Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Работа №52654

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
486
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические основы камеральных налоговых проверок 5
1.1 Понятие и сущность камеральных налоговых проверок 5
1.2 Этапы организации камеральных налоговых проверок 15
1.3 Международный опыт организации и проведения камеральных налоговых
проверок 25
2. Практические основы камеральных налоговых проверок 36
2.1. Особенности организации и проведения камеральных налоговых
проверок 36
2.2. Анализ показателей результативности камеральных налоговых
проверок 52
3. Перспективы развития камеральных налоговых проверок 70
3.1. Совершенствование порядка организации и проведения камеральных
налоговых проверок 70
3.2. Направления повышения результативности камеральных налоговых
проверок 79
Заключение 88
Список использованной литературы


Неотъемлемым условием функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициям к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.
В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии. В соответствии со ст. 88 НК РФ Камеральная налоговая проверка - это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговые органы, а также документов, которые имеются у налогового органа. Камеральные налоговые проверки в большинстве налоговых органов осуществлялись по временным методическим рекомендациям по различным видам налогов, разработанными, в том числе и региональными инспекциями. При этом, предлагалась арифметическая сверка отдельных показателей представленных расчетов, их соответствие бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, также проверка своевременности и правильности оформления расчетов (налоговых деклараций).
Согласно статистике за 2016 год было проведено 40 млн. камеральных проверок, по результатам которых федеральный бюджет пополнился на 102,3 млрд. руб. недоимок, пеней и штрафов. В 2015 году налоговые органы России по результатам 37,3 млн. камеральных проверок организаций и физических лиц дополнительно начислили налоговых платежей, пеней и санкций на сумму 188,5 млрд. рублей, что на 19% больше, чем в 2014 году. Таким образом, актуальность дипломной работы обусловлена тем, что разработка эффективности проведения камеральных налоговых проверок помогает выявить недостатки в механизме проверки и, в дальнейшем, предупредить и снизить правонарушения налогоплательщика.
Актуальность темы исследования заключается в том, что сегодня камеральные проверки - приоритетное направление контрольной работы налоговых органов.
Целью настоящей работы является исследование теоретических основ и практических аспектов, выявление проблем организации и перспективы развития камеральных налоговых проверок.
Осуществление поставленной цели предопределило решение ряда следующих задач:
- исследовать теоретические вопросы касающиеся определения понятия, сущности, цели и задач камеральной налоговой проверки, а так же этапов её проведения;
- провести сравнительный анализ организации и проведения камеральных налоговых проверок в других странах;
- выявление особенностей организации и проведения камеральных проверок, а также проблем применения действующего законодательства на практике,
- провести анализ основных показателей результативности камеральных налоговых проверок в Российской Федерации за последние пять лет.
- обозначить основные направления совершенствования проведения камеральных налоговых проверок;
- выявить основные направления повышения результативности камеральных налоговых проверок.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных (Кваша Ю., Ногина О.А., Мишустин М.В., Козырин А.Н., Нестеров Г.Г., Мардасова М.Е., Брызгалин А.В.) и зарубежных (Фалмер Р., Буссе Р., Блауг М., Хелблинг К.К.) авторов, нормативно - правовые акты Российской Федерации, статистическая информация ФНС, Росстата, документы Министерства финансов Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведённого исследования теоретических основ и практических аспектов камеральных налоговых проверок представляется возможным сделать следующие выводы.
