Управление предпринимательскими стартап компаниями на примере ООО «СтартПак»
|
Введение 3
1 Стартап как современное направление бизнеса 5
1.1 Понятие стартапа и его виды 5
1.2 Основные стадии развития стартапов 16
1.3 Управление стартап компаниями, проблемы и возможности их решений .. 25
2 Управление стартап компанией на примере ООО «СтартПак» 33
2.1 Краткая характеристика ООО «СтартПак» 33
2.2 Анализ системы управления ООО «СтартПак» 48
2.3 Анализ особенностей управления стартап проектом в рамках компании .. .57
2.4 Особенности управления финансами в стартап компании на примере
ООО «СтартПак» 61
3 Предложения по повышению эффективности управления в ООО «СтартПак»
67
3.1 Изменение организационной структуры 67
3.2 Привлечение финансирования 71
3.3 Выход на новые рынки 75
Заключение 82
Список использованных источников 87
Приложение
1 Стартап как современное направление бизнеса 5
1.1 Понятие стартапа и его виды 5
1.2 Основные стадии развития стартапов 16
1.3 Управление стартап компаниями, проблемы и возможности их решений .. 25
2 Управление стартап компанией на примере ООО «СтартПак» 33
2.1 Краткая характеристика ООО «СтартПак» 33
2.2 Анализ системы управления ООО «СтартПак» 48
2.3 Анализ особенностей управления стартап проектом в рамках компании .. .57
2.4 Особенности управления финансами в стартап компании на примере
ООО «СтартПак» 61
3 Предложения по повышению эффективности управления в ООО «СтартПак»
67
3.1 Изменение организационной структуры 67
3.2 Привлечение финансирования 71
3.3 Выход на новые рынки 75
Заключение 82
Список использованных источников 87
Приложение
Актуальность работы. Компании, которые недавно вышли на мировой рынок и еще не имеют длинной истории операционной деятельности, называются «стартап-компаниями» или просто «стартапами». Такие компании, как правило, созданы не так давно и могут находиться в стадии развития или исследования рыночных перспектив. Популярности термин стартап достиг в период «пузыря доткомов», когда создавалось множество интернет-компаний. Стартап проекты в высокотехнологичных областях стали часто называть хай- тек-стартапы. Хотя термин стартап преимущественно применяется к интернетпроектам и сфере информационных технологий, его можно применять ко всем компаниям, которые только начали свое существование в любой из сфер деятельности. Компании, которые недавно появились или только планируются к созданию в сфере информационных технологий, называются IT-стартапами. IT- стартапами, как правило не пользуются агрессивными маркетинговыми и пиарметодами, которые направляются на быстрое продвижение компании. Стартапы данного типа имеют большой срок создания и выхода на рынок.
В настоящее время стартапы становятся все более актуальным и перспективным видом бизнеса. Создаются новые бизнес-инкубаторы и стартапакселераторы, а старые расширяются и развиваются. Не вызывает сомнений, что в скором будущем создание стартапов станет самым модным и перспективным занятием. Причем, не только для авторов и разработчиков стартапов, но и для инвесторов.
Объект исследования - компания ООО «СтартПак».
Предмет исследования - управление предпринимательскими стартап компаниями.
Цель исследования - проанализировать управление предпринимательскими стартап компаниями.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
- рассмотреть понятие стартапа и его виды;
- определить основные стадии развития стартапов;
- проанализировать управление стартап компаниями, проблемы и возможности их решения;
- рассмотреть управление стартап компанией на примере ООО «Старт-
Пак»;
- разработать предложения по повышению эффективности управления в ООО «СтартПак».
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы начинающими стартап компаниями для продвижения на рынке.
В настоящее время стартапы становятся все более актуальным и перспективным видом бизнеса. Создаются новые бизнес-инкубаторы и стартапакселераторы, а старые расширяются и развиваются. Не вызывает сомнений, что в скором будущем создание стартапов станет самым модным и перспективным занятием. Причем, не только для авторов и разработчиков стартапов, но и для инвесторов.
Объект исследования - компания ООО «СтартПак».
Предмет исследования - управление предпринимательскими стартап компаниями.
