РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты коррупции и основы антикоррупционной политики 6
1.1. Сущность и классификация коррупции 6
1.2. Формы антикоррупционной деятельности и антикоррупционной политики 13
Глава 2. Практические аспекты антикоррупционной деятельности в ПФО ... 26
2.1. Основные направления реализации антикоррупционной деятельности в ПФО 26
2.2. Оценка эффективности противодействия коррупции в ПФО 41
Глава 3. Направления совершенствования антикоррупционной деятельности в ПФО 56
3.1. Механизмы совершенствования антикоррупционной деятельности ... 56
3.2. Развитие законодательства о противодействии коррупции 64
Заключение 70
Библиографический список 74
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты коррупции и основы антикоррупционной политики 6
1.1. Сущность и классификация коррупции 6
1.2. Формы антикоррупционной деятельности и антикоррупционной политики 13
Глава 2. Практические аспекты антикоррупционной деятельности в ПФО ... 26
2.1. Основные направления реализации антикоррупционной деятельности в ПФО 26
2.2. Оценка эффективности противодействия коррупции в ПФО 41
Глава 3. Направления совершенствования антикоррупционной деятельности в ПФО 56
3.1. Механизмы совершенствования антикоррупционной деятельности ... 56
3.2. Развитие законодательства о противодействии коррупции 64
Заключение 70
Библиографический список 74
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена ростом научного интереса к проблемам коррупции не только в России, но и во всем мире. Борьбе с этим явлением уделяется существенное внимание со стороны политического руководства страны. Ситуация усугубляется тем, что в ежегодном рейтинге государств, отражающем оценку уровня восприятия коррупции, составляемом компанией «Transparency International», Россия постоянно находится в нижней части рейтинга.
Угрозы, которые исходят от коррупции, наносят вред не только государственным институтам, но и негативно сказываются на морально-психологическом климате в обществе, способствуют усугублению других деструктивных явлений и процессов.
Воздействие коррупции ощущает на себе значительная часть населения России, а многие социальные и бытовые проблемы решаются только с помощью взятки.
Стремительное распространение коррупционных угроз находит отражение в реакции органов власти и высших должностных лиц государства, держащих эту проблему на особом контроле. В настоящее время в большинстве субъектов РФ действуют различные структуры, занимающиеся проблематикой борьбы с коррупцией. Однако, в настоящее время еще нельзя говорить о том, что успех в борьбе с этим негативным явлением достигнут.
Для органов государственной и муниципальной власти коррупция представляет опасность еще и тем, что у большинства населения уже прочно укоренился стереотип коррумпированности всех управленческих структур, что представляет серьезную опасность при решении общегосударственных задач и социальной мобилизации общества.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов проведенного анализа особенностей коррупции и достоверных эмпирических данных, характеризующих процесс коррупции в регионах ПФО.
Объект работы - регионы Поволжского федерального округа.
Предмет работы - антикоррупционная деятельность.
Цель работы - исследование антикоррупционной деятельности в регионах ПФО.
Задачи, поставленные в работе для достижения намеченной цели:
- раскрыть сущность и рассмотреть классификацию коррупции;
- изучить формы антикоррупционной деятельности и
антикоррупционной политики;
- охарактеризовать основные направления реализации
антиикоррупционной деятельности в ПФО;
- оценить эффективность противодействия коррупции в ПФО;
- рассмотреть механизмы совершенствования антикоррупционной деятельности;
- предложить направления развития законодательства о противодействии коррупции.
Теоретические основы исследования (разработанность темы исследования). В социально-гуманитарных науках существуют три основных подхода к интерпретации явления коррупции: юридический (криминологический), экономический и социологический.
Юридический подход представлен в трудах таким ученых, как Гаврильчук Ю., Григорьев В.В., Епихин А.Ю., Мозохин О.Б., Киселев И.А. и др.
Экономисты рассматривают коррупцию как теневой рынок: Николаев В.Е., Красноусов С.Д., Левин М.И., Левина Е.А., Покатович Е.В. и др.
Социологический подход в интерпретации явления коррупции зарождается в работах классиков мировой социологии - М. Вебера, Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля.
Современный этап развития социологического подхода в исследовании явления коррупции неразрывно связан с именами плеяды зарубежных и отечественных исследователей: Р.В. Вахрушев, И.С. Куприянов, М.Н. Макарова, В. Радаев, Х. Эйсенк и др.
