ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОИ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ - ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты формирования межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа 9
1.1 Межкультурная компетенция как часть коммуникативной компетенции 9
1.2 Иностранный язык как средство формирования межкультурной
компетенции в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов ВО 21
1.3 Диалог культур в процессе межкультурной коммуникации в процессе
обучения иностранному языку 28
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Методическое обеспечение процесса формирования межкультурной компетенции студентов - бакалавров в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа 33
2.1 Содержание основных образовательных программ для студентов по направлению 080100.62 - экономика 33
2.2 Модель формирования межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа 50
2.3 Результаты опытно экспериментальной части 54
Выводы по второй главе 68
Заключение 72
Библиография 76
Приложение 1 84
Приложение 2 87
Приложение 3 88
Глава 1. Теоретико-методические аспекты формирования межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа 9
1.1 Межкультурная компетенция как часть коммуникативной компетенции 9
1.2 Иностранный язык как средство формирования межкультурной
компетенции в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов ВО 21
1.3 Диалог культур в процессе межкультурной коммуникации в процессе
обучения иностранному языку 28
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Методическое обеспечение процесса формирования межкультурной компетенции студентов - бакалавров в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа 33
2.1 Содержание основных образовательных программ для студентов по направлению 080100.62 - экономика 33
2.2 Модель формирования межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа 50
2.3 Результаты опытно экспериментальной части 54
Выводы по второй главе 68
Заключение 72
Библиография 76
Приложение 1 84
Приложение 2 87
Приложение 3 88
Актуальность исследования обусловлена необходимостью рассмотрения на новом теоретико-методологическом уровне проблемы, связанной с формированием межкультурной компетенции студентов в образовательном пространстве ВУЗа. Необходимость разработки данной проблемы обусловлена активно расширяющейся ныне динамикой развития российского общества и мирового сообщества в целом.
Наибольшее влияние на современные тенденции оказывают процессы глобализации, которые охватывают все стороны жизнедеятельности человеческого общества, а затем интенсивно меняют уже сложившиеся идеалы, представления, взгляды на реалии межкультурного взаимодействия.
Обучение в среде, где господствуют два или более иностранных языков содержательно обогащает многообразие локальных культур, расширяя и углубляя сферу межсубъектного взаимодействия на основе адекватного понимания личностью наиболее доступных, совпадающих или почти идентичных иноязычных смысловых конструктов.
Отсюда существует необходимость повышения уровня межкультурной компетентности будущих специалистов и потребность в педагогической теории и практике для формирования межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранному зыку в поликультурном пространстве ВУЗа.
В последние годы проблема развития межкультурной компетенции очень актуальна и привлекает внимание со стороны ученых. Идеи формирования межкультурных знаний и реализации поликультурного образования нашли освещение, как в отечественных, так и зарубежных педагогических исследованиях. В педагогике данная проблема была рассмотрена с точки зрения формирования иноязычной компетенции студентов в трудах Н.Н. Григорьева, Г. И. Железовская, И. А. Мегалова, С.В. Муреева, М.С. Сафина, Л.Б. Якушина,
Сафоновой, Н. Хомского, А.П. Садохина, А.В. Хуторской. Также значимыми являются работы, раскрывающие суть понятий «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход» в современном образовании. Они принадлежат В. И. Байденко, О.Д. Митрофановой, В.А. Болотову, Г.И. Ибрагимову, В.А. Кальней, А. И. Панарину, Н.Н. Васильевой. Среди зарубежных ученых Г. Хофстеде, Р. Портер и Л. Самовар, Э. Холл, Дж. Равен и другие.
После изучения вышеуказанного материала можно утверждать, что в современной теории и практике существуют следующие противоречия между:
• реальной потребностью общества в воспитании толерантной личности студента, способного ориентироваться в мульти-культурной среде, и недостаточной теоретико-методической разработанностью содержания, форм, методов работы по формированию межкультурной компетенции студентов- будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа;
• имеющимся потенциалом дисциплины «Иностранный язык» в формировании межкультурной компетенции студентов и недостаточной обоснованностью педагогических условий его реализации в системе вузовской подготовки.
