Оглавление
Введение 2
Глава I. Многотиражная газета «Ленинец» как исторический источник 10
Глава II. Музыкальные традиции Казанского Государственного Университета (конец 1920-х - 1930-е гг.) 18
Музыкальные кружки 18
Концертная деятельность 35
Глава III Музыка как способ наделения советской идентичностью 44
Массовая песня и основные документы директивного характера 44
Реализация советской пропаганды в КГУ 74
Заключение 88
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, который регулирует деятельность, общение и поведение людей, значительное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения обилия жизненных явлений в звуковых образах выполняет важную задачу художественного познания мира, поэтому она занимает существенное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром. Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении музыкальной культуры.
Музыкальная культура - понятие очень емкое. Говоря о музыкальной культуре, подразумевается широкий спектр разнообразных явлений: композиторское и исполнительское творчество, деятельность музыкальных театров, концертных объединений, музыкальное образование, музыкальная самодеятельность, бытовое музицирование.
В XX веке Казань не только упрочила былую славу, но и стала одним из крупнейших музыкальных центров России, где сегодня насчитывается три музыкальных вуза, несколько средних музыкальных учебных заведений, десятки музыкальных школ, а также консерватория, филармония, лучший в России концертный зал, театр оперы и балета, Союз композиторов, фольклорные кабинеты и дома творчества, Татарский ансамбль песни и танца, симфонические и джазовые оркестры, музыкальные магазины и, конечно, публика, заполняющая ежевечернее залы, клубы, театры.
И Казанский университет тоже играл немалую роль в становлении музыкальной культуры Казани, так как музыка и пение звучали в стенах Казанского университета уже с первых лет его существования. Об этом свидетельствуют архивные документы, труды известных ученых по истории Казанского университета; воспоминания бывших воспитанников. С начала XIX века и по 1860-е годы при Казанском Императорском университете существовала постоянная должность учителя музыки, который создавал оркестры, ансамбли, обучал игре на скрипке и фортепьяно. Университет, среди профессоров которого было немало хороших музыкантов, играл видную роль как инициатор прочных традиций музицирования.
Объектом исследования является музыкальная культура в Казанском университете в конце 1920-х - 1930-е годы.
Предмет исследования - отражение процесса развития музыкальной жизни Казанского университета в 20-30-е года XX века на страницах университетской многотиражки.
Хронологические рамки исследования были выбраны не случайно. Верхний интервал является началом выхода университетской газеты «Ленинец», нижний же интервал - связан с предвоенным периодом, когда произошла кардинальная перестройка университетской жизни, в том числе и в области культуры.
Целью исследования является характеристика развития музыкальной культуры в Казанском университете в конце 1920- х гг. - 30-е гг. XX века, на основании университетской многотиражки.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
1. Дать характеристику основному источнику исследования - многотиражной газете КГУ «Ленинец».
2. Проследить основные тенденции развития музыкальной жизни в Казанском университете.
3. Описать основные постановления правительства, главной задачей которых был контроль за выпускаемыми и исполняемыми музыкальными произведениями.
4. Рассмотреть феномен «массовой песни».
5. Выявить и охарактеризовать основные направления и способы формирования у студентов советской идентичности посредством музыкальной культуры в рассматриваемый период.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы - анализ и синтез, дедукция и индукция. Также были использованы специальные исторические методы - сравнительно-исторический, проблемно-хронологический. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить не только общие, но также и особенные черты в развитии различных явлений, событий и структур. Проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд отдельных узких тем, каждая из которых впоследствии изучается в хронологической последовательности.
Изучение истории музыкальной жизни в Казанском государственном университете в современной науке, на мой взгляд, представляет собой перспективное направление. Особенно интересны 20-30-е гг. XX века, т. к. в указанный период происходит становление татарской профессиональной музыки. Научная новизна данной работы определяется тем, что до настоящего времени исследования, посвященные изучению музыкальной жизни Казанского государственного университета, практически отсутствуют. Научной литературы, которая посвящена изучению музыкальной культуры в целом, в указанный период, достаточно много и она разнообразна. Это, например, статьи Б. Асафьева , А. Буцкого (его статьи часто печатались в журнале «Музыка и быт»), М. Маркова и т.д. Они непосредственно занимались изучением содержания художественных произведений, а также процессами их восприятия. Музыкальные потребности изучали Г. Тарасова и В. Цуккерман. Также есть работы, посвященные музыкальным предпочтениям молодежи, но в этих работах не затрагивается аспект музыкальных предпочтений именно студенческой молодежи.
