Развитие туристско-образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы туристско-образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях 9
1.1 Научно-теоретическое обоснование сущности туристско-образовательной деятельности 9
1.2 Инновации в туристско-образовательной деятельности 21
1.3 Экскурсия как метод образовательного туризма и ее место в учебном процессе 26
Глава 2. Теоретические аспекты школьного образовательного туризма 37
2.1 Понятие «школьный туризм», его роль, содержание и основные направления деятельности 37
2.2 Организационно-педагогические особенности школьного туризма. 42
2.3 Проблемы организации школьного туризма в общеобразовательном учреждении 50
2.4 Школьный туризм в системе общего и дополнительного
образования 61
Глава 3. Развитие туристско-образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях г. Казани 70
Заключение 84
Список использованных источников и литературы 87
Глава 1 Теоретико-методологические основы туристско-образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях 9
1.1 Научно-теоретическое обоснование сущности туристско-образовательной деятельности 9
1.2 Инновации в туристско-образовательной деятельности 21
1.3 Экскурсия как метод образовательного туризма и ее место в учебном процессе 26
Глава 2. Теоретические аспекты школьного образовательного туризма 37
2.1 Понятие «школьный туризм», его роль, содержание и основные направления деятельности 37
2.2 Организационно-педагогические особенности школьного туризма. 42
2.3 Проблемы организации школьного туризма в общеобразовательном учреждении 50
2.4 Школьный туризм в системе общего и дополнительного
образования 61
Глава 3. Развитие туристско-образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях г. Казани 70
Заключение 84
Список использованных источников и литературы 87
Система высшего образования России в настоящее время переживает период активного реформирования. Это обусловлено как процессом преобразования индустриального общества в постиндустриальное, так и стремлением нашей страны войти в единое образовательное поле Европы. При этом значительно повышается статус образования в обществе, предъявляются новые требования к его уровню и качеству.
Динамичность процессов в образовательной сфере в наибольшей степени определяет ситуацию в педагогическом образовании, в профессиональной подготовке тех, от кого в ближайшем будущем будет зависеть успешность инноваций в российском образовании. Это требует от современной российской педагогической науки осмысления накопленных теоретических знаний по вопросам формирования компетентной личности, обобщения имеющейся практики организации образовательного процесса, дающего ожидаемые результаты, приведения их в соответствие с новыми социальными реалиями, с международными стандартами, а также разработки методического инструментария формирования социально компетентного поведения обучаемых на разных образовательных этапах. В соответствии с образовательным уровнем компетенции можно классифицировать как универсальные (общенаучные, системные и инструментальные, социально¬личностные и общекультурные компетенции), общепрофессиональные и профильно-специализированные.
Современные инновационные процессы в науке и образовании активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. К таким технологиям, безусловно, относится образовательный туризм, который ныне возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как
высокоэффективная технология обучения и одновременно как форма организации учебного процесса.
В педагогической науке обучающая и воспитательная роль поездок (походов) с образовательными целями утвердилась давно. Однако до сих пор в педагогике не сформировался единый подход к понятию «образовательный туризм», а проблема его оптимального использования для формирования у учащихся комплекса различных компетенций не получила должного освещения и обобщения в научно-педагогической литературе. Итак, можно констатировать, что собственно понятие «туристско-образовательная деятельность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения классификационной структуры, разработки критериев эффективности использования в педагогической практике.
Образовательный туризм рассматривается нами как феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско- образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление и развитие личностно-значимых качеств, которые проявляются при формировании универсальной, общепрофессиональной и профильно-специализированной компетентностей. Можно выделять туры школьного и внешкольного, среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вневузовского образования. В ходе образовательного туризма осуществляется туристская образовательная деятельность, объединяющая в себе как деятельность по организации путешествий с образовательными целями, так и участие обучающихся в подобных турах (поездках, походах).
Как особо эффективная форма обучения туристские поездки могут рассматриваться при освоении учащимися учебных программ по географии, биологии, экологии, истории, литературе, иностранному языку, физической культуре и многим иным. Для ряда образовательных направлений в частности географии, рассматриваемый вид туризма имеет особое значение.