Объект данного исследования - процесс развития межкультурной компетенции студентов неязыкового вуза.
Предметом является методическое обеспечение процесса формирования межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа. Цель исследования - определить методические средства по обеспечению процесса формирования межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа и экспериментально проверить их эффективность.
В основу диссертации положена следующая гипотеза: формирование межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку может быть реализовано успешно, если будут учтены следующие педагогические условия:
• разработать содержание учебной дисциплины «Иностранный язык» по формированию межкультурной компетенции студентов в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов ВО на основе принципа диалога культур;
• определить технологии, формы, методы формирования межкультурной компетенции студентов в образовательном пространстве ВУЗа;
• разработать модель формирования межкультурной компетенции студента бакалавриата в процессе обучения иностранному языку;
• определить методические средства (содержание, формы,
методы, условия) по обеспечению процесса формирования
межкультурной компетенции студентов бакалавриата в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и экспериментально доказать их эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методические аспекты формирования
межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа;
2. Определить содержание основных образовательных программ по дисциплине «Иностранный язык» в формировании межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в образовательном пространстве ВУЗа;
3. Разработать модель формирования межкультурной компетенции студента бакалавриата в процессе обучения иностранному языку;
4. Определить методические средства (содержание, формы, методы, условия) по обеспечению процесса формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и экспериментально доказать их эффективность.
Экспериментальной базой данной диссертации явился Институт управления, экономики и финансов, входящий в состав Казанского (Приволжского) Федерального Университета, г. Казань.
Этапы исследования.
Первый этап. На поисково-теоретическом этапе был осуществлен отбор, изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования. Была определена тема исследования, ее актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимости, гипотеза, объект, предмет, научный аппарат и база исследования.
Второй этап. На опытно-экспериментальном этапе замерен уровень осведомленности студентов о понятии межкультурная компетенция, измерен уровень владения английским языком. Затем была проведена экспериментальная работа по формированию межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе изучения иностранного языка в поликультурном пространстве ВУЗа с помощью методик и технологий, выявленных нами в ходе работы.
Третий этап. На обобщающем этапе была выполнена обработка эмпирических данных, систематизация результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Уточнено понятие «межкультурная компетенция» как интегрированного системного феномена гуманистического мировоззрения, включающего высокую культуру межличностного общения и развитый общекультурный уровень.
2. Определено содержание основных образовательных программ по дисциплине «Иностранный язык» в формировании межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в образовательном пространстве ВУЗа.
3. Разработана модель формирования межкультурной
компетенции студента бакалавриата в процессе обучения иностранному языку.
4. Определены методические средства (содержание, формы, методы, условия) по обеспечению процесса формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и экспериментально доказана их эффективность.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы преподавателями ВУЗа, методистами, в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования для совершенствования образовательного процесса обучения иностранному языку, в целом, и формированию межкультурной компетенции, в частности.
Достоверность результатов исследования определяется использованием комплекса разнообразных методов исследования, опорой на теоретико - методологические основы, применением методов математической статистики и качественной и количественной интерпретацией полученных данных.
1. Результаты исследования неоднократно обсуждались на конференциях и форумах различного уровня, в том числе на научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета. Казань, 2016 и 2017 годы. На научно-образовательной конференции «Современные проблемы глобализации мирового хозяйства и социально-культурного развития человека» Казанского (Приволжского) Федерального Университета; на международной конференции International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016, www.sgemsocial.org, SGEM2016. Также материалы проведенного исследования прошли апробацию в таких конкурсах как «10 инновационных идей КФУ», «50 инновационных идей республики Татарстан», конкурс на именную стипендию благотворительного фонда им. Владимира Потанина, 2016, конкурс на стипендию Russian Oxford Fund, 2016. Также нами были опубликованы следующие статьи:
1. «Формирование межкультурной компетенции студентов-экономистов в процессе обучения иностранному языку», Самара, 2016
2. «Содержание основных образовательных программ в формировании межкультурной компетенции студентов- будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в вузе», Москва, 2016.