Во-первых, отсутствие нормативно закреплённого понятия камеральной налоговой проверки привело к появлению различных подходов определения её понятия и сущности. Одни авторы рассматривают камеральную налоговую проверку как процессуальное действие по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Другие - как деятельность налоговых органов по осмотру и исследованию первичной учетной и отчетной документации, связанной с уплатой налоговых платежей. Третьи рассматривают камеральную налоговую проверку в качестве совокупности специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов. Существует точка зрения, согласно которой камеральная проверка - это один из способов осуществления такой формы налогового контроля как камеральный и выездной налоговый контроль. Однако отражающим наиболее полно сущность, цели, задачи камеральной проверки является подход, в соответствии с которым камеральная налоговая проверка понимается как основная форма осуществления налогового контроля, проводимого налоговыми органами за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Во-вторых, современная экономическая наука содержит несколько теоретических подходов к выделению этапов проведения камеральной налоговой проверки. Согласно первого подхода, выделяются пять этапов проведения камеральной проверки: приём документов, введение информации налоговых деклараций в информационную систему проверка достоверности данных налоговых деклараций, оформление результатов проведения налоговой проверки, принятие решения по итогам рассмотрения материалов поверки. В соответствии с вторым подходом вся процедура проведения камеральных налоговых проверок распределяется на шесть этапов: проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости из заполнения и т.д.); арифметический контроль; проверка своевременности представления данных налоговой отчетности; проверка обоснованности применения налоговых ставок, льгот; проверка правильности исчисление налоговой базы. Однако наиболее соответствующим действующему законодательству является традиционный подход, согласно которого существуют четырёх этапов проведения камеральной налоговой проверки: приём документов, проверка достоверности данных налоговых деклараций, оформление результатов проведения налоговой проверки, принятие решения по итогам рассмотрения материалов поверки.
В-третьих, анализ международного опыта организации и проведения камеральных налоговых проверок в таких странах как США, Канада, Германия, Франция, Украина позволяет сделать вывод, что, несмотря на имеющиеся исторические, географические различия, особенности государственного устройства, элементы организации и проведения камеральных налоговых проверок в указанных странах (касаемо порядка отбора деклараций для налоговой проверки, необходимости предварительного решения и уведомления о проведении камеральной проверки, сроков её проведения, порядка оформления результатов камеральной налоговой проверки) имеют много общего, в том числе и с Российской Федерацией, вследствие сопоставимости систем налогового контроля данных стран по вышеуказанным критериям.
В-четвёртых, в каждом этапе организации и проведения камеральных налоговых проверок в Российской Федерации имеются свои особенности, отличающие её от выездных налоговых проверок, а именно: особый вид документов, являющихся объектом проверки; отсутствие необходимости предварительного решения налоговых органов и уведомления налогоплательщика о начале процедуры камеральной проверки; проведение камеральных проверок в отношении всех хозяйствующие субъекты на территории Российской Федерации; трёхмесячный срок её проведения; проведение проверки на территории проверяющего налогового органа; ограниченное количество допустимых мероприятий налогового контроля по получению информации, необходимой для проведения проверки (истребование документов, пояснений, уточнений, осмотр); оформление результатов проверки Актом только в случае выявления указанных нарушений; принятие решения по материалам камеральной проверки только в случае составления Акта камеральной проверки.
В-пятых, сравнительный анализ статистических данных за период с 2012 по 2016 годы таких показателей как общее количество проведённых камеральных налоговых проверок, количество камеральных проверок с выявлением факта нарушения законодательства о налогах и сборах, процент результативных налоговых проверок; суммы доначислений по результатам камеральных проверок и их динамика по сравнению с предыдущими периодами, сумма доначислений, приходящихся на одну камеральную проверку, выявившую нарушения, темпы роста основных показателей в сравнении с предыдущими периодами, характеристики отклонения основных показателей в сравнении с предыдущими периодами, позволяет сделать вывод о повышении к 2016 году эффективности работы налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок как в Республике Татарстан, так и в Российской Федерации в целом. Согласно официальных данных Федеральной налоговой службы Российской Федерации за 2016 год было проведено 40 млн. камеральных проверок, по результатам которых федеральный бюджет пополнился на 102,3 млрд. руб. недоимок, пеней и штрафов, что почти вдвое превосходит показатели прежних годов.
