Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие туристско-образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях

Работа №53294

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы туристско-образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях 9
1.1 Научно-теоретическое обоснование сущности туристско-образовательной деятельности 9
1.2 Инновации в туристско-образовательной деятельности 21
1.3 Экскурсия как метод образовательного туризма и ее место в учебном процессе 26
Глава 2. Теоретические аспекты школьного образовательного туризма 37
2.1 Понятие «школьный туризм», его роль, содержание и основные направления деятельности 37
2.2 Организационно-педагогические особенности школьного туризма. 42
2.3 Проблемы организации школьного туризма в общеобразовательном учреждении 50
2.4 Школьный туризм в системе общего и дополнительного
образования 61
Глава 3. Развитие туристско-образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях г. Казани 70
Заключение 84
Список использованных источников и литературы 87


Система высшего образования России в настоящее время переживает период активного реформирования. Это обусловлено как процессом преобразования индустриального общества в постиндустриальное, так и стремлением нашей страны войти в единое образовательное поле Европы. При этом значительно повышается статус образования в обществе, предъявляются новые требования к его уровню и качеству.
Динамичность процессов в образовательной сфере в наибольшей степени определяет ситуацию в педагогическом образовании, в профессиональной подготовке тех, от кого в ближайшем будущем будет зависеть успешность инноваций в российском образовании. Это требует от современной российской педагогической науки осмысления накопленных теоретических знаний по вопросам формирования компетентной личности, обобщения имеющейся практики организации образовательного процесса, дающего ожидаемые результаты, приведения их в соответствие с новыми социальными реалиями, с международными стандартами, а также разработки методического инструментария формирования социально компетентного поведения обучаемых на разных образовательных этапах. В соответствии с образовательным уровнем компетенции можно классифицировать как универсальные (общенаучные, системные и инструментальные, социально¬личностные и общекультурные компетенции), общепрофессиональные и профильно-специализированные.
Современные инновационные процессы в науке и образовании активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. К таким технологиям, безусловно, относится образовательный туризм, который ныне возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как
высокоэффективная технология обучения и одновременно как форма организации учебного процесса.
В педагогической науке обучающая и воспитательная роль поездок (походов) с образовательными целями утвердилась давно. Однако до сих пор в педагогике не сформировался единый подход к понятию «образовательный туризм», а проблема его оптимального использования для формирования у учащихся комплекса различных компетенций не получила должного освещения и обобщения в научно-педагогической литературе. Итак, можно констатировать, что собственно понятие «туристско-образовательная деятельность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения классификационной структуры, разработки критериев эффективности использования в педагогической практике.
Образовательный туризм рассматривается нами как феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско- образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление и развитие личностно-значимых качеств, которые проявляются при формировании универсальной, общепрофессиональной и профильно-специализированной компетентностей. Можно выделять туры школьного и внешкольного, среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вневузовского образования. В ходе образовательного туризма осуществляется туристская образовательная деятельность, объединяющая в себе как деятельность по организации путешествий с образовательными целями, так и участие обучающихся в подобных турах (поездках, походах).
Как особо эффективная форма обучения туристские поездки могут рассматриваться при освоении учащимися учебных программ по географии, биологии, экологии, истории, литературе, иностранному языку, физической культуре и многим иным. Для ряда образовательных направлений в частности географии, рассматриваемый вид туризма имеет особое значение.
