Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития региона
1.1 Социально-экономическое развитие региона: определение, подходы, критерии оценки
1.2 Методы исследования социально-экономического развития регионов
Глава 2. Практические аспекты оценки состояния социально-экономического развития Республики Татарстан
2.1 Анализ современного состояния социально-экономического развития Республики Татарстан
2.2 Анализ системы управления социально-экономическим развитием Республики Татарстан
Глава 3. Разработка предложений и рекомендаций по социально-экономическому развитию Республики Татарстан
3.1 Грамотное размещение производительных сил как фактор экономического развития Республики Татарстан
3.2 Совершенствование системы образования как основа социального развития Республики Татарстан
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. На современном этапе территориальная дифференциация представляет собой характерную особенность социального и экономического развития Российской Федерации. С одной стороны, отчетливо обозначились экономически развитые регионы, которые определяют современное положение России в международном разделении труда и в свой черед образуют доходы федерального бюджета. Вышеназванные обстоятельства обусловили актуальность настоящего исследования.
Нынешние условия формируют для социально - экономического развития Республики Татарстан как ряд возникающих возможностей, так и группу появляющихся проблем, требующих совершенствования имеющихся тенденций развития. Вследствие этого актуальной проявляется задача вырабатывания действенных стратегий социально - экономического развития Республики Татарстан, поскольку регион обладает необходимым ресурсным потенциалом, эффективное употребление которого поможет достичь наибольшего экономического эффекта и с качественной стороны усовершенствовать структуру всей экономики Татарстана. При формировании и осуществлении экономической политики Республики Татарстан, огромную значимость имеют ряд специфических особенностей характерных для Республики, включая перспективные потребности.
Таким образом, все вышеизложенное подтверждает актуальность данной темы исследования.
В работе были рассмотрены вопросы как общетеоретического характера, создающего концептуальный ее стержень, так и прикладного, позволяющего употреблять некоторые части изучения на практике в сфере государственного регулирования экономики Республики Татарстан.
Теоретико-методологической базой исследования являются теоретические аспекты экономической и социологической теории, касающиеся вопросов экономики и социологии региона и процесса воспроизводства в частности, а также труды отечественных и зарубежных ученых в сфере социально-экономического анализа.
При исследовании применялся системный подход с целью анализа социально-экономических процессов и явлений, а также использовались следующие методы: метод научной абстракции; метод социально
экономического синтеза и анализа, комплекс экономико-математических методов и др.
Целью дипломной работы является анализ социально-экономического развития Республики Татарстан и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования требуется решить следующий перечень задач:
- провести обзор теоретических основ социально-экономического развития региона;
- исследовать анализ современного состояния социально-экономического развития Республики Татарстан
- провести анализ системы управления социально-экономическим развитием Республики Татарстан
- разработать предложения и рекомендации по социально-экономическому развитию Республики Татарстан
Объектом исследования является Республика Татарстан.
Предметом исследования является социально-экономическое развитие Республики Татарстан.
Республика Татарстан занимает выгодное экономическое и географическое положение на востоке европейской части РФ, располагаясь на пересечении главных магистралей, которые соединяют восток и запад, север и юг страны, обладает огромной ресурсной обеспеченностью (нефть, водные ресурсы, леса и земли).
Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Татарстан, как и в России, в 2015 году вырабатывалась при усилении геополитической напряженности, процесса дестабилизации на всех фондовых рынках, процесса волатильности на нефтяных и валютных рынках. Ряд внешних факторов оказал значительное воздействие на экономику республики.
На экономическую динамику положительное воздействие в 2015 году оказала сфера промышленности, отрасль сельского хозяйства и строительство. Спад на потребительском рынке содействовал замедлению темпов роста.
По результатам 2015 года доля промышленной отрасли в экономике, по оценке, составила 42% (в том числе, доля добычи полезных ископаемых составила 20,9%, доля обрабатывающего производства составила 18,9%, доля сферы производства и распределения электроэнергии, воды и газа составила 2,2%), доля сельскохозяйственного комплекса составила 7,4%, доля строительства была равна 9,1%, доля транспорта и связи составила 7,6%, доля торговли составляла 15,9%. Величина валового регионального продукта на душу населения в Татарстане в 2015 году, по оценке, составила 472600 рублей, повысившись на 8,8 процентов к уровню величины 2014 года.
Стоимостный размер прожиточного минимума на одного человека в 2015 году составил 7695 рублей в месяц и увеличился по сопоставлению с 2014 годом на 11,8%, а размер минимального потребительского бюджета составил 13331 рубль (увеличение на 13,7%). Удельный вес населения, обладающего денежные доходы ниже размера прожиточного минимума за 2015 год, по оценкам, составил 7% от общего количества населения региона.
