ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
1. Теоретические основы патентной системы налогообложения 6
1.1. Сущность патентной системы налогообложения 6
1.2. Историческое развитие патентной системы налогообложения в России 13
1.3. Порядок исчисления и уплаты налога, взимаемого в связи с применением
патентной системы налогообложения в России 25
2. Анализ практики применения патентной системы налогообложения в
Российской Федерации 31
2.1. Анализ сведений о количестве индивидуальных предпринимателей,
применяющих патентую систему налогообложения 31
2.2. Анализ выданных патентов на право применения патентной системы
налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности 37
2.3. Анализ поступления налога, взимаемого в связи с применением
патентной системы налогообложения, в доходы бюджетной системы Российской Федерации 44
3. Совершенствование патентной системы налогообложения в Российской Федерации 52
3.1. Зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения в
Российской Федерации 52
3.2. Пути развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации 65
Заключение 74
Список использованных источников 78
Приложения
1. Теоретические основы патентной системы налогообложения 6
1.1. Сущность патентной системы налогообложения 6
1.2. Историческое развитие патентной системы налогообложения в России 13
1.3. Порядок исчисления и уплаты налога, взимаемого в связи с применением
патентной системы налогообложения в России 25
2. Анализ практики применения патентной системы налогообложения в
Российской Федерации 31
2.1. Анализ сведений о количестве индивидуальных предпринимателей,
применяющих патентую систему налогообложения 31
2.2. Анализ выданных патентов на право применения патентной системы
налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности 37
2.3. Анализ поступления налога, взимаемого в связи с применением
патентной системы налогообложения, в доходы бюджетной системы Российской Федерации 44
3. Совершенствование патентной системы налогообложения в Российской Федерации 52
3.1. Зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения в
Российской Федерации 52
3.2. Пути развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации 65
Заключение 74
Список использованных источников 78
Приложения
Формирование эффективной системы налогообложения малого бизнеса, повышение его общественной значимости, стимулирование инновационного развития экономики послужили причиной реформирования системы специальных налоговых режимов в Российской Федерации. Первым этапом проводимой реформы стало введение патентной системы налогообложения в регионах России. Однако определённое нивелирование элементов несправедливости в налогообложении индивидуальных предпринимателей, а в дальнейшем и микропредприятий за счёт более детальной дифференциации видов бизнеса и его масштабов не решает проблему обеспечения целенаправленного налогового регулирования развития предпринимательства. Не используется механизм стимулирования инноваций и реинвестиций в деятельности малого бизнеса за счёт установления необходимого и достаточного уровня налоговой нагрузки.
Кроме того, модернизация системы налоговых льгот для субъектов малого бизнеса должна быть одним из этапов внедрения в стране целенаправленной системы налогового регулирования посредством всего комплекса инструментов налоговой политики, включая налоговые льготы.
Особую актуальность в современных условиях приобретают вопросы разработки теоретико-методических положений и рекомендаций по созданию эффективно-справедливой патентной системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации, реформированию системы налоговых льгот и модернизации информационно-статистического обеспечения системы целевой дифференцированной поддержки малого бизнеса.
При реализации имеющихся и выработке новых инициатив в области развития и государственной поддержки российского предпринимательства немаловажную роль играет опыт развитых стран. Изучение подобного опыта в немалой степени способствует правовому, организационному и институциональному оформлению российской политики в отношении предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровне. Необходимо отметить, что налоговые системы большинства зарубежных стран представляют собой определенную комбинацию различных способов налогообложения. В развитых странах налогообложение происходит в соответствии с требованиями ведения надлежащего бухгалтерского учета, предоставления соответствующей отчетности и налогового администрирования, с целью обеспечения определенного баланса между различными целями налогообложения, в том числе его эффективностью и справедливостью. Единственным эффективным инструментом налоговой политики, позволяющим решать проблему налогообложения таких «проблемных» видов предпринимательской деятельности во всем мире признанно выступает конструкция вмененного налога, когда объектом налогообложения выступает не реально полученный, а презюмируемый государством доход налогоплательщика. В мировой практике разработано и успешно применяется несколько форм вмененного налогообложения, простейшей из которых можно назвать уплату вмененного налога в форме патента. Однако, в Российской Федерации патентная система налогообложения практически не получила распространения среди индивидуальных предпринимателей, в то время как именно патентная форма, на наш взгляд, в наибольшей степени соответствует принципам и целям применения вмененных налогов - простоте, прозрачности, удобства для налогоплательщиков.
