Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕГУЛЯТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №53093

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Теоретический подход к изучению регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушением слуха в различных видах деятельности 7
1.1. Основные понятия регуляции, саморегуляции в современной психологии
7
1.2. Понятие о волевых процессах в регуляции 10
1.3. Регулятивные характеристики и прогностическая компетентность в
условиях нормогенеза 12
1.4. Регулятивные характеристики и прогностическая компетентность в условиях учебной деятельности у младших школьников с нарушением слуха 18
Выводы по Главе 1 22
Глава II Эмпирическое исследование регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушением слуха в учебной деятельности 23
2.1. Организация и методы исследования регулятивных характеристик
прогностической компетентности 24
2.2. Результаты исследования регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нарушением слуха в учебной деятельности 26
2.3. Результаты исследования регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нормативным развитием в различных видах деятельности 38
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования регулятивных
характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха и младших школьников с нормативным развитием в учебной деятельности 48
Выводы по Главе II 60
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения

Актуальность исследования. Изучение антиципационной состоятельности и прогностической компетентности в регулятивном аспекте является актуальной проблемой в рамках всей психологической науки.
Отдельный интерес имеет изучение процессов прогнозирования в регуляции у детей с ограниченными возможностями здоровья, так как развитие данного процесса является возможным ресурсом развития ребенка с особыми потребностями. Раскрытие данной проблемы можно встретить в работах И.М. Фейгенберг (1973), Л.И. Переслени (1976), Е.А. Сергиенко (1987), В.Д. Менделевича (1990-2001), Б.Ф Ломова (1991 - 1999), А.И Ахметзяновой (2004), которые исследуют вероятностное прогнозирование и прогностическую компетентность лиц в различных подходах. Вопросу же изучения особенностей антиципационной состоятельности детей с нарушенным слуховым анализатором в специальной литературе уделено мало внимания.
Социализация детей с особыми потребностями в общество во многом зависит от развития у них учебной деятельности, которая дает необходимые знания о познавательных и регулятивных процессах. Многие исследования подтверждают, что в младшем школьном возрасте снижение слуховой функции влияет на познавательную деятельность, а именно учебная деятельность, является основным новообразованием этого возраста. Процессы регулирования у детей данной категории развиваются специфично за счет нарушения слухового восприятия и вследствие этого процессы прогнозирования имеют свои особенности.
Недостаточное исследование прогностической компетентности в условиях учебной деятельности определяет актуальность нашей темы исследования: «Регулятивные характеристики прогностической
компетентности младших школьников с нарушением слуха в различных видах деятельности».
Цель исследования - изучить особенности регулятивной характеристики прогностической компетентности.
Объект исследования - прогностические способности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом.
Предмет исследования - регулятивные характеристики прогностической компетентности слабослышащих младших школьников в условиях учебной деятельности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что нарушенная слуховая функция определяет специфику прогностической деятельности, проявляющаяся в существовании ошибок предсказания, воспроизведения, регуляции контроля и саморегуляции, а также имеет тесную взаимосвязь с уровнем сформированности волевых усилий.
Задачи исследования:
1. Изучить научные подходы к пониманию регуляции, антиципации, прогностической компетентности в литературе.
2. Выявить особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с нарушением слуха и с нормативным развитием.
3. Выявить особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности в условиях учебной деятельности.
4. Провести сопоставительный анализ выявленных особенностей регулятивной характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха в сравнении с младшими школьниками с нормативным развитием и сформулировать выводы.
Методологической базой исследования послужили научные работы, рассматривающие прогностическую деятельность в рамках психофизиологического (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.М. Русалов); структурно-уровневого (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков); генетического (Е.А.Сергиенко, Л.А. Регуш) и клинического подходов (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич, Ч.Р Громова); концепция учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкина); исследования Л.И. Переслени посвященные изучению структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования; исследования Т.Г. Богдановой посвященные структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития; исследования Е.Г. Речинской, направленные на успешное формирование учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение, эмпирическое исследование (методика оценки уровня сформированности учебной деятельности Г.В Репкина, Е.В. Заика, методика «Изучения саморегуляции» УВ. Ульенковой, методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка» Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, методика «Нерешаемая задача» Н.Н. Александровой, Т.И. Шульга), методы статистической обработки результатов (t-критерий Стьюдента, Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ).
База исследования: Исследование поводилось на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г. Казани.
Практическая значимость: Полученные результаты дополняют и расширяют представления регулятивной характеристике прогностической компетентности в условиях дефицитарного дизонтогенеза, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции детей с нарушением слуха, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г. Казань,
2017), на IV Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2017).
