Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )

Работа №4134
Тип работыДиссертации (РГБ)
Предметпедагогика
Объем работы241 стр
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 994
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Теоретико-методологические основы развития системы
дополнительного образования детей в современной школе
1.1. Формирование системы дополнительного образования школьников: российский и зарубежный опыт 15
1.2. Методологические основы моделирования системы дополнительного образования в общеобразовательном учреждении 37
1.3. Цели, задачи и особенности системы дополнительного образования
в инновационной школе 59
Выводы 84
Глава II. Организационно- педагогические условия разработки и реализации модели дополнительного образования в инновационных общеобразовательных учреждениях 88
2.1. Технология разработки модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении как средство удовлетворения социального заказа 88
2.2. Модель системы дополнительного образования инновационной школы 111
2.3. Условия оптимальной реализации модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении 126
2.4. Опытно-экспериментальная проверка и оценка эффективности разработанной модели 150
Выводы 170
Заключение 176
Литература 181
Приложения 195


Актуальность исследования. Глубокие социально-политические, культурно-исторические и экономические изменения в российском обществе, а также новые функции разных звеньев школьной системы обусловили необходимость модернизации содержания общего образования, от которой в огромной степени зависят интеллектуальное и духовное развитие молодого поколения, формирование его ценностных ориентаций, социальных, этических и эстетических идеалов, овладение необходимой совокупностью общих и предметных умений, приобретение первого опыта творческой деятельности. Фундаментальной проблемой образования при этом является создание оптимального образовательного пространства, в котором все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей.
Стратегия вариативного образования предусматривает кооперацию и одно-временное равноправие разных его форм в рамках единого образовательного пространства России. Большой вклад в процесс практической реализации идей новой образовательной стратегии вносит система дополнительного образования. Проблема дополнительного образования является достаточно новой для российской педагогической науки. Несмотря на то, что термин "дополнительное образование" вошел в педагогику с 1992 года, этот феномен существует в российской школе в качестве внеучебной, внеурочной, внеклассной и внешко¬льной деятельности более полутора веков. За это время изменилась как рассматриваемая инфраструктура образовательного учреждения, так и цели и за¬дачи, стоящие перед ней. В настоящее время в России идет активный процесс формирования новой системы образования, ее переориентации на социализацию личности и становление активной жизненной позиции школьника. Все это не могло не повлиять на содержание и структуру школьного дополнительного образования.
В Законе РФ "Об образовании", Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других документах определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных на¬правлений российской образовательной политики. Новая ситуация в образовании, связанная с реализацией Концепции профильного образования, придает школьной системе дополнительного образования мощный импульс развития.
Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и про¬грамм ограничивает возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности, а также не может уделять достаточного внимания созданию необходимой среды общения и развития, организации досуга детей. Поэтому в новой образовательной ситуации школа находит в дополнительном образовании: широкий диапазон дополнительных образовательных услуг, значительно расширяющих и углубляющих основные стандарты образования; компенсацию отсутствия или недостаточного количества часов тех или иных учебных курсов; новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации; условия для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.
В настоящее время идея дополнительного образования в общеобразовательном учреждении получила новое теоретическое осмысление и практическое воплощение. Большой вклад в этот процесс внесли исследования А.Г.Асмолова, В.А.Березиной, А.К.Бруднова, О.С.Газмана, В.А.Горского, Е.Б.Евладовой,
О.Е.Лебедева, М.Н.Поволяевой и др. Различным аспектам становления и развития системы дополнительного образования посвящен ряд диссертационных исследований, в которых рассмотрены вопросы дополнительного образования как социально-педагогической проблемы (Н.Л.Антонова, А.В.Скачков), как средства творческого развития ребенка (В.А.Березина, Н.Б. Дворцова) и профес¬сионализма педагога (М.А.Валеева, Ю.В.Сорокопуд, А.И.Щетинская), как

6
взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе (В.И.Казаренков), организационно-деятельностных аспектов (Е.В.Козлова, Л.Н.Папенина, И.А.Смотрова, Ф.Н.Страчкова), обоснования рациональных подходов к содержанию дополнительного образования (В .И. Аксельрод, А.В. Золотарева, Н.И.Фуникова) и др.
Анализ существующих исследований показал, что в педагогике только начинает складываться теоретическое и методическое обоснование этого вида образования. По мнению В.А.Горского, концептуального разрешения проблем в этой области педагогической науки, пока не получено, о чем свидетельствует относительная разобщенность выполненных работ, как по тематике, так и по предметным областям. Поэтому, отмечая ценность ранее проведенных исследований, посвященных проблемам дополнительного образования детей, необходимо отметить, что вопросы особенностей этого вида образования в условиях общеобразовательных учреждений рассмотрены недостаточно, хотя практика показала, что эти особенности имеют принципиальный характер. На наш взгляд, назрела необходимость их системной разработки и исследования с учетом тенденций развития современного образования. В условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы гармонизации общего образования, что особенно актуально в связи с реализацией Концепции профильного обучения.
Практика становления системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях свидетельствует, что любые преобразования не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов. В то же время большинство современных общеобразовательных учреждений формирует системы дополнительного образования, основываясь, в основном, на собственном опыте.
Проектирование педагогических систем, в том числе и систем дополни¬тельного образования, - это комплексная задача, решение которой требует учета социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга социально-культурных, психолого¬педагогических, технико-технологических и организационно-управленческих аспектов.
Применение научных подходов при проектировании и моделировании системы дополнительного образования позволяет продуманно осуществить инновации, рассматривать и учесть многообразие реальных ситуаций, подвести научную основу под разработку и реализацию новых образовательных практик. Эффективное осуществление модернизации школьной системы дополнительно¬го образования и решение связанных с ней задач невозможно на базе принятых в прошлом подходов, в основном сложившихся на эмпирической основе. В связи с этим возникает проблема: как смоделировать такую систему дополни¬тельного образования в общеобразовательном учреждении, которая бы отвечала тенденциям развития современной школы и позволяла бы достичь наибольшего соответствия социальному заказу субъектов образовательного процесса - учащихся, их родителей, педагогов? Актуальность и важность обозна¬ченной проблемы для педагогической практики, ее недостаточная научно¬практическая разработанность, необходимость преодоления сложившихся про¬тиворечий послужили основанием для определения темы исследования «Мо¬делирование системы дополнительного образования (на примере инновацион¬ного общеобразовательного учреждения)».
Цель исследования: разработка, научное обоснование и опытно¬экспериментальная проверка эффективности представленной модели дополни¬тельного образования в реальных условиях инновационного общеобразова¬тельного учреждения. Объект исследования: система дополнительного обра¬зования в общеобразовательном учреждении. Предмет исследования: модели¬рование системы дополнительного образования в инновационном общеобразо¬вательном учреждении.
Гипотеза исследования: дополнительное образование в рамках специально организованной системы становится эффективным средством развития лично¬