3. Development of undergraduate students' intercultural competence: methods of phraseological units, Болгария, 2016.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Наибольшее влияние на современные тенденции оказывают процессы глобализации, которые охватывают все стороны жизнедеятельности человеческого общества, а затем интенсивно меняют уже сложившиеся идеалы, представления, взгляды на реалии межкультурного взаимодействия.
Обучение в среде, где господствуют два или более иностранных языков содержательно обогащает многообразие локальных культур, расширяя и углубляя сферу межсубъектного взаимодействия на основе адекватного понимания личностью наиболее доступных, совпадающих или почти идентичных иноязычных смысловых конструктов.
Отсюда существует необходимость повышения уровня межкультурной компетентности будущих специалистов и потребность в педагогической теории и практике для формирования межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранному зыку в поликультурном пространстве ВУЗа.
В последние годы проблема развития межкультурной компетенции очень актуальна и привлекает внимание со стороны ученых. Идеи формирования межкультурных знаний и реализации поликультурного образования нашли освещение, как в отечественных, так и зарубежных педагогических исследованиях. В педагогике данная проблема была рассмотрена с точки зрения формирования иноязычной компетенции студентов в трудах Н.Н. Григорьева, Г. И. Железовская, И. А. Мегалова, С.В. Муреева, М.С. Сафина, Л.Б. Якушина,
Сафоновой, Н. Хомского, А.П. Садохина, А.В. Хуторской. Также значимыми являются работы, раскрывающие суть понятий «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход» в современном образовании. Они принадлежат В. И. Байденко, О.Д. Митрофановой, В.А. Болотову, Г.И. Ибрагимову, В.А. Кальней, А. И. Панарину, Н.Н. Васильевой. Среди зарубежных ученых Г. Хофстеде, Р. Портер и Л. Самовар, Э. Холл, Дж. Равен и другие.
После изучения вышеуказанного материала можно утверждать, что в современной теории и практике существуют следующие противоречия между:
• реальной потребностью общества в воспитании толерантной личности студента, способного ориентироваться в мульти-культурной среде, и недостаточной теоретико-методической разработанностью содержания, форм, методов работы по формированию межкультурной компетенции студентов- будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа;
• имеющимся потенциалом дисциплины «Иностранный язык» в формировании межкультурной компетенции студентов и недостаточной обоснованностью педагогических условий его реализации в системе вузовской подготовки.
Объект данного исследования - процесс развития межкультурной компетенции студентов неязыкового вуза.
Предметом является методическое обеспечение процесса формирования межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа. Цель исследования - определить методические средства по обеспечению процесса формирования межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа и экспериментально проверить их эффективность.
В основу диссертации положена следующая гипотеза: формирование межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку может быть реализовано успешно, если будут учтены следующие педагогические условия:
• разработать содержание учебной дисциплины «Иностранный язык» по формированию межкультурной компетенции студентов в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов ВО на основе принципа диалога культур;
• определить технологии, формы, методы формирования межкультурной компетенции студентов в образовательном пространстве ВУЗа;
• разработать модель формирования межкультурной компетенции студента бакалавриата в процессе обучения иностранному языку;
• определить методические средства (содержание, формы,
методы, условия) по обеспечению процесса формирования
межкультурной компетенции студентов бакалавриата в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и экспериментально доказать их эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методические аспекты формирования
межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа;
2. Определить содержание основных образовательных программ по дисциплине «Иностранный язык» в формировании межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в образовательном пространстве ВУЗа;
3. Разработать модель формирования межкультурной компетенции студента бакалавриата в процессе обучения иностранному языку;
4. Определить методические средства (содержание, формы, методы, условия) по обеспечению процесса формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и экспериментально доказать их эффективность.
Экспериментальной базой данной диссертации явился Институт управления, экономики и финансов, входящий в состав Казанского (Приволжского) Федерального Университета, г. Казань.
Этапы исследования.
Первый этап. На поисково-теоретическом этапе был осуществлен отбор, изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования. Была определена тема исследования, ее актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимости, гипотеза, объект, предмет, научный аппарат и база исследования.
Второй этап. На опытно-экспериментальном этапе замерен уровень осведомленности студентов о понятии межкультурная компетенция, измерен уровень владения английским языком. Затем была проведена экспериментальная работа по формированию межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе изучения иностранного языка в поликультурном пространстве ВУЗа с помощью методик и технологий, выявленных нами в ходе работы.