В-шестых, несмотря на стабилизацию налогового контроля в стране, существует ряд проблем, требующих решения: отсутствие достаточного правового регулирования порядка организации и проведения камеральных проверок; сложность выявление теневого оборота и осуществления контроля за теневым сектором экономики, сложность выявления незарегистрированной предпринимательской деятельности; создание «фирм- однодневок», намеренное занижение недобросовестными налогоплательщиками суммы налога, подлежащей к уплате в бюджет, и занижение суммы НДС, вследствие применения необоснованных налоговых вычетов; представление налогоплательщиком поддельных документов и счетов-фактур, подтверждающих налоговые вычеты по НДС, ограничение срока проведения проверки тремя месяцами с даты представления декларации проверяемым лицом, неправильное указание кодов в книгах покупок и продаж и несоответствия в нумерации счетов-фактур, отраженных в налоговой декларации по НДС.
Указанные проблемы могут быть решены через совершенствование порядка организации и проведения камеральных налоговых проверок прежде всего путём внесения изменений в законодательство РФ о налогах и сборах в целях урегулирования: сроков начала и окончания камеральных налоговых проверок; возможности продления трёхмесячного срока проведения камеральных налоговых проверок; перечня документов, представление которых является обязанностью налогоплательщиков по требованию налогового органа при применении ими вычетов по НДС; урегулирования порядок действий в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в установленные сроки; правовой природы налоговой декларации, представленной в период проведения камеральной проверки, а именно, что такая налоговая декларация является «уточнённой»; института дополнительных мероприятий налогового контроля, используемых при проведении камеральных налоговых проверок; понятия «фирма - однодневка», его определения и признаков; создания специализированных структур на государственном уровне, занимающихся изучением и выявлением схем уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов; ответственности за незаконное возмещение НДС.
В-седьмых, повышению эффективности налогового контроля в Российской Федерации будет способствовать повышения результативности камеральных налоговых проверок за счёт разработки и введения в действия таких направлений как:
1. укрепление информационно-технологического обеспечения и материально-технической базы за счёт внедрения новых технологий в работе налоговых органов, а именно внедрение нейросетевой модели, что позволит создать эффективную систему отбора налогоплательщиков для проведения камеральных проверок, а также сократит трудоёмкость проверки достоверности данных в представленных налоговых декларациях,
2. усиление кадрового обеспечения, а именно, использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы, разработка более профессиональных стандартов деятельности сотрудников налоговых органов и их мотивация на увеличение результативности;
3. повышение уровня грамотности налогоплательщиков по оформлению и представлению в налоговые органы документов налоговой отчётности путём регулярного проведения обучающих семинаров на безвозмездной основе.
Предлагаемые направления необходимо развивать в их совокупности. Только при таком подходе можно добиться повышения результативности камеральных налоговых проверок. Достижению указанной цели также может способствовать изучение и внедрение положительного опыта других стран.



1. Айтхожина Г.С. «Налоговые проверки как формы налогового контроля»/ Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 3. С. 145-149.
2. Архипов А.А. «Сроки в налоговом праве». С. 95.
3. Ахметшин Р.И. «Конституционно-правовое значение процедурных норм в налоговом законодательстве (на примере налоговых проверок)». Налоговое право в решениях Конституционного суда Российской Федерации. Сборник материалов научно-практической конференции. Москва. 2014 г.
4. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по
законодательству США. М., 2008.
5. Березова О.А., Зайцев Д.А. «О некоторых вопросах применения АПК РФ при рассмотрении арбитражными судами споров, возникающих из налоговых правоотношений» // Законодательство. 2004. N6.
6. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
7. Брызгалин А.В. Практическая налоговая энциклопедия. Том
"Налоговые проверки" (под ред. Брызгалина А.В. - 2007 - 2013 г.)
8. Голикова О.В. Нестеренко Е.Г. Методика оценки эффективности контрольной работы налоговых органов // Вестник Волжского университет а им. В.Н. Татищева. — 2009. — № 16. — с. 80—89.
9. Едронова В.Н., Майорова И.М.. «Оценка результативности
камеральных налоговых проверок»// Налогообложение, 22(262) - 2007.
10. Задёра О.А.