8
сти, если его модель детерминирована социальным заказом субъектов образо-вательного процесса (учащихся, их родителей, педагогов); если созданы опти¬мальные условия, воплощающие гуманистические тенденции в образовании и способствующие активизации творческого потенциала учащихся и педагогов; если содержание дополнительного образования учащихся органически сочетает различные виды образовательной деятельности с созидательным досугом, при этом проектно-исследовательская является ведущей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие за¬дачи: 1) На основе всестороннего анализа сущности дополнительного образо¬вания, современных подходов к проектированию образовательных систем и ис¬следования социального заказа разработать и научно обосновать модель допол¬нительного образования инновационного учебного заведения. 2) Определить компоненты содержания дополнительного образования, сочетающие различ¬ную образовательную и воспитательную деятельность в организации досуга, выбрав в качестве основного и приоритетного компонента проектно¬исследовательскую деятельность учащихся. 3) Выявить условия, способствую¬щие оптимальной реализации разработанной модели дополнительного образо¬вания в инновационном общеобразовательном учреждении. 4) Проверить раз¬работанную модель в ходе эксперимента.
Методологическую основу исследования составили: философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности, а также целостности явлений реаль¬ного мира; положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и ее многофакторном характере развития; принципы взаимосвязи теории и практики; фундаментальные основы развития образования, концепту¬альные основы реформирования отечественной образовательной системы. Ме¬тодологическим ориентиром исследования выступают личностно ориентиро¬ванный, гуманистический, креативный, акмеологический, культурологический, системный, синергетический и технологический подходы.
Теоретической основой исследования явились идеи системного (В .Г. Афанасьев, В.С.Ильин, В.В.Краевский и др.), деятельностного

9
(И.А.Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский, С. Л.Рубинштейн и др.), личност¬ного (Л.С.Выготский, В.С.Ильин, В.А.Сластенин и др.), акмеологического (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.Г.Ситников и др.), технологического (В.П.Беспалько, В.Ю.Питюков, Г.К.Селевко, Л.Ф.Спирин и др.) подходов в обучении и воспитании. В работе также были использованы и учтены положения новой образовательной парадигмы (В.Ф.Взятышев, Л.И.Романкова, В.В.Краевский, В.Е.Шукшунов и др.), теория гуманизации об¬разования (ПТ.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, М.Н.Берулава, Д.А.Белухин, Е.Н.Шиянов и др.); концептуальные основы организации дополнительного об¬разования школьников (А.Г.Асмолов, В.А.Березина, А.К.Бруднов, О.С.Газман, В.П.Вахтерев, В.А.Горский, Е.Б.Евладова, П.Ф.Каптерев, И.А.Малашихина, М.Н. Поволяева, С.Т.Шацкий и др.); динамическая концепция развития лично¬сти в зависимости от собственной активности (А.К.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн и др.); концепция личностно ориентированного обучения (Д.А.Белухин, И. С.Якиманская и др.); положения о творческом характере педагогической дея¬тельности (В.И.Горовая, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В.П.Симонов, В.А.Сластенин); идеи оптимизации образовательного процесса (Ю.К.Бабанский, А.А.Вербицкий, М.М.Поташник и др.); определение сущност¬ной характеристики профессиональной компетентности и профессионально¬значимых личностных качеств современного педагога (И.А.Колесников,
Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.И.Мищенко, В.П.Симонов, В.А.Сластенин и др.); работы по проблемам моделирования педагогических процессов и систем (С.И.Архангельский, И.В.Блауберг, Ю.А.Гастев, В.М.Глушков, А.Н.Дахин, З.И.Калмыкова, М.В.Кларин, И.Д.Чечель, В.К.Шаповолов, В.Э.Штейнберг и др.), о проектном менеджменте (В.В.Воропаев, Х.Решке, В.П.Симонов,
В. Д.Шапиро, Х.Шелле и др.), о проектно-исследовательской деятельности уча¬щихся как возможного пути вхождения ребенка в пространство культуры (В.И.Вернадский, Б.М.Кедров, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, С.А.Пиявский, М.Г.Ярошевский и др.).

10
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ло¬гику теоретико-экспериментального исследования, имеющего практико-ориен- тированный характер: от историко-педагогической ретроспективы к изучению реального состояния практики дополнительного образования в учебном заведе¬нии и разработке логико-смысловой модели дополнительного образования.
Научные методы исследования: теоретические - анализ философской, со-циологической и психолого-педагогической литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации об образовании; концеп-туальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований; модели-рование; синтез эмпирического материала; обобщение опыта деятельности ин-новационных общеобразовательных учреждений и др.; эмпирические - обсерва-ционные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, интервьюирование, тестирование, ранжирование), прогностические (метод экс-пертных оценок, маркетинг образовательных услуг), экспериментальные (есте-ственный, констатирующий и формирующий эксперименты), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация).
Опытно-экспериментальной базой исследования явились: общеобразова¬тельные учреждения г. Ставрополя (МОУ лицей №14, МОУ лицей №23, МОУ гимназия №25 и др.) и Ставропольского края. Исследованием было охвачено более 1400 учащихся и их родителей, а также более 150 педагогов.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа прово¬дилась в три этапа в течение 1997-2003 гг.
1. Проектировочный этап (1997-1998 гг.). На основе анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы, диссертационных ис-следований и практического опыта формировалась общая концепция иссле¬дования, разрабатывалась модель дополнительного образования в общеобразо¬вательном учреждении и критерии оценки ее эффективности, выявлялись усло¬вия для оптимальной ее реализации в инновационной школе.
Полученный материал позволил определить предмет, объект, сформулиро¬