Анализ специальной научной литературы, программ обучения учителей географии в педагогических вузах, технологий подготовки специалиста в сфере туризма, а также профессиональной деятельности учителей и организаторов детского и молодежного видов туризма, изучение проблемы возможности формирования комплекса различных компетенций средствами образовательного туризма в России и за рубежом позволили выделить ряд объективных противоречий между:
- возрастающими темпами международной образовательной интеграции и пока незначительными результатами включения в нее образовательных структур России;
- принятием компетентностного подхода в качестве основы современного реформирования отечественной образовательной практики и недостаточной степенью научного обеспечения инновационных технологий его реализации в вузовском образовательном процессе;
- оценкой педагогической значимости образовательного туризма, наличием опыта его организации и современным реальным уровнем использования данной педагогической технологии в российские образовательные учреждения разного уровня,
- востребованностью образовательного туризма учащимися и отсутствием педагогических кадров, способных выступать в роли профессиональных разработчиков стратегии и организаторов образовательной деятельности средствами туризма;
- комплексным и междисциплинарным характером содержания географических дисциплин и недооценкой профессиональной роли учителя географии в организации туристско-образовательной деятельности;
- значительным ресурсным туристско-образовательным потенциалом регионов страны и недостаточной его изученностью, отсутствием региональных реестров туристско-образовательных ресурсов и методики (технологии) их оценки.
Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему исследования, которая состоит в необходимости определения научных основ построения процесса становления компетентности будущего специалиста - организатора образовательного туризма в период его профессиональной деятельности на примере учителя географии.
Цель исследования: Разработка концепции образовательного туризма и теоретическое обоснование процесса становления компетентности учителя географии средствами образовательного туризма.
Объект исследования - образовательный туризм как средство формирования комплекса компетенций в системе высшего и среднего образования.
Предмет: процесс становления и развития компетентности учителей географии средствами образовательного туризма.
Гипотеза исследования заключается в том, что в условиях модернизации высшего педагогического образования педагогическая деятельность по формированию профессионально-значимых компетенций учителей географии средствами образовательного туризма будет успешной, если:
• компетентностный подход выступает основой проектирования организации высшего педагогического образования и изучения туристско- образовательной деятельности как способа развития ее субъекта;
• применяется оптимальное сочетание теоретической и практической составляющих форм учебной и научной деятельности, а также создаются условия для самостоятельной работы при использовании заданий прикладного и творческого содержания;
• туристская образовательная деятельность является обязательным компонентом комплекса педагогических средств, нацеленных на формирование профессионально-значимых компетенций учителей географии, а также выстроена и организована средствами туризма
образовательная среда, обеспечивающая интеграцию компонентов компетентности;
• в процессе обучения используются учебные технологии, предполагающие творческий характер, в том числе имеющие профессиональную направленность, позволяющие педагогу использовать знания и опыт в преподавательской практике при разработках и организации образовательных туров для детей и учащейся молодежи.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования.
1. На основе анализа основных тенденций и методологических моделей модернизации современного высшего профессионального образования обосновать значение компетентностного подхода как образовательной стратегии современного высшего географического педагогического образования.
2. Провести поиск эффективных путей внедрения туризма в образовательные программы и выявить условия развития инновационных образовательных туров.
3. Разработать концепцию образовательного туризма, определить суть понятий «туристско-образовательная деятельность» и «туристско- образовательная технология». Изучить комплекс факторов.
4. Разработать педагогическую технологию формирования у молодежи компетенций, необходимых в процессе организации образовательных туров для различных категорий учащихся.
5. Произвести конструирование поэтапного процесса становления компетентности профессионала в сфере организации туристской образовательной деятельности, выбрать и обосновать эффективные технологии и их экспериментально апробировать в практике педагогического вуза. Обосновать принципы создания модели формирования профессиональной компетентности организаторов образовательного туризма . Проверить опытно-экспериментальным путем предложенную модель формирования профессиональной компетентности организаторов образовательного туризма. Утвердить роль педагогических университетов как координаторов деятельности организаторов молодежного туризма.