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 60 источников. Работа проиллюстрирована 9 таблицами, 5 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушением слуха в различных видах деятельности, позволило предположить наличие взаимосвязи между учебной деятельностью и прогностической компетентности, связанные с процессами регуляции.
В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявления особенностей прогнозирования у слабослышащих младших школьников в учебной деятельности.
Работа, направленная на выявление специфических особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности в учебной деятельности у младших школьников, выявила наличие своеобразия прогностической деятельности слабослышащих школьников по сравнению с участниками контрольной группы.
В частности это проявляется в высокой скорости формирования прогнозов, но имеет неустойчивый характер, которые ведут за собой ошибки отвлечения, предсказания и воспроизведения, другими словами, особенность регулятивных характеристик проявляется в низких уровнях развития саморегуляции и волевых качеств. Также выявлена слабость процессов считывания информации из памяти, что препятствует применению полученной ранее информации в новых аналогичных условиях. Наличие нарушенной слуховой функции ограничивает речевые процессы и особенности восприятия, памяти, запоминания отражаются на регулятивных процессах.
Данные особенности прогностической деятельности слабослышащих младших школьников отражают сниженный уровень развития компонентов учебной деятельности по сравнению с детьми с нормативным развитием.
Развитие саморегуляции определяется степенью принятия, выполнения и оценки своей деятельности. Процессы самоконтроля у детей с нарушением слуха имеют тенденцию к возрастанию к старшему возрасту.
Нарушение слухового анализатора способствует уменьшению волевых регуляций, с характерным негативизмом и неуверенностью, а также оказывает воздействие на процессы, которые участвуют в формировании прогноза, в частности это коррелируют с уровнем развития таких волевых качеств, как: дисциплинированность, настойчивость, прилежание, организованность для дальнейшей успешной прогностической деятельности.
Таким образом, эмпирическое исследование позволило раскрыть взаимосвязь прогностической компетентности в регулятивном аспекте и учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте. Целью исследования являлось изучение особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности, которую мы раскрыли в своей работе, и доказали гипотезу о том, что нарушенная слуховая функция определяет специфику прогностической деятельности, проявляющаяся в существовании ошибок предсказания, воспроизведения, регуляции контроля и саморегуляции, а также имеет тесную взаимосвязь с уровнем сформированности волевых усилий, была подтверждена.



1. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта. Основы общей и прикладной акмеологии. / К.А. Абульханова- Славская- М., 1995. - с. 388.
2. Алексеева Т.В. Ожидания результатов деятельности как одна из характеристик личности (на материале старшего школьного возраста): Дис.канд. психол. наук. / Т.В. Алексеева- М., 1995. - с. 129.
3. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: для студентов высших учебных заведений / Л.В. Андреева - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
4. Ахметзянова А.Н Особенностей антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста:Дис. ... канд. психол. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань, 2004.- 158 с.
5. Бандура А. Теория социального научения/ А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - с. 320.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М; Воронеж, 1995. - С. 302-332.
7. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации/ Дж. Брунер- М.: Прогресс, 1977. - с. 412.
8. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлевой. - М.: «Наука»,1977- 392с.
9. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности - М., 2014. - 304 с.
10. Гендин А.М., Предвидение и цель в развитии общества: философско- социологические аспекты социального прогнозировании / гл. ред. В.Ф. Голосов. - Красноярск: Красноярский гос. пед. институт, 1970. — 435 с.
11. Гозова А. П. К вопросу изучения личности глухого/ А. П. Гозова // Изучение личности аномального ребенка: Тезисы докл. конф. 12-13 апреля 1977 г. - М. : НИИ Дефектологии АПН СССР, 1977. - С. 26-27.
12. Гончарова О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и
антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: Дис. ... канд. психол. наук / О.Л. Гончарова. - Казань, 2003. - 173 c.
13. Грабенко Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. Диагностика и коррекция/ Т. М. Грабенко, И. А. Михаленкова- СПб. : Речь, 2008, - с. 256.
14.Занков Л. В. К проблеме обучения и развития/ Л. В. Занков //Вопросы психологии.-1974.- №3.- С. 8-15.
15.Зейгарник Б. В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал — 1989. — т. 2. — № 2
16. Иванников В. А.Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие/ Иванников В. А.; Издательство: ПИТЕР 2006. - 208 с.
17. Камен В.К. Воля, эмоции, интеллект // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь. 1983.
18. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие для студентов/ Карпов А. В; — М., 1999. - 584 с.
19. Карпов А. В. Психология труда: учебник для бакалавров / А. В. Карпов; отв. ред. А. В. Карпов. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 350 с. — (Бакалавр. Академический курс).
20. Кацеро А. А., Кобзарь А. В. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии/ А.А.Кацеро, А.В.Кобзарь // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 10-12.