Третий этап. На обобщающем этапе была выполнена обработка эмпирических данных, систематизация результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Уточнено понятие «межкультурная компетенция» как интегрированного системного феномена гуманистического мировоззрения, включающего высокую культуру межличностного общения и развитый общекультурный уровень.
2. Определено содержание основных образовательных программ по дисциплине «Иностранный язык» в формировании межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в образовательном пространстве ВУЗа.
3. Разработана модель формирования межкультурной
компетенции студента бакалавриата в процессе обучения иностранному языку.
4. Определены методические средства (содержание, формы, методы, условия) по обеспечению процесса формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и экспериментально доказана их эффективность.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы преподавателями ВУЗа, методистами, в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования для совершенствования образовательного процесса обучения иностранному языку, в целом, и формированию межкультурной компетенции, в частности.
Достоверность результатов исследования определяется использованием комплекса разнообразных методов исследования, опорой на теоретико - методологические основы, применением методов математической статистики и качественной и количественной интерпретацией полученных данных.
1. Результаты исследования неоднократно обсуждались на конференциях и форумах различного уровня, в том числе на научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета. Казань, 2016 и 2017 годы. На научно-образовательной конференции «Современные проблемы глобализации мирового хозяйства и социально-культурного развития человека» Казанского (Приволжского) Федерального Университета; на международной конференции International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016, www.sgemsocial.org, SGEM2016. Также материалы проведенного исследования прошли апробацию в таких конкурсах как «10 инновационных идей КФУ», «50 инновационных идей республики Татарстан», конкурс на именную стипендию благотворительного фонда им. Владимира Потанина, 2016, конкурс на стипендию Russian Oxford Fund, 2016. Также нами были опубликованы следующие статьи:
1. «Формирование межкультурной компетенции студентов-экономистов в процессе обучения иностранному языку», Самара, 2016
2. «Содержание основных образовательных программ в формировании межкультурной компетенции студентов- будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в вузе», Москва, 2016.
3. Development of undergraduate students' intercultural competence: methods of phraseological units, Болгария, 2016.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе нами были раскрыты теоретико-методические аспекты формирования межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа.
Изучение межкультурной компетенции в профессиональной сфере предполагает знание принципов коммуникации, основных функций культуры, влияние культуры на восприятие и коммуникацию в ее различных сферах и видах, параметров для описания влияния культуры на человеческую деятельность. Помимо этого, стоит обратить внимание на культурные различия в системах ценностей, которые в целом составляют картину мира данной культуры.
В нашей работе межкультурная компетенция студентов экономических специальностей ограничена знаниями, способностями и умениями межкультурного взаимодействия в сфере профессионально-делового иноязычного общения. Наиболее полным и подходящим для выпускников экономических специальностей нами было выбрано определение Сафоновой. Межкультурная компетенция - это способность человека существовать в поликультурном обществе, достигать успешного понимания представителей других культур и представителей своей культуры. Она предполагает умение адекватно принимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентирах и оценках своей и чужой культуры. В ее основе лежат принципы толерантности, плюрализма, лингвистического многообразия.
В процессе работы над формированием межкультурной компетенции студента - будущего экономиста нами было проработано большое количество технологий обучения иностранному языку. Среди них мы выделили следующие: проблемное обучение, case study, деловые и ролевые игры, контекстное обучение, mind map, jig-saw, метод проектов.
Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией диалога культур является интеграция — сохранение собственной культурной идентичности при овладении культурой других народов.
Во второй главе нами был описан эксперимент, проведенный на базе Института управления, экономики и финансов КФУ.