Ведущая идея исследования заключается в признании того, что образовательная туристская деятельность является одним из важнейших условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени. Образовательный туризм, имеющий глубокие традиции, в настоящий период представляет важное и перспективное направление международного культурного обмена. Ведущая роль в процессе развития образовательного туризма принадлежит специалистам в области образования. Педагогически правильно организованная туристско-образовательная деятельность студентов способствует становлению и развитию профессионально значимых компетенций учителей географии. Интеграция в содержании географической, туристской и методической программных составляющих студентов способствует качественной подготовке организаторов образовательного туризма.
Динамичность процессов в образовательной сфере в наибольшей степени определяет ситуацию в педагогическом образовании, в профессиональной подготовке тех, от кого в ближайшем будущем будет зависеть успешность инноваций в российском образовании. Это требует от современной российской педагогической науки осмысления накопленных теоретических знаний по вопросам формирования компетентной личности, обобщения имеющейся практики организации образовательного процесса, дающего ожидаемые результаты, приведения их в соответствие с новыми социальными реалиями, с международными стандартами, а также разработки методического инструментария формирования социально компетентного поведения обучаемых на разных образовательных этапах. В соответствии с образовательным уровнем компетенции можно классифицировать как универсальные (общенаучные, системные и инструментальные, социально¬личностные и общекультурные компетенции), общепрофессиональные и профильно-специализированные.
Современные инновационные процессы в науке и образовании активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. К таким технологиям, безусловно, относится образовательный туризм, который ныне возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как
высокоэффективная технология обучения и одновременно как форма организации учебного процесса.
В педагогической науке обучающая и воспитательная роль поездок (походов) с образовательными целями утвердилась давно. Однако до сих пор в педагогике не сформировался единый подход к понятию «образовательный туризм», а проблема его оптимального использования для формирования у учащихся комплекса различных компетенций не получила должного освещения и обобщения в научно-педагогической литературе. Итак, можно констатировать, что собственно понятие «туристско-образовательная деятельность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения классификационной структуры, разработки критериев эффективности использования в педагогической практике.
Образовательный туризм рассматривается нами как феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско- образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление и развитие личностно-значимых качеств, которые проявляются при формировании универсальной, общепрофессиональной и профильно-специализированной компетентностей. Можно выделять туры школьного и внешкольного, среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вневузовского образования. В ходе образовательного туризма осуществляется туристская образовательная деятельность, объединяющая в себе как деятельность по организации путешествий с образовательными целями, так и участие обучающихся в подобных турах (поездках, походах).
Как особо эффективная форма обучения туристские поездки могут рассматриваться при освоении учащимися учебных программ по географии, биологии, экологии, истории, литературе, иностранному языку, физической культуре и многим иным. Для ряда образовательных направлений в частности географии, рассматриваемый вид туризма имеет особое значение.
Анализ специальной научной литературы, программ обучения учителей географии в педагогических вузах, технологий подготовки специалиста в сфере туризма, а также профессиональной деятельности учителей и организаторов детского и молодежного видов туризма, изучение проблемы возможности формирования комплекса различных компетенций средствами образовательного туризма в России и за рубежом позволили выделить ряд объективных противоречий между:
- возрастающими темпами международной образовательной интеграции и пока незначительными результатами включения в нее образовательных структур России;
- принятием компетентностного подхода в качестве основы современного реформирования отечественной образовательной практики и недостаточной степенью научного обеспечения инновационных технологий его реализации в вузовском образовательном процессе;
- оценкой педагогической значимости образовательного туризма, наличием опыта его организации и современным реальным уровнем использования данной педагогической технологии в российские образовательные учреждения разного уровня,
- востребованностью образовательного туризма учащимися и отсутствием педагогических кадров, способных выступать в роли профессиональных разработчиков стратегии и организаторов образовательной деятельности средствами туризма;
- комплексным и междисциплинарным характером содержания географических дисциплин и недооценкой профессиональной роли учителя географии в организации туристско-образовательной деятельности;
- значительным ресурсным туристско-образовательным потенциалом регионов страны и недостаточной его изученностью, отсутствием региональных реестров туристско-образовательных ресурсов и методики (технологии) их оценки.
Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему исследования, которая состоит в необходимости определения научных основ построения процесса становления компетентности будущего специалиста - организатора образовательного туризма в период его профессиональной деятельности на примере учителя географии.
Цель исследования: Разработка концепции образовательного туризма и теоретическое обоснование процесса становления компетентности учителя географии средствами образовательного туризма.
Объект исследования - образовательный туризм как средство формирования комплекса компетенций в системе высшего и среднего образования.
Предмет: процесс становления и развития компетентности учителей географии средствами образовательного туризма.
Гипотеза исследования заключается в том, что в условиях модернизации высшего педагогического образования педагогическая деятельность по формированию профессионально-значимых компетенций учителей географии средствами образовательного туризма будет успешной, если:
• компетентностный подход выступает основой проектирования организации высшего педагогического образования и изучения туристско- образовательной деятельности как способа развития ее субъекта;
• применяется оптимальное сочетание теоретической и практической составляющих форм учебной и научной деятельности, а также создаются условия для самостоятельной работы при использовании заданий прикладного и творческого содержания;
• туристская образовательная деятельность является обязательным компонентом комплекса педагогических средств, нацеленных на формирование профессионально-значимых компетенций учителей географии, а также выстроена и организована средствами туризма
образовательная среда, обеспечивающая интеграцию компонентов компетентности;
• в процессе обучения используются учебные технологии, предполагающие творческий характер, в том числе имеющие профессиональную направленность, позволяющие педагогу использовать знания и опыт в преподавательской практике при разработках и организации образовательных туров для детей и учащейся молодежи.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования.
1. На основе анализа основных тенденций и методологических моделей модернизации современного высшего профессионального образования обосновать значение компетентностного подхода как образовательной стратегии современного высшего географического педагогического образования.
2. Провести поиск эффективных путей внедрения туризма в образовательные программы и выявить условия развития инновационных образовательных туров.
3. Разработать концепцию образовательного туризма, определить суть понятий «туристско-образовательная деятельность» и «туристско- образовательная технология». Изучить комплекс факторов.
4. Разработать педагогическую технологию формирования у молодежи компетенций, необходимых в процессе организации образовательных туров для различных категорий учащихся.
5. Произвести конструирование поэтапного процесса становления компетентности профессионала в сфере организации туристской образовательной деятельности, выбрать и обосновать эффективные технологии и их экспериментально апробировать в практике педагогического вуза. Обосновать принципы создания модели формирования профессиональной компетентности организаторов образовательного туризма . Проверить опытно-экспериментальным путем предложенную модель формирования профессиональной компетентности организаторов образовательного туризма. Утвердить роль педагогических университетов как координаторов деятельности организаторов молодежного туризма.
Ведущая идея исследования заключается в признании того, что образовательная туристская деятельность является одним из важнейших условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени. Образовательный туризм, имеющий глубокие традиции, в настоящий период представляет важное и перспективное направление международного культурного обмена. Ведущая роль в процессе развития образовательного туризма принадлежит специалистам в области образования. Педагогически правильно организованная туристско-образовательная деятельность студентов способствует становлению и развитию профессионально значимых компетенций учителей географии. Интеграция в содержании географической, туристской и методической программных составляющих студентов способствует качественной подготовке организаторов образовательного туризма.
В заключении диссертации подводятся итоги теоретико-экспериментального исследования и делается вывод о том, что его результаты подтверждают основные положения гипотезы, справедливость выдвинутых концептуальных положений.
Проведенное исследование позволило вскрыть и объяснить причины имеющихся противоречий между востребованностью образовательного туризма молодежью и отсутствием профессиональных кадров педагогов, способных выступать в роли разработчиков стратегии использования данной формы организации образовательной деятельности, учащихся на разных уровнях обучения.
