Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №17562

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4452
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы использования тестового контроля в начальной школе 8
1.1. Значение тестового контроля для диагностики математического развития
младших школьников 8
1.2. Виды, формы и функции тестового контроля на уроках математик 12
1.3 Анализ рекомендаций по использованию тестового контроля на уроках
математики 16
Глава 2. Исследование возможностей использования тестового контроля в процессе изучения величин в начальной школе 22
2.1 Педагогические условия организации и проведения опытно-экспериментальной работы (констатирующий эксперимент) 22
2.2 Система приемов и методов тестового контроля в процессе изучения
величины «Длина» 26
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 32
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А Тест № 1. Сантиметр (1 класс) 46
Приложение Б Тест № 2. Дециметр (1 класс) 47
Приложение В Тест № 3. Миллиметр (2 класс) 48
Приложение Г Тест № 4. Метр (2 класс) 50


Для учителя начальных классов важным компонентом учебного процесса, является систематический контроль учебно-познавательной деятельности учащихся. Одним из самых эффективных способов проверки знаний на сегодняшний день является прием тестового контроля. Тест уникален тем, что за небольшое количество времени способен охватить тот или иной учебный материал. С помощью тестов можно проверить уровень владения умения, навыков и знаний учебной программы. Применяя тесты на уроке, учитель становиться наблюдателем. Наблюдая, он помогает учащимся фиксировать и анализировать личностные знания каждого.
Во время обучения не редко возникают ситуации, при которых учащиеся не усваивают необходимый учебный материал, что довольно интенсивно влияет на успеваемость. С помощью тестового контроля можно выявить, какой именно пробел знаний испытывает ученик и вовремя устранить проблему.
Чаще всего тесты применяются при повторении или закреплении изученного материала, так как его результаты несут в себе сведения о знаниях учащихся. По определенным учебным материалам могут быть составлены тесты разные по форме, трудности и виду, что позволяет подбирать более удобные тесты для учащихся.
На данный момент в нашем государстве существуют профессиональные центры, которые работают над развитием тестов и тестовых методик. Развитие тестирования дает возможность анализировать уровень образовательного процесса, устранять недочеты и разрабатывать будущую картину развития.
Актуальность заключается в том, что тестовый контроль стал очень значимым и востребованным в современном обучении. С помощью тестов решаются основные учебные задачи: освоение знаний, умений и навыков. Государству необходимо качественное образование и именно поэтому следует контролировать учебный процесс. Самый результативный и чаще используемый способ проведения контроля - тесты, так как такой способ имеет немалое превосходство перед другими способами контроля образовательного процесса.
Однако, несмотря на очевидную значимость использования тестового контроля в математическом образовании младших школьников, применение тестов на практике используется еще сравнительно редко. Причин к этому несколько - это и недостаточное количество тестовых заданий по отдельным разделам математики, и не исчерпывающие методические рекомендации по их применению в ходе уроков, что и составило проблему нашего исследования.
Цель исследования: изучение в теоретическом и опытно¬экспериментальном плане приемов и методов использования тестового контроля при изучении величин в начальной школе.
Объект исследования: процесс изучения величин в начальном курсе математики.
Предмет исследования: приемы и способы использования тестового контроля на уроках математики в начальных классах при изучении темы «Величины и способы их измерения».
Задачи:
1. Проанализировать значение тестового контроля для диагностики математического развития младших школьников.
2. Рассмотреть виды, формы и функции тестового контроля.
3. Проанализировать рекомендации по использованию тестового контроля на уроках математики.
4. Описать опытно-экспериментальную работу с учащимися по использованию приемов и методов тестового контроля.
Гипотеза исследования состоит в том, что если при изучении и обобщении учебного материала на уроках математики в начальной школе использовать приемы и методы тестового контроля, то уровень предметных результатов математической подготовки учащихся возрастет, а также улучшится владение соответствующей информацией и способами действиями.
Методы исследования: анализ теоретических и методических источников по изучаемой проблеме, наблюдение за процессом математической деятельности учащихся, педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: представлена основными положениями об использовании тестового контроля в процессе диагностики математического развития младших школьников, нашедшими отражение в научных работах таких авторов как А. Н. Майоров, В. М. Аванесов и А. В. Белошистая.
Опытно-экспериментальной базой исследования: является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боготольская средняя школа» с. Боготол, Красноярского края. В экспериментальном исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста в количестве 18 человек. Возраст испытуемых варьировал от 7 до 9 лет (2 класс).