Совершенствование методики оценки результативности налогового контроля // Успехи современного естествознания. — 2014. —№ 11. — с. 60—63.
11. Ильин А.Ю. Формирование организационно-правового механизма налогового контроля в современных условиях: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007. - 28 с..
12. Карташов В.Н. «Профессиональная юридическая деятельность (вопросы теории и практики)». Ярославль, 1992. С. 5.
13. Кваша Ю. Налоговый контроль : налоговые проверки и пр-во по фактам налоговых правонарушений : учеб.-практ. пособие / Ю. Ф. Кваша, В. Н. Ковалев и др.; под ред. Ю. Ф. Кваши. М. : Юристъ, 2001. - 540 с.
14. Клейменова М.О. Налоговое право: Учебное пособие. М.:—
"Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2013.
15. Козырин А.Н. Введение в российское налоговое право: Учебное пособие / А. Н. Козырин. — М.: Институт публично-правовых исследований, 2014.,
16. Кочкин М. «Камеральная налоговая проверка декларации по НДС», 2008, N 10
17. Крохина Ю.А. Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 311.
18. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права. В 6 т. Т. 1. Генезис
налогового регулирования. В 2 ч. Ч. 1. - Харьков: Легас, 2002. - 665 с.
19. Лопатников А.В. Комментарий к главе 14 НК РФ. Краткий комментарий к части первой Налогового кодекса РФ / Под ред. Э.М. Цыганкова. М.: Спарк, 1998. С. 116 - 119
20. Лукашев А.А «О проблеме комплексности в финансово-правовом регулировании» 2003 г.
21. Лукаш Ю.А.. Права налогоплательщика. - М.: Книжный мир, 2001. - 406 с.
22. Макаров А.В. «Обсуждение законопроекта о налоговом
администрировании продолжается» // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банк, №1/2006
23. Мардасова М.Е. «Сроки в налоговом процессе»,- «Инфотропик Медиа», 2016
24. Мишустин М.В. «Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России».- Монография. - М.: Юнити-Дана,2003.
25. Морозова Т.С. «Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов»// Научное сообщество студентов XXI столетия.Экономические науки: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: http://sibac.info/archive/economy/5(32).pdf (дата обращения: 04.06.2017)
26. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие, 2-е издание, перераб. и доп. / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов // М.: Дело и сервис, 2011. - 432с.
27. Нестеров Г.Г., Попонов Н.А., Терзи-ди А.В. Налоговый контроль: учеб. пособие. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. -384 с.
28. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. - СПб.: Питер, 2002.
29. Павлова Л.П. «Налогообложение компаний США, осуществляющих деятельность за рубежом, и использование этого опыта в России». Монография. М.: Оргсервис - 2003.
30. Пайзулаев И.Р. «Организация и методика проведения налоговых проверок : учебное пособие для студентов вузов», 2015 г.
31. Пансков В.Г. Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. - М.: МЦФЭР, 2003. - 336 с
32. Пепеляев С.Г. «Налоговое право». М.: Юристъ, 2004.
33. Петрова Г.В. «Общая теория налогового права». М.: ФБК-ПРЕСС, 2004.
34. Подробнее о практике случайного выборочного контроля см.: OECD (2013). Tax Administration 2013: Comparative Information on OECD and Other Advanced and Emerging Economies [Электронный ресурс]
35. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации : Учебное пособие - М: Феникс, 2001. - 350с.
36. Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы. - 2000. - № 10. - С. 32-34.
37. Ордынская Е.В. «Организация и методика проведения налоговых проверок»: учебник для бакаларов».- М.: Юрайт, 2013.
38. Савин Д.А. Зарубежный опыт организации служб налогового контроля // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 7.
39. Садовская Т.Д. Правовые и организационные аспекты совершенствования налогового контроля в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. - 26 с.
40. Семенова О. Ю., Киселева Н. В. «Анализ эффективности налогового контроля». Костромской государственный технологический университет 2012 г.
41. Слом В.И. «Снова о юридических аспектах налогообложения». Статья. "Налоговый вестник", 1999, №7.