Проблематика советской культурной революции подробно рассматривались в работах западных историков, начиная со сборника под редакцией Ш. Фицпатрик4. Также краткий обзор основных трактовок и дискуссионных вопросов в рамках истории рассмотрения этого вопроса сделал М. Дэвид - Фокс.
Что касается исследования жанра «массовая песня», мною были использованы непосредственно музыкальные журналы того времени и литература исследователей этого вопроса. Например, журнал, выходящий в 20-е годы, «Музыка и революция», а также журнал «Советская музыка», публиковавшийся с 1933 года. Использована литература дореволюционного периода. Это труды В. И. Ленина и К. Маркса; советского периода - Сохор A. Н., «Русская советская песня», Корев Ю. С. «Советская массовая песня», постсоветского периода - это различные статьи современных музыковедов. Также зарубежная литература - Плаггенборг Шт. «Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма». Перевод с немецкого Ирины Карташевой, опубликовано в 2000 году и Fitzpatrik Sheila/ Cultural Revolution as Class War, книга 1978 года выпуска. «Массовую песню» подробно также описывает в своих работах Е. С. Власова, особенно можно выделить ее документальное исследование «1948 год в советской музыке».
Научных трудов о функционировании музыкального искусства в нашей республике насчитывается также немало. В разное время появились работы таких исследователей как Д. Садрижиганова, М. Н. Нигмедзянова и Г. Кантора4. Однако, стоит отметить, что и в этих научных работах не исследуются особенности музыкального искусства в студенческой среде, также не изучается проблема специфики музыкальной культуры молодежи. Только у Г. Кантора вскользь затрагиваются указанные моменты, но они также посвящены только музыцированию среди студенчества, и только в дореволюционный период5. Исходя из этого, можно констатировать, что изучение музыкальной жизни студенчества, а тем более в еще более узкой среде - одном высшем учебном заведении, не осуществлялось. Есть только отдельные статьи. Завершенного труда по данной теме на сегодняшний день нет.
О татарской городской музыкальной жизни пишут, в той или иной степени углубляясь в проблему, практически все исследователи культуры Казани XIX - начала XX веков. Вопросам татарской музыкальной культуры этого времени уделено значительное внимание в монографиях Р. Амирхановаб, Я. Гиршмана, Р. Исхаковой-Вамбы, А. Маклыгина, Ш. Монасыпова, М. Нигмедзянова, 3. Сайдашевой, В. Дулат-Алеева.
Узнать о хоровой музыке и получить сведения о функционировании татарских хоровых коллективов - от начальных опытов совместного пения, до любительских, учебных и профессиональных можно в работах Г. Вайды - Сайдашевой, Р. Ермиловой, 3. Сайдашевой, В. Булгакова.
В основном издаются различного рода музыкальные словари , разные статьи, содержащие конкретную фактическую информацию без какой-либо попытки ее анализа с точки зрения исторических процессов в стране.
В своей работе я использовала в качестве источника газету «Ленинец» («Казанский Университет», «На вузовской стройке»), т.к. эта газета выпускалась на протяжении всего рассматриваемого мной периода. К сожалению, газета «На вузовской стройке» (1928) не сохранилась. Подробная характеристика источника исследования - многотиражки «Ленинец»: дана в основной части работы. Также, мною был рассмотрен журнал, выходящий в Ленинграде, в 1927 году «Музыка и быт», всего вышло 12 номеров. Журнал задумывался как популярное издание, которое предназначалось удовлетворять запросы кружков и клубов, самодеятельных оркестров и хоров, также любителей музыки, занимающихся самообразованием. На страницах журнала печатались методические статьи по выбору литературы и репертуара, инструкции по проблемам организации кружков, библиографические и методические указания обучающимся теории музыки. Рубрики вели известные профессиональные музыканты Ленинграда. Также мной был рассмотрен журнал «Музыкальная новь». Издавался с января 1924 года. Выпускался Ассоциацией в музыкальном секторе Госиздата. Ответственный редактор - А. А. Сергеев, редакторы - С. М. Чемоданов и Д. А Черномордиков. Издание выходило ежемесячно тиражом 1500 экземпляров. Казначеем нового общественного объединения являлся Л. Н. Лебединский. Издавался до 1926 года.
