Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыка и музыкальные инструменты Этнографического музея Казанского федерального университета

Работа №32362
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметэтнография, этнология и антропология
Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава 1. Музыка и музыкальные инструменты в традиционной культуре 7
1.1 Музыка в традиционной культуре 7
1.2 История изучения музыкальных инструментов 16
Глава 2. Собрание Этнографического музея Казанского университета 27
2.1 Формирование собрания музыкальных инструментов Этнографического
музея Казанского федерального университета 27
2.2 Классификация коллекций музыкальных инструментов ЭМУ 32
Заключение 39
Список сокращений 41
Список используемых источников и литературы 42
Приложение


Современное состояние культуры характеризуется повсеместным распространением глобальных процессов. С середины ХХ в. телевидение и СМИ, а к началу ХХ! в. и Интернет, являются общедоступными трансляторами информации, создавая благоприятные условия для широкого распространения массовой культуры. Особое значение здесь имеет музыка, поскольку она является одним из наиболее быстро адаптирующихся и понятных способов трансляции массовой культуры.
Универсализация культурных форм создает предпосылки для появления противонаправленных процессов: поиск локальной уникальности и
потребность сохранить многообразие этнокультурного наследия, а иногда и страх за собственную идентичность, объясняют растущий интерес к традиционной культуры. Актуализируются (косвенными и прямыми путями) различные исторические пласты музыки, привнося в современную индустриальную культуру элементы фольклора, мифа и музыкальной архаики .
Несмотря на очевидные позитивные стороны этих процессов, возрождение традиционной культуры часто происходит с большим количеством упрощений и искажений. Остро встает вопрос достоверности используемых источников информации. Это обуславливает возрастающую значимость музеев, являющихся пространством сохранения, формирования и воспроизведения культурных ценностей, обеспечения преемственности исторической памяти.
Особенно ценными являются коллекции, не введенные в научный оборот. Редчайшее собрание Этнографического музея Казанского федерального университета является ценным источником для воспроизводства научного знания. Коллекции Этнографического музея являются важнейшим фактором повышения образовательного и общекультурного уровня населения, трансляции и сохранения общекультурных ценностей. Материалы коллекций могут способствовать развитию этнотолерантных характеристик личности, воспитанию уважительного отношения к представителям разных национальностей. Все вышесказанное в совокупности обуславливает актуальность и выбор тематики данного исследования, определение его цели и задач.
Объект - музыкальная культура народов мира.
Предмет - собрание музыкальных инструментов Этнографического музея Казанского (Приволжского) федерального университета.
Целью дипломной работы является систематизация имеющейся в Этнографическом музее коллекции музыкальных инструментов народов мира.
В соответствии с целью, предметом и объектом были поставлены следующие задачи:
1. Определить значение и роль музыкальных инструментов в традиционной культуре;
2. Проанализировать имеющиеся классификации музыкальных инструментов;
3. Описать и систематизировать имеющиеся в Этнографическом музее музыкальные инструменты.
Хронологические рамки работы: середина XIX - начало XX вв., что обусловлено спецификой формирования этнографических собраний в разных структурных подразделениях Казанского университета и, как результат, имеющегося в настоящий момент комплекса экспонатов.
Источниковый комплекс работы представлен коллекциями Этнографического музея Казанского федерального университета. В настоящее время в музее хранится достаточно большое собрание, представляющих различные регионы планеты. Общее количество исследованных нами экспонатов - 82 предмета. Каждый предмет в собраниях Этнографического музея задокументирован в описях, где указываются место его происхождения и бытования, материал и способ изготовления, основные морфологические признаки, источник и способ поступления его в музей, а также информация о его существовании в качестве музейного экспоната.
Литературу по теме исследования можно разделить на несколько тематических направлений. Теоретическое осмысление инструментальной музыки дано в работах Мациевского И. В. «Народная инструментальная музыка как феномен культуры», Васильченко Е. В. «История и теория музыки: звук/музыка в системе культуры», Грубера Р. И. «Всеобщая история музыки» и других.
Вопросами изучения истории музыки, взаимодействия музыки и культуры занимались Аберт Г. , Арутюнов С. А. , Бюхер К. , Кузуб Т. И. , Мириманов В. Б. , Сохор А. Н. и др. ученые. Исследование бытования музыкальных инструментов в традиционных культурах посвящены труды Бояркина Н. И. , Зелинского Р. Ф. , Крачковский Ю. Ф. , Береговского М. Я. , Сумцова Н. , Херцеа И. , Лидовой Н. Р. , Марковича Я. и др. ученые.