Цель исследования - проанализировать управление предпринимательскими стартап компаниями.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
- рассмотреть понятие стартапа и его виды;
- определить основные стадии развития стартапов;
- проанализировать управление стартап компаниями, проблемы и возможности их решения;
- рассмотреть управление стартап компанией на примере ООО «Старт-
Пак»;
- разработать предложения по повышению эффективности управления в ООО «СтартПак».
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы начинающими стартап компаниями для продвижения на рынке.
Стартапы – это быстрорастущие бизнесы, создаваемые на основе инновационной идеи командой, реализующей эту идею, привлекая необходимое финансирование и компетенции, и внедряющей инновационную идею на рынке,
благодаря чему создается новая компания, новый бизнес. По мнению Гайдара
Магданурова, управляющего директора Фонда посевного финансирования
Microsoft, основными составляющими стартапа являются три компонента: полезная для потребителей идея, эффективная команда и своевременное привлечение достаточных для развития стартапа ресурсов.
Главным фактором для создания стартапа служит хорошая новаторская
идея. Собственно, за свежими и необычными идеями гонятся многие и часто
приобретая их не жалеют крупные суммы. Сама идея, не имеющая никакого
материального воплощения, а существующая только на бумаге или на словах,
может стоить очень много.
Ещё один фактор успеха — это молодость стартаперов — они увлечены
идеей, готовы упорно трудиться и выкладываться на все сто ради своего дела.
Важно наличие и хорошей команды. Конечно, начинать бизнес можно и одному, но это достаточно тяжело. И вопрос здесь не столько в деньгах, сколько в
разработке стратегии, в управлении и выходе на всевозможные рынки.
Итак, главные достоинства стартапа:
- тесный дружный коллектив, где складываются особые доверительные
отношения;
- маневренность и отсутствие рамок в работе;
- каждый предприниматель приобретает бесценный опыт ведения своего
дела;
82- исполнитель непосредственно заинтересован в результате и работает от
души.
Стартап в своем развитии проходит несколько стадий:
1. Pre-startup — временной период, длящийся от момента зарождения
идеи до выхода товара на рынок.
2. Pre-seed — стадия, когда уже есть идея и четкое понимание что именно
надо покупателям, однако еще нет ясного представления о том, как эту идею
лучше реализовывать технически и как ее следует продвигать, чтобы она приносила деньги, или же есть, но только в самом общем виде.
3. Seed — посевная стадия, на этапе которой изучается рынок, составляется план стартапа, составляется и выполняется техническое задание, создается
и тестируется прототип, идет поиск первых инвесторов и подготовка к пуску
проекта.
4. Прототип — создание технического задания и проектировка интерфейсов:
- работающий прототип,
- альфа-версия продукта: продукт уже готов, но еще не протестирован,
- закрытая бета-версия продукта: он уже имеет вид, близкий к тому, каким его задумывали, появляется небольшое количество пользователей, приглашенных основателями стартапа для того, чтобы опробовать сервис и сообщить
о недоработках и возможных улучшениях,
- публичная бета-версия продукта: ведется умеренно активное привлечение пользователей, часто производится распространение ограниченного количества приглашений (инвайтов), заключаются договора с первыми клиентами.
5. Запуск товара (проекта) в производство или использование.
6. Посевная стадия Seed уже для запущенного продукта.
7. Startup стадия — решающая стадия для любого проекта – стадия запуска и начальный период его работы.
8. Стадия роста — стартап занимает на рынке устойчивое положение и
уверенно движется к завоеванию ниши, которая была изначально намечена.
839. Стадия расширения — стартап уже выполнил либо приблизился к выполнению бизнес-плана на первичном целевом рынке, и начинает увеличивать
границы за счет завоевания других рынков.
10. Стадия выхода — выход из бизнеса (частично либо полностью) бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, ранее принимавших участие в финансировании стартапа, он может происходить через продажу фирмы стратегическим
инвесторам, через размещение акций компании на бирже (выход на IPO) и через частное размещение (продажа акций предприятия фондам прямых инвестиций).
На примере ООО «СтартПак» было изучено развитие и этапы формирования успешного стартап проекта. Также в работе были оценены мероприятия
по формированию организационной культуры, способствующей становлению и
развитию:
- Подбор персонала и создание команды;
- Обучение персонала и повышение его квалификации;
- Разработка системы мотивации;
- Осознание принципов руководства;
- Формирование стиля руководства;
- Поощрение идей в коллективе.
