Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКА В ЖИЗНИ ПОСЛЕВОЕННОГО ЛЕНИНГРАДА

Работа №74002

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы129
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Ленинградский радиокомитет 9
1.1. Восстановление музыкального вещания. С весны 1942 г. 9
1.2. Работа после войны 17
ГЛАВА 2. Центры музыкальной культуры на пл. Искусств 19
2.1. Ленинградская Государственная ордена Трудового Красного
Знамени Филармонии 19
2.2. Ленинградский государственный ордена Ленина академический
Малый оперный театр 34
2.3. Театр музыкальной комедии .48
ГЛАВА 3. Театральная площадь - центр музыкальной жизни и образования 55
3.1. Ордена Ленина Академический театр оперы и балета имени С. М.
Кирова 55
3.2. Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-
Корсакова 65
Заключение 78
Список использованных источников


Одним из самых тяжелых периодов за время Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. В городе, оказавшемся замкнутым в железном кольце девятисотдневной осады, ежедневно подвергавшемся беспощадным бомбардировкам с воздуха и артобстрелам, испытывавшем постоянную и острую нехватку продовольствия, люди жили без отопления, канализационных систем и света. Ленинградцы каждый день боролись за свою жизнь и за победу. Казалось бы, в таких тяжелых условиях невозможно думать об искусстве. Однако в блокадном Ленинграде музыка продолжала создаваться и звучать. Она помогала бороться со смертью, внушала веру в победу над фашистской Германией, отвлекала от проблем.
Решением правительства далеко вглубь страны были эвакуированы крупнейшие ленинградские музыкальные учреждения - Консерватория, Филармония, театры, а вместе с ним и многочисленные кадры музыкальных деятелей - композиторов, музыковедов, артистов, исполнителей, педагогов. И все же в осажденном городе оставалось много крупных творческих сил, и все они были отданы служению патриотической борьбе народа.
За годы Великой Отечественной войны ленинградская музыкальная культура получила широкое распространение в отдаленных от центра районах и областях, в окраинных республиках. В Перми работу громадного размаха проводил Ленинградский театр оперы и балеты им. С. М. Кирова. Его спектакли и концерты оказали огромное влияние на культурную жизнь всего Урала и после войны сказались на росте творческой инициативы и исполнительского мастерства местного театра оперы и балеты, сегодня достойно занимающего место одного из лучших оперно-балетных коллективов страны. В Новосибирске развернулась концертная деятельность Ленинградской Филармонии во главе с Е. Мравинским. Это привело к
образованию в Сибири нового крупного музыкального центра страны и подготовило условия для возникновения Новосибирского театра оперы и балета и ныне успешно действующей Новосибирской филармонии. В столице Узбекистана - Ташкенте - обосновалась Ленинградская Консерватория, продолжавшая воспитывать и выпускать музыкантов-специалистов всех профилей и установившая тесные связи с национальными музыкантами. В Оренбурге шли спектакли Малого оперного театра.
События войны внесли новое и в отношение к явлениям отечественного наследия. Никогда еще так горячо и страстно не проявлялась любовь к русской теме, русской интонации, русской манере художественного выражения. И можно смело утверждать, что именно за годы войны выдающиеся оперные исполнители - дирижеры, певцы, актеры, и режиссеры - особенно развили, углубили, улучшили трактовку ранее подготовленных произведений русского классического репертуара. Пропагандистами музыкальной культуры Ленинграда были и композиторы, работа которых теперь раскинулась на всю страну - от Уфы и Казани до Омска и Алма-Аты.
Как только была прорвана вражеская блокада Ленинграда, не дожидаясь окончания военных действий, в родной город стали возвращаться музыкальные коллективы. После ликвидации фашистского нашествия и победоносного завершения Великой Отечественной войны начался восстановительный период. Дружно, в совместных усилиях они приступили к восстановлению музыкальной культуры, к возрождению ленинградских музыкальных традиций. Понадобилось совсем немного времени, чтобы музыкальное развитие достигло довоенного уровня, и город снова занял одно из первых мест среди крупных центров отечественной музыкальной культуры. Активнее и более целеустремленной становится деятельность музыкальных театров, открываются новые концертные залы, увеличивается число оркестров и инструментальных ансамблей, широко распространена работа лекториев, активизируется музыкальная самодеятельность.