Анализ специальной научной литературы, программ обучения учителей географии в педагогических вузах, технологий подготовки специалиста в сфере туризма, а также профессиональной деятельности учителей и организаторов детского и молодежного видов туризма, изучение проблемы возможности формирования комплекса различных компетенций средствами образовательного туризма в России и за рубежом позволили выделить ряд объективных противоречий между:
- возрастающими темпами международной образовательной интеграции и пока незначительными результатами включения в нее образовательных структур России;
- принятием компетентностного подхода в качестве основы современного реформирования отечественной образовательной практики и недостаточной степенью научного обеспечения инновационных технологий его реализации в вузовском образовательном процессе;
- оценкой педагогической значимости образовательного туризма, наличием опыта его организации и современным реальным уровнем использования данной педагогической технологии в российские образовательные учреждения разного уровня,
- востребованностью образовательного туризма учащимися и отсутствием педагогических кадров, способных выступать в роли профессиональных разработчиков стратегии и организаторов образовательной деятельности средствами туризма;
- комплексным и междисциплинарным характером содержания географических дисциплин и недооценкой профессиональной роли учителя географии в организации туристско-образовательной деятельности;
- значительным ресурсным туристско-образовательным потенциалом регионов страны и недостаточной его изученностью, отсутствием региональных реестров туристско-образовательных ресурсов и методики (технологии) их оценки.
Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему исследования, которая состоит в необходимости определения научных основ построения процесса становления компетентности будущего специалиста - организатора образовательного туризма в период его профессиональной деятельности на примере учителя географии.
Цель исследования: Разработка концепции образовательного туризма и теоретическое обоснование процесса становления компетентности учителя географии средствами образовательного туризма.
Объект исследования - образовательный туризм как средство формирования комплекса компетенций в системе высшего и среднего образования.
Предмет: процесс становления и развития компетентности учителей географии средствами образовательного туризма.
Гипотеза исследования заключается в том, что в условиях модернизации высшего педагогического образования педагогическая деятельность по формированию профессионально-значимых компетенций учителей географии средствами образовательного туризма будет успешной, если:
• компетентностный подход выступает основой проектирования организации высшего педагогического образования и изучения туристско- образовательной деятельности как способа развития ее субъекта;
• применяется оптимальное сочетание теоретической и практической составляющих форм учебной и научной деятельности, а также создаются условия для самостоятельной работы при использовании заданий прикладного и творческого содержания;
• туристская образовательная деятельность является обязательным компонентом комплекса педагогических средств, нацеленных на формирование профессионально-значимых компетенций учителей географии, а также выстроена и организована средствами туризма
образовательная среда, обеспечивающая интеграцию компонентов компетентности;
• в процессе обучения используются учебные технологии, предполагающие творческий характер, в том числе имеющие профессиональную направленность, позволяющие педагогу использовать знания и опыт в преподавательской практике при разработках и организации образовательных туров для детей и учащейся молодежи.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования.
1. На основе анализа основных тенденций и методологических моделей модернизации современного высшего профессионального образования обосновать значение компетентностного подхода как образовательной стратегии современного высшего географического педагогического образования.
2. Провести поиск эффективных путей внедрения туризма в образовательные программы и выявить условия развития инновационных образовательных туров.
3. Разработать концепцию образовательного туризма, определить суть понятий «туристско-образовательная деятельность» и «туристско- образовательная технология». Изучить комплекс факторов.
4. Разработать педагогическую технологию формирования у молодежи компетенций, необходимых в процессе организации образовательных туров для различных категорий учащихся.
5. Произвести конструирование поэтапного процесса становления компетентности профессионала в сфере организации туристской образовательной деятельности, выбрать и обосновать эффективные технологии и их экспериментально апробировать в практике педагогического вуза. Обосновать принципы создания модели формирования профессиональной компетентности организаторов образовательного туризма . Проверить опытно-экспериментальным путем предложенную модель формирования профессиональной компетентности организаторов образовательного туризма. Утвердить роль педагогических университетов как координаторов деятельности организаторов молодежного туризма.
Ведущая идея исследования заключается в признании того, что образовательная туристская деятельность является одним из важнейших условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени. Образовательный туризм, имеющий глубокие традиции, в настоящий период представляет важное и перспективное направление международного культурного обмена. Ведущая роль в процессе развития образовательного туризма принадлежит специалистам в области образования. Педагогически правильно организованная туристско-образовательная деятельность студентов способствует становлению и развитию профессионально значимых компетенций учителей географии. Интеграция в содержании географической, туристской и методической программных составляющих студентов способствует качественной подготовке организаторов образовательного туризма.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении диссертации подводятся итоги теоретико-экспериментального исследования и делается вывод о том, что его результаты подтверждают основные положения гипотезы, справедливость выдвинутых концептуальных положений.
