КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников
1.1. Теоретические аспекты исследования коммуникативных характеристик
прогностической компетентности 6
1.2. Особенности коммуникативных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нарушениями речи 14
Выводы по I главе 21
Глава II. Эмпирическое исследование коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи
2.1. Организация, содержание и результаты исследования коммуникативных характеристик прогностической компетентности детей младшего школьного
возраста с нарушениями речи 23
2.2. Коррекционно-развивающий проект по формированию коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших
школьников 41
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения 62
Глава I. Теоретические основы исследования коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников
1.1. Теоретические аспекты исследования коммуникативных характеристик
прогностической компетентности 6
1.2. Особенности коммуникативных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нарушениями речи 14
Выводы по I главе 21
Глава II. Эмпирическое исследование коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи
2.1. Организация, содержание и результаты исследования коммуникативных характеристик прогностической компетентности детей младшего школьного
возраста с нарушениями речи 23
2.2. Коррекционно-развивающий проект по формированию коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших
школьников 41
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения 62
Актуальность проблемы изучения особенностей коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи обусловлена возросшим вниманием исследователей к процессам успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время вопрос социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья стоит достаточно остро, что нашло отражение в работах В. Д. Менделевича, Е. А. Сергиенко, Г. Е. Журавлева, И. А. Зимней, где отмечается, что одним из факторов психологически здоровой, умеющей преодолевать жизненные трудности личности является сформированная способность к прогностической деятельности, а нарушение способности к прогнозированию предопределяет социальную дезадаптацию.
Таким образом, можно предположить, что одним из условий успешной социализации является сформированная готовность к прогнозированию как способности личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением. В исследованиях В. Д. Менделевича данная способность характеризуется как прогностическая компетентность.
Недостаточно изученной до настоящего времени можно считать проблему формирования готовности к прогнозированию у детей младшего школьного возраста, в частности коммуникативных характеристик прогностической компетентности данной группы детей, чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования: разработать коррекционно-развивающий проект по формированию речевого прогнозирования в различных видах деятельности у младших школьников с нарушениями речи с учетом выявленных у них особенностей коммуникативных характеристик.
Объект исследования: особенности прогностической компетентности детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования: особенности коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: если в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи учитывать особенности развития речевого прогнозирования, то процесс формирования
прогностической компетентности будет более успешным.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1. На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы рассмотреть состояние изученности проблемы формирования прогностической компетентности в норме и при нарушениях речи.
2. Провести исследование, направленное на изучение коммуникативных характеристик прогностической компетентности в норме и при нарушениях речи у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности коммуникативных характеристик
прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи и разработать коррекционно-развивающий проект по формированию речевого прогнозирования в различных видах деятельности у данной категории детей.
Методологической основой исследования выступили работы по изучению прогностической компетентности (антиципационной состоятельности) В. Д. Менделевича, Н. П. Ничипоренко, М. М. Солобутиной, А. И. Ахметзяновой. При рассмотрении коммуникативных характеристик прогностической компетентности особое значение имеет концепция Р. М. Фрумкиной. В данной концепции объясняется механизм речевого прогнозирования. Важным положением в рамках изучения речевых предвосхищений в смысловом восприятии языковых средств является сведения о двухуровневое™ прогнозирования, более подробно раскрытые в работах И. А. Зимней.
Методы исследования: теоретический анализ логопедической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, сбор анамнестических данных, эксперимент, математическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут применяться логопедами, дефектологами и психологами при проведении коррекционных занятий для учета особенностей развития детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Описанные специфические ошибки, возникающие в процессе речевого прогнозирования у детей с тяжелыми нарушениями речи, могут рассматриваться в качестве дифференциально-диагностического критерия оценки уровня речевого развития.
Апробация: результаты исследования были предоставлены на
Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) университета (2017 г.), на XI Международной научно - образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (Казань, 2017 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты (Москва, 2016 г.), на
Международной научно-практической конференции «Образование и личность: разнообразие зон развития. К 120-летию Л. С. Выготского» (Казань, 2017).