Все они сыграли роль в формировании сплоченного духа команды, обретении мотивации к работе и заинтересованности в успехе стартапа Startpack.
В работе также мной были проанализированы источники дохода
ООО «СтартПак». В компании два основных вида дохода: доходы от реализации услуг и внереализационные доходы. Доходами от реализации представлена
выручка от реализации услуг, а также выручка от реализации имущества и
имущественных прав. Эти виды выручки должны оставаться основными в
структуре доходов СтартПак, ведь, по сути, для этого оно и создавалось.
В условиях рыночной конкуренции потеря одного клиента (покупателя)
ведет к уменьшению выручки от реализации. Следовательно, тот размер выручки, который Стартпак получит сегодня, не есть гарантия того, что она полу-
84чит такой же результат завтра. Для того чтобы сохранить имеющихся клиентов
и привлечь новых, очень важно этот доход инвестировать в дальнейшее развитие компании.
Следует отметить, что финансовое состояние данной организации
достаточно прочное, в динамике имеет место увеличение прибыли. Однако,
мной были предложены идеи по повышению эффективности управления в
ООО «СтартПак» и способы еще большего увеличения прибыли в ближайшие
годы.
Первым стало предложение изменить организационную структуру путем
привлечения в штат дополнительных сотрудников для продвижения проекта на
рынке и привлечения к взаимодействию партнеров — компаний-разработчиков
популярных веб-приложений, с кем может быть налажена реферальная программа или иной вид партнерской программы, приносящей прибыль Startpack.
В настоящий период времени над проектом Startpack трудятся 8 человек, включая директора компании. Разработкой системы занимаются 3 специалиста, её
испытание производят 2 инженера по тестированию. За продвижение Startpack
ответственен один единственный сотрудник. Такая структура является идеально сбалансированной для растущего стартапа, чья первостепенная задача —
разработка проекта, а не монетизация. Но одного специалиста по продвижению
недостаточно для того, чтобы услуги компании активно и успешно продавались.
Также в процессе написания работы мной было выявлено, что для большинства стартаперов основной проблемой является привлечение финансирования и умение находить подходящих инвесторов. У Startpack имеются постоянные инвесторы, при их финансовой поддержке проект успешно существует 5
лет и прошёл все начальные стадии стартапа. И сейчас будет отличным решением привлечение к нему краудфандинг-финансирования, когда стартап за денежными средствами обращается не к профессиональным инвесторам, а к
обычным людям, заинтересованным в развитии этого проекта последователям,
единомышленникам и просто энтузиастам. Мной был произведен подсчет тре-
85бующихся для Startpack средств на ближайший год. На сбор привлекаемых
ООО «СтартПак» средств в размере 24 млн. рублей на площадке VCStart уйдет
примерно 90 дней.
И, наконец, мной был рассмотрен вариант выхода Startpack на зарубежные рынки. Многие привыкли считать, что выход на зарубежные рынки – это
привилегия больших игроков, но в последнее время компании малого и среднего бизнеса доказывают, что им это тоже по плечу. В условиях санкций преимущество оказывается как раз на их стороне, так как международная активность
крупных российских компаний может блокироваться. Благодаря современным
технологиям сейчас даже небольшие компании могут практически на равных с
корпорациями и государствами вести работу на международной арене. Startpack
может расширить свои границы и выйти на международный рынок, где станет
одним из первых в своём сегменте. Вероятнее всего, услуги ООО «СтартПак»
будут больше всего востребованы на европейском и азиатском рынке. Выход на
новый рынок — это процесс, который требует серьезной подготовки. Следует
подробно изучить особенности потенциальной аудитории и местных конкурентов. Главные усилия должны быть направлены на то, чтобы понять есть ли интерес к компании на данном рынке, поэтому первые вложения должны быть
небольшими и работать в формате теста. Судя по раннему опыту развития проекта компании ООО «СтартПак» на российском рынке, этот мой вариант увеличения монетизации будет наиболее успешен.
