Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие этнографии и этнографического образования в Казанском университете во второй половине XIX - первой половине XX вв.

Работа №60603

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этнография, этнология и антропология

Объем работы117
Год сдачи2016
Стоимость5020 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Развитие этнографии в Казанском Императорском университете во второй половине Х1Х в.
§1.1. Накопление этнографических знаний
в Казанском университете в первой половине XIX в 13
§1.2. Роль научных обществ в развитии социо-антропологического знания
в Императорском Казанском университете 27
§1.3. Теоретические предпосылки и обоснования открытия кафедры географии и этнографии на физико-математическом факультете
Казанского университета 44
Глава II. Развитие этнографии как науки и учебной дисциплины на кафедре географии и этнографии Казанского Императорского университета
§2.1. Материально-техническое обеспечение учебного и научного процесса
на кафедре географии и этнографии
Казанского университета 58
§2.2. Особенности организации лекционной и практической работы
на кафедре географии и этнографии 75
§2.3. Этнографические экспедиции студентов, по кафедре географии и этнографии 91
Заключение 102
Список использованных источников и литературы 106


Актуальность работы. Современный уровень развития российской исторической науки характеризуется повышенным интересом к истории науки, изучению историографических проблем, воссозданию образов конкретных учёных, их общественной и просветительской деятельности. Одной из неизученных проблем в истории науки в России является вопрос о становлении и развитии, задачах и проблемах науки в провинции, в частности, этнографии как науки в Казанской губернии. Безусловно, центром развития этнографии, как и ряда других наук в Поволжье, стал Казанский университет.
Одной из поставленных задач перед открывшимся в 1804 г. Казанским университетом стало изучение стран и, соответственно, народов Востока и многонационального Поволжья. В связи с этим, исследования этнографической направленности в университете начались практически с момента его образования. Учеными Казанского университета сделано многое в изучении материальной и духовной культуры народов мира и России в частности, в развитии этнографии как науки и учебного направления подготовки студентов.
Со второй половины XIX в. активно шел процесс дифференциации научных дисциплин и направлений. К концу XIX в. в России этнография оформилась как самостоятельная наука, занявшая свое место как в ряду
гуманитарных, так и естественных дисциплин. Существовавшие в этот период научные общества, кафедра географии и этнографии, кабинеты и музеи Казанского университета представляли взаимосвязанные элементы организационной структуры этнографической науки.
К концу XIX в. этнография как наука в Казанском университете находилась на передовых позициях: действовали ряд обществ, занимавшихся этнографическими исследованиями, была открыта кафедра географии и этнографии, где шла профессиональная подготовка этнографов, была создана материально-техническая база для этнографических исследований (музеи этнографического профиля, кабинеты, библиотеки). О высоком уровне развития этнографии как науки в этот период в г.Казани свидетельствует и открытие в 1918 г. Северо-Восточного археологического и этнографического института.
Изучение истории становления и развития этнографии в Казанском Императорском университете позволяет рассматривать этот процесс в совокупности с развитием науки в России и за рубежом, проследить становление и развитие этнографии в Казанской губернии, Татарской АССР и Республике Татарстан, выявить общие и особенные черты этого процесса.
Историографические исследования по истории этнографии в Поволжье XIX в. проводились и раньше, но до сих пор нет комплексного и всестороннего исследования по данной проблеме, остаются лакуны.
Объектом исследования выступает этнографическое знание как научное направление в Казанской губернии.
Предметом исследования является процесс становления и развития этнографии как науки и учебной дисциплины в Казанском Императорском университет.
Цель работы заключается в комплексном исследовании истории развитии этнографической науки и этнографии как учебной дисциплины в
Казанском университете в контексте развития этнографического знания и социально-политической ситуации в Российской империи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс накопления этнографических знаний и создание материальной базы для развития этнографии в Казанском университете в первой половине XIX в.
2. Проанализировать роль научных обществ Казанского университета в развитии социо-антропологического знания во второй половине XIX - первой четверти XX в.
3. Изучить предпосылки открытия кафедры географии и этнографии в контексте дискуссии и месте географии и этнографии в системе наук в России второй половины XIX в.
4. Проанализировать теоретические воззрения ученых историков, географов и этнографов и показать их вклад в развитие этнографии в Казанском университете.
5. Рассмотреть материально-техническое обеспечения этнографии как науки и учебного направления в Казанском Императорском университете в XIX - XX вв.
6. Проанализировать процесс преподавания этнографии в Казанском университете в конце XIX - начале XX вв.
7. Изучить роль самостоятельной полевой работы студентов в становлении их как профессиональных ученых и показать их вклад в процессе накопления этнографического материала.
