КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
|
Введение 3
1. Теоретические и методические основы камеральных налоговых
проверок 6
1.1. Понятие и сущность камеральных налоговых проверок 6
1.2. Порядок и этапы проведения камеральных налоговых проверок 14
1.3. Зарубежный опыт проведения камеральных налоговых проверок 26
2. Анализ этапов проведения камеральных налоговых проверок 36
2.1. Анализ организации камеральных налоговых проверок 36
2.2. Анализ проведения камеральных налоговых проверок 45
2.3. Анализ результативности камеральных налоговых проверок 52
3. Совершенствование камеральных налоговых проверок 66
3.1. Проблемы организации и проведения камеральных налоговых
проверок и пути их решения 66
3.2. Совершенствование мероприятий налогового контроля в рамках
проведения камеральных налоговых проверок 72
Заключение 79
Список использованных источников 83
Приложения
1. Теоретические и методические основы камеральных налоговых
проверок 6
1.1. Понятие и сущность камеральных налоговых проверок 6
1.2. Порядок и этапы проведения камеральных налоговых проверок 14
1.3. Зарубежный опыт проведения камеральных налоговых проверок 26
2. Анализ этапов проведения камеральных налоговых проверок 36
2.1. Анализ организации камеральных налоговых проверок 36
2.2. Анализ проведения камеральных налоговых проверок 45
2.3. Анализ результативности камеральных налоговых проверок 52
3. Совершенствование камеральных налоговых проверок 66
3.1. Проблемы организации и проведения камеральных налоговых
проверок и пути их решения 66
3.2. Совершенствование мероприятий налогового контроля в рамках
проведения камеральных налоговых проверок 72
Заключение 79
Список использованных источников 83
Приложения
Сложность современной налоговой системы, механизма определения налоговой базы, изменчивость законодательства о налогах и сборах требуют постоянного внимания экономистов к проблемам налогового контроля. Следует отметить и то, что несовершенство налогового законодательства, нестабильность отечественной налоговой системы создают предпосылки для уклонения от уплаты налогов, налоговых правонарушений и преступлений. Указанные факты объективно обуславливают необходимость охвата контролем всех налогоплательщиков, совершенствования методов и приемов контроля.
В настоящее время проблема оценки эффективности налогового контроля актуальна, поскольку от этого и от качественной организации контрольной работы налоговых органов, в немалой степени зависит собираемость бюджета страны, что в свою очередь влияет на благосостояние населения. Существует и активно функционирует множество форм налогового контроля. Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью выполнения налогоплательщиками собственных налоговых обязательств являются налоговые проверки.
Важнейшей и эффективной формой налогового контроля является камеральная налоговая проверка. Камеральные проверки как основная форма налогового контроля по охвату налогоплательщиков и видов налогов, исходный этап отбора плательщиков налога для выездных проверок заслуживают особенного внимания в части поиска новых подходов и методик, особенно в целях получения всесторонней аналитической информации о налогоплательщиках и налоговых ресурсах.
В последние годы налоговые органы все больше внимания уделяют повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Это объясняется, во-первых, тем, что по итогам камеральных налоговых проверок увеличиваются суммы доначисления в бюджет. Во-вторых, выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени, в связи с чем
данной формой налогового контроля могут быть охвачены всего лишь 20-25% налогоплательщиков. Остальные же, не являющиеся предметом столь пристального внимания налоговых органов, при отсутствии такой формы, как камеральная проверка, остались бы практически вне налогового контроля. Данная ситуация не происходит лишь благодаря камеральным проверкам, которым подвергаются практически все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность.
Таким образом, актуальность темы исследования и недостаточная проработанность данной темы в теоретическом аспекте предопределили выбор темы исследования, постановку цели и задач.
Целью исследования является разработка и обоснование рекомендаций по организации камеральных налоговых проверок. Для достижения указанной цели в исследовании поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность камеральных налоговых проверок;
- рассмотреть порядок и этапы проведения камеральных налоговых проверок;
- изучить зарубежный опыт проведения камеральных налоговых проверок;
- проанализировать этапы проведения камеральной налоговой проверки и их результативность;
- провести анализ тенденции развития камеральных налоговых проверок в Российской Федерации, в том числе и Приволжском федеральном округе;
- проанализировать результативность камеральных налоговых проверок в Российской Федерации, в том числе и Приволжском федеральном округе;
- выявить проблемы организации и проведения камеральных налоговых проверок и предложены пути их решения;
- предложить пути совершенствования порядка проведения камеральной налоговой проверки.