Распространение радио и телевидения способствует более широкому проникновению музыки в быт народа.
В послевоенное время музыкальная жизнь Ленинграда обретает новое дыхание. Одними из важнейших культурных центров города, отображающих состояние и развитие музыкального искусства, были и остаются площади: Театральная и Искусств. Вот как писал о площади Искусств И. Л. Андронников: «Сколько слилось здесь в одно прекрасное целое! Вспомните - Площадь искусств. Тут и поэзия в образе Пушкина. Живопись и скульптура - знаменитый на весь мир Русский музей. Театр. Архитектура - великолепный ампир. И музыка - Филармония!».1 Помимо Филармонии, Малого оперного театра, Театра музыкальной комедии к объектам музыкальной культуры, находящимся в пешей доступности от площади Искусств относится и Дом радио, неразрывно связанный с вышеуказанными театрами и концертными площадками, исторически и духовно.
Настоящая работа посвящена возрождающейся музыкальной жизни в послевоенном Ленинграде. Целью работы является определение роли и значения музыкальных центров города (концертные залы, театры, радио, музыкальные коллективы) в Ленинграде в первые годы после войны. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- обозначить основные центры развития музыкальной культуры города в указанный период;
- на основе мемуарной литературы и периодики проанализировать сложившуюся творческую атмосферу и потенциал Ленинграда после войны;
- на материалах периодики и рекламы выявить репертуар послевоенного времени;
- использовать накопленный материал для составления тематической экскурсии «Музыка в жизни послевоенного Ленинграда» на базе пл. Искусств и пл. Театральной.
/Андронников И. Л. «Большой зал филармонии - одно из лучших мест на земле» // Ленинградская филармония. Статьи. Воспоминания. Материалы. Л., 1972. С. 312.
5
Хочется отметить, что данная работа носит комплексный характер, и мы отдаем себе отчет в том, что тема музыкальной жизни Ленинграда объемна и многоаспектна. Сюда кроме концертной и постановочной деятельности входят вопросы образования, деятельность отдельных выдающихся музыкантов (композиторов, исполнителей, постановщиков), коллективов, проблема сочинительства, появление новых произведений. Каждый из указанных аспектов представляет интерес для отдельного исследования. В данной работе мы лишь намечаем эти направления, так же как и весьма условно определяем хронологические рамки исследования. Нижней границей формально является дата окончания войны, однако, в работе мы неминуемо все время обращаемся к блокадной теме и периоду сразу после снятия блокады. Верхняя граница - это конец 40-х - начало 50-х гг. ХХ в. Провести ее четко едва ли возможно в нашем случае, так как при рассмотрении деятельности того или иного творческого коллектива мы не можем придерживаться строгой хронологии. Для каждого из упомянутых в работе и исследуемых театров, концертных площадок будут актуальны свои творческие вехи и периоды.
Представленный в приложении вариант экскурсионной программы может рассматриваться как самостоятельная тематическая экскурсия, так и часть большой развернутой, обзорной экскурсии, посвященной как творческой жизни Ленинграда - Санкт-Петербурга в целом, так и истории блокадного и послевоенного Ленинграда.