Таким образом, можно предположить, что одним из условий успешной социализации является сформированная готовность к прогнозированию как способности личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением. В исследованиях В. Д. Менделевича данная способность характеризуется как прогностическая компетентность.
Недостаточно изученной до настоящего времени можно считать проблему формирования готовности к прогнозированию у детей младшего школьного возраста, в частности коммуникативных характеристик прогностической компетентности данной группы детей, чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования: разработать коррекционно-развивающий проект по формированию речевого прогнозирования в различных видах деятельности у младших школьников с нарушениями речи с учетом выявленных у них особенностей коммуникативных характеристик.
Объект исследования: особенности прогностической компетентности детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования: особенности коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: если в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи учитывать особенности развития речевого прогнозирования, то процесс формирования
прогностической компетентности будет более успешным.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1. На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы рассмотреть состояние изученности проблемы формирования прогностической компетентности в норме и при нарушениях речи.
2. Провести исследование, направленное на изучение коммуникативных характеристик прогностической компетентности в норме и при нарушениях речи у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности коммуникативных характеристик
прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи и разработать коррекционно-развивающий проект по формированию речевого прогнозирования в различных видах деятельности у данной категории детей.
Методологической основой исследования выступили работы по изучению прогностической компетентности (антиципационной состоятельности) В. Д. Менделевича, Н. П. Ничипоренко, М. М. Солобутиной, А. И. Ахметзяновой. При рассмотрении коммуникативных характеристик прогностической компетентности особое значение имеет концепция Р. М. Фрумкиной. В данной концепции объясняется механизм речевого прогнозирования. Важным положением в рамках изучения речевых предвосхищений в смысловом восприятии языковых средств является сведения о двухуровневое™ прогнозирования, более подробно раскрытые в работах И. А. Зимней.
Методы исследования: теоретический анализ логопедической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, сбор анамнестических данных, эксперимент, математическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут применяться логопедами, дефектологами и психологами при проведении коррекционных занятий для учета особенностей развития детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Описанные специфические ошибки, возникающие в процессе речевого прогнозирования у детей с тяжелыми нарушениями речи, могут рассматриваться в качестве дифференциально-диагностического критерия оценки уровня речевого развития.
Апробация: результаты исследования были предоставлены на
Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) университета (2017 г.), на XI Международной научно - образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (Казань, 2017 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты (Москва, 2016 г.), на
Международной научно-практической конференции «Образование и личность: разнообразие зон развития. К 120-летию Л. С. Выготского» (Казань, 2017).
В рамках данной работы проанализированы теоретические и практические работы по проблеме исследования, что позволило более полно раскрыть понятие «прогностическая компетентность», рассмотреть ее коммуникативные характеристики. Существует много исследований, посвященных изучению особенностей прогностической компетентности взрослых при различных психических нарушениях. Исследований, посвященных особенностям прогностической компетентности младших школьников на сегодня недостаточно. Более того, не в полной мере освещена данная проблема применительно к младшим школьникам с нарушениями речи.
Для детей с нарушениями речи, помимо специфического речевого дефекта, характерны парциальные нарушения общения и поведения в целом. Типичными для детей с нарушениями речи являются речевой негативизм, снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации. Часто дети с нарушениями речи не заинтересованы в контактах, не умеют ориентироваться в ситуации общения. Нарушения речи задерживают формирование речевого прогнозирования, что приводит к прогностической некомпетентности.
