Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСНОВАНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ИНДОЛОГИИ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (НА ОСНОВЕ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ)

Работа №58848

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Становление востоковедения в Казани 10
1.1. Преподавание восточных языков в Первой Казанской гимназии 10
1.2. Востоковедческие исследования
в Казанском университете 19
Глава 2. Зарождение казанской индологии 27
2.1. Деятельность П.Я. Петрова 27
2.2. Деятельность Ф.Ф. Боллензена 39
Заключение 45
Список использованных источников и литературы


Актуальность темы. Актуальной задачей отечественной историографии является исследование зарождения и процесс становления индологии в России, анализ собранного источникового и историографического материала, формирование теоретической базы индологии. Решение этой задачи даст возможность отметить российский уровень понимания вопроса об истоках индологии в России на рубеже XVIII-XX века. Немаловажно модернизировать индологию новейшими концепциями, распространять историко-культурные знания об Индии.
Российские индологи внесли весомый вклад в развитие мировой ориенталистики. Современные академические и общественные реалии позволяют обогатить историографические и источниковедческие знания об истории взаимоотношений России и Индии. Кроме того, актуальным остается анализ становления отечественной индологии. Феномен преподавания восточных языков и образование научных школ о Востоке в Европе и России, основные пути их развития является одной из существенных проблем российского и мирового востоковедения. XVIII - начала XX вв. - период, когда происходит становление востоковедения в России. К примеру, в Казани активно развиваются такие направления индологии, как санскритология и буддология.
Современная наука пытается глубже изучить предмет и объект исследования. Академическое и объективное исследование истории отечественной индологии - это один из главных задач современного российского и мирового востоковедения.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в исследовании истории школы индологии в Казанском университете с использованием архивных документов. В архивных фондах сохранился целый пласт источников по деятельности восточных кафедр в Казанском
университете. Однако в литературе комплексный материал по архивам отсутствует, также роль кафедры санскритского языка в истории отечественной санскритологии XIX в. недостаточно оценена.
Объектом исследования является история российской индологии.
Предметом исследования является становление научной школы индологии в Казанском университете.
Цель представленной работы - осмыслить процесс становления научной школы индологии в Казанском университете.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать характеристику преподаванию восточных языков в Первой Казанской гимназии.
2) Дать анализ востоковедческим исследованиям в Казанском университете.
3) Дать оценку деятельности казанских индологов.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1807 до 1855 гг.,с момента открытия кафедры восточных языков в Казанском университете и до даты закрытия Разряда восточной словесности в указанном университете.
В числе основных методов исследования использовались: хронологический метод, метод периодизации, метод системного подхода, ретроспективный метод, конкретно-исторический и сравнительноисторический методы.
Обзор источников и литературы. Источниковая база работы представлена архивными документами о служебной, научно-педагогической, исследовательской деятельности казанских востоковедов, хранящиеся в Национальном архиве Республики Татарстана, научные труды казанских индологов, хранящиеся в отделе рукописей редких книг Научной библиотеки Казанского университета.
Обширный документальный комплекс находится в фонде Казанского университета (Ф. 977) в следующих структурных частях университета: Совет, Правление, Ректор, историко-филологический факультет, фонд Попечителя
Л
Казанского учебного округа (Ф. 92) . Среди документальных источников - протоколы совета, правление историко-филологического факультета университета; предписания, отношения министра народного просвещения попечителю Казанского учебного округа; отношения, уведомления попечителя Казанского учебного округа, ректора Казанского университета совету университета; переписка правления, издательского комитета при Казанском университете с ректором, советом университета, попечителя Казанского учебного округа по вопросам: об определении П.Я. Петрова, Ф.Ф. Боллензена на должности, о ходе преподавании восточных языков, письмо с просьбой о предоставлении Бенгальскому Азиатскому обществу в Калькутте сочинений казанских преподавателей, о приобретении для университетской библиотеки рукописей и сочинений на восточных языках, о публикации научных трудов и их распространении, о представлении к наградам и объявлении благодарности и др.
Важную группу источников, использованных в работе, представляют труды П.Я. Петрова в Казанский период работы, которые описывают историю народов Индии, переводы с различных текстов с древнеиндийских и
- 3
новоиндийских языков, грамматика санскритского языка .