Размер среднемесячной зарплаты рабочих по результатам 2015 года в здравоохранении и предоставлении комплекса социальных услуг составил 24,3 тыс. рублей, в области образования составил 22,8 тыс. рублей, в культуре и искусстве составил 19,7 тыс. рублей.
Обстановка на рынке труда Татарстана в 2015 году оставалась достаточно стабильной на фоне проведения действенной государственной политики в сфере занятости населения. На 31 декабря 2015 года на учете в службах занятости было зарегистрировано 16,5 тыс. человек в качестве безработных, или 0,8% от количества экономически деятельного населения региона (на конец декабря 2014 года было 0,74%).
В работе проведен обзор ключевых проблем, припасающих социально - экономическому развитию региона.
Проблемы размещения сил производства:
Бесспорно, что действенное самостоятельное социально-экономическое развитие некоторых населенных пунктов неосуществимо и в целом автономное развитие регионов исчерпало свои ресурсы. Только лишь ряд интеграционных процессов, формирование территориальных кластеров, осуществление ряда межмуниципальных проектов способны обеспечить динамичное социально-экономическое развитие. В основе данных процессов лежит рациональное размещение и развитие производительных сил. В широком понимании, производительные силы являются совокупностью производственных сил и людей, которые заняты в производственном процессе.
Отмечается отсутствие больших инвестиционных, включая межмуниципальные, проекты. Неэффективно организована деятельность центра ответственности по осуществлению привлечения инвестиций, используя принцип "одного окна". Мало активное использование инструментов государственного сотрудничества при образовании и формировании производительных сил.
Главным образом это определено тремя причинами:
- принимаемое решение о постройке нового объекта не всегда учитывает уровень обеспеченности;
- отмечается отсутствие учета подобных объектов вне зависимости от форм собственности;
- высвобождающиеся территории объектов общественной сферы образуют дополнительную асимметричность в обеспеченности.
Приложения по размещению производительных сил в Республики Татарстан:
1. Сформировать концепцию развития социальной инфраструктуры, созданную на комплексном формировании экономических агломераций и населенных пунктов, учитывающую:
- нормативы сроков строительства объектов;
- ряд требований к ценовым критериям;
- объекты, находящиеся в незавершенном строительстве;
- присутствие подобных объектов подчиненности ведомств;
- ориентацию инфраструктурного формирования на разрешение задач развития и размещения производительных сил;
- непременное участие ведомств и министерств в процессе планирования выбора и распределения объектов социальной инфраструктуры в курируемой отрасли.
2. Реализовать инвентаризацию объектов социальной инфраструктуры, которые находятся на балансе субъектов хозяйствования.
3. Осуществить инвентаризацию неупотребляемых зданий и помещений в социальных учреждениях.
4. Сформировать единый реестр социальных объектов, включая находящиеся в строительстве и комплекс ведомственных объектов.
5. Создать и внедрить в действие механизм формирования в РТ инфраструктуры доходных жилых зданий разных категорий (домов эконом - класса, бизнес-класса, VIP-класса) с целью привлечения высококвалифицированных экспертов из других субъектов РФ и из иностранных стран.
6. Сформировать и внедрить в действие механизм активного участия ВУЗов в формировании проектной и инновационной деятельности организаций.
7. Осуществить аккредитацию инновационных субъектов в соответствии с параметрами оценки результативности их деятельности.
8. Сформировать проект нормативно-правового акта, который определяет единый регламент сопровождения проектов инвестирования используя принцип "одного окна"
9. Принять нормативно-правовой акт о формировании образовательных кластеров
Предложения по развитию системы образования:
1. Формирование и улучшение механизмов взаимной ответственности в образовательной сфере, возрастание роли всех образовательных субъектов и их взаимодействие;
2. Комплексное интегрирование науки, предпринимательства и образования, соответственных заведений и организаций (Модель постоянного профессионального образования, представленная на рис. 3.1.);
3. Повышение инициативности всех общественных партнеров, к которым относятся: образовательные учреждения, работодатели, органы по труду, службы занятости, другие заинтересованные структуры. Должна быть сформирована действенная система поддержки трудоустройства выпускников ВУЗов и поддержки их при начале собственного дела;
4. Осуществление подготовки и переподготовки персонала для муниципальной и государственной службы. Как раз структуры муниципального самоуправления и государственной власти должны быть каналами массового изучения и распространения передовых средств и методик организации мышления и деятельности;
5. Осуществление подготовки и переподготовки трудовых ресурсов для потребностей основных отраслей, в планируемой перспективе - кластеров, экономики РТ.