Хронологические рамки работы включают в себя период с первой четверти XIX в. по первую четверть XX в. Этот временной период является важным этапом в истории этнографии как науки и учебной дисциплины в Российской Империи, и в Казанском Императорском университете в частности, во многом определившим направления ее последующего развития в нашей стране.
Характеристика источников. В данном исследовании были использованы как неопубликованные, так и опубликованные письменные источники. Работа основана на архивных материалах Национального архива РТ (НА РТ), Отдела редких рукописей и книг научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского КГУ (ОРРК), а так же архива и фондов Этнографического музея КГУ (ЭМУ). Источниковая база исследования достаточно обширна. Ряд источниковых материалов вводятся в научный оборот впервые.
Первую группу источников составляют делопроизводственные документы. В научный оборот вовлекаются документы о командировках, отчеты, протоколы заседаний Совета университета, физико-математического факультета и научных обществ, прошения, обзоры преподавания, личные дела ученых Казанского университета, внесших вклад в развитие этнографии. Ценную информацию содержат документы, представляющие собой форму отчетности о деятельности и состоянии каждого из учебно¬вспомогательных подразделений Казанского университета за прошедший академический год. Они писались заведующими и направлялись в Совет университета для составления ежегодных отчетов о состоянии и деятельности Казанского университета. В этих отчетах (или извлечениях из них) содержится информация о составе профессорско-преподавательского состава кафедры, основных научных и педагогических направлениях деятельности, о приобретении имущества и пособий.
Особо ценными источниками валяются работы ученых, занимающихся теоретическим осмыслением места географии и этнографии в системе научного знания, определение предмета и поля науки. Впервые в Поволжье попытался сформулировать цели и задачи этнографии Н. И. Смирнов , о взаимосвязи географии и этнографии рассуждал П. И. Кротов , разграничивал предметное поле географии и этнографии, выделяя последнюю в самостоятельную науку Б. Ф. Адлер .
Другим важным источником, дающим информацию о комплектовании этнографического собрания в Казанском университете, являются «Известия Общества археологии, истории и этнографии» и «Труды Общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете» , в которых публиковались протоколы заседаний, аналитические обзоры, научные статьи и результаты экспедиций членов обществ.
Среди источников, дающих большую и ценную информацию о коллекциях, следует особо выделить инвентарные описи Этнографического музея. Они содержат информацию о предметах, собирателях и местах сбора. Большой интерес и ценность для исследования данной темы представляют каталоги выставок, на которых были экспонированы этнографические коллекции и предметы, составляющие этнографические фонды Казанского университета. Ценные сведения содержатся в письмах, направленных в Совет университета, с просьбой принять в дар или же купить для университетских музеев определенные предметы и коллекции от частных лиц. Важные сведения содержит переписка проф. И. П. Кротова с руководством музея Умляуффа в г. Гамбурге по поводу закупки экспонатов, характеризующих традиционную культуру и быт народов Америки, Африки и др. стран, необходимых для учебного процесса.
Степень изученности темы. Первые попытки теоретического обоснования этнографии как науки относятся к середине- второй половине XIX в. Так, в 1849 г. К. М. Бэр публикует в Записках РГО статью «Об этнографических исследованиях вообще и в России в особенности» , а в 1889 г. Анучин Д. Н. в Этнографическом обозрении публикует статью « О задачах русской этнографии» . В конце XIX в. выходит работа Пыпина А. Н. «Как понимать этнографию?» и «История русской этнографии» , в которых автор в публицистической манере дает картину развития русской историографии этнографической мысли.
Научная жизнь в Казанской губернии, в том числе и этнографические исследования, сконцентрировалась в университете. Сведения о развитии этнографического знания содержаться в работах, посвященных истории Казанского университета. Сведения о ранних этнографических исследованиях содержаться в работах Загоскин Н. П. «История Императорского Казанского университета за первые 100 лет его существования». Значимые сведения о профессиональной учебной и научной работе по направлению этнографии содержаться в небольшом обзоре Сементовского В. П. «Кафедра географии и этнографии Казанского университета за 25 лет».
Попытки обобщить накопленный опыт относятся к второй половине XX в. Начиная с 1960-х гг. велось интенсивное изучение истории этнологии. Особо следует выделить работы С. А. Токарева. Итогом его многолетней работы стал ряд монографий, до сих пор не потерявших своего значения, в которых раскрывается специфика этнографии, характеризуются различные этнографические школы и направления этнографической науки, существовавшие в России и за рубежом в разные периоды.
Основные этапы развития этнографии в Казанском университете, деятельность научных сообществ, ученых показаны в монографии Бусыгина Е. П. и Зорина Н. В. «Этнография в Казанском университете». Данная монография является первой попыткой обобщить и проанализировать материал по истории этнографии в рамках Казанского университета. Но не вовлеченными в исследовательский процесс остался большой массив источников и литературы по данной теме.