В связи с особенностями источникового комплекса еще одним из направлений историографии является изучение формирования коллекций ЭМУ. Эту информацию можно почерпнуть из работ Бусыгина Е. П., Гущиной Е. Г., которые дают представление о формировании и содержании музейных коллекций.
В настоящей работе использованы следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный; сравнительно-аналитический; культурно-исторический; компаративный.
Структура работы обусловлена логикой ее изложения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Вышеизложенный материал позволяет сделать следующие выводы:
В основу классификации музыкальных инструментов из собрания
Этнографического музея Казанского университета нам представляется
целесообразным применить способ использования инструментов.
Исходя из этого, все музыкальные инструменты в собрании ЭМУ можно
разделить на четыре группы: использовавшиеся религиозных и культовых
ритуалах; «коммуникативные», использовавшиеся с целью передачи
информации; обрядовые, применяемые во время обрядов календарного и
семейного циклов, праздников и досуга; а также детские игрушки.
Следует отметить, что данная классификация является довольно
условной. Так, африканский «говорящий барабан», призванный передавать
информацию на большие расстояния, мог также использоваться в обрядах
вызывания дождя и праздниках.
Имеется и региональная специфика комплектования коллекций.
Например, в собрании музея выделенном как «Поволжье» представлено
большое собрание детских музыкальных инструментов. Раздел «Мир»
представлен в большей степени обрядовыми и ритуальными музыкальными
инструментами. Особенно интересной является коллекция буддийских
музыкальных инструментов. Именно эта коллекция, попав в 1835 г. в Кабинет
редкостей Императорского Казанского университета, она положила начало
складыванию коллекции музыкальных инструментов.
Собрание музыкальных инструментов Этнографического музея
Казанского университета неоднородно. Это можно объяснить историческим
контекстом формирования музейного собрания в целом, когда коллекция
музыкальных инструментов часто пополнялась несистематически, случайно. В40
настоящий момент в некоторых фондах, даже имеющих обширные коллекции,
как, например, ЭМУ «Мордва», музыкальные инструменты не представлены.
Наиболее обширные и разнообразные коллекции музыкальных
инструментов представлены в фондах «Африка» и «Восточная Азия». Это
можно объяснить процессами их формирования: значительная часть
экспонатов, призванная иллюстрировать жизнь африканского континента,
заказывались П. И. Кротовым у фирмы «Umlauff». Фонд «Восточная Азия», в
принципе является самым многочисленным, что объясняется задачей, стоявшей
перед Казанским университетом - исследование восточной территории
Российской империи и сопредельных с ней стран.
Собрание музыкальных инструментов отдельно ранее не изучалось
исследователями, не проводились выставки и не издавались каталоги. Мы
считаем, что данная работа может положить начало более тщательному
исследованию музыкальных инструментов Этнографического музея Казанского
федерального университета.


1.1 Материалы Этнографического музея Казанского (Приволжского)
Федерального Университета.
1.1.1 ЭМУ, фонд «Африка», оп. 1.
1.1.2 ЭМУ, фонд «Австралия и Океания», оп. 2.
1.1.3 ЭМУ, фонд «Южная Америка», оп. 3.
1.1.4 ЭМУ, фонд «Африка», оп. 45.
1.1.5 ЭМУ. фонд «Татары», оп. 67.
1.1.6 ЭМУ, фонд «Народы Европы», оп. 77.
1.1.7 ЭМУ, фонд «Народы Европы», оп. 82.
1.1.8 ЭМУ, фонд «Марийцы», оп. 87.
1.1.9 ЭМУ, фонд «Народы Европы», оп. 90.
1.1.10 ЭМУ, фонд «Средняя Азия», оп. 97.
1.1.11 ЭМУ, фонд «Средняя Азия», оп. 100.
1.1.12 ЭМУ, фонд «Народы Европы», оп. 102.
1.1.13 ЭМУ, фонд «Средняя Азия», оп. 140.
1.1.14 ЭМУ, фонд «Африка», оп. 157.
1.1.15 ЭМУ, фонд «Африка», оп. 163.
1.1.16 ЭМУ, фонд «Русские», оп. 195.
1.1.17 ЭМУ, фонд «Восточная Азия (Зарубежье)», оп. 205.
1.1.18 ЭМУ, фонд «Атрибуты тибетского шаманизма», оп. 205.