Объектом исследования являются налоговые органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Предметом исследования в работе являются отношения, которые возникают в ходе проведения камеральных налоговых проверок в условиях современной налоговой системы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области теории финансов, финансового контроля, налогообложения и налогового контроля. Для решения поставленных в исследовании задач применялись методы группировки, сравнения, обобщения и систематизации, методы классификаций и статистических исследований, структурный анализ и системный подход.
Информационную базу исследования составили законодательные, нормативно-правовые документы органов власти РФ, материалы Федеральной налоговой службы, постановления Правительства РФ, инструкции ФНС РФ и т.д.
В настоящее время проблема оценки эффективности налогового контроля актуальна, поскольку от этого и от качественной организации контрольной работы налоговых органов, в немалой степени зависит собираемость бюджета страны, что в свою очередь влияет на благосостояние населения. Существует и активно функционирует множество форм налогового контроля. Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью выполнения налогоплательщиками собственных налоговых обязательств являются налоговые проверки.
Важнейшей и эффективной формой налогового контроля является камеральная налоговая проверка. Камеральные проверки как основная форма налогового контроля по охвату налогоплательщиков и видов налогов, исходный этап отбора плательщиков налога для выездных проверок заслуживают особенного внимания в части поиска новых подходов и методик, особенно в целях получения всесторонней аналитической информации о налогоплательщиках и налоговых ресурсах.
В последние годы налоговые органы все больше внимания уделяют повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Это объясняется, во-первых, тем, что по итогам камеральных налоговых проверок увеличиваются суммы доначисления в бюджет. Во-вторых, выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени, в связи с чем
данной формой налогового контроля могут быть охвачены всего лишь 20-25% налогоплательщиков. Остальные же, не являющиеся предметом столь пристального внимания налоговых органов, при отсутствии такой формы, как камеральная проверка, остались бы практически вне налогового контроля. Данная ситуация не происходит лишь благодаря камеральным проверкам, которым подвергаются практически все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность.
Таким образом, актуальность темы исследования и недостаточная проработанность данной темы в теоретическом аспекте предопределили выбор темы исследования, постановку цели и задач.
Целью исследования является разработка и обоснование рекомендаций по организации камеральных налоговых проверок. Для достижения указанной цели в исследовании поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность камеральных налоговых проверок;
- рассмотреть порядок и этапы проведения камеральных налоговых проверок;
- изучить зарубежный опыт проведения камеральных налоговых проверок;
- проанализировать этапы проведения камеральной налоговой проверки и их результативность;
- провести анализ тенденции развития камеральных налоговых проверок в Российской Федерации, в том числе и Приволжском федеральном округе;
- проанализировать результативность камеральных налоговых проверок в Российской Федерации, в том числе и Приволжском федеральном округе;
- выявить проблемы организации и проведения камеральных налоговых проверок и предложены пути их решения;
- предложить пути совершенствования порядка проведения камеральной налоговой проверки.
Объектом исследования являются налоговые органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Предметом исследования в работе являются отношения, которые возникают в ходе проведения камеральных налоговых проверок в условиях современной налоговой системы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области теории финансов, финансового контроля, налогообложения и налогового контроля. Для решения поставленных в исследовании задач применялись методы группировки, сравнения, обобщения и систематизации, методы классификаций и статистических исследований, структурный анализ и системный подход.
Информационную базу исследования составили законодательные, нормативно-правовые документы органов власти РФ, материалы Федеральной налоговой службы, постановления Правительства РФ, инструкции ФНС РФ и т.д.
В настоящее время в налоговых органах программные продукты позволяют проводить камеральную проверку представленных налоговых деклараций (расчетов) в основном только арифметически, т. к. не содержат элементов углубленного камерального анализа.
К сожалению, отсутствуют и объективные критерии отбора налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок, в связи с этим необходимо, прежде всего, разработать систему контрольных соотношений, в основу которых должно быть заложено проведение в автоматизированном режиме камеральной проверки:
- соотношений и взаимоувязки показателей налоговой и бухгалтерской отчетности;
- логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы;
- сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показате лями предыдущего налогового (отчетного) периода;
- оценки бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из внешних и внутренних источников.