Также раскрыть историю становления и развития этнографического знания в Казанском университете позволяют биографические работы, посвященные ученым университета, внесшим вклад в этот процесс. Так, большую работу по изучению казанского периода жизни Б. Ф. Адлера провел Николай Владимирович Зорин. В его работе содержатся биографические сведения о жизни Б. Ф. Адлера, о направлениях его научной деятельности и теоретических взглядах.
В современных работах внимание авторов сосредоточилось как на деятельности отдельных авторов, так и на деятельность научных обществ или на развитии научных направлений/школ. Например, И. Б. Сидорова в монографии «Учёное братство: Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878-1931 годы)» на основе широкого круга источников показана «жизнь» ОАИЭ, показана структура и основные
22
направления деятельности.
Отдельно можно выделить работы, посвященные истории этнографического музейного собрания Казанского университета, которое всегда было неразрывно связано с направлением исследований этнографов университета и служило материально базой для развития науки. Так в монографии Е. Г. Гущиной раскрывается история комплектования Этнографического музея Казанского университета коллекциями, особое внимание уделено экспедиционному материалу этнографов.
Исследования по истории этнографии в Казанском университете проводились и раньше, но до сих пор нет комплексного и всестороннего исследования по данной проблеме, в чем состоит и новизна представленной работы.
Методика исследования. Методологическую основу исследования составили принципы историзма и объективности. Принцип историзма позволил проанализировать основные тенденции в сфере образования и науки на фоне социально-экономических и политических процессов в стране и выявить общее и особенное в развитии этнографии в Казанском университете в XIX - XX вв. Принцип объективности был применен в изучении и сопоставлении широкого круга источников, что позволило рассмотреть события во взаимосвязи и совокупности. Принцип преемственности неразрывно связан с принципом историзма, поскольку без учета исторического опыта этнографии как науки невозможно ее развитие в будущем. Проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы позволили рассмотреть деятельность научных этнографических учреждений в хронологической последовательности: особенности создания материально-технической базы, формирование кадрового потенциала и сопоставление с развитием этнографии в России и за рубежом.
Особое место отведено биографическому методу, при котором объектом исследования становятся жизненная и идейная траектория ученых, воплощающаяся в биографиях, автобиографиях, переписке и др., интеллектуальные продукты его деятельности в контексте всего жизненного пути. В ходе исследования также мы использовали методы, широко применяемые в общественных науках: анализ, синтез и обобщение. Специфика решаемых исследовательских задач обусловила потребность в привлечении методов сравнительного анализа. Метод сравнения позволил выявить общее и специфическое в развитии этнографии в Казанской губернии и России в целом.
Применение комплекса указанных методов дает возможность всесторонне реконструировать процесс развития этнографии как науки в Казанском Поволжье.
Апробация и степень достоверности исследования. Основные положения магистерского исследования были изложены в 5 публикациях автора в России и за рубежом, в том числе 3 публикации в журналах, рекомендованных ВАК Минорбрнауки РФ и 1 публикация в журнале, входящем в базу цитирования Scopus.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы.
1. Период первой четверть XIX в.- начало 70-х гг. XIX в. - это время становления этнографического знания в Казанском университете и формирование материальной базы этнографии как науки в Казанской губернии. Развитие этнографии в Казанском университете началось с первых лет его существования. Примечательно, что сначала был создан Кабинет редкостей, ставшей материальной базой для развития этнографии как науки и несколько позже начались историко-этнографические и филолого¬этнографические исследования. Основной спецификой университетских музеев является тесная взаимосвязь с развитием научных направлений, к которым они относятся, их взаимосвязанное развитие. Значимость «музейных» коллекций университета именно как научных и учебных подчеркивает тот факт, что во всех университетах России первой половины XIX в. сразу же сложилась традиция управления музеями ординарными или экстраординарными профессорами, имеющими степень доктора наук
2. Этнографическая тематика в этот период разрабатывалась на разных кафедрах отделения словестных наук, а затем историко-филологического факультета Казанского университета. Это объяснялось тем, что этнография в то время еще не выделилась в самостоятельную науку со своими целями, задачами, методами. Быт народа, его нравы, обычаи связывались с различными сторонами человеческой деятельности, поэтому, рассматривались учеными в рамках различных научных направлений: истории, статистики, географии, права. Учены кафедры Российской истории, географии и статистики Казанского университета (И. Ф. Яковкин, В. Я. Баженов, М. С. Рыбушкин, Н. А. Фирсов) в своих работах по истории и географии особое место уделяли этнографическим сюжетам. В целом, в 50¬60-е гг. XIX в. в центре научного внимания исследователей, занимающихся этнографическими вопросами, было изучению народного творчества - фольклора, мифологии (в рамках т.н. мифологического направления).
