Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕ-КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Работа №70559

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Прогностическая компетентность в структуре психологических исследований 7
1.1. Теоретический анализ представлений о рече-коммуникативной функции
прогностической компетентности 7
1.2. Зарубежный аспект изучения прогностической компетентности лиц с
нарушениями средств общения 25
1.3. Риски возникновения девиаций у детей с ограниченными возможностями
здоровья 29
Выводы по первой главе 44
Глава II. Психическое развитие лиц с нарушениями речи 45
2.1. Характеристика младших школьников с нарушением речи 45
2.2. Анализ современных исследований психологических особенностей лиц с
нарушением речи 54
Выводы по второй главе 61
Глава III. Изучение рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением речи 62
3.1. Экспериментальное исследование уровня рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением речи 62
Выводы по третьей главе 62
Заключение 69
Список использованной литературы


Актуальность. Одной из важнейших высших психических функций, играющих приоритетную роль в психическом развитии, является речевая функция. Именно формирование и овладение навыками коммуникации создает фундамент для специфических социальных контактов ребенка.[1] Глобальный характер проблемы социализации детей с тяжелыми нарушениями речи обусловлен показателями данных статистики. В последние годы отмечается неуклонный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе, страдающих тяжелыми нарушениями речи. Актуальность разработки всесторонней психологической помощи лицам, страдающим тяжелой речевой патологией, обусловила необходимость углубленного психологического изучения данной категории.
В настоящее время внимание психологов направлено на новое актуальное направление, а именно - изучение характеристик прогностической компетентности лиц с речевой патологией. Прогнозирование речи отражает некоторый фрагмент предшествующего опыта в единстве его перцептивных, когнитивных и аффективных характеристик, ракурс переживания этого опыта и отношение к нему.
У лиц с речевой патологией данный компонент имеет отличительные черты, которые на сегодняшний день не изучены комплексно. В исследовательских работах зарубежных и отечественных ученых доказана связь выбора конкретной стратегии речевого поведения с частотно-вероятностной организацией словаря в памяти индивида. Также доказано, что частота встречаемости определенных слов, клише, речевых штампов, и высокочастотных словосочетаний детерминирована частотой встречаемости в опыте конкретного человека.
Сформированное умение построения внутренней программы речевого высказывания является приоритетным аспектом адекватного использования языковых средств в коммуникативных целях у детей младшего школьного возраста. Реализация программы речевого высказывания на внешнем уровне, предполагает умение оперировать языковыми знаками и двигательными структурами — их выбор, сочетание, перестановка в соответствии с усвоенными ранее правилами родного языка и двигательными стереотипами фонем и слов (Н.И. Жинкин, Е.Ф. Соботович, А.Н. Соколов).
Наиболее сложным и уязвимым аспектом при речевых патологиях у детей младшего школьного возраста является сложная хронологическая формула развития речи в онтогенезе. Стоит отметить, что влияние, являющееся системным при нарушениях речевой функции, выходит далеко за пределы собственно речевого статуса ребенка.
В процессе возрастного развития детей младшего школьного возраста могут быть выявлены точные различия между статистически-нормативным развитием и отклонением от него. (В.И. Лубовский, Т.Н. Осипенко) Именно поэтому в младшем школьном возрасте особенно актуальны детальный анализ и исследование функциональных показателей психологического статуса детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
Отмечается все большее количество обращений по вопросу дезадаптации младших школьников, их неготовности к школьному обучению и низкой успеваемости в начальных классах. Психологи, специалисты коррекционного профиля и педагоги говорят о том, что чаще всего уровень интеллектуального развития ребенка в не выходит за пределы средненормативных возрастных показателей. Но по результатам специальных исследований (нейропсихологического, дефектологического) часто обнаруживаются признаки речевых нарушений (Л.А. Рожкова, Л.И. Переслени).
Цель исследования: изучение уровня развития рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением речи.
Объект исследования : прогностическая компетентность младших школьников с нарушением речи.