Также мною были использована следующая литература:
Различные справочные материалы. Например, Ямпольский И. М. Келдыш Г. В.. «Музыкальная энциклопедия» и т.д.
Мною были изучены: диссертация Матвеева Г. В. «Советская правящая элита Татарстана 20-30-х годов XX века» , диссертация Давлетшиной М. В. «Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: на материалах РТ» ,диссертация Шариповой Р. М. «Татарская хоровая культура XX века: история развития, композиторское творчество ».
Цель и задачи исследования, его логика определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Первая глава представляет собой внешний и внутренний анализ основного источника по указанной теме - университетской многотиражки «Ленинец» («На вузовской стройке», «Казанский Университет») за 1929 - 1939 гг.
Во второй главе дана характеристика музыкальных традиций Казанского государственного университета в рассматриваемый период. Проанализирована работа кружков художественной самодеятельности, концертная деятельность, осуществлявшаяся в стенах университета.
В третьей главе рассмотрена политика государства по отношению к музыкальной культуре, описан жанр «массовая песня», проанализированы основные документы, направленные на реализацию музыкальных проектов, и, контроль, за исполняемым репертуаром в указанный период. Также описано влияние советской идеологии на воспитание казанского студенчества при помощи музыкальной культуры и музыкальная жизнь в общежитиях университета.
В заключении даны основные результаты исследования.
Анализируя музыкальную жизнь Казанского государственного университета в конце 20-х - 30-е гг. XX века можно сделать следующие выводы. Музыкальная жизнь определялась, во-первых, конкретными политическими условиями, во-вторых, особенностями развития музыкального искусства в стране в целом.
Основными тенденциями указанного периода были:
1) Политизация, активное вмешательство правительства в сферу культуры, в том числе и в музыкальную сферу.
2) Идеологизация, процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим установкам и концепциям.
В процессе занятия музыкой люди разносторонне развиваются, получают навыки, которые пригодятся им в жизни, становятся интересными и глубокими личностями. Музыкальные уроки не проходят бесследно - они накладывают отпечаток на всей жизни человека. Практически всегда, разговаривая со взрослым человеком, который имеет музыкальное образование или просто занимался музыкой на любительском уровне, можно предугадать, что он так или иначе связан с музыцированием. Такие люди выдают себя интеллигентностью и широтой мышления, они интересные собеседники и глубокие личности. Поэтому, благодаря этому, Казанский Государственный Университет являлся и до сих пор является культурным центром, со своими культурными традициями.
Одним из первых музыкальных обществ, которые появились в XIX веке в Казани, стало «Музыкальное общество Императорского Казанского университета». Оно включало в себя множество самодеятельных кружков, одним из них был кружок хорового пения. Входили в это общество еще и духовой и симфонический оркестры университета. То есть, это показывает нам - музыкальная культура в Казанском университете существует уже достаточно долгое время.
В 1920-1930-е. гг., партия считала главенствующем в идеологической работе - воспитание людей в духе преданности и идейности коммунизма, воспитать коммунистическое отношение к общественному хозяйству и труду. Для нее важным и необходимым было преодоление пережитков буржуазных нравов и взглядов. Также важнейшей задачей было гармоничное всестороннее развитие личности. Поэтому партия особое значение уделяло воспитанию подрастающего поколения.
Творческая деятельность становится доступной и плодотворной во всех областях культуры для всех членов общества. В указанный период получает широкое распространение массовая самодеятельность и другие формы народного творчества. Подъем творческо-художественной деятельности масс способствовал выдвижению новых художников, музыкантов и писателей. Все это обогащение и развитие художественной сокровищницы общества была достигнута на основе сочетания профессионального искусства и массовой художественной самодеятельности.
Партия создавала условия для рассвета искусства, культуры, литературы и музыки, заботилась о среде для наиболее полного проявления личных способностей отдельного человека, занималась вопросами об эстетическом воспитании студентов.
Массовая песня была явлением в какой-то степени “однодневным”: и ее музыкальное воплощение, и — в особенности — стихотворное содержание воплощали злободневную ситуацию и отражали массовую психологию именно того исторического момента, в который они были созданы: это был своеобразный музыкально-поэтический плакат.
