Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №52502
Тип работыБакалаврская работа
Предметлогопедия
Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников
1.1. Теоретические аспекты исследования коммуникативных характеристик
прогностической компетентности 6
1.2. Особенности коммуникативных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нарушениями речи 14
Выводы по I главе 21
Глава II. Эмпирическое исследование коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи
2.1. Организация, содержание и результаты исследования коммуникативных характеристик прогностической компетентности детей младшего школьного
возраста с нарушениями речи 23
2.2. Коррекционно-развивающий проект по формированию коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших
школьников 41
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения 62


Актуальность проблемы изучения особенностей коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи обусловлена возросшим вниманием исследователей к процессам успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время вопрос социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья стоит достаточно остро, что нашло отражение в работах В. Д. Менделевича, Е. А. Сергиенко, Г. Е. Журавлева, И. А. Зимней, где отмечается, что одним из факторов психологически здоровой, умеющей преодолевать жизненные трудности личности является сформированная способность к прогностической деятельности, а нарушение способности к прогнозированию предопределяет социальную дезадаптацию.
Таким образом, можно предположить, что одним из условий успешной социализации является сформированная готовность к прогнозированию как способности личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением. В исследованиях В. Д. Менделевича данная способность характеризуется как прогностическая компетентность.
Недостаточно изученной до настоящего времени можно считать проблему формирования готовности к прогнозированию у детей младшего школьного возраста, в частности коммуникативных характеристик прогностической компетентности данной группы детей, чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования: разработать коррекционно-развивающий проект по формированию речевого прогнозирования в различных видах деятельности у младших школьников с нарушениями речи с учетом выявленных у них особенностей коммуникативных характеристик.
Объект исследования: особенности прогностической компетентности детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования: особенности коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: если в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи учитывать особенности развития речевого прогнозирования, то процесс формирования
прогностической компетентности будет более успешным.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1. На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы рассмотреть состояние изученности проблемы формирования прогностической компетентности в норме и при нарушениях речи.
2. Провести исследование, направленное на изучение коммуникативных характеристик прогностической компетентности в норме и при нарушениях речи у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности коммуникативных характеристик
прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи и разработать коррекционно-развивающий проект по формированию речевого прогнозирования в различных видах деятельности у данной категории детей.
Методологической основой исследования выступили работы по изучению прогностической компетентности (антиципационной состоятельности) В. Д. Менделевича, Н. П. Ничипоренко, М. М. Солобутиной, А. И. Ахметзяновой. При рассмотрении коммуникативных характеристик прогностической компетентности особое значение имеет концепция Р. М. Фрумкиной. В данной концепции объясняется механизм речевого прогнозирования. Важным положением в рамках изучения речевых предвосхищений в смысловом восприятии языковых средств является сведения о двухуровневое™ прогнозирования, более подробно раскрытые в работах И. А. Зимней.
Методы исследования: теоретический анализ логопедической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, сбор анамнестических данных, эксперимент, математическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут применяться логопедами, дефектологами и психологами при проведении коррекционных занятий для учета особенностей развития детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Описанные специфические ошибки, возникающие в процессе речевого прогнозирования у детей с тяжелыми нарушениями речи, могут рассматриваться в качестве дифференциально-диагностического критерия оценки уровня речевого развития.
Апробация: результаты исследования были предоставлены на
Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) университета (2017 г.), на XI Международной научно - образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (Казань, 2017 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты (Москва, 2016 г.), на
Международной научно-практической конференции «Образование и личность: разнообразие зон развития. К 120-летию Л. С. Выготского» (Казань, 2017).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В рамках данной работы проанализированы теоретические и практические работы по проблеме исследования, что позволило более полно раскрыть понятие «прогностическая компетентность», рассмотреть ее коммуникативные характеристики. Существует много исследований, посвященных изучению особенностей прогностической компетентности взрослых при различных психических нарушениях. Исследований, посвященных особенностям прогностической компетентности младших школьников на сегодня недостаточно. Более того, не в полной мере освещена данная проблема применительно к младшим школьникам с нарушениями речи.