Предмет исследования: рече-коммуникативная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что прогнозирование младших школьников с нарушением речи может отличаться бедностью используемых рече-языковых средств и отсутствием в прогнозе высказываний других участников.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы рассмотреть состояние проблемы развития способности к прогнозированию в норме и патологии и создать необходимое теоретическое обоснование для предпринятого исследования.
2. Выяснить степень разработанности проблем этиологии, клинической картины развития и сопутствующих психологических особенностей у младших школьников с нарушением речи.
3. Осуществить библиометрический анализ информационного пространства современных психологических исследований по наиболее популярным базам данных: «Scopus», «Web of Science», «Е-library».
4. Выявить особенности рече-коммуниктаивной функции прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Методологической основой исследования выступили:
- положения системно-функционального подхода об антиципации как о феномене, который пронизывает все уровни психического отражения действительности и имеет многоуровневое строение, сформулированное в работах Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова, П.К. Анохина.
- базовые положения культурно-исторической концепции психического онтогенеза Л.С. Выготского, которое получило дальнейшее прикладное развитие в трудах российских логопедов и дефектологов И.Т. Власенко, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.;
- работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга и его сотрудников, учеников и последователей: Л.И. Переслени, А.Ю.Акопова, В.А. Иванникова, Ф.И. Случевского, Д.А. Ширяева.
- психолингвистические основы речевой деятельности,
коммуникативные теории речи (И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, З.И. Клычникова).
- научные взгляды на изучение активизации речевой деятельности и положения о системном, комплексном подходе к коррекционной работе, (Л.С. Волкова, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.)
Методы исследования:
1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме изучения прогностической компетентности.
2. Библиометрический анализ информационного пространства современных психологических исследований по наиболее популярным базам данных: «Scopus», «Web of Science», «Е-library».
3. Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы. (Ахметзянова А.И.)
4. Статистическая обработка полученных данных. ( SPSS)
Практическая значимость подтверждается разработкой пособия, целью которого является развитие и формирование рече-коммуникативной функции прогностической компетентности детей с нарушениями речи. Данное учебно-методическое пособие может быть включено в работу специалистов коррекционного профиля, психологов, педагогов.
Апробация работы: основные теоретические и практические результаты докладывались на VII Международной педагогической командной олимпиаде-универсиаде (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова); Международной научной конференции «Ломоносов-2018» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова); конференции молодых ученых «Актуальные проблемы психологической науки» (Москва, НИУ ВШЭ); II Всероссийской научно-практической конференции «Современные вопросы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи» (Москва, МИТУ-МАСИ); IV Международной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» ( Казань, КФУ).
Публикации. По теме выпускной квалификационной работы опубликовано 13 научных статей в научных журналах и сборниках материалов конференций: HELIX, 2018; Проблемы современного педагогического образования, (Ялта, КФУ); ВНПК «Будущее клинической психологии», (Пермь, Перм. гос.нац.ун-т.); МНПК «ЛОМОНОСОВ-2018»( Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова); МНПК «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с нарушениями в развитии» (Казань,КФУ); МНПК «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук» (Вольск, ВВИМО); XXIV МНПК "Ломоносов - 2017" (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова); ВПНК «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : поиски и достижения» (Москва, МГПУ); МНПК «Актуальные проблемы современной психологической науки» (Москва, НИУ ВШЭ); ВНПК «Современные вопросы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи» (Москва, МИТУ-МАСИ); МНПК «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (Казань, КФУ); ВНПК «Научная инициатива в психологии», (Курск, КГМУ); Личность в меняющемся мире : здоровье, адаптация, развитие (Рязань, РязГМУ).
Структура работы: работа состоит из трех глав, выводов по главам, заключения. Объем данной работы составляет 76 страниц машинописного текста. Работа включает в себя 2 таблицы и 5 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного исследования уровня развития рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением речи подтвердили выдвинутую ранее гипотезу. Действительно, рече-коммуникативная функция прогностической компетентности у младших школьников с нарушением речи имеет более высокий уровень развития. Данная особенность является показателем комплексной коррекционной работой над речевой функцией и одним из приоритетных показателей социализации данной категории детей.
