Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация туристско-краеведческой деятельности школьников в природном парке «Бажовские места»

Работа №98061

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
1. Теоретические основы организации туристско-краеведческих экскурсий для школьников в природных парках 6
1.1.Особенности организации туристско-краеведческих экскурсий для школьников в природных парках 6
1.2. Методика разработки экскурсии 12
2.1. Туристско-рекреационный потенциал природных парков Свердловской области 16
2.2. Физико-географическая характеристика природного парка «Бажовские места» 23
2.3. Развитие туризма в природном парке «Бажовские места» 35
3. Организация туристско-краеведческой деятельности школьников в природном парке «Бажовские места» 39
3.2. Разработка экскурсионного маршрута по территории природного парка
«Бажовские места» 45
3.3. Исследование результативности краеведческой деятельности школьников 59
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложение 1 75

Туристско-краеведческая деятельность, как система дополнительного образования, является традиционным и эффективным средством воспитания в молодёжи любви к Родине. Кроме того, в отечественной педагогической науке и практике получили широкое распространение специальные методики организации экскурсий и краеведческих исследований, направленные на расширение интеллектуального кругозора у учащихся и освоение ими различных навыков практического характера. Туристско-краеведческая деятельность тесно связана с широким комплексным изучением родного края, играет важную роль в глубоком познании прошлого и настоящего, осознании перспектив в развитии культуры общества в целом. Объекты природного и культурного наследия Свердловской области представляют собой наглядный краеведческий материал, который способствует более целостному и глубокому ознакомлению обучающихся с особенностями развития общества. Незнание собственного родного края зачастую приводит к отсутствию у молодого поколения определенных нравственных ориентиров, и, как частный случай, стимулирует нежелание жить и работать в родной среде.
Актуальность использования объектов культурного и природного наследия, как краеведческого материала заключается в следующем:
• главная методологическая задача туристского краеведения, использующего в качестве наглядного материала объекты культурного и природного наследия, состоит в осознании молодёжью неразрывной связи своей малой родины с единым общероссийским историко-культурным и социально-экономическим процессом развития страны;
• туристско-краеведческая деятельность с применением на практике природных объектов наследия, является одним из важнейших средств активизации интеллектуального развития обучающихся;
• природные объекты способствуют образному восприятию действительности, поэтому туристское краеведение существенно помогает в выработке у обучающихся научных взглядов, убеждений, навыков, умений, применение их на практике;
• использование природных объектов непосредственно расширяет кругозор, помогает овладеть технологиями исследовательской работы и проектной деятельности, раскрывает творческий потенциал обучающихся.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что туристско- краеведческая деятельность является одной из действенных форм получения, как научных знаний, так и развития кругозора, творческого мышления, практических навыков и умений.
Объект: Туристско-краеведческая деятельность школьников.
Предмет: Организация туристско-краеведческой деятельности
школьников в природном парке «Бажовские места».
Цель: Изучить организацию туристско-краеведческой деятельности школьников в природных парках Свердловской области.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы организации туристско-краеведческих экскурсий для школьников в природных парках.
2. Определить теоретические и методологические основы организации исследовательской деятельности школьников.
3. Дать характеристику туристско-рекреационного потенциала природных парков Свердловской области.
4. Проанализировать туристский потенциал природного парка «Бажовские места».
5. Разработать экскурсионный маршрут по территории природного парка «Бажовские места».
6. Провести исследование результативности краеведческой деятельности школьников.
В работе использованы следующие географические методы: описательный, картографический, исторический, экономико­-математический, сравнительно-географический, метод полевых
исследований и наблюдений, метод географического районирования, современный метод географических исследований - ГИС.
Научная новизна заключается в разработке нового экскурсионного маршрута для школьников в природном парке «Бажовские места» и методики исследования результатов качества знаний после данной туристско-краеведческой экскурсии.
Практическая значимость: разработанный туристско-краеведческий маршрут в природном парке «Бажовские места», может использоваться для проведения экскурсий для школьников.
Апробация работы и публикации. Разработанная методика организации экскурсионного маршрута по территории природного парка «Бажовские места» и учебные исследования проводились в МАОУ Гимназии 205. По теме дипломной работы имеются 3 статьи, в том числе 1 статья на английском языке (Приложение 6, 7, 8).
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения; включает библиографический список и приложения. Работа изложена на 74 страницах основного текста, содержит 1 таблицу, 42 рисунка, в том числе 5 диаграмм, 5 гистограмм и 5 карт, 27 фотографий из личного архива автора. В библиографическом списке использованной литературы 42 наименования, в том числе 14 интернет ресурсов. Приложение состоит из 8 приложений размещенных на 17 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Организация туристско-краеведческих экскурсий для школьников в природных парках помогает воспитать у обучающихся интерес к природе, привить любовь к родному краю, раскрыть творческий потенциал, сформировать мировоззренческую культуру.
Во время написания данной работы были рассмотрены и решены следующие задачи: изучены и проанализированы теоретические основы организации туристско-краеведческих экскурсий для школьников в природных парках. Определены теоретические и методологические основы организации исследовательской деятельности школьников. Для этого была прочитана специальная литература по методике и организации туристско- краеведческих экскурсий для обучающихся. Дана характеристика туристско- рекреационного потенциала природных парков Свердловской области. Рассмотрена их основная задача в работе со школьниками. Изучены маршруты по территории парков и экологические тропы. Проанализирован туристский потенциал природного парка «Бажовские места». Выявлена его основная деятельность и направленность в работе со школьниками. Рассмотрены готовые маршруты парка, а так же его достопримечательности, мифы и легенды, гидрологические и другие природные объекты, животный и растительный мир. Разработан экскурсионный маршрут по территории природного парка «Бажовские места». Выбраны цели и задачи маршрута, его тематика и образовательная направленность. Объяснен выбор достопримечательностей для маршрута, сформировано меню обеда для школьников. Проведены исследования результативности краеведческой деятельности школьников. Для этого был разработан опросник-анкета по природным паркам Свердловской области и природному парку «Бажовские места» в частности. Результаты опрос-анкеты были изучены, сравнены и проанализированы. Были построены диаграммы и гистограммы с результатами ответов обучающихся.
Природный парк «Бажовские места» является особо охраняемой территорией областного значения. Одна из главных задач деятельности парка - это сохранение природных комплексов и развитие экологического и познавательного туризма. Парк создан в соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 22 марта 2007 года №193-УГ "О создании государственного учреждения Свердловской области "Природный парк «Бажовские места», постановлением Правительства Свердловской области от 02.04.2007 г. №275-ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк «Бажовские места».
В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт общеобразовательных школ, в них большое значение предается к требованиям к предметным, метапредметным и личностным результатам по ФГОС. Все аспекты по ФГОС могут формироваться во время проведения туристско-краеведческой деятельности в природных парках Свердловской области, так как это территории слабо измененные человеком, поэтому они больше всего подходят, а так же имеется свободный доступ на территорию парка, в отличие от заповедников. Одно из главных направлений природных парков - исследовательская деятельность, что совпадает с целями и задачами школьников в природном парке.
Маршруты в Природном парке «Бажовские места» нацелены, прежде всего, на экологическое просвещение туристов с привязкой к историческому прошлому населяющих регион народов, с их традиционным образом жизни, с природой края. Природный парк «Бажовские места» - окутанная легендами и мифами уральских сказов заповедная территория в Свердловской области.
В ходе исследования разработан тур «По следам сказов Бажова». Тур начинается с переезда школьниками из Екатеринбурга до поселка Асбест на автобусе к территории парка. Программа маршрута: Безымянные скалы, Марков камень, озеро «Большое Щучье», Мочаловские разрезы, Тальков камень, Потапаевский ключик.
Для исследования результативности проведенной экскурсии был разработан опрос-анкета, состоявший из 20 вопросов (см. Приложение 5). В исследовании участвовало два класса 8 «А» и 8 «Б». В первом классе анкету раздавали два раза - до урока краеведения и после урока краеведения по теме «природные парки Свердловской области». Во втором классе анкету раздавали три раза, до урока краеведения, после урока краеведения и после туристско-краеведческой экскурсии. Из результатов проверки знаний школьников после экскурсии видно, что качество знаний по объекту эффективно повысилось. Удельный вес правильных ответов вырос с 56% до 81%, а неправильных ответов - уменьшился с 37% до 17%. Удельный вес ответов типа «затрудняюсь ответить» уменьшился с 6% до 2%.
В результате проведенной роботы, можно сделать вывод, что экскурсанты не только лично познакомились с природными объектами, но и правильно восприняли полученную информацию о природном парке «Бажовские места», дали объективную оценку всему, что с ними связано, сформировали представление о парке - «в живую». С учетом полученных результатов, можно сказать, что данная туристско-краеведческая экскурсия имеет большое познавательное и воспитательное значение, она расширяет и углубляет знания обучающихся, за счет зрительного восприятия и впечатления. Разработанная экскурсия по природному парку «Бажовские места» позволит педагогам дополнительного образования, используя предложенные формы, приемы и методы, правильно организовать экскурсии, обеспечить возможность творческого участия обучающихся в процессе освоения новых знаний, расширить спектр познавательных интересов и привить навыки географического и экологического мышления, обеспечивая при этом высокую степень органичного усвоения учебного материала.