Историография истории казанской ориенталистики берет свое начало с трудов отечественных ориенталистов первой половины XIX века. Становление ориенталистики в Казани превращается объектом изучения первых казанских ориенталистов - Ф.И. Эрдмана, О.М. Ковалевского. Их изданные труды в 18301850 гг. заложили основу российской историографии истории казанского востоковедения 1850-х гг. Труды, написанные в это время, обладают общей структурой и направлением. В большинстве своем в них излагается только фактологический материал, и они содержат описательный характер.
В дальнейшем на основе этих уникальных трудов были написаны труды дореволюционных и советских историков. Однако их заслуги были оценены полностью и по достоинству только после 50 гг. XX века, когда появляются публикации казанских историков - А.С. Шофмана, Г.Ф. Шамова, С.М. Михайловой, Н.А. Мазитовой .
Необходимо отметить, что в европейской периодической печати в XIX в. начинают интересоваться успехами казанских ориенталистов и появляются публикации с оценкой научной работы преподавателей. Однако это заинтересованность европейских историков не получила дальнейшего продолжения для изучения истории казанского востоковедения. В целом печатные издания XIX в. дали толчок к целенаправленному и регулярному исследованию истории казанской ориенталистики.
Во второй половине XIX - начале XX вв. российская дореволюционная историография пополняется публикациями архивных документов, затрагивающих события истории академического казанского востоковедения XIX - начала XX в.
Стоит сказать, что большая часть трудов освещают историю петербургского и московского центров ориенталистики. Однако здесь можно найти краткие сведения о биографиях профессоров, о процессе обучения восточных языков в Казанской губернии.
Историографические работы, освещающие деятельность казанских востоковедов, и индологов в том числе, можно условно разделить на 3 хронологических периода.
Знаковой работой первого хронологического периода явился Библиографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (1804-1904) под редакцией И.П. Загоскина, выход которого в 1904 г. был приурочен к 100-летнему юбилею Казанского университета. Издание базируется на фондах Казанского университета и содержит достаточно ценную информацию о востоковедах и индологах, внесших значительный вклад в развитие казанской научной школы. Здесь приводятся биографии профессоров кафедры православного богословия, историко-филологического и физико-математического факультетов Казанского университета.
В отечественной историографии 1920-1930-х следует выделить труд М.К. Корбута. В своем труде в главе «Восточный разряд и его преемники» историк показал историю восточной кафедры первой половины XIX века и изучил судьбу казанского востоковедения 1920-х гг. Он отмечал, что «...восточный разряд Казанского университета нашел продолжателей своей деятельности, правда уже в иных формах и главное с иным содержанием, - продолжателей, содействующих развитию национальных культур в интересах трудящихся масс, а не работающих в интересах колониального порабощения Волжско-Камских
п
народов, к чему объективно был предназначен восточный разряд» . В своей работе автор использовал архивные документы.
Второй период исследований по истории казанского востоковедения происходил в 50-80-е гг. ХХв. В этот период историки вводят в научный оборот новые, ранее не опубликованные архивные документы. Появляются новые концепции в исследованиях истоков и развития индологии в Казани.
1950-1990-е гг. проблема казанского востоковедения продолжает быть актуальным. Работы А.С. Шофмана, Г.Ф. Шамова, Н.А. Мазитовой, Ф.С. Сафиуллиной, С.М. Михайловой, М.Х. Юсупова, М.А. Усманова, М.З. Закиева, Д.Г. Тумашевой посвящены академическому востоковедению первой половины Х1Хв. В своих трудах авторы использовали опубликованные источники и архивные материалы, благодаря которым стали доступны ранее неизвестные факты из истории казанской ориенталистики. Были привлечены архивы Казани, Санкт-Петербурга и Москвы. Однако и в этих трудах присутствуют лишь обрывочные сведения о деятельности казанских индологов. Работы казанских историков дают возможность выделить основные направления российской историографии. При написании монографий авторы использовали новые методы историографического исследования.
Современный этап изучения научной деятельности казанских востоковедов, в первую очередь, связан с публикациями профессора Рамиля Миргасимовича Валеева и доцента Гузель Фердинандовны Мратхузиной, которые опираясь на солидную историческую и историографическую базу, обобщают имеющийся и собранный материал о педагогической и научной деятельности казанских востоковедов и индологов. Эти труды рассматривают
не только феномен казанского востоковедения, но и уделяют внимание на
8
преемственность в индологических исследованиях .
