Введение 3
1. Теоретические и методические основы камеральных налоговых
проверок 6
1.1. Понятие и сущность камеральных налоговых проверок 6
1.2. Порядок и этапы проведения камеральных налоговых проверок 14
1.3. Зарубежный опыт проведения камеральных налоговых проверок 26
2. Анализ этапов проведения камеральных налоговых проверок 36
2.1. Анализ организации камеральных налоговых проверок 36
2.2. Анализ проведения камеральных налоговых проверок 45
2.3. Анализ результативности камеральных налоговых проверок 52
3. Совершенствование камеральных налоговых проверок 66
3.1. Проблемы организации и проведения камеральных налоговых
проверок и пути их решения 66
3.2. Совершенствование мероприятий налогового контроля в рамках
проведения камеральных налоговых проверок 72
Заключение 79
Список использованных источников 83
Приложения
Сложность современной налоговой системы, механизма определения налоговой базы, изменчивость законодательства о налогах и сборах требуют постоянного внимания экономистов к проблемам налогового контроля. Следует отметить и то, что несовершенство налогового законодательства, нестабильность отечественной налоговой системы создают предпосылки для уклонения от уплаты налогов, налоговых правонарушений и преступлений. Указанные факты объективно обуславливают необходимость охвата контролем всех налогоплательщиков, совершенствования методов и приемов контроля.
В настоящее время проблема оценки эффективности налогового контроля актуальна, поскольку от этого и от качественной организации контрольной работы налоговых органов, в немалой степени зависит собираемость бюджета страны, что в свою очередь влияет на благосостояние населения. Существует и активно функционирует множество форм налогового контроля. Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью выполнения налогоплательщиками собственных налоговых обязательств являются налоговые проверки.
Важнейшей и эффективной формой налогового контроля является камеральная налоговая проверка. Камеральные проверки как основная форма налогового контроля по охвату налогоплательщиков и видов налогов, исходный этап отбора плательщиков налога для выездных проверок заслуживают особенного внимания в части поиска новых подходов и методик, особенно в целях получения всесторонней аналитической информации о налогоплательщиках и налоговых ресурсах.
В последние годы налоговые органы все больше внимания уделяют повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Это объясняется, во-первых, тем, что по итогам камеральных налоговых проверок увеличиваются суммы доначисления в бюджет. Во-вторых, выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени, в связи с чем
данной формой налогового контроля могут быть охвачены всего лишь 20-25% налогоплательщиков. Остальные же, не являющиеся предметом столь пристального внимания налоговых органов, при отсутствии такой формы, как камеральная проверка, остались бы практически вне налогового контроля. Данная ситуация не происходит лишь благодаря камеральным проверкам, которым подвергаются практически все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность.
Таким образом, актуальность темы исследования и недостаточная проработанность данной темы в теоретическом аспекте предопределили выбор темы исследования, постановку цели и задач.
Целью исследования является разработка и обоснование рекомендаций по организации камеральных налоговых проверок. Для достижения указанной цели в исследовании поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность камеральных налоговых проверок;
- рассмотреть порядок и этапы проведения камеральных налоговых проверок;
- изучить зарубежный опыт проведения камеральных налоговых проверок;
- проанализировать этапы проведения камеральной налоговой проверки и их результативность;
- провести анализ тенденции развития камеральных налоговых проверок в Российской Федерации, в том числе и Приволжском федеральном округе;
- проанализировать результативность камеральных налоговых проверок в Российской Федерации, в том числе и Приволжском федеральном округе;
- выявить проблемы организации и проведения камеральных налоговых проверок и предложены пути их решения;
- предложить пути совершенствования порядка проведения камеральной налоговой проверки.
Объектом исследования являются налоговые органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Предметом исследования в работе являются отношения, которые возникают в ходе проведения камеральных налоговых проверок в условиях современной налоговой системы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области теории финансов, финансового контроля, налогообложения и налогового контроля. Для решения поставленных в исследовании задач применялись методы группировки, сравнения, обобщения и систематизации, методы классификаций и статистических исследований, структурный анализ и системный подход.
Информационную базу исследования составили законодательные, нормативно-правовые документы органов власти РФ, материалы Федеральной налоговой службы, постановления Правительства РФ, инструкции ФНС РФ и т.д.
В настоящее время в налоговых органах программные продукты позволяют проводить камеральную проверку представленных налоговых деклараций (расчетов) в основном только арифметически, т. к. не содержат элементов углубленного камерального анализа.