3. С 60-х гг. в Казанском университете, как и во всех академических и образовательных структурах европейских странах, в том числе и в России, усилилась сближение этнографии с естественными науками. Большую роль в становлении социо-антропологических знаний сыграло Общество естествоиспытателей (ОЕ) при Казанском Императорском университете. Антропологические исследования в ОЕ начались с первых лет его существования и преимущественно были направленны на изучение «местных инородцев»: татар, башкир, чуваш, вотяков, черемис и мордву. Эти работы включали не только антропологические измерения и описания, которые были основной целью, но и частичные этнографические сведения. Но собственно этнологические исследования в ОЕ планомерно начались с приходом в Казанский университет Бруно Фридриховича Адлера.
4. Общество археологии, истории и этнографии при Казанском
университете (ОАИЭ) явилось центром «притяжения» разных заинтересованных специалистов, занимающихся вопросами культуры и быта. Знаковыми фигурами в этот период явились профессор Казанского университета И. Н. Смирнов, преподаватель духовной семинарии и миссионерских курсов Н. В. Никольский, профессор Казанского университета Н. Ф. Катанов. Именно Иван Николаевич Смирнов первым в Поволжье попытался дать теоретическое обоснование этнографии, определить предмет и основные задачи, дал определение понятию «этнографический материал». В 70-90-е гг. XIX в. в рамках ОАИЭ исследовательский интерес этнографов был направлен на изучение
общественной жизни, семьи, общины, народного обычного права (что было характерно для этнографии в России в этот период в целом).
5. Перенос кафедры географии и этнографии с историко-филологического (где она не функционировала) на физико-математический факультет Казанского университета отразил процесс развития географии в России в целом. В рамках преподавания географии учителями-историками ей отводилась второстепенная роль, Преподавание географии рассматривалось лишь как вспомогательная функция для лучшего понимания истории. Но в конце 80-х гг. XIX в. в России и в мире в целом, происходят изменения в социально-экономической жизни, связанные с бурным развитием промышленности, сельского хозяйства, усложнением административной структуры страны. Поэтому одной из предпосылок становления высшего профессионального географического и этнографического образования в стране стала потребность в ученых специалистах. Петр Иванович Кротов сделал очень многое для становления географии и этнографии как науки в Казанском университете. В большей степени при нем развивались географические исследования, выстраивалась и совершенствовалась система высшего географического образования. Рассматривая этнографию как особую часть комплексной географической науки, П. И. Кротов большое внимание уделял делу формирования качественной и современной на тот момент материально-технической базы этих наук - Географического кабинета. Пополнение Географического кабинета современными наглядными пособиями и экспонатами было регулярным и систематическим.
6. Становление этнографии как учебной дисциплины и профессиональной науки в Казанском Императорском университете неразрывно связано Бруно Фридриховича Адлера. В рамках немецкой научной этнографической школы, Б. Ф. Адлер разделял и преподавал «этнологию» (прикладная наука о не европейских народах), «народоведение» (демография регионов, об условиях и особенностях жизни различных народов) . Учебный процесс на кафедре географии и этнографии был поставлен на высоком и передовом для того времени уровне. Особое место занимала практическая подготовка, полевая и кружковая работа студентов. В 1911-1920 гг. кафедра географии и этнографии становится крупным центром научной, учебной и методической работы по этнографии. В развитии этнографического образования в Казанском университете большое внимание
уделялось его прикладной направленности. В вузовской подготовке географов и этнографов с 10-х годов XX в. широкое распространение получили организация самостоятельных, экскурсионных и краеведческих форм работы. По инициативе Б. Ф. Адлера ежегодно на средства университете, Общества естествоиспытателей и даже на свои собственные денежные средства, организовывались «полевые экскурсии» студентов - этнологические, археологические и географические экспедиции по комплексному изучению Сибири и Дальнего Востока. Ученики Б. Ф. Адлера, получившие прекрасное комплексное образование, имеющие практические навыки и колоссальный опыт полевых исследований внесли весомый вклад в развитие этнографии и накоплению великолепного собрания Этнографического музея как в Казанском университете, так и в России и мире в целом. Важна роль Б. Ф. Адлера как прекрасного методиста, владеющего в совершенстве методами и приемами педагогической работы в высшей и средней школе. Свои знания, умения и навыки он передавал своим ученикам. Именно о Бруно Фридриховиче Адлере можно говорить как об основателе Казанской этнографической школы. Характерной
методологической особенностью казанской этнографической школы начала XX в. стало комплексное рассмотрение природных и социальных явлений, их взаимодействие и взаимообусловленность, а также всестороннее рассмотрение культурно-бытовых и хозяйственных взаимодействий, как важного фактора формирования культуры и быта любого народа.