Следует отметить, что работы, посвященные индологическим исследованиям, которые проводились в 1841-1855 гг. в Казанском университете, недостаточно раскрыты в российской историографии.
Валеев Р.М. Казанского востоковедение: истоки и развитие (XIX в - 20-е гг. XX в.). - Казань, 1998. - С.70-159; Мратхузина Г.Ф. Российско-индийские отношения: история и современность. - Казань, 2016 - С.21-39.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы данной работы можно использовать для подготовки школьных элективных курсов, разработок по новой и новейшей истории, а также специальных изданий по истории Казанского университета.
Апробация результатов исследования. Отдельные аспекты темы работы были представлены в качестве доклада на Ежегодной научно-практической конференции студентов Казанского федерального университета в апреле 2017 года, отмечены Дипломом победителя и рекомендованы к публикации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В 30-50-х гг. XIX в. Казанский университет становится одним из центров отечественного востоковедения. Главными центрами, где бурно развивалась вузовская ориенталистика, были Москва и Санкт-Петербург. После образования восточного разряда Казань становится третьим центром изучения Востока. Казань имела много общего со странами Востока. Во-первых, большая часть населения исповедовала ислам, что сближал их с арабскими странами, во- вторых, схожесть культур и языков, в-третьих, выгодное положение - через Казань шли торговые пути в Иран, Среднюю Азию и на Дальний Восток.
Царское правительство понимало выгоду от торговли с восточными странами, поэтому способствовало изучению азиатских языков в гимназии и в университете Казани.
Данная работа представляет собой самостоятельное исследование, на основе которого рассматриваются зарождение и развитие индологической школы в Казани. Особое место в работе занимает источниковая база. Основу бакалаврской работы составили неопубликованные архивные документы, которые помогли восполнить пробелы и создать полноценное представление об изучаемой теме.
Первая Казанская гимназия положила фундамент востоковедческим исследованиям в г. Казани. Гимназия стала предвестником университетского востоковедения. Начало обучению восточных языков было положено еще при Екатерине II, при которой официально закрепляется преподавание татарского языка. В Х1Хв. в программу обучения включается также арабский, персидский, турецко-татарский, монгольский, китайский, маньчжурский языки. Включение санскритского языка в программу также обсуждается. П.Я. Петров составляет «Программу преподавания санскритского языка в Первой Казанской гимназии», однако это программа так и осталась в теории. Но следует признать, что это было ключевым моментом в истории индологии. Власть поняла необходимость изучения индийской культуры. В XIXB. в гимназиях целенаправленно начинают готовить переводчиков, и специалистов восточных языков, а также абитуриентов для дальнейшего поступления в университеты. Таким образом, гимназия и университет начинают взаимодействовать друг с другом. Казанская гимназия становится первой ступенью для подготовки будущих востоковедов.
Следующая ступень подготовки кадров - Казанский университет. Благодаря научной деятельности видных ученых - Х.Д. Френа, А.К. Казем- Бека, П.Я. Петрова, Ф.Ф. Боллензена - были заложены основы изучения Востока.
Организация и открытие университетских кафедр по востоковедению была вверена ученым и преподавателям Казанского университета. На начальном этапе они столкнулись с многими проблемами: отсутствовали учебники, было мало слушателей, не была разработана методика преподавания.
В 1842 году было положено начало зарождению индологии в Казанском университете - открывается кафедра санскритского языка. Этот период представлена именами выдающих ученых П.Я. Петрова и Ф.Ф. Боллензена.
Во время преподавательской деятельности были созданы программы и учебные пособиями, переведены и проанализированы произведения древнеиндийской литературы, публиковались исследования по грамматике, была налажена научная связь с индийскими университетами. Благодаря П.Я. Петрову в библиотеке Казанского университета была собраны труды восточных ученых и рукописи. Издание П.Я. Петровым «Санскритской антологии» (1846 г.) означало создание российской школы санскритологии.
П.Я. Петров заложил основы исторического изучения индийских языков.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что в XIX веке были заложены основы изучения индологии. Этот опыт является бесценным для современной индологии. Современные индологи при исследованиях придерживаются тех основ, которые были заложены еще П.Я. Петровым.
Этот вывод получил свое подтверждение благодаря изучению архивных документов, где отражены многие аспекты научной деятельности первых казанских индологов.