Проведенное исследование позволило вскрыть и объяснить причины имеющихся противоречий между востребованностью образовательного туризма молодежью и отсутствием профессиональных кадров педагогов, способных выступать в роли разработчиков стратегии использования данной формы организации образовательной деятельности, учащихся на разных уровнях обучения.
В диссертации определены психолого-педагогические основы образовательного туризма. Был определен комплекс условий и ресурсов, способных оказать влияние на развитие образовательного туризма, разработаны рекомендации по поиску эффективных путей развития образовательного туризма в Татарстане.
Изучена проблема возможного формирования комплекса различных компетенций средствами образовательного туризма на уровне среднего общего и профильного образовательного этапа.
Проведено исследование структуры дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля как форм образовательного туризма для развития профессиональных компетенций учителей. Доказано, что туристская образовательная деятельность является обязательным компонентом комплекса педагогических средств, нацеленных на формирование профессионально значимых компетенций учителей.
Опытно-экспериментальная проверка доказала справедливость выдвинутых нами теоретических положений по становлению и развитию специальной туристско-образовательной компетентности специалистов исследуемой сферы деятельности.
Проведенное исследование доказало, что инновационная туристско- образовательная деятельность является одним из условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени. Образовательный туризм должен рассматриваться Россией как важное и перспективное направление международного культурного обмена в сфере образования. Дальнейшее эффективное развитие образовательного туризма возможно при условии активного участия в этом процессе государственных структур, имеющих отношение к образованию и молодежной политики в целом.
Проблема развития детского туризма очень актуальна на сегодняшний день. Специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития образования в России.
По результату проделанной работы можно сделать следующие выводы:
В настоящее время большую работу в этом направлении проводят в Татарстане Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, а также многочисленные туристские станции и центры детского туризма.
Туристская работа в школе очень многообразна по формам. В процессе исследования физкультурно-массовой, туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях используются такие формы деятельности, как: туристические кружки и соревнования, слёты и походы, экспедиции и экскурсии. Системное состояние туризма в школе характеризуется всеохватностью, регулярностью, бифуркацией, разнообразием форм и видов и самоорганизацией. Но оно никак не регламентирует его количественную сторону.
Существуют на сегодняшний день ещё причины, по которым туризм так и не занял в школе должной позиции, не получил статуса непременного раздела внеурочной учебно-воспитательной работы. Можно выделить следующие причины: профессиональная неподготовленность педагогов к использованию туризма, ориентированность системы внутришкольного контроля на усвоение школьниками только знаний, умений и навыков, недостаточное финансирование.
Третья глава показывает, что Татарстан обладает значительным рекреационным потенциалом как в плане развития экскурсионно-познавательного туризма, так и спортивного туризма. Возможности региона располагают к активному проведению туристско-спортивных соревнований, таких как ориентирование, турпоходы, лодочно-байдарочные походы и т.д. Область имеет богатую историко-культурную ценность. Наиболее перспективны в плане развития туризма Волжско-Камский заповедник, Камско-Устьинский район, Зеленодольский район и др. В третьей главе обобщён опыт работы школьных образовательных учреждений Татарстана, работающих в сфере туризма. Их деятельность обеспечена обширным программным материалом и имеет большую методическую базу. Практический опыт сформирован десятилетиями активной работы с детьми, который можно рекомендовать для использования в других регионах страны.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что школьный туризм получил четкое определение, классификацию и основные теоретические принципы, пригодные для его организации. Практическая значимость исследования заключается в том, что каждый принцип организации сопровождается реальными практическими рекомендациями, реализуя которые можно организовать школьный туризм, адекватно современным особенностям социальной жизни в РФ. Основные научные положения и выводы могут использоваться в качестве методической базы для дальнейшего продвижения ресурсов образовательного школьного туризма в организациях дополнительного и общего образования.



1 Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.12.1996, N 49, ст. 5491; (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от05.02.2007 N 12-ФЗ).
