Введение 3
1. Теоретические основы патентной системы налогообложения 5
1.1 Экономическая сущность патентной системы налогообложения 5
1.2 Исторические аспекты возникновения и развития патентной системы 13 налогообложения
1.3 Зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения 26
2. Практические аспекты применения патентной системы
налогообложения в Российской Федерации 35
2.1 Характеристика применения патентной системы налогообложения на
современном этапе 34
2.2 Анализ поступления налоговых платежей по патентной системе 50
налогообложения 50
3. Совершенствование патентной системы налогообложения 64
3.1 Направления развития патентной системы налогообложения 64
3.2 Возможности применения зарубежного опыта при
совершенствовании патентной системы налогообложения в
Российской Федерации 71
Заключение 77
Список использованных источников 82
Приложения 89
Специальные налоговые режимы на современном этапе выступают в качестве одной из мер поддержки малого предпринимательства, поскольку призваны снижать налоговую нагрузку, упрощать налогообложение и тем самым поддерживать развитие малого бизнеса. Упрощение системы налогообложения для малого бизнеса именно с помощью системы патентов является одной из приоритетных задач. Развитие патентной системы налогообложения способствует развитию малого бизнеса в России и благотворно влияет на экономику страны в целом.
Однако патентная система налогообложения не получила широкого распространения среди индивидуальных предпринимателей, несмотря на свою простоту, прозрачность и удобство для налогоплательщиков. Указанное обстоятельство свидетельствует об актуальности исследования направлений налоговой политики в области применения патентной системы налогообложения и обусловливает необходимость научно-обоснованных разработок по развитию и совершенствованию применения патентной системы налогообложения как основного и эффективного режима налогообложения в Российской Федерации. Организация налогообложения имеет достаточно сложную структуру, требующую ведения надлежащего бухгалтерского учета, предоставления соответствующей отчетности, чтобы обеспечить баланс между эффективностью и справедливостью налогообложения. В странах с переходной экономикой включены также налоги, исчисляемые на основе упрощенной финансовой отчетности и не требующие ведения полноценного бухгалтерского учета. Однако как в развитых, так и в развивающихся странах есть так называемые "мертвые зоны" - группы и виды предпринимательской деятельности, которые в силу специфики их осуществления и используемых систем расчетов налоговым органам сложно контролировать. Единственным эффективным инструментом налоговой политики, позволяющим решать проблему налогообложения таких видов предпринимательской деятельности, во всем мире служит конструкция вмененного налога, когда объектом налогообложения выступает не реально полученный, а презюмируемый государством доход налогоплательщика.
Целью данной работы является исследование теоретических основ и практических аспектов применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации и в зарубежных странах, выявление проблем и определение путей их решения, а также определение перспектив совершенствования патентной системы налогообложения на современном этапе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:
- раскрытие экономической сущности патентной системы налогообложения;
- изучение исторических аспектов возникновения и развития патентной системы налогообложения;
- рассмотрение зарубежного опыта патентной системы налогообложения;
- изучение практического опыта применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации;
- проведение анализа поступления налоговых платежей по патентной системе налогообложения;
- на основе выявленных проблем, разработка и предложение рекомендаций по совершенствованию и развитию патентной системы налогообложения в Российской Федерации.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных авторов Ануфриева Ю.А., Верецкий А.В., Арзумановой Л.Л., Кожанчиков О.И., Кожанчикова Н.Ю., Иманшапиева М.М., Калита Е.В., Уманский Ф.С. Бобоева М.Р., Верецкого A.B., Князевой В.Г., Кашутиной Н.В., Шацило Г.В. и др., законодательные и нормативные акты Российской Федерации, публикации в периодической печати, материалы Федеральной налоговой службы России, официальные данные Федеральной службы государственной статистики России, Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан.
1 Теоретические основы патентной системы налогообложения
1. 1.Экономическая сущность патентной системы налогообложения
Использование вмененного налогообложения в мировой практике это вынужденная мера, которая позволяет упростить налоговое администрирование, упростить ведение бухгалтерского учета и отчетности, что, в конечном счете, уравновешивает фискальные цели налогообложения, но приводит к нарушению одного из основных принципов налогообложения - справедливости и равенства.
