АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы противодействия коррупции 6
1.1. Коррупция: понятие, сущность, причины и последствия 6
1.2. Основы антикоррупционной политики 19
Глава 2. Сравнительный анализ механизмов антикоррупционной политики, проводимой в регионах Приволжского Федерального округа 24
2.1. Анализ законодательства в сфере противодействия коррупции 24
2.2. Реализация антикоррупционных программ 35
Глава 3. Направления по совершенствованию антикоррупционной политики в регионах Приволжского Федерального округа 54
3.1. Использование зарубежного опыта в борьбе с коррупцией 54
3.2. Приоритетные направления развития антикоррупционной политики 68
Заключение 75
Библиографический список
Глава 1. Теоретические основы противодействия коррупции 6
1.1. Коррупция: понятие, сущность, причины и последствия 6
1.2. Основы антикоррупционной политики 19
Глава 2. Сравнительный анализ механизмов антикоррупционной политики, проводимой в регионах Приволжского Федерального округа 24
2.1. Анализ законодательства в сфере противодействия коррупции 24
2.2. Реализация антикоррупционных программ 35
Глава 3. Направления по совершенствованию антикоррупционной политики в регионах Приволжского Федерального округа 54
3.1. Использование зарубежного опыта в борьбе с коррупцией 54
3.2. Приоритетные направления развития антикоррупционной политики 68
Заключение 75
Библиографический список
Актуальность выбранной темы сложно переоценить. Проблема коррупции в Российской Федерации получила широчайшее распространение среди всех ветвей власти и во всех слоях общества. В настоящее время коррупция как одно из самых губительных явлений стала для нашей страны ключевым препятствием для политического, экономического, а также духовного развития, превратилась в основную преграду на пути проводимых реформ и преобразований.
Фактически став одним из элементов функционирования нашего правительства, неотъемлемой частью его взаимоотношений с обществом, коррупция создала существенный дисбаланс не только в системе институтов власти, но и стала серьезной причиной изменения сознания граждан, которые все больше разочаровываются в правительстве, теряют доверие к власти и утрачивают веру в справедливость. Подрывая веру в авторитет и справедливость власти, коррупция в целом препятствует свободе личности, реализации интересов гражданского общества, причиняет значительный вред партнерству с другими регионами и государствами, а также экономической, инвестиционной и социальной политике в регионах Российской Федерации.
Целью данного проводимого исследования является изучение и анализ антикоррупционной политики, проводимой в регионах Приволжского Федерального округа, выявление наиболее результативных механизмов борьбы с коррупцией.
Задачи работы предопределены названной целью и заключаются в следующем:
1. Определить понятие коррупции, проанализировать возникающие последствия, а также причины, ее порождающие.
2. Рассмотреть теоретические аспекты политики противодействия коррупции. Выделить ее основные элементы и характеристики.
3. Проанализировать передовой опыт различных государств в области противодействия коррупции и зарубежные подходы к решению проблем коррупции.
4. Изучить нормативно-правовую основу противодействия такому явлению, как коррупция, провести анализ действующего законодательства в исследуемой области.
5. Исследовать основные направления в борьбе с коррупцией и методы реализации антикоррупционных программ, а также выявить проблемы результативности антикоррупционной политики, проанализировать реализацию антикоррупционных мер в регионах Приволжского Федерального округа.
6. Предложить возможные варианты развития антикоррупционной политики в регионах Приволжского федерального округа.
Необходимым и важным условием достижения поставленной цели является целостная система современных научных методов познания, которые разработаны в рамках философии, юриспруденции и социологии. При проведении исследования были применены как общенаучные (логический, системный, диалектический), так и ряд частнонаучных методов (сравнительного правоведения, системного анализа).
Объект проводимого исследования - коррупция как социально-экономическое явление.
Предмет исследования составляет антикоррупционная политика, проводимая в регионах Приволжского Федерального округа: методы и результаты ее осуществления, а также меры по повышению уровня ее эффективности.
