Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты изучения деятельности пресс-службы в органах государственной власти 7
1.1. Пресс-служба в органах власти: сущность, задачи и функции 7
1.2. Методы работы и принципы взаимодействия с прессой и обществом 19
1.3. Нормативы деятельности пресс-службы в органах
государственной власти Республики Татарстан 31
Глава 2.Практические аспекты изучения основы деятельности пресс-службы в органах государственной власти Республики Татарстан 39
2.1. Организационная структура и направления деятельности пресс-служб в органах государственной власти 39
2.2. Анализ проблем пресс-служб при взаимодействии со средствами
массовой информации и различными группами общественности 58
Глава 3. Направления совершенствования деятельности пресс-службы
органов государственной власти 63
3.1 Анализ отечественного и зарубежного позитивного опыта работы Пресс-служб 63
3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности пресс-службы в органах государственной власти Республики Татарстан 70
Заключение 76
Библиографический список 81
Актуальность выбранной темы. Процессы глобализации ведут к тому, что современный мир становится все более взаимосвязанным, целостным, динамичным. Рост влияния социально-политических и психологических факторов человеческой деятельности привели к существенным изменениям в жизни современного общества: она стала значительно более подвижной и изменчивой. Многовариантность, случайность, необратимость являются существенными моментами социальной среды и обусловливают ее постоянно возрастающую сложность в процессе реализации целей управления. Сегодня особенно важно умение конкретно и грамотно решать вопрос о соотношении и взаимодействии двух фундаментальных процессов - общественной организации и государственного управления. В общественно-политической жизни это требование времени выступает как задача обеспечения оптимального взаимодействия между государством и гражданским обществом. Способность государственного управления эффективно выполнять возложенные на него функции зависит от того насколько развито само гражданское общество. В настоящее время в связи с происходящими глобализационными процессами взаимодействие общества и государства претерпевает существенные трансформации.
Общество XXI века в своём арсенале имеет значительный ресурс. Называется он очень просто - информация. Именно грамотный подход к использованию информации в собственных целях, её изменению, направлению в необходимые коммуникационные каналы, адресному достижению целевых групп делает государственные службы более успешными в глазах общественности и приближает к достижению необходимого результата.
Мастерство и профессионализм владения, пользования и распоряжения информацией является неотъемлемой частью знаний, умений и навыков современного пресс-секретаря, работающего в государственной сфере, который должен привыкнуть к решению стоящих перед ним задач, а не избегать их. В век интенсивного развития информационных технологий и расширения возможностей для различных манипуляций в государственной сфере особенно важным становится регулирование таких вопросов, как авторское право, защита чести, достоинства и деловой репутации, верность передаваемых сообщений. Уже сейчас имеются большие проблемы в области использования, изменения и транслирования информации. В связи с этим, особенное значение приобретают субъекты и структуры, которые являются производителями и передатчиками информации от источника к потребителю. Такими промежуточными, но очень важными звеньями в этой цепи являются государственные пресс-службы.
Степень разработанности темы. Эволюционные этапы становления современной государственной пресс-службы, особенности развития наиболее подробно рассмотрены в работах Гнетнева А.И. , Филя М.С., Татариновой Г.Н. , Бикметова Е.Ю. Комаровского В.С.. В основе исследований данных авторов лежит четкое изложение основных элементов пресс-службы, таких как понятие, цели, функции и организация работы государственных и организационных пресс-служб.
Вопросу освещения деятельности государственных пресс-служб в современной России в научных работах, учебной литературе, публицистике посвящено определённое количество работ. Вместе с тем, эта тема далека от насыщения и окончательной разработанности. Обусловлено, это, в первую очередь, тем, что пресс-служба является институтом, находящимся на передовой общественных отношений, новых трендов социальных, экономических, политических, технических процессов.
Объектом исследования являются пресс-службы органов государственной власти Республики Татарстан.
Предметом исследования выступает деятельность пресс-службы органов государственной власти как инструмента взаимодействия власти и общества.