Объект выпускной квалификационной работы - патентная система налогообложения в Российской Федерации.
Предмет выпускной квалификационной работы - проблемы и перспективы применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить теоретические основы и практику применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации, выявить существующие проблемы и пути их решения на современном этапе.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить сущность патентной системы налогообложения;
- раскрыть историческое развитие патентной системы налогообложения в России;
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в Российской Федерации;
- провести анализ сведений о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентую систему налогообложения;
- проанализировать количество выданных патентов на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности;
- проанализировать поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в доходы бюджетной системы Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации;
- предложить пути развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы использовались законодательные акты Российской Федерации, труды отечественных ученых- экономистов, учебная литература, а также материалы, опубликованные в периодической печати. Информационной базой исследования послужили данные Федеральной налоговой службы, материалы, размещенные в сети Интернет.
Кроме того, модернизация системы налоговых льгот для субъектов малого бизнеса должна быть одним из этапов внедрения в стране целенаправленной системы налогового регулирования посредством всего комплекса инструментов налоговой политики, включая налоговые льготы.
Особую актуальность в современных условиях приобретают вопросы разработки теоретико-методических положений и рекомендаций по созданию эффективно-справедливой патентной системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации, реформированию системы налоговых льгот и модернизации информационно-статистического обеспечения системы целевой дифференцированной поддержки малого бизнеса.
При реализации имеющихся и выработке новых инициатив в области развития и государственной поддержки российского предпринимательства немаловажную роль играет опыт развитых стран. Изучение подобного опыта в немалой степени способствует правовому, организационному и институциональному оформлению российской политики в отношении предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровне. Необходимо отметить, что налоговые системы большинства зарубежных стран представляют собой определенную комбинацию различных способов налогообложения. В развитых странах налогообложение происходит в соответствии с требованиями ведения надлежащего бухгалтерского учета, предоставления соответствующей отчетности и налогового администрирования, с целью обеспечения определенного баланса между различными целями налогообложения, в том числе его эффективностью и справедливостью. Единственным эффективным инструментом налоговой политики, позволяющим решать проблему налогообложения таких «проблемных» видов предпринимательской деятельности во всем мире признанно выступает конструкция вмененного налога, когда объектом налогообложения выступает не реально полученный, а презюмируемый государством доход налогоплательщика. В мировой практике разработано и успешно применяется несколько форм вмененного налогообложения, простейшей из которых можно назвать уплату вмененного налога в форме патента. Однако, в Российской Федерации патентная система налогообложения практически не получила распространения среди индивидуальных предпринимателей, в то время как именно патентная форма, на наш взгляд, в наибольшей степени соответствует принципам и целям применения вмененных налогов - простоте, прозрачности, удобства для налогоплательщиков.
Объект выпускной квалификационной работы - патентная система налогообложения в Российской Федерации.
Предмет выпускной квалификационной работы - проблемы и перспективы применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить теоретические основы и практику применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации, выявить существующие проблемы и пути их решения на современном этапе.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить сущность патентной системы налогообложения;
- раскрыть историческое развитие патентной системы налогообложения в России;
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в Российской Федерации;
- провести анализ сведений о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентую систему налогообложения;
- проанализировать количество выданных патентов на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности;
- проанализировать поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в доходы бюджетной системы Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации;
- предложить пути развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы использовались законодательные акты Российской Федерации, труды отечественных ученых- экономистов, учебная литература, а также материалы, опубликованные в периодической печати. Информационной базой исследования послужили данные Федеральной налоговой службы, материалы, размещенные в сети Интернет.
Патентная система налогообложения имеет большую историю в России. Она существовала, как в царское время, так и момент перехода экономики на рыночную и существует в настоящее время. Перед системой патентного налогообложения ставились следующие задачи: упрощение налоговых расчетов с бюджетом, сокращение финансовой и налоговой отчетности, облегчение мероприятий налогового контроля со стороны налоговых органов, создание условий для вывода из тени доходов субъектов малого предпринимательства и легализации их деятельности. Следовало сохранить четкую адресацию специальных правил вмененного налогообложения с тем, чтобы льготы и привилегии, предусмотренные как инструмент поддержки малого бизнеса, предоставлялись именно субъектам малого бизнеса. Вместе с тем правила единого налога на вмененный доход позволяют воспользоваться льготным режимом всем налогоплательщикам, в том числе сумевшим искусственно (путем дробления бизнеса) достичь соответствия критериям налогоплательщиков этого режима. Такой подход оставляет настоящих представителей малого бизнеса в тех же неравноправных условиях, в которых они находились. Поэтому очень важно для развития простейших форм вмененного налогообложения повысить понимание их роли и значения как для государства, так и для плательщиков.