Исследованием проблем коррупции и антикоррупционной политики, технологий и методов ее реализации занимался ряд следующих авторов: Сатаров Г.А., Гладунов О., Владимиров Д., Давыдова М., Граник И., Евпланов А., Домнышева Е., Львович Е.В., Колоколов Н.А., Кириллов Р., Петров М.П., Коновалов И.Н., Лопашенко Н.А, Маус Н. и другие.
Теоретическую базу составили результаты изучения статистических отчетов, обзоров, докладов правоохранительных органов, интернет- источники, статьи, справочная литература, данные социологических исследований, в том числе проводимых международными организациями. При подготовке работы также были изучены нормативно-правовые акты, результаты исследований, ранее проведенных иными авторами, выводы по которым были применены для сравнения и выявления основных тенденций исследуемого явления.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она в некоторой мере восполняет пробел в исследовании явления коррупции, создает достаточно целостное понятие об организационных и правовых основах деятельности органов власти, позволяет более точно, объективно и полно оценить существующее положение дел, а также возможные перспективы дальнейшего развития в данной области.
В работе содержатся характеризующиеся научной новизной выводы, которые, вероятно, смогут найти применение и получить последующее развитие в дальнейших теоретических изысканиях. Научная новизна данного исследования состоит в развитии научных взглядов на политику противодействия коррупции.
Структура данной работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список. Структура работы отображает наиболее существенные практические и теоретические аспекты темы проводимого исследования и предопределена его задачами и поставленной целью.
Фактически став одним из элементов функционирования нашего правительства, неотъемлемой частью его взаимоотношений с обществом, коррупция создала существенный дисбаланс не только в системе институтов власти, но и стала серьезной причиной изменения сознания граждан, которые все больше разочаровываются в правительстве, теряют доверие к власти и утрачивают веру в справедливость. Подрывая веру в авторитет и справедливость власти, коррупция в целом препятствует свободе личности, реализации интересов гражданского общества, причиняет значительный вред партнерству с другими регионами и государствами, а также экономической, инвестиционной и социальной политике в регионах Российской Федерации.
Целью данного проводимого исследования является изучение и анализ антикоррупционной политики, проводимой в регионах Приволжского Федерального округа, выявление наиболее результативных механизмов борьбы с коррупцией.
Задачи работы предопределены названной целью и заключаются в следующем:
1. Определить понятие коррупции, проанализировать возникающие последствия, а также причины, ее порождающие.
2. Рассмотреть теоретические аспекты политики противодействия коррупции. Выделить ее основные элементы и характеристики.
3. Проанализировать передовой опыт различных государств в области противодействия коррупции и зарубежные подходы к решению проблем коррупции.
4. Изучить нормативно-правовую основу противодействия такому явлению, как коррупция, провести анализ действующего законодательства в исследуемой области.
5. Исследовать основные направления в борьбе с коррупцией и методы реализации антикоррупционных программ, а также выявить проблемы результативности антикоррупционной политики, проанализировать реализацию антикоррупционных мер в регионах Приволжского Федерального округа.
6. Предложить возможные варианты развития антикоррупционной политики в регионах Приволжского федерального округа.
Необходимым и важным условием достижения поставленной цели является целостная система современных научных методов познания, которые разработаны в рамках философии, юриспруденции и социологии. При проведении исследования были применены как общенаучные (логический, системный, диалектический), так и ряд частнонаучных методов (сравнительного правоведения, системного анализа).
Объект проводимого исследования - коррупция как социально-экономическое явление.
Предмет исследования составляет антикоррупционная политика, проводимая в регионах Приволжского Федерального округа: методы и результаты ее осуществления, а также меры по повышению уровня ее эффективности.