Изучения коррупции в современном российском обществе проводилось по материалам периодической печати и сети Internet.
Информационную и нормативно-правовую базу исследования составила нормативно-правовые акты Российской Федерации и регионов ПФО в антикоррупционной области, данные государственной статистики.
Методологическую базу исследования составили: метод изучения и анализа научной литературы, сравнительный метод, статистический метод, анализ данных официальной статистики, социологический опрос.
Краткое описание структуры и содержания работы. По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты коррупции и основы антикоррупционной политики.
Во второй главе работы рассмотрены практические аспекты антикоррупционной деятельности в регионах ПФО.
В третьей главе предложены направления совершенствования антикоррупционной деятельности в ПФО.
В заключении приведены основные выводы по результатам проделанной работы.
Работа выполнена на 70 страницах (без учета списка литературы и приложений) и содержит: 11 таблиц, 9 рисунков, 50 источников, 4 приложения.
Угрозы, которые исходят от коррупции, наносят вред не только государственным институтам, но и негативно сказываются на морально-психологическом климате в обществе, способствуют усугублению других деструктивных явлений и процессов.
Воздействие коррупции ощущает на себе значительная часть населения России, а многие социальные и бытовые проблемы решаются только с помощью взятки.
Стремительное распространение коррупционных угроз находит отражение в реакции органов власти и высших должностных лиц государства, держащих эту проблему на особом контроле. В настоящее время в большинстве субъектов РФ действуют различные структуры, занимающиеся проблематикой борьбы с коррупцией. Однако, в настоящее время еще нельзя говорить о том, что успех в борьбе с этим негативным явлением достигнут.
Для органов государственной и муниципальной власти коррупция представляет опасность еще и тем, что у большинства населения уже прочно укоренился стереотип коррумпированности всех управленческих структур, что представляет серьезную опасность при решении общегосударственных задач и социальной мобилизации общества.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов проведенного анализа особенностей коррупции и достоверных эмпирических данных, характеризующих процесс коррупции в регионах ПФО.
Объект работы - регионы Поволжского федерального округа.
Предмет работы - антикоррупционная деятельность.
Цель работы - исследование антикоррупционной деятельности в регионах ПФО.
Задачи, поставленные в работе для достижения намеченной цели:
- раскрыть сущность и рассмотреть классификацию коррупции;
- изучить формы антикоррупционной деятельности и
антикоррупционной политики;
- охарактеризовать основные направления реализации
антиикоррупционной деятельности в ПФО;
- оценить эффективность противодействия коррупции в ПФО;
- рассмотреть механизмы совершенствования антикоррупционной деятельности;
- предложить направления развития законодательства о противодействии коррупции.
Теоретические основы исследования (разработанность темы исследования). В социально-гуманитарных науках существуют три основных подхода к интерпретации явления коррупции: юридический (криминологический), экономический и социологический.
Юридический подход представлен в трудах таким ученых, как Гаврильчук Ю., Григорьев В.В., Епихин А.Ю., Мозохин О.Б., Киселев И.А. и др.
Экономисты рассматривают коррупцию как теневой рынок: Николаев В.Е., Красноусов С.Д., Левин М.И., Левина Е.А., Покатович Е.В. и др.
Социологический подход в интерпретации явления коррупции зарождается в работах классиков мировой социологии - М. Вебера, Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля.
Современный этап развития социологического подхода в исследовании явления коррупции неразрывно связан с именами плеяды зарубежных и отечественных исследователей: Р.В. Вахрушев, И.С. Куприянов, М.Н. Макарова, В. Радаев, Х. Эйсенк и др.
Изучения коррупции в современном российском обществе проводилось по материалам периодической печати и сети Internet.
Информационную и нормативно-правовую базу исследования составила нормативно-правовые акты Российской Федерации и регионов ПФО в антикоррупционной области, данные государственной статистики.
Методологическую базу исследования составили: метод изучения и анализа научной литературы, сравнительный метод, статистический метод, анализ данных официальной статистики, социологический опрос.
Краткое описание структуры и содержания работы. По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты коррупции и основы антикоррупционной политики.
Во второй главе работы рассмотрены практические аспекты антикоррупционной деятельности в регионах ПФО.