Для детей с нарушениями речи, помимо специфического речевого дефекта, характерны парциальные нарушения общения и поведения в целом. Типичными для детей с нарушениями речи являются речевой негативизм, снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации. Часто дети с нарушениями речи не заинтересованы в контактах, не умеют ориентироваться в ситуации общения. Нарушения речи задерживают формирование речевого прогнозирования, что приводит к прогностической некомпетентности.
В ходе нашего исследования были изучены особенности речевого прогнозирования младших школьников с нарушениями речи. Анализ полученных результатов показал, что готовность к речевому
прогнозированию у детей младшего школьного возраста с нормативным развитием формируется к 10-11 годам, у детей с нарушениями речи в более пролонгированные сроки и имеет специфические особенности, обусловленные нарушениями речи. Это проявляется в неумении прогнозировать, предвосхищять социально-психологические ситуации, программировать предстоящее общение, управлять данным процессом в социально-психологическом аспекте из-за неспособности планировать коммуникативную ситуацию и прогнозировать ее исход, реализовывать коммуникативный замысел в соответствии с социальными нормами с помощью нахождения адекватных теме общения способов коммуникации и форм взаимодействия между людьми. Проведенный количественнокачественный анализ полученных в ходе данного исследования результатов, позволяет предположить, что нарушения речи негативно влияют на формирование речевого прогнозирования, что в дальнейшем может привести к формированию у данной категории детей отклоняющего поведения.
Изучение речевого прогнозирования в различных видах деятельности, а именно в ситуациях взаимодействия и сотрудничества позволяют сделать вывод о том, что дети с нарушениями речи, начиная с третьего класса, наиболее успешно строят общение в ситуациях сотрудничества со сверстниками.
На основании полученных результатов исследования, нами был создан коррекционно-развивающий проект «Учимся прогнозировать», основной целью которого является формирование речевого прогнозирования у младших школьников с нарушениями речи.
По результатам проведенной нами работы можно сказать, что поставленная нами цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, а полученные результаты позволяют говорить о влиянии нарушений речи на формирование прогностической компетентности, в частности на ее коммуникативные характеристики.
Это новое знание, пополняющее представления об особенностях детей с тяжелыми нарушениями речи, которые являются важными как для психологии, так и для дефектологии, логопедии.



1. Алдакушева Е. С. Формирование нравственных ориентиров у младших подростков, склонных к девиантному поведению: на примере специальной коррекционной образовательной организации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. С. Алдакушева. - М., 2015. - 22 с.
2. Алмазова А. А. Проблемы развития устных видов речевой деятельности у школьников с нарушениями речи / А. А. Алмазова,
А. А. Шибанова // Проблемы современного образования. - 2013. - № 2. - С. 123 - 131.
3. Арсеньева М. В. Изучение творческой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием произведений творческой художественной литературы / М. В. Арсеньева, Л. Б. Баряева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1 (142). - С. 100 - 104.
4. Ахметзянова А. И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. .. .канд. псих. наук / А. И. Ахметзянова. - Казань, 2004. - 22 с.
5. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. — М.: «Медиум», 1995. — 323 с.
6. Горбунова С. Ю. Формирование прогностических операций в процессе обучения чтению младших школьников с системными нарушениями речи: авторефдис. .канд. пед. наук / С. Ю. Горбунова. - М., 2001. - 43 с.
7. Дёмышева А. С. Язык как средство социализации младшего школьника / А. С. Демышева //Педагогическое образование в России. - 2015. - № 3. - С. 100 - 103.
8. Денисова О. А. Дошкольная логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / О. А. Денисова. — М.: ВЛАДОС, 2008. - 175 с.
9. Заимцян Д. Р. Формирование глубинных и поверхностных синтаксических структур языка у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Д. Р. Заимцян. - М., 2013. - 22 с.
10. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. -Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. - 432 с.
11. Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И. А. Зимняя. - М.: Наука, 1976. - С. 5-33.