Вмененное налогообложение в силу своей специфики не может применяться повсеместно, и заменить традиционные системы налогообложения, его необходимость возникает только когда административные ресурсы государства не способны наладить эффективное налогообложение в определенных видах деятельности. В таком случае органы вынуждены оценивать, вменять соответствующий доход, с которого и взимаются налоги. Вмененное налогообложение рассматривается как оптимальный способ борьбы с широко распространенным уклонением от уплаты налогов без использования значительных ресурсов государства. В то же время оно представляет собой упрощенную систему налогообложения и не требует от налогоплательщиков полной прозрачности их деятельности в финансовом отношении. Основная идея введения этих форм вмененного налогообложения состоит в уменьшении теневого оборота в тех видах предпринимательской деятельности, где не только затруднен контроль за движением денежных средств, но в принципе не возможно налоговое администрирование. Поэтому исчисление единого налога или суммы патента ни как не связано с результатами финансовой деятельности налогоплательщика, а зависит от условного, вменяемого государством потенциально возможного дохода.
В Российской Федерации вмененное налогообложения осуществляется посредством двух специальных налоговых режимов: единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения[3]. Главное отличие вмененных налогов от патентных платежей - наличие более сложной системы расчетов с применением различных показателей и коэффициентов, влияющих наведение деятельности. Патентная же форма минимизирует количество дополнительных показателей, налог установлен в фиксированной сумме. Рассмотрим в приведенной таблице 1.1.1 определение категории «патента», предлагаемые разными авторами.
На основании проведенного исследования теоретических основ и практических аспектов патентной системы налогообложения представляется сделать следующие выводы.
Во-первых, на основе проведенного исследования экономической сущности патентной системы налогообложения, предствляется возможным сделать вывод, что в соврменной экономической литературе не сложилось единого подхода к трактовке сущности патентной системы налогообложения. В самом общем понимании, патентная система налогообложения является формой вмененного налогообложения, которая предполагает использование косвенных методов для определения налоговых обязательств, отличающихся от обычных правил налогообложения и не требующих ведения полноценного бухгалтерского учета. Основная суть патентной системы налогообложения заключается в получении специального документа - патента, который дает право на осуществление одного или нескольких видов деятельности. Целями внедрения патентной системы налогообложения является уменьшение «теневой» экономики и обеспечение налоговых поступлений от субъектов «теневой» экономики, обеспечение поступлений налогов от субъектов предпринимательской деятельности, сложно контролируемых налоговыми органами, а также создание для определенных категорий налогоплательщиков простых условий налогообложения, при помощи низкой налоговой ставки и освобождение от некоторых налогов. Достижение указанных целей предполагает поддержку индивидуальных предпринимателей со стороны федерального и регионального уровней власти, а также представительных органов местного самоуправления по целому ряду организационных, финансовых, экономических и социальных задач, решение которых обеспечит адаптацию и развитие нового налогового режима.
Во-вторых, взглянув на историю системы патентного налогообложения можно сказать, что она прошла длинный эволюционный путь, начиная со средних веков, и по наши дни. В России ее история началась в 17 веке, изначально она была присуща только купеческому сословию, в дальнейшем она закрепилась в промысловом налоге. В СССР патентная система начала свою работу в связи с принятием Закона СССР от 19 ноября 1986 года «Об индивидуальной трудовой деятельности». В современной России вплоть до 2006 года патентная система не использовалась, так как была не востребована. Система патентов в рамках специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения была вновь введена в России с 1 января 2006 года. С 1 января 2013 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, которыми вводится патентный режим налогообложения для предпринимателей. В связи с этим патентная система является одной из самых актуальных тем в данный момент.
В-третьих, международный опыт показывает, что специальные налоговые режимы вносят вклад в расширение налоговой сети и способствуют сокращению незарегистрированной экономической деятельности. Они более приемлемы для малого предпринимательства по сравнению с общим порядком налогообложения. Однако в рамках применения вмененных налогов часто не достигается упрощение налогообложения и сокращение административных расходов. Главные причины - недостаточная ясность в определении категорий налогоплательщиков, несогласованность условно расчетных налогов по различным параметрам, как между собой, так и с общим порядком налогообложения.