2 Батракова И.С. Гуманитарные технологии и компетентностная модель
современного педагога. Методические материалы для
проведения тренингов руководителей образовательных учреждений - СПб., РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. - 68 с.
3 Батракова И.С. Построение системы индивидуальных образовательных маршрутов студентов в педагогическом университете//Информационный бюллетень. №1(24). - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
4 Беляева В. А. Духовно-нравственное воспитание личности в школе и вузе. Монография. -М., 2007. - 288 с.
5 Бермус А.Г. Методология модернизации образования: опыт осмысления. //«Credo». -Теоретический журнал 2008.
6 Богданова А.В. Диагностика качества образования в условиях разработки национальной системы профессиональных стандартов России // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2. С. 19-21
7 Болотов В. А. Системы оценки качества образования. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, получающих образование по педагогическим направлениям и специальностям. -М., 2007. — 190с.
8 Бордовский Г.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством современного образования. // Бюл. Ученого совета. СПб., 2006. - № 10. - С. 16-19;
9 Валянский С.И. Теория информации и образования. Условия выживания России. - М., 2005.
10 Вербицкий А. А. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции. Теория контекстного обучения. — М., 2006.
11 Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально¬ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе / Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Педагогическое общество России,
2005. - 192 с.
12 Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и
практические меры: Электронный ресурс: http:
//dd.miem.edu.ru/NPT/NPTOO/declar.htm.
13 Гаджиев М.М. Методологические и теоретические основы экологической подготовки студентов в структуре многоуровневой системы образования в педагогическом университете: монография. — Махачкала.2005. -135 с.
14 Гельман В.Я. Состояние и перспективы развития образовательного туризма. /В.Я. Гельман//Вестник НАТ.- январь-март 2009. - №1 (9). - С.48-52.
15 Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // -М.:Открытое образование. 2007. -№ 5(64). - С. 58-69
16 География туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Ю. Александровой. - М., 2008.
17 География: наука и образование в системе «общество — школа - университет». Материалы юбилейной международной научной конференции. / Под ред. В.П.Соломина. - СПб., 2007.
18 Гребенкина Л. К. Инновационные подходы к
организации краеведческой работы в школе и социуме. Материалы Международной научной-методической конференции, посвященной 120- летию со дня рождения A.C. Макаренко, 13-14 марта 2008 г. -М., 2008.
19 ГребенкинаЛ. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. Монография. М., 2006.
20 Громова Л.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Качество образования в
контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: русское
видение /Под. Ред. Г.А.Бордовского. СПб., 2006. 
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Денисова О.П. Некоторые аспекты повышения качества подготовки персонала вуза к аккредитации// Вектор науки ТГУ. -2012.- № 4. -С. 363¬367.
Денисова О.П. Некоторые аспекты повышения качества подготовки персонала вуза к аккредитации//Вектор науки ТГУ. 2012. № 4. С. 363-367. Заир-Бек Е.С. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение. Рекомендации по результатам научных исследований. — СПб., 2006.
Зорин И.В., Зорин А. И. Профессиональное образование и карьера в туризме. М., Российская международная академии туризма, 2006. - 525 с. Карпова, Г. А. Экономика современного туризма / Г. А. Карпова, М. Г. Воронцова. - М.: «Герда», 2007. - 342 с.
Каурова, А. Д. Организация сферы туризма: / А. Д. Каурова. - СПб.: Изд. дом «Герда», 2007. - 320 с.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М., Высшее профессиональное образование, 2007.- 257 с.
Кобышева Л.И. Диагностика профессионально-значимых
личностных качеств будущих социальных педагогов как средство совершенствования их профессиональной подготовки: Дис. кан. пед. наук.- Таганрог, 2004.- 210 с.
Козлова Ю.В. Ярошенко В.В. В поход с классом. -М.: «ТЦ Сфера», 2004, - 96 с.
Козлова Ю.В. Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников - М.: «ТЦ Сфера», 2004. -224 с.
Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма. — М., 2007. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика". — М., 2007. 