На основе результатов обобщения исторических материалов определены основные этапы становления патентного налогообложения в России и зарубежных странах. Обращение к историческому опыту позволило установить пределы эффективности действия подобных налогов, выявить проблемы становления указанных налогов, представляющих определенный интерес в настоящее время и уточнить принципы их построения.
В результате проведенного исследования теоретических материалов и современного законодательства уточнено экономическое содержание вмененного налогообложения, получило обоснованное развитие мысль о том, что патентная система является упрощенной формой его применения. Предлагаемое определение патентной системы налогообложения дает исчерпывающее и понятное представление о сущности и содержании данного понятия.
Патентная система налогообложения в настоящее время не имеет большой популярности среди индивидуальных предпринимателей Российской Федерации. Несовершенство законодательства о налогах и сборах, нестабильность фискальной нагрузки, наличие правовых коллизий снижают эффективность действия патентной системы налогообложения как механизма экономического стимулирования предпринимательской деятельности экономически активного населения.
В связи с этим необходимы меры по законодательному совершенствованию, повышению привлекательности данного режима налогообложения, проведению активной политики по информированию населения о положительных моментах его применения.
Сравнительный анализ данных по трем субъектам ПФО показал, что набольшее распространение патентной системы налогообложения получила в Республике Башкортостан. В Нижегородской области данные о применении патентной системы налогообложения ниже, чем в Башкортостане, но также имеют положительную динамику за 2013-2015 гг. При этом показатели Республики Татарстан существенно отстают как от данных Башкортостана, так и от данных Нижегородской области. В результате региональным и местным властям Татарстана необходимо уделить большее внимание развитию патентной системы налогообложения в республике. При этом существует возможность перенять положительный опыт соседних регионов ПФО, в которых патентная система развивается прогрессивно.
Анализ зарубежной практики показал, что роль вмененных налогов в зарубежных странах невелика. Однако они являются необходимым инструментом борьбы с неформальным сектором труда и средством контроля за сферами экономики с большим уровнем наличного оборота. Вмененные налоги действуют ограниченно, однако, как показывает практика применения в некоторых странах, при грамотном и хорошо продуманном механизме их применения эти налоги могут быть достаточно эффективными и сочетаться с общей системой налогообложения.
В рамках патентной системы налогообложения ограничены права органов власти муниципальных образования в части варьирования суммами среднего дохода. Уровень среднего дохода закрепляется законодательно на федеральном уровне, а в силу высокой территориальной и экономической дифференциации субъектов Российской Федерации, органам власти муниципальных образований должны быть предоставлены полномочия по возможности варьирования суммами среднего дохода, но не более чем в 5 раз. Такое положение представляется более правильным и логичным по сравнению с возможностью в настоящее время в рамках упрощенной системы налогообложения на основе патента увеличивать суммы потенциального годового дохода налогоплательщиков до 30 раз от показателя базовой доходности по тому же виду деятельности в рамках единого налога на вмененный доход.
Таким образом, на основе проведенного исследования в целях совершенствования патентной системы налогообложения в Российской Федерации можно выделить следующие практические рекомендации.
1. Следует ввести дифференцирующие показатели в соответствии со спецификой региона. Необходимо дифференцировать размер потенциально возможного годового дохода по размерам населенного пункта в субъектах Российской Федерации с неравномерной плотностью населения. Данная дифференциация присутствует и в настоящее время для городов с численностью населения до 1млн.человек и более 1 млн.чел. Однако, на наш взгляд, необходимо увеличить данную дифференциацию до 4 групп, что позволит развивать патентную систему налогообложения в небольших городах.
2. Рекомендуется установить минимальную стоимость патента для развития начинающих индивидуальных предпринимателей, которые планируют осуществлять свою деятельность в рамках патентной системы налогообложения, что, в свою очередь, позволит увеличить количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и следовательно, увеличатся поступления налога в доходы бюджетной системы Российской Федерации.