Многие предприниматели, открывая собственное дело, испытывают душевный подъем и удивляются фантастической работоспособности, которая
наблюдается на ранних порах. Заниматься любимым делом – заветная мечта
почти каждого предпринимателя, но если вначале все трудности преодолеваются с энтузиазмом, то вскоре наступает упадок сил и нехватка финансовых
средств, которая обозначает крах бизнеса.
благодаря чему создается новая компания, новый бизнес. По мнению Гайдара
Магданурова, управляющего директора Фонда посевного финансирования
Microsoft, основными составляющими стартапа являются три компонента: полезная для потребителей идея, эффективная команда и своевременное привлечение достаточных для развития стартапа ресурсов.
Главным фактором для создания стартапа служит хорошая новаторская
идея. Собственно, за свежими и необычными идеями гонятся многие и часто
приобретая их не жалеют крупные суммы. Сама идея, не имеющая никакого
материального воплощения, а существующая только на бумаге или на словах,
может стоить очень много.
Ещё один фактор успеха — это молодость стартаперов — они увлечены
идеей, готовы упорно трудиться и выкладываться на все сто ради своего дела.
Важно наличие и хорошей команды. Конечно, начинать бизнес можно и одному, но это достаточно тяжело. И вопрос здесь не столько в деньгах, сколько в
разработке стратегии, в управлении и выходе на всевозможные рынки.
Итак, главные достоинства стартапа:
- тесный дружный коллектив, где складываются особые доверительные
отношения;
- маневренность и отсутствие рамок в работе;
- каждый предприниматель приобретает бесценный опыт ведения своего
дела;
82- исполнитель непосредственно заинтересован в результате и работает от
души.
Стартап в своем развитии проходит несколько стадий:
1. Pre-startup — временной период, длящийся от момента зарождения
идеи до выхода товара на рынок.
2. Pre-seed — стадия, когда уже есть идея и четкое понимание что именно
надо покупателям, однако еще нет ясного представления о том, как эту идею
лучше реализовывать технически и как ее следует продвигать, чтобы она приносила деньги, или же есть, но только в самом общем виде.
3. Seed — посевная стадия, на этапе которой изучается рынок, составляется план стартапа, составляется и выполняется техническое задание, создается
и тестируется прототип, идет поиск первых инвесторов и подготовка к пуску
проекта.
4. Прототип — создание технического задания и проектировка интерфейсов:
- работающий прототип,
- альфа-версия продукта: продукт уже готов, но еще не протестирован,
- закрытая бета-версия продукта: он уже имеет вид, близкий к тому, каким его задумывали, появляется небольшое количество пользователей, приглашенных основателями стартапа для того, чтобы опробовать сервис и сообщить
о недоработках и возможных улучшениях,
- публичная бета-версия продукта: ведется умеренно активное привлечение пользователей, часто производится распространение ограниченного количества приглашений (инвайтов), заключаются договора с первыми клиентами.
5. Запуск товара (проекта) в производство или использование.
6. Посевная стадия Seed уже для запущенного продукта.
7. Startup стадия — решающая стадия для любого проекта – стадия запуска и начальный период его работы.
8. Стадия роста — стартап занимает на рынке устойчивое положение и
уверенно движется к завоеванию ниши, которая была изначально намечена.
839. Стадия расширения — стартап уже выполнил либо приблизился к выполнению бизнес-плана на первичном целевом рынке, и начинает увеличивать
границы за счет завоевания других рынков.
10. Стадия выхода — выход из бизнеса (частично либо полностью) бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, ранее принимавших участие в финансировании стартапа, он может происходить через продажу фирмы стратегическим
инвесторам, через размещение акций компании на бирже (выход на IPO) и через частное размещение (продажа акций предприятия фондам прямых инвестиций).
На примере ООО «СтартПак» было изучено развитие и этапы формирования успешного стартап проекта. Также в работе были оценены мероприятия
по формированию организационной культуры, способствующей становлению и
развитию:
- Подбор персонала и создание команды;
- Обучение персонала и повышение его квалификации;
- Разработка системы мотивации;
- Осознание принципов руководства;
- Формирование стиля руководства;
- Поощрение идей в коллективе.
Все они сыграли роль в формировании сплоченного духа команды, обретении мотивации к работе и заинтересованности в успехе стартапа Startpack.
