - 82 с.
39. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
40. Нестеров В. Г. Современная школа и здоровье // Труды II съезда русских врачей. Т.1. - СПб. - 1887.
41. Нестерова О.В. Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений - Волгоград: Учитель, 2005. - 164 с.
42. Платон. Государство // Собр. соч.: В 4 т. - М, 1994. - Т. 3. - 421 с.
43. Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
44. Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические работы по биологии. Человек и его здоровье: 8 кл. - 2003. - 88 с.
45. Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды, М.: - Л., 1955.
46. Сапунов Б.В. Истоки русской школы // Сов. педагогика. - 1989. - №6. - С. 100-106.
47. Сергеева В.П., Подымова В.С. Инновации в образовательном процессе: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений,- М.: УЦ «Перспектива», 2012. - 182 с.
48. Смирнов В.В. Педагогическая система профилактики и борьбы с вредными привычками в России: история и современность: монография /
B. В. Смирнов ; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Москва: Компания Спутник+, 2008. - 354 с.
49. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2006. - 272 с.
50. Сычева Л. А. К вопросу об истории формирования знаний и умений о сохранении здоровья в педагогике и методике обучения биологии // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. -
C. 59-61.
51. Татарникова Л.Г. и др. Валеология основы безопасности жизни ребенка. - СПб., 1995.-240 с.
52. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе. - 2005. - №2. - С.40-44.
53. Ушинский, К. Д. Воспитание человека / К. Д. Ушинский; сост., авт. вступ. ст. С. Ф. Егоров. — М.: Карапуз, 2000. 256 с.
54. Фармаковский В.Л. Школьная диэтика. Одесса, Тип. Е.И. Фесенко, 1895.
55. Хайруллина М.Р., Камахина Р.С. Применение здоровьесберегающих технологий в школьном курсе биологии / М.Р. Хайруллина, Р.С. Камахина // Чтения памяти профессора А.А.Попова: сборник статей аспирантов и студентов. - Казань,2013. - С.131-139.
56. Цабыбин С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - Волгоград: Учитель, 2009. -172 с.
57. Чередниченко М.В, Оданович И.П. Рабочие программы по биологии. 8-9 классы. По программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника - Планета (уч), 2011. - 208 с.
58. Шимаковская С.Ю. Сохранение и укрепление здоровья школьников в педагогическом наследии И.А. Арямова. Автореферат дисс. канд.пед.наук.- Смоленск, 2011.-234 с.
59. Шклярова О.С., Шестакова Н.В., Павлович И.Г. Здоровьесберегающее направление в современной школе, - М.: УЦ «Перспектива», 2012. - 282 с.
60. Щербо И. Три образовательных среды школы здоровья // Директор школы. - 2008. - № 8. - С. 30.
61. Kamahina, R.S. Principal directions in the formation of health-saving space in school / R.S. Kamahina, L.A. Lohotskaya, I.F. Yarullin // International Journal of Pharmacy and Technology. - 2016. - Vol. 8. - № 3. - P.14872-14883.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.