12. Кириллова И. О. Социализация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебной деятельности в общеобразовательной школе // Научно-педагогическое образование. - 2015. - № 3 (9). - С. 83-91.
13. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социологические исследования. - 2003. - № 1. - С. 109-115.
14. Колмогорова Н. С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности: автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. С. Колмогорова. - Барнаул, 2004. - 23 с.
15. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи / И. Ю. Кондратенко. - СПб.: КАРО, 2006. - 240 с.
16. Критская В. П. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание / В. П. Критская, Т. К. Мелешко, Ю. Ф. Поляков. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 254 с.
17. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
18. Ломов Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. — М.: Наука, 1980. — 280 с.
19. Матвеева О. Н. Основные направления социализации младших школьников / О. Н. Матвеева, И. Л. Беккер // Интеграция образования. - 2010. - № 4. - С. 88 - 92.
20. Менделевич В. Д. Неврозология и психосоматическая медицина /
В. Д. Менделевич, С. Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 608 с.
21. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. - М.: Издательский центр
«Академия», 2006. - 304 с.
22. Ничипоренко Н. П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств / Н. П. Ничипоренко // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 123 - 130.
23. Ничипоренко Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 5. - С. 5059.
24. Полторацкая Н. Л. Социализация лиц с особыми образовательными потребностями на базе Смоленского педагогического колледжа: актуальные ресурсы, вызовы, перспективы / Н. Л. Полторацкая, Г. А. Репина // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014.
- № 2. - С. 39 - 47.
25. Преснова О. В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи / О. В. Преснова // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М.: Воронеж, 2001. - С. 104 - 111.
26. Присяжная А. Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых / А. Ф. Присяжная // Педагогика. - 2005. - № 5.
- С. 71 - 78.
27. Пханаева С. Н. Психолого-педагогический аспект работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / С. Н. Пханаева, Б. Х. Хамукова // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2016. - № 5-3. - том 8. - С. 144-148.
28. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи и познания будущего / Л. А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
29. Росс Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт; пер. с англ. В. В. Румынского. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 429 с.
30. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича.
- Спб.: Речь, 2007. - 768 с.
31. Саблева А. С. Коррекционно-развивающая среда как фактор преодоления трудностей социализации детей с тяжелыми нарушениями речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. С. Саблева. - Ярославль, 2007. - 22 с.
32. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие / Е. А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 464 с.
33. Солобутина М. М. Взаимосвязь антиципационных способностей в речевой деятельности с выраженностью дистресса в норме и при невротических расстройствах: дис. .канд. псих. наук / М. М. Солобутина. - Казань, 2009. - 182 с.
34. Солобутина М. М. Антиципационная состоятельность в
структуре профессиональной компетентности / М. М. Солобутина // Вестник ТГГПУ. - 2009. - №17- 18. - С.133-137.
35. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / под ред. Е. Л. Черкасовой, Е. Н. Моргачевой. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
36. Фейгенберг И. М. Вероятностное прогнозирование в
деятельности человека / И. М. Фейгенберг, Г. Е. Журавлев. - М.: Наука, 1977.
- 392 с.
37. Филичева Т. Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, О. М. Елисеенкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 1 - 9.
38. Фролова А. В. Специфика исследования феномена антиципации в речевой деятельности / А. В. Фролова // Вестник ТГГПУ. - 2010. - № 20. - С. 325-331.
39. Фрумкина Р. М. Вероятностное прогнозирование в речи /
Р. М. Фрумкина. - М., 1971. - 199 с.
40. Цветкова И. В. Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада / И. В. Цветкова // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 1. -
С. 168 - 170.
41. Черкасова Е. Л. Речевая коммуникация детей младшего
школьного возраста: изучение, диагностика и развитие / Е. Л. Черкасова. - М.: Национальный книжный центр, 2011. - 192 с.
42. Шулекина Ю. А. Выявление и коррекция нарушений смыслового
восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим
недоразвитием речи: автореф. дис. .. .канд. пед. наук / Ю. А. Шулегина. - М. - 2008. - 26 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