Исследованием проблем коррупции и антикоррупционной политики, технологий и методов ее реализации занимался ряд следующих авторов: Сатаров Г.А., Гладунов О., Владимиров Д., Давыдова М., Граник И., Евпланов А., Домнышева Е., Львович Е.В., Колоколов Н.А., Кириллов Р., Петров М.П., Коновалов И.Н., Лопашенко Н.А, Маус Н. и другие.
Теоретическую базу составили результаты изучения статистических отчетов, обзоров, докладов правоохранительных органов, интернет- источники, статьи, справочная литература, данные социологических исследований, в том числе проводимых международными организациями. При подготовке работы также были изучены нормативно-правовые акты, результаты исследований, ранее проведенных иными авторами, выводы по которым были применены для сравнения и выявления основных тенденций исследуемого явления.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она в некоторой мере восполняет пробел в исследовании явления коррупции, создает достаточно целостное понятие об организационных и правовых основах деятельности органов власти, позволяет более точно, объективно и полно оценить существующее положение дел, а также возможные перспективы дальнейшего развития в данной области.
В работе содержатся характеризующиеся научной новизной выводы, которые, вероятно, смогут найти применение и получить последующее развитие в дальнейших теоретических изысканиях. Научная новизна данного исследования состоит в развитии научных взглядов на политику противодействия коррупции.
Структура данной работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список. Структура работы отображает наиболее существенные практические и теоретические аспекты темы проводимого исследования и предопределена его задачами и поставленной целью.
Подводя итоги работы можно сделать вывод о том, что коррупция на современном этапе развития в регионах ПФО стала нормой, а не исключением. В наши дни коррупция - это общественно опасное, антисоциальное, угрожающее развитию регионов явление, пронизывающее все уровни власти и общества.
Основными особенностями современной коррупции являются ее внушительные масштабы, латентность, широкое распространение и серьезная общественная опасность. Коррупционными сетями охвачены такие важнейшие сферы нашей жизни, как политика и экономика. Опасность представляет и возникновение устойчивых связей коррупции с организованной преступностью.
К сожалению, в сознании граждан коррупция все чаще получает оправдание, а иногда и одобрение. Принято считать, что с помощью нее можно достаточно легко и быстро решить многие свои проблемы. На бытовом уровне взятка выступает практически абсолютной гарантией успеха, а явление коррупции становится естественной частью нашего общества.
Антикоррупционная политика, конечно, значительно шире, чем примитивная борьба с конкретным чиновником, уличенным во взяточничестве и бытовой коррупции. Она содержит в себе меры, в первую очередь направленные на изменение отношения общества к коррупции через создание и развитие атмосферы крайнего неприятия коррупции.
Искоренить коррупцию крайне трудно, но в наших силах, по крайней мере, довести ее уровень до приемлемого минимума. Важно проводить антикоррупционные действия общими усилиями бизнеса, власти и общества, притом одновременно на всех стратегических направлениях, усиливая ответственность, совершенствуя профилактику борьбы, нравственную культуру и правосознание граждан.
Стоит отметить, что, несмотря на проводимую политику, на сегодняшний день результат антикоррупционных усилий пока крайне ничтожен. Отчетов о проводимых мероприятиях и запланированных намерениях пока существенно больше, чем подлинных результатов.
Очевидно, что реализация антикоррупционной политики должна вестись в трех направлениях (правотворчество, правоприменение и правосознание). Наше общество и органы власти должны предпринять ряд очевидных, но до сегодняшнего дня не реализованных антикоррупционных мер, которые серьезным образом могут повлиять на снижение уровня коррупции в республике в самое ближайшее время. Важно отметить, что предлагаемые меры являются далеко не исчерпывающими, так как для достижения устойчивых и серьёзных результатов в борьбе с коррупцией, безусловно, необходимо реализовать более революционные правовые и административные реформы. Данные же шаги направлены на то, чтобы антикоррупционные меры сказались в ближайшем будущем на жизни отдельных граждан нашей республики и максимальным образом уменьшили давление бытовой и повседневной коррупции на них.