В диссертации определены психолого-педагогические основы образовательного туризма. Был определен комплекс условий и ресурсов, способных оказать влияние на развитие образовательного туризма, разработаны рекомендации по поиску эффективных путей развития образовательного туризма в Татарстане.
Изучена проблема возможного формирования комплекса различных компетенций средствами образовательного туризма на уровне среднего общего и профильного образовательного этапа.
Проведено исследование структуры дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля как форм образовательного туризма для развития профессиональных компетенций учителей. Доказано, что туристская образовательная деятельность является обязательным компонентом комплекса педагогических средств, нацеленных на формирование профессионально значимых компетенций учителей.
Опытно-экспериментальная проверка доказала справедливость выдвинутых нами теоретических положений по становлению и развитию специальной туристско-образовательной компетентности специалистов исследуемой сферы деятельности.
Проведенное исследование доказало, что инновационная туристско- образовательная деятельность является одним из условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени. Образовательный туризм должен рассматриваться Россией как важное и перспективное направление международного культурного обмена в сфере образования. Дальнейшее эффективное развитие образовательного туризма возможно при условии активного участия в этом процессе государственных структур, имеющих отношение к образованию и молодежной политики в целом.
Проблема развития детского туризма очень актуальна на сегодняшний день. Специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития образования в России.
По результату проделанной работы можно сделать следующие выводы:
В настоящее время большую работу в этом направлении проводят в Татарстане Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, а также многочисленные туристские станции и центры детского туризма.
Туристская работа в школе очень многообразна по формам. В процессе исследования физкультурно-массовой, туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях используются такие формы деятельности, как: туристические кружки и соревнования, слёты и походы, экспедиции и экскурсии. Системное состояние туризма в школе характеризуется всеохватностью, регулярностью, бифуркацией, разнообразием форм и видов и самоорганизацией. Но оно никак не регламентирует его количественную сторону.
Существуют на сегодняшний день ещё причины, по которым туризм так и не занял в школе должной позиции, не получил статуса непременного раздела внеурочной учебно-воспитательной работы. Можно выделить следующие причины: профессиональная неподготовленность педагогов к использованию туризма, ориентированность системы внутришкольного контроля на усвоение школьниками только знаний, умений и навыков, недостаточное финансирование.
Третья глава показывает, что Татарстан обладает значительным рекреационным потенциалом как в плане развития экскурсионно-познавательного туризма, так и спортивного туризма. Возможности региона располагают к активному проведению туристско-спортивных соревнований, таких как ориентирование, турпоходы, лодочно-байдарочные походы и т.д. Область имеет богатую историко-культурную ценность. Наиболее перспективны в плане развития туризма Волжско-Камский заповедник, Камско-Устьинский район, Зеленодольский район и др. В третьей главе обобщён опыт работы школьных образовательных учреждений Татарстана, работающих в сфере туризма. Их деятельность обеспечена обширным программным материалом и имеет большую методическую базу. Практический опыт сформирован десятилетиями активной работы с детьми, который можно рекомендовать для использования в других регионах страны.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что школьный туризм получил четкое определение, классификацию и основные теоретические принципы, пригодные для его организации. Практическая значимость исследования заключается в том, что каждый принцип организации сопровождается реальными практическими рекомендациями, реализуя которые можно организовать школьный туризм, адекватно современным особенностям социальной жизни в РФ. Основные научные положения и выводы могут использоваться в качестве методической базы для дальнейшего продвижения ресурсов образовательного школьного туризма в организациях дополнительного и общего образования.
Проведенное исследование позволило вскрыть и объяснить причины имеющихся противоречий между востребованностью образовательного туризма молодежью и отсутствием профессиональных кадров педагогов, способных выступать в роли разработчиков стратегии использования данной формы организации образовательной деятельности, учащихся на разных уровнях обучения.
В диссертации определены психолого-педагогические основы образовательного туризма. Был определен комплекс условий и ресурсов, способных оказать влияние на развитие образовательного туризма, разработаны рекомендации по поиску эффективных путей развития образовательного туризма в Татарстане.