1.1.19 ЭМУ, фонд «Восточная Азия (Зарубежье)», оп. 210.
1.1.20 ЭМУ, фонд «Восточная Азия (Зарубежье)», оп. 211.
1.1.21 ЭМУ, фонд «Восточная Азия (Зарубежье)», оп. 214.
1.1.22 ЭМУ, фонд «Восточная Азия (Зарубежье)», оп. 215.
1.1.23 ЭМУ, фонд «Восточная Азия (Зарубежье)», оп. 218.
1.1.24 ЭМУ, фонд «Чуваши», оп. 220.
1.1.25 ЭМУ, фонд «Удмурты», оп. 268.43
1.2 Письма и запросы
1.2.1 Отчет о состоянии Казанского Императорского университета за 1902
год // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1903
года. - Казань, 1903. - С. 34.
1.2.2 Отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 1904
год. // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1904
года. - Казань, 1904. - С. 70.
2. Литература
2.1 Аберт Г. История древнегреческой музыки // Музыкальная культура
древнего мира / Под ред. Р. И. Грубера. - Л.: Музгиз, 1937. - С. 103.
2.2 Аберт Г. Музыкальная культура Рима // Музыкальная культура
древнего мира / Под ред. Р. И. Грубера. - Л.: Музгиз, 1937 - С. 207.
2.3 Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М.:
Наука, 1989. - 247 с.
2.4 Береговский М. Я. Еврейская народная инструментальная музыка. -
М.: Советский композитор, 1987. - 208 с.
2.5 Бозе Ф. Музыка неевропейских народов // Das Atlantischbuch der
Musik. - Zuerich-Berlin: 1936. (Перевод Н. Савельевой на русском языке).
2.6 Бояркин Н. И. Мордовская инструментальная сигнальная музыка //
Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров. - Таллин: Ээсти
раамат, 1986. - С. 39.
2.7 Бюхер К. Работа и ритм. Рабочие песни, их происхождение,
эстетическое и экономическое значение. - М.: Книга по Требованию, 2013. -
162 с.
2.8 Васильченко Е.В. История и теория музыки: звук/музыка в системе
культуры: Конспект лекций. - М.: Изд-во РУДН, 2006. – 126 с.
2.9 Ватсьяян К. Наставление в искусстве театра: «Натьяшастра» Бхараты.
- М.: Восточная литература, 2009. - 206 с.44
2.10 Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкаль­ных
инструментов народов СССР. - М.: Музгиз, 1963. - 434 с.
2. 11Голден Л. О., Говорящие барабаны. - М: Советская музыка, 1964. -
240 с.
2.12 Гущина Е. Г. Этнографическое собрание Императорского Казанского
университета: история формирования и развития: дисс. канд. ист. наук. -
Казань, 2017. - 130 с.
2.13 Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2. -
М.: Мысль, 1973. - 384 с.
2.14 Зелинский Р. Ф. Башкирское народное музыкальное искус­ство.
Инструментальная музыка. Т. 4. - Уфа: Гилем, 2003. - 234 с.
2.15 Зимин Н. П. Принципы рациональной классификации музыкальных
инструментов // Сб. работ комиссии по музыкальной акустике. Труды Гос. инта муз. науки (ГИМН), вып. 1. - Москва, 1926. - С. 57.
2.16 Крачковский Ю. Ф. Быт западно-русского селянина // серия «Чтения
Императорского Общества истории и древностей российских при Московском
университете 1873 г.» Кн. 4. - М., 1874. - 212 с.
2.17 Кузуб Т. И. Процессы глобализации в современной музыкальной
культуре // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2,
Гуманитарные науки. - 2006. -№ 47, вып. 12. - С. 77-84.
2.18 Кулемзин В. М. Шаманство васюганско-ваховских хантов (конец
XIX - начало XX вв.) //Из истории шаманства. - Томск, 1976. - С. 47-62.
2.19 Лидова Н. Р. Драма и ритуал в древней Индии. - М.: Наука, изд.
фирма «Восточная литература», 1992. - 149 с.
2.20 Маркович Я. Записки о Малороссии, ее жителях и произве­дениях. Ч.
1. - СПб., 1798. - 38 с.
2.21 Мациевский, И. В. Народная инструментальная музыка как феномен
культуры. Монография. - Алматы: Дайк-Пресс, 2007. - 520 с.
2.22 Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. - М.:
ФОРУМ, 2009. - 272 с.45

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