Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИКИ ДЕРЖАВИНА В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА

Работа №53391

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
483
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения лирики в школе
1.1. Понятие о биографическом методе 6
1.2. Особенности лирики как предмета школьного изучения 10
Глава 2. Изучение лирики Г.Р.Державина в школе на основе биографического метода
2.1. Жизнь и творчество поэта 17
2.2. Ода как основной жанр поэзии Державина 21
2.3. Особенности лирики Державина как источника изучения личности
автора 26
Глава 3. Методические рекомендации по изучению лирики Державина в
школе на примере конспекта урока в 9 классе 40
Заключение 58
Библиография 60



Гавриил Романович Державин - один из выдающихся поэтов и писателей конца XVIII века. Творчество автора сохранило не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Наследие Державина пережило и восторги современников, и годы забвения, которые часто приходят и к самым большим поэтам. Гавриила Державина можно назвать предтечей современной русской поэзии, которая преодолела инерцию тяжеловесного классицистического слога и в то же время воплотила в своем творчестве все лучшее из наследия русской и европейской словесности. Творчество поэта охватывает почти полувековой период (1770-1816) - время становления новых литературных форм русской словесности, формирования современного русского литературного языка. Творчество Державина повлияло на литературный язык и отечественную словесность. Он впервые явил миру образ поэта, жизнь которого подчинена творчеству. Пройдя в юности через множество искушений, поэт достиг духовных вершин через творчество, запечатлев свои духовные искания в произведениях, многие из которых стали эталоном русской поэзии.
Державин - наш земляк. Он родился в селе Сокуры и не раз воспевал Родину в своих произведениях. Этот факт вызывает дополнительный интерес к биографии и творчеству автора. Большое внимание уделяется изучению наследия автора на уроках литературы. Личные качества, переживания и мысли, а также факты из жизни Державина нашли отражение в его стихотворениях. Творчество автора - это не просто изучение литературных традиций и исторических событий XVIII века, это, прежде всего, изучение богатого внутреннего мира самого автора, его взглядов на жизнь, его мировоззрения. Этим и обусловлена актуальность нашей работы. В данной работе мы взглянем на творчество Державина на основе биографического метода, то есть, увидим, как биографические события оказали влияние на творчество поэта. Более того, изучение наследия Державина будет вестись в контексте краеведения. Обращение к творчеству поэта-земляка вызывает еще больший интерес.
Изучение Г авриила Державина входит в обязательную программу по литературе. Это говорит о том, что степень изученности творчества поэта высока. В разные годы к творчеству автора обращались такие исследователи как Д.Д. Благой, В.В. Западов, М.Г. Альтшуллер и др. Из современных исследователей можно назвать А.Ф. Галимуллину, Т.А. Липатова, Н.Ю. Желтову, Анна Варда, А.Г. Маслову и других. Непосредственно теорий биографического метода занимались Сент-Бев, Б.М. Эйхенбаум, в России Н.А. Котляровский и другие.
Научная новизна нашей работы заключается в том, что, мы рассматриваем Державина как уроженца Республики Татарстан и уделяем большое внимание биографическому методу в исследованиях его произведений.
Объектом изучения является биография Державина и его лирика. Предмет изучения - биографический метод при изучении творчества поэта.
Цель данной дипломной работы - процесс изучения лирики Державина в школе на основе биографического метода. Для успешного выполнения цели были поставлены следующие задачи:
-дать определение понятию «биографический метод»;
-рассмотреть лирику как предмет школьного изучения; -познакомиться с биографией Державина, его периодом жизни в Татарстане;
-рассмотреть оду как основной жанр поэзии Державина;
-выявить особенности лирики поэта как источника изучения личности автора;
-представить методические разработки по изучению лирики Державина, которые можно использовать на уроке литературы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе приводится теоретический материал о биографическом методе в литературе, а также теория изучения лирики на уроках литературы. Во второй главе дается информация о биографии Державина, рассматривается ода как основной жанр его творчества, а также анализируется его творчество с точки зрения биографического метода. В третьей главе приводятся методические рекомендации по использованию данного материала в школе на уроках литературы в 9 классе.