Изучена проблема возможного формирования комплекса различных компетенций средствами образовательного туризма на уровне среднего общего и профильного образовательного этапа.
Проведено исследование структуры дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля как форм образовательного туризма для развития профессиональных компетенций учителей. Доказано, что туристская образовательная деятельность является обязательным компонентом комплекса педагогических средств, нацеленных на формирование профессионально значимых компетенций учителей.
Опытно-экспериментальная проверка доказала справедливость выдвинутых нами теоретических положений по становлению и развитию специальной туристско-образовательной компетентности специалистов исследуемой сферы деятельности.
Проведенное исследование доказало, что инновационная туристско- образовательная деятельность является одним из условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени. Образовательный туризм должен рассматриваться Россией как важное и перспективное направление международного культурного обмена в сфере образования. Дальнейшее эффективное развитие образовательного туризма возможно при условии активного участия в этом процессе государственных структур, имеющих отношение к образованию и молодежной политики в целом.
Проблема развития детского туризма очень актуальна на сегодняшний день. Специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития образования в России.
По результату проделанной работы можно сделать следующие выводы:
В настоящее время большую работу в этом направлении проводят в Татарстане Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, а также многочисленные туристские станции и центры детского туризма.
Туристская работа в школе очень многообразна по формам. В процессе исследования физкультурно-массовой, туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях используются такие формы деятельности, как: туристические кружки и соревнования, слёты и походы, экспедиции и экскурсии. Системное состояние туризма в школе характеризуется всеохватностью, регулярностью, бифуркацией, разнообразием форм и видов и самоорганизацией. Но оно никак не регламентирует его количественную сторону.
Существуют на сегодняшний день ещё причины, по которым туризм так и не занял в школе должной позиции, не получил статуса непременного раздела внеурочной учебно-воспитательной работы. Можно выделить следующие причины: профессиональная неподготовленность педагогов к использованию туризма, ориентированность системы внутришкольного контроля на усвоение школьниками только знаний, умений и навыков, недостаточное финансирование.
Третья глава показывает, что Татарстан обладает значительным рекреационным потенциалом как в плане развития экскурсионно-познавательного туризма, так и спортивного туризма. Возможности региона располагают к активному проведению туристско-спортивных соревнований, таких как ориентирование, турпоходы, лодочно-байдарочные походы и т.д. Область имеет богатую историко-культурную ценность. Наиболее перспективны в плане развития туризма Волжско-Камский заповедник, Камско-Устьинский район, Зеленодольский район и др. В третьей главе обобщён опыт работы школьных образовательных учреждений Татарстана, работающих в сфере туризма. Их деятельность обеспечена обширным программным материалом и имеет большую методическую базу. Практический опыт сформирован десятилетиями активной работы с детьми, который можно рекомендовать для использования в других регионах страны.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что школьный туризм получил четкое определение, классификацию и основные теоретические принципы, пригодные для его организации. Практическая значимость исследования заключается в том, что каждый принцип организации сопровождается реальными практическими рекомендациями, реализуя которые можно организовать школьный туризм, адекватно современным особенностям социальной жизни в РФ. Основные научные положения и выводы могут использоваться в качестве методической базы для дальнейшего продвижения ресурсов образовательного школьного туризма в организациях дополнительного и общего образования.
Подобные работы
- МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Туристско-краеведческий потенциал Республики Татарстан и его применение в школьном образовании
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование информационно-аналитического обеспечения системы ценообразования в образовательном учреждении (на примере КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №2»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (на примере Государственного бюджетного оздоровительно-образовательного учреждения, для детей нуждающихся в длительном лечении «Новокашировская санаторная школа-интернат»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Организация туристско-краеведческой деятельности школьников в природном парке «Бажовские места»
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Использование информационных технологий в организации туристско-краеведческой деятельности учащихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - География туристско-рекреационной инфраструктуры Свердловской области и её изучение в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