К сожалению, отсутствуют и объективные критерии отбора налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок, в связи с этим необходимо, прежде всего, разработать систему контрольных соотношений, в основу которых должно быть заложено проведение в автоматизированном режиме камеральной проверки:
- соотношений и взаимоувязки показателей налоговой и бухгалтерской отчетности;
- логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы;
- сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показате лями предыдущего налогового (отчетного) периода;
- оценки бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из внешних и внутренних источников.
Система контрольных соотношений, позволит осуществлять предварительный предпроверочный камеральный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных налоговых проверок.
Актуальным вопросом является совершенствование процедуры камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по НДС, налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых указаны убытки, а также уточненных налоговых деклараций, в которых указаны суммы налогов в размерах, меньших ранее заявленных. При этом предлагается предоставить налоговым органам для целей налогового контроля право истребовать выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговые декларации (расчеты), счета-фактуры и первичные документы.
Налоговым органам предлагается предоставить право при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий период, в котором уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (увеличена сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета), по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
В рамках совершенствования норм, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, Минфин РФ предлагает упорядочить процедуру проведения камеральных проверок, а именно, конкретизировать вопросы, проверяемые при проведении данных проверок. На второй план в отношении всех организаций по- степенно должна отойти углубленная камеральная проверка налоговых деклараций, т.е. проверка с запросом документов.
Таким образом, на лицо тенденция сближения процедур проведения камеральных и выездных налоговых проверок, в том плане, что в определенных случаях при проведении камеральных проверок налоговые органы будут наделяться более широкими полномочиями при их проведении, практически сопоставимыми с теми, которые они имеют при проведении проверок выездных. Это случаи представления налогоплательщиком следующих деклараций:
1) Убыточная декларация (т.е. декларация, в которой указан убыток, при этом не уточняется какой именно убыток имеется в виду: по всем операциям, по отдельным);
2) Уточненная декларация с уменьшением налога к уплате (увеличением налога к возмещению).
Для случаев представления убыточной декларации предусматриваются более жесткие последствия:
а) возможность истребования налоговыми органами практически неограниченного круга документов, подтверждающих достоверность данных таких деклараций, вплоть до первичных документов;
б) возможность проведения таких мероприятий налогового контроля (хотя некоторые из них при камеральных проверках проводятся уже давно, просто не узаконены) как: осмотр (с правом доступа на территорию налогоплательщика), экспертиза, привлечение специалиста.
При представлении уточненной декларации с уменьшением налога налоговый орган будет иметь расширенные полномочия по проведению контрольных мероприятий не во всех случаях, а только если такая декларация представлена по истечении 2 лет со дня истечения срока представления первоначальной декларации за соответствующий налоговый период.
Предлагается усовершенствовать контроль за выручкой от реализации товаров, работ и услуг, которая поступила с помощью контрольно-кассовых машин. Для этого в рамках камеральной налоговой проверки следует обязать налогоплательщиков представлять первичные кассовые документы, подтверждающие поступление денежных средств в кассу организации.
Таким образом, можно отметить такие основные тенденции развития камеральных налоговых проверок, как совершенствование системы оценки деятельности налоговых инспекторов; форм, приемов и методов камеральных проверок; системы отбора налогоплательщиков с целью проведения документальных проверок.
Поэтому на основе проведенного исследования необходимы следующие мероприятия:
- в целях совершенствования процедур камеральных налоговых проверок следует установить порядок документирования даты фактического начала конкретной камеральной проверки, внести дополнения в п.2 ст. 88 НК РФ;
- в целях улучшения проведения камеральной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков, необходимо установить увеличенные сроки проверки, так как совершенно очевидно, что чем крупнее налогоплательщик, тем сложнее его бизнес и тем сложнее, тщательнее и продолжительнее должна быть проверка;
- в целях улучшения организации и хранения информации, считаем необходимым представление всех деклараций от налогоплательщика в обязательном порядке в электронном виде;
- в целях сокращения и предупреждения налогового правонарушения в России необходимо создание института налогового консультирования. Для этого к правам и обязанностям налоговых органов следует отнести проведение и оказание налоговых консультаций, что позволит сохранить баланс интересов государства и налогоплательщиков на принципах сотрудничества.
Совершенствование перечисленных элементов позволит улучшить организацию камеральных налоговых проверок. Присутствие эффективной системы отбора налогоплательщиков даст возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции.
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., №146-ФЗ (ред. от
13.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 29.11.2015.
2. Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки [Электронный ресурс]: Приказ ФНС России от 25.12.2006 г., № САЭ-3-06/892@ (ред. от 23.07.2012) // Справочноправовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 29.11.2015.
3. Об утверждении Концепции системы планирования выездных
налоговых проверок [Электронный ресурс]: Приказ ФНС России от
30.05.2007г., № ММ-3-06/333 (ред. от 10.05.2012) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 29.11.2015.