Система контрольных соотношений, позволит осуществлять предварительный предпроверочный камеральный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных налоговых проверок.
Актуальным вопросом является совершенствование процедуры камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по НДС, налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых указаны убытки, а также уточненных налоговых деклараций, в которых указаны суммы налогов в размерах, меньших ранее заявленных. При этом предлагается предоставить налоговым органам для целей налогового контроля право истребовать выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговые декларации (расчеты), счета-фактуры и первичные документы.
Налоговым органам предлагается предоставить право при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий период, в котором уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (увеличена сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета), по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
В рамках совершенствования норм, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, Минфин РФ предлагает упорядочить процедуру проведения камеральных проверок, а именно, конкретизировать вопросы, проверяемые при проведении данных проверок. На второй план в отношении всех организаций по- степенно должна отойти углубленная камеральная проверка налоговых деклараций, т.е. проверка с запросом документов.
Таким образом, на лицо тенденция сближения процедур проведения камеральных и выездных налоговых проверок, в том плане, что в определенных случаях при проведении камеральных проверок налоговые органы будут наделяться более широкими полномочиями при их проведении, практически сопоставимыми с теми, которые они имеют при проведении проверок выездных. Это случаи представления налогоплательщиком следующих деклараций:
1) Убыточная декларация (т.е. декларация, в которой указан убыток, при этом не уточняется какой именно убыток имеется в виду: по всем операциям, по отдельным);
2) Уточненная декларация с уменьшением налога к уплате (увеличением налога к возмещению).
Для случаев представления убыточной декларации предусматриваются более жесткие последствия:
а) возможность истребования налоговыми органами практически неограниченного круга документов, подтверждающих достоверность данных таких деклараций, вплоть до первичных документов;
б) возможность проведения таких мероприятий налогового контроля (хотя некоторые из них при камеральных проверках проводятся уже давно, просто не узаконены) как: осмотр (с правом доступа на территорию налогоплательщика), экспертиза, привлечение специалиста.
При представлении уточненной декларации с уменьшением налога налоговый орган будет иметь расширенные полномочия по проведению контрольных мероприятий не во всех случаях, а только если такая декларация представлена по истечении 2 лет со дня истечения срока представления первоначальной декларации за соответствующий налоговый период.
Предлагается усовершенствовать контроль за выручкой от реализации товаров, работ и услуг, которая поступила с помощью контрольно-кассовых машин. Для этого в рамках камеральной налоговой проверки следует обязать налогоплательщиков представлять первичные кассовые документы, подтверждающие поступление денежных средств в кассу организации.
Таким образом, можно отметить такие основные тенденции развития камеральных налоговых проверок, как совершенствование системы оценки деятельности налоговых инспекторов; форм, приемов и методов камеральных проверок; системы отбора налогоплательщиков с целью проведения документальных проверок.
Поэтому на основе проведенного исследования необходимы следующие мероприятия:
- в целях совершенствования процедур камеральных налоговых проверок следует установить порядок документирования даты фактического начала конкретной камеральной проверки, внести дополнения в п.2 ст. 88 НК РФ;
- в целях улучшения проведения камеральной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков, необходимо установить увеличенные сроки проверки, так как совершенно очевидно, что чем крупнее налогоплательщик, тем сложнее его бизнес и тем сложнее, тщательнее и продолжительнее должна быть проверка;
- в целях улучшения организации и хранения информации, считаем необходимым представление всех деклараций от налогоплательщика в обязательном порядке в электронном виде;
- в целях сокращения и предупреждения налогового правонарушения в России необходимо создание института налогового консультирования. Для этого к правам и обязанностям налоговых органов следует отнести проведение и оказание налоговых консультаций, что позволит сохранить баланс интересов государства и налогоплательщиков на принципах сотрудничества.
Совершенствование перечисленных элементов позволит улучшить организацию камеральных налоговых проверок. Присутствие эффективной системы отбора налогоплательщиков даст возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции.