Цель исследования - изучить теоретические и практические аспекты деятельности пресс-службы в органах государственной власти РТ
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность, задачи и функции пресс-службы в органах власти;
2) изучить методы работы и принципы взаимодействия пресс-службы с прессой и обществом;
3) проанализировать организационную структуру и направления деятельности пресс-службы в органах государственной власти Татарстана;
4) исследовать нормативы деятельности пресс-службы в органах государственной власти Республики Татарстан;
5) проанализировать проблемы деятельности пресс-служб при взаимодействии со средствами массовой информации и различными группами общественности;
6) разработать предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности пресс-службы в органах государственной власти Республики Татарстан.
Методологическую основу исследования формируют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания, такие как системный подход, методы сравнительного анализа и синтеза, методы детализации, социологические методы и другие.
Эмпирической базой исследования являются нормативно-правовые акты, материалы периодической печати и статей, опубликованных в сети Интернет, организационные и ведомственные документы, а также данные социологических опросов, проведённых на территории Республики Татарстан.
Теоретическая значимость. В ходе исследования мы обобщили подходы к определению пресс-службы. Была дана характеристика всех уровней пресс-службы. Были выявлены основные проблемы пресс-службы, изучение которых способствует более глубокому исследованию эффективности пресс-службы в государственных структурах.
Практическая значимость исследования. В работе содержатся положения и материалы, которые могут быть использованы при анализе пресс-службы в России и Республике Татарстан. Отдельные рекомендации могут быть использованы в качестве методологических предпосылок для дальнейших работ.
Структура исследования обусловлена его целью, задачами и логикой.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность выбранной проблематики, приводится информация о степени разработанности проблемы, формулируются цель и задачи работы, а также описывается ее структура. В первой главе раскрываются теоретические основы исследования пресс-службы. Во второй главе исследуется практика деятельности пресс-службы в органах государственной власти Республики Татарстан. В третьей главе предложены рекомендации относительно оптимизации деятельности пресс-службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия по РТ, Министерства здравоохранения по РТ, Министерства образования РТ, Министерства социальной защиты . В заключении представлены результаты проделанной работы, основные выводы.
Пресс-служба - один из важнейших механизмов управления в органах государственной власти, коммерческих структурах и общественных организациях. Во всех организациях, где имеется или создается пресс-служба (а сейчас это практически обязательное условие для развития), она должна занимать лидирующую позицию. Везде, где есть задача презентации своей деятельности в публичном пространстве, наличие профессиональной и укомплектованной компетентными кадрами пресс-службы просто необходимо.
Цель пресс-службы как структурного подразделения заключается в передаче «нужной» информации в «нужное время» на самых разных уровнях. На местах актуальных событий пресс-служба может создавать субпресс-центры, иметь пресс-атташе.
Глава пресс-службы должен обладать не только необходимыми связями, но и реальным потенциалом для сохранения и приумножения авторитета в организации. Одним из оптимальных решений данного вопроса является ситуация, когда руководитель пресс-службы (или начальник управления по связям с общественностью) находится в статусе заместителя руководителя организации. Данный вариант наиболее актуален применительно к средним и малым коммерческим и негосударственным организациям.
Задача пресс-секретаря - создавать и поддерживать бесконфликтную, лучше дружескую атмосферу взаимоотношений между руководителем органа власти и СМИ, особенно их руководителями. Здесь необходимы коммуникабельность, дипломатичность, гибкость.
Были выявлены такие основные функции государственной пресс-службы, как:
• Сбор и анализ информации социально-политического характера, связанной с осуществлением политической и экономической деятельности.
• Мониторинг, анализ состояния и динамики общественного мнения в процессе осуществления экономических, политических и социальных программ и акций.
• Анализ деятельности региональных средств массовой информации по освещению и интерпретации деятельности федеральных и региональных органов государственного управления.
• Прогнозирование социально-политической ситуации и возможных сценариев развития событий в стране, регионе, в связи с реализацией инициатив, политических акций, расходов в экономической и социальной политике как федеральных, так и региональных органов власти.
Проанализировав пресс-службы исследуемых Министерств, мы пришли к выводу о том, что в их деятельности нет особо сильных различий. В ходе исследования были выявлены одни и те же недостатки, а именно: отсутствие четкой организационной структуры пресс-служб, некорректная структура пресс-релизов и отсутствие на сайтах информации о финансовых отчетах Министерств. Несмотря на это, динамику развития пресс-служб можно назвать положительной: увеличилось количество пресс-релизов, мероприятий, конференций. Расширяются связи со СМИ, как региональными, так и федеральными. Пресс-служба начала работу по регистрации собственных аккаунтов в популярных социальных сетях, что говорит о перспективах информационной открытости.