4. Айтхожина Г.С. Налоговые проверки как формы налогового контроля // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2010. - № 3. - С. 145149.
5. Александров И. М. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: Учебник / И. М. Александров. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 228 с.
6. Алиева Л.И. Тенденции совершенствования и развития правового регулирования института налогового контроля в российской федерации / Алиева Л.И. // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 5. С. 87-92.
7. Арзуманова Л. Л. Правовое регулирование финансового контроля в РФ: проблемы и перспективы: Моногр./ Л.Л.Арзуманова, О.В.Болтинова,
О.Ю.Бубнова; Отв. ред. Е.Ю.Грачева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с.
8. Аронов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Аронов А.
В., Кашин В. А., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 576 с.
9. Аронов А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 544 с
10. Аршинов И.В., Акмайкина Е.А. Основные проблемы, возникающие в процессе проведения камеральных налоговых проверок / Аршинов И.В., Акмайкина Е.А. // В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социальноэкономических системах Материалы 2-й Международной научно-практической конференции в 2-х томах. 2013. С. 57-60.
11. Аршинов И.В., Сочнев А.А. Перспективы совершенствования проведения камеральных налоговых проверок / Аршинов И.В., Сочнев А.А. // В сборнике: Приоритетные направления развития науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2014. С. 45-49.
12. Асабова О.М., Филиппова Н.А. Исследование актуальных проблем в области организации и проведения камеральных налоговых проверок / Контентус. -2013. - № 11 (16). - С. 1-7.
13. Барулин С. В., Ермакова Е. А., Степаненко В. В. Налоговый менеджмент: учебник для бакалавров / С. В. Барулин, Е. А.Ермакова, В. В.Степаненко. - М.:Дашков и К, 2012. - 384 с.
14. Богданова Е. П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. П. Богданова. - М.: МФПА, 2010. - 432 с.
15. Бородина Н.Н., Дворникова Т.П. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля / Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы.- 2015. - С. 184-188.
16. Бухарина Н.О. Правовые основы налогового контроля в РФ /Бухарина Н.О.// Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 3. С. 336-339.
17. Васильева Н.В. К вопросу о формах и методах налогового контроля // Академический юридический журнал. - 2013. - № 2 (52). - С. 31-35.
18. Васюченкова Л.В. О налоговом мониторинге как новой форме налогового контроля / В сборнике: Пути социально-экономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации. - 2015. - С. 293-297.
19. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2010. - № 5. - С. 9-16.
20. Герасименко В.П. Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2013. - 384 с.
21. Голубцова Е.В. Новации в методах налогового администрирования /Голубцова Е.В., Юлгушева Л.Ш., Акопян Г.К.// Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 9-7. С. 29-33.
22. Гринкевич Л.С., Лабунец Ю.Е. Исследование теоретической основы понятий "форма" и "метод" налогового контроля // Современная наука. - 2010. - № 2. - С. 63-67.
23. Груздева В.Г. Методические аспекты комплексной оценки эффективности основных форм налогового контроля: дисс. ... кан.эк.наук / Груздева В.Г. - Нижний Новгород, 2010.
24. Гузаиров М.Б. Совершенствование оценки эффективности деятельности налоговых органов / Гузаиров М.Б., Аристархова М.К., Кузьмина Е.А. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 46-51.
25. Гурдзибеева А.А. Направления повышения эффективности налогового контроля на современном этапе налоговой реформы /Гурдзибеева А.А.// Известия Горского государственного аграрного университета. 2014. Т. 51. № -1.
С. 131-134.
26. Дадашев А. З., Пайзулаев И. Р. Налоговый контроль в Российской Федерации: учеб. пособие / А. З. Дадашев, И. Р. Пайзулаев. - М.: КноРус, 2009. - 314 с.
27. Едронова В.Н., Майорова И.М. Оценка результативности камеральных налоговых проверок / Финансы и кредит. - 2007. - № 22 (262). - С. 8-13.
28. Ефремова Т.А. Налоговый контроль как форма налоговых правоотношений // Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. - № 8-2. - С. 82-86.
29. Журавская В.А., Пономарев О.В. Камеральные налоговые проверки: правовые и организационные проблемы проведения / Актуальные вопросы современной науки. - 2011. - № 17-2. - С. 227-236.
30. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие /. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 320 с.
31. Зубкова М.Б. Налоговый контроль в российской федерации: основные направления развития / Зубкова М.Б. // Ученые записки Института управления, бизнеса и права. Серия: Экономика. 2013. Т. 1. № 3. С. 149-151.
32. Ильин А.В. О состоянии налогового контроля в России /Ильин А.В. // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 5. С. 135-139.