К сожалению, отсутствуют и объективные критерии отбора налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок, в связи с этим необходимо, прежде всего, разработать систему контрольных соотношений, в основу которых должно быть заложено проведение в автоматизированном режиме камеральной проверки:
- соотношений и взаимоувязки показателей налоговой и бухгалтерской отчетности;
- логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы;
- сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показате лями предыдущего налогового (отчетного) периода;
- оценки бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из внешних и внутренних источников.
Система контрольных соотношений, позволит осуществлять предварительный предпроверочный камеральный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных налоговых проверок.
Актуальным вопросом является совершенствование процедуры камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по НДС, налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых указаны убытки, а также уточненных налоговых деклараций, в которых указаны суммы налогов в размерах, меньших ранее заявленных. При этом предлагается предоставить налоговым органам для целей налогового контроля право истребовать выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговые декларации (расчеты), счета-фактуры и первичные документы.
Налоговым органам предлагается предоставить право при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий период, в котором уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (увеличена сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета), по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
В рамках совершенствования норм, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, Минфин РФ предлагает упорядочить процедуру проведения камеральных проверок, а именно, конкретизировать вопросы, проверяемые при проведении данных проверок. На второй план в отношении всех организаций по- степенно должна отойти углубленная камеральная проверка налоговых деклараций, т.е. проверка с запросом документов.
Таким образом, на лицо тенденция сближения процедур проведения камеральных и выездных налоговых проверок, в том плане, что в определенных случаях при проведении камеральных проверок налоговые органы будут наделяться более широкими полномочиями при их проведении, практически сопоставимыми с теми, которые они имеют при проведении проверок выездных. Это случаи представления налогоплательщиком следующих деклараций:
1) Убыточная декларация (т.е. декларация, в которой указан убыток, при этом не уточняется какой именно убыток имеется в виду: по всем операциям, по отдельным);
2) Уточненная декларация с уменьшением налога к уплате (увеличением налога к возмещению).
Для случаев представления убыточной декларации предусматриваются более жесткие последствия:
а) возможность истребования налоговыми органами практически неограниченного круга документов, подтверждающих достоверность данных таких деклараций, вплоть до первичных документов;
б) возможность проведения таких мероприятий налогового контроля (хотя некоторые из них при камеральных проверках проводятся уже давно, просто не узаконены) как: осмотр (с правом доступа на территорию налогоплательщика), экспертиза, привлечение специалиста.
При представлении уточненной декларации с уменьшением налога налоговый орган будет иметь расширенные полномочия по проведению контрольных мероприятий не во всех случаях, а только если такая декларация представлена по истечении 2 лет со дня истечения срока представления первоначальной декларации за соответствующий налоговый период.
Предлагается усовершенствовать контроль за выручкой от реализации товаров, работ и услуг, которая поступила с помощью контрольно-кассовых машин. Для этого в рамках камеральной налоговой проверки следует обязать налогоплательщиков представлять первичные кассовые документы, подтверждающие поступление денежных средств в кассу организации.
Таким образом, можно отметить такие основные тенденции развития камеральных налоговых проверок, как совершенствование системы оценки деятельности налоговых инспекторов; форм, приемов и методов камеральных проверок; системы отбора налогоплательщиков с целью проведения документальных проверок.
Поэтому на основе проведенного исследования необходимы следующие мероприятия:
- в целях совершенствования процедур камеральных налоговых проверок следует установить порядок документирования даты фактического начала конкретной камеральной проверки, внести дополнения в п.2 ст. 88 НК РФ;
- в целях улучшения проведения камеральной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков, необходимо установить увеличенные сроки проверки, так как совершенно очевидно, что чем крупнее налогоплательщик, тем сложнее его бизнес и тем сложнее, тщательнее и продолжительнее должна быть проверка;
- в целях улучшения организации и хранения информации, считаем необходимым представление всех деклараций от налогоплательщика в обязательном порядке в электронном виде;
- в целях сокращения и предупреждения налогового правонарушения в России необходимо создание института налогового консультирования. Для этого к правам и обязанностям налоговых органов следует отнести проведение и оказание налоговых консультаций, что позволит сохранить баланс интересов государства и налогоплательщиков на принципах сотрудничества.
Совершенствование перечисленных элементов позволит улучшить организацию камеральных налоговых проверок. Присутствие эффективной системы отбора налогоплательщиков даст возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции.
Подобные работы
- КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2016 - ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Государственный налоговый контроль в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