В-четвертых, патентная система налогообложения является популярным среди индивидуальных предпринимателей. За 2010-2016 гг. число индивидуальных предпринимателей в целом по РФ и по Республике Татарстан устойчиво сокращалось. Данное сокращение было связано как со снижением деловой активности из-за кризиса, так и с неблагоприятными институциональными условиями для индивидуального предпринимательства, связанными с увеличением страховых взносов. Количество выданных патентов за рассматриваемый период в целом по Российской Федерации ежегодно увеличивается - с 36 118 единиц в 2013 г. до 321 606 единиц в 2016 г. Исключением является 2013 г., что связано с нестабильной экономической
обстановкой в стране из - за кризиса. По Республике Татарстан динамика нестабильна: с 2012г. количество выданных патентов сократилось на 77,7 % к 2013 г., с 2013 г. на 2014 г. сократилось еще на 21,17 %. Основными факторами снижения количества выданных патентов связано с увеличением размеров страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, запрет на розничную торговлю алкогольной продукции, повышение арендной платы на занимаемые площади, отсутствие или недостаточность спроса на предлагаемые товары. По федеральным округам наибольшее количество патентов выдано в Центральном, Южном, Приволжском и Уральском федеральных округах. Наименьшей популярностью патентная система налогообложения пользуется в Северо-Кавказском федеральном округе. Доля индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения в общей численности индивидуальных предпринимателей по Российской Федерации за рассматриваемый период имела положительную тенденцию: в 2016 г. эта доля составила 6,89% по сравнению с 0,82% в 2010 году. Наибольший удельный вес в структуре выданных патентов в целом по России и по Республике Татарстан приходится на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов - 33,02 % и на розничную торговлю, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети (с торговым залом), сдачу в аренду жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков. При этом список видов деятельности, которые практически не востребованы предпринимателями является достаточно большим.
В-пятых, по анализу поступления налоговых платежей , можно отметить, что цели введения патентной системы налогообложения частично достигнуты: наблюдается положительная тенденция:
- роста признания данного режима налогообложения индивидуальными предпринимателями,
- роста доли индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения: в 2016 г. эта доля составила 6,89% по сравнению с 0,82% в 2010 г.;
- роста доходов бюджета РФ от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
Однако низкая доля поступлений в бюджет по налогам, взимаемым в связи с применением патентной системы налогообложения (1,09%, 1,53% и 1,99%
соответственно в 2014, 2015, 2016 гг.), снижение темпов прироста доходов бюджета от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности и низкая доля индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения в общей численности ИП (2,9%, 5,2% и 6,89% соответственно в 2014, 2015, 2016 гг.) свидетельствуют о необходимости
В-шестых, поступления по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения за период 2013-2016 гг. ежегодно увеличивалась и составила в 2016 г. 7558864 тыс. руб., что на 2273687 тыс. руб. по сравнению с 2015 г. и на 4126280 тыс. руб. по сравнению с 2014 г. Доля поступлений от применения патентной системы налогообложения в общей структуре поступлений по специальным налоговым режимам по России незначительна, и за 2013-2016 годы составляет от 0,66 до 1,99 %, но наблюдается тенденция её роста, что связано с изменением сроков уплаты патентной системы налогообложения, а также добавлением в список новых видов деятельности, попадающие под данный специальный режим. По Республике Татарстан поступления по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения за период 2013-2016 гг. имеют нестабильную динамику: в 2014 г. по сравнению с 2013 г. поступления снизились на 5,69 %, к 2015 г. поступления выросли и составили 25 402 тыс. руб., а к 2016 г. поступления увеличились на 12 294 тыс. руб. и составили 37 696 тыс. руб. Причинами роста поступлений налоговых платежей в бюджет Республики Татарстан по патенту является рост числа индивидуальных предпринимателей, перешедших на патентный режим и более высокая стоимость патента в Татарстане по сравнению с другими регионами. Динамика суммы начисленных и поступивших налоговых платежей, взимаемых в связи с применением патентной системы налогообложения в Российской Федерации за период с 2013 по 2016 годы показала положительную тенденцию: темп роста составил 417%. По Республике Татарстан наблюдается аналогичная ситуация. Так, в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и местных бюджетов доля поступлений от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения невелика.
В-седьмых, в целях разрешения существующих проблем применения патентной системы налогообложения, а также совершенствования порядка ее применения, представляется целесообразным, предложить следующие рекомендации.
1. Использовать льготы, уменьшающих размер стоимости налогового патента, для отдельных категорий предпринимателей, взимать патентный налог при осуществления индивидуальным предпринимателем нескольких видов работ (услуг) в один налоговый период только по одному виду работ (по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога), использовать доплаты, а не приобретение нового патента в случае если в периоде, за который уплачен единый налог, изменяются условия осуществления предпринимательской деятельности.
2. Предусмотреть порядок, в соответствии с которым стоимость патента подлежащая уплате в бюджет будет уменьшаться на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и социальных отчислений.
3. При определении стоимости патента, применять корректировочные коэффициенты в зависимости от численности населения в регионе, где осуществляется деятельнсть, предоставлять скидки на стоимость патента в зависимости от срока, на который он был приобретен.
Внесение перечисленных изменений позволит повысить привлекательность патентного налога для его использования индивидуальными предпринимателями и создать предпосылки для его развития в России.