11
вать рабочую гипотезу и основные задачи исследования, выделить методологи¬ческие положения и методы исследования, уточнить терминологический ап¬парат, разработать программу опытно-экспериментальной деятельности.
2. Организационно-деятельностный этап (1998-2002 гг.). Осуществлялся крупномасштабный эксперимент, направленный на внедрение разработанной модели дополнительного образования в практическую деятельность лицея №14 г.Ставрополя и других образовательных учреждений, проверялась и кор¬ректировалась гипотетическая модель, уточнялся научный аппарат исследова¬ния, проводились констатирующий и формирующий эксперименты, создава¬лись оптимальные условия, способствующие эффективной реализации модели.
3. Рефлексивно-оценочный этап (2002-2003 гг.). Проводился анализ и обобщение материалов исследования, систематизировались экспериментальные данные; осуществлялась оценка эффективности реализованной модели допол¬нительного образования; разрабатывались и внедрялись в массовую практику научно-практические и методические рекомендации; оформлялась рукопись диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выделены методологические подходы и принципы моделирования систем дополнительного образования в учебных заведениях (системный, синергетиче¬ский и другие подходы, эмерджентность, построение комплекса моделей, инте¬грация основного и дополнительного образования с воспитательной системой школы, максимальный учет социального заказа субъектов образовательного процесса); обоснована многомерность модели системы дополнительного обра¬зования; доказана необходимость выделения проектно-исследовательской дея¬тельности в инновационных учебных заведениях в качестве ведущей;
- впервые разработана, обоснована и внедрена логико-смысловая модель до-полнительного образования на основе комплексного изучения социального за¬каза субъектов образовательного процесса; установлен механизм определения ведущих компонентов этой модели путем анализа матрицы модели; выделены критерии оценки эффективности логико-смысловой модели дополнительного

12
образования;
- впервые раскрыты содержание, направления и условия методической под¬готовки педагогов дополнительного образования в условиях общеобразова¬тельной школы; представлен профиль педагога дополнительного образования;
- разработана и внедрена технология проектно-исследовательской деятельно¬сти учащихся в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дополнитель¬ное образование рассматривается как образовательное пространство, являю¬щееся объединением четырех подпространств: целевого, содержательного, дея¬тельностного и результативного; теоретически и технологически обоснован процесс моделирования системы дополнительного образования в общеобразо¬вательном учреждении; на основе подходов к инновационным процессам в со¬временном образовании раскрыта сущность, содержание, направления и усло¬вия развития системы дополнительного образования в школе; структурированы организационные формы дополнительного образования и образовательная про¬дукция деятельности учащихся; теоретически и практически обосновано выде¬ление проектно-исследовательской деятельности в инновационном общеобра¬зовательном учреждении в качестве ведущего направления; разработана тех¬нология, методическое сопровождение названной проектно-исследовательской деятельности; раскрыта необходимость модернизации кадровой политики и разработана система методической работы с педагогами дополнительного обра¬зования; обоснованы подходы к блочно-рейтинговой системе оценивания дея¬тельности учащихся в объединениях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержа¬щиеся в диссертации теоретические положения и практические материалы мо¬гут быть использованы в деятельности образовательных учреждений различных типов, а также в педагогических вузах и системе повышения квалификации ра¬ботников образования. Разработанная и экспериментально проверенная модель дополнительного образования может служить основой для поиска новых педа¬гогических решений в современной образовательной практике.

13
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена ис¬ходными теоретико-методологическими положениями, применением ком¬плексной методики исследования, соответствующей поставленным целям и за¬дачам, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимосвя¬занностью и взаимодополняемостью, репрезентативностью объема выборки участников педагогического эксперимента, вариативным характером исследо¬вания и воспроизводимостью его результатов. Эффективность научных резуль¬татов исследования подтверждается успешным развитием лицея №14 г.Ставрополя как образовательного учреждения инновационного типа, являю¬щегося основной экспериментальной базой данной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Практическое внедре¬ние результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспери¬ментальной работы на федеральной и экспериментальной площадках лицея №14, МОУ лицея №23, МОУ гимназии №25 г. Ставрополя и др., конструктив¬но-проективной деятельности автора по разработке организационных структур, нормативно-правовой базы и программно-методического обеспечения системы дополнительного образования. Основные положения и выводы результатов ис¬следования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета, кафедры пе¬дагогики и психологии Ставропольского государственного аграрного универ¬ситета, кафедры управления качеством образования Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, научно¬методических семинарах-практикумах, педагогических советах образователь¬ных учреждений г.Ставрополя, представлены в аннотационных отчетах о дея¬тельности экспериментальных площадок и в выступлениях на конференциях различных уровней. Отдельные результаты исследования были отмечены ди¬пломом Всероссийского конкурса воспитательных систем (Москва, 1998) и грантом Института «Открытое общество» за участие в конкурсе «Школа толе¬рантности» в номинации «Школьные СМИ» (Москва, 2001). По материалам диссертации опубликовано 14 работ.

14
Положения, выносимые на защиту:
1. Дополнительное образование развивается под влиянием внешних факто¬ров, таких, как законы развития общества, цели образования, потребности лич¬ности, общества, государства, политика государства в области образования, а также под влиянием внутренних факторов, детерминированных стремлением образовательной системы к целостности, взаимообусловленностью законов ее функционирования и развития, взаимосвязью и взаимообусловленностью при¬сущих ей функций, принципов функционирования, развития и управления, и возникающими собственными внутренними противоречиями.
2. Научно обоснованная и апробированная логико-смысловая модель допол-нительного образования, детерминированная социальным заказом субъектов образовательного процесса, является средством развития образовательного пространства инновационного учебного заведения.
3. Содержание дополнительного образования (в его предметном, субъектном, культурном, технологическом, проблемном и коммуникативном аспектах), реализующееся через различные формы образовательной и воспитательной деятельности в организации досуга, способствует усилению базовой состав¬ляющей общего образования, освоению социокультурных и духовно¬нравственных ценностей и практической подготовке учащихся к жизни и про¬фессиональной карьере в условиях социальных перемен.
4. Организационно-педагогические, кадровые, программно-методические, психологические условия обусловливают эффективность разработанной нами модели дополнительного образования, в которой проектно-исследовательская деятельность является ведущей, и способствуют развитию личностного потен¬циала учащегося и педагога в образовательном пространстве лицея.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключе¬ния, списка использованной литературы, приложений. Общий объем диссерта¬ции составляет 194 страницы. Работа содержит 12 таблиц, 10 рисунков. Список литературы содержит 273 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Проблема дополнительного образования является достаточно новой для российской педагогической науки. Несмотря на то, что термин «дополнительное образование» вошел в педагогический лексикон с 1992 года, сам феномен имеет в российской школе давние традиции внеурочной, внеклассной, внешкольной деятельности. Данный вид образования, вобрав все лучшее из педагогического наследия прошлого, является широким и благодатным фоном для общего образования, позволяет создавать условия для оптимального развития личности и при этом наиболее полно удовлетворяет образовательные потребности граждан, общества, государства. Система дополнительного образования является под¬системой общего образования, решающей задачу реализации прав ребенка на полноценное развитие и образование, на отдых и досуг.
Под дополнительным образованием в общеобразовательном учреждении в своем исследовании мы понимаем специфическую часть системы общего образования, представляющую собой процесс и результат свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, способствующих становлению личности в условиях развивающей и развивающейся образовательной среды, содействующей ее самоопределению, творческой самореализации и самосовершенствованию.
В настоящее время в педагогике начинает складываться теоретическое и методическое обоснование этого вида образования. Дополнительное образование есть синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Дополнительное образование связывает три сферы деятельности: образование, труд и культуру как образ жизни. Оно закладывает основы самообразования подростка, предоставляя свободу выбора видов деятельности, способов их освоения, создает возможности самопознания, так как включает приемы диагностики и условия сопоставления себя с другими. Дополнительное образование активизирует возможности самореализации, обогащает личный опыт в процессе пробы жизненных и личностных способностей,