В ходе работы была задействована литература, опубликованные источники, материалы периодической печати, освещающие деятельность музыкальных коллективов, отдельных выдающихся личностей и эпохи в целом. Необходимо отметить, что монографий, посвященных конкретно данной теме, не существует. Однако есть большое количество общей обзорной литературы, в которой рассматриваются периоды от 1917 г. до 50-60 г г. XX в. Также использованы работы, посвященные отдельно каждому коллективу, описанному в данной работе. Такие труды обычно охватывают
все время существования коллектива. Существует большое количество литературы о Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, однако многие труды дублируют друг друга. Один из крупнейших исследователей работы Радиокомитета в годы Великой Отечественной войны Андрей Николаевич Крюков в своих трудах также нередко цитирует самого себя. Конечно, также были задействованы общие работы, описывающие произведения композиторов, созданные в годы блокады и после нее. Поэтому в ходе исследования было просмотрено большое количество литературы, где можно было почерпнуть некоторую долю необходимого материала. По этой же причине было задействовано большое количество периодической печати. Подробно рассмотрена газета «Ленинградская правда» с 1944 по 1955 гг. и журнал «Советская музыка» с 1943 по 1955 гг. Также изучены отдельные выпуски «Вечернего Ленинграда», «Литературной газеты», газеты «Смена» и журнала «Звезда».
Особый интерес представляют воспоминания и мемуары, например, А. Н. Крюкова. К началу блокады ему было 12 лет, поэтому его исследования строятся на основе собственных воспоминаний и ощущений, что позволяет погрузиться в атмосферу того периода и взглянуть на жизнь блокадников изнутри.
Также много писал об этом Валериан Михайлович Богданов- Березовский - известный музыковед и композитор, которые в годы блокады возглавил правление Ленинградского отделения Союза композиторов СССР. В его трудах присутствуют конкретные факты из жизни музыкантов, дирижеров и композиторов, сообщения о количестве и качестве написанных ими произведений за годы блокады. Также из источников, используемых в данной работе, хотелось бы отметить воспоминания И. О. Дунаевского - режиссера-постановщика многих оперетт в Театре музыкальной комедии, а также Ю. В. Гамалея - дирижера Театра оперы и балеты им. С. М. Кирова. При проведении данного исследования невозможно было обойти стороной воспоминания и сборник материалов к биографии К. И. Элиасберга , а также письма Д. Д. Шостаковича своему учителю и другу И. И. Соллертинскому.
Все выше изложенное позволяет говорить о сложности и актуальности выбранной темы. Каждый из затронутых аспектов, проблем, обозначенных в работе, может стать темой дальнейшего глубокого и более детального исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе рассмотрены шесть центров музыкальной культуры Ленинграда послевоенного времени: Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Консерватория, Малый оперный театр, Театр музыкальной комедии, Филармония и Ленинградский Радиокомитет. За 900 дней блокады композиторами было написано большое количество музыкальных произведений разных жанров от песен до симфонической музыки, но во всех этих сочинениях присутствует тема отважной борьбы советского народа с фашистскими захватчиками, центральное место занимает тема Ленинграда. Война наложила яркий отпечаток на стиль советской музыки: усилила героико-патриотические элементы, углубила философски-трагедийное начало, обострила у композиторов здоровое национальное чувство.
Бригады, обслуживающие фронт и госпитали, дали несчетное количество концертов, поднимая песней боевой дух и пробуждая чувство ответственности за судьбу Родины. В те суровые годы в самые широкие слои населения очень интенсивно проникала музыка, что поспособствовало росту интереса к музыкальной культуре и в послевоенное время. Как говорили сами исполнители: «Пусть незаметна наша скромная лепта, вложенная во всенародный труд войны. Но то, что было сделано, - от простой песни, пропетой в красноармейское землянке, до гениальной симфонии, прозвучавшей, как грозное обличение фашистского варварства, - било в цель по врагу». Однако для неискушенного слушателя нужна была не только музыкальная, но и просветительская деятельность для закрепления интереса. Поэтому одной из тенденций развития музыкальной культуры послевоенного времени можно считать повсеместное требование объективной критики вне зависимости от авторитета композитора.
Крупные концерты, проводимые в городе на сценах театров, Консерватории и Филармонии, напоминали недавнее мирное прошлое; с новой силой пробуждалось желание, как можно скорее закончить войну. Также они показывали фашистам, что город не сломлен, что даже в таких невыносимых условиях люди продолжают жить, ходить на концерты, работать.