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., №146-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Агакеримова М.В. Специальные налоговые режимы для субъектов малого и среднего предпринимательства. Актуальные вопросы современной экономики. 2014. № 3. С. 186-188.
3. Александрова А.И. Специальные налоговые режимы, их влияние на малый и средний бизнес. Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ. 2004.№ 1. С. 6-12.
4. Аронов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Аронов А. В., Кашин В. А., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 576
с.
5. Арсаева И.Л.Специальные налоговые режимы в развитии малого и среднего бизнеса в РФ.Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 8 (80). С. 16.
6. Аюшиева Л.К. Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства как инструмент развития экономики / Аюшиева Л.К. // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2013. № 1. С. 84-90.
7. Боброва Е.А., Лытнева Н.А. Методология управления оптимизацией затрат при специальных налоговых режимах сельскохозяйственных предприятий. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 9-1. С. 100-105.
8. Букреева Г.А., Лебедев М.Э., Щипицина Л.Н. Специальные налоговые режимы Российской Федерации. В сборнике: Молодежная наука 2014: технологии, инновации Материалы Всероссийской научно-практической конференции, молодых ученых, аспирантов и студентов. 2014. С. 11-14.
9. Бурова Л.А. Становление и развитие современной российской системы налогообложения малого предпринимательства: специальные налоговые режимы .Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № S2 (2). С. 140-149.
10. Васюткина Л.В., Калабина Ю.С. Патентная система налогообложения // В сборнике: Актуальные вопросы учета, анализа и аудита в социальной сфере Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов по итогам конференции в рамках комплексной НИР "Проблема учета, анализа и аудита в социальной сфере". 2013. С. 38-42.
11. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2010. - № 5. - С. 9-16.
12. Герасименко В.П. Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2013. - 384 с.
13. Гущина Т.Н., Усатова Л.В., Пересыпкина Н.Н. Основные изменения в специальных налоговых режимах. ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2013. № 3. С. 37.
14. Доронина О.И. Совершенствование патентной системы
налогообложения в российской федерации на современном этапе / Доронина О.И. // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2013. № 3. С. 39¬45.
15. Елкин С.Е. Малый бизнес и специальные налоговые режимы: особенности учета.Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2004. № 2. С. 112-116.
16. Ельмеева И.Г., Девятаева Н.В Малое предпринимательство: особенности
развития и Специальные налоговые режимы.
Системное управление. 2013. № 3 (20). С. 9.
17. Еремина В.А.Зарубежный опыт налогообложения и возможности его использования в российских условиях. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013.№ 3. С.54-60.
18. Жидкова Е.Ю. Трансформация льготных механизмов налогообложения прибыли в контексте формирования инвестиционно-инновационного потециала российской экономики. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2013.№3. С.148-155.
19. Жураковский А.С.Специальные налоговые режимы в помощь малому бизнесу. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки . 2012. № 3 (107). С. 92-96.
20. Иванова Е.В., Соколова О.Ю.Специальный налоговый режим для
субъектов малого и среднего предпринимательства.
В сборнике: Тенденции формирования науки нового времени Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 15-18.
21. Калита Е.В. Патентная система налогообложения Дисс. ..канд. эк. Наук 2010.
22. Кислицын Е.В. Проблемы развития отечественной патентной систнмы налогообложения и пути их решения. // Экономические исследования. 2016. № 4. С. 3.
23. Коваленко О.А., Самаркина Л.А. Проблемы выбора и применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства / Коваленко О.А., Самаркина Л.А. // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 54-55-1. С. 44-50.
24. Козинцева Ю.Д. Специальный налоговый режим как форма налогового стимулирования малого бизнеса. В сборнике: Экономика и общество в условиях турбулентности внешней среды. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор О.Б. Мизякина . 2015. С. 82-85.
25. Корень А.В., КраубергерЖ.Ю.Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-3. С. 479-483.
26. Кравченко М.В., МялкинаА.Ф.Проблемы применения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса в Российской Федерации. Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 3. С. 34-40.
27. Курочкина Н.В. Исторический анализ становления и развития специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства в налоговой системе Российской Федерации. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 16. С. 51-62.
28. Лыкова Л. Н., Букина И. С. Налоговые системы зарубежных стран.Учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва ,Юрайт, 2014.-429с.
29. Лялина Ж.И., Синенко О.А. Направления развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации. // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-2 (64-2). С. 853-857.