Были выявлены особенности прогностической компетентности младших школьников с нормотипичным развитием и с тяжелыми нарушениями речи. Проведен анализ статистический анализ полученных данных. Был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы, который позволил рассмотреть состояние проблемы развития способности к прогнозированию в норме и патологии и создать необходимое теоретическое обоснование для предпринятого исследования.
Было разработано авторское пособие, целью которого является развитие и формирование рече-коммуникативной функции прогностической компетентности детей с нарушениями речи.
Цель работы достигнута. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза исследования получила своё экспериментальное подтверждение. На основании проведенного исследования было доказано, что прогнозирование младших школьников с нарушением речи отличается бедностью используемых рече-языковых средств и отсутствием в прогнозе высказываний других участников.



1. Акопов, А. Ю., Случевский Ф. И. Прогностическая деятельность человека в однозначно-детерминированных средах в норме и патологии [Текст] / А.Ю. Акопов, В.Ф.Случаевский //Вопросы психологии. - 1981.-№. 3. - С. 119-123.
2. Аминев, Г. А. Новое направление в изучении нейроструктурных основ индивидуальных различий / Г.А.Аминев //Вопр. психологии. Уфа. - 1999. - №. 2. - С. 114-115.
3. Ананьев , Б. Г. Избранные труды по психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев . - Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. - 314с.
4. Анохин, П. К. Опережающее отражение действительности [Текст] /П.К. Анохин //Вопросы философии. - 1962. - Т. 7. - С. 97.
5. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. - метод, пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017.-45 с.
6. Базылевич, Т. Ф. К проблеме задатков прогностических способностей [Текст] / Т.Ф. Базылевич //Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - №. 6. - С. 90-99.
7. Бакулина, Г. А. Обучение русскому языку средствами субъективизации [Текст] / Г.А. Бакулина //Русский язык в школе. - 2003. - №. 3. - С. 10¬17.
8. Белопольский, В.И., Зрительное опознание слов: роль частотности и грамматической преднастройки [Текст] / В.И. Белопольский, В.Н. Каптелинин // Психологический журнал. - 1988. - Т. 9. - №5. - С. 35-44.
9. Блинков, С. М. О нарушении вероятностного прогнозирования при некоторых очаговых поражениях головного мозга [Текст] / С.М. Блинков, И.М. Фейгенберг, М.А. Цискаридзе. - М. : Вероятностное прогнозирование в деятельности человека, 1977. - 387с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] /Л.С. Выготский. -М.:
Directmedia, 2014. - 402с.
11. Григорьева, А.К. Речевые ошибки и уровни языковой компетенции [Текст]:автореф. дис... канд. филолог, наук /А.К.Григорьева. - Пенза: ПТПУ,2004.-24с.
12. Дичинская, Л. Е., Цуканова, М. А. Игровые упражнения в процессе формирования у младших школьников механизма вероятностного прогнозирования в рецептивных видах речевой деятельности [Текст] Л.Е. Дичинская, М.А. Цуканова //Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2017. - С. 94-97.
13. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] /Н.И. Жинкин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 218с.
14. Журавых, О. А. Пойми меня. [Текст] /О.А. Журавыых // Дошкольное воспитание. - 2002.- №2. - С.18-20.
15.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО
«МОДЕК», 2001 - 432с.
16.Зимняя И.А. Опережающее отражение в речевом поведении [Текст] / И.А. Зимняя // Иностранные языки в высшей школе - М., 1974. - Вып. 8. 161с.
17. Капчеля, Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе [Текст] / Г.И. Капчеля, М.И. Лисина. - Калинин, 1987. - 132 с.
18. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - М: Академия: Смысл, 2005. - 288с.
19. Ломов, Б.Ф Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков - М.: Наука, 1980. - 278с.