177
способствует профессиональному самоопределению в познавательной, технической, художественной и других видах деятельности.
Методологической основой построения системы дополнительного образования в современных условиях является идея рассмотрения его как особого образовательного пространства, в котором объективно задается множество отношений, осваивается опыт исполнительского мастерства и происходит приобщение учащихся к творчеству. Постоянно расширяющееся внешнее образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов и склонностей) самих обучающихся.
Анализ научной литературы, диссертационных исследований, материалов конференций различных уровней, посвященных проблемам дополнительного образования детей, позволил установить, что вопросы особенностей этого вида образования в условиях общеобразовательных учреждений рассмотрены недостаточно и концептуального разрешения пока не получили, о чем свидетельствует относительная разобщенность выполненных работ, как по тематике, так и по направлениям. Тем не менее, практика показала, что эти особенности имеют принципиальный характер, в связи с чем назрела необходимость системного рассмотрения вопросов организации школьного дополнительного образования, направленного на удовлетворение социального заказа учащихся, их родителей и педагогов. В условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы гармонизации общего образования, что особенно актуально в связи с реализацией Концепции профильного обучения.
В процессе теоретического и эмпирического исследований нами разработана, научно обоснована и экспериментально проверена логико-смысловая модель дополнительного образования в образовательном пространстве инновационного учебного заведения.
Гипотеза исследования получила свое подтверждение в ходе опытно-экспериментальной работы: дополнительное образование в рамках специально

178
организованной системы стало эффективным средством развития личности ввиду того, что его модель была детерминирована социальным заказом субъектов образовательного процесса (учащихся, их родителей, педагогов); были созданы оптимальные условия, воплощающихгуманистические тенденции в образовании и способствующие активизации творческих способностей учащихся и педагогов; содержание дополнительного образования учащихся, органически сочетало различные виды образовательной деятельности с созидательным досугом и имело проектно-исследовательскую деятельность в качестве ведущей.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. На основе всестороннего анализа сущности дополнительного образования, современных подходов к проектированию образовательных систем и исследования социального заказа была разработана и научно обоснована модель системы дополнительного образования инновационного учебного заведения.
2. Были определены компоненты содержания дополнительного образования, сочетающие различную образовательную, воспитательную и досуговую деятельность, выбрав в качестве основного и приоритетного компонента проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
3. Выявлены оптимальные организационно-педагогические условия (максимальный учет потребностей субъектов образовательного процесса; интеграция общего и дополнительного образования; организационное и содержательное единство основных структур школы; использование возможностей образовательной среды; выделение дополнительного образования в самостоятельное подразделение учебного заведения, в деятельность которого включен в той или иной степени весь педагогический коллектив; возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования; многоуровневая структура раз¬личных видов и форм методической работы; концептуальное программно¬методическое обеспечение как всей инфраструктуры, так и каждого творческого объединения учащихся), способствующие эффективности реализации разработанной модели дополнительного образования в инновационном общеобразовательном учреждении.

179
4. Экспериментально проверена разработанная логико-смысловая модель дополнительного образования в инновационном общеобразовательном учреждении.
Полученные результаты, в целом подтвердив гипотезу исследования, доказали эффективность обоснованной и реализованной модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении и позволили сделать выводы, раскрывающие положения, выносимые на защиту:
1. По сравнению с основным дополнительное образование более многообразно, разнопланово, вариативно и является необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в ее образовании и ранней профессиональной ориентации. В настоящее время дополнительное образование в науке рассматривается как феномен, как явление и как особо ценный тип образования.
2. Разработанная и реализованная в инновационном общеобразовательном учреждении модель дополнительного образования воплощает идеи отечественных и зарубежных исследований в области методологии, теории и практики личностно развивающего образования и отражает основные требования, предъявляемые к современному школьному дополнительному образованию. Данная модель отличается от известных моделей прежде всего своей целостностью, самоорганизуемостью, открытостью.



1. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения до-полнительного образования как средство его развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1997. - 21 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.
3. Адамский А. Авторская школа //Инновационное движение в российском школьном образовании.- М., 1997.- С. 186 - 224.
4. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психо¬логия науки: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1998. - 312 с.
5. Альтшуллер Г.С. Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1991. - 479 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой лично¬сти: Основы педагогического творчества. - Казань: Изд.-во КГУ, 1988. - 238 с.
7. Андрюхина Л.М. Дополнительное образование: возможности развития личности //Дополнительное образование. - 2000. - №9. - С. 11 - 15.
8. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и культура мышления. - М., 1991. - 416 с.
9. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала
ХХ в. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
10. Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. - М.: Педагогика, 1987. - 559 с.
11. Антология педагогической мысли России ХУ111 в.- М.: Педагогика, 1985.¬479 с.
12. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития //Внешкольник. - 1997. - № 9. - С. 6 - 9.
13. Асмолов А.Г. На пути к развивающемуся вариативному образованию //Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития дополнительного образования детей. - М., 1997. - С. 1 - 3.
14. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Полит¬издат, 1981. - 432 с.
15. Ахвердова О.А. Психологическое здоровье нации и клиническая психоло¬гия //Вестник СГУ. - 2001. - Выпуск № 27. - С. 146 - 149.
16. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации. Интеграционные процессы в педагогической теории и практи¬ка. - Свердловск: Свердловский экономический институт, 1990. - 128 с.
17. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданст-венности учащейся молодежи: Монография-. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. - 204 с.
18. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 22 с.