30. Мижинский, М. Ю. Опыт государственно-правового регулирования предоставления налоговых льгот компаниям, осуществляющим НИОКР, в Германии / М. Ю. Мижинский // Финансовое право. — 2012. — № 10. — С. 32-37.
31. Митрофанова И. А., Плешаков Г. Г. Актуальность применения зарубежного опыта налогообложения предприятий в российских условиях // Молодой ученый. — 2013. —№9. - С.2017-220.
32. МитюрниковаЛ.А.Сравнительный анализ налоговых систем Канады, России, Японии / Л.А. Митюрникова, Т.Ю. Ревякина // Международный бухгалтерский учет. -2013. - №7. С.43-47
33. Назаров М.А., АзархинА.В.Использование специальных налоговых режимов для малого бизнеса в зарубежных странах. В сборнике: Наука XXI века: актуальные направления развития Материалы Международной заочной научно-практической конференции. 2015. С. 529-535.
34. Никитин С. и др. Прибыль: теоретические и практические подходы //Мировая экономика и международные отношения.- 2002.-№5.-с.2О-27.
35. Новикова Е.П. Практическая целесообразность применения штрафных санкции в налоговой практике по специальным налоговым режимам. Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 45. С. 54¬59.
36. Новикова Е.П. Применение специальных налоговых режимов в
организациях малого предпринимательства: льготные условия или
преднамеренная минимизация и уход от налогов. Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2014. Т. 1. № 46. С. 45-50.
37. Орлова Н.Ю. Совершенствование упрощенной системы
налогообложения в условиях интеграции Российской Федерации в мировую экономику (патентная система налогообложения) / Орлова Н.Ю. // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2014. № 4. С. 133-137.
38. Павлюшкевич Т.В. Специальные налоговые режимы и принципы их построения. Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 4. С. 264-268.
39. Пелькова С.В., Кочемазова Н.В. Анализ налоговых налоговых
поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы. Академический вестник. 2014. № 1 (27). С. 237-244.
40. Поварова А.И.Снижение фискальной функции налога
наприбыльорганизаций: факторы и пути повышения. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. №5. С.180-194.
41. Попова Л, Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. -
Издательство: М.: Дело и Сервис, 2014.-432с.
42. Рахматуллина О.В.Значение специальных налоговых режимов. Векторы развития современной науки. 2015. № 1. С. 181-186.
43. Романовский М.В. Налоги и налогообложение. - 4-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Эксмо, 2014. -388 с.
44. Слепнева Л.Р. Специальные налоговые режимы: условия применения и роль в развитии малого бизнеса. В сборнике: Байкальские экономические чтения социально-экономическое развитие регионов: проблемы, перспективы Материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 144-148.
45. Топчи Ю.А. Специальные налоговые режимы и их применение субъектами малого предпринимательства. Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 5. С. 219-223.
46. Усольцева А.В., Солодовникова У.Н. Патентная система налогообложения. // Экономика и социум. 2015. № 2-4 (15). С. 934-938.
47. Черник Д.Г., Шмелев Ю.Д. Налоги и налогообложение 2-ое издание., пер. и доп.: учебник и практикум для СПО / М.:ИздательствоЮрайт 2016. - 495с.
48. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной
деятельности./М.:ИНФРА-М, 2010, с.67
49. Юров В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики.- М.:Финансы и статистика, 2001.-144 с.
50. Юткин Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов/ М.; ИНФРА-М.-2010
51. Гайдукова О. Л. Региональный анализ практики применения патентной системы налогообложения // Концепт. 2015.
52. Хромова О. С. Сравнительная характеристика и анализ применения специальных налоговых режимов в РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т.4. С. 437-443.
53. Коршунов Л.А., Строителева Е.В., Глебов А.В. Отечественная и зарубежная практика применения патентной системы налогообложения для создания благоприятного предпринимательского климата // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 6. С. 43-51.
54. Пышкина Н.Л., Якушев М.Ф. Анализ применения патентной системы и региональных подходов к определению потенциально возможного дохода // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 22 (421). С. 39- 51.
55. Кашутина Н.В. Зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения.
56. Кудинова А.О. С 2013г. вместо УСН на основе патента будет патентная система.
57. Никитина Н.А. Проблемы и перспективы развития специальных налоговых режимов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9.
58. Нечеухина Н.А С., Попов А.Ю., Кочар И. Сравнительный анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства В России и Польше // Управленец. 2015. № 2. С. 11-17.
59. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]:Новости - Официальный сайт портала, 2015. - Режим доступа: http://taxpravo.ru/
60. Федеральная налоговая служба Российской Федерации [Электронный ресурс]:Официальный сайт Федеральной Налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/