Таким образом, в срочном порядке необходимо:
1. Разработать и внедрить на практике комплекс мер по юридической защите лиц, заявляющих о фактах коррупции, при этом данные меры необходимо распространить не только на физических лиц, но и на юридических.
2. Максимально ужесточить ответственность за скрытие сведений о коррупционных преступлениях, а также за отсутствие должного реагирования на сообщения предпринимателей и граждан о фактах коррупции.
3. Предоставить общественным организациям и гражданам возможность активного участия в противодействии коррупции в рамках правового поля.
4. Разработать и установить процедуру неукоснительного реагирования правоохранительных органов на сообщения о фактах коррупции в сети интернет и в средствах массовой информации с обязательным определением четких сроков реагирования и обязательной публикации отчетности о предпринятых мерах.
5. Ввести ответственность за коррупционные деяния не только лица, непосредственно уличенного в них, но и для начальства данного лица и для контролирующих органов соответствующего министерства или ведомства.
6. На всех уровнях власти сформировать институты общественных слушаний по самым резонансным фактам коррупции с присутствием на них представителей органов власти, трансляцией в сети интернет и в средствах массовой информации, а также последующей передачей материалов, полученных в ходе слушаний, в правоохранительные и другие заинтересованные органы.
Подводя итоги, отметим, что коррупция беспощадно разрушает правовые основы общества, государственную власть, общественную мораль и нравственность. Искоренить коррупцию - это сформировать сильное демократическое и правовое правительство, основной задачей которого является служение нам - гражданам Республики Татарстан. Победить коррупцию значит создать конкурентоспособную экономику, побороть бедность, увеличить благосостояние граждан. Ликвидировать коррупцию - это сформировать новое высокое качество нашей жизни, порядок и справедливость, а также социальную стабильность. Устранить коррупцию значит создать зрелое гражданское общество, то есть общество созидательных, свободных и ответственных татарстанцев. Уничтожить коррупцию - это побороть терроризм в нашей республике, создать безопасную жизнь гражданам, сохранить единство и целостность Татарстана, сделать нашу республику сильным, могучим и конкурентоспособным регионом не только в рамках страны, но и в мировом сообществе.
Коррупция существовала всегда и во всех регионах и государствах. Конечно, на сегодняшний день нецелесообразно вести речь о полной победе над ней, но коррупцию необходимо загнать в такие жесткие рамки, когда она перестанет быть господствующим элементом социальной сферы и системы государственной и муниципальной власти. Абсолютная победа над таким воистину мировым злом, как коррупция, вряд ли возможна, но мы все же в состоянии ограничить ее масштабы до такой степени, чтобы она не подрывала основы существования нашей республики.
Основными особенностями современной коррупции являются ее внушительные масштабы, латентность, широкое распространение и серьезная общественная опасность. Коррупционными сетями охвачены такие важнейшие сферы нашей жизни, как политика и экономика. Опасность представляет и возникновение устойчивых связей коррупции с организованной преступностью.
К сожалению, в сознании граждан коррупция все чаще получает оправдание, а иногда и одобрение. Принято считать, что с помощью нее можно достаточно легко и быстро решить многие свои проблемы. На бытовом уровне взятка выступает практически абсолютной гарантией успеха, а явление коррупции становится естественной частью нашего общества.
Антикоррупционная политика, конечно, значительно шире, чем примитивная борьба с конкретным чиновником, уличенным во взяточничестве и бытовой коррупции. Она содержит в себе меры, в первую очередь направленные на изменение отношения общества к коррупции через создание и развитие атмосферы крайнего неприятия коррупции.
Искоренить коррупцию крайне трудно, но в наших силах, по крайней мере, довести ее уровень до приемлемого минимума. Важно проводить антикоррупционные действия общими усилиями бизнеса, власти и общества, притом одновременно на всех стратегических направлениях, усиливая ответственность, совершенствуя профилактику борьбы, нравственную культуру и правосознание граждан.