Отечественными ориенталистами сделаны подробные исследования, касающихся вопросов изучения Востока и Индии в российской науке. Процесс становления академической индологии, биография и деятельность выдающихся индологов, их успехи в науке изложена в обобщающих работах по истории российский ориенталистики. Данные работы включаются в основу рассмотрения востоковедной науки.



1.1. Архивные материалы.
1. Выписка из протокола Совета Казанского Университета 15 марта 1852 года // НА РТ. - Ф. № 977. - Оп. ИФФ. - Д. № 676. - Л.1.
2. Выписка из протокола Совета Казанского Университета 4 июня 1852 года // НА РТ. - Ф. № 977. - Оп. ИФФ. - Д. № 676. - Л.2.
3. Выписка из протокола заседания Совета Императорского Казанского университета 3 октября 1853 года состоявшегося // НА РТ. - Ф. № 977. - Оп. ИФФ. - Д. № 702. - Л.3-3об-4.
4. Донесение ординарного профессора санскритской словесности Боллензена // НА РТ. - Ф. № 977. - Оп. ИФФ. - Д. № 702. - Л.5-5об.
5. О доставлении попечителю Казанского учебного округа мнения, кем может быть замещена кафедра санскритского языка в случае перемещения в Московский университет исправ. должность адъюнкта Петрова // НА РТ. - Ф.№ 977. - Оп. ИФФ. - Д. № 644. - Л.6 об., Л.7., Л.8 об.
6. Об избрании ординарным профессором Казанского университета статного советника Ковалевского в ординарные академики по части Восточной словесности // НА РТ. - Ф. № 92. - Оп. I. - Д. № 5947. - Л.1.
7. Об оставлении в Казанской гимназии преподавания восточных языков и с преобразованием в ней по Уставу 8-го декабря 1828 г.» // НА РТ. - Ф.92. - Оп. I. - Д. № 3833. - 286 лл.;
8. Об учреждении при Казанском университете кафедры индустанского языка. 15 января 1844 г.» // НА РТ. - Ф.92. - Оп. I. - Д. № 5529. - Л.1, 3.
9. О доставлении совету университета сведений о настоящей потребности в санскритской грамматике и о принятых мерах к санскритским сочинениям // НА РТ. - Ф. № 977. - Оп. ИФФ. - Д. № 702. - Л.2-2об.
10. О замещении вакантного места на кафедре санскритского языка // НА РТ. - Ф.№ 977. - Оп. ИФФ. - Д. № 644. - Л.1.
11. О назначении кандидата Петрова преподавателем санскритского языка в Казанском университете // НА РТ. - Ф.№ 92. - Оп. I. - Д. № 5181. - Л.1, 1 об, 4, 9.
12. О назначении кандидата Петрова преподавателем санскритского языка в Казанском университете // НА РТ. - Ф.№ 92. - Оп. I. - Д. № 5181. -
Л. 10, 10 об., 11.
13. О назначении кандидата Петрова преподавателем санскритского языка в Казанском университете // НА РТ. - Ф.№ 92. - Оп. I. - Д. № 5181. -
Л. 17, 21, 25, 34, 37, 41.
14. О назначении кандидата Петрова преподавателем санскритского языка в Казанском университете // НА РТ. - Ф.№ 92. - Оп. I. - Д. № 5181. -
Л. 34.
15. О назначении кандидата Петрова преподавателем санскритского языка в Казанском университете // НА РТ. - Ф. № 92. - Оп. I. - Д. № 5181. -
Л. 47.
16. О назначении кандидата Петрова преподавателем санскритского языка в Казанском университете // НА РТ. - Ф. № 92. - Оп. I. - Д. № 5181. - Л.48, 49.
17. О новом распределении преподавания восточных языков в университете // НА РТ. - Ф. № 92. - Оп. I. - Д. № 5272. - Л.8 об, 18, 19.
18. О перемещении лектора Казембека адъюнктом в С.- Петербургский университет от 9 января 1854 г. // НА РТ. - Ф. № 92. - Оп. I. - Д.. 6936. - 5 лл.
19. О перемещении в Московский университет исправляющего должность адъюнкта Петрова по кафедре санскритского языка в Казанском университете // НА РТ. - Ф. № 977. - Оп. № ИФФ. - Д. № 644. - Л.10.