21. Кондратьева И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками/ И.И. Кондратьева //Вопросы психологии.- 1990.- №4. - С. 47-55.
22. Конопкин О.А. Психологические механизмы саморегуляции
деятельности/ О.А. Конопкин// Вопросы психологии. - М.: Ленанд, 2011. - 320 с.
23. Круглова Н.Ф. Регуляторно-когнитивный аспект повышения
эффективности учебной деятельности младших школьников // Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / под ред. В.И. Моросановой. - М.: ПИ РАО, 2006, с. 204-234.
24. Лобанова Н. Н. Формирование у младшего школьника умственного действия планирования как условия развития прогнозирования/ Н. Н. Лобанова// Проблема развития познавательных способностей- М., 1983- с.68.
25. Ломов Б. Ф.Антиципация в структуре деятельности/ Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков— М.: Наука, 1980. — с. 280 .
26. Ломов Б. Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б. Ф. Ломов.- М.: Наука, 1999. - с.350.
27. Ломов Б.Ф. Память и антиципация/ Б.Ф. Ломов // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991. - С. 73 - 81
28. Манухина С.Ю. Методологические основы психологии : хрестоматия; учебно-методический комплекс/ С.Ю. Манухина, А.Н. Занковский.- М.,Изд.центр ЕАОИ, 2009. - с.152.
29. Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза/ В. Д. Менделевич // Психол. журн.- 1996.- Т. 17.- № 4.- С. 107 - 115.
30. Менделевич В. Д. Антиципационные особенности психической деятельности детей, страдающих неврозами/ В. Д. Менделевич, Д. А. Мухаметзянова. // Социальная и клиническая психиатрия. № 2,1997.- С. 31 - 36.
31. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ - Ярославль, 2012. - 428 с.
32. Найссер У.Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии / УМ. Найссер- М., 1981.- с.235.
33. Ничипоренко Н. П., Менделевич В. Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологических исследований/ Н. П.Ничипоренко, В. Д. Менделевич //Психологический журнал- 2006.- Т.27- №5.- С. 49-56.
34. Ничипоренко Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств / Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С.123-130.
35. Нюттен Ж. Процесс формирования цели / Ж. Нюттен // Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности / Под общ. ред. В.В. Петухова. - М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. - С.189 - 191.
36. Переслени Л.И. Возможности изучения структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. - 1993, - № 4, - с. 109 - 115.
37. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии / Л.И. Переслени // Вопросы психологии.- 1976.- № 2.- С.113 -123.
38. Петшак В. Эмоциональное развитие глухих детей : автореф. дис. ... д-ра пед. наук/ В. Петшак. - М., 1991. - с.36.
39. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования: коллективная монография / С.П. Дуванова и др. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. - 148 с.
40. Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей /Ф.Ф.Рау // Дефектология. - 1991. - № 1. -С. 81-88.
41. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003. - 352 с.
42. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В Репкина., Е.В. Заика.- Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.
43. Речицкая Г.Е. Формирование универсальных учебных действий у мла дших школьников с нарушением слуха - М.: Прометей, 2011. - с. 7
44. Речицкая Е. Г. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах / Е. Г. Речицкая, Т К. Гущина - М: «Прометей», 2011. - 210 с.
45. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений Е. Г. Речицкая - М.: ВЛАДОС, 2004.
- 655 с.
46. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В. Розанова. - М.: Педагогика, 1978. - 143 с.
47. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека /- М., 1992.
- 142
48. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Дисс. в виде научного доклада ... д-ра психол. наук./ Е.А.Сергиенко - М., 1997.
- с.118.
49. Соловьев И. М. Психология глухих детей / И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф.
- М.: Педагогика, 1971. - 446 с.
50. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И.М. Соловьев. - М., 1966.
51. Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей школьников / О.В. Соловьева. - Ставрополь: Изд. Сервисшкола, 2002.
52. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Т.Г. Богданова. — М.: Академия, 2002. - 203 с.
53. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте/ Е.Н.Сурков.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - с. 145.
54. Ульенкова УВ., Кисова В.В. Экспериментальное изучение
формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2001. - № 1. - 26-33 - С. 26 -33.
55. Фадеев В.В. Возрастные особенности формирования прогноза в процессе регуляции деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук/ В.В.Фадеев. - М., 1982-с.158.
56. Фейгенберг И. М.Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении / И. М. Фейгенберг // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. - М., 1973. С. 5 - 19.
57. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. М.: МГУ, 1978. - 112 с.
58. Флотская Н. Ю. Особенности развития структурных компонентов прогнозирования в младшем школьном возрасте. Автореферат дисс. канд. психол. наук/ Н.Ю.Флотская.- СПб., 1995-с.27.
59. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л., 1969.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