Практическая значимость работы заключается в том, что данный материал можно использовать на занятиях по литературе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы проанализировали творчество Державина на основе биографического метода. Биографический метод считается наиболее ранним методом в литературоведении. Он изучает творчество писателя или поэта как выражение его личного жизненного опыта, который считается решающим творческим началом искусства. Использование данного метода на уроках литературы при изучении творчества того или иного автора всегда актуально. В данной работе мы применили биографический метод в изучении лирики нашего земляка, великого поэта XVIII века.
Лирика требует отдельного, особого внимания, так как является самой сложной при изучении из всех родов литературы. Если в драме и эпосе объектом изображения становятся разнообразные стороны жизни и человеческого бытия, при этом авторское сознание растворено в художественном строе произведения и в системе образов, в лирике же авторское сознание открыто, несмотря на то что формы его проявления могут быть разными.
Лирическое стихотворение - это самостоятельный, но не замкнутый в себе мир. Постижение стихотворения возможно лишь на фоне той системы поэтического творчества, которой оно рождено. Для полноценного восприятия лирики нужно изучать стихотворение в контексте всего творчества поэта, обнаруживать связи отдельного произведения с мироощущением поэта, а также своеобразием его поэтической манеры. Что мы и попытались сделать в нашей работе.
Творчество Г. Державина представлено разнообразными жанрами, которые мы рассмотрели во второй главе. Жанровое своеобразие лирики поэта сделала ее значимой для литературы, а что немаловажно новаторской. Доминирующая тема в творчестве Державина - это человек, его жизнь и внутренний мир. Автор обращает внимание даже на самые мельчайшие детали человеческого бытия. Это стало новшеством для поэзии того века. В произведениях Державина четко выражена позиция самого автора, читатель понимает его мировоззрение, прикасается к внутреннему миру автора. Поэт не скрывает своих чувств, мыслей и эмоций от читателей. Такая тенденция явилась шагом к развитию реализма в лирике.
Излюбленный жанр Державина - ода. Он стал первым поэтом, который видоизменил жанр оды, ввел свои новшества, стал сочетать «низкое» и «высокое» в данном жанре. Державин писал и хвалебные, и гневные, и сатирические оды. Большинство его произведений обличает равнодушие властей к нелегкой жизни простого народа. В стихотворениях поэта как никогда проявляется черта его характера, звучат его мысли, чувства, желания. Многие темы в них продиктованы самой жизнью автора. Всю несправедливость, которую он встречал в жизни, изображал в стихах.
Материал, приведенный в нашей работе, можно смело использовать на уроках литературы. Мы представили образец проведения урока внеклассного чтения по изучению творчества Державина в 9 классе.
Державин - уроженец Лаишевского района. В связи с этим большой интерес в изучении его творчества имеет биография поэта, особенно годы, проведенные в Казани. В методические рекомендации нами был включен интересный краеведческий материал, касающийся жизни и творчества великого поэта.
Таким образом, рассмотрев все основные задачи, поставленные нами в начале работы, считаем, что достигли цели - рассмотрели особенности изучение биографии Г.Р. Державина на основе биографического метода.



1. Державин Г. Р. Стихотворения. - М., 1957.
2. Альтшуллер. М. Г. Идейные и художественные искания в русской лирике 1790-х годов (Н. Николев, П. Сумароков, Е. Костров, С. Бобров). Автореф. канд. дисс., - Л., 1966, С. 16.
3. Ачкасова Г.Л. «Видеть», «слышать» и переживать художественное слово // Литература в школе. - 1988. - № 4. - С. 37-39.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1977.
5. Барахов B.C. Литературный портрет. Истоки, поэтика, жанр. - Л., 1984.
6. Беляева Н.А. Уроки постижения лирики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/poezia. html
7. Берков. П. Н. Проблема изучения русского классицизма. В кн.: Русская литература XVIII века. Эпоха классицизма. - М. - Л.: Наука, 1964, С. 29.
8. Благой. Д. Д. Гаврила Романович Державин. В кн.: Г. Р. Державин, Стихотворения. «Библиотека поэта». Большая серия. - Л., 1957, С. 67.
9. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. - М.: Просвещение, 1964.
10. Биографический метод [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.litdic.ru/biografiche skij -meto d/
11. Богданов А. Н., Юдкевич Л. Г. Методика литературоведческого анализа. - М.: «Просвещение», 1969.