Практическая значимость исследования заключается в разработке и проверке серии заданий с использованием приемов и методов тестового контроля, направленных на диагностику знаний и умений у младших школьников при изучении темы «Величины и способы их измерения».
Апробация работы. Материалы данного исследования были нами опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» г. Лесосибирск 27 апреля 2017 года (очная форма участия).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, 2 таблицы, 3 рисунка, списка используемых источников (42 наименования), 4 приложений.
Объем работы составляет 51 страницу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив и проанализировав теоретические источники по проблеме исследования, нами отмечено, что большинство ученых таких как А. Н. Майоров, В. М. Аванесов склонны считать вполне оправданным использование приемов и методов тестового контроля для изучения основных тем начального курса математики, а в частности при изучении величин.
Выделяя значение тестового контроля в процессе математического развития, они считают, что учителям начальных классов необходимо внедрять тесты во время учебного процесса, так как такая форма проведения контроля удобна и кратковременна.
Проведенное нами исследование, позволило сделать следующие выводы:
Во-первых, тестовый контроль является одной из форм проверки качества обучения. С его помощью преподаватель может в полной или частичной мере определить степень усвоения учащимся учебного материала и внести коррективы. Тестовый контроль может быть предварительным, тематическим и итоговым.
Во-вторых, действенными средствами тестового контроля на уроках математики являются тесты с множественным выбором ответа, тесты на восстановление последовательности и соответствие. Тестовый контроль выполняет ряд функций, таких как диагностирующую, образовательную, воспитательную, организующую и т.д.. Контроль и проверку может совершать не только учитель, а так же сам ученик.
В-третьих, использование приемов и методов тестового контроля должно сопровождаться рядом выдержанных условий. Тест должен быть качественно спланированным, соответствовать содержанию учебного материала, с определенным отведенным для выполнения временем, а так же быть понятным для учащегося. После проведенной нами работы и разработанных тестовых заданий по отдельным темам изучения величин в начальной школе, можем рекомендовать их для использования в качестве тестового контроля на уроках математики с СОШ, для повышения уровня образования.
Подводя итог нашему исследованию можно утверждать, что использование приемов и методов тестового контроля при изучении величин в начальной школе может дать положительный результат при частом его использовании.



1. Аванесов, В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.01 /Аванесов Вадим Сергеевич. - Москва, 1994. - 339 с.
2. Базарова, О.Т. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения / О.Т. Базарова, И. Н. Шиц // Начальная школа. - 2001.- № 3 - С. 20-22.
3. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 299 с.
4. Байрамукова, П.У. Обучение математике в начальных классах : практические и лабораторные занятия / П.У. Байрамукова, А.М. Джулай. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 119 с.
5. Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т.М. Балыхина; под. ред. Б.А. Хлебников, Е.Е. Юрков. - Москва: Изд. РУДН, 2000. - 164 с.
6. Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. учреждений высш. образования / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова; под ред. С.П. Баранова. - Москва: Академия, 2015. - 464 с.
7. Белошистая, А.В. Методика обучения математики в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А.В. Белошистая. - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 455 с.
8. Валитова, Г.А. Использование тестов в начальной школе / Г.А. Валитова, Л.Ю. Маштакова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - № 7 (52). - С. 91 - 94.
9. Валишевская, Н.П. Рекомендации по моделированию тестовых заданий (алгоритм составления тестов) / Н.П. Валишевская. - Москва: издательство «Интелект-центр», 2005. - 80 с.
10. Волкова, С.С. Адаптивный тестовый контроль как средство повышения результативности обучения: дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Волкова Светлана Серафимовна. - Москва, 2005. - 113 с.
11. Далингер, В.А. Методика обучения математике в начальной школе: учеб. пособие. для акад. бакалавриата / В.А. Далингер., Л.П.Борисова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2017. - 207 с.
12. Демидова, Т.Е. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики / Т.Е. Демидова, И.Н. Чижевская // Начальная школа: плюс - минус. - 2013. - №10. С. 10 - 15.
13. Денищева, Л.О. Теория и методика обучения математике в школе: учебное пособие / Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, М.Н. Кочагина - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 247 с.
14. Елагина, Л.Н. Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математике / Л.Н. Елагина // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 65 - 67.
15. Ефремова, Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: Учебное пособие / Н.Ф. Ефремова. - Москва: Университетская книга, Логос, 2005. - 368 с.
16. Ефремова, Н.Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений в образовании: автореф. дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.01 / Ефремова Надежда Федоровна. - Ростов-на- Дону, 2003. - 45 с.
17. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - Москва, 2016. - 314 с.
18. Истомина, Н.Б. Теоретические основы методики обучения математики в начальных классах: учебное пособие / Н.Б. Истомина. - Москва: Академия, 2001. - 288 с.
19. Каирова, Л.А. Методика преподавания математики в начальных классах: учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения / Л.А. Каирова, Ю.С. Заяц. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - 82 с.
20. Ковалёва, Г.С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: учебник / Г.С. Ковалёва. - Москва: Просвещение , 2012 - 224 с.
21. Ксензова, Г.Ю. Оценка деятельности учителя: учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксезонова. - Москва: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
22. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров. - Москва: «Интеллект-центр», 2001. - 296 с.
23. Макарова, Х. Н. Формирование действий самоконтроля у младших школьников на уроках математики / Х.Н. Макарова, М.Д. Находкина // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 89 - 91.
24. Мали, Л.Д. Педагогические условия эффективного использования тестов как средство диагностики достижения планируемых результатов в начальной школе / Л.Д. Мали, М.В. Сычева // Известия Пензенского Государственного Педагогического Университета им. В. Г. Белинского. - Пенза, 2011. - № 24. - С. 717-723.
25. Моро, М.И. Математика : учебникдля 1 кл.нач.шк.В2 ч. Ч.1. (Первое полугодие) / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2002. - 112 с.
26. Моро, М.И. Математика : учебник для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. (Второе полугодие) / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2002. - 96 с.
27. Моро, М.И. Математика : учебникдля 2кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. (Первое полугодие) / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова [и др.]. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2004. - 80 с.
28. Моро, М.И. Математика : учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. (Второе полугодие) / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова [и др.]. - Москва: Просвещение, 2002. - 96 с.
29. Найденова, И.С. Адаптация тестов международных сравнительных исследований в начальной школе / И.С. Найденова // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 77 - 80.
30. Пишо, П. Психологическое тестирование / Пьер Пишо [Пер. с фр. Кружилиной И]. - С-Пб.: Питер, 2003. - 160 с.
31. Ручкина, В.П. Применение критериально-ориентированного тестирования в математическом образовании начальной школы / В.П. Ручкина // ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ПОИСКИ И РЕШЕНИЯ: Сборник материалов ІІ-ой международной научно-практической конференции. Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Уральский государственный педагогический университет. - 2015. - С. 928-931.
32. Рылова, О.М. Формирование у младших школьников самоконтроля как важнейшего компонента регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики / О.М. Рылова, А.Л. Рощеня // Инновационные процессы в современной школе: методология, теория и практика. Сборник статей II Международной заочной научно-практической конференции. - 2014. - С. 164 - 168.
33. Смолеусова, Т.В. Воспитательный потенциал математического образования в условиях ФГОС. Методические инновации / Т.В. Смолеусова // Сибирский учитель. - 2016. - №1 (104) январь - февраль. - С. 18 - 22.
34. Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации / А.Б. Носков [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011. - 238 с.
35. Сухова, А.В. Способы самоконтроля и самоанализа учащихся на уроках математики / А.В. Сухова // Мультиурок. - 2016. - № 3. - С. 10 - 14.
36. Тарасова, А.П. Современные подходы к изучению уравнений в курсе математики в начальной школе / А.П. Тарасова // Актуальные вопросы педагогики и психологии: сборник статей международной научно практической конференции. - 2016. - С. 97 - 103.
37. Темербекова, А.А. Методика обучения математике: учеб. пособие / А.А. Темербекова, И.В. Чугунова, Г.А. Байгонакова. - Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2015. - 512 с.
38. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах: пособие для студентов фак. подгот. учителей нач. классов заоч. отд- ния. / А.К. Артемов, Н.Б. Истомина, Г.Г. Микулина, Л.П. Стойлова, Г.Г. Шмырева. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 224 с.
39. Тихоненко, А.В. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе / А.В. Тихоненко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 350 с.
40. Трофименко, Ю.В. Ключевые компетенции и профессиональная компетентность будущего учителя начальной школы / Ю.В. Трофименко, А.В. Тихоненко // Вопросы гуманитарных наук. - 2009. - № 2. - С. 289-295.
41. Царева, С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студ. Учреждений высш. Образования / С.Е. Царева - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 496 с.
42. Черневская, А.П. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие / А.П. Черневская, Б.С. Гречен. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2008. - 98 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