3. Целесообразно предоставить возможность налогоплательщикам уменьшать сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Примером и основой можно взять порядок уменьшения налога при примененной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не более чем на 50%.
На основе результатов обобщения исторических материалов определены основные этапы становления патентного налогообложения в России и зарубежных странах. Обращение к историческому опыту позволило установить пределы эффективности действия подобных налогов, выявить проблемы становления указанных налогов, представляющих определенный интерес в настоящее время и уточнить принципы их построения.
В результате проведенного исследования теоретических материалов и современного законодательства уточнено экономическое содержание вмененного налогообложения, получило обоснованное развитие мысль о том, что патентная система является упрощенной формой его применения. Предлагаемое определение патентной системы налогообложения дает исчерпывающее и понятное представление о сущности и содержании данного понятия.
Патентная система налогообложения в настоящее время не имеет большой популярности среди индивидуальных предпринимателей Российской Федерации. Несовершенство законодательства о налогах и сборах, нестабильность фискальной нагрузки, наличие правовых коллизий снижают эффективность действия патентной системы налогообложения как механизма экономического стимулирования предпринимательской деятельности экономически активного населения.
В связи с этим необходимы меры по законодательному совершенствованию, повышению привлекательности данного режима налогообложения, проведению активной политики по информированию населения о положительных моментах его применения.
Сравнительный анализ данных по трем субъектам ПФО показал, что набольшее распространение патентной системы налогообложения получила в Республике Башкортостан. В Нижегородской области данные о применении патентной системы налогообложения ниже, чем в Башкортостане, но также имеют положительную динамику за 2013-2015 гг. При этом показатели Республики Татарстан существенно отстают как от данных Башкортостана, так и от данных Нижегородской области. В результате региональным и местным властям Татарстана необходимо уделить большее внимание развитию патентной системы налогообложения в республике. При этом существует возможность перенять положительный опыт соседних регионов ПФО, в которых патентная система развивается прогрессивно.
Анализ зарубежной практики показал, что роль вмененных налогов в зарубежных странах невелика. Однако они являются необходимым инструментом борьбы с неформальным сектором труда и средством контроля за сферами экономики с большим уровнем наличного оборота. Вмененные налоги действуют ограниченно, однако, как показывает практика применения в некоторых странах, при грамотном и хорошо продуманном механизме их применения эти налоги могут быть достаточно эффективными и сочетаться с общей системой налогообложения.
В рамках патентной системы налогообложения ограничены права органов власти муниципальных образования в части варьирования суммами среднего дохода. Уровень среднего дохода закрепляется законодательно на федеральном уровне, а в силу высокой территориальной и экономической дифференциации субъектов Российской Федерации, органам власти муниципальных образований должны быть предоставлены полномочия по возможности варьирования суммами среднего дохода, но не более чем в 5 раз. Такое положение представляется более правильным и логичным по сравнению с возможностью в настоящее время в рамках упрощенной системы налогообложения на основе патента увеличивать суммы потенциального годового дохода налогоплательщиков до 30 раз от показателя базовой доходности по тому же виду деятельности в рамках единого налога на вмененный доход.
Таким образом, на основе проведенного исследования в целях совершенствования патентной системы налогообложения в Российской Федерации можно выделить следующие практические рекомендации.
1. Следует ввести дифференцирующие показатели в соответствии со спецификой региона. Необходимо дифференцировать размер потенциально возможного годового дохода по размерам населенного пункта в субъектах Российской Федерации с неравномерной плотностью населения. Данная дифференциация присутствует и в настоящее время для городов с численностью населения до 1млн.человек и более 1 млн.чел. Однако, на наш взгляд, необходимо увеличить данную дифференциацию до 4 групп, что позволит развивать патентную систему налогообложения в небольших городах.
2. Рекомендуется установить минимальную стоимость патента для развития начинающих индивидуальных предпринимателей, которые планируют осуществлять свою деятельность в рамках патентной системы налогообложения, что, в свою очередь, позволит увеличить количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и следовательно, увеличатся поступления налога в доходы бюджетной системы Российской Федерации.
3. Целесообразно предоставить возможность налогоплательщикам уменьшать сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Примером и основой можно взять порядок уменьшения налога при примененной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не более чем на 50%.
Подобные работы
- ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЕ! ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО
ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Патентная система налогообложения и перспективы ее развития в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