В третьей главе предложены направления совершенствования антикоррупционной деятельности в ПФО.
В заключении приведены основные выводы по результатам проделанной работы.
Работа выполнена на 70 страницах (без учета списка литературы и приложений) и содержит: 11 таблиц, 9 рисунков, 50 источников, 4 приложения.
В результате проделанной работы, можно сделать выводы о достижении поставленных во введении задач.
1. Раскрыть сущность и рассмотреть классификацию коррупции.
Термин «коррупция» обозначает использование должностным лицом своих политических или иных властных полномочий в целях своей личной выгоды, при этом нужно отметить, что подобные действия противоречат законодательству и моральным правилам любой страны мира.
Коррупция - это проблема не только представителей власти, борющихся с ней, но и рядового гражданина страны.
Виды коррупции: деловая коррупция, бытовая коррупция, коррупция верховной власти.
2. Изучить формы антикоррупционной деятельности и антикоррупционной политики.
Борьба с коррупцией подразделяется на внутренние и внешние механизмы надзора. Внутренние механизмы действуют посредством стимулирования четкого разграничения исполняемых обязанностей.
Закон о борьбе с коррупцией включает несколько профилактических мер, созданных для обеспечения предотвращения данного преступления в стране.
В числе источников права, регулирующих вопросы антикоррупционной политики, стоит отметить: ФЗ «О противодействии коррупции»; Национальный план, подписанный Президентом РФ.
3. Охарактеризовать основные направления реализации антиикоррупционной деятельности в ПФО.
Основные функции по борьбе с коррупцией в регионах ПФО возложены на губернаторов и глав республик.
Во всех регионах ПФО имеются законы о противодействии коррупции. В 2015-2016 гг. органами государственной власти регионов ПФО в целях совершенствования регионального антикоррупционного законодательства принято 119 нормативных правовых актов.
Приведение в соответствие с федеральным законодательством незаконных актов держится на контроле Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ПФО.
В ПФО с 2009 года по 2016 год корруциогенные факторы выявлены в 1438 актах, из них уже устранены в 1242 актах, не устранены - в 196 актах. По данным ГУ МВД России по ПФО в 2016 году дела о коррупционных преступления направлены в суды по 3230 лицам (на 9% меньше, чем в 2015 году).
По данным ГУ МВД России по ПФО в 2016 году 890 служащих муниципальных органов власти и учреждений регионов ПФО привлечены к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений.
Среди сотрудников муниципальных органов власти и учреждений в течение пяти лет чаще всего привлекаются к ответственности главы сельских поселений.
4. Оценить эффективность противодействия коррупции в ПФО.
Правоохранительные органы в ПФО составили рейтинг уровня коррупции в регионах округа по итогам прошлого года. В Чувашии этот показатель оказался одним из самых высоких. Республика заняла второе место в антирейтинге. Больше всего преступлений коррупционной направленности в 2016 году зарегистрировали в Мордовии. В расчете на тысячу населения этот показатель в республике составил 0,44. Следом идут Чувашия (0,39) и Кировская область (0,36). Регионами с самым низким уровнем коррупции стали Нижегородская (0,12), Оренбургская (0,145) и Саратовская (0,149) области.
Противодействие коррупции имеет важное «субъективное измерение», связанное с отношением к этому явлению самих граждан. Изучению этого отношения было посвящено социологическое исследование, проведенное автором дипломной работы. Генеральной совокупностью выступало население ПФО от 18 лет и старше. Объем выборочной совокупности - 200 респондентов. Исследование проводилось в крупных городах четырех городов ПФО (Казань, Уфа, Самара, Оренбург).
Сделанные по результатам исследования выводы:
- главные причины распространения коррупции, лежат в самом обществе, в людях, охотно решающих свои проблемы за счет предложения взятки. Снижение порога морального осуждения взяточничества являются главной предпосылкой существования коррупции;
- в то же время, подавляющее значительное число людей, никогда не принимавших участия в коррупции, убеждены в широкой распространенности этой угрозы и даже - в ее постоянном росте;
- главной проблемой в борьбе с самой коррупцией является терпимое на практике отношение к ней большинства населения. Большой вред наносит бытующий в общественном сознании стереотип, что коррупционные схемы относятся только к взяточничеству чиновников. «Подарки» врачам, преподавателям и пр., изымаются из сферы морального осуждения, санкционируются им как нравственно-приемлемые;
- граждане осуждают коррупцию, но зачастую не видят своей ответственности за создание условий для борьбы с ней.