42. Соболева Г.В. Оценка результативности налогового администрирова ния в Российской Федерации // Вестник Финансового университета. — 2013. — № 6. — с. 21—34.
43. Староверова О.В. «Налоговый процесс: Учеб. пособие для вузов» / Под ред.проф. Н.М. Коршунова. М., 2004.
44. Терзиди А.В., Попонова Н.А., Нестеров Г.Г. «Организация налогового учёта и налогового контроля: Учеб.пособие». - М.:Эксмо, 2006.
45. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь. - М.: Юристъ, 2000. -572 с
46. Храмова К.А., Сазонова И.В. «Налоговые проверки в Российской Федерации и США: сходства и различия». Пензенский государственный университет. Пенза. 2015.
47. Черник Д.Г. «Налоги в рыночной экономике». М., 1997.
48. Шаталов С.Д.. //Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы// - М.:МЦФЭР, 2010
49. Шевелева О.Н. Налоговое право России. Общая часть.- М.: Юристъ, 2001. - 490 с.
50. Шестякова Е.В. «Налоговые проверки от «А» до «Я».- Ростов н/Д: Феникс, 2014,
51. Цинделиани И.А. «Налоговое право: учебник для бакалавров», 2-е изд. - Москва: Проспект, 2017.
52. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие./ Л.В. Попова, И.А. Дрожжина. Б.Г. Маслов// М.: Дело и сервис, 2011.
53. Гузаиров М. Б., Аристархова М. К., Кузьмина Е. А. Совершенствование оценки эффективности деятельности налоговых органов // Вестник МГОУ. Сер.: Экономика.2011. № 4.
54. Ю.Б. Мельников, А.Л. Анисимов «О методиках оценки эффективности деятельности налоговых органов с позиции экономико-математического моделирования»// Известия УрГЭУ, 1(69),2017.
55. Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А., Велиев М., Анхаева А.А. «Совершенствование контрольной работы налоговых органов по исчислению и взиманию налоговых платежей в РФ» // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 9-1. - С. 102-106.
56. Яшина Н.И. «Оценка эффективности налогового контроля с учётом риска исполнения налоговых обязательств»//Известия УрГЭУ, 3(65),2016.
57. Фалмер Роберт М. Энциклопедия современного управления / Пер. с англ. - М.: ВИПК ЭНЕРГО, 1992. Т.1-5; Киллен К. Вопросы управления / Пер. с англ.- М., 1981.
58. Буссе Р. Налоговые споры: практика разрешения в Германии / Р. Буссе // Финансы. 2008. - № 7.
59. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе, (пер. с англ. Буклмешева О.В.) М.: Дело ЛТД, 1994.
60. Хелблинг К.К. Теневой сектор в странах развивающейся демократии. Аналитический отчет // www.cipe.ru.
Законодательные и нормативные акты:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2000, № 32, ст. 3340.
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесение изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3672.
3. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 09.09.2003 № АС-4-
05/27дсп «Об утверждении методических рекомендаций по проведению камеральных налоговых проверок расчетов по авансовым платежам (деклараций) по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемых лицами,
производящими выплаты физическим лицам: организациями;
индивидуальными прeдпринимателями; физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями».
4. Приказ МНС России от 21.08.2003 № БГ-4-06/24 дсп@ «Регламент проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов».
5. Приказ МНС России от 17.11.2003 №БГ-3-06/627 «Единые требования к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным проверкам».
6. Приказ МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/ 705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых
7. Письмо Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области от 30.03.2004 г. № 05-15/4809 «О проведении камеральных налоговых проверок по единому социальному налогу».
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации».
9. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных сложений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
10. Письмо Министерства Финансов РФ N 03-02-08/28 от 05.05.2010 года.
11. Письмо Министерства Финансов РФ от 31.05.2007 N 03-02-07/1-267.
12. Письмо УФНС России по г. Москве от 21.02.2011 N 16-15/15881
13. Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 03.10.2012


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