33. Калинин Я.В. Камеральная налоговая проверка / Бухгалтерский учет. - 2012. - № 11. - С. 116-120.
34. Кислякова И.И. Совершенствование механизма налогового контроля как фактор увеличения доходов бюджетной системы / Россия в новых социально-экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития. - 2015. - С. 8-11.
35. Корень А.В. Электронное мытарство. Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. - 2007. - № 9-1. - С. 94-99.
36. Корень А.В., Звягинцева А.С. Организация контрольной работы налоговых органов: методы и пути её совершенствования /Корень А.В., Звягинцева А.С.// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3-1. С. 59-62.
37. Корень А.В., Звягинцева А.С. Организация налоговых проверок и критерии оценки её эффективности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-3. - С. 548-551.
38. Корень А.В., Звягинцева А.С. Организация налоговых проверок и критерии оценки её эффективности / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - С. 184-188.
39. Королева Т.Н. Формы налогового контроля / Актуальные проблемы современной науки. - 2014. - № 6 (79). - С. 101-107.
40. Косаренко Н. Н. Налоговое право [Электронный ресурс]: учебнометодический комплекс / Н. Н. Косаренко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФЛИНТА : НОУ ВПО «МПСИ», 2011. - 184 с.
41. Красницкий В. А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования / В. А. Красницкий - М.: Финансы и статистика, 2008. - 241 с.
42. Кривцова М.К. Особенности камеральной налоговой проверки / Векторы развития современной науки. - 2015. - № 1. - С. 133-135.
43. Крохина Ю. А. Налоговое право России: Учебник для вузов / Ю.А. Крохина, Н.С. Бондарь, В.В. Гриценко, И.И. Кучеров; Отв. ред. Ю.А. Крохина. - 5-e изд., испр. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 704 с.
44. Кузнецов Н.Г., Поролло Е.В., Шелепов В.Г. Развитие методов налогового контроля как фактор сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2013. - № 41 (569). - С. 14-19.
45. Кузьменко В. В. Организация и методика проведения налоговых
проверок: Учебное пособие / В.В.Кузьменко, Н.С.Бескоровайная,
А.А.Рубежной; Под ред. В.В. Кузьменко - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 186 с.
46. Курбатов Т.Ю. О формах и методах налогового контроля // Финансовое право. - 2013. - № 4. - С. 46-48.
47. Лермонтов Ю.М. Камеральная налоговая проверка / Бухгалтерский учет. - 2010. - № 2.- С. 78-86.
48. Майорова И.М. Камеральные налоговые проверки как объект статистического исследования / Дайджест-финансы. - 2007. - № 3. - С. 17-20.
49. Максимов Ю.А., Максимова Е.М. Сравнительная характеристика правового регулирования камеральной и выездной налоговых проверок / Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2013. - № 3 (47).- С. 75-82.
50. Малецкий А.А., Быков И.А. Повышение эффективности камеральной налоговой проверки / Академический вестник. - 2012. - № 2 (20).- С. 268-270.
51. Мешкова Д.А. Налоговый контроль: формы осуществления и
результативность // Бухгалтер и закон. - 2011. - № 6. - С. 10-12.
52. Нестеров Г. Г., Попонова Н. А., Терзиди А. В. Налоговый контроль: учеб. Пособие / Г. Г. Нестеров, Н. А.Попонова, А. В. Терзиди.- М.: Эксмо, 2009. - 262 с.
53. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории / О.А. Ногина. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 374 с.
54. Нуримухаметов Р.М., Якупов З.С. Взаимовлияние различных форм и видов налогового контроля на ее эффективность // Сегодня и завтра Российской экономики. - 2013. - № 58. - С. 73-80.
55. Орлова Е.Ю. Влияние аналитической составляющей контрольных мероприятий на совершенствование организации налогового контроля /Орлова Е.Ю.// Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. № 15. С. 121126.
56. Осокина И. В. Налоговый контроль в налоговом процессе: Учебник / И.В. Осокина, М.Е. Косов. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 448 с.
57. Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм. - М.: Гелиос АРВ, 2012. - 776 с.
58. Подзорова М.А. Анализ процесса проведения камеральной налоговой проверки / Векторы развития современной науки. - 2015. - № 1. - С. 163-165.
59. Полтева А.М. Совершенствование форм и организационно-правовых методов проведения камеральных налоговых проверок // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 26-28.
60. Попов Е.М. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. М. Попов. - 2-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2013. - 319 с.
61. Попонова Н.А. и др. Организация налогового учета и налогового контроля: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2013. - 624 с.
62. Ройбу А.В. Налоговые проверки / А.В.Ройбу.- М.: Экзамен, 2013. —
336 с.