Работа радио больше всего ценилась блокадниками. Бодрые, уверенные, ставшие родными голоса дикторов ежедневно докладывали о событиях в городе, на фронте, зачитывали письма от бойцов, подбадривали и успокаивали. И здесь музыка сыграла значительную роль, настраивая на верный лад, придавая сил. Не переставала работать и Консерватория. Несмотря на то, что большая часть ее студентов и преподавателей были эвакуированы в Ташкент, каждый сентябрь в годы блокады она открывала новый учебный год.
После окончания блокады первоочередной задачей руководства каждого из музыкальных центров было не просто восстановить репертуар, а улучшить и усовершенствовать его.
В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова новое руководство в лице Бориса Эммануиловича Хайкина и Ильи Юльевича Шлепянова внесли в этот процесс свои творческие методы, свое толкование старого репертуара. Также им надо было объединить два численно неравных, но одинаково творчески активных коллектива, то есть основную артистическую массу, вернувшуюся в родной город из Перми из эвакуации, и группу артистов театра, находившихся в городе-герое весь период блокады и развернувших в нем большую концертную и театральную работу. Данные задачи были выполнены вполне успешно. Театр активно продолжил свою творческую деятельность, пополнил репертуар новыми спектаклями, как классиков, так и новых советских авторов.
В первые годы после войны очень сильно повлияло на Консерваторию постановление ЦК ВКП(б) «Об опере Мурадели “Великая дружба”». К сожалению, нормальной работе мешала частая смена руководства и увольнения видных музыкальных деятелей того периода. В те годы обыденностью стала практика переманивания в Москву талантливых музыкантов, артистов, деятелей кино, науки. Интеллектуальный режим, установленный в городе, побуждал их к отъезду. В первые послевоенные годы Ленинград покинули Д. Д. Шоставкоич, Б. Э. Хайкин, С. А. Самосуд, Г. В. Свиридов, С. А. Герасимов, Л. О. Арнштам, М. К. Калатозов, А. Н. Кальцатый, В. А. Рапопорт, А. Г. Зархи, Л. З. Трауберг и многие другие. К сожалению, это был не процесс обмена кадрами, а систематическая «утечка мозгов». Не все факультеты смогли быстро включиться в работу, так как ощущалась острая нехватка инструментов. Но в то же время большую роль начали играть внутриконсерваторские конкурсы. Положительное влияние на восстановление довоенного уровня образования оказало развитие концертной деятельности консерватории.
В Театре музыкальной комедии этот этап стал периодом поиска новых форм и способов их реализации. К сожалению, не все решения были поддержаны зрителями, и в прессе этот период в существовании театра окрестили «кризисной порой». В основном это связано с отсутствием четкой репертуарной линии, что привело к потере зрителя. При актерском составе, располагающем большими возможностями, что с очевидностью проявлялось в отдельных удачных спектаклях, театр еще не нашел своего стиля, отвечающего требованиям современности. Однако, удачные постановки все- таки были.
Радиокомитет, игравший важнейшую роль в блокадном Ленинграде, после окончания войны значительно увеличил объемы своей и так не маленькой работы. Каждый день люди могли слушать различные лекции, сводки новостей, программы для детей и школьников, а также большое
количество концертов, отрывков из опер, выступления эстрадных, народных и самодеятельных коллективов.
В Малом оперном театре внесли в этот процесс свои творческие методы, свое толкование старого репертуара. Также им надо было объединить два численно неравных, но одинаково творчески активных коллектива, то есть основную артистическую массу, вернувшуюся в родной город из Оренбурга из эвакуации, и группу артистов театра, находившихся в городе-герое весь период блокады и развернувших в нем большую концертную и театральную работу. Данные задачи были выполнены вполне успешно. Театр активно продолжил свою творческую деятельность, пополнил репертуар новыми спектаклями, как классиков, так и новых советских авторов.