В работе также мной были проанализированы источники дохода
ООО «СтартПак». В компании два основных вида дохода: доходы от реализации услуг и внереализационные доходы. Доходами от реализации представлена
выручка от реализации услуг, а также выручка от реализации имущества и
имущественных прав. Эти виды выручки должны оставаться основными в
структуре доходов СтартПак, ведь, по сути, для этого оно и создавалось.
В условиях рыночной конкуренции потеря одного клиента (покупателя)
ведет к уменьшению выручки от реализации. Следовательно, тот размер выручки, который Стартпак получит сегодня, не есть гарантия того, что она полу-
84чит такой же результат завтра. Для того чтобы сохранить имеющихся клиентов
и привлечь новых, очень важно этот доход инвестировать в дальнейшее развитие компании.
Следует отметить, что финансовое состояние данной организации
достаточно прочное, в динамике имеет место увеличение прибыли. Однако,
мной были предложены идеи по повышению эффективности управления в
ООО «СтартПак» и способы еще большего увеличения прибыли в ближайшие
годы.
Первым стало предложение изменить организационную структуру путем
привлечения в штат дополнительных сотрудников для продвижения проекта на
рынке и привлечения к взаимодействию партнеров — компаний-разработчиков
популярных веб-приложений, с кем может быть налажена реферальная программа или иной вид партнерской программы, приносящей прибыль Startpack.
В настоящий период времени над проектом Startpack трудятся 8 человек, включая директора компании. Разработкой системы занимаются 3 специалиста, её
испытание производят 2 инженера по тестированию. За продвижение Startpack
ответственен один единственный сотрудник. Такая структура является идеально сбалансированной для растущего стартапа, чья первостепенная задача —
разработка проекта, а не монетизация. Но одного специалиста по продвижению
недостаточно для того, чтобы услуги компании активно и успешно продавались.
Также в процессе написания работы мной было выявлено, что для большинства стартаперов основной проблемой является привлечение финансирования и умение находить подходящих инвесторов. У Startpack имеются постоянные инвесторы, при их финансовой поддержке проект успешно существует 5
лет и прошёл все начальные стадии стартапа. И сейчас будет отличным решением привлечение к нему краудфандинг-финансирования, когда стартап за денежными средствами обращается не к профессиональным инвесторам, а к
обычным людям, заинтересованным в развитии этого проекта последователям,
единомышленникам и просто энтузиастам. Мной был произведен подсчет тре-
85бующихся для Startpack средств на ближайший год. На сбор привлекаемых
ООО «СтартПак» средств в размере 24 млн. рублей на площадке VCStart уйдет
примерно 90 дней.
И, наконец, мной был рассмотрен вариант выхода Startpack на зарубежные рынки. Многие привыкли считать, что выход на зарубежные рынки – это
привилегия больших игроков, но в последнее время компании малого и среднего бизнеса доказывают, что им это тоже по плечу. В условиях санкций преимущество оказывается как раз на их стороне, так как международная активность
крупных российских компаний может блокироваться. Благодаря современным
технологиям сейчас даже небольшие компании могут практически на равных с
корпорациями и государствами вести работу на международной арене. Startpack
может расширить свои границы и выйти на международный рынок, где станет
одним из первых в своём сегменте. Вероятнее всего, услуги ООО «СтартПак»
будут больше всего востребованы на европейском и азиатском рынке. Выход на
новый рынок — это процесс, который требует серьезной подготовки. Следует
подробно изучить особенности потенциальной аудитории и местных конкурентов. Главные усилия должны быть направлены на то, чтобы понять есть ли интерес к компании на данном рынке, поэтому первые вложения должны быть
небольшими и работать в формате теста. Судя по раннему опыту развития проекта компании ООО «СтартПак» на российском рынке, этот мой вариант увеличения монетизации будет наиболее успешен.
Многие предприниматели, открывая собственное дело, испытывают душевный подъем и удивляются фантастической работоспособности, которая
наблюдается на ранних порах. Заниматься любимым делом – заветная мечта
почти каждого предпринимателя, но если вначале все трудности преодолеваются с энтузиазмом, то вскоре наступает упадок сил и нехватка финансовых
средств, которая обозначает крах бизнеса.