5. Рассмотреть механизмы совершенствования антикоррупционной деятельности.
Борьба с коррупцией должна быть системным и постоянным мероприятием, где наряду с правовым и властным ресурсом весьма важна роль общественного, гражданского контроля.
Способами такого целенаправленного воздействия могут стать:
- развитие структур и форм гражданского общества, что ведет к гражданскому самосознанию;
- развитие системы образования и внедрения ценностей гражданского общества, на всех уровнях, от образовательных учреждений до коммерческих организаций и властных структур.
Противодействие коррупции, в превентивном аспекте, неразрывно связано с информационной открытостью.
6. Предложить направления развития законодательства о противодействии коррупции.
целесообразны следующие пути совершенствования нормативно-правовой базы антикоррупционной деятельности:
- сокращение числа отсылочных норм в действующем законодательстве;
- ужесточение системы наказаний за коррупционные правонарушения;
- ускорение принятия федерального закона об основаниях и механизме общественного контроля в РФ;
- разработка системы централизованного мониторинга коррупции с учетом общественного мнения, сведений Конституционного Суда, МВД и других связанных ведомств;
- закрепление в действующем законодательстве понятий лоббизма, кадрового и служебного протекционизма, служебного мошенничества и фаворитизма как разновидностей коррупционной деятельности;
- разработка подробного механизма поощрения служащих,
отличающихся добросовестным выполнением служебных обязанностей;
- обеспечение безопасности и обоснование системы вознаграждения за сведения о коррупции, сообщенные гражданами;
- усиление контроля за ведомственным нормотворчеством;
- всесторонняя работа по антикоррупционной экспертизе новых и существующих нормативно-правовых актов.
В целом, помимо совершенствования законодательства, его ужесточения, помимо правового просвещения и информирования граждан, все-таки, основной предпосылкой победы над коррупцией является изменение морально-политического климата в обществе и формирование общественного мнения, действительно нетерпимого к ее проявлению.
1. Раскрыть сущность и рассмотреть классификацию коррупции.
Термин «коррупция» обозначает использование должностным лицом своих политических или иных властных полномочий в целях своей личной выгоды, при этом нужно отметить, что подобные действия противоречат законодательству и моральным правилам любой страны мира.
Коррупция - это проблема не только представителей власти, борющихся с ней, но и рядового гражданина страны.
Виды коррупции: деловая коррупция, бытовая коррупция, коррупция верховной власти.
2. Изучить формы антикоррупционной деятельности и антикоррупционной политики.
Борьба с коррупцией подразделяется на внутренние и внешние механизмы надзора. Внутренние механизмы действуют посредством стимулирования четкого разграничения исполняемых обязанностей.
Закон о борьбе с коррупцией включает несколько профилактических мер, созданных для обеспечения предотвращения данного преступления в стране.
В числе источников права, регулирующих вопросы антикоррупционной политики, стоит отметить: ФЗ «О противодействии коррупции»; Национальный план, подписанный Президентом РФ.
3. Охарактеризовать основные направления реализации антиикоррупционной деятельности в ПФО.
Основные функции по борьбе с коррупцией в регионах ПФО возложены на губернаторов и глав республик.
Во всех регионах ПФО имеются законы о противодействии коррупции. В 2015-2016 гг. органами государственной власти регионов ПФО в целях совершенствования регионального антикоррупционного законодательства принято 119 нормативных правовых актов.
Приведение в соответствие с федеральным законодательством незаконных актов держится на контроле Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ПФО.
В ПФО с 2009 года по 2016 год корруциогенные факторы выявлены в 1438 актах, из них уже устранены в 1242 актах, не устранены - в 196 актах. По данным ГУ МВД России по ПФО в 2016 году дела о коррупционных преступления направлены в суды по 3230 лицам (на 9% меньше, чем в 2015 году).
По данным ГУ МВД России по ПФО в 2016 году 890 служащих муниципальных органов власти и учреждений регионов ПФО привлечены к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений.
Среди сотрудников муниципальных органов власти и учреждений в течение пяти лет чаще всего привлекаются к ответственности главы сельских поселений.