Что касается Филармонии, партийные организации, руководство филармонии и сами музыканты делали все возможное для быстрейшего возобновления концертной деятельности после возвращения из эвакуации. И им это удалось. Они не только блестяще открыли первый послеблокадный сезон, но и продолжили достигать новых высот. Во-первых, была увеличена аудитория, о чем говорит увеличение числа концертов и абонементов. Во- вторых, в 1949 году Филармония открыла Малый зал им. М. И. Глинки. В- третьих, в 1953 году она увеличила свой штат путем присоединения оркестра Радиокомитета.
Затрагивая тему заказных произведений, то как утверждал В. М. Богданов-Березовский, в годы войны никто не заказывал крупные формы, так как не было перспектив их постановки. Самыми популярными жанрами были камерный, инструментальный и песенный, поэтому акцент делали именно на них. Вот пример из практики балтийцев - «давалось задание за 2 дня написать песню о подводниках. Это был приказ, который выполнялся в срок. Есть опасность, такого подхода к творчеству, несмотря на полезность
песни в агитмероприятиях. Но она изнашивалась и забывалась». Но для подлинного художника, такой метод не был проблемой, не препятствовал возвышенному. В послевоенное время государственные заказы композиторам стали обыденностью. Например, в 1947 г. правительство приняло государственную программу лесонасаждений. Д. Шостаковичу и поэту Е. Долматовскому заказали программную ораторию «Песнь о лесах». Ленинградский музыковед и друг Шостаковича И. Д. Гликман позже рассказал, что Шостакович писал «Песнь о лесах» с отвращением, вынужденный выполнять «социальный заказ». Однако, слушатели и исполнители этого не ощущали, потому что он вложил живую душу в музыку. В этом и проявлялся его художественный талант, высочайшее мастерство и нравственная убежденность в своем творческом и гражданском предназначении.
В целом, после войны музыкальные коллективы продолжали развиваться, постоянно совершенствовать и увеличивать свой репертуар. Понадобилось совсем немного времени, чтобы музыкальное развитие достигло довоенного уровня, и Ленинград снова занял одно из первых мест среди крупных центров отечественной музыкальной культуры.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что все эти учреждения сконцентрированы на двух площадях города - Театральной и пл. Искусств. Посещение этих мест, глубокое проникновение в творческую жизнь описанных центров музыкальной жизни города, может быть интересна и полезна как гостям города, так и самим жителям Северной столицы, студентам, учащимся как специализированных учебных заведений, так и общеобразовательных. Поэтому данная тема при дальнейшем ее развитии может лечь в основу как самостоятельной тематической экскурсии
«Музыкальная жизнь Ленинграда», так и стать частью большой экскурсии, посвященной истории города.


1. Андроников И. Л. «Большой зал филармонии - одно из лучших мест на земле» // Ленинградская филармония. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. Фомин В. С. Л., 1972.
2. Балашов С. Так создавался наш коллектив // Ленинградский государственный ордена Ленина академический малый оперный театр. Л., 1961.
3. Богданов-Березовский В. Из дневника блокадных лет // В годы Великой Отечественной войны. Воспоминания, материалы. Л., 1959.
4. Гамалей Ю. В. «Мариинка» и моя жизнь. СПб., 1999.
5. Дмитриевский В. Н. Жизнь в эпизодах. СПб, 2011.
6. Дунаевский И. О. Воспоминания и письма. М., 1963.
7. Островский А. Л. В годину испытаний // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Книга 2 / Под общ. редакцией Г. Г. Тигранова. Издание 2-е, доп. в 2-х кн. Л., 1988.
8. Рассказ участницы премьеры // Крюков А. Н. Музыка в эфире военного Ленинграда. СПб., 2005.
9. Самосуд С. Развивать живые традиции «Лаборатории советской оперы» // Ленинградский государственный ордена Ленина академический малый оперный театр. [Сборник материалов / [Ред.-сост. И.В. Голубовский]. Л. 1961.