1.1. Адлер Б. Ф. География в Казанском университете за 25 лет. Казань: Типо-литогр. Императорского университета, 1914. 5с.
1.2. Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1908 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1909. 248 с.
1.3. Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского
университета за 1911 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1912. 184 с.
1.4. Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 1912 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1913. 190 с.
1.5. Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 1913 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1914. 227 с.
1.6. Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 1914 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1915. 218 с.
1.7. Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 1915 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1916. 148с.
1.8. Годичный отчет о состоянии Казанского университета за 1910 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1911. 170с.
1.9. Годовой отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 1908 год. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1909. 248 с.
1.10. Каталог выставки 1882 года Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань: Университетская типография, 1882. С.67.
1.11. Ковалевский О.М. О знакомстве европейцев с Азией. Казань: [Б. и.], 1847. С. 26.
1.12. Кротов П. И. Задачи научной географии и постановка ее преподавания в Казанском университете // Ежегодник РГО. СПб., 1892. Т.2. С.361 - 368.
1.13. Малиев Н. М. Общие сведения о мордве Самарской губернии, их антропологический характер поздние браки и их влияние на крепость сложения народа Национальные особенности череп. Казань: Унив. Тип, 1978. 32 с.
1.14. Об учреждении при географическом кабинете должности сверхштатного лаборанта с содержанием по 600 руб. в год и об определении на оную кандидата естественных наук М. А. Александрова // НАРТ, ф. 977, оп. Физ.мат, д. 1612. 13л.
1.15. Обзор деятельности Общества естествоиспытателей при императорском Казанском университете за первое двадцатипятилетие его существования. 1869-1891. Казань, 1894. 28 с.
1.16. Обозрение преподавания в 1900-1901 году. Казан; Типография Императорского университета, 1900. 44 с.
1.17. Обозрение преподавания в 1911-1912 учебном году . Физико-математический факультет. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1911. 34 с.
1.18. Обозрение преподавания в 1912-1913 учебном году . Физико-математический факультет. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1912. 32 с.
1.19. Обозрение преподавания в 1913-1914 учебном году . Физико-математический факультет. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1913. 32 с.
1.20. Обозрение преподавания в 1914-1915 учебном году . Физико-математический факультет. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1914. 34 с.
1.21. Обозрение преподавания в 1915-1916 учебном году . Физико-математический факультет. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1915. 32 с.
1.22. Обозрение преподавания в осеннем полугодии 1889 года. Казан; Типография Императорского университета, 1889. 28 с.
1.23. Обозрение преподавания в осеннем полугодии 1890 года. Казан; Типография Императорского университета, 1890. 29 с.
1.24. Описи «Народы Австралии и Океании» // АФ ЭМУ, д. Описи, оп. Австралия и Океания, №2.
1.25. Описи «Народы Америки» // АФ ЭМУ (Архивный фонд Этнографического музея университета), д. Описи, оп. Америка, №165.
1.26. Описи «Народы Америки» // АФ ЭМУ, д. Описи, оп Америка, №164.
1.27. Описи «Народы Африки» // АФ ЭМУ, д. Описи, оп Африка, №1.
1.28. Описи «Народы Поволжья» // АФ ЭМУ, д. Описи, оп. Мордва, №39, 40.
1.29. Описи «Народы Сибири и Дальнего Востока» // АФ ЭМУ,
д. Описи, оп. Народы Севера, №113.
1.30. Описи «Народы Сибири и Дальнего Востока» // АФ ЭМУ,
д. Описи, оп. Народы Севера, №122, 123.
1.31. Описи «Народы Сибири и Дальнего Востока» // АФЭМУ,
д. Описи, оп. Народы Севера, №108.
1.32. Описи «Народы Сибири и Дальнего Востока» // АФЭМУ,
д. Описи, оп. Народы Севера, №54.
1.33. Описи «Народы Сибири и Дальнего Востока» // АФЭМУ,
д. Описи, оп. Народы Севера, №172.
1.34. Описи «Разные народы» // АФ ЭМУ, д. Описи, оп. Народы Европы, №80.
1.35. Описи «Русские» // АФ ЭМУ, д. Описи, оп. Русские, №44.
1.36. Описи «Русские» // АФ ЭМУ, д. Описи, оп. Русские, №73.
1.37. Описи «Татары» // АФ ЭМУ, д. Описи, оп. Татары, №56, 61, 66,
67.