4. Оценить эффективность противодействия коррупции в ПФО.
Правоохранительные органы в ПФО составили рейтинг уровня коррупции в регионах округа по итогам прошлого года. В Чувашии этот показатель оказался одним из самых высоких. Республика заняла второе место в антирейтинге. Больше всего преступлений коррупционной направленности в 2016 году зарегистрировали в Мордовии. В расчете на тысячу населения этот показатель в республике составил 0,44. Следом идут Чувашия (0,39) и Кировская область (0,36). Регионами с самым низким уровнем коррупции стали Нижегородская (0,12), Оренбургская (0,145) и Саратовская (0,149) области.
Противодействие коррупции имеет важное «субъективное измерение», связанное с отношением к этому явлению самих граждан. Изучению этого отношения было посвящено социологическое исследование, проведенное автором дипломной работы. Генеральной совокупностью выступало население ПФО от 18 лет и старше. Объем выборочной совокупности - 200 респондентов. Исследование проводилось в крупных городах четырех городов ПФО (Казань, Уфа, Самара, Оренбург).
Сделанные по результатам исследования выводы:
- главные причины распространения коррупции, лежат в самом обществе, в людях, охотно решающих свои проблемы за счет предложения взятки. Снижение порога морального осуждения взяточничества являются главной предпосылкой существования коррупции;
- в то же время, подавляющее значительное число людей, никогда не принимавших участия в коррупции, убеждены в широкой распространенности этой угрозы и даже - в ее постоянном росте;
- главной проблемой в борьбе с самой коррупцией является терпимое на практике отношение к ней большинства населения. Большой вред наносит бытующий в общественном сознании стереотип, что коррупционные схемы относятся только к взяточничеству чиновников. «Подарки» врачам, преподавателям и пр., изымаются из сферы морального осуждения, санкционируются им как нравственно-приемлемые;
- граждане осуждают коррупцию, но зачастую не видят своей ответственности за создание условий для борьбы с ней.
5. Рассмотреть механизмы совершенствования антикоррупционной деятельности.
Борьба с коррупцией должна быть системным и постоянным мероприятием, где наряду с правовым и властным ресурсом весьма важна роль общественного, гражданского контроля.
Способами такого целенаправленного воздействия могут стать:
- развитие структур и форм гражданского общества, что ведет к гражданскому самосознанию;
- развитие системы образования и внедрения ценностей гражданского общества, на всех уровнях, от образовательных учреждений до коммерческих организаций и властных структур.
Противодействие коррупции, в превентивном аспекте, неразрывно связано с информационной открытостью.
6. Предложить направления развития законодательства о противодействии коррупции.
целесообразны следующие пути совершенствования нормативно-правовой базы антикоррупционной деятельности:
- сокращение числа отсылочных норм в действующем законодательстве;
- ужесточение системы наказаний за коррупционные правонарушения;
- ускорение принятия федерального закона об основаниях и механизме общественного контроля в РФ;
- разработка системы централизованного мониторинга коррупции с учетом общественного мнения, сведений Конституционного Суда, МВД и других связанных ведомств;
- закрепление в действующем законодательстве понятий лоббизма, кадрового и служебного протекционизма, служебного мошенничества и фаворитизма как разновидностей коррупционной деятельности;
- разработка подробного механизма поощрения служащих,
отличающихся добросовестным выполнением служебных обязанностей;
- обеспечение безопасности и обоснование системы вознаграждения за сведения о коррупции, сообщенные гражданами;
- усиление контроля за ведомственным нормотворчеством;
- всесторонняя работа по антикоррупционной экспертизе новых и существующих нормативно-правовых актов.
В целом, помимо совершенствования законодательства, его ужесточения, помимо правового просвещения и информирования граждан, все-таки, основной предпосылкой победы над коррупцией является изменение морально-политического климата в обществе и формирование общественного мнения, действительно нетерпимого к ее проявлению.
Подобные работы
- Антикоррупционная политика в регионах Приволжского федерального округа: современное состояние и направления совершенствования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности реализации государственной антикоррупционной политики на уровне субъекта
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОГРАММНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕГИОНАХ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Реализация полномочий органов МСУ по противодействию коррупции (Тюменский Индустриальный Университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПУТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016