10. Свешников А. В. Живое дыхание зала // Ленинградская филармония. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. Фомин В. С. Л., 1972.
11. Семенова И. Н., Ступель А. М. Малый зал имени М. И. Глинки // Ленинградская филармония. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. Фомин В. С. Л., 1972.
12. Фесечко Г. Ф. В дни блокады Ленинграда // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Книга 2 / Под общ. редакцией Г. Г. Тигранова. Издание 2-е, доп. в 2-х кн. Л., 1988.
13. Флотский М. И. Союз труда и искусства // Ленинградская филармония. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. Фомин В. С. Л., 1972.
14. Шнеерсон Г. Встречи с Прокофьевым // Сергей Прокофьев. Статьи и материалы / Сост. и ред. И. В. Нестьев и Г. Я. Эдельман. М., 1965.
15. Шостакович Д. Д. Письма И. И. Соллертинскому. СПб, 2006.
16. Элиасберг К.И. Воспоминания. Исследования. Документы. СПб, 2012.
Список использованной литературы
1. 100 лет Ленинградской консерватории. 1862-1962: Исторический очерк. Л., 1962.
2. Берггольц О. Ф. «Говорит Ленинград». Л., 1946.
3. Богданов-Березовский В. М. Балет // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Музыкально-исторические очерки. Л., 1967.
4. Богданов-Березовский В. М. Дороги искусства. Книга первая (1903-1945). Л., 1971
5. Бронфин Е. Ф. Музыкальное образование и просвещение // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Музыкально-исторические очерки. Л., 1967.
6. Бушен А. Подвиг пианиста // Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. Статьи. Воспоминания. М., 1970.
7. В годы суровых испытаний: Ленинградская партийная организация в Великой Отечественной войне. Л., 1985.
8. Вайнкоп Ю. Музыкальная культура Ленинграда // В первые годы советского музыкального строительства. Статьи, воспоминания, материалы. Л., 1959.
9. Вайнкоп Ю. Я. Прошлое и настоящее // Ленинградская филармония. Статьи. Воспоминания. Материалы. Л., 1972.
10. Вайнкоп Ю. А. Симфонические и хоровые концерты // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Музыкально-исторические очерки. Л., 1967.
11. Ваксер А. З. Ленинград послевоенный 1945-1982. СПб, 2005.
12. Витлин В. Композиторская группа балтийцев // В годы Великой Отечественной войны. Воспоминания, материалы. Л., 1959.
13. Гаккель Л. «Откуда мы? Куда идем?». Лекции по истории Санкт- Петербургской консерватории. СПб, 2013.
14. Гаккель Л.Е. Театральная площадь. Л., 1990.
15. Голубовская Н. И. Искусство педализации. Л., 1967.
16. Загурский Б. И. Опера // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Музыкально-исторические очерки. Л., 1967.
17. Ильмас Е.В. Театр музыкальной комедии. Л., 1968.
18. Кийко Е. В. О работе музыкальной редакции Ленинградского радио в годы блокады // Искусство непокоренного Ленинграда в дни блокады. СПб, 2015.
19. Культурная жизнь в СССР. 1945 - 1950. Хроника. М., 1977
20. Крюков А. Н. Музыка в дни блокады. Хроника. СПб, 2002
21. Крюков А.Н. Музыка в кольце блокады. Очерки. М., 1973.
22. Крюков А. Н. Музыка в эфире военного Ленинграда. СПб, 2005.
23. Крюков А.Н. Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда: Очерки. Л., 1985.
24. Ленинград за 50 лет. Статистический сборник. Л., 1967.
25. Ленинградский государственный ордена Ленина академический малый оперный театр. Л. 1961.
26. Ленинградский государственный театр музыкальной комедии. Л., 1972.
27. Линд Е. Седьмая. СПб, 2005.
28. Мархасев Л. С. ХХ век в легком жанре: взгляд из Петербурга- Петрограда-Ленинграда. СПб, 2006.