182
19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
20. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. - М., 1994.
- 111 с.
21. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1973. - 270 с.
22. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разра¬ботки парадигмы. - Ростов -н/Д: РГПУ. 1997.
23. Бондаревская Е.В. Опыт разработки концепций воспитания. - Ростов-н/Д: РГПУ, 1993. - 140 с.
24. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29 - 36.
25. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное посо¬бие. - Ставрополь: СГПИ, 1995. - 206 с.
26. Братченко С. Л. Гуманитарная экспертиза образования //Школьные техно¬логии. - 2001. - №2, №3, №4.
27. Бруднов А.К. Развитие дополнительного образования детей Российской Федерации //Принципы обновления программного обеспечения в учреж¬дениях дополнительного образования: Тезисы и материалы Всероссийской науч. - практич. конф. - СПб., 1995. - С. 4 - 112.
28. Бруднов А.К. Современные ориентиры дополнительного образования де¬тей //Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам раз¬вития системы дополнительного образования детей: Сб. статей. - М., 1997.
- С. 3 - 5.
29. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учрежде¬ний дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гу- манит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
30. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации //Народное образование. - 2000. - № 9. - С. 177 - 180.
31. Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. - М., 1896.
32. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. - М., 1988.
33. Восьмая подсистема образования. А может быть первая?: Беседа А.С.Горского с И.В. Бестужевым-Ладой //Внешкольник. - 1997.- № 3. - С.
11 - 16.
34. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХ1 века. - М.: Изд.-во УРАО, 1999. - 208 с.
35. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
36. Выготский Л.С. Педология подросткового возраста /Собр. соч. в 6 т.- М.: Наука, 1983. Т. 3. - С. 5 - 314.
37. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей //Педагогика .¬
1997. - № 4. - С. 45 - 52.
38. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию
XXI века //Классный руководитель. - 2000. - №3. - С. 6 - 38.

183
39. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практи- ко-ориентированных образовательных концепций).- М.:Совершенство,
1998. - 608 с.
40. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - М.: Школа-пресс, 1995. - 447 с.
41. Гиг. Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. - М., 1981.
42. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие.- СПб. : Изд.-во СПбГУ, 1992. - 154 с.
43. Гликман И.З. Школьная концепция воспитания //Наука и школа. - 1999. - № 5. - С. 55 - 59.
44. Гольдберг В. А. Гуманистическая воспитательная система школы: станов¬ление и развитие. - М.: Новая школа, 2001. - 176 с.
45. Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста-педагога в условиях многоуровневого высшего образования: Дисс. д-ра пед. наук. - СПб., 1995. -350 с.
46. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской дея-тельности. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 128 с.
47. Горский В. А. Возникновение и развитие добровольных объединений граж¬дан //Дополнительное образование. - 2000. - №7-8. - С. 56 - 61.
48. Горский В. А. Методологические основы содержания, форм и методов дея-тельности педагога дополнительного образования //Дополнительное обра-зование. - 2003. - С. 29 - 34.
49. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнитель¬ного образования детей //Дополнительное образование. - 2001. - №1. - С. 30-31.
50. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополни¬тельного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополни¬тельного образования детей института общего среднего образования РАО //Дополнительное образование. - 2000. - №1. - С. 6 - 11.
51. Горский В. А., Журкина А.Я.,. Сальцева Л.Ю, Чистякова С.Н.. Требования к программам дополнительного образования //Дополнительное образование.
- 2000. -№2. - С. 3 - 9.
52. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. - Калининград, 1995.
53. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. -М.:Народное образование, 2001. - 128 с.
54. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная тех-нология. М.:Народное образование, 2000. - 240 с.
55. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии.- М.: На¬родное образование, 1995.- 135 с.
56. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей)./Под общей ред. Селивановой Н.Л.. - М.: Новая школа, 1998. - 336 с.
57. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Учебное пособие. - Ставрополь, 1993.

184
58. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода - М.: Школа, 1994.
59. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность //Народное образование. - 2002.- №2. - С. 55 - 60.
60. Дворцова Н.Б. Развитие творческого потенциала учащихся в условиях сис¬темы дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Сара¬тов, 2000. - С. 22.
61. Днепров Э.Д. Инновационное образовательное движение //Инновационное движение в российском школьном образовании.- М., 1997.- С. 9 - 35.
62. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е.Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
63. Евладова Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного об-разования в школе //Внешкольник. - 1999. - №9.- С. 10 - 11.
64. Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблема взаимо¬связи //Внешкольник. - 2000. - №3.- С.14 - 16.
65. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития //Педагогика . - 1995. - №5.- С. 39 - 43.
66. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. - М., 1996. - 133с.
67. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования //Дополнительное образование. - 2000. - № 9. -С. 6 - 9.
68. Заир- Бек Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования. - СПб., 1994.
69. Закон Российской Федерации “Об образовании”. - 4-е изд. - М.: ИНФРА,
2001. - 53 с.
70. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990.
71. Зарецкий В.К. О двух подходах к проектированию образовательных сис¬тем //Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Сб. на¬уч. тр. Ин - та педагогических инноваций РАО. - М., 1994.
72. Заславская О.В. Обучение как фактор формирования и развития воспита¬тельной системы школы. - Тула: ТОИРО, 1997. - 187 с.
73. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. - М.: Новая школа, 1997. - 320 с.
74. Зимина И. Возможности витагенного образования в управлении образова-тельным учреждением //Народное огбразование. - 2002. - № 7. - С.16 - 19.
75. Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образо¬вания: подход, концепция, стратегия //Современные концепции воспита¬ния. - Ярославль, 2000. - С. 22 - 27.
76. Зимняя И.А. Цель - идеал воспитания в дополнительном образовании детей в современной России //Материалы научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в 21 веке». - М., 2000. - 102 с.
77. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема совре¬менного образования в России. - М.: ИЦ, 1998. - 82 с.
78. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М.: Педагогика, 1982. - 80 с.

185
79. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 384 с.
80. Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды.- М.: Педагогика, 1990. - 368 с.
81. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащими¬ся. - М., 1980.
82. Калугина Т.Г. Некоторые аспекты проблемы реализации интеллектуальных и творческих потенциалов личности в условиях лицейского образования. //Дополнительное образование. - 2001. - №2. - С. 8 - 12.
83. Калугина Т.Г. Пути формирования интегративных развивающих сред для реализации творческой индивидуальности учителя и ученика //Дополнительное образование. - 2001. - №3. - С. 8 - 13.
84. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования /Избр. пед. соч. - М., 1982. - 606 с.
85. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. - М., 1926.
86. Караковский В. А. Моделирование воспитательной системы «школы обще-человеческих ценностей» //Моделирование воспитательных систем: теория и практика: Сб. науч. ст. - М., 1995. - С. 78 - 87.
87. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993. - 80 с.
88. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспита¬ние... Воспитание! - Теория и практика школьных воспитательных систем.
- М.: Новая школа, 1996.- 128 с.
89. Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе: в поисках но¬вой педагогической альтернативы //ШЭЖ. - 2002. №3. - С. 3 - 10.
90. Каспаржак А.Г. Новые и инновационные школы: проблемы сегодняшнего дня, перспективы развития //Инновационное движение в российском школьном образовании. - М., 1997. - С. 36 - 60.
91. Каспаржак А.Г. Левит М.В. Базисный учебный план и российское образо¬вание в эпоху перемен. - М.: МИРОС, 1994. - 194 с.
92. Кедров Б.М. Научная школа и ее руководитель //Школы в науке. - М.: Нау¬ка, 1977. - С. 300 - 310.
93. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогиче¬ских поисках. М., 1994.
94. Койчуева А.С.Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Карачаевск, 2000. - 23 с.
95. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.
96. Комаров В.В. Концептуальные подходы к формированию содержания до-полнительного образования детей.- Самара: Изд-во Самарского универси¬тета, 1999. - 39 с.
97. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М.: Учпедгиз, 1955.- 303 с.