Таким образом, деятельность исследуемых пресс-служб сводится к следующим функциям:
1. Поддержание связей и коммуникаций со СМИ;
2. Нерегулярное информирование общественности о деятельности государственных органов, о внутренней и внешней политике государства.
3. Деятельность, направленная на изучение общественного мнения.
4. Прогнозирование развития политических и социальных процессов, возможных последствий принимаемых действий.
5. Толкование законодательства гражданам.
Однако были выявлены проблемы, влияющие на возникновение проблемы нехватки квалифицированных кадров для пресс- служб:
1) В настоящее время мы наблюдаем ситуацию, при которой прессслужба Министерств отвечает главным образом лишь за выстраивание отношений с массмедиа, её функции ограничиваются донесением до СМИ решений власти путём распространения информации необходимого содержания.
2) Разногласие между республиканскими государственными структурами и средствами массовой информации - для государственной власти в этих отношениях главной является поддержка со стороны общественности и собственное благополучие, а цели СМИ включают в себя финансовую выгоду, желание публиковать информацию, которая была бы интересной и полезной для аудитории.
3) Неясными остаются проблемы собственности СМИ в республике: отсутствует четкая ясность кому принадлежит та или иная газета, телекомпания, как они взаимодействуют с учредителями, нет четкого правового механизма, регулирующего сферу конкуренции СМИ.
4) Важной проблемой является подготовка кадров для СМИ в Татарстане и в России. Проблемы в данной сфере связаны с общим процессом реформирования образования, а также отсутствием должной государственной образовательной политики.
5) Отсутствие четкого определения статуса государственной прессслужбы в исследуемых Министерствах и в целом по Татарстану, ее компетенции, уточнения совокупности полномочий по предметам ее ведения, выражающих ее функциональное назначение, ее место в системе государственной власти в республике по характеру и объему компетенции.
6) Анализ сайтов Министерств показал информационную размытость и закрытость этих органов для общественности. Невозможно определить структуру пресс-службы, данный отдел существует лишь номинально или его деятельность ограничивается написанием и опубликованием прессрелизов, которые можно охарактеризовать как «информация ради информации по поводу».
7) Наметилась тенденция так называемой «нерегулярности» публикации пресс-релизов на сайтах анализируемых Министерств. К сожалению мы видим, что разница между пресс-релизами может составлять от двух недель до двух месяцев, что говорит о низкой организованности пресс - отделов.
Предлагаем следующие рекомендации по мероприятию в построении эффективных отношений между Минсельхозпрод РТ и общественностью:
1. Преобразование отдела пресс-службы в Отдел по связям с общественностью и СМИ. Должна быть изменена структура Отдела, разработаны новые должностные инструкции, увеличен штат специалистов.
2. Можно заняться выпуском электронной или бумажной газеты Министерства, которое бы способствовало развитию информационного взаимодействия с жителями республики. Такое издание должно быть представлено в форме ежемесячного информационного бюллетеня.
3. Понимание руководством Министерств необходимости некой «открытости» органов государственной власти и максимальное обеспечение данного процесса.
4. Улучшение качества кадрового состава пресс- службы. В том числе через законодательное регулирование.
5. Проведение масштабного социологического исследования уровня информированности общественности о деятельности Министерства. Мы считаем, что в современном обществе возрастает необходимость проведения социологических исследований.
6. Работа с молодежью. Пресс-службы государственных органов власти должны больше внимания уделять взаимодействию с молодежью, ведь именно эта демографическая группа станет главной опорой демократической системы Республики Татарстан, основным интеллектуальным, творческим и нравственным капиталом общества.
7. Также можно разработать порядок проведения рассылок официальных сообщений исследуемых Министерств в СМИ.
Результаты проведенного нами анкетирования для выявления мнения общественности о деятельности Министерств показало, что отношение жителей республики к деятельности пресс-служб министерств положительное. Они доверяют опубликованной ими информации. Взаимодействие власти и общества стало более эффективным с возникновение электронного правительства. К сожалению, респонденты редко посещают официальные сайты, но, тем не менее, легко находят необходимую информацию из других источников. Гипотеза, что жители республики относятся к деятельности министерств с неуважением и ненавистью не подтвердилась.
