Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа №44563

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
395
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6
1.2. Особенности прогностической компетентности детей старшего
дошкольного возраста 11
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование коммуникативной характеристики прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями 23
2.1. Методы и методика исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 24
Вывод по 2 главе 41
Заключение 44
Список литературы 47


Актуальность исследования. Актуальность проблемы формирования прогностической компетентности детей обусловлена задачами образовательной политики Российской Федерации на современном этапе. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ориентированы на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение различных компетенций.
Дети с двигательными нарушениями - неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Детям, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, присущи особенности эмоционально-личностной сферы, отличающие их от здоровых сверстников. Биологические факторы влияют на развитие отклоняющегося поведения, так как они затрудняют адаптацию ребенка в социуме. Ведущая роль в развитии личности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата принадлежит осознанию и переживанию ими дефекта, которое формируется на основе эмоционального симптомокомплекса, состоящего из следующих параметров: акцентуаций характера, склонности к формированию страхов. Дети с нарушениями ОДА затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды, отличаются недостаточной критичностью к себе и результатам своей деятельности, неустойчивостью эмоционально-волевой сферы личности, повышенной тревожностью. Им присущи определенные психические состояния и качества личности, наличие высокой эмоциональной напряженности, низкий уровень самоконтроля.
Дети с двигательными нарушениями не способны использовать вербальные средства общения, это проявляется в различных расстройствах
речи, которые затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь в большинстве случаев недоступна таким детям, а она играет важнейшую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия. У детей с ОДА существуют проблемы с прогнозированием, в силу своего нарушения они могут быть погружены в себя, либо само общество может их отторгать, говоря об их неблагополучии, таким образом у детей с двигательными нарушениями часто наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, они не способны прогнозировать последствий своего поведения и общения с детьми и со взрослыми.
Цель исследования - нашего исследования является изучение коммуникативных особенностей прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями.
Объект исследования - прогностическая компетентность детей с двигательными нарушениями.
Предмет исследования - коммуникативные характеристики прогностической компетентности детей с двигательными нарушениями
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что коммуникативные характеристики прогностической компетентности детей с двигательными нарушениями обладают особенностями, такими как минимальная вербализация прогноза, бедность рече-языковых средств, отсутствие в прогнозе высказываний участников, отсутствие в речи формы будущего времени глагола.
Задачи исследования:
- изучить теоретическую базу исследования;
- рассмотреть особенности детей с двигательными нарушениями;
- изучить коммуникативные характеристики прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями;
- провести сравнение коммуникативной характеристики
прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с
4
нормой в развитии и детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научных методов: теоретические: анализ
психолого-педагогической, методической литературы; эмпирические: сравнительный анализ.
Методологическую основу исследования составили: концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.С Выготский, Л.И. Божович, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); системно-личностный подход к изучению психических явлений (К.А. Абульханова-Славская, Л.Ф. Алексеева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), положения об объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин)
Практическая значимость исследования. Работа может быть использована при подготовке студентов. Также результаты исследования могут быть полезны дефектологам, работающим с детьми с двигательными нарушениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дети с двигательными нарушениями составляют большую группу детей с особенностями в развитии. Им присущи определенные психические состояния и качества личности, наличие высокой эмоциональной напряженности, низкий уровень самоконтроля. У детей с двигательными нарушениями часто наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, в силу своего нарушения они могут быть погружены в себя, либо само общество может их отторгать, говоря об их неблагополучии
Прогностическая компетентность может быть обозначена как свойство личности, ее устойчивая характеристика, фиксирующая уровень развития антиципационных способностей и представляющая собой определенное состояние системы внутренних ресурсов личности, обеспечивающих успешность прогностической деятельности. К таковым ресурсам относятся конституционально обусловленные свойства (особенности нервной системы и темперамента), когнитивные ресурсы (познавательные процессы, формально-логический и социальный интеллект), аффективный, волевой и поведенческий потенциалы личности.