20. Ломов, Б.Ф. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминанат непреднамеренного запоминания [Текст] /Б.Ф. Ломов //Новые исследования в психиатрии и возрастной психиатрии. - М., 1972. - С. 93¬104.
21. Лурия , А.Р. Мозг человека и психические процессы [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Педагогика, 1963. - 315с.
22. Лурия, А.Р. Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975 - Вып.IV.- 120с.
23. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология.
Практическое руководство [Текст] / В.Д. Менделевич. - М.: МедПресс- информ, 2001. - 588с.
24. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996. - №4. - С. 107-115.
25. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Ж. Ньюттен. - М.: Смысл, 2004. - 168с.
26. Нюттен, Ж. Процесс формирования цели [Текст] / Ж. Ньюттен. - М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. - С.189 - 191.
27. Переслени, Л.И. Психофизиологические механизмы формирования прогноза [Текст] / Л.И. Переслени, Л.А. Рожкова // Психологический журнал. - 1991. - №5 - С. 51 - 59.
28. Пиаже, Ж.Антиципирующая деятельность [Текст]/ Ж.Пиаже // Экспериментальная психология. - 1966. - № 6. - С. 43-46.
29. Пиаже ,Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Смысл, 1969. - 358с.
30. Прогноз в речевой деятельности [Текст] / Под ред. Р.М.Фрумкиной. - М., 1974. - 235с.
31. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 352с.
32. Сергиенко, Е.А. Развитие модели психического в дошкольном возрасте [Текст] / Е.А. Сергиенко //МИР ПСИХОЛОГИИ. - 2015. - №. 1. - С. 53¬64.
33. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. - М.: Академия, 2002. - 25с.
34. Узнадзе ,Д.Н. Психология установки [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 416с.
35. Штерн, А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности: Экспериментальное исследование [Текст] / А.С. Штерн. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1992. - 236с.
36. Ширяев, Д.А. Психофизиологические механизмы вероятностного
прогнозирования [Текст] / Д.А. Ширяев. - Рига: Зинатие, 1986. - 142с.
37. Arnal, L. H., Giraud, A.L. Cortical oscillations and sensory predictions/ L. H. Arnal, A.L. Giraud //Trends in Cognitive Sciences, 2012. - N 16. - P. 390¬398
38. Beilby, J. M., Byrnes, M. L.,Yaruss, J. S. Acceptance and Commitment Therapy for adults who stutter: Psychosocial adjustment and speech / J. M. Beilby, M. L. Byrnes , J. S. Yaruss //Journal of Fluency Disorders, 2012. - N 37. - P.289-299
39. Bendixen, A., Scharinger, M., StrauB, A., Obleser, J. Prediction in the service of comprehension: Modulated early brain responses to omitted speech segments/ Cortex A. Bendixen, M. Scharinger, A. StrauB, J. Obleser//Journal Devoted to the Study of the Nervous System and Behavior, 2015. - N 53. - P. 9-26.
40. Bogels, S., Torreira, F.Listeners use intonational phrase boundaries to project turn ends in spoken interaction/ S. Bogels, F.Torreira//Journal of Phonetics, 2015. - N 52. - P. 47-56.
41. Brown, M., Stopa, L. Does anticipation help or hinder performance in a
subsequent speech?/ M. Brown,L. Stopa//Behavioural and Cognitive
Psychotherapy,2007. - N 35. -P. 133-147.
42. Brozovich, F. A., Heimberg, R. G. Mental imagery and post-event processing in anticipation of a speech performance among socially anxious individuals/ F. A. Brozovich, R. G. Heimberg //Behavior Therapy,2015. - N 44. -P. 701-716.
43. Casillas, M., and Frank, M. C. The development of predictive processes in children’s discourse understanding//Proceedings of the 35th Annual Meeting of the Cognitive Science Society, eds M. Knauff, M. Pauen, N. Sebanz, and I.Wachsmuth (Austin, TX: Cognitive Society),2013. - P. 299-304.