20. О предоставлении Бенгальскому Азиатскому обществу в Калькутте сочинений г. преподавателей Казанского университета по части восточной словесности // НА РТ. - Ф. № 92. - Оп. I. - Д. № 5598. - Л.1, 6, 10.
21. О прекращении преподавания армянского языка в 1-й Казанской гимназии и увольнении от этой обязанности Гладышева от 10 апреля 1853 г. // НА РТ. - Ф. № 92. - Оп. I. - Д.. 6798. - 5 лл.
22. О преподавании восточных языков в I-й Каз. Гимназии. 8.04.1851 г. // НА РТ. - Ф. № 977. - Оп. ИФФ. - Д. № 652. - 37 лл.
23. О составлении правила преподавания восточных языков в I-й Каз. Гимназии. 25.Х.1845 г. // НА РТ. - Ф. № 977. - Оп. ИФФ. - Д. № 489. - 7 лл.;
24. О составлении проекта положения о преподавании восточных языков в Перв. Казанской гимназии. 20.11.1850 г. // НА РТ. - Ф. № 977. - Оп. ИФФ. - Д. № 609. - 1 лл.;
25. О составленном исторического описания о ходе преподавания восточных языков в Казанском Университете // НА РТ. - Ф.№ 92. - Оп. I. - Д. № 5357. - Л.97об., 98об, 99, 101, 102, 104-104об.
26. Программа для преподавания санскритского языка в I Казанской гимназии // НА РТ. - Ф.№ 92. - Оп. I. - Д. № 5181. - Л. 43.
27. НА РТ. - Ф.№ 92. - Оп. I. - Д. № 3829. - Л.4, 41.
28. НА РТ. - Ф. № 92. - Оп. I. - Д. № 3833. - Л.75.
29. НА РТ. - Ф. № 977. - Оп. ИФФ. - Д.749. - Л.13.
30. НА РТ. - Ф. № 977. - Оп. ИФФ. - Д. № 11. - Л.11.
1.2. Опубликованные источники
1. Аделунг Ф.П. // Архив Академии наук СССР. Обозрение архивных материалов. - Т.1. - Л., 1933. - С. 152-153.
2. Аделунг Ф.П. // Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. - Т.1. - СПб., 1900. - С. 19; Аделунг Ф.П. // Геннади Г. Литература русской библиографии. - СПб., 1858. - С. 159.
3. Азиатские общества // Азиатский вестник. - СПб., 1825. - Кн. 5. - С.427- 445. Индия, С. 443-445.
4. В. Берг «Русская старина», 1876, т. XVII
5. Ковалевский О.М. Обозрение хода и успехов преподавания азиатских языков в Императорском Казанском университете до настоящего времени. - Казань, 1842. - 50 с.
6. Крачковский И.Ю. Востоковедение в письмах П.Я. Петрова В.Г. Белинскому // Очерки по истории русского востоведения. - Сб. 1. - Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1953. - С.8-18.
7. Куликова А.М. Востоковедение в российских законодательных актах (конец XVII в. - 1917 г.). - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение» 1994. - С. 216-448.
8. О состоянии восточной словесности в России // Азиатский вестник. - СПб., 1825. - Кн. 8. - С. 6-116.
9. Петров П.Я. Гъата-карпарам или Разбитый сосуд. Лирическая поэма. - Казань, 1844. - 21 с.
10. Петров П.Я. О медицине древних индусов. - М.: Унив. тип., 1857. -
12 с.;
11. Петров П.Я. О свойствах и составе санскритского языка //
ЖМНП. - 1842. - № 3. - 25 с.
12. Петров П.Я. Программа для преподавания санскритского языка и литературы при Казанском университете // Ученые записки Императорского Казанского университета. - 1842. - Кн. 2. - С.77-95.
13. Петров П.Я. Санскритская антология. - Казань, 1846. - 48 с.
14. Петров П. Я. Список некоторых великорусских слов, сродных или сходных с восточными. - Известия Академии наук по Отделению русского языка. -СПб., 1852. - T.I, прибавление, тетрадь I, стб. 81-92.
15. Распределение преподавания арабского, персидского и турецкотатарского языков в Первой Казанской гимназии, составленное адъюнктом- профессором Мирзою Александром Казем-Беком. - Казань, 1836. - С. 1-54.