Прогностическая компетентность есть психический механизм, при посредстве которого происходит детерминация будущим процесса общения. Общение можно рассматривать как процесс постановки и решения коммуникативной задачи. Антиципация в общении выполняет и регулятивную функцию: важные моменты общения составляют
синхронизация действий его участников, а также их взаимные стимулирование, регулирование, коррекция и дополнение. Антиципация является основой согласования индивидуальных действий человека с действиями своих партнеров, на основе чего и возможно взаимопонимание.
ситуации и отсутствие перехода к прогнозированию. У значительного большинства дошкольников с двигательными нарушениями прогнозирование в сфере отношений либо не развито, либо развито на низком уровне, они бояться ситуаций связанных с обучением, плохо ориентируются в ситуациях, связанных с другими детьми и взрослыми. На самом низком уровне прогнозирование отмечается в сфере виртуальных отношений. Прогнозирование развито в сфере отношений к болезни и отношений в семье. В группе дошкольников с нормой в развитии способности к прогнозированию развиты на высоком уровне.
Также можно отметить, что для детей с двигательными нарушениями характерен низкий уровень прогнозирования в сфере учебных и внеучебных ситуаций, для них характерен низкий уровень социализации, она протекает не благополучно, выявляются нарушения социализации и риски возникновения отклоняющегося поведения, в ответах детей выражены деструктивные формы поведения.
Кроме этого, дошкольники демонстрируют инфантильные стратегии прогнозирования модели поведения, т.е. ориентируются на более ранние, несоответствующие возрасту модели поведения. Также стоит отметить, что чаще всего они показывают пессимистическую установку на построение ожидаемого образа будущего (развитие событий), кроме этого в качестве субъектов будущих событий указывает других участников ситуаций. Для них характерна инвариативность прогноза, они моделируют единственный сценарий развития событий, при построении образа будущего у них представлена нерасчлененная, синкретическая оценка образа, они ориентируется на непосредственных участников ситуации, изображенных на картинке, компоненты прошлого опыта не учитываются в построении прогноза.
Оценивая коммуникативные характеристики прогностической
компетентности, можно отметить, что дети с двигательными нарушениями
обладают особенностями, такими как минимальная вербализация прогноза,
45
бедность рече-языковых средств, отсутствие в прогнозе высказываний участников, отсутствие в речи формы будущего времени глагола.
Прогноз у них представлен в виде односложного ответа простого нераспространенного предложения, либо перечисления нескольких глаголов, они не умеют использовать конструкции в соответствии с возрастом, не могут использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией. Высказывания участников ситуации в форме прямой, либо косвенной речи отсутствуют, при прогнозе предстоящих событий дошкольники используют форму прошедшего или настоящего времени.



1. Анфалов Е.В. Теоретические аспекты проблемы формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов [Текст] / Е.В. Анфалов // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. - 2016. - № 3. - С. 9-15.
2. Антипова Д.А. Исследование регулятивной функции антиципации у младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата [Текст] // Научная инициатива в психологии: Межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых / Под ред. Ткаченко П.В. - Курск: КГМУ, 2017.
- С.
3. Арефьева С.А., Арефьева О.В. Культура речи как показатель речевого развития личности [Текст] / С.А. Арефьева, О.В. Арефьева // Альманах современной науки и образования. - 2013. - №11 (78). - С. 15-17.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом [Текст] / Е.Ф. Архипов. - М.: Просвещение, 2010. - 95 с.
5. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - М.: Новый мир, 2012. - 139 с.
6. Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями [Текст] / Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев . - М.: Владос, 2008.
- 164с.
7. Ванакова Г.В. Приемы, способствующие выработке коммуникативных качеств личности как индикатора жизнестойкости [Текст] / Г.В. Ванакова // Среднее профессиональное образование. - 2014.- №6. - С.9-
13.
8. Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом [Текст] / Н.А. Василенко // Дефектология. - 1980. - № 1.
9. Вассерман Л.И. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами [Текст] / Л.И. Вассерман // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1998. - № 2.
10. Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич [Текст] / Д. Вернер. - М., 2003.
11. Г ончарова О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями : Дис. ... канд. психол. наук [Текст] / О.Л. Гончарова. - Казань, 2003. - 173 с.
12. Гордиенко Ю.В., Курбанова А.Т. Риски возникновения девиаций у школьников с двигательными нарушениями [Текст] // Научная инициатива в психологии: Межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых / Под ред. Ткаченко П.В. - Курск: КГМУ, 2017. - С.49
13. Гросс Н.А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Н.А. Гросс. - М.: Амфора, 2015. - 235 с.
14. Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л.А. Данилова - М.: Знания, 2012, 540 с.
15. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию [Текст] / Под ред. Х. Рай и М.Д. Скьортен. - ЮНЕСКО, 1989.
16. Детский церебральный паралич [Текст] / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Дидактика-Плюс, 2003.
17. Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / А.И. Дьячкова - М.: Просвещение, 2010. - 235 с.
18. Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка [Текст] / И.А. Зимняя // Исследования речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985. - С. 143
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
20. Исенко С.П. Критика и реагирование на нее как компоненты коммуникативной компетенции личности [Текст] / С.П. Исенков // Концепт. - 2014. - №5. - С.21-25.
21. Красовская Е.В., Данилова А.Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.В. Красовская, А.Н. Данилова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 80-82.
22. Курцева З.И. Речевой поступок и речевой этикет [Текст] / З.И. Курцева // Проблемы современного образования. - 2013. - №1. - С.6-15.
23. Лебеденко О.А. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Лебеденко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №29. - С.27-32.
24. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2011. - 192 с.
25. Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы,
методы, приемы формирования: сб. науч. ст. [Текст] / Ф,М. Литвинко // Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. - Мн., 2009. - Вып. 9. - С. 11
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Воронеж, 1997.- С.291-300.
27. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] /Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. М.: Наука, 1980. - 279 с.
28. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом [Текст] / И.И. Мамайчук // Дефектология. - 1976. - №3.
29. Мамайчук И.И. Комплексной психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича [Текст] / И.И. Мамайчук // Дефектология. - 1984. - №6.
30. Мастюкова Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Амфора, 2010, 448 с.
31. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова . - М.: Просвещение,
2012. - 95 с
32. Ничипоренко Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С.123-130.
33. Ничипоренко Н.П. «Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования» [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Психологический журнал. -2006, том 27. № 05.
34. Новикова Л.И. Профессиональный словарик: компетенция и
компетентность - одно и то же? [Текст] / Л.И. Новикова // Преподаватель XXI век. - 2005. - №1. - С. 49-51.
35. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата [Текст] / О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2000. - С. 31
36. Радина Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2001. - С. 393-403.
37. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] /Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 351с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 418 с.
39. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Дис. док-ра психол. наук в форме научного доклада [Текст] / Е.А. Сергиенко. М.: Просвещение, 1997 - 138 с.
40. Стацевич Е.Е. Советы психолога детям с детскими церебральными параличами [Текст] / Е.Е. Стацевич. - М., 1993.
41. Финни Н. Ребенок с церебральным параличом [Текст] / Н. Финни. - М., 2001.
42. Чавес С. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: Автореф. дис. ... канд. Наук [Текст] С.Чавес. - СПб., 1992.
43. Шамарен Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей [Текст] / Т.Г. Шамарен, Г.И. Белова. - Элиста, 1999.
44. Шипицина Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипиуина.- СПб.: 2011, 440 с.
45. .Шишковская А. Особенности развития личности и эмоциональноволевой сферы у детей с ДЦП [Текст] / А. Шишковская // Вестник интегративной психологии. - 2009. - № 5. - С.14-22.
46. Цукер М.Б. Детские церебральные параличи [Текст] / М.Б. Цукер. - М.: Новая наука, 2015. - 233 с.
47. Liagergren J. Children with Motor Hendicaps. ActaPaediarica Scandinavia. Suppiement, 2009.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