Принятие к сведению и осуществление рекомендаций, разработанных в данной дипломной работе, может стать залогом успешного развития Министерств в Республике Татарстан.
1. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. - М.: Юрайт, 2010.
2. Конституция Российской Федерации. — принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — № 237. — 25 декабря 1993 года.
3. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г.
4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный Закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
5. О средствах массовой информации: Федеральный Закон от
27.12.1991 N 2124-1 // URL
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ // URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ .
7. О государственной гражданской службе Республики Татарстан: Закон Республики Татарстан от 16 января 2003 года №3-3РТ // URL base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=61564
8. Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Татарстан, утвержденного Указом президента РТ от 23 марта 2011 года № УП-142 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Татарстан»;
9. Положение о Пресс-службе (отделе) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (от 26 января 2015 года).
10. Должностной регламент ведущего советника Пресс-службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (от 26 января 2015 года).
11. Должностной регламент специалиста Пресс-службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (от 26 января 2015 года).
Учебная литература
12. Бикметов Е.Ю. Связи с общественностью в государственном и муниципальном управлении / Бикметов Е. Ю, Дорожкин Ю. Н., Рахманов М. Г. и др. - Уфа: РИО БАГСУ, 2013. - 137 с.
13. Бровко Л.С. PR: Современные технологии: Учебное пособие / С.Л. Бровко, И.А. Быков, О.К. Карпухина, М.Е. Кудрявцева, Н.Е. Пивонова, Ю.Е. Смирнов, И.П. Яковлев; под ред. Л.В. Володиной. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2010. - 263 с.
14. Ветров К.В. Информирование населения о деятельности органов власти как фактор управления: дис. канд. социол. наук: 22.00.08 / К.В. Ветров. - М., 2003.
15. Воронцова Н.Н. Современная пресс-служба: Учебное пособие для студентов специальности "Связи с общественностью" / Н.Н. Воронцова. - М.: МИИТ, 2007. - 136 с.
16. Ворошилов В.В. Современная пресс-служба : учебник / В.В. Ворошилов. — М. : КНОРУС, 2013. — 155 с.
17. Герасимова Г. Связи с общественностью как социальный механизм взаимодействия власти и общества / Г. Герасимова // Власть. 2009. №9. С. 33.
18. Гнетнев А.И. Современная пресс-служба / А.И. Гнетнев. - М.: Изд. Феникс, 2010 - 239 с.
19. Зарипов А.Р. Коммуникационное взаимодействие органов исполнительной власти и общества: социологический анализ: дисс. канд. полит.наук: 22.00.08 / А.Р. Зарипов. - Нижний Новгород, 2012.
20. Квят А.Г. Методологические основы связей с общественностью: курс лекций / А.Г. Квят. - Омск: Изд. Омского государственного университета им Ф.М. Достоевского, 2013 - 125 с.
21. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика : учебное пособие для вузов / Ф. Китчен / пер. с англ. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 454 с.
22. Кривоносов А.Д. Основы теории связей с общественностью: уч. для студентов вузов / А.Д. Кривоносов. - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.
23. Коваленко Е.Г. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов : учебное пособие / Е.Г. Коваленко [и др.]; общ. ред. Е.Г. Коваленко. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 409 с.
24. Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / В.С. Комаровский. — М: Аспект-пресс,
2010. — 196 с.
25. Комаровский В.С. Управление общественными отношениями : учебник / В.С. Комаровский. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 400 с.
26. Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд.,
перераб. и доп. / В.А. Копылов. - М.: Юристъ, 2002. - 512 с.
27. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: теория и технологии : учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 300 с.
28. Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура: Модели, системы ценностей, канал СМК / Т.Ю. Лебедева. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 147 с.
29. Малкин Е.Б., Сучков Е.Б. Политические технологии / Е.Б. Малкин, Е.Б. Сучков. - М.: Русская панорама, 2011. - 167 с.
30. Мирошниченко А.К. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей / А.К. Мирошниченко. - М.: Изд-во Альпина Паблишер, 2013. - 157 с.