1. Абуков А. Х. Туризм сегодня и завтра. - М.: Профиздат, 1978. -272 с.
2. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. - М.: Просвещение, 1982. - 223с.
3. Бажов П.П. Малое собрание сочинений.: - Спб, «Издательский дом Азбука», 2017. - 540 с.
4. Биржаков, М. Б. Введение в краеведение и туризм / М. Б. Биржаков. - Изд. 9-е, перераб. и доп. - СПб. : «Издательский дом Герда», 2008. - 576 с.
5. Гайдукевич, Л.М. Региональное планирование развития туризма и краеведения / Л. М. Гайдукевич и др. - Минск: БГЭУ, 2011. - 227 с.
6. Глушанок Т.М., Хуусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности. М.-СПб., 2010. - 182 с.
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В., Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов). Центр теории воспитания ИТИП РАО.
8. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. М.-Ростов-на-Дону, 2014. - 312 с.
9. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие. - Ростов-на- Дону, 2014. - 200 с.
10. Драчева Е.Л. Специальные виды туризма. Лечебный туризм: учеб. пособие / Е.Л. Драчева. - М.: КНОРУС, 2010. - 322 с.
11. Дроздов А. В. Экотуризм: определения, принципы, признаки, формы // Актуальные проблемы туризма 2012. Сб. докл. и тез. сообщений науч- но-практ. конференции, 27 апреля 2012 г - М., 2012. - с. 42-57.
12. Дурович А.П. Организация туризма / А.П. Дурович. - СПб.: Питер, 2012. - 302 с.
13. Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. Пособие. - М.: ЦРИБ «Турист», 2011. - 215 с.
14. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. - М.: Юнити Дата, 2013. - 215 с.
15. Ильина. Е.И. Основы туристской деятельности. - М.: Наука, 2000. - С. 73...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