Таким образом, данные направления социально-экономического развития будут способствовать решению проблем в Республики.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
4. Закон РТ от 28.07.2004г. № 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (13.11.2015)
5. Закон РТ от 06.04.2005г. № 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" (11.08.2015)
6. Закон РТ от 17.06.2015 N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (принят ГС РТ 10.06.2015)
Литература:
7. Андреев А. В. Основы региональной экономики: учебник для вузов/А. В. Андреев. - М.: КноРус, 2015. - 334 с.
8. Андреев А. В. Региональная экономика: учебник для вузов/А. В. Андреев.- СПб: Питер, 2015. - 464 с.
9. Анохин А. А. Региональные проблемы социального развития. - Д: Изд- во ЛГУ 2013. - 47 с.
10. Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 2011.
11. Антонюк В. С. Региональные проблемы государственного макроэкономического регулирования: Монография. - Челябинск: Изд- во ЧГПУ, 2013. - 275 с.
12. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики/Е.Н. Вахромов //Вестник Иркутского государственного университета. 2014. - № 2. - С. 26-30.
13. Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма/М.В. Иванова//Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2015. - Т. 2. - № 28. - С. 146-149.
14. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2015. - 584 с.
15. Козьева И. Л. Экономическая география и регионалистика: учебник / И.Л. Козьева, Э.Н. Кузъбожев. - М.: КНОРУС, 2015. - 346 с.
16. Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие/ Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. - М.: Высшее образование, 2013. - 540 с. - (Основы наук).
17. Курнышев В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. - М.: КноРус,2014. - 254 с.
18. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы/ Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. - М.: КноРус, 2012. - 320 с.
19. Региональная экономика/ Под ред. Г. Поляка. - М.: Юнити-Дана,2013. - 464 с.
20. Региональная экономика: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 472 с.
21. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победи Б Поляк и др.; Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. - М.: ББ, ЮНИТИ,2013. — 304 с.
22. Региональная экономика: Учебник для вузов. - 2 - е изд., перераб. и доп.. - М. : ЮНИТИ, 2013. - 472 с.
23. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов/ С. Г. Тяглов, Е. А. Черныш, Н. П. Молчанова и др.; Под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова.-- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.-- 320 с.
24. Региональная экономика: Учебное пособие. - М. : Инфра- М, 2013. - (Высш. образование). - 463 с.
25. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза./Под ред. А.Г. Гранберга. М.: «Экономика», 2014. - 435 с. (рук. авт. колл.и ответ. ред.)
26. Региональное управление. Зарубежный опыт: Реферат. сб. /Рос. акад. упр.. - М. Вып.2. - 2014. - 98 с.
27. Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов /Под ред. В.С.Бильчака. Калининград, 2013. 92 с.
28. Региональные диспропорции: оценка и пути их преодоления. -
Екатеринбург,: Изд-во Уральского государственного экономического
университета, 2014.
29. Региональные особенности местного управления и самоуправления. Ростов н/Д., 2014.
30. Региональные особенности местного управления и самоуправления: Научно- практ. пособие. - Ростов- на- Дону: Изд- во Северо- Кавказского науч. центра, 2013. - 196 с..
31. Региональные финансы и кредит /Под ред. Л.И.Сергеева. Калининград, 2015. 580 с.
32. Регионоведение: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Г.Морозовой. - ЮНИТИ, 2015.-424с.
33. Россия в цифрах: Стат. сб. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2015. - 340 с.
34. Сидоров М.К. Социально-экономическая география и регионалистика России: учебник /М.К. Сидоров.- М.:ИНФРА - М, 2014. - 400 с.
35. Соловьева Т.В. Идеи экономического районирования в исторической ретроспективе/Т.В. Соловьева // Известия Уральского государственного университета. - 2014. - № 49. - С. 153-162.
36. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное
пособие / под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина. — М. КНОРУС, 2015. - 352 с.
37. Федоляк В.С. Региональная экономика как хозяйственная система страны/ В.С. Федоляк //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2012. - Т. 10. - № 1. - С. 3-7.
38. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 416 с. - (Высшее образование).
39. Чапек В. Н. Региональная экономика: учебник для вузов/В. Н. Чапек. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 256 с.
40. Экономическая и социальная география России: учебник / Под ред. А.Т. Хрущева. М.: КРОН-ПРЕСС, 2011. - 456 с.
41. Borts G.H., Stein J.L. Economic growth in a free market. N.Y.: 2011.
42. DolinskayaI. Explaining Russia's output collapse: Aggregate sources and regional evidence. Wash.: IMF, 2011.
43. Friedman J. Regional development policy. Cambridge: MIT Press, 2013.
44. Hirschman A.O. The strategy of economic development. New Haven: Yale univ. press. 2013.
45. Myrdal G. Economic theory and under-developed regions. N.Y., 2011
46. Walz U. Long-run effects of regional policy in an economic union. // The annals of regional science. 2013. Vol.30. №2. P. 165-183.