Стоит отметить, что, несмотря на проводимую политику, на сегодняшний день результат антикоррупционных усилий пока крайне ничтожен. Отчетов о проводимых мероприятиях и запланированных намерениях пока существенно больше, чем подлинных результатов.
Очевидно, что реализация антикоррупционной политики должна вестись в трех направлениях (правотворчество, правоприменение и правосознание). Наше общество и органы власти должны предпринять ряд очевидных, но до сегодняшнего дня не реализованных антикоррупционных мер, которые серьезным образом могут повлиять на снижение уровня коррупции в республике в самое ближайшее время. Важно отметить, что предлагаемые меры являются далеко не исчерпывающими, так как для достижения устойчивых и серьёзных результатов в борьбе с коррупцией, безусловно, необходимо реализовать более революционные правовые и административные реформы. Данные же шаги направлены на то, чтобы антикоррупционные меры сказались в ближайшем будущем на жизни отдельных граждан нашей республики и максимальным образом уменьшили давление бытовой и повседневной коррупции на них.
Таким образом, в срочном порядке необходимо:
1. Разработать и внедрить на практике комплекс мер по юридической защите лиц, заявляющих о фактах коррупции, при этом данные меры необходимо распространить не только на физических лиц, но и на юридических.
2. Максимально ужесточить ответственность за скрытие сведений о коррупционных преступлениях, а также за отсутствие должного реагирования на сообщения предпринимателей и граждан о фактах коррупции.
3. Предоставить общественным организациям и гражданам возможность активного участия в противодействии коррупции в рамках правового поля.
4. Разработать и установить процедуру неукоснительного реагирования правоохранительных органов на сообщения о фактах коррупции в сети интернет и в средствах массовой информации с обязательным определением четких сроков реагирования и обязательной публикации отчетности о предпринятых мерах.
5. Ввести ответственность за коррупционные деяния не только лица, непосредственно уличенного в них, но и для начальства данного лица и для контролирующих органов соответствующего министерства или ведомства.
6. На всех уровнях власти сформировать институты общественных слушаний по самым резонансным фактам коррупции с присутствием на них представителей органов власти, трансляцией в сети интернет и в средствах массовой информации, а также последующей передачей материалов, полученных в ходе слушаний, в правоохранительные и другие заинтересованные органы.
Подводя итоги, отметим, что коррупция беспощадно разрушает правовые основы общества, государственную власть, общественную мораль и нравственность. Искоренить коррупцию - это сформировать сильное демократическое и правовое правительство, основной задачей которого является служение нам - гражданам Республики Татарстан. Победить коррупцию значит создать конкурентоспособную экономику, побороть бедность, увеличить благосостояние граждан. Ликвидировать коррупцию - это сформировать новое высокое качество нашей жизни, порядок и справедливость, а также социальную стабильность. Устранить коррупцию значит создать зрелое гражданское общество, то есть общество созидательных, свободных и ответственных татарстанцев. Уничтожить коррупцию - это побороть терроризм в нашей республике, создать безопасную жизнь гражданам, сохранить единство и целостность Татарстана, сделать нашу республику сильным, могучим и конкурентоспособным регионом не только в рамках страны, но и в мировом сообществе.
Коррупция существовала всегда и во всех регионах и государствах. Конечно, на сегодняшний день нецелесообразно вести речь о полной победе над ней, но коррупцию необходимо загнать в такие жесткие рамки, когда она перестанет быть господствующим элементом социальной сферы и системы государственной и муниципальной власти. Абсолютная победа над таким воистину мировым злом, как коррупция, вряд ли возможна, но мы все же в состоянии ограничить ее масштабы до такой степени, чтобы она не подрывала основы существования нашей республики.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛОББИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕСУРС ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Механизмы
государственной политики в сфере здравоохранения
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПУТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021 - РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