16. Распределение преподавания монгольского и начал тибетского языков в Первой Казанской гимназии, составленное э.о. профессором Ковалевским. - Казань, 1836. - С. 3-14.
17. Российское университетское востоковедение в архивных документах: центры, события и наследие (XIX - нач. XX вв.) / Авт.-сост. Р.М. Валеев, Д.Е. Мартынов. - Казань: Казанский государственный университет, 2009. - 115 с.
18. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. В 17-ти т. - СПб., 1864-1904. - Т.2. - С.Ш0-Ш2; ПСЗ-II. - Т.29. - Отд.1. - С. 875-876.
2. Литература
1. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета, 1804-1904 / Н.П. Загоскина. - Ч. 1. - Казань: типо-лит. Имп. Ун-та, 1904. - С.221-222, 236-237.
2. Болензен Ф.Ф. // Русский биографический словарь. - СПб., 1908. - Т. 3. - С. 175.
3. Валеев Р.М. Казанского востоковедение: истоки и развитие (XIX в - 20-е гг. XX в.). - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - С. 70-141.
4. Валеев Р.М. Санскритология и буддология в Казанском университете (Очерк истории казанского университетского востоковедение в XIX в.). -
Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. - 52 с.
5. Валеев Р.М. Очерки истории казанского университетского востоковедение (1769-1920-е гг.). - Казань: Алма-Лит, 2003. - С. 3-83.
6. Загоскин Н.П. Деятели Императорского Казанского университета, 18051900. - Казань: типо-лит. Имп. Ун-та, 1900. - С. 27, 35, 49.
7. Зограф Г.А. Роберт Христианович Ленц, 1808-1836: К 150-летию со дня рождения // Ученые записки Ленинградского государственного университета. - Л., 1960. - № 279. - Серия востоковедческих наук. - Вып. 9. - С. 31-38.
8. Ким Г.Ф., Шаститко П.М. История отечественного востоковедения до середины XIX века. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы. -
С. 330.
9. Костин А.А., Костина Т.В. Иностранные профессора Казанского университета 1830-1850-х гг. // Гасырлар авазы. - 2014. - № 3-4. - С. 111-112.
10. Ленц Р.Х. // Русский библиографический словарь. - СПб., 1914. - Т. 10. - С. 190-191.
11. Ленц Роберт Христианович // Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. - СПб., 1914. - Т.3. - С. 431-432.
12. Мазитова Н.А.Изучение Ближнего и Среднего Востока в Казанском
университете (Первая половина XIX в.). - Казань: Изд. Казанского
университета. -1972. - 224 с.
13. Мратхузина Г.Ф. Тема «Россия-Индия» в современной отечественной историографии // Историческая наука в Казанском университете. - Казань: Изд- во Казанского государственного университета, 1999. - С. 35-37.
14. Мратхузина Г.Ф. Теоретико-методологический анализ отечественной историографии проблемы «Россия-Индия» // Наследие О.М. Ковалевского и современность. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2002. - С. 22-31.
15. Мратхузина Г.Ф. Российская индология: периодизация, организация
науки и образования, проблематика и специализация// Университетская корпорация: память, идентичность, практики консолидации: Материалы
Международной научной конференции, посвященной 210-й годовщине основания Казанского университета, 27-29 ноября 2014. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. - С. 100-108.
16. Мратхузина Г.Ф. Российско-индийские отношения в отечественной историографии: Автореферат дисс. ... к.и.н. / Г.Ф. Мратхузина. - Казань: Казанский государственный университет, 2001. - 40 с.
17. Мратхузина Г.Ф. Российско-индийские отношения: история и
современность. - Казань: Казанский Федеральный университет, 2016 - С.21-39.
18. Овчинников Р.В. Из истории русской индологии. Новые документальные данные о биографии Г.С. Лебедева // Вестник истории мировой культуры. - М., 1960. - № 4. - С. 74-83.
19. Петров П.Я. // Большая советская энциклопедия. - М., 1955. - Изд. 2-е. - Т. 32. - С. 600;
20. Усманов М.А. Исторические корни связей народов Поволжья и Индии // Россия-Индия: перспективы развития регионов (Республика Татарстан). - М.: Институт востоковедения РАН, 2000. - С. 133-149.
21. Шофман А.С., Шамов Г.Ф. Восточный разряд Казанского университета // Очерки по истории русского востоковедения. - Сб.2. - М, 1956. - С.418-448.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