29. Мейер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время. СПб, 1998.
30. Мейлих Е. И. Симфонический оркестр филармонии: история, творческие характеристики, дирижеры, гастроли // Ленинградская филармония. Статьи. Воспоминания. Материалы. Л., 1972.
31. Музыка продолжала звучать. Ленинград 1941-1945. Л., 1969.
32. Музыкальная жизнь СССР. Справочник. М., 1970.
33. Музыкальная панорама Ленинграда: Статьи, письма, воспоминания. Л., 1977.
34. Музыкальный Ленинград, 1917 - 1957. Л., 1958.
35. Очерки истории Ленинграда. Том 6. Ленинград в период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму 1946-1965 гг.. Л., 1970.
36. Работа композиторов и музыковедов Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Л.,1946.
37. Рубашкин А. И. Голос Ленинграда. Л., 1980.
38. Савшинский С. И. Пианист и его работа. Л., 1961.
39. Саркисов О. С., Фомин В. С. Заслуженный коллектив РСФСР академический симфонический оркестр филармонии // Ленинградская филармония. Статьи. Воспоминания. Материалы. Л., 1972.
40. Творчество ленинградских композиторов 1948-1955. Л., 1956.
41. Тигранов Г. Г. Предисловие // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Книга 1. Л., 1987.
42. Фомин В. С. Старейший русский симфонический оркестр. Л., 1982.
43. Хентова С. М. Д. Д. Шостакович в годы Великой Отечественной войны. Л., 1979.
44. Хентова С.М. Шостакович: Жизнь и творчество. Л., 1986.
45. Хентова С.М. Шостакович в Петрограде-Ленинграде. Л., 1981.
46. Хентова С.М. Соловьев-Седой в Петрограде - Ленинграде. Л., 1984.
47. Чернов А. А. Музыкальная комедия // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Музыкально-исторические очерки. Л., 1967.
Периодика
1. 7, 8 и 9 ноября в театрах и кино // Ленинградская правда. 7 ноября 1950 г. №264 (10833).
2. 25-й сезон Филармонии // Ленинградская правда. 2 ноября 1945 г. № 257 (9292).
3. Богданов-Березовский В. Возрожденная опера Чайковского // Советская музыка. №8-9, 1946 г.
4. Богданов-Березовский В. М. Композиторы осажденного Ленинграда / Советская музыка №1 1946 г.
5. Богданов-Березовский В. М. Триумф антифашистской симфонии // Звезда. №3-4 1942 г.
6. В театрах и кино в праздничные дни // Ленинградская правда. 7 ноября 1948 № 265 (10216).
7. Выполнить постановление ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели «Великая дружба» // Музыкальные кадры. 18 марта 1948 г. №5 (92).
8. Глезер Р. «Война и мир» Сергея Прокофьева в Ленинградском Государственном Академическом Малом Оперном театре // Советская музыка. №8-9, 1946 г.Мартынов. И. Рожденная бурей (О Седьмой симфонии Д. Шостаковича) // Советская музыка №1 1943 г.
9. Два новых спектакля // Ленинградская правда. 10 июля 1949 № 163 (10424).
10. Две премьеры // Ленинградская правда. 15 марта 1949 г. № 61 (10322).
11. До конца разгромить буржуазный космополитизм! // Музыкальные кадры. 21 марта 1949 г. №4 (111).
12. «Евгений Онегин» в театре оперы и балета им. С. М. Кирова // Ленинградская правда. 13 мая 1945 г. №110 (9145).
13. «Иван Сусанин» На открытии Театра оперы и балета им. С. М. Кирова // Ленинградская правда. 2 сентября 1944 г. №210 (8934).
14. Из дневника Зои Петровны Лодий // Музыкальные кадры. 24 мая 1965 г. №6 (370).
15. Коллектив консерватории с негодованием осуждает порочную деятельность буржуазных космополитов // Музыкальные кадры. 21 марта
1949 г. №4 (111).