1.38. Орлов А. П. Сведения о вогулах, обитающих в Пермской
губернии // Сборник Пермского земства 1873. N 5/6 (май-июнь). С. 440-460.
1.39. Отчет о деятельности Общества естествоиспытателей при
императорском Казанском университете в первое десятилетие (1869-1879) его существования. Казань: Тип. Императорского университета, 1879.8 с.
1.40. Отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 1839-1840 академический год. Казань: Тип. Казан.ун-та, 1840. 60 с.
1.41. Отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 1848-1849 академический год. Казань: Тип. Казан.ун-та, 1849. 22 с.
1.42. Отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 1854-1855 академический год. Казань: Тип. Казан.ун-та, 1855.89 с.
1.43. Отчет о состоянии Императорского Казанского университета за
1899 год // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября
1900 года. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1900. 266с.
1.44. Отчет о состоянии Императорского Казанского университета за
1902 год // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября
1903 года. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1903. 251с.
1.45. Отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 1903 год // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1904 года. Казань: Типография Императорского университета, 1904. 248с.
1.46. Отчет о состоянии Императорского Казанского университета за
1904 год // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября
1905 года. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1905. 238 с.
1.47. Отчет о состоянии Императорского Казанского университета за
1909 год // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября
1910 года. Казань: Типо-литографияИмператорского университета, 1910. 172с.
1.48. Отчет о состоянии университета за 1816 г. // НАРТ, ф. 977, оп. Совет, д. 250.
1.49. Письма и запросы // АФ ЭМУ. д. Письма и запросы. оп. Переписка с Умляуфом.
1.50. По вопросу об учреждении особой кафедры географии при университетах // НАРТ, ф. 977, оп. Физ.мат, д. 951.
1.51. Протоколы заседаний Общества естествоиспытателей Казанского университета 1913-1914. Сорок пятый год // НАРТ, ф. 39, оп.1, д. 81.
1.52. Протоколы заседания Общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете за 1911-1912.. Сорок третий год //НАРТ. Фонд 39. Оп. 1. Д. 79.
1.53. Сведения о состоянии Казанского университета за 1884 и 1885 (гражданские) годы (Извлечение из отчета за эти годы) // Годичный акт а Императорском Казанском университете 5 ноября 1885 года. Казань: Типография Императорского Университета. 1885. 171 с.
1.54. Сведения о состоянии Казанского университета за 1887 гражданский год (Извлечение из отчета за этот год) // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1888 года. Казань: Типография Императорского Университета. 1888. 146 с.
1.55. Сведения о состоянии Казанского университета за 1888 и 1-е полугодие 1889 года (Извлечение из отчетов за эти годы) // Г одичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1889 года. Казань: Типография Императорского Университета. 1889. 80 с.
1.56. Сведения о состоянии Казанского университета за 1890 и 1891 (гражданские) годы. (Извлечения из отчетов) // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1891 года. Казань: Типография Императорского университета, 1891. 16с. С.40.
1.57. Сведения о состоянии Казанского университета за 1891 и 1-е полугодие 1892 года. (Извлечения из отчета) // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1892 года. Казань: Типо - литография Императорского университета, 1892. 106с.
1.58. Сведения о состоянии Казанского университета за 1891 и 1-е полугодие 1892 года. (Извлечения из отчета) // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1892 года. Казань: Типо - литография Императорского университета, 1892. 106с. С.60.
1.59. Сведения о состоянии Казанского университета за 1892 и 1-е полугодие 1893 года. (Извлечения из отчета) // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1893 года. Казань: Типо - литография Императорского университета, 1893. 106с.
1.60. Сведения о состоянии Казанского университета за 1893 и 1 -е полугодие 1894 года. (Извлечения из отчета) // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1894 года. Казань: Типо - литография Императорского университета, 1894. 156с.
1.61. Сведения о состоянии Казанского университета за 1895 и 1 -е полугодие 1896 года. (Извлечения из отчета) // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1896 года. Казань: Типо - литография Императорского университета, 1896. 164с.
1.62. Сведения о состоянии Казанского университета за 1899 и 1 -е полугодие 1900 года. (Извлечения из отчета) // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1900 года. Казань: Типо - литография Императорского университета, 1900. 128 с.
1.63. Сведения о состоянии Казанского университета за 1902 год // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1903 года. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1903. 251с.
1.64. Сведения о состоянии Казанского университета за 1903 год. // Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1904 года. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1904. 238 с.
1.65. Сведения об учебно-вспомогательной работе университета // НАРТ, ф. 977, оп. Совет, д. 418.