186
98. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /Сост. М.В. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.:Педагогика, 1989. - 416 с.
99. Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание.- М.: Просвещение, 1984. - 335 с.
100. Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989.
101. Конвенция ООН о правах ребенка //Международная защита прав и свобод человека. - М.: Юридическая литература, 1990. - С. 388 - 408.
102. Конституция РФ (Основной закон). -М.: Юридическая литература, 1993.
103. Концепция воспитания школьников в современных условиях /Под ред В. А. Караковского, Л.И. Новиковой, А.А. Бодалева, З.А. Мальковой. - М.: Новая школа, 1993. - 78 с.
104. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Внешкольник.- 2002. - №6.- С. 1 - 16.
105. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Учительская газета. - 2002.- №42. - С. 13 - 16.
106. Корф Н. Первые воскресные школы //Русская мысль. - 1882. - №8.
107. Краевский В.В. Воспитание или образование? //Педагогика.- 2001.- №3.- С. 3 - 10.
108. Круглова Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 1997. - 23 с.
109. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Изд. 2-е.- М.: Просвещение, 1968.
110. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998. - 106 с.
111. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.- практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, ма-гистрантов и аспирантов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. - 160 с.
112. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. - М., 1983.
113. Ланков А.В. К истории развития передовых идей в русской методике мате¬матики. - М.: Учпедгиз, 1951.
114. Лебедев О.Е. Образование как фактор развития личности //Дополнительное образование детей - фактор развития творческой лично¬сти. - СПб., 1998.- С. 9 - 18.
115. Левит М.В. Как сделать хорошую школу? Практикоориентированное посо¬бие по проектированию и управлению школой - М.: Центр «Педагогиче¬ский поиск», 2002,. - 160 с.
116. Леднев В.С. Стандарт как гарантия вариативности //Стандарты и монито¬ринг. - 1998. - №3. - С. 3 - 5.
117. Леон Де Калуве, Эрнест Маркс, Март Петри. Развитие школы: модели и изменения. - Калуга: Изд-во калужского института социологии.- 1993.

187
118. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследо-вательской деятельности учащихся //В сб.: Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: «Народное образование», 2001. - С. 38 - 48.
119. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1975.- 304 с.
120. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1972. - 575 с.
121. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
122. Лобачевский Н.И. О важнейших предметах воспитания //Математика в школе - 1977.- №2. - С. 42 - 44.
123. Лобейко Ю.А. Проблемы методологии и методики реализации идеи воспи¬тания личности. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. - 32 с.
124. Лобейко Ю.А., Новикова Т.Г., Трухачев В.И. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога. - М.: Илекса, Ставропольсервисшкола, 2002. - 416 с.
125. Лобейко Ю.А., Хорошко Н.Ф. Инновации в образовании - проблема цик¬ловой повторяемости //Материалы 45-й научно-методической конферен¬ции «Университетская наука - региону» (апрель, 2000) и региональной на¬учно-практической конференции (октябрь, 2000). - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 115 - 120.
126. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. - М.:ВЛАДОС, 1999. - 240 с.
127. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе //Психологический журнал. - 2000. - №5. - Т. 21. - С. 106 - 111.
128. Локк Дж. Избранные философские произведения. В 2-х томах. Т.1. М.: Соцэгид, 1960.
129. Ляшко Л.Ю. Обсуждаем проект базисного плана //Внешкольник. - 1997. - №11-12. - С. 8 - 15.
130. Луначарский А.В. Задачи внешкольного образования в Советской России /В сб. Луначарский А.В. О народном образовании. - М., 1958. С. 78 - 94.
131. Макаренко А.С. Соч. в 7 т.- М, 1958.
132. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. - М.: Прометей, 1993.
133. Маркова А.К. Самообразование школьников // Вопросы психологии. - 1980. - №3.- С. 149 - 164.
134. Маслоу А. Самоактуализация: Тексты /Пер. с англ. - М.: Просвещение, 1982. - 132 с.
135. Межведомственная программа развития системы дополнительного образо¬вания детей на 2002-2005 годы //Внешкольник. - 2002. - №3.- С. 10 - 16.
136. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях: Приложение к письму Миноб¬разования России от 11.06.2002 №30-15-433/16 //Внешкольник. - 2002.- №9. - С. 1 - 8.
137. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных про¬грамм: практические рекомендации. - М.: УЦ «Перспектива», 2001. - 116 с.

188
138. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструмен¬тарий дидактических исследований //Школьные технологии.- 2001.- №5.- С. 75 - 98.
139. Мотков О.И. Актуальные ориентации в развитии дополнительного образо¬вания и содержание современных педагогических программ // Дополни¬тельное образование. - 2000. - №3. - С. 11 - 17.
140. Мотков О.И Психологическая культура личности //Школьный психолог. - 1999.- №15. - С. 8 - 9.
141. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. С. 6 - 7.
142. Мунье Э. Персонализм. - М., 1992.
143. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998.
144. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М., Воронеж,
1999. - С.80.
145. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика. - 1997. - №3. - С. 20 - 27.
146. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психоло¬гов. - М.: ИПИ РАО, 1995.- 235 с.
147. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхожде¬ния подростка в пространство культуры /Развитие исследовательской дея¬тельности учащихся. - М.: Народное образование, 2001.- С. 48 - 63.
148. Об итогах реализации Программы развития образования в системе образо¬вания России на 1999-2001 годы: письмо Управления воспитанием и до¬полнительным образованием детей и молодежи от 07.02.02 № 30-51-78/16 //Вестник образования, 2002. - №7. С. 63 - 75.
149. О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи: Указ Президен¬та Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 727.
150. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.04.02 № 13-51-28/13 //Вестник образования. -
2002. - №14. - С. 34 - 41.
151. О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации: Решение коллегии Минобразования России от 14 апреля 1993г. №6/12.
152. О правах образовательных учреждений по использованию бюджетных и внебюджетных средств: Инструктивное письмо Минобразования России от 2 февраля 1995 г. №04-М.
153. О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития: Решение коллегии Минобразования России от 27 октября 1993г. №19/1.
154. О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразова-тельного учреждения: Решение коллегии Минобразования России от 23 но¬ября 1994г. №22/1.
155. О развитии литературного образования в общеобразовательных учрежде¬ниях: Решение коллегии Минобразования России от 27 марта 1996г. №7/1.