В первом пункте второй главы нами было определено содержание основных образовательных программ по дисциплине «Иностранный язык» в формировании межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в образовательном пространстве ВУЗа. Студенты - бакалавры направления экономика должны владеть: способностью быстрого чтения для извлечения основного смысла прочитанного отрывка, не прибегая к использованию словаря и интернет - ресурсов; техникой выступления перед публикой, показ презентаций, представление докладов на иностранном языке; умением вести письменное общение такое, как деловая переписка, умение составлять аннотацию и реферирование статей; достаточно поставленным произношением и беглым темпом речи для отсутствия проблем при устной коммуникации с носителями языка. В результате освоения программы они демонстрируют способность и готовность: к коммуникации на иностранном языке, как в аудитории, так и вне учебного заведения; извлекать информацию на иностранном языке, контактировать с носителями языка в свободной и официальной форме; интерпретировать информацию, воспроизводить корректные устные высказывания; применять англоязычные источники для самообразования; к самостоятельной работе над языковой и межкультурной компетенцией.
Во втором параграфе нами была разработана модель формирования межкультурной компетенции студента бакалавриата в процессе обучения
иностранному языку. В модели мы выделили задачи, необходимые для ее построения: развитие мотивации студентов к формированию межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному в рамках учебной и внеаудиторной деятельности; развитие толерантности студента; овладение и практическое применение знаний в области межкультурной коммуникации; включение студентов в диалог культур; интеграция личности студента в мировую культуру; обеспечение межкультурной коммуникации; приобщение студента-бакалавра к культуре народов средствами иностранного языка. Также нами были определены следующие критерии сформированности межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов: когнитивный, деятельностный, коммуникативно-ценностный, которые делят формирование межкультурной компетенции студентов на несколько уровней. Среди них мы выделяем beginner, elementary, pre-intermediate, intermediate, upper-intermediate, advanced.
В опытно-экспериментальной части были определены методические средства (содержание, формы, методы, условия) по обеспечению процесса формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и экспериментально доказана их эффективность. На контрольном этапе мы наблюдали положительную динамику. Самой большой группой по результативности осталась категория студентов с уровнем pre-intermediate, более того она увеличилась на пятерых студентов, сумевших подтянуть свои знания по иностранному языку и составила 52% среди целевой группы студентов. Положительная динамика проявилась и в сокращении студентов с уровнями beginner (на 2 человека) и elementary (на 5 человек). Вырос показатель студентов с уровнем upper-intermediate и составил 6% от всех сдавших тест студентов.
Также увеличилось количество правильных ответов в анкетировании. На вопрос о понятии «межкультурная компетенция» количество правильных ответов возросло до 94 %. В том числе сократился и разрыв во мнении среди студентов о необходимости формировании межкультурной компетенции, на контрольном этапе 78% из них ответили на этот вопрос положительно.
В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:
1. Благодаря новым образовательным стандартам высшего профессионального образования возросло осознание необходимости формирования межкультурной компетенции. От уровня ее сформированности стало зависеть качество образования студентов-бакалавров.
2. Дисциплина «Иностранный язык» имеет потенциал в развитии межкультурной компетенции студента - будущего экономиста. Содержание данной дисциплина включает в себя культурологическую, аксиологическую, мировоззренческую составляющие, которые активно влияют на развитие толерантной личности студента.
3. Эффективными технологиями формирования межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа являются проблемное обучение, case study, деловые и ролевые игры, контекстное обучение, mind map, jig-saw, метод проектов.
4. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов, полученных нами в процессе формирования межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа, доказал эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы и достоверность выдвинутой гипотезы.
Изучение межкультурной компетенции в профессиональной сфере предполагает знание принципов коммуникации, основных функций культуры, влияние культуры на восприятие и коммуникацию в ее различных сферах и видах, параметров для описания влияния культуры на человеческую деятельность. Помимо этого, стоит обратить внимание на культурные различия в системах ценностей, которые в целом составляют картину мира данной культуры.
В нашей работе межкультурная компетенция студентов экономических специальностей ограничена знаниями, способностями и умениями межкультурного взаимодействия в сфере профессионально-делового иноязычного общения. Наиболее полным и подходящим для выпускников экономических специальностей нами было выбрано определение Сафоновой. Межкультурная компетенция - это способность человека существовать в поликультурном обществе, достигать успешного понимания представителей других культур и представителей своей культуры. Она предполагает умение адекватно принимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентирах и оценках своей и чужой культуры. В ее основе лежат принципы толерантности, плюрализма, лингвистического многообразия.