1.66. Симонов И. М. Слово об успехах плавания шлюпов Восток и Мирного около света и особенно в Южном ледовитом море, в 1819, 1820 и 1821 гг., произнесенное в торжественном собрании Императорского Казанского университета 7 июля 1822 г. проф. и кавалером Симоновым / И. М. Симонов. Казань: Тип. Казан.ун-та, 1822. 59 с.
1.67. Смирнов И.Н. Задачи и значение местной этнографии. Из публичных лекций, читанных 6 и 12 апреля 1891 г. в пользу Общества Археологии, истории и Этнографии. Казань, типография Губернского правления. 1891 г. 22 с.
1.68. Смирнов И. М. Этнография на Казанской научно-промышленной выставке / И. М. Смирнов. Казань: Тип. Н. А. Ильяшенко, 1890. 36 с.
1.69. Устав Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Казань: Типография Казанского ун-та., 1878. Т. 1. С. 7-14
1.70. Хомяков М. М. Антропология в Казани за 43 года. Казань: Типо - литография Императорского университета, 1914. 28 с.
1.71. Хомяков М. М. Эволюция вотского брака: свадебный обряд глазовских вотяков // Известия Общетсва археологии, истории и этнографии. Казань: Типогр. Каз.ун-та, 1911. Т. 27. Вып. 4. С. 271-287.
1.72. Чугунов С. М. Результаты антропологической экскурсии к мордве Симбирской губернии в 1880 г. Казань: Типография Императорского университета, 1882. 36 с.
1.73. Шпилевский С.М. О задачах деятельности ОАИЭ и о возможном содействии Обществу со стороны жителей местного края // ИОАИЭ. 1884. Т. 3. С. 31-32.
1.74. Личные дела студентов // НАРТ. Фонд 977. Опись Личные дела. Дело 38700. Лист 4.
1.75. Обозрение преподавания в весеннем полугодии 1891/2 учебном году. Казань; Типография Императорского университета, 1891. 36 с.
1.76. Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1902 года. Казань: Типо-литография Императорского Казанского университета, 1902. 272с.
2. Литература:
2.1. 125 лет Обществу археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Проблемы историко-культурного развития Волго¬Уральского региона. Этнографическое исследование: сборник научных докладов и сообщений, посвященных 200-летию Казанского университета. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. Ч. III. 172 с.
2.2. Titova T. "Research in Natural Historical Value of East Region of Russia and Siberia": a Role of Society of Scientists at the Kazan University in Development of Ethnography in the First Quarter of the XX Century / T.Titova, V.Kozlov, E.Guschina // Былыегоды. Российскийисторическийжурнал. 2015. Vol. 37.Is. 3 pp. 689-696.
2.3. Алиев И. А. Александра Андреевна Фукс (Апехтина): жизнь и
деятельность [Электронный ресурс] URL:
http://www.ndrt.ru/Articles.php?id=340&Articles.php?catid=5 (дата обращения: 10.06.2016).
Анучин Д. Н. О задачах русской этнографии // Этнографическое обозрение. 1899. 35 с.
2.5. Багашев А. Н. Материалы к биографии Сергея Михайловича Чугунова (в связи со 150-летием со дня рождения) // Некоторые актуальные проблемы современной антропологии: Сборник статей по материалам конференции, проведенной в Санкт-Петербурге в октябре 2004 г.. Санкт- Петербург: МАЭ РАН, 2006. С.168-172.
2.6. Бурлыкина М. И. История становления и развития университетских музеев дореволюционной России: автореф. дис. ...канд. ист. Наук / М. И. Бурлыкина. М.: Моск. гос. ун-т., 1994. С.16.
2.7. Бусыгин Е. П. Этнография в Казанском университете / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2002. 220 с.
2.8. Бусыгин Е. П. . История географии. Казань: Унипресс, 1998. 213 с. С.192.
2.9. Бэр К. М. Об этнографических исследованиях вообще и в России в особенности // Записки РГО. 1846. Кн.1. С.94-115.
2.10. Воробьев Н. И. Этнографические наблюдения И. М. Симонова на островах Тихого океана / Н. И. Воробьев, Е. П. Бусыгин, Г. В. Юсупов // Известия ВГО. 1949. № 5. С. 115-126.
2.11. Вятчина М. В. Этнографы-естествоиспытатели: участники студенческих экспедиций Казанского университета в 1910-1922 годах // Университет как научное, образовательное и культурное пространство. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Университет как научное, образовательное и культурное пространство», КФУ, 12-13 сентября 2014г. Казань, 2015. С.22-30.
2.12. Вятчина М.В. Опыт визуализации этничности: исторический контекст собирания фотофонда «Вотяки» (из коллекции Этнографического музея Казанского университета) [Электронный ресурс] URL: http://www.etnosy.ru/node/542 (дата обращения: 10.06.2016).