В ходе нашего исследования были изучены особенности речевого прогнозирования младших школьников с нарушениями речи. Анализ полученных результатов показал, что готовность к речевому
прогнозированию у детей младшего школьного возраста с нормативным развитием формируется к 10-11 годам, у детей с нарушениями речи в более пролонгированные сроки и имеет специфические особенности, обусловленные нарушениями речи. Это проявляется в неумении прогнозировать, предвосхищять социально-психологические ситуации, программировать предстоящее общение, управлять данным процессом в социально-психологическом аспекте из-за неспособности планировать коммуникативную ситуацию и прогнозировать ее исход, реализовывать коммуникативный замысел в соответствии с социальными нормами с помощью нахождения адекватных теме общения способов коммуникации и форм взаимодействия между людьми. Проведенный количественнокачественный анализ полученных в ходе данного исследования результатов, позволяет предположить, что нарушения речи негативно влияют на формирование речевого прогнозирования, что в дальнейшем может привести к формированию у данной категории детей отклоняющего поведения.
Изучение речевого прогнозирования в различных видах деятельности, а именно в ситуациях взаимодействия и сотрудничества позволяют сделать вывод о том, что дети с нарушениями речи, начиная с третьего класса, наиболее успешно строят общение в ситуациях сотрудничества со сверстниками.
На основании полученных результатов исследования, нами был создан коррекционно-развивающий проект «Учимся прогнозировать», основной целью которого является формирование речевого прогнозирования у младших школьников с нарушениями речи.
По результатам проведенной нами работы можно сказать, что поставленная нами цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, а полученные результаты позволяют говорить о влиянии нарушений речи на формирование прогностической компетентности, в частности на ее коммуникативные характеристики.
Это новое знание, пополняющее представления об особенностях детей с тяжелыми нарушениями речи, которые являются важными как для психологии, так и для дефектологии, логопедии.
Для детей с нарушениями речи, помимо специфического речевого дефекта, характерны парциальные нарушения общения и поведения в целом. Типичными для детей с нарушениями речи являются речевой негативизм, снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации. Часто дети с нарушениями речи не заинтересованы в контактах, не умеют ориентироваться в ситуации общения. Нарушения речи задерживают формирование речевого прогнозирования, что приводит к прогностической некомпетентности.
В ходе нашего исследования были изучены особенности речевого прогнозирования младших школьников с нарушениями речи. Анализ полученных результатов показал, что готовность к речевому
прогнозированию у детей младшего школьного возраста с нормативным развитием формируется к 10-11 годам, у детей с нарушениями речи в более пролонгированные сроки и имеет специфические особенности, обусловленные нарушениями речи. Это проявляется в неумении прогнозировать, предвосхищять социально-психологические ситуации, программировать предстоящее общение, управлять данным процессом в социально-психологическом аспекте из-за неспособности планировать коммуникативную ситуацию и прогнозировать ее исход, реализовывать коммуникативный замысел в соответствии с социальными нормами с помощью нахождения адекватных теме общения способов коммуникации и форм взаимодействия между людьми. Проведенный количественнокачественный анализ полученных в ходе данного исследования результатов, позволяет предположить, что нарушения речи негативно влияют на формирование речевого прогнозирования, что в дальнейшем может привести к формированию у данной категории детей отклоняющего поведения.
Изучение речевого прогнозирования в различных видах деятельности, а именно в ситуациях взаимодействия и сотрудничества позволяют сделать вывод о том, что дети с нарушениями речи, начиная с третьего класса, наиболее успешно строят общение в ситуациях сотрудничества со сверстниками.
На основании полученных результатов исследования, нами был создан коррекционно-развивающий проект «Учимся прогнозировать», основной целью которого является формирование речевого прогнозирования у младших школьников с нарушениями речи.
По результатам проведенной нами работы можно сказать, что поставленная нами цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, а полученные результаты позволяют говорить о влиянии нарушений речи на формирование прогностической компетентности, в частности на ее коммуникативные характеристики.
Это новое знание, пополняющее представления об особенностях детей с тяжелыми нарушениями речи, которые являются важными как для психологии, так и для дефектологии, логопедии.
Подобные работы
- КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Коммуникативные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Рече-коммуникативная функция прогностической компетентности у младших школьников с нарушением речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - РЕЧЕ-КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (НА ПРИМЕРЕ РЕЧЕ-КОММУНИКАТИВНОГО АСПЕКТА)
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