16. Концерт молодых певцов и музыкантов // Смена. 29 августа 1943 г. №178 (5427).
17. Красный мак // Ленинградская правда. 27 декабря 1949 г. № 304 (10565).
18. Кремлев Ю.«Трембита» // Вечерний Ленинград. 20 декабря 1950 г.
19. Начало концертного сезона // Ленинградская правда. 29 октября 1944 № 259 (8983).
20. Новые сочинения Шостаковича // Ленинградская правда. 18 ноября 1944 г. № 275 (8999).
21. О музыкальной критике и музыкальной науке в послевоенный период // Советская музыка №4 1946 г.
22. Октябрьские премьеры // Ленинградская правда. 5 ноября 1947 № 260 (9906).
23. Перед премьерой «Орлеанской девы // Ленинградская правда. 19 декабря 1945 г. №294 (9329).
24. Премьера балета «Лебединое озеро» // Ленинградская правда. 23 июня 1945 г. №144 (9179).
25. Премьера оперы «Мазепа» // Ленинградская правда. 23 февраля
1950 г. №46 (10615).
26. Премьеры ленинградских театров: «Борис Годунов» // Ленинградская правда. 21 мая 1949 г. №118 (10379).
27. Сегодня в театрах // Ленинградская правда. 22 мая 1947 № 117 (9763).
28. Сегодня в театрах и кино // Ленинградская правда. 30 апреля 1947 № 101 (9747).
29. Сегодня в театрах и кино // Ленинградская правда. 14 июня 1947 г. № 137 (9783).
30. Сегодня в театрах и кино // Ленинградская правда. 16 июня 1949 № 140 (10401).
31. Сегодня в театрах и кино // Ленинградская правда. 9 декабря 1949 № 289 (10550).
32. Сегодня в театрах и кино // Ленинградская правда. 22 апреля 1950 № 96 (10665).
33. Сегодня в театрах и кино // Ленинградская правда. 17 июня 1950 № 142 (10711).
34. Сегодня в театрах и кино // Ленинградская правда. 29 декабря
1951 № 305 (111823).
35. Сегодня в театрах и кино // Ленинградская правда. 26 февраля
1952 № 48 (11231).
36. Сегодня в театрах и кино // Ленинградская правда. 25 декабря
1952 № 303 (11486).
37. Сегодня в театрах и кино // Ленинградская правда. 17 сентября
1953 № 220 (11711).
38. Сегодня в театрах и кино // Ленинградская правда. 31 марта 1955 № 76 (12185).
39. Сегодня в театрах и кино // Ленинградская правда. 31 мая 1955 № 127 (12236).
40. Сегодня и завтра в театрах и кино // Ленинградская правда. 21 марта 1946 № 68 (9408).
41. Советская музыка № 1, 1946 г.
42. Советская музыка в годы войны // Советская музыка. №1 1946 г.
43. «Травиата» в театре оперы и балета им. С. М. Кирова // Ленинградская правда. 31 декабря 1944 г. №311 (9035).
44. Удачный спектакль. Балет «Татьяна» в театре им. С. М. Кирова // Ленинградская правда. 24 июня 1947 г. №145 (9791).
45. Элиасберг К. И. Ленинградский Радиокомитет в годы войны // Советская музыка №2-3, 1946 г.
46. Ярон Г. Оперетта есть оперетта! // Литературная газета. 12 августа1954 г. №96 (3280).
Список использованных электронных ресурсов:
1. Остапенко А. Ad Futuram Memorian.O музыкантах Консерватории в блокадном Ленинграде. [СПб], 2010. URL: http://www.conservatory.ru/files/alm_08_10_ostapenko.pdf (Дата обращения: 24.03.2016).
2. Мурсалова А. Из истории консерваторских оркестров. [СПб], 2011. URL: http://www.conservatory.ru/files/Almanah_2011_Mursalova.pdf (Дата обращения: 22.03.2016).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