2.13. Гайсин Р. И. Развитие географического образования в высших учебных заведениях Республики Татарстан: в XX - начале XXI вв.: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Р. И. Гайсин. Йошкар-Ола: [Б.и.], 2010. 22 с.
2.14. Гущина Е.Г. "Познай самого себя": кафедра географии и этнографии Казанского Императорского университета // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №11(49). Ч.2. С.72-75.
2.15. Гущина Е.Г. Этнографический музей Казанского университета: история формирования и основные этапы развития. Казань: Отечество, 2013. 108с.
2.16. Дедков А. П. Петр Иванович Кротов, 1852 - 1914. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. 16 с.
2.17. Дедков А. П. Владимир Николаевич Сементовский, 1882 - 1969. // А. П. Дедков, Ю. В. Сементовский. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. 16 с.
2.18. Загоскин Н. П. История Императорского Казанского университета за первые 100 лет его существования. - Казань: Тип. Казан.ун- та, 1902 . Т. 3. 650 с.
2.19. Зорин Н. В. Бруно Фридрихович Адлер. 1874 - не ранее 1932. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2001. 35 с.
2.20. Исаченко А. Г. Развитие географических идей. М.: Мысль, 1971. 416 с.
2.21. Кузнецова Л. О. Документы о деятельности Общества
естествоиспытателей при Казанском университете в Национальном архиве РТ [Электронный ресурс] URL:
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/_go/anonymous/main/?path=/pages/ru/2nart/9 2vistupl/46kraeved/1estestvoisp (дата обращения: 10.06.2016).
2.22. Макарова Е. М. Деятельность Общества естествоиспытателей при Казанском университете: казанская школа антропологии // Роль Общества археологии, истории и этнографии в исследовании и сохранении культурного наследия Волго-Уралья. Сборник тезисов конференции, посвященной 135- летию Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Казань: Изд-во «Яз», 2014. С.50-53.
2.23. Мустафина Г. М. Основатель этнографии татарского народа Карл
Фукс [Электронный ресурс] URL:
http://kpfu.ru/docs/F1170137306/18_Mustafina.rus.pdf (дата обращение
10.06.2016).
2.24. Назипова Г. Р. «Наше время - эпоха выставок»: к истории выставочной деятельности научного сообщества Казани (XIX - начало ХХ в.) // Известия Алтайского государственного университета. Серия история. Политология. 2008. № 4/3. С. 173-178.
2.25. Пыпин А. Н. Как понимать этнографию? // Этнографическое обозрение. 1994. №4. С. .93-100.
2.26. Разгон. А. М. Этнографические музеи в России (1861 - 1917 гг.) /А. М. Разгон // Очерки истории музейного дела в России. Вып. III. М.: Издательство «Советская Россия», 1961. С. 231-268.
2.27. Савельева Л.В. Николай Михайлович Малиев (к 170-летию со дня рождения) / Л. В. Савельева, Л. А. Григорьева, Р. В. Данильчук, Н. М. Мельчикова // Бюллетень сибирской медицины. 2012. № 1. С.222-224. С.222.
2.28. Сементовский В. П. Кафедра географии и этнографии Казанского университета за 25 лет / В. П. Сементовский // Приложение к протоколу заседаний Общества Естествоиспытателей при Императорском Казанском университете. Казань: [Б. и.], 1915. №295. 8 с.
2.29. Сидорова И. Б. Учёное братство: Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878-1931 годы). Казань: [Б.и.], 2014. 304с.
2.30. Соболева Е.С. Частные этнографические музеи Гамбурга и коллекционирование в конце XIX - начале XX века // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2006г. СПб.: МАЭ РАН, 2007. С. 78-81.
2.31. Соловей Т. Д. Александр Николаевич Пыпин и его место в русской историографии // Этнографическое обозрение. 1994. №4. С.89-91.
2.32. Титова Т.А. Роль Бруно Фридриховича Адлера в развитии этнографии в Казанском университете / Т.А.Титова, Е.Г.Гущина // Многонациональный регион как культурно-исторический феномен: IV Бусыгинские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции посвященной 100-летию со дня рождения профессора Е.П.Бусыгина и 125-летию кафедры этнологии в Казанском университете. Казань: Отечество, 2013. С.280-284.
2.33. Токарев С. А. История русской этнографии / Составитель и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2015. 656 с.
2.34. Токсубаева Л. С. Этнография в Казанском университете / Е. Г. Гущина, В. Е. Козлов, Т. А. Титова, Л. С. Токсубаева // Природные, социально-экономические и этнокультурные процессы в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 120-летию образования кафедры физической географии и этнологии в Казанском университете. Казань, 2008. Ч. 2. С.74-78.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