В процессе работы над формированием межкультурной компетенции студента - будущего экономиста нами было проработано большое количество технологий обучения иностранному языку. Среди них мы выделили следующие: проблемное обучение, case study, деловые и ролевые игры, контекстное обучение, mind map, jig-saw, метод проектов.
Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией диалога культур является интеграция — сохранение собственной культурной идентичности при овладении культурой других народов.
Во второй главе нами был описан эксперимент, проведенный на базе Института управления, экономики и финансов КФУ.
В первом пункте второй главы нами было определено содержание основных образовательных программ по дисциплине «Иностранный язык» в формировании межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в образовательном пространстве ВУЗа. Студенты - бакалавры направления экономика должны владеть: способностью быстрого чтения для извлечения основного смысла прочитанного отрывка, не прибегая к использованию словаря и интернет - ресурсов; техникой выступления перед публикой, показ презентаций, представление докладов на иностранном языке; умением вести письменное общение такое, как деловая переписка, умение составлять аннотацию и реферирование статей; достаточно поставленным произношением и беглым темпом речи для отсутствия проблем при устной коммуникации с носителями языка. В результате освоения программы они демонстрируют способность и готовность: к коммуникации на иностранном языке, как в аудитории, так и вне учебного заведения; извлекать информацию на иностранном языке, контактировать с носителями языка в свободной и официальной форме; интерпретировать информацию, воспроизводить корректные устные высказывания; применять англоязычные источники для самообразования; к самостоятельной работе над языковой и межкультурной компетенцией.
Во втором параграфе нами была разработана модель формирования межкультурной компетенции студента бакалавриата в процессе обучения
иностранному языку. В модели мы выделили задачи, необходимые для ее построения: развитие мотивации студентов к формированию межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному в рамках учебной и внеаудиторной деятельности; развитие толерантности студента; овладение и практическое применение знаний в области межкультурной коммуникации; включение студентов в диалог культур; интеграция личности студента в мировую культуру; обеспечение межкультурной коммуникации; приобщение студента-бакалавра к культуре народов средствами иностранного языка. Также нами были определены следующие критерии сформированности межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов: когнитивный, деятельностный, коммуникативно-ценностный, которые делят формирование межкультурной компетенции студентов на несколько уровней. Среди них мы выделяем beginner, elementary, pre-intermediate, intermediate, upper-intermediate, advanced.
В опытно-экспериментальной части были определены методические средства (содержание, формы, методы, условия) по обеспечению процесса формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и экспериментально доказана их эффективность. На контрольном этапе мы наблюдали положительную динамику. Самой большой группой по результативности осталась категория студентов с уровнем pre-intermediate, более того она увеличилась на пятерых студентов, сумевших подтянуть свои знания по иностранному языку и составила 52% среди целевой группы студентов. Положительная динамика проявилась и в сокращении студентов с уровнями beginner (на 2 человека) и elementary (на 5 человек). Вырос показатель студентов с уровнем upper-intermediate и составил 6% от всех сдавших тест студентов.
Также увеличилось количество правильных ответов в анкетировании. На вопрос о понятии «межкультурная компетенция» количество правильных ответов возросло до 94 %. В том числе сократился и разрыв во мнении среди студентов о необходимости формировании межкультурной компетенции, на контрольном этапе 78% из них ответили на этот вопрос положительно.
В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:
1. Благодаря новым образовательным стандартам высшего профессионального образования возросло осознание необходимости формирования межкультурной компетенции. От уровня ее сформированности стало зависеть качество образования студентов-бакалавров.
2. Дисциплина «Иностранный язык» имеет потенциал в развитии межкультурной компетенции студента - будущего экономиста. Содержание данной дисциплина включает в себя культурологическую, аксиологическую, мировоззренческую составляющие, которые активно влияют на развитие толерантной личности студента.
3. Эффективными технологиями формирования межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа являются проблемное обучение, case study, деловые и ролевые игры, контекстное обучение, mind map, jig-saw, метод проектов.
4. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов, полученных нами в процессе формирования межкультурной компетенции студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку в образовательном пространстве ВУЗа, доказал эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы и достоверность выдвинутой гипотезы.