12. Варда Анна. Гавриил Державин и «Фелицейский цикл» // Филология и культура. - 2015. - № 1.
13. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе/сб. статей Вып. I. - М.: Просвещение, 1972.
14. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. - М.: Просвещение, 1974. Сост. Т.Г. Браже
15. Галимуллина А.Ф., Пашкуров А.Н. «Заветы мудрого века»: наследие Г.Р. Державина и нравственные ценности его художественного мира в культурно-просветительской жизни Республики Татарстан. //Литература в школе. - 2016. - №9. - С.4-11
16. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. Л.: Сов. писатель, 1987. - 397 с.
17. Гинзбург Л. О лирике. М. - Л., Советский писатель, 1964.
18. Грот Я.К. Жизнь Державина. - М., 1997.
19. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.
- Л., «Просвещение», 1966.
20. Гуковский. А. 1) Первые годы поэзии Державина. В его кн.: Русская поэзия XVIII века. Academia, Л., 1927, С. 183-201; 2) Державин. В кн.: Г. Р. Державин, Стихотворения. «Библиотека поэта». Малая серия. - Л., 1935.
21. Дидактика средней школы //Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина.
- М., 1975. - 356 с.
22. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314с.
23. Дроздова М.Ф. Пушкин в музыке русских композиторов. Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск, 1980. - 61с.
24.Западов. В. А. Мастерство Державина. «Советский писатель», - М., 1958.
25.Западов. В.А. Гаврила Романович Державин. «Просвещение», - МЛ., 1965, С. 164.
26. Желтова Н.Ю. Державин и серебряный век // Филологическая регионалистика. - 2013. - № 1.
27. Искусство и школа: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - 288 с.
28. Котляровский Н.А. Старинные портреты. - СПб, 1907.
29. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М, 1976. - 412 с.
30. Кудряшов Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1981. 190 с.
31. Купреянова Е.Н. А.С. Пушкин. // История русской литературы. В 4-х т. Т. 2. - Л.: Наука, 1981. - С. 235-323.
32. Кутузов А.Г. «Как войти в мир литературы». - М., 2001. - 378 с.
33. Лекции по методологии литературоведческих исследований
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //nataliabedzir.com/2013/12/11 /лекции-по-методологи- литературоведч./
34. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучений. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
35. Липатов Т.А. Державин как провозвестник реализма и сентиментализма в русской литературе // Вестник Марийского государственного университета. - 2012. - № 10.
36. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством // Литература в школе. - 1998. - № 8. - С. 91-98.
37. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроке литературы // Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей /Сост. Т.Г. Браже. - М.: Просвещение, 1971. - С. 166-211.
38. Маранцман В.Г. Читательское восприятие и художественная мысль автора в школьном анализе литературного произведения // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1974. - С. 57-89.
39. Маслова А.Г. Время как объект поэтической рефлексии в творчестве Г.Р. Державина // Вестник Рязанского государственного университета им.С.А. Есенина. - 2011. - № 30.
40. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под. ред. Е.Н. Колокольцева. - М.: Просвещение, 1990. -224 с.
41. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой и
B. Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 280 с.
42. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
43. Нефедов Н.Т. Возникновение биографического метода // История зарубежной критики и литературоведения. - М., 1988.
44. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М.: Книга, 1972. - 152 с.
45. Прессман Л.П. Внеклассная работа по литературе. - М.:
Просвещение, 1983. - 97с.
46. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М., 1985. - 342 с.
47. Сент-Бев Ш.О. Литературные портреты. Критические очерки. - М.: Художественная литература, 1970.
48. Труфанова Е.В. Созвучье муз // Литература в школе. - 1998. - № 7. -
C. 157-160.
49. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе. - М.: Просвещение, 1978. - 269 с.
50. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
51. Труфанова Е.В. Созвучье муз // Литература в школе. -1998. - № 7.
52. Полякова Л.В. Г.Р. Державин: к концепции современного прочтения поэтического творчества // Вестник Тамбовского университета. - 2008. - № 7.
53. Прессман Л.П. Внеклассная работа по литературе. - М.:
Просвещение, 1983.
54.Эйхенбаум Б.М. О прозе. Сборник статей. - Л.: Художественная литература, 1969.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