189
156. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Минобразования России от 10 января 1996г. № 1/1.
157. О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждени¬ях: Решение коллегии Минобразования России от 24 мая 1995 г. № 11/1.
158. Освоение учащимися методов научных исследований / Под ред. В. С. Игро- пуло. Ставрополь: Сервисшкола, 2000. - 200 с.
159. Основные направления и план действий по реализации программы разви¬тия воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы //Внешкольник. - 2002. - №3. - С. 3 - 10.
160. О ходе реализации Федеральной программы развития образования в 2000 году: доклад Минобразования РФ //Вестник образования. - 2001.- №13. - С. 3 - 56.
161. Об опыте организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях г. Ижевска Удмуртской рес¬публики: Решение коллегии Минобразования России от 28 апреля 1998.
№ 5/1.
162. Об опыте развития системы дополнительного образования детей в Орен¬бургской области. Решение коллегии Минобразования России от 25 ноября 1997. №14.
163. Об организации платных дополнительных образовательных услуг: Инст-руктивное письмо Минобразования России от 21 июля 1995. № 52-4.
164. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федераль¬ный закон от 24 ноября 1996, №132-Ф3.
165. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федераль¬ный Закон от 24 июля 1998 года. №124-Ф3.
166. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования: Решение коллегии Минобразования России от 5 июня 1996. №12/1.
167. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для ХХ1 века, представленный ЮНЕСКО.- Париж, 1997.
168. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1995. 415 с.
169. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образова¬ния детей /Под ред. А.К. Бруднова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 544 с.
170. Папенина Л.Н. Управление развитием многопрофильного учреждения до-полнительного образования в городской социально-педагогической среде: Автореф. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2002. - 24 с.
171. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений /С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Баева и др. - М., 1998.
172. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. в 3 т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.
173. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии. - 1987. - № 1. С.19.

190
174. Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избранные психологические труды. - М., 1994.
175. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и меха¬низмы формирования //Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - №5. - С. 45 - 55.
176. Пищулин Н.П., Ананишнев В.М. Моделирование как элемент управленче¬ской деятельности // Школьные технологии. - 2001. - №3. - С. 3 - 22.
177. Пищулин Н.П Маркетинговая деятельность в образовательных учреждени¬ях //Школьные технологии.- 2001. -№2. - С. 3 - 23.
178. Пиявский С. А. Оптимальное управление развитием научных способностей школьников и студентов. - Самара.- 1998. - 172 с.
179. Пиявский С. А. Стратегия научного руководства исследовательскими рабо¬тами молодежи. - Самара, 1998. - 62 с.
180. Поволяева М.Н. Социально - ориентированное дополнительное образова¬ние как явление практики //Внешкольник.- 1998.- №7-8. - С. 33 - 34.
181. Поволяева М.Н. Творчество педагога - творчество ребенка: Развитие учебно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании детей //Внешкольник. - 2000. - №11. С. 2 - 5.
182. Полат Е.С. Личностно ориентированный подход в системе школьного об-разования //Дополнительное образование. - 2002. №4.- С. 24 - 31.
183. Поливанов К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. - 1996. - №1. -С. 20 - 33.
184. Пономарев Я.А. Основные звенья механизма творчества //Интуиция, логи¬ка, творчество. - М.: Наука, 1987. - С. 5 - 23.
185. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно - целевого управления. М.: Новая школа, 1996.- 320 с.
186. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные про¬блемы инноватики. - М.: Политиздат, 1989. - 270 с.
187. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях допол-нительного образования: Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 1995.
188. Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для руко-водителей образовательных учреждений и территориальных образователь¬ных систем /Под ред. А.М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество Рос¬сии, 2001. - 384 с.
189. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола: Марий¬ский институт образования, 1999. - ч.1. - 96 с.
190. Раченко И.П. НОТ учителя. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
191. Ревякина В.И. Развитие системы факультативных занятий как средства вы¬явления познавательных склонностей учащихся общеобразовательной школы. - М., 1989.
192. Регион: Управление образованием по результатам: Теория и практика //Под ред. П.И.Третьякова. - М.:Новая школа, 2001. - 880 с.

191
193. Ричардсон Г. Образование для свободы: проект шк. человекоцентрир. направления. - М., 1997. - 211 с.
194. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие в 2 кн. - М.: Изд.-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - Кн. 1: Система работы с детьми разного возраста. - З24 с.
195. Роджерс К. Эмпатия / Пер. с анг. // Психология эмоций: Тексты.- М., 1984.
196. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: ВЛАДОС , 2001.- 256 с.
197. Розова Т.Н. Воспитание готовности школьников к самореализации в гума-низированной среде: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ставрополь, 1999. - 22 с.
198. Розова Т.Н. Технология воспитания самореализующейся личности: органи¬зация и управление. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 192 с.
199. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности //Учен. зап. высш. шк. г. Одессы.- Одесса, 1922. - Т. 2.
200. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.- 720 с.
201. Рузавин Г.И. Синергетика и принципы самодвижения материи //Вопросы философии. - 1984.- №8. С.44.
202. Рыжаков М.В. Основные функции государственного образовательного стандарта //Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998. - №2. - С. 16¬
22.
203. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса. -М.: Народное образование, 2000. - 128 с.
204. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
- М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
205. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. - М.: Народное образование, 2002. - 176 с.
206. Серединцева Е.В. О приоритетности дополнительного образования //Внешкольник.- 1997.- №4. - С. 29 - 31.
207. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «ЛОГОС», 1999. - 272 с.
208. Скачков А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 1996.- 24 с.
209. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное. пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа- Пресс, 1997. - 512 с.
210. Смирнова И. Исторические аспекты дифференциации обучения //Математика. - 2000.- №44.- С. 1 - 8.
211. Смотрова И. А. Педагогическая поддержка старшеклассников при получе¬нии дополнительного образования в условиях инновационного учебного заведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Саратов, 2000.- 22 с.
212. Сорокопуд Ю.В. Формирование и развитие основ психолого¬педагогической компетентности будущих специалистов системы дополни¬