31. Моисеев В. Паблик рилейшнз. Теория и практика / В. Моисеев. - М.: ООО ”ИКФ Омега - Л”, 2001. - 367 с.
32. Мэтис М. Накорми зверя по имени Медиа: Простые рецепты для грандиозного паблисити / М. Мэтис; пер. с англ. Е.Трусовой. - М.: Фаир- Пресс, 2011. - 167 с.
33. Одринский A.A. Конституционно-правовые основы реализации права каждого на информацию в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. - М., 2005.
34. Пашенцев Е. Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики / Е.Н. Пашенцев.— М., 2005. - 126 с.
35. Рафикова Р.С. Манипулирование активностью населения как метод управления на муниципальном уровне / Р.С. Рафикова // Сборник статей II всероссийской научно-практической конференции. - Пенза : РИО ПГСХА, 2004. - 147 с.
36. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. Учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010. - 180 с.
37. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / И.М. Синяева. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 245 с.
38. Татаринова Г.Н. Современная пресс-служба: учебное пособие / Г.Н. Татаринова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 145 с.
39. Тарасов А.С. Современная пресс - служба / А.С. Тарасов. - М.: Изд-во МГИМО (У) МИД РФ, 2000. - 242 с.
40. Титова Л.Г. Деловое общение. - М:Юнити-Дана, 2012 - 340 с.
41. Халий И.А. СМИ и гражданское общество: взгляд из региона / И.А. Халий // СОЦИС. - 2006. - № 10. - С. 104-108.
42. Чернышова Л.И. Деловое общение: учебное пособие / Л.И. Чернышова. - М:Юнити-Дана, 2012 - 250 с.
43. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз / Ф.И. Шарков - Екатеринбург.: Деловая книга; Москва.: Академический проект, 2010. - 303 с.
44. Шарков Ф.И. Реклама и связи с общественностью: коммуникативная и интегративная сущность кампаний / Ф.И. Шарков, А.А Родионов. - М.: Академический Проект, 2005. - 304 с.
Электронные ресурсы
45. Agro.tatarstan.ru -официальный сайт Минсельхозпрода РТ. Статья «Аккредитация». URL http://agro.tatarstan.ru/rus/press/akkredit.htm (дата обращения 20.11.15)
46. Agro.tatarstan.ru -официальный сайт Минсельхозпрода РТ. Статья «Министерство» URL http://agro.tatarstan.ru/rus/about.htm (дата обращения 19.11.15)
47. Mvd.tatarstan.ru - официальный сайт МВД РТ. Вкладка «Особый менталитет» URL http://mvd.tatarstan.ru/rus/gazeta-osobiy-mentalitet.htm (дата обращения 15.11.15)
48. Press-service.ru - электронный журнал. Статья «Функции пресс- секретаря». URL http://www.press-service.ru/terms/200 (дата обращения 11.11.15)
49. PR-отдел в коммерческих и некоммерческих организациях:
значение, особенности, технологии. URL http://studopedia.org/7-77707.html (дата обращения 12.11.15)
50. Виталий Дымарский: «Ноев ковчег строили дилетанты, а Титаник
- профессионалы» URL
http://www.jourmedia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=253:-- l lr--r&catid=73:2012-02-01-05-06-51&Itemid=34 (дата обращения 7.11.15)
51. Деятельность пресс-служб. URL http://studopedia.org/7-
133430.html (дата обращения 6.11.15)
52. Материалы блог-конференции. URL
http://www.blogpr.ru/node/3284 (дата обращения 2.11.15)
53. Официальный сайт МВД РФ. "Щит и перо: открытость, доверие и обсуждение". URL https://12.mvd.ru/news/item/259505/?print=1 (дата обращения 1.11.15)
54. Пресс-секретарь (иногда пресс-атташе). URL
http://studopedia.org/7-133375.html (дата обращения 7.11.15)
55. Таиров, А.И. Особенности методов работы государственных
служб по связям с общественностью. URL http: //
www.zgia.zp.ua/gazeta/VISNIK_35_16.pdf (дата обращения 18.11.15)
56. Diamandgroup.ru: Официальный сайт рекламного агентства
"Diamandgroup". Статья "Преимущества корпоративной газеты". URL http://www.diamandgroup.ru/artide14.htm (дата обращения 30.10. 15)