44. Garcia-Barrera, M. A., Davidow, J. H. Anticipation in stuttering: A theoretical model of the nature of stutter prediction/ M. A. Garcia-Barrera, J. H. Davidow//Journal of Fluency Disorders, 2015. - N 44. - P. 1-15.
45. Gjesme, Т. Is there in Future in Achievement Motivation? / Т. Gjesme // Motivation and Emotion,1981.- N 2. - P. 115—138
46. Foucart, A., Martin, C. D., Moreno, E. M., & Costa, A.Can bilinguals see it coming? Word anticipation in L2 sentence reading//Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2014.
47. Jackson. E. S., Yaruss, J. S., Quesal, R. W., Terranova, V., & Whalen, D. H. Responses of adults who stutter to the anticipation of stuttering//Journal of Fluency Disorders,2015. - N 45. - P. 38-51.
48. Jarvilehto T., Nurkkala V. The role of ancitipation in reading/ T. Jarvilehto,
V. Nurkkala // Pragmatics & Cognition, 2009. - N 3.- P. 509-526
49. Hinrichsen, H. , Clark, D. M. Anticipatory processing in social anxiety: two pilot studies / H. Hinrichsen, D. M. Clark, //Journal of Behaviour Therapy and Experimental Psychiatry,2003. - N 34. - P. 205-218.
50. Keitel, A., Prinz, W., Friederici, A. F., von Hofsten, C., and Daum, M. M. Perception of conversations—the importance of semantics and intonation in children’s development//Child Psycho, 2013. - N 16. - P. 264-277.
51. Kruger B.J.Towards a neurocomputational model of speech production and perception/ B.J. Kruger //Speech Commun,2009. - N 51.- P.793-809.
52. MacGregor, L. J., Corley, M., & Donaldson, D. I.Listening to the sound of
silence: Disfluent silent pauses in speech have consequences for
listeners//Neuropsychologia, 2007. - N 48. - P.3982-3992.
53. Martin, C. D., Thierry, G., Kuipers, J.-R., Boutonnet, B.,Foucart, A., & Costa, A. Bilinguals reading in theirsecond language do not predict upcoming words as native readers do//Journal of Memory and Language,2013. - N 69. - P. 574-588.
54.Otten, M., Nieuwland, M. S., & Van Berkum, J. J. A.Great expectations: Specific lexical anticipation influences processing of spoken language//BMC Neuroscience, 2007. - N 8. - P. 89.
55. Parviainen, T., Helenius, P., Poskiparta, E., Niemi, P. Cortical sequence of word perception in beginning readers//Journal of Neuroscience, 2006. - N 26. - P.6052-6061.
56. Perkell J. S. Movement goals and feedback and feedforward control mechanisms in speech production/ J. S. Perkell // Journal of Neurolinguistics, 2014. - N 25. - P. 382-407.
57. Van Lieshout, P., Ben-David, B., Lipski, M., & Namasivayam, A. The impact of threat and cognitive stress on speech motor control in people who stutter//Journal of Fluency Disorders,2004. - N 40. - P. 93-109
58. Vassilopoulos, S. F. Anticipatory processing in social anxiety/ S. F. Vassilopoulos//Behavioural and Cognitive Psychotherapy, 2004. - N 32. - P. 303-311.
59. Robin DA, Jacks A, Hageman C, Clark HM, Woodworth G. Visuomotor tracking abilities of speakers with apraxia of speech//Brain Lang, 2008. - N 106. - P.98-106.
60.Sadagopan, N. and Smith, A. Developmental Changes in the Effects of Utterance Length and Complexity on Speech Movement Variability//Journal of Speech, Language and Hearing Research, 2008. - N 51. - P1138-1151.
61.Sohoglu, E., Peelle, J. E., Carlyon, R. P. Predictive top-down integration of prior knowledge during speech perception//The Journal of Neuroscience: The Official Journal of the Society for Neuroscience, 2012. -N 32.-P. 8443-8453.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