192
тельного общего образования школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2000, - 24 с.
213. Степанов Е.Н. Критерии, показатели и методы изучения, анализа и оценки результатов реализации образовательных программ //Практика админист-ративной работы в школе. - 2002. - №6. - С. 49 - 53.
214. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. - М.:Педагогика, 1991. - 368 с.
215. Страчкова Ф.Н. Дополнительное образование как особый вид образова¬тельных услуг. - Ставрополь: Изд.-во СКИПКРО, 2000.- 22 с.
216. Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. С.Л.Соловейчик. - М., 1981.¬270 с.
217. Таланчук Н.М.. Критерии оценки передового педагогического опыта //Советская педагогика. - 1979. - №7. - С. 65 - 68.
218. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1975.
219. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. - Саратов: Саратов. Гос. Ун-т, 1987. - 228 с.
220. Тахтамышева Г.Ч. Управление качеством образования и методическая служба школы //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. №4. - С. 41-47.
221. Тощенко Ж.Т., Антов Н.А., Лапин Н.И. и др. Социальное проектирование. - М., 1982.
222. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.:Мысль, 1978.
223. Уланов В.В. Логика организации школы //Б-ка журнала «Директор шко¬лы»: Вып. 4. - М., 1998.- 128 с.
224. Управление качеством образования: Практикоориентированная моногра¬фия и методическое пособие /Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогиче¬ское общество России, 2000. - 448 с.
225. Управление в образовании : проблемы и подходы /Под. Ред. П.Карстаны и К.Ушакова. - М.., 1995. - 336 с.
226. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6 т. /Редкол: М.И. Кондаков и др. - М.: Педагогика, 1988.
227. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Соч. в 11 т. Т. 2 - М.: АПН РСФСР, 1952.
228. Федеральный Закон Российской Федерации «О дополнительном образова¬нии» (проект) //«Внешкольник». - 1999. - №3.
229. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.
230. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд.-во Института Психотерапии, 2002.- 490 с.
231. Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980.
232. Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктив¬ного обучения: пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2000.- 320 с.

193
233. Цветкова Л.В. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. - 21 с.
234. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа. ХХ века: взгляд из про¬шлого в будущее. - М.:Педагогическое общество России, 2001.- 224 с.
235. Цырлина Т.В. На пути к совершенству: Антология интересных школ и пе-дагогических находок XX века. - М.: Сентябрь, 1997. - 112 с.
236. Цырлина Т.В. Феномен гуманистической авторской школы в педагогиче¬ской культуре XX века. - Курск: Изд-во КГПУ, 1999. - 196 с.
237. Чеков М.О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции: Учебно-методическое пособие. - Самара: Изд.-во :Сам. ГПУ, 2000. - 33 с.
238. Чеков М.О Теория и практика дополнительного образования детей в Рос¬сии. - Самара: Изд.-во Сам. ГПУ, 2001. - 288 с.
239. Чернова Н.А. Педагогические условия развития дополнительного образо¬вания школьников (на примере региона): Автореф. дис. канд. пед. наук. - Кемерово, 1998. - 21 с.
240. Чечель И.Д. Профессиональное самоопределение учащихся в инновацион¬ных учебных заведениях. Часть1. - М.: РИПКРО МО РФ, 1995. 165 с.
241. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью учителя и уча¬щегося современной школы. - М., 1999. - 160 с.
242. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.:Логос, 1994.
243. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001. 384 с.
244. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь / Пед.соч. в 4-х томах.- М.: Просвещение,1962, Т.1. - С. 295 - 450.
245. Штейнберг В.Э Дидактические многомерные инструменты: Теория, мето¬дика, практика. - М.: Народное образование, 2002. -304 с.
246. Штоф В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: наука, 1966.
247. Щедровицкий Г.П. Горизонты инновационного движения в современном отечественном образовании //Инновационное движение в российском школьном образовании. - М., 1997.- С. 61 - 78.
248. Щедровицкий Г.П. Траектория образования //Семья и школа. - 1998.-№ 9¬
10. С. 3 - 5.
249. Щербо И.Н. Социально-экономические основы дополнительного образова¬ния детей: Автореф. канд. эконом. наук.- СПб, 1997. - 20 с.
250. Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях со-вершенствования дополнительного образования детей . Автореф. дис. док¬тора пед. наук. - Казань, 1999. -38 с.
251. Энгельгард В.А. Познание явлений жизни. - М., 1984.
252. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разра¬ботки теории инновационных процессов в образовании. - М.: ЦС ПО РСФСР, 1991. - 91 с.
253. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

194
254. Яковлева Е. Л .Психология развития творческого потенциала личности школьника М.: Флинта, 1997. - 224 с.
255. Яковлев Д.Е. Содержание повышения квалификации и переподготовки пе¬дагога дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.,
2000. - 18 с.
256. Ямбург Е.А. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы : Автореф. дис. д-ра пед. наук . - М.., 1997.
257. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель.- М.: Новая школа, 1996.¬340 с.
258. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа /Под ред. С.Р.Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. - М., 1977.
259. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
260. Anderson C.S. The Search for School Climate: A review of the research //Review of Educational Research, 1982. Vol. 52.- № 3. - P.368 - 420.
261. Democratic Education in School and Classes. Ed. By M. Hepbern. - Wash., 1993. - 134 p.
262. Eiduson B.T. Scientists, their psychological. - N.Y., 1962.
263. Gruber H.E. ^gmt^e psychology, science creativity and the case-study method//On scientific discovery. - Dordrecht; Boston; London, 1977, pp. 295 -322.
264. Gruber H.E. Networks of Enterprise in Creative Scientific Work /Psychology of Scientific: Сontributions to metascience. - Cambridge, 1989, pp. 246 - 274.
265. Ilford I.P. The nature of human intelligence. - N.J., etc., 1967.
266. Improving Educational Standards and Productivity /Ed. by H. Walberg. - Berkeley, 1982. - 239 p.
267. ^hlberg L. The Child as Philosopher // Moral Education / Ed. by Chasan, 1984.
268. Kaplan A. Conversing About Character /Educational Theory, 1995. -Summer
269. Mahoney M.J. Scientists as subjects: The hsychological imperative. - Cambridge, 1976.
270. Patterson I. Leadership for Tommorrow s Schools.-Alexandria: ASCD, 1993. - 107 p.
271. Spiritual and Moral Development. Council for National Curriculum. - Jork, England, 1993.
272. Waller W. W. The Soceology of Teaching. N.I., 1932.
273. World Class Education: the Virginas Common Core of Learning Richmond, 1993.



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