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Колесов В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) // Высш. образование в России. -
2006. -№ 2. -С. 3-8.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.) // Народное образование. — 2002. — № 4.
Корнетов Г.Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование. // Школьные технологии. 2006. - № 3.
Коростелев А.А. Недостатки системы повышения квалификации в обеспечении развития управленческих кадров // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 168-172.
Краеведение. Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие / Авт.-сост. Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко. М.: ТЦ Сфера, 2007 - 128 с.
Лазарев В. С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие. -М., Образование XXI века, 2008.
Лукьянова М. И. Развитие компетентности учителя в личностно ориентированной педагогической деятельности. Учебное пособие. — М.,
2008.
Новиков B.C. Инновации в туризме. -М., 2007.
Особо охраняемые природные территории. Сборник материалов третьей международной конференции». — СПб., 2008, 344с.
Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям. М., Высшее профессиональное образование, 2008.
Плигин А. А., Личностно-ориентированное образование: история и
практика. Монография М., 2007.
Погодина В.Л. Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся. /В.Л.Погодина //Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. -№116. - С. 59-68.
45 Погодина В.Л., Соломин, В.П. Методологические и методические основы подготовки магистров естественнонаучного образования по программе «образовательный туризм». /В.Л. Погодина, В.П. Соломин// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2011. - № 138. - С. 125-135.
46 Погодина В.Л. Значение образовательного туризма в формировании
профессиональной компетентности учителя географии // Геология и эволюционная география: Колл. монография по материалам V
Международного семинара. — СПб., 2005. 6 с.
47 Погодина В.Л. Компетентностный подход в подготовке организаторов образовательного туризма //Среднее профессиональное образование № 12.
2009. 12 с.
48 Погодина В.Л. Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся. // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. № 111: Научный журнал. СПб., 2009.
49 Погодина В.Л. Организация и проведение географических экскурсий для школьников //Современные технологии в обучении географии: Колл. монография. — СПб., 2007. 15 с.
50 Погодина В.Л. Особенности использования метода проектов в организации образовательного туризма //Среднее профессиональное образование, № 11, 2009. -11 с.
51 Погодина В.Л. Памятники природы России как объект и ресурс образовательного туризма //Геология в школе и вузе: Геология и цивилизация: Материалы III Международной конференции. СПб., 2003.
52 Погодина В.Л. Современные тенденции развития образовательного туризма /В.Л. Погодина //Высшее образование XXI века: Доклады Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина,2007. - 6 с.
53 Погодина В.Л. Туристские ресурсы России. Электронный учебник. — СПб., 2009.- 621 с.
54 Погодина В.Л. Учитель географии как организатор образовательного туризма. // География в школе: Научно-методический журнал — М., 2008. № 8. - Стр. 53-59. - 7 с.
55 Погодина В.Л., Соломин В.П. Инновационные процессы в
образовательном туризме //География: проблемы науки и образования: Материалы ежегодной Всероссийской научно-методической
конференции. — СПб., 2009.- Юс.
56 Погодина В.Л., Соломин В.П. Образовательный туризм: традиции и перспективы //Географическое образование и наука в России: история и современное состояние: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2008. - 7 с.
57 Погодина В.Л., Соломин В.П. Современный образовательный туризм //Современные технологии в обучении географии: Колл. монография. СПб., 2007.-15 с.
58 Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.,
2007.
59 Ракова Н.А. Андрагогическая и педагогическая модели обучения - сопоставительный анализ. /Н.А.Ракова// Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова». - 2011. - №1(61). - С. 80-85.
60 Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. /Н.Ф. Талызина. - М.,1983. - 175 с.
61 CETA - Canadian EduTourism Associates [Electronic resource]. - Режим доступа: http://www.edutourismconfer-ence.org/
62 Ritchie B.W. & Carr, N., Cooper, C. ManagingEducational tourism/ ed. By B.Ritchie.- Great Britain:Cromwell Press, 2003. - P.306.
63 Taylor S. Theorizing Educational Tourism: Practices,Impacts and Regulations
in Equador/ S. Taylor. - New York:Columbia University, 2006. - P. 87-103.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