Огромный размах получает песенное творчество. Жанр массовой песни становится лабораторией новых средств мелодической выразительности, и процесс «песенного обновления» охватывает все виды музыки — оперную, симфоническую, кантатно-ораториальную, камерную, инструментальную.
Тематика песен многообразна, как многообразны и их мелодии. Среди произведений песенного жанра особенно выделяются в это время боевые песни А. Александрова, песни И. Дунаевского с их звонким весельем, юношеской энергией, светлой лирикой (такие, как всемирно известная «Песня о Родине», «Песня о Каховке», «Марш веселых ребят» п др.), своеобразные песни В. Захарова, посвященные новой жизни колхозной деревни («Вдоль деревни», «И кто его знает», «Провожанье»), песни братьев Покрасс («Если завтра война», «Конармейская»), М. Блантера («Катюша» и др.), С. Каца, К. Листова, Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого.
В 1930-е гг. рамки содержания музыкального творчества раздвинулись, при этом охватив не только историко-революционные темы, но также национальные и историко-патриотические. В это время, судя по содержания песен, произошла консолидация основных творческих тенденций. Музыкальное творчество студенчества стало более целеустремленным и разносторонним. Ныне трудно представить истинный масштаб производимых начиная с первых послереволюционных лет преобразований в советском музыкальном искусстве. С годами изменилось тематическое наполнение, резко сузился круг авторов, включаемых в репертуарные планы. Особенно пострадало западноевропейское музыкальное наследие. Но самое разрушительное последствие данной политики заключалось в том, что произошла подмена художественных критериев. С годами погоду в искусстве стали делать конъюнктурные произведения, агитки «на злобу дня».
Указатель 1929 года являлся первым, претендующим на всеохватность, официальный, публично тиражируемый документ, регламентирующий отечественную театрально-музыкальную жизнь.
Многие музыкальные традиции сохранились и по сей день. Так, хоровой кружок заложил основы для создания в 1955 году в Казанском университете знаменитой капеллы. И сегодня в университете проводятся различные литературные и музыкальные вечера: дню 70-летия победы, в музее истории Казанского университета прошел литературно - музыкальный вечер.
Музыкальная художественная самодеятельность в исследуемый период преодолела путь от исполнения простых музыкальных форм до исполнения сложных музыкальных произведений знаменитых русских, татарских и зарубежных композиторов. За 1929/39 года эволюционировали и сами кружки. Если в 1929 году было лишь несколько музыкальных кружков, то к концу 1939 года кружок превратился в сложную структуру: различные коллективы (мужские, женские), сложная исполнительская программа и т.д.
В университете регулярно проводились вечера факультетов, музыкальные вечера. Празднование в университете проходило торжественно, с разнообразными концертами и культурно-развлекательной программой. Проводились концерты в честь русских, татарских и зарубежных композиторов.
Как работа музыкальных кружков, так и концертная деятельность в университете, на протяжении всего исследуемого периода, развивалась, становилась разнообразной, и с каждый годом, все больше людей было вовлечено в повышение своего культурного уровня.
В указанный период, расширилась связь композиторского творчества с народной музыкой и классическими традициями. Произошло усиление взаимодействия национальных культур. Татарская музыкальная культура стала развиваться и в стенах Казанского государственного университета. Музыкальные произведения глубоко вошли в быт народа.
Газета «Ленинец» содержит в себе ценную информацию о реальной действительности 1929-1939 гг., она представляет собой последовательную хронологию, подробно отражающую историю Казанского университета в фактах, явлениях, событиях, мнениях современников. В ней описаны живые, конкретные реалии жизни и быта университета. Частота и регулярность выхода газеты позволила зафиксировать явления и факты с наименьшим временным промежутком, что, в свою очередь, дало возможность отследить изучаемые процессы в их развитии. Также в газете «Ленинец» можно было проследить характерные мнению, настроения, взгляды студентов и сотрудников университета.
В публичном дискурсе есть также своего рода так называемая официальная дата завершения периода «культурной революции» - это XVIII съезд ВКП(Б), на котором были подведены итоги второй пятилетки и принята программа на третий пятилетний план. В 1939 г. в отчетном докладе съезду Сталин объявил: «С точки зрения культурного развития народа отчетный период был поистине периодом культурной революции». Иными словами, период культурной революции в СССР - это период с 1921-1922 по 1939 г., когда ее цели были официально признаны достигнутыми.